Тель-Дан (Дан, Лаиш)

Национальный парк Тель-Дан1 расположен на северной оконечности современного Израиля вблизи ливанской границы. На территории парка находятся остатки ханаанского города Лаиш (библ. Лаис, Ласем) и его преемника – израильского Дана.  Арабское название места – Тель-эль-Кади. Город существовал до середины VIII в. до н.э., но в районе святилища мы видим остатки и более поздних исторических периодов: персидского, эллинистического и римского2. К сожалению, мамлюкско-османское кладбище XV-XVI вв. нарушило последние культурные слои (страты) древнего города, девяносто процентов которого остаётся нераскопанным. Тель-Дан – один из центров древнего Ханаана и прекрасный объект для библейской археологии. Рассказывая о городе, будем придерживаться традиционной хронологии, оставляя в стороне «минималистические»3 версии. Отметим также, что на склонах Хермонского хребта, по соседству с Тель-Даном, расположены истоки ручья Дан – одного из трёх потоков, образующих реку Иордан. Есть родники и на территории самого парка.

Исторический очерк

В Библии Дан впервые появляется, как точка, до которой Аврам гнался за похитителями Лота:

«Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рождённых в доме его, триста восемнадцать, и преследовал [неприятелей] до Дана» (Быт.14:14).

При жребии колен Израилевых (И.Н. 18-19) племени Дана выпадает небольшой участок в центре страны, образно говоря, южная часть современного Тель-Авива и земли к югу от Первого шоссе в сторону Иерусалима, примерно до середины пути. И хотя в Библии сказано, что «… и вышел предел сынов Дановых мал для них» (И. Н. 19:46), но возможно, что они просто не смогли преодолеть сопротивление ханаанских соседей. Из книг Иисуса Навина и Судей 17-18 мы узнаём, что даниты покидают Прибрежную равнину, движутся на север и захватывают мирный ханаанский Лаиш (одно название города использовано в египетских и сирийских текстах XVIII века до н.э. и в списке завоеваний фараона Тутмоса III XV века до н.э.):

«сыны Дановы пошли войною на Ласем (Лаиш, ИЦ) и взяли его, и поразили его мечом, и получили его в наследие, и поселились в нем, и назвали Ласем Даном по имени Дана, отца своего» (И.Н. 19:47).

Ханаанский Лаиш наряду с Хацором (синод. Асор, Гацор), Акко и др. упоминается в египетских «текстах проклятий» 4 (англ. Execration texts), самые старые из которых относятся к XXIV-XXII вв. до н.э. Позже он находится под властью финикийского Сидона (Суд. 18:7 и дал.).

Как и в Хацоре, «главе всех царств сих» (И. Н. 11: 10), в Дане есть возвышение для царского трона (правда видимое ныне относится не к ханаанскому, а к израильскому периоду), что подтверждает известную из Библии практику царских судов у городских ворот:

«И встал царь и сел у ворот, а всему народу возвестили, что царь сидит у ворот. И пришёл весь народ пред лице царя…» (2Ц. 19: 8)


Схема Национального парка Тель-Дан (слева). Схема расселения колен Израилевых – Дан (Лаиш) расположен в северной части карты (Wiki, справа)

О традиции судов у ворот и ханаанской (угаритской) легенде о Данеле мы ещё расскажем в Приложении, а сейчас напомним историю о том, как израильтяне силой приводят в Лаиш (будущий Дан), священника со всей атрибутикой (Суд. 17). Отсюда идёт легенда о том, что с тех пор в святилище Дана главенствовали священники из рода Моисея в противовес иерусалимским – из рода Аарона. Религиозное значение Дана подчёркивается в 3Цар. 12, где описывается установка царём Иеровоамом I  (Иоров‘амом, правил ок. 928 – 907 гг. до н. э.) золотого тельца и праздники паломничества. Об этом же говорит и пророк Амос (VIII в. до н.э.):

«В тот день истаявать будут от жажды красивые девы и юноши, которые клянутся грехом Самарийским и говорят: “жив бог твой, Дан! и жив путь в Вирсавию!” – Они падут и уже не встанут» (Ам.8:13,14)

Дан является северной границей еврейского царства в библейском рефрене «от Дана до Беэр-Шевы (Вирсавии)» (Суд.20:1, 1Цар.3:20, 2Цар.17:11, 2Цар.24:2, 3Цар.4:25 и др.). Пророк Иеремия (ок. 645 г. до н. э. — нач. VI в. до н. э.) также пользуется Даном, как «исходной точкой»:

«Ибо уже несётся голос от Дана и гибельная весть с горы Ефремовой» (Иер. 4:15).

Tel Hazor 006
Место для трона у городских ворот Дана израильского периода (вверху, 2019). Лестница, ведущая из нижнего в верхний город Хацора, перед которой на возвышении видны отверстия для ножек трона (Управление природы и парков Израиля, внизу)

Но вернёмся к «нашим священникам».

На горе Ефремовой (Эфраима) жил человек по имени Миха (Михайяху), имевший домашнее святилище (ивр. «Бейт Элохим», букв. «Дом Господа»). Из карты расселения колен Израиля можно предположить, что Ефремова гора или гористая местность располагалась между Гивой (северные окраины современного Иерусалима, район Бейт Ханина) и Шхемом. Миха тайно заимствует у матери, но затем возвращает, «семейную заначку», после чего

«…мать его взяла двести <сиклей, хотя в оригинале слово отсутствует, ИЦ> серебра и отдала их плавильщику. Он сделал из них истукан и литый кумир, который и находился в доме Михи. И был у Михи дом Божий. И сделал он ефод и терафим и посвятил одного из сыновей своих, чтоб он был у него священником». (Суд.17:4,5)


Зоны раскопок Тель-Дана и соответствующая им часть схемы Национального парка

Здесь «истукан» – это некое изваяние из камня («песель», ивр.), «кумир» – металлическое изделие («масеха», ивр.; букв. маска), а «эфод» – часть верхнего облачения священника, современная «жилетка». Также, к примеру, называется и жёлтый светоотражающий жилет водителя.

Слово «терафим» упоминается в еврейской Библии пятнадцать раз, и похоже, что речь идёт о неких важных для  женщин статуэтках (англ. figurines). Статуэтки могли быть маленькими (в Быт. 31:33-35 Рахель / Рахиль прячет терафимы под седло) и большими (в 1Ц. 19:13-16 Михаль / Мелхола укрывает терафима в постель, маскируя, под сбежавшего Давида).

На Святой Земле найдены сотни терракотовых и металлических женских фигурок – возможных «терафимов». Скорее всего, они служили талисманами и были важной частью домашнего культа. С их помощью обращались к богам, просили о плодородии, о здоровье детей и ближних и т.п. (см. W. Dever, Chap 6 ff.)

Не исключено, что понятие «терафим» включало в себя и популярные «в народе» гадальные кубики. Такие кубики, изготовленные из астрагалов (таранные кости коз или овец) обнаружены, скажем, в Мегиддо, а керамические – в святилище Дана.

Однажды юноша левит из Вифлеема Иудейского проходил мимо дома Михи, и хозяин упросил его остаться:

«Миха посвятил левита, и этот юноша был у него священником и жил в доме у Михи. И сказал Миха: теперь я знаю, что Господь будет мне благотворить, потому что левит у меня священником» (Суд.17:12,13)

Как раз в это время лидеры данитов послали из центра страны (Цоры и Эштаоля) пятерых разведчиков на север в поисках удобной территории для размещения племени. Разведчики заночевали у Михи и получили благословение юноши-священника:

«Они сказали ему: вопроси Бога, чтобы знать нам, успешен ли будет путь наш, в который мы идём. Священник сказал им: идите с миром; пред Господом путь ваш, в который вы идёте». (Суд.18:5,6)

Осмотрев «беспечный» Лаиш, соглядатаи вернулись, и вскоре 600 вооружённых данитов пошли завоёвывать город, поскольку лазутчики сказали им, что «видели землю, <и> она весьма хороша». Путь их снова лежал через горы Ефремовы:

«Когда они вошли в дом Михи и взяли истукан, ефод, терафим и литый кумир, священник сказал им: что вы делаете? Они сказали ему: молчи, положи руку твою на уста твои и иди с нами и будь у нас отцом и священником; лучше ли тебе быть священником в доме одного человека, нежели быть священником в колене или в племени Израилевом?» (Суд.18:18,19)

На протесты же Михи и его соседей последовал ответ:

«[Молчи], чтобы мы не слышали голоса твоего; иначе некоторые из нас, рассердившись, нападут на вас, и ты погубишь себя и семейство твое» (Суд.18:25)

Сыны Дановы взяли сделанные Михой предметы культа и священника, после чего захватили Лаиш, выступив

«против народа спокойного и беспечного, и побили его мечом, а город сожгли огнём» (Суд.18:27)

Затем они

«построили [снова] город и поселились в нем, и нарекли имя городу: Дан, по имени отца своего Дана, сына Израилева; а прежде имя города тому было: Лаис. И поставили у себя сыны Дановы истукан; Ионафан же, сын Гирсона, сына Манассии, сам и сыновья его были священниками в колене Дановом до дня переселения [жителей той] земли; и имели у себя истукан, сделанный Михою, во все то время, когда дом Божий находился в Силоме (Шило, ИЦ)» (Суд.18:27-31).

