Наби Йуша (Юша) и замок двенадцати богов

Эти два места расположены на восточном берегу Босфора «у самого Чёрного моря». Одно из них традиция связывает с могилой Иисуса Навина (в мире их минимум шесть, ИЦ), а другое: византийская и генуэзская крепость с любопытным названием Йорос.

Вначале о могиле. Как житель Святой Земли начну с двух версий захоронения преемника Моисея в Израиле.

Расположенный в нескольких километрах к северу от Герцлии кибуц Гааш (1951), согласно местной легенде, получил такое «кипящее» название (гаааш – вулкан, ивр.) вследствие того, что в соседней Палестинской автономии, примерно в 25 км восточнее кибуца и приблизительно на той же широте, в деревне Кифль Харис, находится “главная” могила Иисуса Навина (Йуши или Юши бин/ибн Нуна, араб.):

«После сего умер Иисус, сын Навин, раб Господень, будучи ста десяти лет. И похоронили его в пределе его удела в Фамнаф-Сараи (букв. тимнат-херес, תמנת חרס), что на горе Ефремовой, на север от горы Гааша. И служил Израиль Господу во все дни Иисуса и во все дни старейшин, которых жизнь продлилась после Иисуса и которые видели все дела Господа, какие Он сделал Израилю» (Иис.Нав.24:29-31)

Эта традиция принята и иудеями, и местными мусульманами-суннитами.

Вторая святоземельная могила Иисуса Навина, вполне доступная для обзора, расположена на севере страны, рядом с разрушенной в 1948 году шиитской деревней Наби Йуша (араб. «пророк Йуша/Иисус») в верхней Галилее, практически, на Ливанской границе. Расскажем о ней со слов израильского археолога, арабиста и краеведа Михаила Чернина 1

Деревня Наби Йуша, стоявшая до 1948 года к северо-западу от Цфата, неподалеку от современного мошава Рамот Нафтали в Верхней Галилее, была основана в конце XVIII в. представителями рода аль-Гуль (араб. الغول), пришедшими сюда из соседней ливанской шиитской деревни Майс аль-Джубайль (находящейся в нескольких километрах западнее). Именно аль-Гуль построили в центре деревни величественный мавзолей – мазар (араб. مزار, мавзолей), над гробницей приписываемой местной, шиитской традицией приемнику Моисея Иисусу Навину.

Рядом с мавзолеем был возведен целый комплекс строений, включавший в себя, среди прочего, и большую «мадафу» т.е. страноприимный дом для паломников.

До самого 1948 года Аль-Гуль исполняли должность хранителей священной гробницы, привлекавший к себе многие тысячи паломников со всего Южного Ливана. Наибольший наплыв паломников приходился на праздник Наби Йуша (Маусим ан-Наби Йуша), проходивший ежегодно 15-го числа месяца шаабан. Рядом с этим местом находится городище Тель Кедеш (где, к слову, до 1948 года находилась шиитская деревня Кадас), остатки города левитов (1 Пар. 6:61) в наделе колена Нафтали, упоминаемого в Ветхом Завете, как один из городов-убежищ (Нав. 20:7), ранее отвоёванного у ханаанеев Тутмосом III, а затем – Иисусом Навином (Нав. 12:22, Нав. 21:32).

Помимо Наби Йуша до 1948 года в Верхней Галилее имелось ещё 6 шиитских деревень: Хунин, Абль аль-Кимх, Кадас, Маликия, Тарбиха и Салиха.


Наби Йуша (Галилея). Фото М. Чернин (2017)

Ещё три могилы Иисуса Навина, согласно Википедии, можно видеть в эс-Сальте в Иордании (город, стоящий на вершине хребта, связан с неудачными попытками англичан взять Амман в годы Первой мировой войны), в иранском Исфахане и, разумеется, в Багдаде.


Наби Йуша (Галилея). Фото М. Чернин (2017)

Однако, «стамбульская версия» могилы библейского героя, который вместе с Моисеем вывел народ из рабства к свободе, безусловно, одна из красивейших. Она расположена над Босфором, на высоте 200 м, там, где

«Играли волны, ветер пробегал,
Торжественно вдали синели горы,
От Азии Европу отделял
Поток могучий пенного Босфора

И открывалась за грядою скал
Седая даль эвксинского простора
И злой прибой. Из всех морских пучин
Опаснейшая – все – таки Эвксин!» (пер. Т. Гнедич)

В этой октаве из поэмы лорда Байрона «Дон Жуан» (Песнь 5:5), по сравнению с английским оригиналом, отсутствуют два «объекта», которые мужественная Татьяна Гнедич, переводя это грандиозное по объёму сочинение по памяти (!), сидя в одиночной камере Большого дома, почему-то не включила в перевод. Зловещие Симплегады – две скалы у входа в Понт Эвксинский, которые сталкиваясь, уничтожали корабли – во второй строчке, и «Могила Великана» (англ. Giant’s Grave) – в третьей2.

