Пещерные храмы Гёреме

Около 2.6 млн. лет назад после извержения вулкана Эрджиес (Mt. Erciyes, Erciyes Dağı)1 пепел и лава покрыли в Каппадокии2 территорию, площадью 20 000 кв. км. В результате эрозии более мягкие породы (туф) были разрушены ветром и водой. Образовались сказочные трубы-дымоходы, напоминающие гигантские столбы, пирамиды или грибы, возникло необычное сочетание форм и красок, к которым приложил руку и человек, вырезав в скалах жилища и храмы. Многие храмы находятся в окрестностях города Гёреме (от тур. görünmez, «невидимый»). О них мы и расскажем.

Первые монашеские общины возникли здесь по благословению свт. Василия Великого (ок. 330—379, пам. 14/1 января). В 370 году свт. Василий получил должность митрополита Каппадокийского и ревностно принялся за искоренение арианства в Малой Азии. Его биография – «Житие св. отца нашего Василия, епископа Кесарии Каппадокийской» – приписывалась перу современника, свт. Амфилохия Иконийского, но позже выяснилось, что это компиляция VIII-IX вв., составленная на основе «Слова Елладия, еп. Кесарийского» и «Собрания чудес Василия Великого» (изданного в 1644 в Европе Ф. Комбефисом). Это житие, получившее название «Псевдо-Амфилохия», стало основой многих иконографических сюжетов.

В период иконоборчества, продолжавшийся примерно с 725 по 842 годы,  фигуративные изображения в храмах были уничтожены или сведены к крестам и простейшим символам. После восстановления иконопочитания в пещерных церквях Каппадокии вновь появились уникальные росписи, частично сохранившиеся до наших дней


Вулкан Эрджиес (слева). Церковь Каранлык. Фрагменты росписи (справа)

Большая часть храмов относится к IX–XI векам, но строились они и при сельджуках, в XI–XIII вв. Последняя церковь была расписана незадолго до монгольского нашествия. Разбив сельджуков в битве у Кёсе-дага (1242) монголы произвели в Малой Азии огромные опустошения, разрушив города, истребив либо угнав в плен десятки тысяч жителей. На этом история создания пещерных храмов фактически закончилась

Около ста лет назад, в ходе обмена населением между Грецией и Турцией (1923), каппадокийские греки-христиане были изгнаны, а церкви – заброшены. Как ни странно, это помогло росписям сохраниться, поскольку пещерные храмы оказались скрытыми от посторонних глаз. Там же, где церкви находились на открытом месте, изображения были практически уничтожены (или, как миниум, выкалывались глаза)


План храмов музея (слева, [1]). Панорама музея (справа)

Всего в районе Гёреме и ближайших окрестностях находится около 400 часовен и церквей, из них больше десятка – на территории «Музея под открытым небом Гёреме» (Göreme Open Air museum, Göreme Açık hava müzesi), о восьми храмах которого мы расскажем. К сожалению, смотрители не разрешают фотографировать в интерьерах, но на свой страх и риск – иногда получается


На территории музея

1. TOKALI KILISE (CHURCH OF THE BUCKLE, «ИЗОГНУТАЯ» ЦЕРКОВЬ)

Церковь Токалы – старейшая из местных храмов – состоит из четырёх помещений: Старой и Новой (большей по площади) церквей, Парекклесия (боковой часовни) и Нижнего храма, расположенной под Старой церковью. Парекклесий примыкает к Новой церкви с северной стороны, и доступ туда обычно закрыт. Храм Токалы находится в 50 м от касс музея, и в него можно зайти на обратном пути (отдельный билет не требуется). Реставрация церкви была проведена в 1980-х годах, но отдельные росписи восстанавливаются и сейчас


Церковь Токалы. Вид из Старой церкви

Старая церковь датируется X веком. Первоначально это был однонефный храм, перекрытый цилиндрическим сводом (англ. barrel vault). Апсида храма была разрушена в ходе строительства Новой церкви (кон. X – нач. XI веков), в ходе которого Старая церковь превратилась в своеобразный нартекс Новой. Росписи храма имеют бледно-красный и зеленоватый оттенки. Среди изображений мы видим сцены из Нового Завета и Священного предания, портреты пророков, святых и др.

