Никея (Изник). Вселенские Соборы, керамика и не только

Часть 1. Лисимах, Константин и Базилика

Милейший городок Никея получил своё имя от первой жены античного воина и самопровозглашённого царя Фракии, Македонии и др. Лисимаха (ок. 361 – 281 до н.э.), проведшего почти всю свою долгую (80 лет! ) жизнь в сражениях с другими греческими генералами. Человек он был неспокойный. Рассказывают, что, будучи в молодости телохранителем Александра Великого, Лисимах чем-то его прогневал, и был брошен в пищу голодному льву. Однако, как отмечали историки Павсаний и Юстин, Лисимах, всунув руку в пасть и захватив язык, убил зверя, после чего Александр стал оказывать ему уважение и почёт наравне с лучшими из македонцев. Лисимах и сам гордился этой историей. По словам Плутарха, в бытность царём Фракии он показывал послам глубокие шрамы на бёдрах и на руках, говорил, что это следы львиных когтей, и что остались они после схватки со зверем, наедине с которым его запер Александр.

Лисимах жил в IV-III веках до н.э., а нас больше интересуют два прошедших в городе Вселенских собора (325 и 787 н.э.) и изникская керамика. Однако его блестящую идею следует отметить. Как-то не звучит фраза: «Антигонский (от Антигоны, прежнего имени этого населённого пункта) антиарианский (или антииконоборческий) Собор». Об Амастриде (вторая жена) я и не говорю; попробуйте произнести, к примеру: «Амастридо-Царьградский Символ Веры». Так что с названием старый солдат нас не подвёл.

В 72 году до н.э. Никея и соседняя Вифиния перешли под власть Рима. В 120 году н. э. после очередного землетрясения город отстроил император Адриан (117 – 138 н.э.). Однако Никея, вероятно, сохранила в своих генах буйный характер Лисимаха. В конце II века город поддержал восстание претендента на римский престол с «неполиткорректным» именем Песценний Нигер и был показательно наказан Септимием Севером (193 – 211 н.э.). У города отобрали титулы «метрополии» и «неокоры» (обладателя и хранителя храма культа императора), и эти «знаки отличия» перешли к  Никомедии, соседу и сопернику Никеи.1 Однако Никея, после османского завоевания в XIV веке ставшая Изником, сохранилась значительно лучше, чем Никомедия (Измит). Грубо говоря, обломки античной Никомедии с крутого берега «счистили» в Мёртвое море, а Никея лишь местами ушла в мелководье спокойного озера.

В 258 году город опустошили и сожгли готы. После этого, городские стены были отстроены, и неплохо сохранились до сегодняшнего дня. Они тянулись более, чем на 5 км, имели около ста башен и четверо ворот. Толщена стен достигала 5-7 м, а отдельные участки стен даже сейчас достигают в высоту 12-13 м.


Изник. Тройные восточные ворота («Лефке Капы»). Вид из города (2020)

Стены регулярно укрепляли и восстанавливали. В византийское время городская стена, очертания которой напоминали пятиугольник высотой 12 м и периметром около 5 км, обеспечивали надежную оборону, выдержавшую осады арабов (VII-X вв.) и нападения турков-сельджуков (XI в.).  Стену охраняли 114 крепостных башен, высотой 17 м.

Иногда считают, что городские ворота – а они в Никее ориентированы по сторонам света – строились как триумфальные арки, и только в поздний римский период были соединены стенами. Из четырех ворот, возведённых в I-II вв., северные, Стамбульские (İstanbul Kapı) и восточные, Лефке (Lefke Kapı), неплохо сохранились, южные, Йенишехирские (Yenişehir Kapı, по названию города к югу от Изника), букв. «Новгородские» 2, сохранились частично, а западные, «Озёрные» (Göl Kapı, от “Göl ”– озеро) или «Дворцовые» (Saray kapı), практически полностью разрушены. Всё это, кроме ворот Лефке, современные турецкие названия, где слово “kapı” (капы) означает «ворота».

Особенно сильное впечатление производят тройные ворота Лефке с триумфальной аркой, возведённые проконсулом Вифинии Марком Варом (Marcus Plancius Varus) при императоре Веспасиане (69 – 79 н.э.). По мнению археолога и исследователя Изника, профессора Мустафы Шахина (Mustafa Şahin), именно Марк Вар построил стену между северными и восточными воротами.

В отличие от константинопольских стен Феодосия II (с позднейшими изменениями), стены и ворота Никеи чинились значительно чаще, и в их кладке можно увидеть самые разные «заполнения»: обломки античных фризов, сельджукские надгробия (поскольку в XI в. тюрки на короткое время овладели городом) и т.п. К сожалению, нам неизвестен перевод греческих надписей, которые мы видим по сторонам ворот Лефке, и, возможно, других ворот.


Йенишехир Капы («Новгородские» ворота, Yenişehir Kapı, 2020)

После победы над Лицинием 3 в 324 году, став единоличным правителем Римской империи, император Константин I (годы правления 306 – 337) решил сплотить империю под знаменем христианства. Миланский эдикт (313), совместно изданный Константином и Лицинием, выражал терпимость к исповедованию этой веры, но только что легализованную Церковь уже раздирали противоречия, одним из которых были споры о природе Иисуса Христа.


Лефке Капы (2020)

Священник из Александрии по имени Арий утверждал, что Иисус был сотворённым 4, божественным, но ограниченным в силе и знании, «потому что Бог, оставаясь Богом, т. е. будучи не в состоянии передать Своего существа другим, сотворил Его не сущего из несущего. Как все, происшедшее из ничего, Сын есть произведение и тварь и ни в чем не подобен Отцу» (Прав. энц).

Противники же Ария утверждали, что это возродило политеизм и подорвало значение миссии Иисуса Христа. Споры втянули Церковь в такой разлад, что Константин созвал съезд (собор) церковных иерархов и богословов, чтобы обсудить вопрос и попытаться объединить Церковь. В историю собор вошёл как Вселенский I. В 325 году более 300  (свт. Афанасий из Александрии утверждал, что их было 318) епископов со всего Средиземноморья прибыли в Никею во дворец императора. Они должны были съехаться к 20 мая 325 года, 14 июня василевс официально открыл заседания Собора, а 25 августа Собор был объявлен закрытым. От Собора сохранились лишь немногочисленные документы, частично в переводах и парафразах. Записей заседаний, вероятно, не велось – иначе бы они цитировались в обширнейшей послесоборной полемике (ibid.) – и о проходивших событиях мы знаем, в основном, из творчества церковных писателей, таких как Евсевий Кесарийский (бывший, увы, заинтересованной стороной) и Сократ Схоластик, а также из решений последующих Соборов.

Об открытии собора Евсевий 5 пишет так:

«… первенствующие служители Божьи из всех Церквей, наполнявших Европу, Ливию и Азию, собрались в одно место <…> Такой-то, связанный узами мира венок, представляющий в наше время образ лика апостольского, принесён единственным от века василевсом Константином Христу Спасителю, как богоприличный дар за победу над врагами и мятежниками» (Житие Константина, 3.7)


Изник, берег озера, называвшегося по-гречески Аскания (Ascania, Askania, Ἀσκανία). Длина озера составляет ок. 32 км, ширина – 10 км, а глубина – ок. 80 м. На береговом изгибе видны скудные остатки дворца Константина I («сената»), а под водой – очертания базилики IV-V вв., по одной из гипотез, построенной поверх более древней церкви (BAR, 2018).

Официальные заседания происходили в одном из залов императорского дворца. В день официального открытии все собравшиеся безмолвно ждали императора. Вошли немногие придворные, затем возвестили о приходе императора, и все встали. Выйдя на середину, Константин сел в поданное ему золотое кресло; затем сели и остальные. Один из епископов приветствовал императора краткой благодарственной речью. Затем император обратился к Собору по-латыни, призывая к единству. Краткая его речь была переведена Собору на греческий язык, после чего он передал слово «председателям». К сожалению, мы до сих пор не знаем, кто вёл заседания.



Изник: Христианство–Античность–Ислам (вверху, 2020). Северные ворота: «Истанбул Капы» (внизу, Википедия)

«Тогда одни начали обвинять своих ближних, другие защищались и порицали друг друга. В то время как с той и другой стороны сделано было множество возражений и поначалу возник великий спор, царь выслушивал всех терпеливо, внимательно принимал предложения, и, разбирая в частностях сказанное той и другой стороной, мало-помалу примирил упорно состязавшихся… Одних убеждая, других усовещивая словом, иных, говоривших хорошо, хваля, и каждого склоняя к единомыслию, он сообразовал понятия и мнения всех касательно спорных предметов» (Житие Константина, 3.10-13).