«Могила Великана» и вправду протяжённая, – 23 моих средних шага – но, думается, короче того, что пишут в интернете (17 м), как раз, и считается турецкой версией захоронения Иисуса Навина, а сам холм называется Йуша Тепесы (Yuşa tepesi), т.е. холм Иисуса Навина. Из центра Стамбула сюда можно добраться менее, чем за 2 часа на двух автобусах с пересадкой в Бейкозе у красивого фонтана, который построил в середине XVIII века в стиле провинциального османского рококо скромный таможенный чиновник по имени Ишак-ага. Приблизительно в 3 км севернее искомого «Joshua’s hill» находится и второй объект нашего рассказа: крепость Йорос (англ. Yoros Castle)

На территории мемориала Наби Йуша, помимо, собственно, могилы есть торговая зона с сувенирами, мечеть («джами»), маленькая мечеть («месджит»), фонтан («шадырван»), обзорная площадка с видом на Босфор, отличные туалеты, и даже бесплатный Wi/Fi, который не работал. Продавались и овечки, по-видимому, для жертвоприношения, но при мне никто никого не резал.


Йуша Тепесы (2019). Последнее фото: панорама Босфора в сторону крепости Йорос

В исламе Юша – сын сестры Мусы (Моисея) и продолжатель его дела. Судил народ на основании законов Таурата (Торы). Родился в Египте, был учеником пророка Мусы и его помощником. Вместе с Мусой и народом Израиля ушёл из Египта. Сопровождал пророка Мусу, когда тот встретился с Хидром/Хадром (отождествляемым с Георгием Победоносцем). Юша был в составе разведгруппы, собиравшей сведения о амаликитянах. В отличие от своих спутников, Юша и Калиб ибн Юкна (Халев) не испугались амаликитян, и выступили за начало войны с ними. Толкователи Корана считают, что под упомянутыми в аяте 5:23 благочестивыми людьми имеются в виду, как раз, Юша и Калиб:

«Двое богобоязненных мужчин, которым Аллах оказал милость, сказали: „Входите к ним через ворота. Когда вы войдёте туда, вы непременно одержите победу. Уповайте только на Аллаха, если вы являетесь верующими“» (пер. Эльмира Кулиева),

Израильтяне отказались воевать и попытались убить Юшу и Калиба, забрасывая их камнями. В наказание Аллах запретил грешным израильтянам в течение сорока лет вступать на территорию Палестины. Накануне смерти Муса назначил Юшу вождём израильтян. В течение 6 месяцев Юша осаждал Ериху (Иерихон). После чудес, которые произошли по воле Аллаха, ему удалось захватить город. После взятия Ерихи, израильтяне в течение семи лет покорили все города и селения Палестины. Среди чудес упоминается и то, что, когда израильтяне подошли к реке Иордан, то воды реки раздвинулись. Во время осады одной из крепостей Юша стал молить Аллаха о помощи, после чего произошло землетрясение, и стены рухнули. Перед смертью он назначил вместо себя Калиба ибн Юкну.

В средние века могила на Йуша Тепесы пользовалась такой популярностью, что султан Селим III (1789 – 1807) был вынужден запретить здесь религиозные церемонии.

Помимо «главной» версии о появлении названия есть и несколько других. В частности, предполагается, что это могила некоего местного святого-чудотворца по имени Йуша, то, что название связано с финикийским “yesu” («спасение»), поскольку этот холм на берегу Босфора – один из первых, которые видят мореплаватели со стороны Чёрного моря, а также … ассоциация могилы с захоронением пусть и мифического, но царя и гиганта, Амика, предводителя воинственных бебриков из эпоса об аргонавтах. Ведь действо происходило в Вифинии, как раз, в этих краях.

