Праведный Филарет Милостивый, Пафлагонянин

214/1 декабря Православная Церковь празднует Память праведного Филарета Милостивого (VIII) – одного из образцов христианского милосердия.

Св. Филарет родился в селении Амния в Пафлагонии (к востоку от нынешней Анкары) в VIII веке и позднее женился на Феозве – женщине из богатой и знатной семьи. У них родилось трое детей – Иоанн, Ипатия и Еванфия. Несмотря на богатства и знатность, Филарет не был счастлив, так как видел, что много людей страдает от бедности и помнил об ответе за свои дела на Страшном суде:

«У блаженного был такой обычай: он не хотел давать просящему только номисму (золотая монета), сребреник или обол, но особый слуга, по имени Ликаст, носил за ним три кошелька: один — полный золота, второй — серебра, третий — оболов или лепт. Кошельки были одинакового вида и размера, и, когда нищий просил милостыню, святой протягивал руку за кошельком, но не указывал, какой ему подать, потому что, по его словам: “Какой будет угодно Богу, тот мне слуга и подаст. Господь ведь ведает сокровенное, меру бедности всякого и в чем он нуждается» («Житие»)

Однажды арабы («Измаилиты») напали на Пафлагонию, разорив и дом Филарета. У него осталось два вола, корова, несколько ульев и дом, но и это он раздал бедным. За это он подвергся насмешкам и упрёкам со стороны жены и детей, которым отвечал:
– Я имею в тайниках, вам неизвестных, такое богатство и такие сокровища, которых достанет вам, даже если вы и сто лет проживёте без труда, и ни о чем не заботясь.

Господь помог праведному Филарету – когда он отдал последнюю пшеницу, его старый друг прислал ему сорок мер, а после того, как была отдана нищему тёплая одежда, к нему вернулось богатство. Став снова состоятельным, святой не изменил себе – он по-прежнему щедро раздавал милостыню и устраивал трапезы для нищих, сам прислуживая при них. В делах милосердия прав. Филарет дожил до 90 лет, после чего отправился в константинопольский монастырь Родольфия (Родофилион). В обители святой и отошёл к Богу, перед этим раздав все, что имел на монастырские нужды и нищим:

«Все годы его прошли в делах милосердия, и, будучи верным заступником беззащитных сирот, вдов и нищих, он оставлял эту жизнь, удостоившись откровения о своей кончине. Ведь однажды, еще в полном здравии, Филарет в сопровождении самого верного своего слуги ушёл, никому не сказавшись, в один из городских монастырей, так называемый Крисис, иные зовут Родофилион, к святым монахиням и, попросив у настоятельницы гроб, уплатил ей за это много золота, а она дала ему гроб, куда после смерти должно было сложить его останки…» (Житие)

Как мы недавно писали, на месте монастыря, вероятно, находится мечеть Сюмбюль-эфенди, раньше стоял храм св. Андрея Криси (или «в Криси»), а «Родофилион» (греч. «розолистный») – это, скорее всего, «народное» название обители.


Константинополь. 985 г. Миниатюра Минология Василия II. Ватиканская библиотека. Рим (Википедия)

О храме Св. Андрея, возведённом ещё в правление императоров Аркадия или Феодосия II, говорит и византийская «Пасхальная Хроника»:

«396. Индикция 9, год 2, 4-е консульство Аркадия Августа и 3-го Гонория Августа. Этот Аркадий, сын Феодосия Великого, имел женой Евдоксию, от которой родился Феодосий младший. Он также имел дочерей, Пульхерию, Аркадию и Марину. И две из них, а именно Аркадия и Марина, соответственно, основали Аркадийские бани и особняк Марины. А Пульхерия в итоге вышла замуж за Маркиана. Но Аркадия также основала церковь Св. Андрея, которая называлась Аркадийской» (перевод наш, стр. 56)

Сохранившиеся в мечети и стамбульском Археологическом музее ионические капители и другие архитектурные элементы подтверждают, что храм мог стоять на месте мечети уже в V-VI веке.

Житие Св. Филарета было составлено его внуком Никитой, а одна из внучек, Мария (†после 823), вышла замуж за императора Константина VI, но её судьба сложилась несчастливо, и она даже не была коронована, в отличие от второй жены (и бывшей любовницы) Феодоты, получившей титул Августы.

Мария стала женой Константина по настоянию его могущественной матери, императрицы Ирины, «по результатам» первого известного нам конкурса невест.