Если правильно произнести имя родоначальника священнического рода, то он будет Ионатаном, сыном Гершона, сыном Менаше. Талмуд (ББ. 109б) – записанная устная традиция – толкует здесь имя Менаше, как видоизменение имени Моше, то есть Моисея.  Отсюда следует ещё один момент противостояния с Иудеей: Дан, как культовый центр севера соперничает с Шило (Силомом), где был «дом Божий» а затем и с Иерусалимом, где стоит Ковчег Завета и служат потомки Аарона, тогда как жрецами святилища в Дане были потомки Моисея (но для этого мы должны поверить,  что Ионатан был внуком библейского Моисея, а не его тёзки). Продолжалось это противостояние вплоть до разрушения города и угона его жителей в Ассирию в VIII веке до н.э. царём Тиглатпаласа́ром III (Тукульти-апал-Эшарра, годы правления ок. 744–727 гг. до н. э.)

После распада в X в до н.э. Объединённого царства, лидер отколовшихся десяти северных израильских колен Иеровоам I, стремясь покончить с культовой зависимостью от Иерусалима – читай попытки установить культ иудейского царя, как помазанника Божия, – установил в Дане (и в Вефиле/Бет-Эле) золотых тельцов 5 (I Ц. 12:28, 29, 32), в противоположность иерусалимским херувимам.  Дан превратился в один из двух культовых центров Израильского царства, в которых не херувимы, а золотые тельцы служили символом присутствия Бога. Сразу скажем, что никаких следов тельцов, ни в Вефиле ни в Дане, археологи не обнаружили, как нет о них упоминания в исторических источниках.

При третьем израильском царе, Ба‘ше (Ваасе, ок. 906 – 883 гг. до н.э.), Дан, через который проходил путь всех завоевателей, вторгавшихся на Святую Землю с севера, был разрушен царём Арама-Дамаска Бен-Хададом I (Венададом, годы правления  ок. 885 – 865 до н.э.) (3 Цар 15.18-22). Однако на местности этого не видно, поскольку следы разрушения в страте V похоже относятся к израильскому завоеванию, а не к приходу арамеев (см. таблицу Хроники Дана в конце заметки). К слову, о самом царе Бен-Хададе I мы знаем только из Библии. Его, вероятно, сменяет Бен-Хадад II, а того, в свою очередь – автор «Стелы из Тель-Дана» Хазаэль (Азаил)


Эллинистическое наследие, надпись: «Богу, который в Дане, Зоил(ос) сделал возношение» (к примеру, статуэтку или сосуд, III-II вв. до н.э.) (http://ngsba.org/excavations/tel-dan/)

На рубеже IX-VIII вв. до н.э. Дан пострадал от землетрясения, вызвавшего обрушение стен из глинобитного кирпича.

Город процветал во времена царей Ахава и Иеровоама II, в середине IX и VIII веков до н. э., соответственно, но был окончательно сожжён в 732 г. до н. э. упомянутым Тиглатпаласа́ром III в походе, ознаменовавшем начало уничтожения Израильского царства:

«Во дни Факея (Пеках, ок. 735–732), царя Израильского, пришёл Феглаффелласар, царь Ассирийский, и взял Ион, Авел-Беф-Мааху 6, и Ианох, и Кедес, и Асор, и Галаад, и Галилею, всю землю Неффалимову, и переселил их в Ассирию» (4Цар. 15: 29)

В эллинистический период Дан, по-видимому, назывался Антиохией и был самым северным городом на территориях, завоёванных вторым хасмонейским царём Александром Яннаем (годы правления 103−76 гг. до н. э.).

Постепенно Дан пришел в упадок и превратился в деревню. Евсевий Кесарийский (IV в. н. э.) в «Ономастиконе» пишет о нём так:

«Дан (Dan), небольшое селение на четвёртом милиарии от Панеады (Баниаса – И.Ц.), по дороге в Тир, и ныне называемое такт же, предел северный провинции Иудеи, откуда вытекающая река Иордан получила свое название: ибо Евреи зовут Иор – ρείθρον, т.е. река или источники» (с лат. перевода Иеронима Стридонского)

Память о библейском Дане сохранилась в названии Мивцар-Дан (букв. Крепость Дан), которое евреи, жившие в XI–XII вв. в соседнем Баниасе (Панионе), дали своему городу.

Раскопки

Первые находки в Тель-Дане относятся примерно к 4500 г. до н.э. и включают стены, шириной 0,8 метра, кремниевые орудия, базальтовые сосуды и примитивную керамику, а среди раритетов других периодов особое значение имеет т.н. «Стела из Тель-Дана» – базальтовый обелиск IX в до н.э., фрагменты которого обнаружены во вторичном использовании (мощении) в 1993 и 1994 годах. Этот обелиск, установленный по приказу царя Арама-Дамаска Хазаэля (Азаила), сменившего в IX в. до н.э. Бен-Хадада II, содержит надпись, в которой, среди прочего, говорится о победе над неким иудейском правителем, от имени которого сохранилось только окончание «яху», вероятно – над Охозией (Ахазияху), выходце из «дома Давида» («Бет Давид»). Эта надпись и моавитянская «Стела Меши» остаются единственными небиблейскими упоминаниями о легендарном царе Давиде.

Пионером здешних раскопок, площадью около 20 га, был Авраам Биран (Avraham Biran, 1909 – 2008), начавший свою работу в 1966 году и закончивший – в 1990-х. Достойным финалом его усилий стало обнаружение перед городским воротами обломков упомянутой стелы.

Помимо обучения поколений молодых археологов, А. Биран сделал ряд открытий в области культуры бронзового века на юге Леванта, израильского заселения севера Галилеи и создания политического и религиозного центра Израильского царства в Дане. В 2003 году в возрасте 93 лет он ушёл в отставку с поста руководителя иерусалимской Школы библейской археологии им. Нельсона Глюка (The Nelson Glueck School of Biblical Archaeology), в дальнейшем, «Школы». Новым директором был назначен Давид Илан (David Ilan), а содиректором – Ифат Тереани (Yifat Thereani).

В 2005 году Школа возобновила раскопки. Среди прочего ставились задачи выяснения этнической принадлежности жителей Дана эпохи Железного века I, а также связи между развивающимся комплексом святилища Железного века II и жителями города, и региона.  Предполагалось использовать новые научные методы, включая инфракрасный анализ почвы, георадарную разведку (GPR)7, изотопный анализ остатков фауны, в дополнение к радиоуглеродному датированию (14C).

Отметим, что раскопки (и финансирование) в Дане, как и, к примеру, в Хацоре, долгое время были ориентированы только на железный век (израильский период). Сезон 2020 года, по понятным причинам, был перенесён, а жаль, поскольку предполагалось изучать интереснейшие страты транзита от бронзы к железу (1300 – 950 гг. до н.э.). В работах должны были участвовать специалисты учреждённой в 2017 году в Лос-Анжелесе многопрофильной археологической программы «Turning Points», посвящённой изучению перехода между поздним бронзовым и ранним железным веками, во главе с А. Бёрком из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (Aaron B. Burke, UCLA), и Э. Моррис из женского Барнард колледжа, Нью-Йорк (Ellen Morris, Barnard College), одного из четырех официальных колледжей Колумбийского университета.

Исследования А. Бирана показали, что люди заселили Дан, стоящий у подножия заснеженной горы Хермон, ещё в эпоху неолита. В период Ранней Бронзы II-III (2900–2200 гг. до н. э.), поселение возобновилось, и к этому времени можно отнести часть массивных укреплений. XVIII в. до н. э. (периодом Средней Бронзы II) датируются арочные ворота из глиняного кирпича: в Израиле современные им есть только в Ашкелоне.  К XVIII в. до н. э. относится и самый большой из известных в стране крепостной вал с гласисом8, характерным для строительства периода гиксосов. К эпохе Поздней бронзы I-II (ок. 1500 – 1200 гг. до н.э.) принадлежит заполненная сокровищами микенская гробница с «ложным сводом», и думается, что множество подобных гробниц остаются нераскопанными.