Амик (др.-греч. Ἄμῠκος) — сын Посейдона и нимфы Мелии, отличавшийся огромной физической силой, вызывал проходящих на кулачные бои и всегда побеждал. Первым придумал обвивать руки в боях ремнями. Убил Преола брата Лика (союзника Геракла). Когда аргонавты приплыли в его землю, вызвал и их на поединок. В кулачном бою его сразил Полидевк (либо Амик был побеждён, но не убит):

«Насмешками встретил Амик аргонавтов, бродягами назвал он великих героев и вызывал сильнейшего из них на бой, если только отважится кто-нибудь из них помериться с ним силами. Разгневались герои. Из их среды вышел юный сын Зевса и Леды, Полидевк. Спокойно принял он вызов царя бебриков. Словно грозный Тифон, стоял Амик в своем черном плаще и с громадной дубиной на плечах перед Полидевком. Мрачным взглядом смерил он Полидевка; а тот стоял перед Амиком, сияя, словно звезда, своей красотой. Приготовились к бою бойцы. Бросил Амик на землю кулачные ремни. Не выбирая, поднял ближайшие ремни Полидевк и обвязал себе руки. Начался бой. Как разъярённый бык, бросился на Полидевка царь бебриков. Ловко отражал его удары Полидевк, не отступая ни на шаг под натиском Амика. На мгновение прервался бой, чтобы могли перевести дыхание бойцы. Вот уже опять бьются они, и сыплются один за другим удары. Замахнулся Амик и хотел уже нанести Полидевку страшный удар в голову, но уклонился юный герой и нанёс Амику такой удар по уху, что раздробил ему черепную кость. В предсмертных судорогах Амик упал на землю. Громкими кликами приветствовали аргонавты победителя Полидевка» (Кун Н. А., Легенды и мифы Древней Греции, 2018)

Вот вам и вероятная причина появления «могилы великана».

Перейдём к «замку двенадцати богов» – крепости Йоро́с (тур. Yoros kalesi).

Бывают места, которые нравятся с первого взгляда и продолжают вспоминаться годами. Хотя, казалось бы, и смотреть особо не на что, и мало что сохранилось от их былого великолепия. Более того, о героической и богатой истории Йороса до своего визита (2019) я и не подозревал, хотя знал, что вдоль Босфора с европейской и «анатолийской» сторон у греков, а позже генуэзцев и турок, стояло несколько крепостей. Я не любитель средневековых замков, и даже мифические истории о якобы протянутых от крепости к крепости через Босфор цепях (в отличие от вполне реальной – через Золотой Рог) меня особо не волновали. Но тут, спустившись с холма Иисуса Навина и имея до обратного автобуса изрядное количество времени, решил рискнуть. К тому же, рядом тормознуло такси, доставившее на Йуша Тепесы очередную порцию паломников.  И я отважился добраться до «кале» (тур. крепость), стоящего на соседнем холме, по извилистой дороге с названием Туна. И, мягко говоря, не пожалел.

К слову, между двумя «героями» повествования находится милейшая «альпийская» деревушка Анадолу Кавагы (тур. Anadolu kavağı). А две высокие круглые башни по сторонам от закрытых навсегда (?) ворот «генуэзского» Йороса, с сохранившимися на стенах византийскими крестами и символами династии Палеологов, достойны хотя бы поверхностного осмотра. Внутрь не пускают. Ощущение свободы и виды завораживают.


Деревня Анадолу Кавагы (Anadolu kavağı), названная в честь анатолийского тополя (слева). Йорос, вид с моря (Википедия, справа)

А вот название — на мой взгляд крайне любопытное – заслуживает отдельного обсуждения. Как по мне, то имена этих мест, находящихся менее, чем в 10 км к югу от входа в Босфор со стороны Чёрного моря – Йуша и Йорос – связаны с вышеупомянутым семитским «иеша» как знак спасения, укрытия моряков от бурных морских вод. В последнем случае к «иеше», добавляется греческое «орос» – гора. Критики, конечно, могут сказать, что “yesu” – это по-финикийски, а ορός – по-гречески, но, скорее всего, местное население (и моряки) владели несколькими языками, тем более, распространёнными здесь финикийским и греческим.