В этом панегирике Евсевия нет ни слова о сути дискуссии, о доводах противников или защитников арианства, но нам известно, что в итоге оно было осуждено. Собор также издал 20 правил, касавшихся вопросов церковной дисциплины, уточнил время празднования Пасхи и др. Самое важное из того, что было введено в новый Символ Веры – это выражения «единосущный» (возможно, предложенное императором) и «из сущности Отца». Также из текста удалили все выражения, которые в контексте арианского спора могли выглядеть двусмысленно. Отсутствие в сочинении Евсевия спора с арианами, по мнению исследователей (Симон Схоластик, В. Самуилов и др.), объясняется тем, что к моменту написания труда у власти в империи стоял Констанций (годы правления 337 – 361), покровительствовавший арианам (а скорее всего, занимавший выжидательную позицию, ИЦ), и уклончивое мнение самого Евсевия, который в послании к кесарийской пастве разъяснял, «что своею подписью  он не изменил своим прежним убеждениям и толковал слово единосущный в смысле подобный» (В. Самуилов).


Даже на карте из Гугл Мэпс в водах озера Изник (Аскания) видны очертания базилики и части окружающей её стены. Согласно монетам, самое раннее время постройки храма – конец IV века. Под базиликой в районе алтаря найдено восемь керамических (терракотовых) могил. Предполагается, что здесь был похоронен св. мч. Неофит Никейский, и именно поэтому на этом месте стоит храм. Вопрос – а была ли тут церковь до базилики, к примеру, в 325 году, –  остаётся невыясненным

Отредактированный Собором Символ, завершившийся анафематствованием (отлучением от Церкви) арианского учения, подписали почти все (Прав. энц.). После Никейского собора Арий был сослан в Иллирию с запретом возвращаться в Египет, однако вскоре был возвращён из ссылки императором Константином. Подробнее о постановлениях собора можно прочитать, к примеру, в «Церковной Истории» Сократа Схоластика (Кн. 1, Гл. 6), а споры с арианами продолжались ещё долгие годы.

Мы не знаем, где происходили заседания Собора (кроме торжественного открытия); историки церкви нам об этом не рассказывают. Можно предположить – что в одном из помещений дворцового комплекса, который в самой Никее традиционно именуют «сенатом». Видимо, во дворце участники собрания и размещались. На сегодня от дворца Константина остались крупицы, и лишь расположенный на берегу каменный фундамент, уходящий в озеро Изник (быв. Аскания), отмечает место, где он когда-то стоял. Чуть больше можно разглядеть на съёмках с воздуха, хотя понятно, что и под водой от стен мало, что осталось. Очевидно также, что участники – а это были священнослужители – регулярно молились в храме, но где находился этот храм?


Никейский «сити арт»

В 2014 году во время аэрофотосъёмки в озере были обнаружены остатки затопленной византийской базилики, 6 возведённой в конце IV – начале V веков. Предполагается, что она была посвящена Св. Неофиту Никейскому, и что её разрушение и затопление спровоцировало землетрясение 740 года.  Но была ли на месте базилики более ранняя церковь? Напомним, что христианство было разрешено только в 313 году, и о каком-то монументальном храмовом сооружении в 325 году говорить не приходится. Не упоминают о нём и церковные историки.

Базилику обнаружил проф. Мустафа Шахин (Mustafa Şahin) из Университета Улудаг (Uludağ University) в Бурсе. Она находится примерно в 100 м южнее дворца Константина, на расстоянии 40-50 м от берега, на глубине 2-3 м (расстояние и глубина меняются в зависимости от колебания уровня озера). Базилика построена вне городских стен, юго-западнее «Озёрных» ворот. После подводной разведки, проведённой в период с июня по август 2015 года, начались раскопки, которые вёл М. Шахин под эгидой Археологического музея Изника и его директора Хайдара Калсена (Haydar Kalsen). Выяснилось, что базилика имела три нефа и центральную апсиду, обращённую на восток. Раскопки в центральном нефе показали, что первоначальный пол был на полметра ниже стен существующего здания, что может говорить о том, что церковь возведена поверх более ранней. На прежнем полу не найдено следов мощения, и предполагается, что он был земляным или деревянным.


Остатки базилики конца IV — начала V века, возможно, построенной на месте церкви IV века и ещё более раннего кладбища (М. Шахин BAR, 2018; вверху). Подводный некрополь под базиликой (М. Шахин BAR, 2018; внизу)

Под центральным нефом и апсидой было найдено восемь терракотовых могил (англ.“tile grave”), в которых учёные увидели останки людей разного возраста. Наиболее хорошо сохранившийся скелет взрослого мужчины был обнаружен в т. н. четвёртой могиле.


На расстоянии 40-50 м от берега находится «подводная» базилика (2020, вверху). Три «керамические» могилы под полом базилики (BAR, 2018, внизу)

Из восьми захоронений, семь находятся в наосе и одно в апсиде; пять из них – в северо-восточной части наоса около апсиды. Саркофаги, если их можно так назвать, накрыты терракотовыми плитами. В могиле №1 обнаружены скелетированные останки взрослого среднего возраста и ребёнка пяти лет. В могиле № 2 – останки младенца. В третьей могиле кости оказались перемешанными, но были погребены взрослый и двое детей, примерно, одного и трёх лет. Скелет взрослого мужчины в четвертой могиле сохранился лучше всего. Пятая могила пока не раскопана. Шестая и седьмая могилы сильно разрушены и останки в них не подлежат идентификации. Восьмую могилу почти полностью скрывает стена апсиды, и она остаётся закрытой (данные на 2017). Дальние от входа (восточные) участки третьей и четвертой могил, а также часть восьмой могилы в апсиде, повреждены стеной, отделявшей алтарь (бему) от наоса, что указывает на то, что храм стоит поверх более раннего некрополя.

Была ли церковь построена в память о захоронении святого или мученика, и поэтому возведена за стенами города? Ранние христиане хотели быть похороненными рядом с могилами таких людей. Мы уже упоминали о св. мч. Неофите Никейском, юноше, пострадавшем в эпоху императора Диоклетиана (284 – 305). О подвиге мученика рассказывает, в частности, «Константинопольский синаксарий» (X век), а вот, что говорится на сайте Московского патриархата:

«Святой мученик Неофит, родом из города Никеи, был воспитан своими родителями в строгом христианском благочестии. За доброту, воздержание и постоянную молитву Богу угодно было еще в отрочестве прославить святого Неофита даром чудотворений. Подобно Моисею, святой отрок извлекал воду из камней городской стены ударом руки и поил этой водой страдавших жаждой. По молитве матери святого Неофита, просившей открыть ей Промысел Божий о сыне, произошло чудесное явление белого голубя, возвестившего об ожидающем его спасительном пути. Явлением того же голубя святой выведен был из родительского дома и приведён в горную пещеру, служившую убежищем льву. Там прожил отрок до пятнадцати лет, выйдя из неё лишь раз для того, чтобы похоронить родителей и раздать имущество нищим. Во время гонений Диоклетиана (284-305) он добровольно явился в Никею и смело начал обличать нечестие языческой веры. Пришедшие в ярость гонители повесили святого на дереве, били его воловьими жилами и строгали тело железом. Затем бросили его в раскалённую печь, но святой мученик остался невредимым, пробыв в ней 3 дня и 3 ночи. Мучители, не зная, что сделать еще с Неофитом, решили убить его. Один из язычников вонзил копье в грудь святого, и страдалец отошёл ко Господу на 16-м году своей жизни, около 303-305 года, в Никее»


Западные ворота, «Гёль Капы» (2020)

Археологи предположили, что найденные могилы окружали гробницу св. Неофита. Несколько монет, обнаруженных в захоронениях, датируются эпохами правления императоров Валента (364 – 378) и Валентиниана (378 – 383), так что конец IV века – это Terminus post quem7 основания базилики.


Монеты, найденные в могилах (вверху). На аверсе монеты Валента (364–378, вверху) изображён портрет императора; на реверсе – император, держащий лабарум (императорский штандарт) и ведущий пленника. На аверсе нижней монеты показан Валентиниан II (378–383, внизу); на реверсе – богиня Рома с глобусом и копьем. Вотивный жетон (внизу). BAR, 2018

В сентябре 2017 года в донных отложениях озера рядом с церковью был обнаружен вотивный жетон («благодарение», англ. votive token). Красновато-коричневый керамический монетообразный диск, датированный V или VI веком, имеет толщину 5 мм и диаметр 38 мм. Обратная сторона жетона пуста, а на лицевой изображён сидящий на троне Христос Вседержитель (Пантократор). Левой рукой он держит на коленях Священное Писание, а правая  поднята в знаке благословения. Находка говорит о том, что базилика и, возможно, захоронения под ней были местами христианского паломничества.

Однако остаётся вопрос: был ли храм построен на руинах  существовавшего в 325 году? Как мы отметили, «старый» пол базилики на полметра ниже уровня стен, что может указывать на то, что под ней находится более ранняя церковь. Напомним также о словах Евсевия:

«Итак, первенствующие служители Божьи из всех Церквей, наполнявших Европу, Ливию и Азию, собрались в одно место. Один молитвенный дом, как будто распространённый (расширенный? ИЦ) самим Богом…» (Житие Константина, 3.7)

Эти строки можно толковать как то, что более 300 человек Божественным промыслом поместились в маленький храм. И речь явно идёт об общественном месте, а не о «домашней церкви» (лат. Domus ecclesia), которые существовали во времена запретов.