Новая церковь выделяется своими синими красками, сделанными на основе пигментов из лазурита. Многие сюжеты повторяют росписи из Старой церкви, но есть и оригинальные, как например: «Первые диаконы», эпизоды жития Вас. Великого, портреты мучеников свв. Лиды (Leades) и Мины Котуанского (St. Menas). Необычность храму придают арки и аркады (ряды арок, опирающиеся на столбы или колонны). Примыкающий к Новой церкви парекклесий представляет собой одноапсидную сводчатую часовню

Нижняя церковь имеет три нефа и крипту для захоронений

Cамая известная серия изображений в Старой церкви – это Христологический цикл на своде храма. Цикл состоит из трёх частей и содержит 32 эпизода из жизни Иисуса Христа, разделённых на Младенчество, Чудеса и Страсти Господни. Повествование ведётся по спирали, против часовой стрелки. Над сюжетами цикла, в вершине свода, расположены 12 медальонов с портретами пророков и святых


Церковь Токалы. Схема расположения христологического цикла

Рассказ начинается в юго-восточном углу верхнего регистра (ряда) со сцены Благовещения (2), идёт на запад, а затем продолжается на противоположной стороне свода, заканчиваясь Убийством Захарии (12), завершая, тем самым, раздел «Младенчество»

«Чудеса Христовы» расположены уровнем ниже и также читаются против часовой стрелки. Они начинаются Бегством Елизаветы (13) и заканчиваются Воскрешением Лазаря (32)

И, наконец, третий ряд сверху рассказывает о «Страстях Господних» и читается, как два и предыдущих, начиная со Входа Господня в Иерусалим (34) и заканчивая Воскресением Христовым (42)

Под фресками Крестного пути, (39) – (42), находятся образы святых

Три христологические сцены расположены за пределами свода. Это Преображение (45) – в западном тимпане, Вознесение (44) – в восточном, и Введение во Храм (11) – на южной стороне восточной стены

Возможно, из-за удалённости от столицы сюжеты в храме часто навеяны апокрифами, а не каноническими текстами. Отсюда и необычная последовательность христологического повествования. К примеру, Бегство в Египет (9) обычно завершает рассказ о «Младенчестве», но в Старой церкви в этой цепочке находятся ещё две фрески: Убийство Захарии (12) и Бегство Елизаветы (13), с которой начинаются «Чудеса Христовы» (миссия Иоанна Предтечи, Крещение и др.). Похоже, что иконописец придерживался здесь Протоевангелия от Иакова

Росписи цикла не выглядят реалистичными, фигуры не смотрятся объёмными, их одеяния неестественны и больше связаны с геометрией и общей композицией. Персонажи размещены на переднем плане, и мастера умышленно пренебрегают глубиной изображения. Эти стилистические черты схожи с тем, что мы видим в других византийских храмах, но есть здесь и «региональная особенность»: стремление дать «участникам» имена. К примеру, человек, наполняющий водонос в сцене Чуда в Кане Галилейской (20), назван именем Антлион (Αντλιούν), происходящим от греческого «вытянуть» и т. п. И в других храмах Каппадокии рядом со изображением мы обычно видим «поясняющую» надпись


Старая церковь. «Улыбающаяся» Богородица (слева). «Тайная вечеря» (Гёреме, Церковь Каранлык, справа, [1])

Сама композиция христологического цикла символична. Медальоны с портретами ветхозаветных пророков находятся в самой высокой точке свода. Они (пророки) являют собой начало или «первый век» откровения и предсказывают пришествие, и миссию Иисуса Христа. Эти пророчества реализуются в сценах «Младенчества», «Чудес» и «Страстей Господних» («второй век» откровения). А завершается повествование в сцене Вознесения (44), знаменующей начало «третьего века»


Старая церковь. Христологический цикл, [1]

Новая церковь – это сводчатый прямоугольный храм, кон. X – нач. XI вв. По площади он превосходит Старую церковь и имеет гораздо больше изображений; его отличительная черта – тёмно-синие краски. Как и в Старой церкви, мы видим здесь сюжеты христологического цикла. Повествование начинается в северной части нефа и продолжается над аркадами по всему периметру храма. Важнейшие с точки зрения иконописца сюжеты – Вознесение (44), Благословение Апостолов (43) и Схождение Святого Духа (45) – вынесены на свод