Византийские башни, охраняющие вход в генуэзскую крепость (слева); схема подъёма к воротам замка вдоль стен явно устарела: весь подъём сейчас заставлен столиками маленьких кафе (справа)

Средневековые путешественники, такие как французский натуралист Пьер Жиль (Petrus Gyllius, 1490 – 1555), пребывавший с дипломатической миссией в Стамбуле в 1544-47 годах, и оставивший воспоминания «De topographia Constantinopoleos», писали, что в здешних краях не кто иной, как герой Фрикс (Prixeos), улетевший на золотом овне в Колхиду, основал храм Зевса (которого Жиль, впрочем, называет Юпитером) – покровителя путешественников, дословно – «Зевса хорийоса, «дарителя» попутных ветров (от греч. Χορηγός – «спонсор»). А ещё здесь были алтари 12 богов, а весь район назывался ιερόν («иерон», святилище, от ιερός – священный). Созвучно с Йорос, не правда ли?

К этому традиция, видимо, всё и притягивала. Однако храм и алтари, если и были, то давно исчезли, а сама версия, на наш взгляд, звучит слишком помпезно. Представьте себе, к примеру, «среднего» византийского моряка-христианина, которому в течение тысячи лет навязывается холм Зевса, как священное место. Звучит как-то неубедительно. Другое дело, западноевропейские, романтично настроенные, путешественники

Крепость использовалась древними греками и финикийцами для торговых и военных целей. В «современной версии», по мнению профессора Отделения византийской истории Стамбульского университета Асну Бильбан Ялчын, Йорос возведён по приказу императора Мануила Комнина (1143 – 1180) для защиты Константинополя от набегов викингов, хотя символика Палеологов (XIII-XIV вв.) на стенах, вроде бы, предполагает иное.

Насчёт варягов мне ничего не известно, а вот казачьи набеги преследовали империю на протяжении всей её долгой истории. В 1624 году флот из 150 казачьих челнов проплыл через Черное море, чтобы атаковать города и деревни под Стамбулом. Они нанесли удар по деревням в пределах Босфора, однако султан Мурад IV (1623–1640) успел укрепить замок и спас его от захвата.

В путевых записках (Seyahatname) знаменитого путешественника XVII века Эвлии Челеби, после рассказа о том, как некий изобретатель по имени Хазарфен Ахмед Челеби, спрыгнув с Галатский башни перелетел на самодельных крыльях Босфор, отмечается, что тот же Мурад, запретивший в империи алкоголь, табак и кофе, наградил Хазарфена кошельком золота, однако, посчитав опасным держать такого человека в столице, сослал бедолагу в Алжир, где тот вскоре и умер в возрасте 31 года. Этот же султан, по рассказам очевидцев, переодевшись в гражданские одежды обходил по ночам «злачные» места и рубил головы нарушителям антиалкогольных указов. Умер Мурад, тем не менее, от цирроза печени в возрасте 27 лет.

Также Мурад IV приказал удушить владыку Кирилла Лукариса (1572—1638) — Патриарха Александрийского и Константинопольского – по обвинению в сотрудничестве с Россией и поддержке захвата казаками Азова (1637 – 1642).


Йорос. Слева – на гравюре Вильяма Генри Барлета (William Henry Bartlett, 1839), а справа – на фотографии из архива Али Салима Юлгена (Ali Saim Ülgen)3 (взято из публикации блога «The Hidden Face of Istanbul» в FB от 08.07.2022)

Византийцы, генуэзцы и турки-османы боролись за этот стратегический пункт на протяжении многих лет. Крепость была завоёвана турками (вместе с крепостью Шиле на берегу Чёрного моря) в 1305 году, однако в 1348 году союзники Византийской империи генуэзцы, взяв её, восстанавливают господство над торговыми путями Чёрного моря.

В конце XIV столетия турки повторно захватывают замок и устанавливают полный контроль над Анатолийским берегом Босфора. Согласно данным историка Ашыкпашазаде, Баязид I (1389 – 1402) завладел крепостью в 1391 году, подойдя с большими военными силами со стороны Коджаэли. После этого, отправив войска Яхши-бея, Баязид овладел и крепостью Шиле. Используя Йорос, как военную базу, Баязид начал подготовку к осаде Константинополя, и в 1395 году построил крепость Анадолухисар (тур. Anadolu Hisarı). Позднее, в 1452 году, напротив Анадолухисара султаном Мехмедом II «Фатихом» была возведена крепость Румелихисар, после чего Босфор стал полностью контролироваться османами.

Византийцы попытались остановить продвижение турок с помощью французского короля Карла VI «безумного» (годы правления: 1380 – 1422). В 1399 году французские и испанские отряды, возглавляемые маршалом Бусико (Boucicaut), пытались захватить Йорос. Штурм закончился неудачей, и Бусико, уничтожив селение у подножия крепости, отступил.