«Шоу невест» могло быть попыткой Ирины женить сына на девушке, не имевшей серьёзных связей, и таким образом уменьшить его власть, к которой Ирина стремилась всю жизнь. Агиография Никиты называет Ирину словом «василевс», используя мужскую форму греческого слова «император».


Дверной проём храма Св. Андрея Криси, ныне находящийся в Стамбульском Археологическом музее (сайт “The Byzantine Legacy”)

Однако до этого Ирина расторгла помолвку своего сына с дочерью Карла Великого, Ротрудой, заключённую в 781 году в Риме между 6-летней Ротрудой и 10-летним Константином. Для преподавания греческого языка и традиций из Византии был послан евнух Елисей (Элиссеос). Однако в связи с нарастающими разногласиями между империями брак не состоялся, и помолвка была расторгнута в 787 году. А ведь Константин любил Ротруду.

После побед Карла в Северной Италии Ирина не хотела казаться слабой перед победителем саксов и лангобардов. Обидевшийся Запад не признал Ирину наследницей Римских императоров, и последующие «василевсы» именовались там «королями греков», а династии «настоящих императоров» шли уже от Карла Великого.

После того, как Константину VI удалось вырвать власть у матери, он развёлся с Марией и заточил её в монастыре на Принцевых островах, а позже был сам ослеплён властолюбивой Ириной:

«Солнце помрачилось на 17 дней и не давало лучей своих; корабли во мраке плавали наудачу; все говорили и сознавались, что солнце утратило свои лучи за ослепление царя. Таким образом его мать сделалась единовластною» («Хронография Феофана», год 6289 / 789 (797))

Другие источники, к примеру, «Хроника» Георгия Монаха (846/7, см. «Ирина» в Православной Энциклопедии) утверждают, что даже на смертном одре Ирина не признавалась в ослеплении сына, но кто же мог сделать это без её ведома?

А работу Никиты можно рассматривать в т.ч. как попытку поддержать родословную семьи столь уважаемой фигурой, как Филарет Милостивый и уменьшить негативное (если не сказать позорное) влияние развода

Источники:

  1. Д. Е. Афиногенов. Ирина. Православная энциклопедия. URL: https://www.pravenc.ru/text/673923.html
  2. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана (пер. И. С. Чичурова ), «Бревиарий» Никифора». М. Наука. 1980. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus2/Feofan/text13.phtml?id=12482
  3. Преисполненная великого назидания повесть о житии и деяниях блаженного и праведного Филарета милостивого / Софья Полякова, пер. // Жития византийских святых. СПб.: Corvus, Terra Fantastica, РоссКо. 1995. С. 214-240. (Текст переведён по изданию Васильева: Изв. Русск. археол. Инст. в Константинополе, т. V, 1900, Одесса.) URL: http://yakov.works/acts/08/2/filaret.html
  4. Церковь вспоминает праведного Филарета Милостивого (2020). URL: https://foma.ru/tserkov-vospominaet-pravednogo-filareta-milostivogo.html
  5. Alexander Van Millingen, “Byzantine Churches in Constantinople: [Their Story & Architecture]”. First Edition. London: Macmillan And Co., 1912, 488 pp. URL: https://ia800906.us.archive.org/2/items/byzantineconstan00vanm/byzantineconstan00vanm.pdf
  6. “Andrew in Tribunal”, Dumbarton Oaks Research Library and Collection, p. 19. URL: https://www.doaks.org/research/byzantine/resources/hagiography/hagiointro.pd
  7. “Chronicon Paschale 284–628 AD”, translated by Michael Whitby and Mary Whitby, Liverpool: Liverpool University Press, 1990, ISBN 0-85323-096-X, 280 p. URL: 347788561-Whitby-Whitby-Chronicon-Paschale-284-628-2007.pdf
  8. Monastery of St. Andrew in Krisei. URL: The Byzantine Legacy: https://www.thebyzantinelegacy.com/andrew-krisei.
  9. Sumner-Boyd, Hilary, Freely, John. Strolling Through Istanbul: The Classic Guide to the City. Revised Ed. // Tauris Parke Paperbacks, 2016. 572 pp. ISBN 978-1138983069

#Христианство #Праздники #ФиларетМилостивый ##Царьград_ИЦ #Константинополь #Византия #Родофилион #Монастырь_св_Андрея_Криси #Сюмбюль_Эфенди_Джами #Коджа_Мустафа_Паша_Джами

Страница в последний раз отредактирована 14 декабря 2020 года

Добавить отзыв

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.