И не о дворце, поскольку о переходе делегатов во дворец говорится далее прямым тестом:

«тогда все, приглашённые в это собрание, вступили во внутренние палаты царского дворца, которые своей обширностью, по-видимому, превосходили прочие» (ibid, 3.10)

Остаётся надеяться, что археологи обнаружат весомые доказательства существования под базиликой более ранней церкви, к примеру, монеты Константина I, и т.п.

Вселенский VII собор был созван в Никее в период иконоборчества. Он проходил с мая по октябрь (или ноябрь) 787 года в храме Св. Софии, построенном императором Юстинианом I (годы правления 527 – 565). После землетрясения 1065 года юстиниановский храм был разобран и на его месте возведена трёхнефная базилика. В XIV веке базилика была обращена в мечеть, подверглась нескольким реконструкциям, в 1920 году была сожжена в ходе греко-турецкой войны и почти весь XX век лежала в развалинах. В конце XX века церковь была отреставрирована как музей, а с 2011 года снова стала действующей мечетью. Византийские «следы» заметны в самой конструкции здания, а также в немногочисленных архитектурных элементах, лежащих вокруг храма или встроенных в кладку. Базилика до сих пор стоит в месте пересечения дорог, ведущих к четырём главным воротам Изника (подробный рассказ и фотографии см. ниже в разделе Айя София).

Но вернёмся к Вселенскому собору (787), который также называют Вторым Никейским. Следует отметить, что впервые Собор был созван в августе 786 года в Константинополе, но прерван в результате волнений, спровоцированных частями императорской гвардии, находившимися под командованием офицеров, сделавших карьеру при императоре-иконоборце Константине V (годы правления 741 – 775), и последующим вмешательством властей на стороне защитников православия. «Житие Иоанна Готского» говорит о ссылке 6 тыс. мятежников с семьями и некоторых епископов. После этого была сформирована новая гвардия под командованием лояльных к императрице Ирине (регент с 780, императрица в 797 – 802) военачальников. Действия властей нанесли противникам икон сокрушительный удар. Можно было бы ожидать суровых наказаний епископов-иконоборцев за участие в мятеже 786 года. Однако, как показал ход Собора, императрица и патриарх были прежде всего озабочены восстановлением церковного мира. Действуя с позиции силы, светские и духовные власти были склонны оказать снисхождение раскаявшимся иерархам невзирая на ригористические настроения иночества.

В мае 787 года епископам вновь были разосланы приглашения на Собор, но уже не в самом Константинополе, а в Никее, где ситуация была более спокойной. Материалы свидетельствуют о большой богословской, проповеднической и организационной работе, проделанной православными иерархами во главе с патриархом Константинопольским в 784–806 годах свт. Тарасием перед повторным созывом Собора. О материалах собрания подробно рассказывается, в частности, в 12 томе монументального труда богослова Джованни Доменико Ма́нси (Giovanni  Domenico Mansi, 1692–1769) “Sacrorum Conciliorum Nova et Amplissima Collectio”.

Анатолийские сельджуки захватили Никею в 1081 году, объявили город своей столицей и переименовали его в Изник. Город был возвращён византийцами в 1097 году. В этот период были построены некоторые храмы, такие как церковь Св. Трифона, крестообразная в плане. После того, как Четвертый крестовый поход захватил Константинополь (1204), Феодор Ласкарис сделал город центром Никейской империи, где и правил в 1208—1221/1222 годах. Были построены дворец Патриарха, больницы, благотворительные учреждения и храмы. Стены города также были расширены и усилены множеством башен.

В 1331 году Никея после трёхлетней осады сдалась султану Орхану Гази, второму правителю Османского бейлика. В 1337 году пала Никомедия (ныне Измит), при взятии которой Орхан передал командование старшему сыну Сулейману-паше, руководившему осадными операциями. В 1338 году после захвата Скутари (ныне Ускюдар) на восточном берегу Босфора, напротив исторического Константинополя, большая часть Северо-Западной Анатолии оказалась в руках осман. Византийцы контролировали прибрежную полосу от Силе (Шиле) на Черном море до Скутари и города Амастрис (ныне Амасра) в Пафлагонии, но были разбросаны и не представляли угрозы для осман.

На короткий период тюрки сделали Изник своей столицей и возвели новые здания. Среди примеров ранней османской архитектуры можно отметить мечеть Хаджи Узбек (Haci Özbek Mosque, 1333 г.), Зелёная мечеть (Yeşil Camii, 1378–1391 гг.), мечети  Якуба Челеби (Yakub Çelebi Mosque) и Махмуда Челеби (Mahmud Çelebi Mosque), имарет Нилюфер Хатун (Nilüfer Hatun İmareti, ныне Археологический музей, 1388 г.), медресе Сулейман-Паша (Süleyman Paşa Madrasa, сер. XIV века), а также несколько исторических хаммамов (турецких бань). С ростом Стамбула как политического и культурного центра Османской империи эпоха процветания Изника закончилась.

В XVI – нач. XVII веках, фактически, до окончания возведения стамбульской мечети Султанахмет (1616) и мавзолея Ахмеда I (1623), город «ожил» благодаря имперским заказам на керамику, в основном, на изразцовую плитку. Изник был известен, как центр выпуска глиняной посуды с подглазурным декором, но в последней четверти XV века здешние умельцы начали производить высококачественную керамику: т. н. фриттовый фарфор (англ. fritware или stone-paste), с добавлением большого количества кварца и других материалов для понижения температуры обжига. Одной из разновидностей фриттового фарфора является всем известный фаянс. Эта керамика, как правило, была окрашена кобальтово-синим цветом под бесцветной прозрачной глазурью. В дизайне сочетались традиционные османские арабески с китайскими элементами, а мастера, вероятно, были приглашены из Ирана, давнего центра изготовления фрит-фарфора. Создание «изникской керамики» было результатом активного вмешательства и покровительства османского двора, высоко ценившего китайский сине-белый фарфор и искавшего ему местную замену. Позже цветовая гамма керамики расширилась, широко использовались арабески, искусство миниатюры, стал интенсивно применяться чёрный контур изображений и яркие мёдно-зелёный, ультрамариново-голубой и томатно-красный цвета. Всего в эти 150-200 лет расцвета, как считают специалисты, вместились три этапа развития изникской керамики, хотя есть и другие мнения (см. W. Denny, 1996).

Точный «рецепт» изготовления изникской керамики мы не знаем. В 1989 году турецкий специалист по истории искусства Нурхан Атасой (Nurhan Atasoy, род. 1934) вместе с британским искусствоведом, востоковедом и галеристом Джулианом Раби (Julian Raby, род. 1950), а также галеристом и дилером в области византийского и турецкого искусства Янни Петсопулосом (Yanni Petsopoulos, род. 1949) выпустили книгу «Изник, керамика Османской Турции» (“Iznik, the Pottery of Ottoman Turkey”), в которой предположили, что изникская керамика состояла из основы (англ. body ), шликера8 (покрытия, англ. slip) и глазури, где основа и глазурь были «кварце-фриттовыми». Фритты – специальные порошки и гранулы для понижения температуры плавления – в обоих случаях, помимо обычного кремнезёма SiO2, содержали оксид свинца и соду. Оксид свинца помогал снизить коэффициент теплового расширения керамики. Анализ под микроскопом показал, что «фритта» представляла собой частички грубого стекла (англ. “interstitial glass”), которое добавляли для соединения частиц кварца при обжиге. Вероятно, в смесь входило и небольшое количество каолина. Цвета наносились на основу как шликер (покрытие). И всё это завершалось кварцевой глазурью, по сути, ещё одним тонким слоем стекла. Не зря турецкие гиды говорят о «трёх последовательных слоях кварца в изникской керамике» (“three successive quartz layers”, см. www.tutkutours.com/ART_11_Ceramic_Art_tour.asp). Но оставим эту тему специалистам.

Стамбульские заказы не оставляли мастерам ресурсов для работы «на сторону». Однако Высокая Порта платила мало и фиксировала цены. В XVII веке в империи начался финансовый кризис, и строительство богато украшенных дворцов и мечетей практически прекратилось. Выпуск изникской керамики стал нерентабельным и заглох. Несколько попыток возрождения производства посуды и плитки, предпринятых для упрощения логистики прямо в Стамбуле в XVIII веке, оказались безуспешными – конкурировать с дешёвой китайской продукцией турецкие производители не могли.

Перепись 1520 года зафиксировала в Изнике 379 мусульманских и 23 христианских семьи, а проведённая столетием позже – 351 мусульманскую и 10 христианских семей (1624). Если предположить, что в каждом домохозяйстве было примерно по пять человек, то население составляло около 2000 человек. Различные оценки XVIII и XIX веков дают аналогичные цифры. Первая мировая война привела к обнищанию населения, а последующая греко-турецкая (1919-1922) – к сожжению и разрушению многих исторических зданий. В 1935 году население Изника с трудом насчитывало 2500 человек. Сейчас в городе проживает около 25 тыс., а с пригородами – более 45 тыс. человек. Работают частные мануфактуры по производству керамики для туристов с «изникскими» росписями, хотя неясно, выдерживается ли в этих мастерских традиционная технология.