Ещё одна серия изображений – эпизоды из жизни свт. Василия Великого, в честь которого по одной из версий и был освящён храм. Они находятся в нижней части северной стены и включают в себя: Спор о Никейской церкви, встречу Василия с императором Валентом (покровителем ариан), Молитву ариан, Молитву православных, Собор св. Ефрема Сирина и св. Василия, Освящение грешной женщины и Успение св. Василия. Каждую фреску сопровождает текст из Псевдо-Амфилохия

В Гёреме есть только два цикла фресок о жизни Василия Великого; второй мы видим в часовне в Балкан Дереси, расположенной южнее Ортахисара. Фрески в Новой церкви показывают начало служения святого, а в часовне в Балкан Дереси – его продолжение

В отличие от многих храмов Каппадокии ктитор (благотворитель) Новой церкви нам известен, поскольку на карнизе нефа мы видим фрагмент греческой фразы, звучащей примерно так:

«Эта (самая святая церковь) была полностью украшена Константином из любви к монастырю (небесных ангелов). Он украшает свою новую работу двадцатью почитаемыми изображениями…» (фраза продолжается описанием этих двадцати сцен)


Новая церковь. Архангел Гавриил (справа,[1]). Богородица с младенцем (справа)

Вторая надпись обнаруживается в северной апсиде:

«Бема была украшена … Никифором, на средства Леона, сына Константина. Те, кто читает (это), молитесь за них Господу. Аминь»

Из этих фраз можно сделать вывод, что художником был Никифор, а его спонсорами – Константин и его сын Леон. Ни один из ктиторов не обозначен титулом, что означает, что они либо были простолюдинами, либо настолько известны, что указывать регалии не было необходимости. Стилистически росписи Новой церкви напоминают современные им изображения в храмах Константинополя; они вполне могли быть созданы мастерами приглашённой столичной артели, руководителем которой был Никифор. Тем не менее, специалист по Токалы Килисе, искусствовед Энн Уортон Эпштейн (Ann Wharton Epstein), утверждала, что Никифор расписал храм в одиночку


Новая церковь (слева). Призвание Матфея (23), Призвание Апостолов (22) и Свадьба в Кане Галилейской (19) (справа, [1])


Первые диаконы (46), [1]


Благословение апостолов (43), [1]

Расскажем теперь о других храмах музея. Их можно обойти по круговому маршруту, направленному против часовой стрелки. Стоимость билета год от года  растёт. Сразу отметим, что первый по ходу объект закрыт для посещения из-за опасности обрушения сводов. Это т. н. «Монастырь»

2. RAHIBE MANASTIRI (NUNNERY, МОНАСТЫРЬ)


«Монастырь» (слева). «Закатный камень» (Деринкую, Каппадокия; справа)

В этой каменной постройке – 6-7 этажей, хотя часть переходов уже осыпалась. В путеводителях отмечается, что трапезную, кухню, некоторые помещения на первом этаже и разрушенную часовню на втором, можно посетить, но, как выясняется, не всегда

Трёхнефная церковь на третьем этаже имеет крестообразный план и её купол поддерживается четырьмя столбами. Это стандартная крестово-купольная конструкция XI-XII вв. Перед алтарём/центральной апсидой сохранилась алтарная преграда (англ. templon) – редкое явление в храмах Гёреме. В церковь ведёт извилистый тоннель. Среди изображений выделяется образ Спасителя, выполненный в технике сухой росписи (“секко”) прямо на скале. Остальные образы – простые рисунки в красных тонах. Этажи монастыря соединены туннелями, которые в случае опасности перекрывались «закатными камнями» (англ. “millstone doors”), подобными тем, которые мы видим в подземных городах Каймаклы, Деринкую, Мазы и др.

3. AZIZ BASIL ŞAPELI (ST. BASIL CHURCH, ЧАСОВНЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО)

Первое, что привлекает наше внимание у входа в маленький храм Василия Великого, датируемый XI веком — это расположенные в ряд могилы и сводчатая погребальная ниша – аркосолий. Захоронения, возможно, принадлежали ктиторам, их родственникам и уважаемым священнослужителям. Наос церкви отделён от нартекса двумя арками на столбах. Росписи выполнены в обычном для Кападокии “провинциальном” стиле. Использованы две техники: красная охра, нанесённая прямо на скалу (геометрические фигуры) и секко – живопись по твёрдой, вторично увлажнённой штукатурке