Завоевание Лаиша в XI веке до н. э. коленом Дана (страта V) сопровождалось разрушением города и возникновением на его месте скромного аграрного поселения. В эпоху Объединённого царства и в годы правления Иеровоама I Дан разрастается, дома выходят за пределы городских стен, и создаются мощные укрепления. Перестраивается и развивается культовый центр – святилище. По поводу того, был ли здесь «полноценный» храм, учёные спорят по  сегодняшний день. Разрушение города Бен-Хададом I остаётся загадкой. О землетрясении VIII века до н. э. и о гибели Дана в 732 году до н.э. под атаками ассирийцев мы уже упоминали.

Персидскому, эллинистическому и римскому периоду соответствуют обнаруженные в районе святилища статуэтки, изваяния и надписи; культовая деятельность продолжалась в течение сотен лет, однако мало, что известно о самом поселении. К концу IV века н. э. Тель-Дан был заброшен. Усадьба или небольшая мамлюкская деревня, возможно, существовали здесь в XV-XVI вв., но от них сохранилось лишь небольшое кладбище в южной части теля.

Особенностями Дана можно считать крепостной вал, ханаанские городские ворота из глинобитного кирпича, микенскую могилу и городское святилище разных периодов, с остатками строений и четырёхугольным культовым возвышением (ивр. бама, англ. high place). Интерес представляют также руины «четырёхкамерных» городских ворот израильского периода, ведущая к ним мощёная улица периода Иеровоама I, и, безусловно, «стела из Тель-Дана».

Врата Авраама

Считается, что в сложенные из глинобитного кирпича арочные ханаанские городские ворота XVIII в. до н.э. мог заходить праотец Авраам, освобождавший из плена своего племянника Лота:

«Аврам, услышав, что сродник его (Лот – И. Ц.) взят в плен, вооружил рабов своих, рождённых в доме его, триста восемнадцать, и преследовал [неприятелей] до Дана» (Быт.14:14)

Позже, ворота по какой-то причине были засыпаны самими жителями Лаиша, что помогло им сохраниться. Арки XVIII века до н.э., а подобная есть и в национальном парке Ашкелона, конструкция в древнем мире достаточно редкая, но не уникальная, поскольку они были известны и в Египте, и в Междуречье. К слову, одна из старейших находится в южном Ираке, в посвящённом лунному божеству храме Эдублалмар (Edublalmahr), расположенном в Уре (около Басры). Этот шумерский храм-зиккурат, датируется 2100 годом до нашей эры, а по соседству показывают остатки т.н. «дома Авраама» (если верить, что Авраам родился в шумерском Уре-Басре, а не в верхне-месопотамском Уре-Урфе), могилы возрастом 7000 лет и др. Как и в Дане, мы видим здесь тройную классическую арку из сырцового кирпича.

Хацор и Лаиш – единственные города Эрец-Исраэль, упоминаемые в документах шумерского Мари (XVIII век до н. э.), как крупные торговые центры, имевшие караванное сообщение с Вавилоном. В одном из писем говорится о вавилонских посланниках, которые пробыли в Хацоре некоторое время. Из другого – мы узнаем об отправке в Хацор партии олова, что означает, что Хацор занимался приобретением олова и поставками его в другие города Ханаана для производства бронзы.


«Врата Авраама» (2019)

Скажем ещё несколько слов о Хацоре, как центре ханаанского севера Святой Земли. Его завоевание (или заселение) израильтянами утвердило их ведущую роль среди местного населения. Правда многие археологи видят противоречия между событиями, изложенными в книге Иисуса Навина (довольно поздний текст) и историческими находками. Исследователи утверждают, что нижний город был сожжён не позже середины XIII века до н. э., а еврейские поселенцы, судя по раскопкам, появились в окрестностях Хацора не раньше XII века. Так что библейский фрагмент о том, что

«В то же время возвратившись Иисус (Навин – И. Ц.) взял Асор и царя его убил мечом (Асор же прежде был главою всех царств сих); и побили все дышащее, что было в нем, мечом, предав заклятию: не осталось ни одной души; а Асор сожег он огнём. И все города царей сих и всех царей их взял Иисус и побил мечом, предав их заклятию, как повелел Моисей, раб Господень; впрочем всех городов, лежавших на возвышенности, не жгли Израильтяне, кроме одного Асора, [который] сжёг Иисус» (И. Н. 11:10-13),

вызывает некоторые вопросы. После этого, Хацор так и не смог вернуть своё значение, хотя перестраивался израильтянами и, возможно, даже царём Соломоном. Затем Хацор был также уничтожен ассирийцами, и в VII – II веках до н. э. на его месте существовало небольшие ассирийское, персидское и греческое укрепления, располагавшиеся в западной оконечности верхнего города.

Последнюю ссылку на Хацор можно найти при рассказе о хасмонейском восстании II в. до н.э., когда, стремясь к независимости Иудеи, его лидеры, братья Маккавеи, поддерживали ту или иную сторону в нескончаемых междоусобицах греческих претендентов на власть в Селевкидской Сирии:

«А Ионафан и войско его расположились станом при водах Геннисаретских и утром стали на равнине Насор. И вот, войско иноплеменников встретилось с ним на равнине, оставив против него засаду в горах, само же шло навстречу ему с противной стороны» (1Макк. 11: 67, 68)

Здесь речь идёт о том, что когда в 147 году до н. э. сын селевкидского царя Деметрия I, Деметрий II, выступил против соперника убитого отца, Александра Баласа, Ионатан (Ионафан) Маккавей поддержал последнего, установив временный контроль над прибрежной полосой Палестины. Сейчас Хацор – это один из национальных парков Израиля. Другие сведения о нём вы можете найти в нашей заметке, посвящённой этому городу

Площадь перед «Израильскими» воротами

На площади перед воротами Дана израильского периода отчётливо виден участок с вертикальными каменными обелисками (англ. Standing Stones9). Иногда их называют «мацевот» (англ. maṣṣebot, мн. числ. от ивр. «мацева» – памятник). Вероятно, «мацевот» устанавливали в честь различных богов и/или в знак заключения военных и торговых союзов.

Нельзя сказать, что обелиски присущи исключительно бронзовому веку. Археологи неоднократно находили их в еврейских святилищах периода Объединённого царства и Первого храма10. По-видимому, традиция продолжалась. В народной религии, Яхве (и другие божества) «жили» не только в Иерусалиме, но присутствовали физически везде. Как отмечал много копавший на Святой Земле археолог Билл Дивер (W. Dever), ничто не было более фундаментальным для семейных обрядов поклонения, чем видимый, ощутимый символ божественного присутствия (W. Dever, p. 119). И только к VII в. до н.э., в результате реформ царя Иосии (Иошияху, ок. 639–609 гг. до н.э.), «стоячие камни» исчезли окончательно.

Интересно, что обелиски находили как «стоячими», так и «лежачими». Означало ли это прекращение поклонения определённому божеству или расторжение некоего союза, мы не знаем. К примеру, в Тель-Моце одна из старых мацевот со временем стала частью кладки стены «притвора» местного храма – предшественника и современника храма Соломона.

На площади перед входными воротами «израильского» Дана мы видим несколько стоящих и лежащих обелисков. Возможно, приходящим в Дан торговцам из других племён разрешалось ставить шатры (и мацевот), и отправлять религиозные культы вне городской черты, на расстоянии пары десятков метров от ворот. И там же, на безопасном расстоянии, наверняка, разворачивалась рыночная торговля.


“Standing stones” у городских ворот Дана еврейского периода (Объединённое и Израильское царства, 2019)

Именно на этой площади в 1993 и 1994 годах в обломках мощения были обнаружены фрагменты «Стелы из Тель-Дана», с надписью на арамейском языке, сделанной финикийскими буквами. Так называемый «фрагмент A» был найден в июле 1993 года Гилой Кук (Gila Cook), а «фрагменты B1 и B2» раскопаны в июне 1994 года. Стела обнаружилась как сполия – ещё в древние времена её разбили и использовали в мощении. Описания фрагментов были опубликованы А. Бираном и его коллегой Йосефом Наве (Joseph Naveh) в 1993 и 1995 годах.



Площадь перед входными воротами Дана израильского периода. В глубине, по центру, видны несколько обелисков (вверху). Обелиски и водосборник перед входом в «южный» ханаанский храм Хацора (в эпоху поздней бронзы этот комплекс был засыпан, и территория стала открытым двором; внизу, 2019)

«Стела из Тель-Дана»

Специалисты единодушны в том, что три обнаруженных фрагмента принадлежат одной и той же стеле, а части B1 и B2 хорошо стыкуются друг с другом. Однако, есть разногласия по поводу того, как соединяются фрагмент А и сочетание фрагментов B1 / B2. Мы придерживаемся версии авторов находки и близкого к нему варианта проф. Уильяма М. Шнидевинда11, а другие предположения и научную дискуссию выносим за рамки заметки.