Расскажем теперь о подробнее о некоторых исторических объектах города.

Айя София

Эта церковь была построена по приказу византийского императора Юстиниана I в VI веке. В 787 году в храме проходил Вселенский VII (или Второй Никейский) Собор, вернее, его продолжение, после сорванной попытки собраться в 786 году в столице. Основной повесткой Собора было восстановление почитания икон и отмена решений т. н. Иерийского Собора (754), который иконоборцы объявили «вселенским». Хотя в Константинополе ещё были сильны позиции сторонников иконоклазма, на Никейском II Соборе иконоборчество удалось осудить. Главным итогом работы стал догмат о иконопочитании, изложенный в постановлении (оросе). В документе восстанавливалось почитание икон и разрешалось употреблять в церквах и домах иконы Господа Иисуса Христа, Божией Матери, Ангелов и Святых, чествуя их «почитательным поклонением». Орос зачитал 13 октября Феодор, еп. Таврианский. Постановление начиналось Никео-Царьградским Символом веры, причём в отличие от греческих рукописей латинский перевод Анастасия Библиотекаря (Anastasius Bibliothecarius), выполненный в 869-870 годах, содержал Filioque, что вызвало потом много недоразумений.

Любопытно, что, спустившись от Св. Софии к озеру, а это метров пятьсот, делегаты видели места, где собирался Вселенский I Собор (325): развалины дворца Константина и Базилики св. Неофита. Специалисты считают, что дворец и базилика были разрушены землетрясением 740 года, т. е. менее, чем за 50 лет до открытия Собора 787 года. «На местности» должно было сохраниться множество архитектурных элементов. Интересно, какие мысли посещали в этой связи делегатов? Указывали ли они, обсуждая поправки к Символу Веры, в сторону озера?


Мечеть Орхан Гази (быв. Айя София, 2020)

Серьёзный ущерб Св. Софии нанесло землетрясение 1065 года, после которого на её месте появилась трёхнефная базилика. После османского завоевания базилика была преобразована в мечеть султана Орхана Гази (второй правитель Османского бейлика 9 и завоеватель Никеи в 1331 году; ум. 1362).

А вот здесь я выражу личное мнение. Зайдя в это внешне красивое здание, удивляешься громоздким кирпичным перегородкам, отделяющим боковые нефы от наоса. Перегородки имеют арки, но арки эти разной формы и размера! Это не похоже на стиль Мимара Синана, о котором, к примеру, говорят установленные в мечети информационные указатели. Но присмотревшись и вспомнив про XI век, можно разобраться.



Пример сохранившегося западного амбулатория (быв. храм св. Андрея в Криси, вверху). Мечеть Орхан Гази в XX веке (внизу)

Восстанавливая храм после землетрясения, греческие архитекторы, во-первых, подняли его уровень на 1.4 м, а во-вторых, сделали перегородки между нефами в виде аркад, как в амбулаторных10 храмах примерно того же периода. Стамбульская иллюстрация (правда более поздняя) – храм св. Андрея в Криси, наос которого с трёх сторон, кроме восточной, окружали галереи-аркады. Другим похожим храмом была южная церковь Богородицы Панахранты  монастыря Константина Липса. А может и в Никее был убранный турками западный амбулаторий (см. фото выше)?

Итак, в греческий период боковые нефы от центрального отделяли три арочных проёма, опиравшихся в центре на две колонны, и всё выглядело достаточно изящно. Кроме этого, была переделана центральная апсида, ставшая снаружи пятигранной и оформлены два пастофория11 (протезис и дьяконник), крытые малыми куполами.

В османское время в храме появились михраб12 и минбар (кафедра), занявшие место бывшего дьяконника (южной апсиды). Протезис пустовал и никакой роли не играл. А что же с перегородками? Видимо, они пострадали от пожара, и повреждённые колонны под проёмами убрали. В каждой перегородке сделали по две большие круглые кирпичные арки с расположенной выше уровня пола маленькой заострённой аркой между ними (фактически, окном). Вероятно, в XIV веке османам было не до колонн с капителями, а мраморные карьеры ещё принадлежали византийцам.


Мечеть Орхан Гази (быв. Айя София, 2020)

А как же Мимар Синан? К его периоду (XVI век) точно относятся минарет и оформление михраба, где сохранились несколько фрагментов османской исторической тиснёной штукатурки, т. н. малакари13.

Собор сгорел в ходе греко-турецкой войны (1919–1922) и долгое время пребывал в руинах. В 1980-х годах здания вокруг собора Св. Софии были снесены, а прилегающая территория озеленена. В 2007 году храм был восстановлен и превращён в музей, а 6 ноября 2011 года, накануне праздника Курбан Байрам, снова передан мусульманской общине и превращён в действующую мечеть.


Мечеть Орхан Гази (быв. Айя София 2020). Алтарь с синтроном и михраб


Мечеть Орхан Гази (быв. Айя София 2020). Османская заострённая арка в перегородке северной галереи (слева). Купол протезиса с гексагональным барабаном (справа)

В алтарной части Св. Софии до сих пор сохранился греческий синтрон14. Отдельные византийских архитектурные элементы (обломки капителей, фризов и др.) лежат вокруг мечети или вмазаны в кладку. Жаль, что в Изнике не нашлось своего подвижника, подобного стамбульцу Александру Ван Миллингену15, чтобы дополнить рассказ о местных храмах интересными деталями.


Мечеть Орхан Гази (быв. Айя София 2020).Северный неф (слева). Обломок волюты импостной ионической капители VI века (см. F. Yegül, а также нашу публикацию о стамбульской мечети Сюмбюль Эфенди, справа)


Мечеть Орхан Гази (быв. Айя София 2020). Византийское наследие

Римский театр

Руины римского театра на 15000 мест находятся на Театральной улице (тур. Tiyatro Sokak), между проспектом Ататюрка (Atatürk Caddesi) в районе автовокзала и озером. Отсюда можно пройти к западным, «Озёрным» или «Дворцовым», воротам или спуститься напрямую к озеру.


Римский театр (Интернет)

Храм Успения Пресв. Богородицы и монастырь Иакинфа

В северной части города находятся руины храма Успения Пресв. Богородицы (греч. Кимесис), VI – VII века, перестроенного после землетрясения 1065 года. Церковь Кимесис, возведённая как часть монастыря Иакинф (Hyakinthos, букв. «гиацинтовый»), была важным памятником ранневизантийской архитектуры. Иногда Успенскую церковь именуют просто кафоликоном монастыря Иакинфа.


Руины Успенской церкви (греко-тур. Koimesis Kilisesi, 2020)

Об основателе обители монахе Иакинфе мало, что известно. Первым датированным письменным свидетельством существования монастыря является рассказ об игум. Григории, присутствовавшем на Вселенском VII Соборе в Никее в 787 г. Об этом писал в XVIII веке всё тот же богослов Джованни Доменико Ма́нси (Mansi. T. 12. P. 111; T. 13. P. 152, 189). К IX веку относится рассказ о странствующем монахе св. Константине (Синадском), из иудеев (пам. 8 января / 26 дек.), который привёз в монастырь из Кипра руку св. Паламона, обретённую чудесным образом (Житие прп. о. нашего Константина. 2001. С. 37-38).  Автор Жития называет основателем обители «благочестивого мужа Иакинфа» и прославляет ее братию. При византийском императоре Константине X Дуке (годы правления 1059 – 1067) монастырь находился на попечении патрикия Никифора, который восстановил и благоустроил Успенский храм после землетрясения 1065 года (C. Mango, 1959). На алтарной плите и колоннах монастырского кафоликона присутствовала надпись: ΘΕΟΤΟΚΕ ΒΟΗΘΕΙ ΤΩ ϪΟΥΛΩ ΣΟΥ ΙΑΚΙΝΘΩ ΜΟΝΑΧΩ ΠΡΕΣΒΥΤΕΡΩ ΗΓΟΥΜΕΝΩ («Богородица, помоги рабу Твоему, монаху Иакинфу, пресвитеру и игумену»). Точное время основания и закрытия монастыря неизвестно, но он существовал по крайней мере до 1830-х годов.

После землетрясения 1065 года, церковь была быстро восстановлена. В 1067 году патрикий Никифор значительно перестроил нартекс и основание купола храма, пристроил экзонартекс и убрал боковые галереи. Тогда же произошёл последний значительный этап украшения храма мозаиками.

