Малая Айя София (быв. храм Святых Сергия и Вакха, Küçük Ayasofya)

Бывший Храм Свв. Сергия и Вакха, а ныне мечеть Küçük Ayasofya («Малая Айя София», тур.), находится в 450 метрах к юго-западу от Голубой мечети. В своё время он примыкал к комплексу Большого дворца, и его посещение удобно совместить с визитом в Музей мозаик – сохранившегося перистиля одного из помещений этого дворца, и беглым осмотром руин морского дворца Вуколеон (см. карту). Далее, можно пройти вдоль бывших морских стен до Конюшенных ворот (тур. Ahir Kapi) и, повернув налево, вернуться в район Св. Софии. А можно продолжить путь по набережной мимо относительно нового маяка, павильона Ичинлы – любимого места отдыха султана Мурата III, где он, больной, в январе 1595 года проводил время в ожидании кончины, развалин храма св. Спасителя Филантропа (St. Saviour Philanthropes) – возможного места погребения императора Алексея I Комнина (†1118) – до садов Гюльхане и Готской колонны и через эти сады вернуться к трамвайным путям в район входа во дворец Топкапы


Район Малой Айя Софии (Google Maps)

Храм свв. Сергия и Вакфа был построен в эпоху правления императора Юстиниана I, в период между 527 и 536 годами. В несохранившемся монастыре при церкви часто останавливались, к примеру, папские делегации из Рима.


Малая Айя-София (нижний снимок – Википедия)

Здание, центральный план которого повторяет базилику Сан-Витале в Равенне (542), послужило образцом для архитектора Мимара Синана (Koca Mi’mâr Sinân Âğâ, 1489 – 1588) при строительстве мечети Рустем-паша у Галатского моста, известной богатым использованием изникских изразцов, которых там насчитывается 80 видов.

Но не только планом Малая София похожа на знаменитую церковь Сан Витале. Тот, кто заходит в стамбульский храм, обращает внимание на греческие надписи и византийские капители с сохранившимися монограммами: Август, Василевс, Юстиниан и Феодора, и меньше смотрит на минбар (исламскую кафедру). А ведь там находятся чудесные мраморные сполии: ажурные каменные перегородки (трансенны) бывшей алтарной преграды юстиниановского храма, подобные тем, что стояли в современной ему равеннской базилике.


Интерьер мечети Малая Айя София (Википедия, вверху). Трансенна минбара мечети Малая Айя София (@The Byzantine Legacy, 2019, в центре). Часть бывшей алтарной преграды базилики Сан Витале (542), Национальный музей Равенны (@The Byzantine Legacy, 2019, внизу)

Малая Айя-София имеет форму восьмиугольника, вписанного в нерегулярный четырёхугольник. Храм увенчан красивым зонтичным куполом из шестнадцати частей, где чередуются восемь плоских и восемь вогнутых секций, стоящих на восьми многоугольных колоннах. К слову, в мечети Рустем-паши купол ровный, не имеющий выделенных секций.

В 536 году супруга Юстиниана Феодора отдала церковный комплекс под монастырь монофизитов, а в 551 году здесь прятался от гнева толпы Вигилий (Vigilius, римский папа в 537 – 555 годах), скрывавшийся в Константинополе с 546-547 годов из-за богословского конфликта, т. н. «Спора о трёх главах», связанного с трудами трёх раннехристианских теологов (вопрос состоял в предложении предать анафеме в связи с обвинениями в несторианстве личность и труды богословов Феодора Мопсуестийского, некоторые труды Феодорита Кирского и одно из писем Ивы Эдесского).

Богатое мозаичное убранство церкви было, по-видимому, уничтожено в годы иконоборчества, а то, что осталось  – исчезло при создании мечети в XV веке. После падения Константинополя (1453) церковь свв. Сергия и Вакха продолжала действовать до эпохи султана Баязида II (старшего сына Мехмеда II Фатиха, султана в 1481—1512). В 1506 – 1513 годах храм превратил в мечеть Хусейн Ага, главный «чёрный» евнух и хранитель «Врат Счастья» (тур. Баб-и-Сааде) в султанской резиденции, дворце Топкапы. В это время к зданию были добавлены портик и медресе (религиозная школа).