На варианте У. Шнидевинда мы надписали над финикийскими ивритские буквы, с тем чтобы желающие могли попробовать самостоятельно прочитать арамейскую надпись. В квадратных скобках приведены предполагаемые участки отсутствующего текста. Нам кажется, что владеющий ивритом человек, вооружившись финикийским алфавитом, способен понять большую часть надписи. Подчеркнём только, что образование прошедшего времени отличается здесь от современного и напоминает библейский иврит. К примеру, подобно библейскому разделу «ваикра» (др. евр. ‏ויקרא‏‎ — «и воззвал»), соответствующему первым главам книги Левит, «вайааль» в тексте стелы (<фрагмент> B1, <строчка> 3) означает: «он выступил/ вышел в поход»; сейчас мы сказали бы: «ала».

В целом, в тексте дамасского царя Хазаэля (Азаила, годы правления ок. 842 – 796 гг. до н.э.) – имя не указано, но ясно из хронологии – говорится о его мести израильским и иудейским царям за то, что «израильский царь вторгся на землю его отца» («малек.исраэль.кадам.б-арак.ави»; B1 3 и А 4).


Стела Тель-Дана. Фрагменты А (крупный), B1 и B2 (маленькие). Части B1 и B2 сочетаются между собой, но их расположение относительно A дискутируется

После того, как отец Хазаэля «слёг и ушёл к [праотцам]» («ваишкав.ави.ихак.аль.аваху»; А 3, [не сохранившаяся часть текста]),
бог бури и дождя Хадад (Адад, он же ханаанский Баал/Ваал) сделал Хазаэля царём:

«короновал Хадад меня» ( «малак.хадад.эт.ана»; B1 4 – A 5)

Кстати, подобный речевой оборот может означать, что Хазаэль избавился от родителя самостоятельно. Затем, утверждается, что Хадад вывел его из «семи [частей?] моей земли», и так далее.

Ивритский вариант перевода дан в комментариях12.


Стела из Тель-Дана. Большой фрагмент принято называть фрагментом A, а два более мелких: B1 (побольше) и B2, соответственно (http://ngsba.org/excavations/tel-dan/)

К сожалению, на русском языке лаконичным арамейским фразам соответствуют громоздкие наборы слов, но всё же предложим версию дальнейшего перевода, практически совпадающую с изложенной в «русской» Википедии. Цифры соответствуют номерам строчек на стеле, а в квадратных скобках приведены несохранившиеся, но предполагаемые части слов:

  1. и пошёл Хадад передо мной, и я вышел из семи […]
  2. моего царства, и я убил ца[рей] [сем]ь десят. Ты [сячи]
  3. колесниц и тысячи всадников (или лошадей?). [Я убил] Йо[рама] сына А[хава] (букв. «йорам.бар (сын, арам.).ахаб»)
  4. царя Израильского и [я убил] [Ахази]ягу сына [Иорама цар] (букв. «ахази.яху. бар.йорам»)
  5. я Дома Давида, и я преврат [ил их города в руины и обратил]
  6. их землю в [опустошение]
  7. другие [… и Йеху царство]
  8. вал над Из [раилем и я сделал]
  9. осаду над

Здесь наблюдается историческое противоречие, поскольку согласно Библии, именно Йеху (Йегу, синод. Ииуй) убил как израильского царя Йорама (Йехорама), так и гостившего у него иудейского царя Ахази(яху) (Охозию, IV Ц. 9:24,27). Но, возможно, что «убил», а точнее, арамейское «акталь», могло означать «нанёс поражение». К тому же, узурпатор Йеху был данником Арама/Ассирии13, Ассирия могла рассматривать его как своего агента, и, таким образом, убивать царей чужими руками. Оставим дальнейшие споры специалистам.

Не исключено также, что вам встретится мнение, что выражение «БетДавид» в строчке 9 написано без разделителя (точки) и поэтому означает, что-то другое. Действительно, DYD, может означать «Давид», «котёл», «дядя» и даже «возлюбленный», как, например, в средневековом еврейском гимне  «Леха́ доди́» («Выйди, мой возлюбленный»). Однако из контекста, где повсюду мы видим слова «пошёл», «убил», «осадил», «царь/царствовал» очевидно, что речь идёт о правителе из «дома Давида», т. е. Иудеи.

Как мы уже говорили, «Стела из Тель-Дана» и моавитянская «Стела Меши» являются единственными небиблейскими упоминаниями о царе Давиде, вернее, о «доме Давида», в смысле династии царей Иудеи.

К самим воротам города израильского периода от площади перед ними ведёт т. н. «царская церемониальная дорога» (англ. Royal Ceremonial Road), термин, вероятно придуманный А. Бираном.

«Израильские» ворота

План ворот – «классический» для периода Объединённого царства (XI – X вв. до н. э.) и эпохи, наступившей сразу после его распада:  это четырёх- или шестикамерные ворота, аналогичных воротам Мегиддо, Гезера, Хацора, Лахиша, Тель-Шевы и т.п., построенные, как любят утверждать туристические справочники, царём Соломоном, в соответствии с библейским отрывком:

«Вот распоряжение о подати, которую наложил царь Соломон, чтобы построить храм Господень и дом свой, и Милло, и стену Иерусалимскую, Гацор, и Мегиддо, и Газер» (3Цар.9:15)

Однако ворота Дана, как считал А. Биран, были возведены уже в IX веке, по-видимому, Ахавом (ок. 873–852 гг. до н.э.). К слову, они могли перестраиваться.


Схема ворот (вверху, John Laughlin, 1981). Туристы входят в город по «царской церемониальной дороге» (англ. Royal ceremonial road, внизу, 2019)

Отметим небольшое святилище («возвышение») внутри одного из помещений (камер) городских ворот. Раскопки на Святой Земле подтверждают, что такие святилища были распространённым явлением (ср. Кейяфа, Лахиш и др.). Внутри ворот обычно находились небольшой алтарь для возношений (керамика и т.п.), место их складирования, иногда стела, пара скамеек и др. Основное, «большое» капище могло находиться в стороне, и не обязательно в городе. «По-человечески», здесь всё понятно. Торговец, выходя в дальнюю и опасную дорогу, просил богов об успехе предприятия, а вернувшись – благодарил за сохранение жизни, товара и т.п.

Авторы еврейской Библии не любили писать о таких вещах, пропагандируя идею об исключительности Иерусалимского храма, как символа царской власти и единства страны, «на местах» же дела обстояли по-другому. Нам, к примеру, известны подобные возвышения в воротах Кейяфы и Лахиша. Даже в Ветхом завете –  в рассказе о реформах царя Иосии (Иошияху, годы правления ок. 639–609 гг. до н.э.) – есть о них упоминание:

«и вывел всех жрецов из городов Иудейских, и осквернил высоты, на которых совершали курения жрецы, от Гевы до Вирсавии, и разрушил высоты [пред] воротами, – ту, которая у входа в ворота Иисуса градоначальника, и ту, которая на левой стороне у городских ворот» (4Цар.23:8)


Схема городских ворот Дана железного века (вверху). Небольшое святилище внутри городских ворот (внизу) (2019)

В воротах Дана мы также видим пять небольших стел, высотой от 30 до 45 см, установленных прямо у стены, и лежащий на земле плоский камень – алтарь.

Tel Megiddo 017
Ворота Мегиддо израильского периода

«Микенская» могила

По дороге от городских ворот в направлении святилища, чуть в стороне от тропы, можно увидеть остатки «микенской» могилы (ок. XIV в. до н.э.) с так называемым «ложным сводом»14(«арка Корбела», англ. Сorbel arch), все камни которого лежат друг на друге, слоями, постепенно сдвигаясь к центру. Подобные захоронения в Ханаане обнаружены, скажем, в Угарите. Найдена в доизраильском Лаише бронзового и железного века и микенская керамика, а также более поздняя керамика народов моря15. Поэтому, по-прежнему, существует «филистимская» версия слова «Дан» – в честь племени «дануну» (DNJN, «данайцев»), одной из групп этих народов – разрушителей средиземноморских цивилизаций.


«Микенская» могила с ложным сводом (Corbel arch, вверху, 2019). Микенская керамика XV-XIV вв. до н.э. (т.н. Chariot Crater) из Тель-Дана (https://www.teldanexcavations.com/the-site-of-tel-dan, внизу)

Святилище

Святилище, действовавшее, по всей видимости, с эпохи средней бронзы до эллинистического периода (и неоднократно перестроенное) находится в северной части Национального парка, напротив Ливанской границы. Поэтому библейский текст «и поставили у себя сыны Дановы истукан» (Суд. 18: 30) опускает тот момент, что «новое» святилище находилось на «намоленном» столетиями месте.