В начале XIII века, после захвата Константинополя латинянами, монастырь, возможно, стал резиденцией патриарха. Михаил IV Авториан (константинопольский патриарх в 1207/1208 – 1213/1214 годах) провёл здесь Собор в июне 1209 года. После победы на турками в битве у Антиохии на Меандре (1211) император Феодор I Ласкарис заключил в монастыре взятого в плен бывшего императора Алексея III Ангела, где он вскоре умер и был похоронен в обители. Через год Феодор похоронил там же первую жену Анну Ангелину (дочь Алексея III), а после смерти в 1221 год и сам император был погребён в монастыре. В 1240 году игумен Мефодий был избран патриархом, однако не прошло и трёх месяцев, как скончался и был похоронен в обители. В 1241 году калабрийские монахи, сопровождавшие дочь германского императора Фридриха II Гогенштауфена, Констанцу (Анну) (годы жизни 1230 – 1307), невесту никейского императора Иоанна III Дуки Ватаца (годы правления, 1222 – 1254), решили не возвращаться в Италию и обосновались в монастыре Иакинфа.


Храм Успения Пресв. Богородицы в начале XX века (C. Mango, 1959; внизу)

Сам Фридрих II, всю жизнь ожесточённо конфликтовавший с Римскими папами, известен прежде всего тем, что договорился с египетским султаном аль-Камилем (из династии Айюбидов) о передаче под опеку христиан Вифлеема, Назарета и Иерусалим, продержавшейся до 1244 года. В 1263 году византийский император Михаил VIII Палеолог отпустил Анну Гогенштауфен на Сицилию в обмен на содержавшегося в заложниках освободителя Константинополя (1261) кесаря Алексея Стратигопуло. Никифор Григора в «Истории Ромеев» пишет об этом так:

«Взяв таким образом кесаря, Михаил по требованию зятя своего Манфреда, короля сицилийского, немедленно посылает к нему кесаря как выкуп и цену его сестры. Ее взял за себя по смерти первой жены Ирины царь Иоанн Дука, получив ее от отца ее, короля сицилийского, Февдериха. По смерти супруга она не могла возвратиться домой и проживала у римлян, украшая свою жизнь целомудрием и отличаясь редкими качествами доброго сердца. Таким образом великий город опять увидал своего любимца кесаря» (Н. Григора, “История” Кн. 4: 3)

На Сицилии Анна снова стала Констанцией и после многочисленных перипетий и переездов окончила свою жизнь в монастыре в Валенсии, всегда оставаясь в лагере сторонников уничтоженной к тому времени династии Гогенштауфенов, противников «французов» Карла I Анжуйского. Даже будучи законной супругой царя Иоанна, Анне – по нашем меркам «тинэйджеру» – приходилось соперничать за внимание василевса со своей гувернанткой. Впрочем, подробности вы можете узнать у Никифора Григоры (“История” Кн. 2:7,4:3), Георгия Акрополита и других авторов, а мы выносим достойный сериалов рассказ об Анне Гогенштауфен в Приложение.

Во второй половине XIII века  в монастырь. был сослан византийский оратор и писатель Мануил Оловол за неприятие униатской политики императора Михаила VIII (Georg. Pachym. Hist. V 20). В XIV веке после захвата Никеи Орханом Гази (1331) монастырь продолжал действовать; об этом свидетельствует в одном из писем свт. Григорий Палама, посетивший обитель в 1354 году. Позднейшая судьба монастыря Иакинфа малоизвестна. Успенский храм ремонтировался в 1804-1807 годах (игуменом Хрисанфом) и в 1833-1834 годах, и окормлял  местных христиан до 1922 года, когда после депортации греческого населения турецкая артиллерия уничтожила его остатки, предположительно в 1924 году. От величественного церкви остались немногочисленные руины, окружённые жилой застройкой. Мозаики храма на рубеже XIX—XX веков были тщательно задокументированы, в том числе Русским археологическим институтом в Константинополе. К слову, Успенская церковь была единственным храмом в городе, не превращённым в мечеть.

В 40 м к востоку от руин церкви расположен т. н. «Бёчек Аясмаси» (тур. Böcek Ayasması, «Баптистерий»). Это загадочное византийское строение возможно также относилось к монастырю Иакинф. Доступ к источнику осуществляется по лестнице, спускающейся на два метра от уровня земли. Учитывая, что этот уровень значительно поднялся с византийских времен, трудно определить, до какой степени сооружение было подземным. Здание, известное также под греческим именем «Аязма» («Святой источник»)  может быть одним из старейших в Изнике и, вероятно, датируется шестым веком. Большая часть Аязмы, включая красивый купол, выложена из кирпича. Диаметр здания составляет около 4.5 метров, а внутренняя часть кирпичного купола достигает высоты 3.8 метра.


Бывшие мозаики Успенской церкви (из Лазарев В. Н. История византийской живописи, 1986)

За время жизни Аязма претерпела значительные изменения. Мраморные плиты с четырех сторон интерьера у пола принадлежат постройкам разного времени. Две из них возможно использовались в синагоге ещё во втором веке до нашей эры. На другой плите есть греческая надпись, указывающая на то, что она была частью поздневизантийской башни (http://www.enormousfish.co.uk/?p=10221).

Есть различные версии относительно использования постройки в византийское время. Предполагалось (и указывалось на городской табличке), что тут был баптистерий. Профессор М. Шахин, о котором мы упоминали, считал, что сооружение могло быть частью Асклепия (Asclepeion), т. е. лечебного стационара, но, по-видимому, все согласны, что здесь находился «Святой источник» («Аязма»),  и что место требует дополнительного изучения.


«Аязма» (http://www.enormousfish.co.uk/?p=10221, 2016). План источника взят из A. M. Schneider, Die römischen und byzantinischen Denkmäler von Iznik-Nicaea, Berlin 1943, fig.12.

Археологический музей

К сожалению, после реконструкции, Археологический музей стал, если можно так выразиться, «музеем османского наследия». Стоит он на месте имарета («бесплатной суповой кухни»), который построила в Изнике известная благотворительница XIV века, супруга завоевателя города Орхана Гази, Нилюфер Хатун (Nilüfer, букв. лотос, Hatun; ум. 1380), о которой писал ещё путешественник Ибн Батута в 1332-1333 годах. В небольшое число «прочих» экспонатов входит десяток  выставленных во дворе эллинистических и христианских саркофагов.


Немного истории города (стенды Археол. музея, 2020)



Керамика из Археологического музея Изника (Никеи). Работы XIV– нач. XVI века. Глазки от «сглазки», шестиконечные звёзды. Всё, как всегда. И надпись «Бог един!» (тектир) для иллюстрации


Саркофаги Изника (1) (2020)


Саркофаги Изника (2) (2020)


Саркофаги Изника (3) (2020)


Саркофаги Изника (4). Скромные христианские саркофаги (2020)

Зелёная мечеть (Green Mosque, тур. Yeşil Cami)

Возведённая в 1378–1391 годах напротив имарета Нилюфер Хатун мечеть является маленьким шедевром ранней османской архитектуры. Особенно красива она снаружи. А внутри, на наш взгляд, ей недостаёт той лёгкости, воздушности и света, которые стамбульские (и иные) мечети начнут приобретать лишь через двести лет в изумительных работах Мимара Синана, таких как мечеть Михримах-султан в Эдирнекапы (1563–1570).

Мечеть Йешиль была основана по приказу великого визиря султана Мурада I Чандарлы Кара Халила Хайреддина-паши (Çandarlı Kara Halil Hayreddin Pasha). Строительство завершил его сын Али-паша. Надпись на мечети указывает дату постройки: 780-794 хиджры (1378-1391) и имя архитектора: Хаджи бин Муса (Haci bin Musa). Мечеть расположена недалеко от ворот Лефке на восточной окраине города. Она состоит из портика с тремя пролётами и молитвенного зала, перекрытого куполом диаметром 10.5 м. Высота купола составляет 17.5 м над уровнем пола. В мечети четыре окна, а нижняя часть внутренних стен облицована панелями из серого мрамора.

У северо-западного угла здания мы видим единственный минарет, декорированный глазурованной плиткой зелёного, жёлтого, бирюзового и темно-фиолетового цветов. Минарет из разноцветных плиток и дал мечети название Йешиль (тур. зелёный). Молитвенное сооружение было повреждено в начале 1920-х годов в ходе греческо-турецкой войны и реставрировано в 1956–1969 годах.


Зелёная мечеть (Yeşil Camii, 2020)

Среди других любопытных объектов можно отметить Гипогей (Hypogeum), подземную гробницу, найденную к северу от города в районе деревни Элбейли (Elbeyli). Это одна из старейших христианских построек в Изнике, созданная в IV-V веках нашей эры. Перекрытая сводом, и украшенная красочными фресками, она является одним из редких образцов периода раннего христианства.

И в заключение скажем ещё несколько слов об изникской керамике

Керамика

Изразцовая плитка, производившаяся в Изнике в XV – нач. XVII веках н. э., являет собой вершину османской культуры и искусства. Оформленная в виде уникальных панно она украсила более 40 османских мечетей и дворцов, в том числе мечеть Султанахмет (более известную как Голубая мечеть), а также отдельные павильоны и комнаты дворца Топкапы, в котором жили и правили 25 османских султанов16. Отдельно выделим мечети Рюстем Паша (англ. Rüstem Pasha), Соколлу Мехмед Паша (англ. Sokollu Mehmet Pasha) и мавзолей Селима II в комплексе Айя София, Стамбул.