В центральной апсиде мы видим образ Христа Пантократора (1), а справа от апсиды – Богородицу с Младенцем (2). У ног Богородицы едва различима фигура ктитора


Часовня Василия Великого. План (слева). Христос Пантократор (справа)

Ещё правее, рядом с аркосолием, находится образ вмч. Димитрия Солунского (3). Кому принадлежит аркосолий неизвестно, а начертанные над ним три креста, вероятно, символизируют Святую Троицу. На южной стене заметно единственное изображение: вмч. Георгия Победоносца (4)

 
Часовня Василия Великого. Богородица с Младенцем (2) (слева). Вмч. Георгий Победоносец (4) (справа)

На северной стене мы видим образы свт. Василия Великого (5) и вмч. Феодора (6), поражающего змея. Есть в храме и два женских портрета, один из которых: вмч. Екатерины (7), расположен на западной стене, напротив Богородицы с младенцем


Часовня Василия Великого. Вмч. Феодор Стратилат (6)

4. ELMALI KILISE (APPLE CHURCH, ЯБЛОЧНАЯ ЦЕРКОВЬ)

Церковь Элмалы – это небольшой трёхапсидный пещерный храм, построенный в середине XI века и имеющий форму нерегулярного греческого креста. Его центральный купол с образом Христа Пантократора (6) поддерживают четыре колонны, а всего куполов девять.  Доступ в храм осуществляется через тоннель в северной стене, хотя первоначальный вход был с юга


План храма Элмалы, [1]

Изначально храм украшали геометрические фигуры и кресты, выполненные красной охрой прямо по скале, подобные начертанным в храмах свт. Василия Великого и св. Варвары. Затем их заменили фигуративными росписями красно-коричневых оттенков. Есть предположение, что геометрические рисунки относятся к периоду иконоборчества (IX век), но доказать это сложно. Последние изображения датируются началом XII века

Мы видим фигуры архангелов, святых, епископов и мучеников, а над правой апсидой – сцену Тайной вечери (20), причём в центре обеденного стола стоит блюдо с рыбой. По-гречески, рыба звучит как ΙΧΘΥΣ (Ихтис). Одновременно, это и аббревиатура фразы Ἰησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ (Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель)

Слева от входа заметна фреска Трёх отроков в пещи огненной (2) (Дан. 1:7)3, а в конце западной стены – симметричная ей сцена Крещения (16), один из пятнадцати эпизодов жизни Иисуса Христа, показанных на стенах храма

Считается, что название церкви восходит к красноватому шару в левой руке Архангела Михаила (3), изображённого в малом куполе перед центральной апсидой, или к росшей поблизости яблоне или саду. Реставрация церкви была завершена в 1991 году. Работами по восстановлению росписей руководила археолог-реставратор и консерватор Фатма Ревза Ёзил (Fatma Revza Özıl), ушедшая из жизни в 2019 году




Храм Элмалы. Фрагменты росписей [1]

5. AZIZE BARBARA KILISESI (ST. BARBARA CHURCH, ХРАМ СВ. ВАРВАРЫ)

Церковь св. Варвары – это простой трёхнефный крестово-купольный храм XI века, похожий на храм Чарыклы (см. ниже). Его северная южная и западная ветви перекрыты цилиндрическими сводами, а главный купол поддерживается двумя изящными колоннами с восточной стороны и двумя столбами с западной. Поперечный проход между апсидами и колоннами перекрывают три малых купола на арках. Визуально кажется, что диаметр куполов следовало бы увеличить. Церковь расположена в той же скале, что и храм Элмалы, только с противоположной стороны. Продуманная архитектура и росписи в виде геометрических рисунков, выполненных красной охрой прямо по скале, создают однородность и наполненность пространства. Поражает практически полное отсутствие фигуративных изображений. Их мы видим только четыре, остальное – символика


План храма св. Варвары (слева). Фрагменты росписей (справа)

Если предположить, что тёмный крест с четырьмя кружочками – это Иисус Христос и четыре Евангелия (или гвоздя), то что означает начертанный на тимпане одной из арок тёмный крест в окружении двух других, более светлых? Это деисусная композиция (Матерь Божия, Иисус Христос и Иоанн Предтеча) или сцена Преображения (Господь, стоящий между Моисеем и Илией)?