Рассказывают также, как мужественный Авраам Биран (1909 – 2008) в моменты обстрелов перебирался с северной стороны земляного вала, ограничивающего святилище с севера, на – южную и продолжал раскопки. Не исключено, что рассказы эти верны, хотя формально раскопки начались в 1966 году, а три перестрелки у практически примыкавшей к Тель-Дану сирийской деревни Нухейле в ходе т. н. «Битвы за воду» 16 (англ. War over Water) происходили в ноябре 1964 и марте 1965 гг.

Центр святилища – культовое возвышение-бама (18.7 × 18.2 м), образованная стенами из тёсаного камня 1.5–2.3 м толщиной, пространство между которыми заполнено камнями. Для Ханаана это явление не уникально. Возвышение было построено во времена Иеровоама I на месте насыпи, существовавшей уже в эпоху средней бронзы; при Ахаве с юга к возвышению были пристроены монументальные ступени. В эллинистическую эпоху площадь бамы была увеличена.


Схема святилища Дана

Можно ли считать возвышение и стоявший перед ним несохранившийся жертвенник полноценным храмом – вопрос спорный. В Ветхом завете на этот счёт говорится достаточно «обтекаемо»:

«И посоветовавшись царь (Иеровоам I – И. Ц.) сделал двух золотых тельцов и сказал [народу]: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Вефиле (Бейт Эле – И.Ц.), а другого в Дане. И повело это ко греху, ибо народ стал ходить к одному [из] [них], даже в Дан. И построил он капище на высоте и поставил из народа священников, которые не были из сынов Левииных» (3Цар.12:28-31)

У. Дивер считал, что в израильский период здесь был не «настоящий» храм, подобный Шхемскому (т. н. Field V Migdal Temple) в Израиле, а также Арадскому, Иерусалимскому или – отметим от себя – недавно открытому храму в Моце в Иудее, а святилище открытого типа (англ. open air sanctuary). Таковые, к примеру, были найдены в Дотане (т. н. Bull Site), в относительно близком к Дану Хацоре, Таанахе, Тель-Шеве, в Кунтиллет Аджруд (Синай) и др.

Многие из них (Хацор, Моца и др.) в плане напоминают Первый храм в Иерусалиме, который археолог Давид Уссишкин называл типичным образцом «сирийской имперской архитектуры».


Вход на территорию святилища (2019, вверху). План храма Соломона в Иерусалиме (Википедия, внизу)

На наш взгляд, святилище в Дане достаточно монументальное, имеет много сходства с храмом Соломона, включая размеры, и поэтому слово «храм» к нему вполне применимо. По крайней мере в англоязычной версии сайта официальных раскопок в Тель-Дане говорится об Israelite temple (храме израильского периода).

Основные части святилища: маслодавильня, каменный жертвенник с «четырьмя рогами» (от которого практически ничего не осталось), большое «возвышение»/бама, перестроенное по крайней мере трижды в израильский период, и пристройки, условно названные археологами «лишкА» («контора, канцелярия», ивр.).

Большой жертвенник с четырьмя рогами, известный из описания иерусалимского храма, мы встречаем, к примеру, в раскопках Тель-Шевы и Силома (Шило), а небольшие алтари / жертвенники для возношений – во многих городах Святой Земли, включая Дан.

Точный смысл «рогов» неясен, но из Ветхого Завета мы знаем, что жертвенник становился защитой, каждому, кто «ухватился за его рога», хотя Древний закон оговаривал, что эта привилегия не распространялась на лиц, совершивших преднамеренное убийство. Так, жертвенник не защитил ухватившегося за рога Иоава, легендарного полководца царя Давида. Однако прежде, чем приказать умертвить Иоава, Соломон пытался заставить его выйти из святилища (3 Цар. 2:28–31)17.


Примерный план святилища (Управление парков, вверху). На горизонте – Ливан, а раньше он был ближе (поле находится на месте разрушенной ливанской деревни Нухейле, 2019, внизу)

Никаких следов «золотого тельца» в Дане обнаружено не было и, вообще, найденные на Святой Земле, фигурки богов (?) железного и бронзового века имеют достаточно малые размеры (см., к примеру, нашу заметку о Тель-Моце).


Маслодавильня (2019). Рис. внизу: W. Dever, p. 140

Маслодавильня, расположенная при входе с левой стороны – одна из «сенсаций» святилища и раскопок. Подумайте только, изготовленным здесь елеем могли быть помазаны цари Израиля (Ахав, Иеровоам II и др.). Мы знаем этих властителей «с плохой стороны», но надо помнить, что еврейскую Библию писали в соперничающем с Израилем Иудейском царстве (позже попавшем под власть персов и греков), и вряд ли стоит ожидать от авторов полной объективности.

Функцию прямоугольной пристройки по соседству с жертвенником мы можем только предполагать, но там, среди прочего, были найдены остатки небольшого «рогатого» алтаря, служившего, предположительно, для воскурения благовоний, бронзовый «тазик» (всё – израильский период), а также – под полом – женская статуэтка (возможно, богиня) ханаанского времени.

Смысл «тазика», по одной из версий – сбор крови привязанного за «рог» жертвенного животного. Но в нём также могли сжигать благовония (осуществлять «курения»), в том числе, с целью одурманивания. Потому что существует гипотеза о том, что здесь собирался известный в Ханаанской традиции «дом сетующих» – «бет марзеах», некий аналог поминальной «тризны».

Смысл «тазика», по одной из версий – сбор крови привязанного за «рог» жертвенного животного. Но здесь также могли сжигать благовония (осуществлять «курения»), в том числе, с целью одурманивания. Потому что существует гипотеза о том, что в одном из помещений «лишки» находился/собирался известный в Ханаанской традиции «бет марзеах» («дом сетующих»), некий аналог поминальной тризны.


Водосборник у жертвенника (2019, вверху). «Рог» большого жертвенника и маленький алтарь, найденный в «лишке» (W. Dever, p. 141, внизу)

Слово «марзеах» дважды упоминается в Библии. Вначале, у пророка Амоса:

«вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, поёте под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид, пьёте из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, и не болезнуете о бедствии Иосифа! За то ныне пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных» (Ам. 6:4-7),

причём, в оригинале используется слово «попойка» («марзеах»), а затем, у Иеремии:

«Ибо так говорит Господь: не входи в дом сетующих («бет марзеах» — И. Ц.) и не ходи плакать и жалеть с ними; ибо Я отнял от этого народа, говорит Господь, мир Мой и милость, и сожаление. И умрут великие и малые на земле сей; и не будут погребены, и не будут оплакивать их, ни терзать себя, ни стричься ради них. И не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их. Не ходи также и в дом пиршества, чтобы сидеть с ними, есть и пить» (Иер.16:5-8)


Остатки алтаря в строении рядом с жертвенником («лишке», 2019). Обратите внимание на бронзовый «тазик»  на рис. (W. Dever, p. 143)

Речь идёт о некоем поминальном пире, вероятно, связанном с вызыванием духов умерших и подобными ритуалами. Культ предков и возможные трапезы с ними – древнейшая из человеческих традиций, распространённая не только в Ханаане. Похоже, ветхозаветные евреи успешно продолжали этот обычай, к неудовольствию авторов Библии, практически умолчавших сем «позорном» явлении. Просто мы должны понимать, что пьянство и одурманивание имело важные сакральные цели18, а «за столом» собиралась местная «мужская» элита (см. также нашу заметку «Угарит и марзеах»).


Бронзовый «тазик» (The Nelson Glueck School, вверху). Некоторые другие находки (W. Dever, p. 144, внизу)


Место жертвенника (2019, слева). В центре, археолог, д-р М. Фрейкман. Ступеньки Бамы (вход в храм) (2019, справа)

Перейдём к «баме» (возвышению). Если мы посмотрим на её кладку), то увидим, что за несколькими рядами из камня, видимо, шёл ряд с декоративной отделкой из дерева (кедра), что напоминает рассказ о дворце и храме Соломона:

«Большой двор огорожен был кругом тремя рядами тёсаных камней и одним рядом кедровых брёвен; также и внутренний двор храма Господа и притвор храма» (3Цар.7:12)



Через несколько рядов кладки «возвышения» шёл ряд с отделкой из дерева (2019)

Отметим также, что верхние ряды камней имеют красиво отёсанную кромку и гладкую середину (ивр. סיתות שוליים, «ситут шулаим») – такую обработку часто использовали на Святой Земле и позже, во времена Ирода I (I в. до н.э.), византийцев и крестоносцев (XII в. н.э.).