Мавзолей Селима II на территории мечети Айя София (Стамбул), украшенный изникскими изразцами (1576-1577). Фото вверху: Sadyk Akyildyz; внизу: Mogadir, Wikipedia

Производству керамики в Изнике способствовали наличие белой глины и кварцевого песка, и, кроме этого, относительная близость к главному заказчику – столице империи. Однако начало выпуска по настоящему качественной керамики относится к последней четверти XV века, когда здешние умельцы стали производить т. н. фриттовый фарфор (англ. fritware или stone-paste), добавляя в смесь большое количества кварца и других материалов для понижения температуры обжига. Как правило, керамика окрашивалась кобальтово-синим цветом и покрывалась прозрачной глазурью. В дизайне сочетались османские арабески с китайскими элементами, а мастера, по всей видимости, приглашались из Ирана, давнего центра изготовления фриттового фарфора. Создание изникской керамики происходило под покровительством стамбульского двора, высоко ценившего китайский фарфор и готового платить за недорогие «аналоги».


Мавзолей Селима II на территории мечети Айя София (Стамбул), украшенный изникскими изразцами (1576-1577). Фото вверху: Sadyk Akyildyz; внизу: наше (2018)

Позже цветовая гамма расширилась, широко использовалось искусство миниатюры, стал интенсивно применяться чёрный контур изображений и яркие мёдно-зелёный, ультрамариново-голубой и томатно-красный цвета. Всего в эти 150-200 лет расцвета, как считают специалисты, вместились три этапа развития местной керамики, хотя есть и другие мнения (см. W. Denny, 1996).

Точный «рецепт» изготовления изникского фрит-фарфора мы не знаем. В 1989 году турецкий специалист по истории искусства Нурхан Атасой (Nurhan Atasoy, род. 1934) вместе с британским искусствоведом, востоковедом и галеристом Джулианом Раби (Julian Raby, род. 1950), а также галеристом и дилером в области византийского и турецкого искусства Янни Петсопулосом (Yanni Petsopoulos, род. 1949) выпустили книгу «Изник, керамика Османской Турции» (“Iznik, the Pottery of Ottoman Turkey”) в которой предположили, что изникская керамика состояла из основы (англ. body ), шликера (покрытия, англ. slip) и глазури, где основа и глазурь были «кварце-фриттовыми». Фритты – специальные порошки и гранулы, в обоих случаях, помимо обычного кремнезёма SiO2, содержали оксид свинца PbO и соду. Оксид свинца помогал снизить коэффициент теплового расширения. Анализ под микроскопом показал, что «фритта» представляла собой гранулы грубого стекла (англ. “interstitial glass”), которое добавляли для соединения частиц кварца при обжиге. Вероятно, в смесь входило и небольшое количество каолина. Цвета наносились на основу как шликер (покрытие). И всё это завершалось кварцевой глазурью, по сути, ещё одним тонким слоем стекла. Не зря турецкие гиды говорят о трёх последовательных слоях кварца в изникских изделиях (“three successive quartz layers”, см. www.tutkutours.com/ART_11_Ceramic_Art_tour.asp).  Но оставим эту тему специалистам.

К концу XVI века качество производимой в Изнике керамики упало, что было связано с нехваткой мастеров, потерей покровительства со стороны османского двора и установлением фиксированных цен. Учителя, привезённые из Тебриза, были отпущены ещё Сулейманом Великолепным, производства действовали благодаря ученикам, но после постройки Голубой мечети (1616) разорились. Хотя китайский импорт не конкурировал с изникской плиткой, новых красивых дворцов и мечетей строилось мало, и спрос был невелик. Производство заглохло, было возобновлено энтузиастами в Стамбуле в бывшем византийском дворце Текфур (1726), ещё позже перенесено в район Эйюп, но снова зачахло.

Даже когда двор заказывал плитки, к примеру, для мавзолея Ахмеда I (1620-1623), низкие цены приводили к падению уровня жизни гончаров. В ответ они пытались открывать рынки за пределами фиксированных цен. В частности, плитка украсила каирскую мечеть Аксункур, реконструированную Ибрагимом Ага в 1651–1652 гг. Плитка экспортировалась в Грецию, где в 1678 году монастырь Великой Лавры на горе Афон (Лавра Святого Афанасия,) был украшен полихромной плиткой с греческими буквами. Тем не менее, к середине XVII века в Изнике осталось всего несколько печей.



Мечеть Соколлу Мехмед Паша, украшенная изникскими изразцами (1577-1578) (Wikipedia)

Настоящий Изник хранят и зарубежные коллекции. Согласно Википедии, в Музее Виктории и Альберта в Лондоне есть панель из 24 плиток; панель из 24 плиток можно видеть и в парижском Лувре; есть плиточная панель в коллекции Давида в Копенгагене; в Метрополитен-музее в Нью-Йорке выставлена одна плитка; в музее Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне есть панель из 10 плиток и др. Но сразу заметим, что, к примеру, музей Виктории и Альберта на своём сайте говорит только о «вероятном» Изнике. Зато Лувр описывает панель подробно и красиво:

«Это панно иллюстрирует последний этап стиля Изника, который начинается примерно в 1550-1560 годах и соответствует взрывному росту использования облицовки из керамической плитки в качестве элемента декора интерьера. Палитра этой фазы включает, как и в предыдущие периоды, кобальтовый и бирюзовый синий цвет. К этому добавляется знаменитый красный Изник, оттенки которого варьируются от кораллового до кирпичного, а затем – и изумрудно-зелёного»


Изникская панель из Лувра (© Musée du Louvre / E. Revault. Ce document est rattaché à: Panneaux et frises de revêtement OA 3919/ 2-268, OA 3919/ 2-297, OA 3919/ 2-247d, OA 7455, OA 3919/ 2-247b, OA 3919/ 2-287, OA 3919/ 2-277, OA 3919/ 2-247e, OA 3919/ 2-271)

Среди прочего, изникскую плитку можно узнать по характерному тону красного цвета (сопоставив с известными образцами) и различимому издалека изящному рисунку. Сейчас мелкие мануфактуры работают, переориентировавшись на туризм, в городе открыто много керамических лавочек, но насколько выдерживается уникальный технологический процесс XVI века – сказать трудно.


Одна из лавочек на улицах Изника (2020)

Приложение. Анна Гогенштауфен

Одно из важнейших мест в истории Никеи (Изника) занимает монастырь Иакинфа и его главный храм Успения Пресв. Богородицы. После захвата Константинополя крестоносцами (1204) монастырь, по-видимому, стал центром патриаршей жизни, здесь хоронили Никейских императоров, членов их семей и др. Упомянутый главный храм обители был основан ещё в VI-VII веке и «окончил свою жизнь» примерно в 1924 году, когда после депортации греков турки разрушили его толстые стены с помощью артиллерии. Именно история монастыря и вывела меня на неудачные попытки никейских властей заключить прочный союз с германскими императорами и их наследниками.

Речь идёт о женитьбе дочери германского короля Фридриха II Гогенштауфена Констанции (у греков Анны, 1230 – 1307) и никейского императора Иоанна III Дуки Ватаца. Сам Фридрих II, всю жизнь ожесточённо конфликтовавший с Ватиканом, известен нам прежде всего тем, что договорился с египетским айюбидским султаном аль-Камилем о передаче под опеку христиан Вифлеема, Назарета и Иерусалима, продержавшейся до 1244 года. Похоже, что взаимной нелюбовью к Риму и питался этот брак.

В истории монастыря сухо отмечается, что «в 1241 году (а мне кажется, что на пару лет позже; ИЦ) калабрийские монахи, сопровождавшие дочь германского императора… невесту никейского императора… решили не возвращаться в Италию и обосновались в монастыре Иакинфа». На момент свадьбы девочке было максимум 14 лет.


Стамбул. Музей дворца Текфур (2019). Панно «Мекка и Медина». Мастер Осман бин-Ахмед из Изника (1726)

И вот здесь встретились «два Сюмбюля», т. е. два гиацинта, поскольку греческий Иакинф и турецкий Сюмбюль — это один и тот же цветок. К слову, основатель монастыря, полулегендарный монах Иакинф, видимо, неоднократно потом «дублировался» в именах других насельников, которые тоже восстанавливали и перестраивали обитель, и разобраться в этом невозможно. Изучая перипетии стамбульского монастыря св. Андрея в Криси (будущей мечети Сюмбюль) мы и вышли на «Историю Ромеев» Никифора Григоры, и оттуда узнали про Анну Гогенштауфен.

Жить при византийском дворе девушке было непросто. Даже будучи законной супругой Иоанна, Анне – по нашем меркам «тинэйджеру» – приходилось соперничать за внимание мужа со своей гувернанткой. Подробности можно узнать у современных событиям авторов: Никифора Григоры (“История” Кн. 2:7,4:3), Георгия Акрополита и Никифора Влеммида («Автобиография»).