План храма (Х. Самнер-Бойд и др.)


Зонтичный купол храма

На капителях нескольких колонн, помимо монограмм,  сохранились кресты, а на базе одной из них – слово «зоИ» (греч. «жизнь»). Кое-где колонны находятся внутри новых оштукатуренных стен, но сверху, в специальных окошках, можно видеть византийские капители. Также на колоннах заметны отверстия от свинченных крестов – точь-в-точь, как в Вифлеемской базилике Рождества.

На антаблементе над колоннадой мечети, бросается в глаза длинная греческая надпись, перевод которой есть в книге С. Иванова:

«Другие императоры почитали мёртвых мужей̆, чьи деяния были бесполезны, а вот наш скиптродержец Юстиниан, споспешествуя благочестию, почтил прекрасным храмом Сергия, слугу Христа, Создателя всего. Ни горячее дыхание огня, ни меч, ни другие мучения от пыток не смутили его. Во имя Христа-Бога он пошёл на смерть, кровью заслужив себе небо в качестве жилища. Пусть он во всех (начинаниях) охраняет власть недреманного владыки (Юстиниана) и увеличивает могущество боговенчанной Феодоры, чей̆ разум блистает благочестием и чьей̆ заботой̆ являются непрестанные усилия по обихаживанию неимущих»,

а оригинал – на сайте The Byzantine Legacy. Отметим, что в этом фрагменте о Вакхе не произнесено ни слова.


Византийские монограммы Малой Айи-Софии (слева – Юстиниан, справа – Василевс)

Византийские монограммы Малой Айи-Софии (слева – Юстиниан, справа – Феодора)


Византийские капители Малой Айи-Софии. Кресты местами сохранились, а местами — сбиты


На колоннах видны отверстия от свинченных крестов (прямо, как в Базилике Рождества в Вифлееме, только уже без «легенд о пчёлах»)


Надпись «зоИ» — «жизнь» на базе колонны

Мечеть реставрировалась по крайней мере трижды: в 1836, 1956 и в начале «нулевых» годов.

24-комнатное медресе Хусейн Аги, в центре которого находятся красивый сад и шадырван, расположено к юго-западу от сада мечети. Мавзолей самого Кесикбаши Хусейн Ага находится слева от входа на территорию комплекса. Большая часть сада мечети занята живописным кладбищем, где мужские надгробия отличаются от женских наличием символического тюрбана (тур. «кавук»). Особо удивляет «иерархия» захоронений на одном из окружённых стенами участков, хорошо просматриваемого из юго-западных окон мечети – на стенах рядами висят каменные «тюрбаны», причём чем выше «статус» покойного, тем выше расположен его головной убор!


Участок кладбища


Кладбище; тюрбаны на стенах — иерархия могил

Адрес: Küçük Ayasofya Mahallesi, Küçük Ayasofya Camii Sk. No:20, 34122 Fatih/İstanbul, Turkey. Вход бесплатный.

Источники:

  1. Church of the Saints Sergius and Bacchus. The Byzantine Legacy. URL: https://www.thebyzantinelegacy.com/sergius-bacchus
  2. Иванов С. Прогулки по Стамбулу в поисках Константинополя. — М.: Издательство АСТ: CORPUS, 2016. — 688 с. — ISBN 978—5—17—094179—7.
  3. Турция: путеводитель / В. А. Шанин. — 2—е изд., стереотип. — Москва: Вокруг света, 2006. — 262 с.: ил. — (Вокруг света). — ISBN 5—986—52—062—9.
  4. Hilary Sumner-Boyd, Freely, John. Strolling Through Istanbul: The Classic Guide to the City. Revised Ed. // Tauris Parke Paperbacks, 2016. 572 pp. ISBN 978-1138983069.

Страница в последний раз отредактирована 20 февраля 2021 года

#Царьград_ИЦ #Стамбул #Константинополь #Византия #Христианство #Юстиниан #Малая_Айя_София #Little_Hagia_Sophia

Добавить отзыв

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.