Другие объекты

На территории парка есть тропы для людей, которым трудно ходить и семей с колясками; у входа расположены туалеты и скамейки для пикника. Есть и парковка (не очень большая). Размечены три пешеходных маршрута по окрестностям, включая посещение источников Дана, Баниаса, старой – сохранившейся, но не работающей – мельницы и т.п. (см. фото проспекта Национального парка). Популярен старый сирийский ясень (fraxinus syriaca, syrian ash-tree, מילה סורית), почему-то названный «деревом Винни Пуха», хотя британские солдаты здесь наверняка бывали, в отличие от знаменитого медведя.

А завершим мы наш рассказ обещанной угаритской легендой, где тоже встречается слово «дан» («судил»).


Источник Дан и дерево «Винни Пуха» (2019)

Приложение: Суд у ворот, а также Данель, Даниэль и то, что мы потеряли

Летний еврейский праздник «Дарования Торы» («Шавуот») – хороший повод коснуться влияния ханаанских легенд на Ветхий Завет. Сегодня только крошечная часть вершины айсберга. Существует угаритский 19, 20 текст о герое Акхате (“aqht”) и отце его Данеле (“dnil”). У нас нет цели пересказывать содержание легенды, но основные события вкратце напомним. К слову, читатели, знающие иврит и знакомые с арабским, без труда различат в угаритских фрагментах знакомые корни.

У аристократа по имени Данель нет наследника, Данель днюет и ночует в храме, приносит возношения богам и в результате добивается их расположения. Вначале Баал (Ваал, бог бури и долгожданного дождя), а после – и сам Эль (верховное божество) сходят к нему и объявляют о предстоящем рождении сына. Вскоре мы узнаём, что у Данеля есть дочь, Пугат (pġt, где ġ – арабское gh)21, но что такое дочь для традиционного общества?

«Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах». (Пс.126:4,5)

Есть у Данеля и супруга – знатная дама Данатая (dnty), но зачатие происходит при посредничестве женских (что видно по окончанию “aт”) божеств брака и рождения по имени Котарат (kṯrt, где ṯ – английское th), что намекает их на мастерство в этой роли (ср. ивр. «кошер» – «способный»). Богини также именуются “bnt hll snnt”, где “bnt”, очевидно, «дочери» (ср. ивр и араб), “snnt” напоминает еврейское «ласточка», а “hll” – ивритскую «хвалу» или арабский «полумесяц»

Несмотря на то, что Котарат, как бы, птички, к их появлению забивается телец: “alp yṭbḫ l kṯrt,” их шесть дней кормят и поят, и лишь на седьмой – они покидают дом, и Данель с нетерпением ждёт рождения сына:

“yṭb dnil yspr yrḫh” – «и сел Данель считать её месяцы»

К сожалению, примерно треть первой таблички утеряна, и повествование возобновляется с рассказа о пире, посвящённом прибытию ханаанского Гефеста, по имени Котар ва-Хасис (“kṯr w ḫss”), «умелый и мудрый», и Вы уже поняли, что первая часть его имени, как и в случае с Котарат, означает «способный». Котар, “hyn d ḥrš ydm” («имеющий искусные руки»), приносит в дар Данелю «волшебные» лук и стрелы, которые тот передаёт подросшему сыну.


Предполагаемая карта Ближнего Востока времён табличек Эль-Амарны (1-я пол. XIV в. до н.э., Wikipedia)

На пире, устроенном Акхатом по распоряжению Данеля, возможно, перед первым промыслом, внезапно появляется богиня войны и охоты Анат (“<nt”) и требует отдать ей лук и стрелы. Взамен, она предлагает герою серебро и золото (“ksp w ḫrṣ”), но тот разумно отправляет её к Котару-ва-Хасису. Тогда завистливая Анат обещает Акхату бессмертие: “blmt”, слово, хорошо понятное на иврите и арабском, если разбить его на два: bl + mt. Акхат отвергает и это, причём, в жёсткой форме:

“al tšrgn y btltm dm Iģzr šgrk ḫḫm” – «не путай меня, о Дева, ибо для героя твоя путаница – грязь» (обратите внимание на неожиданные ритм и рифму оригинала!),

и далее:

“mt kl amt w an mtm amt”–  «все умирают, и я умру смертью всех».

Однако затем он явно «перегибает палку»:

“qštm l mhrm ht tṣdn tinṯt” – «луки для воинов, разве женское дело – охотиться»?

И разъярённая Анат уходит, замыслив месть, жалуется и угрожает Элю, и добивается его невмешательства:

“ḫnp lbk ḫd d iṯ b kbdk” – «направь своё сердце на извращённое действо, делай, что хочешь» (опять– рифма!),

и строит план убийства.

Всё это напоминает месопотамскую историю с Гильгамешем, богиней Иштар и главой пантеона Ану, поэтому многие считают, что под словом лук подразумевается не только лук. В эпосе о Гильгамеше, несколько фрагментов которого были найдены в Угарите, богиня пытается соблазнить героя, но он отвергает домогательства и для пущего унижения напоминает ей о предыдущих любовниках: Таммузе, яркой птице «маленький пастух», могучем льве, жеребце, прославленном в боях, Ишуллану – садовнике, приносившем корзины с финиками и др., и их несчастной судьбе.

Жестокая богиня выясняет район охоты и отправляется туда со своим «прихвостнем» Яцпаном (yṣpn, «смотрящим»), обратив его в хищную птицу (nšr, ср. ивр. «нешер» — гриф) и положив в сумку. Спикировав на Акхата, Яцпан должен убить юношу, а сама Анат, в виде «нешера», собирается парить и наблюдать:

“hlmn ṯnm qdqd ṯlṯid <l udn” – «ударь его дважды в череп, трижды над ухом»,

“špk (…) dm km šḥt l brkh” – «пусти его кровь, как мясник, до колена».

Яцпан убивает Акхата, что пространно описано в поэтических терминах, а далее следует пробел в тексте, после чего выясняется, что <…> лук упал в воду и сломался (yṯbr), а Анат, как настоящая женщина, сидит с «лирой» (knr) и оплакивает погибшего героя.

Наступает семилетняя засуха, гибнет урожай. Над домом Данеля кружат грифы – верный знак смерти. Он и Пугат начинают плач по Акхату, и в словах Данеля слышатся удивительные пожелания:

<пусть не будет>

bl ṭl bl rbb – «ни росы, ни дождя»,

bl šr< thmtm – «ни потока двух океанов»,

bl ṭbn ql b<l” – «ни сладости в голосе Баала»,

что напоминает нам о плаче Давида по Саулу и Ионатану:

«Горы Гелвуйские! да [не сойдёт] ни роса, ни дождь на вас, и да не будет [на вас] полей с плодами, ибо там повержен щит сильных, щит Саула, как бы не был он помазан елеем» (2Цар.1:21)

Затем, Данель с помощью дочери садится на осла и объезжает свои бесплодные поля, целуя каждый найденный стебелёк, а Пугат собирается мстить Яцпану в стиле Юдифи, нарядившись в лучшие одежды (под которыми спрятан кинжал), зайдя в его шатёр и угостив Яцпана вином. На этом, к сожалению, повествование обрывается, а мы обратимся к Ветхому Завету.

Начнём с двух цитат из пророка Иезекииля:

«и если бы нашлись в ней (Земле – И.Ц.) сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог» (Иез.14:14),

и

«вот, ты премудрее Даниила, нет тайны, сокрытой от тебя» (Иез.28:3)

Казалось бы, что здесь особенного, и речь идёт об авторе библейской Книги Даниила, однако имя пишется в этих фразах, как דנאל (Данель), а не как דניאל (Даниэль/Даниил).

Более того, пророки Иезекииль и Даниэль – современники, и упоминание Иезекиилем Даниила, как «источника древней мудрости» звучит достаточно странно. И только после открытия угаритских табличек в 1929 году стало ясно, что Иезекииль, скорее всего, имеет в виду ханаанского Данеля, отца Акхата, что подтверждает популярность угаритского эпоса в Ханаане.

О какой же «премудрости» Данеля нам известно? А вот это мы утеряли, поскольку текст дошёл до нас сильно повреждённым, с большими пропусками (отбитыми кусками). Но мы дважды читаем, что Данель сидел перед городскими воротами и «разбирал (“ṯpṭ”, «шафат») дела вдов и сирот»:

“dn almnt yṯpṭ ṯpṭ ytm”.

Его имя (и имя его жены) имеет корень “dn” («дан») – «судил». Правители востока должны были защищать обездоленных членов общества, показывая свою власть и мудрость. Об этом писал вавилонский царь Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), невозможность такого суда (болезнь) – одна из проблем угаритской «Легенды о Кирте». О подобном же говорит и цитата из «Притч Соломоновых»:

«Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли» (Прит.31:23)

Поэтому, находясь в Хацоре (Асоре) и Тель-Дане, видя у городских ворот сохранившиеся «места для трона», можно вспомнить о герое Акхате, его безутешном отце Данеле и мужественной Пугат.