Вот что, к примеру, пишет Никифор Григора:

«это была алеманянка Анна, сестра сицилийского короля Манфреда, очень молоденькая. Вместе с нею приехала оттуда в качестве ее воспитательницы и наставницы в числе многих других женщин одна, по имени Маркесина (букв. маркиза; её настоящего имени мы не знаем, ИЦ), отличавшаяся особенно красотою лица и силою взгляда, который можно сравнить с сетью, из которой не выпутаешься. Своими любезностями, кокетством и изяществом манер она мало-помалу обратила на себя внимание и царя и внушила ему такую любовь к себе, что он уже явно стал предпочитать ее царице Анне. Впоследствии его любовь к Маркесине дошла до такого неприличия, что он позволил ей носить знаки царского достоинства»

Чудесна и такая фраза: «Однако ж, как человек умный, царь проводил жизнь не совсем без скорби и смущения, приличных в его положении; нет, он чувствовал уколы, как будто от иглы, от совести, имел в виду раскаяться и просил Бога исправить в нем этот недостаток» (ibid.)

Тот же Никифор Григора, и Никифор Влеммид – не только священнослужитель, но и ритор, геометр, астроном и пр. – рассказывают о случае, произошедшем с маркизой в 1244-1248 годах, вероятно, в день св. Троицы. Когда она в сопровождении большой свиты, украшенная знаками императорского достоинства, отправилась в храм Григория Чудотворца в Эфесе, где игуменом был Влеммид, то последний приказал запереть двери храма и не пускать ее внутрь, чтобы «эта бесстыдница не прошла своими преступными ногами по священному помосту».

Прошли годы, Иоанн скончался. Спустя некоторое время к власти пришёл узурпатор Михаил VIII Палеолог, позже ослепивший законного наследника Иоанна IV (внука Иоанна III). Нужно было что-то делать с «немкой».  По словам Георгия Пахимера, Михаил влюбился в Анну, и вот, как красиво описывает это, историк-византист Шарль Диль:

«Ей было тогда лет тридцать, и она отличалась красотой. Новый император Михаил Палеолог это увидел и сильно увлёкся молодой покинутой женщиной. К тому же, <…> это было в обычае византийских узурпаторов — брать себе в жены вдов своих предшественников, полагая, что такой способ действия являлся средством узаконить свою узурпацию. Но на этот раз Михаил Палеолог встретил достойного противника, когда решился открыть свои чувства. На его признания Анна отвечала с презрительным высокомерием, заявляя, что она, вдова императора и дочь Фридриха II, не могла унизиться и стать любовницей человека, считавшегося раньше ее подданным. Этот <…> отказ не смутил претендента. Когда после новых настояний Палеолог увидал, что все его предложения отвергнуты, он сказал себе, что было одно только средство удовлетворить мучившую его страсть, еще усилившуюся от пренебрежительных отказов царицы. Раз она не соглашалась быть его любовницей, он предложил ей стать его женой».


Ковчег с мощами Констанции (Анны). Википедия

Но Михаил потерпел неудачу и на этот раз. Феодора, законная супруга, противопоставила намерению императора отчаянное сопротивление. Она привлекла на свою сторону патриарха Арсения Авториана (ок. 1200—1273, патр. с 1255 по 1259 год); последний, возмущённый, стал грозить Михаилу карой церкви, если он будет упорствовать в своих намерениях, и «разбил его убедительные доводы (о выгоде союза с Гогенштауфенами, ИЦ) так же легко, как рвут паутину». Под угрозой отлучения, царь уступил, однако придумал отличный ход, который, впрочем, не увенчался политическим успехом.

В 1263 году Михаил отпустил Анну Гогенштауфен на Сицилию в обмен на содержавшегося в заложниках освободителя Константинополя (1261), народного любимца, кесаря Алексея Стратигопуло. Никифор Григора пишет об этом так:

«Взяв таким образом кесаря, Михаил по требованию зятя своего Манфреда (брата Анны, ИЦ), короля сицилийского, немедленно посылает к нему кесаря как выкуп и цену его сестры. Ее взял за себя по смерти первой жены Ирины царь Иоанн Дука, получив ее от отца ее, короля сицилийского, Февдериха. По смерти супруга она не могла возвратиться домой и проживала у римлян, украшая свою жизнь целомудрием и отличаясь редкими качествами доброго сердца. Таким образом великий город опять увидал своего любимца кесаря» (Н. Григора, «История» Кн. 4: 3)

На Сицилии Анна снова стала Констанцией, но спокойная жизнь ей не грозила. В 1266 году папа Урбан IV поднял французского короля Карла I Анжуйского против Манфреда, и вскоре поражение при Беневенто (1266) предало императрицу и ее близких в руки победителя. Но в то время, как жена и сыновья Манфреда были брошены в тюрьму, Анну оставили на свободе, и в 1269 году она удалилась в Испанию к своей племяннице Констанции (дочери Манфреда), бывшей замужем за инфантом (кронпринцем), доном Педро Арагонским.  После многочисленных перипетий и переездов Констанция (Анна) окончила свою жизнь в монастыре в Валенсии, всегда оставаясь в лагере сторонников уничтоженной к тому времени династии Гогенштауфенов, противников «французов» Карла I Анжуйского.

Закончим историю вновь словами Ш. Диля: “В Валенсии, в Испании, в маленькой церкви Иоанна Больничного, можно видеть в часовне Святой Варвары деревянный гроб, на котором начертана по-испански следующая надпись: «Здесь лежит тело донны Констанции, августейшей императрицы Греческой»”

#Турция #Изник #Никея

Примечания:

  1. О Никомедии мы рассказывали в ФБ 19 октября 2019 года
  2. Yeni Şehir букв. означает «Новый город»
  3. Флавий Галерий Валерий Лициниан Лициний (лат. Flavius Galerius Valerius Licinianus Licinius; около 263—325) — римский император в 308—324 годах
  4. Строго говоря, Ария нельзя назвать основателем того учения, к-рое получило его имя. Он был лишь одним из мн. представителей экзегетической школы Лукиана Антиохийского, сгруппировавшихся после его смерти вокруг еп. Евсевия Никомидийского. «Закваску свою оно получило от нечестия Лукиана»,- писал об арианском лжеучении еп. Александр Александрийский. Лукиан, в свою очередь, во многом следовал динамистическому монархианству, развитому Павлом I Самосатским (Арианство. Прав. энц.)
  5. Евсевий Памфил; греч. Εὐσέβιος τοῦ Παμφίλου] (258-265 – † 339/40), еп. Кесарии Палестинской, церковный историк и писатель, богослов, апологет, толкователь Свящ. Писания (прав. энц.)
  6. Базилика (от греч. дом басилевса) – распространённый тип композиции христианских храмов; вытянутое прямоугольное в плане здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько частей — нефов, имеющих самостоятельные перекрытия. Средний, главный неф всегда выше. Перед входом часто видим притвор (нартекс). Наружный притвор называется экзонартекс. В Древнем Риме в форме базилики строили здания для суда, торговли и других целей. В форме базилики возводят и другие здания общественного назначения
  7. Terminus post quem («граница, после которой», часто сокращённо TPQ) и terminus ante quem («граница, до которой», сокращённо TAQ) определяют пределы датировки событий. TPQ — это самое раннее время, когда событие могло произойти, а TAQ – самое позднее (Вики)
  8. Шликер (нем. Schlicker, англ. Slip) — используемая в производстве фарфора кашеобразная, мягкая фарфоровая масса, состоящая из каолина, кварца и полевого шпата. Смешанная с водой и подкрашенная глина, использовавшаяся в древности для росписи керамики, также называется шликером. В настоящее время шликером называют водные суспензии составов на основе глины, используемые для формования керамических изделий методом литья в пористые, как правило, гипсовые формы (Вики)
  9. Феодальное владение в Анатолии, управлявшееся беем, то же что араб. эмират (Вики)
  10. Деамбулаторий (от лат. deambulo из лат. de «за» и лат. ambulo «ходить», лат. ambio — обходить) или в ранней форме амбулаторий — полукруглая обходная галерея вокруг алтарной части храма, образованная продолжением боковых нефов. По этой галерее поток людей, не выходя из храма, попадал к небольшим апсид-капеллам. Арка́да (от фр. arcade) — это ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или на прямоугольные или квадратные столбы-устои, а также крытый проход под ними (Вики)
  11. Пастофории – два вспомогательные помещения базилики, расположенные к северу и югу от центральной апсиды: протезис и дьяконник, соответственно (http://www.patriarchia.ru/db/text/142158.html)
  12. Ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колоннами и аркой, и указывающая направление на Мекку
  13. Малакари — традиционная техника украшения, широко использовавшаяся в период Османской империи на куполе, потолках и стенах. Это разновидность гипсовых орнаментов, наносимых через рельефную штукатурку. Существует четыре основных типа Малакари: обычный малакари (normal malakari), мюзейен малакари (müzeyyen malakari), рельефный малакари (relief malakari), хендесе малакари (hendese malakari). Он начал развиваться в 8-9 веках в работах уйгурских тюрков. Позднее, стал использоваться сельджуками и османами, и продолжал оставаться одним из самых значительных образцов турецкого искусства вплоть до республиканского периода (https://silo.tips/download/building-history-in-turkey)
  14. Ряды расположенных в центральной апсиде полукругом скамей. Обычно имели несколько ярусов. Во время Божественной литургии здесь лицом к лицу с паствой сидело духовенство
  15. Александр Ван Миллинген (1840–1915) – уроженец Константинополя, византист, архитектор и автор нескольких книг о византийских храмах города. Профессор истории в Роберт-колледже в Стамбуле с 1879 по 1915 год. Его работы во многих областях являются общественным достоянием (Вики)
  16. Хотя дворец Топкапы, в основном, отделан китайской плиткой, но т.н. «Комната обрезания» (англ. Circumcision room) и «Багдадский павильон» (англ. The Baghdad Kiosk) – изникская работа