Руй Гонсалес де Клавихо (ум. 1412), посол Испании к Тамерлану, считал замок «ключом, открывающим путь к Чёрному морю». Он отмечал надёжность укреплений Йороса и наличие турецкого гарнизона в нём. Клавихо не обнаружил цепи, которой перегораживался вход в пролив, а крепость на противоположном, европейском берегу нашёл в разрушенном состоянии.

Султан Баязид II (1481—1512) отреставрировал Йорос и возвёл небольшую мечеть. Чуть позже, комендант крепости Мехмед Ага открыл здесь баню (хамам). Стены и башни крепости пострадали от разрушившего Стамбул землетрясения (1509). В документе Османского Архива, датированного 1576 годом, есть запись о том, что вместе с крепостью были восстановлены мечеть, колодец и баня.

Михаэль Геберер (ок. 1560 – после 1623), немецкий писатель-путешественник и поэт, в 1580-е годы нашёл крепость в хорошем состоянии и в путевых заметках оставил гравюру, вполне соответствующую оригиналу. Армянский историк Гукас Инчичян (1758 – 1833) сообщал, что внутри крепости находился турецкий квартал из 25 домов, где под руководством коменданта крепости размещался отряд из двадцати стражников. В XIX веке Йорос потерял своё значение и пришёл в упадок.


Фото с информационного стенда (слева); описание замка (справа)

Длина крепости (параллельно Босфору) составляла 500 метров, а ширина – варьировалась от 60 до 130 метров. Самая укреплённая часть крепости была обращена на восток (для защиты от сухопутных нападений). Считается, что на западе стены спускались к проливу и здесь располагался причал для приёма кораблей и маяк. Маяк можно увидеть на гравюре (1834) английского художника Томаса Аллома (Thomas Allom, 1804 –1872), в книге Constantinople and the Scenery of the Seven Churches of Asia Minor (1838) в двух томах, с текстом Роберта Уолша (Robert Walsh). До наших дней сохранились остатки стен с небольшими башнями и воротами, две центральные башни высотой 20 метров, а также главные ворота – основной объект фотосъёмок многочисленных туристов.


Томас Аллом. Вход в Босфор со стороны Черного моря (виден маяк), согл. Thomas Allom. Entrance to the Bosphorus from the Black Sea: https://eng.travelogues.gr/item.php?view=38907 (слева). Автор в 2019 году (справа)

Примечания:

  1. Публикация в ФБ от 05 июля 2018 года
  2. Англ. оригинал (Project Gutenberg: The Works of Lord Byron, Volume 6, ed. Ernest Hartley Coleridge, 1837, Release Date: July 6, 2006 [EBook #18762]: https://www.gutenberg.org/files/18762/18762-h/18762-h.htm):
    The wind swept down the Euxine, and the wave
    Broke foaming o’er the blue Symplegades;
    ‘T is a grand sight from off “the Giant’s Grave”
    To watch the progress of those rolling seas
    Between the Bosphorus, as they lash and lave
    Europe and Asia, you being quite at ease:
    There’s not a sea the passenger e’er pukes in,
    Turns up more dangerous breakers than the Euxine.
  3. Али Саим Ульген (Али Саим Ульген (15 августа 1913 г. – 8 февраля 1963 г.) турецкий архитектор и реставратор. Являлся одним из первых мастеров-архитекторов, специализирующихся в области ремонта и реставрации в Турции. Его интерес к древностям начался в юном возрасте и продолжал возрастать в школьные годы. Он опубликовал свою первую книгу, когда был учеником Стамбульского лицея для мальчиков (İstanbul Erkek Lisesi), а затем продолжил образование в Государственной академии изящных искусств. Некоторое время Али Саим Ульген читал лекции по истории искусства в Университете Анкары, а в последующие годы стал известен благодаря реставрационным работам в Главном управлении фондов. Он сформировал историю турецкой реставрации, приняв участие в восстановлении почти 150 исторических памятников во Фракии и Анатолии, особенно в Стамбуле. Рисунки Мимара Синана из его работ являются важным ориентиром для современного академического сообщества. Онлайн-архив Али Саим Ульгена находится здесь: https://archives.saltresearch.org/handle/123456789/46?locale=tr

#Царьград_ИЦ #Константинополь #Босфор

Страница в последний раз отредактирована 13 июля 2022 года

Добавить отзыв

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.