Согласно, “Stories from Ancient Canaan”, Coogan Michael D., Smith Mark S., ed., Presbyterian Publishing Corp., 2012, 160 p.; на  основе сокращённой публикации: https://www.facebook.com/igor.tsaritsyn/posts/3142822965755877)

Хронология Тель-Дана (The Nelson Glueck School of Biblical Archaeology)

Примечания:

  1. Слово тель или телль (араб., ивр.) на Ближнем Востоке означает холм, образовавшийся на месте древнего города. Может содержать много (иногда десятки) культурных слоёв. Происходит от арабского تَل (тель) – «высокий», «курган» или «небольшой холм». Отсюда, Тель-Моца, Тель-Хацор, Тель-Дан и т.п. – это районы раскопок древних городов Моца, Хацор (Асор), Дан и др. Однако Тель-Авив, город XX века, букв. «холм весны», назван по ивритскому переводу немецкого названия книги Т. Герцля “Altneuland” – «Старая-Новая Земля»
  2. Временные рамки интересующих нас здесь исторических периодов, примерно следующие:
    -Early Bronze Age I (Ранняя Бронза I): 3500-2900 BCE
    -Early Bronze Age II: 2900-2600 BCE
    -Early Bronze Age III: 2600-2200 BCE
    -Early Bronze Age IV/Intermediate Bronze Age (Промежуточная Бронза): 2200-2000 BCE
    -Middle Bronze Age I (Средняя Бронза I): 2000–1750 BCE
    -Middle Bronze Age II: 1750–1550 BCE
    -Late Bronze Age I–II (Поздняя Бронза I-II: 1550–1200 BCE
    -Iron Age I (Железный век I): 1200–1000 BCE
    -Iron Age IIA: 1000–925 BCE
    -Iron Age IIB: 925–587/6 BCE
    -Persian period (Персидский период): 539–332 BCE
    -Early Hellenistic (Ранний эллинистический период): 332–200 BCE
    -Late Hellenistic (Поздний эллинистический период): 200–63 BCE
    -Roman Age (Римский период): 63 BCE–324 CE.
  3. Сторонники «низкой хронологии» или «минималисты» сдвигают датировку слоёв и артефактов, традиционно относящихся к XI—X векам до н. э., примерно на век позже.
  4. В 1925 году в Луксоре в Верхнем Египте (на месте древних Фив) были куплены первые глиняные черепки, соединив которые удалось собрать около 80 тарелочек и сосудов, на которых можно было различить надписи, сделанные иератическим письмом (вид древнеегипетской скорописи). Надписи были направлены против враждебных Египту племён, городов и областей. По-видимому, керамика служила для симпатической магии – разбивалась и захоранивалась жрецами в святилищах в ходе определённого ритуала с целью навлечь кару на непокорных вассалов, когда в силу различных причин военный поход был нереален. Среди десятков названий, девятнадцать городов относились к стране Ретену – так в Египте называли Ханаан. Археологи датировали керамику XX вв. до н. э. (конец XI – начало XII династии). Позже были найдены и другие изделия, такие как глиняные фигурки правителей ханаанских городов со связанными за спиной руками. В числе таких городов дважды перечисляется Иерусалим («Рушалимум»). Всего в разных районах Египта в «ямах проклятий» (англ. Execration pits) были обнаружены более тысячи подобных находок (самые древние – XXIV-XXII вв. до н.э.), и следует учитывать, что поскольку эти тарелки, банки, статуэтки, вазы, статуи и др. умышленно разбивались, то от археологов требовалось незаурядное умение их вновь собрать!
  5. Абель Бейт-Мааха – остатки древнего города вблизи Ливанской границы, в 6.5 км к западу от Тель-Дана (Лаиша). Участок состоит из небольшого северного холма (теля) и большого южного, соединённых седловиной. Раскопки, показали, что город был заселён во время бронзового и железного веков, а также в персидскую, эллинистическую, византийскую, раннеисламскую, крестоносную, мамлюкскую и османскую эпохи. Однако нижний холм не был занят после железного века I (конец XI – начало IX веков до н.э.), когда проживание сосредоточилось на верхнем. Официальный сайт раскопок: http://www.abel-beth-maacah.org/.
  6. Согласно талмудическим источникам, религиозная политика Иеровоама I не получила поддержки только в колене Дана (Бэмидбар Рабба. 2. 10). Никто из священников не пожелал совершать богослужение в новых святилищах, и ему пришлось привлекать для богослужения случайных людей (Авода Зара. 39a). Чтобы воспрепятствовать паломничеству народа в Иерусалим, он был вынужден выставить на границах с Иудеей охрану, которая убивала всех нарушающих этот запрет (Санхедрин. 102a) (Pravenc.ru)
  7. Георадар (англ. Ground-penetrating radar) — это радиолокатор, для которого исследуемой средой может быть земля, грунт (отсюда наиболее распространённое название), пресная вода, горы и др. Он состоит из трёх основных частей: антенной части, блока регистрации и блока управления. Принцип действия большинства современных георадаров тот же, что и у обычных импульсных радаров. В изучаемую среду излучается электромагнитная волна, которая отражается от разделов сред и различных включений. Отражённый сигнал принимается и записывается георадаром (Wiki).
  8. Гласис – пологая земляная насыпь перед крепостными стенами или наружным рвом
  9. По мнению учёных (W. Dever etc.), обелиски (Standing Stones) могли устанавливаться в честь почитаемых божеств, в знак заключения военных побед и союзов, торговых соглашений и т.п. См. также наши заметки о Гезере и Хацоре.
  10. И это мы ещё не говорим о неолитических памятниках, 10-9 тыс. до н.э., наподобие Гёбекли Тепе, Невали Чори и др., где каменные столбы Т-образной формы и др., несомненно, имели важное культовое значение (см. Клаус Шмидт. «Они строили первые храмы», и нашу заметку о древнем Иерихоне).
  11. Уильям М. Шнидевинд (William M. Schniedewind, род. 1962) возглавлял кафедру древних исследований Восточного Средиземноморья в Кершоу и был профессором библейских исследований и северо-западных семитских языков в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.
  12. Ивритский текст надписи (А. Биран, Й. Наве), Wiki:
    [א]מר.ע[ ]וגזר[ ][ ]
    2. [-].אבי.יסק[.עלוה.בה]תלחמה.בא[ ]
    3. וישכב.אבי.יהך.אל[.אבהו]ה.ויעל.מלכי[ יש]
    4. ראל.קדם.בארק.אבי[.ו]המלך.הדד[.]א[יתי]
    5. אנה.ויהך.הדד.קדמי[.ו]אפק.מן.שבע[ת—]
    6. י.מלכי.ואקתל.מל[כן.שב]ען.אסרי.א[לפי.ר]
    7. כב.ואלפי.פרש.[קתלת.אית.יהו]רם.בר.[אחאב.]
    8. מלך.ישראל.וקתל[ת.אית.אחז]יהו.בר[.יהורם.מל]
    9. ך.ביתדוד.ואשם.[אית.קרית.הם.חרבת.ואהפך.א]
    10. ית.ארק.הם.ל[ישמן ]
    11. אחרן.ולה[… ויהוא.מ]
    12. לך.על.יש[ראל… ואשם.]
    13. מצר.ע[ל. ]
  13. Даты правления этих царей, согл. приведённой в Еврейской энциклопедии Хронологии, следующие:
    Йорам (изр.) – 854 – 842 гг. до н.э., Ахазия (иуд.) – 843 – 842 гг. до н.э., Йеху (изр.) – 842 – 814 гг. до н.э.
  14. В отличие от настоящего свода, при котором бо́льшая часть камней висит в воздухе, подпираемая соседними и замыкаемая замковым камнем наверху, в ложном своде (англ. Corbel arch) все камни кладки лежат друг на друге, слоями, так, что их центры тяжести не выходят за пределы вертикальной проекции кладки. То есть в ложном своде исключён риск общего обрушения при извлечении или разрушении любого из камней. Ложный свод в отличие от настоящего не даёт бокового распора. Известен с древности.
  15. «Народы моря» – это предполагаемая конфедерация мореплавателей, нападавшая на древний Египет и Восточное Средиземноморье до и в эпоху т. н. Катастрофы поздней бронзы – периода разрушения цивилизаций, культур, городов, происходившего ок. 1200 до н.э. и позже.
  16. «Битва за воду» – израильский ответ на попытку арабских стран отвести по Сирийской территории воду из истоков Иордана через 70-км канал, прокопанный от склонов Хермона до Ярмукской долины, в обход Галилейского моря, в расчёте существенно ограничить поступление туда воды. В частности, севернее деревни Нухейле, предполагалось проложить трубу в западно-восточном направлении от родников Вазан к предполагаемому руслу будущего канала, тянувшегося здесь на юго-восток в сторону источников Баниаса. На этот сложный проект арабские страны подвергло окончание в июне 1964 года строительства Всеизраильского водовода и начало перекачки воды из озера в пустыню Негев. После четырёх танковых и авиаударов в 1964 – 1966 гг. Сирия прекратила работы по сооружению канала.
  17. Некоторые гипотезы о смысле «рогов» жертвенника можно посмотреть здесь: https://ramiyudovin.com/mizbeah/
  18. Следы горения таких одурманивающих средств найдены, например, в Тель-Кейяфе.
  19. Язык табличек – угаритский, относящийся к северо-западной группе семитских языков. Мы пользуемся KTU – Keilalphabetische Texte aus Ugarit – стандартным источником угаритских клинописных текстов (Keil – нем. клин, Schrift письмо), где, к примеру, адрес KTU 1.3 III 38, означает строчку 38 в колонке 3 в табличке 3 в Эпосе о Баале (KTU 1). См. также Dietrich, O. Loretz, and J. Sanmartin. The Cuneiform Alphabetic Texts from Ugarit, Ras Ibn Hani and Other Places. Münster 2013
  20. Табличка внизу даёт представление о произношении угаритских букв в латинской транскрипции (вручную подписаны ивритские и арабские аналоги)
  21. Возможно, это имя «перекликается» с современным арабским عذراء (adhra) – девственная