Источники:

  1. Афиногенова О. Н. Константин Синадский. Православная энциклопедия. URL: https://www.pravenc.ru/text/2057104.html
  2. Буганов Р. Б. и др. Иакинфа монастырь. Православная энциклопедия. URL: https://www.pravenc.ru/text/200147.html
  3. Георгий Акрополит. История / Пер. с греч. — СПб.: Алетейя, 2005. — 415 с. — (Византийская библиотека. Источники). — 1 000 экз. — ISBN 5-89329-754-7.
  4. Диль Шарль. Византийские портреты. Часть II. Глава VII. Констанция Гогенштауфен, Никейская императрица. Перевод с французского М. Безобразовой. М.: Искусство. 1994. URL: https://www.sedmitza.ru/lib/text/434930/
  5. Евсевий Памфил. Жизнь Константина перев. СПб. Духовной Академии, пересмотрен и исправлен Серповой В.В.; примеч.: Калинин А. – М.: изд. группа Labarum, 1998. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesarijskij/o-zhizni-blazhennogo-vasilevsa-konstantina/
  6. «Житие св. исповедника Никиты, игумена Мидикийского: (Соврем. вариант церковнославян. перевода)» / Пер.: Д. Е. Афиногенов. М., Индрик, 2001
  7. История ромеев = Ρωμαϊκή ίστοϱία / Никифор Григора ; [пер. с греч. Р.В. Яшунского]. – Санкт-Петербург : Квадривиум, 2014-2016. (Quadrivium : издательский проект). / Т. 1. : Книги I-X. – 2017. – XXVII, 433 с. : ил.; ISBN 978-5-7164-0711-4. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/rimskaja-istorija-nikifora-grigory-nachinayushajasja-so-vzjatija-konstantinopolja-latinjanami-tom-1/4#sel=9:438,9:512
  8. Лазарев В. Н. История византийской живописи в двух томах. М.: Искусство, 1986, 946 с.
  9. Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и его сына Феофилакта / Пер. с греч.: В. И. Оболенский и Ф. А. Терновский. – М., 1887. Гл. 12. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus2/Feofan/text13.phtml?id=12482
  10. О мечети Сюмбюль Эфенди, бывшем Храме Св. Андрея в Криси (Koca Mustafa Paşa Camii, Sümbül Efendi Camii). URL: https://www.tsaritsyn-tours.com/?page_id=9233
  11. Прот. Валентин Асмус. Вселенский I Собор. Православная энциклопедия. URL: https://www.pravenc.ru/text/155490.html
  12. Прот . Валентин Асмус. Вселенский VII Собор. Православная энциклопедия. URL: https://www.pravenc.ru/text/155500.html
  13. В. Самуилов. Арианство // Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А – Архелая. – 1900. – X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravoslavnaja-bogoslovskaja-entsiklopedija-ili-bogoslovskij-entsiklopedicheskij-slovar-tom-1/489
  14. Святой мученик Неофит Никейский. Официальный сайт Московского патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/909828.html.
  15. Свящ. Алексий Ястребов. Евсевий. Православная энциклопедия. URL: https://www.pravenc.ru/text/187357.html
  16. Свящ. Владимир Шмалий. Арианство. Православная энциклопедия. URL: https://www.pravenc.ru/text/75936.htm
  17. Серёгина А. Ю. Анастасий Библиотекарь. Православная энциклопедия. URL: https://www.pravenc.ru/text/114882.html
  18. Сократ Схоластик. Церковная история. Книга I. URL: http://yakov.works/acts/04/socrat/socrhtml
  19. Atasoy, Nurhan; Raby, Julian (1989), Iznik: The Pottery of Ottoman Turkey, London: Alexandra Press, ISBN 978-1-85669-054-6.
  20. Islam Ansiklopedisi. URL: https://islamansiklopedisi.org.tr/ayazma
  21. Barnes, T. D. “Vita Constantini.” The Classical Review, vol. 51, no. 1, 2001, pp. 39–41. JSTOR, www.jstor.org/stable/3065759. Accessed 3 Oct. 2020.
  22. Böcek Ayazma / Sacred Spring of the Monastery of Hyakinthos, 2016. URL: http://www.enormousfish.co.uk/?p=10221
  23. Denny, Walter B. Studies in the Decorative Arts, vol. 4, no. 1, 1996, pp. 133–135. JSTOR, www.jstor.org/stable/40662516. Accessed 7 Oct. 2020.
  24. Georgii Pachymeris, “De Michaele et Andronico Palaeologis libri tredecim”, Immanuel Bekker, editor. Bonn, 1835., Greek and Latin text, 1242-approximately 1310. URL: https://archive.org/details/georgiipachymer00pousgoog/mode/2up
  25. İznik. UNESCO World Heritage Center. Date of Submission: 15/04/2014. URL: https://whc.unesco.org/en/tentativelists/5900/
  26. https://travelatelier.com/destination/turkey/iznik/
  27. İznik Ayasofya Camii – Bursa. Türkiye kültür portalı (in turkish). URL: https://www.kulturportali.gov.tr/turkiye/bursa/gezilecekyer/znik-ayasofya
  28. Küran Aptullah. Mimar Sinan’ın Camileri (in turkish). URL: https://core.ac.uk/download/pdf/50613649.pdf
  29. Lidova, Maria. The Rise of the Image of Christ, Imagining the Divine. Art and the Rise of World Religions (Exhibition Catalogue), Oxford, 2017, 51-63
  30. Louvre Museum Acc. Num. OA 3919/2-247e. URL: http://cartelen.louvre.fr/cartelen/visite?srv=car_not_frame&idNotice=22717
  31. Mango, Cyril. “The Date of the Narthex Mosaics of the Church of the Dormition at Nicaea.” Dumbarton Oaks Papers, vol. 13, 1959, pp. 245–252. JSTOR, www.jstor.org/stable/1291137. Accessed 9 Oct. 2020.
  32. Mansi GD, Sacrorum Conciliorum Nova et Amplissima Collectio, 53 vol., 1758-1798. Original Latin text digitized by Google books and Gallica. URL: http://patristica.net/mansi
  33. Oikonomidis, Dimitrios. (2011). Final Report of European Space Agency (ESA) Cat-1 Project, ID: 7393, entitled: “Application of Remote Sensing and GIS technology, combined with geophysical data, to archaeological research, in Evropos/Europos archaeological site, Macedonia (Northern Greece).”
  34. Queiroz Ribeiro, Maria (2009). Iznik pottery and tiles in the Calouste Gulbenkian collection. Lisbon: Calouste Gulbenkian Foundation. ISBN 978-972-8848-58-3. URL: https://gulbenkian.pt/museu/en/publication/iznik-pottery-and-tiles-in-the-calouste-gulbenkian-collection/
  35. Rome in the Footsteps of an XVIIIth Century Traveller. URL: https://www.romeartlover.it/Nicea2.html
  36. Şahin, Mustafa, and Mark R. Fairchild. “Nicea’s Underwater Basilica,” Biblical Archaeology Review 44.6 (2018): pp. 30–37, 61.
  37. Synaxarium_Ecclesiae_Constantinopolitanae (SynaxCP). Bruxellis, Apud Socios Bollandianos, 1902, p.151-152. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c9/Synaxarium_Ecclesiae_Constantinopolitanae.pdf
  38. Theodoret of Cyrus. “The Ecclesiastical History of Theodoret” // NPNF2 (Schaff, Philip; Wace, Henry (eds.), Nicene and Post-Nicene Fathers, Second Series, Christian Classics Ethereal Library), Vol.3, pp. 72-368. URL: https://ccel.org/ccel/schaff/npnf203/npnf203.
  39. Yegül, Fikret K. “Early Byzantine Capitals from Sardis. A Study on the Ionic Impost Type.” Dumbarton Oaks Papers, vol. 28, 1974, pp. 265–274. JSTOR, www.jstor.org/stable/1291360. Accessed 20 Sept. 2020

Страница в последний раз отредактирована 25 декабря 2020 года

Добавить отзыв

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.