Монастырь Иоанна Предтечи («Каср эль-Яхуд»)

Крещение Господня на Иордане — «духовное рождение» Иисуса Христа – является третьим по важности событием Его земной жизни, после Рождества и Воскресения. К тому же, Богоявление (греч. Θεοφάνια — Теофания), включающее само Крещение, — один из древнейших христианских праздников, наряду с Пасхой и Пятидесятницей. И тем не менее, в отличие от Вифлеема и Иерусалима, храм на Иордане появляется достаточно поздно – в V или VI веках, чему причиной, по-видимому, рыхлые берега и неустойчивость русла, плюс отсутствие постоянного населения.

Впервые мы узнаём о храме из уст архидиакона Феодосия1 (Theodosius). В воспоминаниях о своём паломничестве, озаглавленных De Situ Terrae Sanctae («О топографии Святой Земли», ок. 518 – 530), он пишет, что храм св. Иоанна Предтечи (араб. Дейр-Мар-Юханна; греч. ῾Ιερὰ Μονὴ τοῦ ῾Αγίου ᾿Ιωάννου τοῦ Προδρόμου ἐν ᾿Ιορδάνη) был построен императором Анастасием I (491–518) на восточном берегу реки Иордан, т. е. на нынешней территории Иорданского королевства:

«На том месте, где крестился Господь, находится мраморный столб, а на этом столбе водружён железный крест; там есть и церковь святого Иоанна Крестителя, которую соорудил император Анастасий; эта церковь выстроена высоко, над большими сводами (арками – И.Ц.), по причине разлития Иордана; в этой церкви находятся монахи, и эти монахи получают от фиска (государственная казна – И.Ц.) ежегодно по шести солидов содержания» (Феод.,66; Wilkinson. 2002. P. 112).

С другой стороны, русский исследователь И. В. Помяловский, в комментариях к Феодосию отмечал, что около 457 года здесь уже стоял женский монастырь (Acta SS. 8 Octobr. p. 622), поэтому не исключено, что Анастасий лишь расширил или перестроил храм обители.


Монастырь Иоанна Предтечи (Каср эль-Яхуд) в “закрытые” времена (www.biblewalks.com)

Есть и «грузинская» гипотеза возникновения монастыря, о которой автору сообщил д-р Бесик Хурцилава. Она повествует о том, что монастырь был основан знаменитым монахом Петром Ивером (Ибериели, ок. 411—491) в первой половине V века, поскольку в грузинской версии житии Петра (есть ещё сирийская, авторства Иоанна Руфа) сказано, что он и его друг Иоанн Лаз построили монастырь на берегу Иордана2:

«После этого блаженные отцы Петр и Иоанн вышли оттуда, и отправились в пустынную местность на берегу Иордана и построили себе (там) монастырь» (Жит.,28, http://yakov.works/acts/09/dam/petr_iver_2.htm).

Упоминается обитель и в трактате «О постройках» (лат. De aedificiis, V, 9) визант. историка Прокопия Кесарийского (между 490 и 507 — после 565), посвящённом строительной деятельности императора Юстиниана I (527—565). По словам Прокопия, в 553-554 годах по приказу василевса в монастыре св. Иоанна на Иордане был выкопан колодец, однако автор не уточняет его расположение, глубину и пр. (Procop. De aedificiis. V 9. 19; Wilkinson, 2002. P. 127).

В ходе раскопок, начатых в 1996 году на восточном берегу Иордана, была обнаружена церковь, отождествляемая с храмом Анастасия. Сохранились фундаменты стен и арок, мраморные плиты и напольные мозаики. По мнению израильского археолога И. Хиршфельда3 (Yizhar Hirschfeld, 1950 – 2006), храм относился к типу «мемориальных», возводимых не для духовного окормления прихожан (или монашеской общины), а для увековечения некоего священного события; к такому храму мог быть прикреплён «штат», живший в небольшом монастыре поблизости (Hirschfeld Y. The Judean Desert Monasteries in the Byzantine Period. New Heaven, 1992. P. 16).


Во дворе монастыря (2019)

Впоследствии храм (и монастырь) неоднократно разрушались и восстанавливались на новом (или старом) месте. Существующий комплекс XIX века расположен на западном берегу Иордана, приблизительно в 10 км от Иерихона. Он находится внутри погранзоны, на расстоянии 600 м от реки, на территории т. н. «Места крещения на реке Иордан» (англ. Baptismal Site on the Jordan River), известного среди паломников как Вифавара или Каср эль-Яхуд (Qasr al-Yahud, араб. «дворец евреев»).

О монастыре, включавшем две гостиницы для паломников, повествует и «Путник Антонина из Плаценции» («Antonini placentini itinerarium», ок. 570), автора которого правильнее называть Анонимом из Пьяченцы, поскольку он лишь сопровождал «блаженного Антонина Мартира»:

«XI. Богоявление я провёл на Иордане, где в эту ночь, на месте, где крестился Господь, совершаются такие чудеса: есть сооружённый обелиск, окружённый решёткой, и на том месте, где вода вошла в свое русло, поставлен в воде деревянный крест, и с той и с другой стороны спускаются до воды мраморные ступени. На бдении Богоявления совершается великое бдение; бесчисленный народ; при четвёртом или пятом петухе совершается утреня. По окончании утрени, на рассвете, идёт крестный ход под открытым небом, и священник, поддерживаемый диаконами, спускается к реке, и в тот час, когда он начнёт благословлять воду, тотчас Иордан с рёвом возвращается назад и верхнее течение останавливается до окончания крещения, а нижнее убегает в море, по словам псалмопевца: «море виде и побеже, Иордан возратися вспять». И все жители Александрии, владеющие судами, имеют там в этот день своих людей с кувшинами, наполненными ароматами и опобальзамом, и в то время, когда (священник) освятит воду, до начала крещения, все выливают эти кувшины в реку и берут оттуда благословенную воду и делают из неё воду кропления для своих судов, прежде, чем они выйдут в плавание. По окончании крещения все спускаются в реку для благословения, одевшись в полотно и во многие другие одежды, которые берегут себе для погребения. По окончании крещения вода возвращается в свое место […].