Источники:

  1. Дан // Электронная Еврейская Энциклопедия. URL: https://eleven.co.il/land-of-israel/archeology/11364/
  2. Евсевия Памфила, епископа Кесарии Палестинской, о названиях местностей, встречающихся в Священном Писании (ок. 320 г.); Блаженного Иеронима, пресвитера Стридонского, о положении и названиях еврейских местностей (ок. 388 г.) / Перевёл и объяснил И. В. Помяловский// Православный палестинский сборник. Т. XIII. Вып. 1. СПб. 1894. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/o-polozhenii-i-nazvanijah-evrejskih-mestnostej/
  3. Жертвенник // Электронная Еврейская Энциклопедия. URL: https://eleven.co.il/judaism/cult/11564/
  4. Иеровоам I // Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/293676.html.
  5. Клаус Шмидт. Они строили первые храмы / Пер. с нем. А. С. Пащенко. — СПб.: Алетейя, 2011. — 320 с.
  6. Меши Стела // Электронная Еврейская Энциклопедия. URL: https://eleven.co.il/land-of-israel/archeology/12745/
  7. Фокин А. Р. Иероним Стридонский // Православная энциклопедия. URL:  http://www.pravenc.ru/text/293730.html.
  8. Хронология Библейская // Электронная Еврейская Энциклопедия. URL: https://eleven.co.il/bible/researches/14567/
  9. Чехановец Я., Фрейкман М. Кейяфа // Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/1684107.html.
  10. Alan Henderson Gardiner, Egyptian Hieratic Texts, Transcribed. HardPress Publishing, 158 pp., ISBN: 978-1290789776
  11. Avraham Biran and Joseph Naveh (1995). “The Tel Dan Inscription: A New Fragment”. Israel Exploration Journal. 45 (1): 1–18. JSTOR 27926361.
  12. Cunchillos Jesús-Luis, Vita Juan-Pablo, Zamora José-Ángel / Informatic applications by Raquel Cervigón. “The Texts of the Ugaritic Data Bank”, Gorgias PressLlc, 2003, ISBN: 9781593332709, 2412 pages.
  13. “Dictionary of Deities and Demons in the Bible” (DDD). Revised 2nd edition. Karel van der Toorn, Bob Becking, Pieter W. van der Horst (eds.). Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1999, ISBN: 9780802824912, 960 p.
  14. Gregorio del Olmo Lete. “The Marzeaḥ and the Ugaritic Magic Ritual System. A Close Reading of KTU 1.114”, Aula Orientalis 33/2 (2015), pp. 221-241, ISSN: 0212-5730. URL: https://www.academia.edu/30505243/2015-The_Marzeah_and_the_Ugaritic_Magic_Ritual_System._A_Clse_reading_of_KTU_1.114
  15. Gregorio del Olmo Lete, and Joaquin Sanmartin. “A Dictionary of the Ugaritic Language in the Alphabetic Tradition”. Translated by Wilfred G. E. Watson. Handbook of Oriental Studies, Section I, The Near and Middle East, 67. Leiden: Brill, 2003.2 parts: xliv,1007 pp.
  16. Dever William G., “Did God Have a Wife? Archaeology and Folk Religion in Ancient Israel”, Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 2008, 360 pp. – ISBN: 978-0-8028-6394-2.
  17. Jeremy A. Black, A. R. George, J. N. Postgate, Tina Breckwoldt. “A Concise Dictionary of Akkadian”. Otto Harrassowitz Verlag, 2000 – Foreign Language Study – 450 p.
  18. Kaniewski D, Van Campo E, Van Lerberghe K, Boiy T, Vansteenhuyse K, et al. “The Sea Peoples, from Cuneiform Tablets to Carbon Dating”. PloS ONE 6(6), 2011: e20232. doi: 10.1371/journal.pone.0020232.
  19. Keel Othmar, Uehlinger Christof. “Gods, Goddesses, and Images of God in Ancient Israel”, Fortress Press, 1998, 484 pages. – ISBN: 978-0800627898.
  20. Kisilevitz, Shua, and Oded Lipschits. “Another Temple in Judah!” Biblical Archaeology Review 46.1 (2020): 40–49.
  21. Laughlin, John C. H. “The Remarkable Discoveries at Tel Dan,” Biblical Archaeology Review 7.5 (1981): 20–37. URL: https://www.baslibrary.org/biblical-archaeology-review/7/5/1.
  22. Maślak, Mariusz & Partov, Doncho. (2018). Selected Ancient Stone Bridges with Corbelled False-Arch Structure. Civil and Environmental Engineering Reports. 28. 163-179. 10.2478/ceer-2018-0059.
  23. The Archaeological Periods in Israel, IAA. – http://www.antiquities.org.il/t/PeriodSub_en.aspx?id=3
  24. Papyrus Anastasi I, in Werner Keller. The Bible as History. Bantam Books. New York. 1982. p.140. URL: http://cojs.org/papyrus_anastasi_i-_c-_1200_bce/
  25. Smith Mark S. “‘Athtart in Late Bronze Age Syrian Texts”. David T. Sugimoto (ed.). Transformation of a Goddess: Ishtar – Astarte – Aphrodite. Orbis Biblicus Et Orientalis (Book 263), Fribourg: Academic Press, 2014, pp.33-86. URL: https://www.academia.edu/12709064/_Athtart_in_Late_Bronze_Age_Syrian_Texts?email_work_card=view-paper.
  26. Smith, M.S., and W.T. Pitard. “The Ugaritic Baal Cycle “. Volume II. Introduction with Text, Translation and Commentary of KTU/CAT 1.3-1.4. (Vetus Testa-mentum, Supplements, 114). Brill Academic Publishers, Leiden-Boston, 2009, 859 pp. ISBN 978-90-04-15348-6. ISSN 0083-5989.8.
  27. “Stories from Ancient Canaan”, Coogan Michael D., Smith Mark S., ed., Presbyterian Publishing Corp., 2012, 160 pp. – ISBN: 9781611641622.
  28. Tel Dan Excavations (official site). – https://www.teldanexcavations.com/the-site-of-tel-dan.
  29. Tel Dan, The Nelson Glueck School of Biblical Archaeology. – http://ngsba.org/excavations/tel-dan/
  30. The Arch in Architecture and History (2013). URL: https://traveltoeat.com/the-arch-in-architecture-and-history/
  31. “The Epic of Gilgamesh”, G. Kovacs (translation), Electronic Edition by Wolf Carnahan, 1998. 51 p. URL: http://www.holybooks.com/the-epic-of-gilgamesh/
  32. נתן שור, תולדות ארץ ישראל מן התקופכ הפריהיסטורית עד ימינו, הוצאת דביר, תל אביב, 1998, 355 עמ’
  33. (pdf-file) משה שמש, המאבק הערבי על המים נגד ישראל 1967-1959, עיונים בתקומת ישראל 7, 1997
  34. (pdf-file) בני מיכלסון, ‏המלחמה על המים – אסימטריה כנגד הליגה הערבית, שריון 29, ספטמבר 2008, עמ’ 39-33, באתר “יד לשריון

Страница в последний раз отредактирована 23 ноября 2020 года

#СвятаяЗемля #Дан #ТельДан

Добавить отзыв

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.