В центральном куполе, как и следовало ожидать, находится крест, вероятно, символизирующий Спаса Пантократора, но его окружают странные «деревья в треугольниках», причём некоторые, – как бы исходящие от креста, – напоминают наконечники копий. Если считать, что дерево – это заимствованный у семитских соседей древний символ плодородия (богиня Ашера и др.) и возможно бессмертия, то получается, что «победоносное христианство несёт нам плодородие и жизнь вечную под защитой Святой Троицы» (треугольник). А может треугольник — это символ Бога Отца, как в современной нам иконописи?

Но не все проблемы распознавания уже решены. Что означает саранча в окружении двух крестов? Это символическое изображение дьявола? А находящаяся над ним курица с хвостом скорпиона? К слову, есть мнение, что эти полумифические животные начертаны в храме с целью снятия сглазов/заговоров

Тем не менее, в конхе над центральной апсидой мы видим вполне наглядный образ Христа Пантократора (1). Есть и изображения вмчч. Феодора и Георгия (2) – на северной стене (под изображением саранчи), – а также вмчц. Варвары (3) и Богородицы с Младенцем (4) – на западной. Возможно, они нанесены позднее


Храм св. Варвары. Хорошо заметны загадочные «деревья» в треугольниках и наконечниках копий, [1]

Стены церкви расчерчены линиями из красной охры, имитирующими каменную кладку

Храм назван в честь вмч. Варвары (306) из Илиополя Финикийского (совр. Баальбек в Ливане), которая почитается защитницей от внезапной и насильственной смерти. Варвара отличалась красотой и была заперта своим отцом (Диоскуром) в башне, скрывавшей девушку от посторонних глаз. В период заточения, изучая из окон окружающий мир, святая пришла к мысли о существовании Единого Создателя. Когда отец в целях замужества разрешил ей выходить в город, Варвара познакомилась с христианами Илиополя и приняла св. Крещение. Узнав об этом, Диоскур выдал Варвару правителю города Мартиану. Варвару заставляли отречься от христианской веры, подвергли мучениям: бичевали воловьими жилами, раны растирали власяницей, опаляли огнём. Но девушка не отреклась от веры. Мартиан дал отцу право лично свершить суд над дочерью, и Диоскур обезглавил Варвару. Позднее Диоскура и Мартиана постигло возмездие: оба были сожжены молнией. Вместе с Варварой была казнена  Иулиания, объявившая себя христианкой во время пыток Варвары


Храм св. Варвары. Курица с хвостом скорпиона и саранча (дьявол?) в окружении крестов, а ниже, образы Вмчч. Георгия и Феодора Стратилата [1]

6. YILANLI KILISE (SNAKE CHURCH, ЗМЕИНАЯ ЦЕРКОВЬ)

Церковь Иланлы – это простой односводчатый храм с низким потолком и длинным нефом. В его южной части находится погребальный придел с плоским потолком, а в восточной стене – апсида, украшенная Деисусной композицией (1)


План храма Иланлы

Вход в храм расположен с северной стороны. Росписи, нанесённые прямо на стены, датируются XI веком, однако церковь, очевидно, незаконченная. Название храма, возможно, связано с образами убивающих змиев Вмчч. Георгия (7) и Феодора (8) справа от входа. По соседству можно видеть фигуру св. Онисима (6) – апостола от семидесяти, епископа Византийского (ок. 54 – 68 гг.)

На тимпане над входом в погребальный придел изображён Иисус Христос с Библией в левой руке (2), а у его ног – безымянный благотворитель. Не исключено, что он и был похоронен в приделе


Св. Онуфрий (слева). Вмчч. Георгий и Феодор (справа), [1]

На восточной стене храма хорошо различимы образы имп. Константина и св. Елены с Животворящим Крестом (9, 10). Частичка святого креста была положена в основание храма Св. Софии в Константинополе, а другие частицы можно видеть в великом множестве храмов, включая Храм Воскресения Христова (Гроб Господень) в Иерусалиме и собор Святого Петра в Риме

Фреска Св. Онуфрия (5) находится в верхней части западной стены. Святой жил жизнью отшельника в Фиваидской пустыне (IV-V вв.) и обычно изображается с длинной седой бородой и фиговым листом вместо одежд. В церкви Иланлы нагота святого прикрыта маленькой пальмой

Помимо св. Онуфрия, на западной стене мы видим ап. Фому (4) и свт. Василия Великого (3). В левой руке святитель держит книгу, а правой осеняет нас благословляющим жестом. Напомним, что Св. Василий считается покровителем местных пещерных храмов. Как и в храме св. Варвары стены церкви расчерчены линиями, имитирующими каменную кладку

7. KARANLIK KILISE (DARK CHURCH, ТЁМНАЯ ЦЕРКОВЬ)

Церковь Каранлык – это крестово-купольный трёхапсидный храм, типичный для XII века. Его центральный купол поддерживают четыре колонны, а всего куполов девять. За вход сюда нужно заплатить дополнительно (цена в 2022 году резко возрасла). Поднявшись по извилистому туннелю мы попадаем в нартекс, перекрытый цилиндрическим сводом. Здесь же расположено и единственное окно. Царящий в церкви полумрак благоприятствует сохранению фресок. От него и произошло современное название храма


План храма Каранлык (слева).  Разрушенный вестибюль (экзонартекс) на втором этаже (справа)

Церковь богато украшена росписями, среди которых мы видим сюжеты из Нового Завета и апокрифов: Благовещение, Путешествие в Вифлеем (9), Рождество (10), Поклонение волхвов (11), Первое омовение младенца Христа (известное в англоязычных источниках, как «First Bath») 4, Крещение (12), Преображение (14), Воскрешение Лазаря (15), Вход Господень в Иерусалим (13), Тайная вечеря (19), Предательство Иуды (17), Распятие (18), Жёны Мироносицы, Воскресение (16), Благословение апостолов, Вознесение (20) и др.

Есть также эпизоды из Ветхого Завета: Гостеприимство Авраама в южной апсиде, Три отрока в пещи огненной (2) под сюжетом Воскресения и т.п.


Церковь Каранлык. Фрагменты росписи сводов, [1]

В северной апсиде находится образ Богоматери с Младенцем (4), а в центральном куполе – Спаса Пантократора (3). Среди других изображений архангелы (в малых куполах), евангелисты (на восточной и северной стенах наоса), а также целители-бессребреники свв. Косма и Дамиан (на северной стене, с медицинскими инструментами в руках)

Деисусная сцена (1) в главной апсиде написана в технике фрески, редко встречающейся в пещерных храмах Каппадокии – и сейчас на ликах Иисуса, Марии и Иоанна Крестителя различимы отпечатки пальцев древних художников

Росписи церкви датируются концом XII – началом XIII вв. По качеству исполнения они превосходят наивные изображения X-XI веков в других пещерных храмах музея, за исключением, пожалуй, Элмалы и Чарыклы, хотя росписи последней сохранились хуже. Интересен и фон изображений. Он – сине-зелёный, как и в современных греческих храмах Святой Земли (гора Фавор, монастырь Феодосия Киновиарха, монастырь св. Елисея и др.)

В южной части нартекса мы видим три могилы: две большие и одну маленькую. Алтарная преграда главной апсиды разрушена. Начиная с XVII века храм использовался для разведения голубей и сильно пострадал от птичьего помёта. Реставрация храма командой из турецких, французских, итальянских и польских специалистов заняла двенадцать, а по другим источникам – четырнадцать лет


Церковь Каранлык. Рождество (10) и его фрагмент: Купание Богомладенца (10)

Церковь построена на пожертвования восьми благотворителей. Деисусная сцена (1) в центральной апсиде изображает двух из них, простёртых у ног Иисуса Христа. Их имена: Никифор (священник) и Бассиан(ос). Нетипичный для апсиды сюжет позволяет предположить, что они были известными людьми. Здесь же можно видеть надпись: «Молитва раба Божьего Никифора (Nikephoros)»


Церковь Каранлык. Распятие (18) (слева – [1])

На западной стене нартекса заметны две маленькие фигурки, склонившиеся в ноги Иисусу Христу. Их имена: Иоанн, названый «entalmatikos» («уполномоченный, И. Ц.) и Генетлий (Genethlios). Одежда этих персонажей, включая шарф и большой тюрбан (многие греки служили у сельджуков-мусульман, поскольку Каппадокия входила в Румский султанат), отличается от одежды учеников Христа. На боковых стенах храма четыре других благотворителя просят покровительства у архангелов Гавриила и Михаила


Церковь Каранлык. Неизвестный благотворитель у ног Арх. Михаила (слева,[2]). Тайная вечеря (справа, [1])


Церковь Каранлык. Преображение (14) (слева – [1])

К сожалению, часть вестибюля (экзонартекса) храма на втором этаже обрушилась, и росписи остались под открытым небом. В результате, пострадали фрески Вознесения (20) и Благословения Святых, а другие сохранились лишь частично


Церковь Каранлык. Крещение (12) и Воскрешение Лазаря (15, [1])


Церковь Каранлык. Воскресение (16) и Вознесение Христово (20, [1])


В церкви Каранлык

8. ÇARIKLI KILISE (CHURCH WITH SANDALS, ЦЕРКОВЬ С САНДАЛИЯМИ)

Название Чарыклы происходит от двух углублений («следов») на полу храма у подножия фрески Вознесения. Эта фреска, как утверждается, точная копия существовавшей когда-то в Иерусалиме5. Сообщается, что «следы» расположены на пороге церкви, что неверно. Они находятся у противоположной стены, ниже уровня помоста, так что непосвящённый человек их даже не заметит.

Изящная иконография этого храма мне нравится больше всего. Глядя на начертанные на стенах кресты, образ Симона Киринеянина (14) в малом куполе напротив центральной апсиды и изображение анонимного благотворителя с крестом  можно предположить, что изначально храм был освящён в честь Святого креста и возможно хранил его частичку


Храмы Чарыклы. План храма (слева). Вознесение (16, справа, [2])

Когда-то церковь была частью монастыря, чьи помещения окружают открытый U-образный двор. Она вырублена в той же скале, что и церковь Каранлык. Как и большинство «соседей», Чарыклы – это трёхнефный крестово-купольный храм. Его купол опирается на две колонны с восточной стороны и на два столба – с западной. Проход между колоннами и апсидами перекрыт тремя малыми куполами. План церкви напоминает храм св. Варвары

В храме Чарыклы два этажа. На нижнем мы видим трапезную, где бросается в глаза вырезанный из камня длинный стол, упирающийся в нишу с изображением Тайной вечери. Церковь находится этажом выше. Каменная лестница слева обеспечивала доступ к теперь уже разрушенному портику-экзонартексу с колоннами. Там до сих пор заметны могила справа и ложе охранника слева. В храме не было нартекса, и вход в наос расположен с северной стороны


Храм Чарыклы. Трапезная на первом этаже. Зима (слева). Центральный купол (справа, [1])

В интерьере сохранилось около двадцати фресок середины XI века с изображением сцен из Нового и Ветхого Заветов, архангелов, евангелистов, учителей церкви, мучеников, благотворителей и т.п.

В центральной апсиде, как и в храме Элмалы, можно видеть Деисусную композицию (1), а в главном куполе – Христа Пантократора (4), в окружении ангелов. На парусах главного купола хорошо различимы фигуры евангелистов. В северной апсиде заметна фигура Богородицы с младенцем (2), а в малых куполах – лики архангелов Гавриила, Михаила и Уриила. В среднем из куполов мы видим сюжеты Воскрешения Лазаря (13) и Симеона Киринеянина, несущего крест (14). Вокруг главы Симеона нет крещатого нимба, поэтому его невозможно перепутать с Исусом Христом


Храм Чарыклы. «Гостеприимство Авраама» (слева); Архангел Михаил  (справа), [1]

Важное место в росписях занимают двенадцать эпизодов из жизни Иисуса Христа. Три из них отражают детство, два – взрослую жизнь, а остальные семь – Страсти и Воскресение. Возможно, что христологический цикл был сокращён до двенадцати сюжетов из-за архитектурных особенностей/размеров храма


Храм Чарыклы. Рождество (слева, [1]). Симон Киринеянин с крестом (справа, [2])

Рядом с алтарём видны образы сщмч. Власия Севастийского, свтт. Григория Богослова (Назианзина), Василия Великого, Иоанна Златоуста и сщмч. Ипатия Гангрского. И, хотя многие изображения намеренно повреждены, их иконография соответствует XI в. Как и в храме Элмалы среди фресок отсутствуют сцены Благовещения, Искушения, Пятидесятницы и Успения. И подобно церкви Каранлык сюжеты показаны вне хронологического порядка

Образы Симеона Киринеянина, несущего крест (14, Мк. 15:21) и Ангела у Гроба (15) отличают эту церковь от других храмов музея. Также, фигуры здесь более крупные

На западной стене мы видим панель с изображением ктиторов (благотворителей). Центральный персонаж с жёлтым ореолом вокруг головы держит в руках крест с надписью «Timios stavros» («Честной крест»). Это, очевидно, святой, но не Иисус Христос, поскольку в нимбе нет креста. Этот же человек появляется на южной стене на белом коне под сценой Воскресения (16). Подписи на изображениях говорят о кресте, а не о человеке. Рядом с фигурой в жёлтом стоят ещё трое. Слева, пожилой мужчина по имени Феогност(ос) в белом тюрбане и красных одеждах, а справа, двое молодых людей: Лео и Михаил, по-видимому, его сыновья. Перед каждым персонажем мы видим фразу: «Молитва раба Божьего (имя)». Их ладони вытянуты в молитвенном жесте, подобно Богоматери и Иоанну Предтече в Деисусной композиции (1)

Добро пожаловать в Гёреме!


Храм Чарыклы. Благотворители, [2]

P.S.

  1. Вне рамок заметки осталось описание небольших часовен (Св. Екатерины, «Византийского креста» и др.), а также монастырских трапезных и подсобных помещений.
  2. О жизни каппадокийских греков в Румском султанате мы рассказывали, к примеру, здесь

Примечания:

  1. Эрджиес — большой стратовулкан в Турции, на юго-востоке Анатолийского плоскогорья, во внутренней части Малоазиатского нагорья, в 25 километрах к югу от города Кайсери. Самая высокая гора центральной Малой Азии. Имеет две вершины. Высшая – 3864 метров, вторая — 3703 метра. Диаметр горы 72 километра, покрывает территорию 3800 квадратных километра. На склонах 28 конусов. Ледник спускается до высоты 3300 метров; в последние годы его площадь сокращается. У подножий и в нижних частях склонов расположены поля, сады, виноградники.
  2. Название Каппадокия происходит от хеттского Катпатука – страна прекрасных лошадей
  3. Еврейские юноши по имени Ана́ния, Аза́рия и Мисаи́л — это герои Книги пророка Даниила (Дан. 1:7)
  4. Считается, что имя одной из женщин: Саломея, а второй – иногда передаётся, как Гелома (к примеру, согл. Евангелмю от Псевдо-Матфея) или Зелома. Письменных источников, упоминающих купание богомладенца, нет. Возможно, иконописцы домыслили сцену, исходя из обычного присутствия при родах повитух-акушерок. Также предполагается влияние сюжета рождения Диониса, где есть служанка, купающая младенца у ложа роженицы. Не исключено, что купание младенца Христа – это префигурация будущего Крещения. К первым подобным образам относятся миниатюры VIII—IX веков: армянский манускрипт Сан-Лазаро в Венеции и Хлудовская псалтырь. В Гёреме мы видим этот сюжет в нескольких пещерных храмах.
  5. От храма Вознесения, по преданию построенного св. Еленой в Иерусалиме на Масличной горе, остались только фрагменты фундамента, поэтому судить о достоверности истории со фреской мы не можем.

Источники:

  1. Ann Wharton Epstein, Tokali Kilise: Tenth Century Metropolitan Art in Byzantine Cappadocia Dumbarton Oaks Studies Twenty-Two, 1st Edition, Washington: Dumbarton Oaks, 1986
  2. Cappadocia History: https://www.cappadociahistory.com/churches
  3. Göreme Open Air Museum: https://www.goreme.com/goreme-open-air-museum.php
  4. Murat E. Gülyaz, Göreme Open Air Museum, English Edition, Digital Dünyası, 64 pp.
  5. Nota Karamaouna, Karanlik Kilise (the Dark Church) in Göreme Open Air Museum, Cappadocia, 2014: https://www.petersommer.com/blog/archaeology-history/goreme
  6. Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии / Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. Ин-т науч. атеизма; Редкол.: А. Ф. Окулов (пред.) и др. — М.: Мысль, 1989. – 336 c. – http://predanie.ru/bez-avtora/book/68755-apokrify-drevnih-hristian/#toc2
  7. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского (репринт). — Киев: Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, 2004
  8. В. А. Шанин, К. Гарднер. Турция / Ред.: Кусый И.А., Наумов Л. М. – Изд. 2-е. – М.: Изд. «Вокруг Света», – 262 стр.

Страница в последний раз отредактирована 17 июля 2022 года

Добавить отзыв

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.