XII. На этом берегу Иордана есть пещера (Иоанна Предтечи или прор. Илии – И. Ц.) с келиями для семи девственниц. Вверх по течению Иордана, не очень далеко от того места, где крестился Господь, есть монастырь святого Иоанна, очень большой, в котором две странноприимницы…» (Anton. Placent. Itinerarium. XI, XII; Wilkinson. 2002. P. 136-137).


Алтарная часть до реконструкции (2018)

По неясной причине, о монастыре Иоанна Предтечи не говорится в известном сборнике сказаний о жизни христианских подвижников под названием «Луг духовный» или «Лимонарь»4, хотя автор – религиозный писатель и многолетний насельник монастыря Феодосия Великого Иоанн Мосх (550—619) – упоминает о расположенной неподалеку от места Крещения пещере Сапсас (Сафсафас), в которой некоему страдавшему горячкой старцу Иоанну явился Иоанн Предтеча.

«Я – Иоанн Креститель, – отвечал явившийся, – и вот почему убеждаю тебя не уходить отсюда: эта малая пещера больше горы Синая. Сюда часто приходил посещать меня Господь наш Иисус Христос. Итак, дай мне слово остаться здесь, и я исцелю тебя. Услыхав это, старец с радостью обещал остаться в пещере. Немедленно получив исцеление, старец, действительно, пребыл в пещере до конца дней своих. Устроив из пещеры той храм, он собрал братию. Это место и называется Сапсас. Близ него, с левой стороны, протекает поток Хорив, на противоположной стороне – Иордан. Сюда был послан Илия Фесвитянин во время бездождия». (И. Мосх. Гл. 1: «Жизнь св. старца Иоанна, и о пещере «Сапсас»).

Архим. Леонид (Кавелин, 1822 – 1891), четвёртый начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме (1863 – 1865), высказал предположение о совпадении монастыря Иоанна Предтечи и монастыря Пентукла (Луг духовный. Гл. 3 и др.; Леонид (Кавелин). 2008. С. 305), но эта гипотеза не была поддержана исследователями. С другой стороны, пещеру Илии Пророка ныне показывают в монастыре Георгия Хозевита, расположенном примерно в 10 км западнее места Крещения, как раз на берегу Хоривского потока (араб. Вади Кельт).

По преданию, в монастыре Иоанна Предтечи подвизался прп. Зосима, причастивший и похоронивший прп. Марию Египетскую. О свв. Зосиме и Марии Египетской не упоминают ни Иоанн Мосх, ни монах и историк Церкви Кирилл Скифопольский (525 – 558), составивший жития великих палестинских подвижников: Евфимия († 473), Феодосия († 529), Саввы Освященного († 532), Кириака († 557), Иоанна Молчальника († 557) и Феогния († 522), хотя годы их духовных подвигов совпадали по времени с житием Саввы Освященного. Прпп. Зосима и Мария Египетская не основали монастырей, не воспитали учеников, не оставили после себя письменных трудов. Первая запись их жития принадлежит ученику И. Мосха свт. Софронию (560 – 638), впоследствии, Патриарху Иерусалимскому, подписавшему в 637 году договор о бескровной сдаче Святого Града арабским войскам, во главе с халифом Омаром (Умаром) ибн эль-Хаттабом (585 – 644).


С паломниками у монастыря (2018)

В начале повествования прп. Зосиме 53 года. С младенчества он подвизался в одном из палестинских монастырей и отличался пониманием Божественного Слова. Но однажды его посетило искушение, что он уже многого достиг, и тогда перед ним появился ангел, велевший старцу отправиться в дорогу:

«Зосима, ты славно, и, насколько это в силах человеческих, подвизался, и славно прошёл монашеское поприще. Однако никто не достигает совершенства и ожидающий его подвиг труднее уже совершенного, хотя человек этого и не ведает. Чтобы ты узнал, сколько есть еще других дорог ко спасению, уйди из родной земли и из дома отца твоего, подобно тому славному праотцу Аврааму, и ступай в монастырь вблизи реки Иордана» (цит. здесь и далее согл. «Житию Марии Египетской»).

Зосима прибыл в один из монастырей на Иордане и подчинился новому уставу. В Великий Пост все монахи, кроме двоих, присматривающих за утварью, удалялись в пустыню. Перешёл Иордан и Зосима, и вдруг,

«во время молитвы, когда глаза его были возведены к небу, справа от места, где он стоял, Зосима увидел, как бы человеческую тень. Он задрожал от ужаса, думая, что это диавольское наваждение. Оградив себя крестным знамением, ибо в это время кончил молитву, и стряхнув страх, Зосима оборотился и увидел, что […] кто-то идёт в сторону полдня, Человек был наг, тёмен кожей, как те, кого опалил солнечный жар, волосы же имел белые, как руно, и короткие, так что они едва достигали шеи. Зосима, увидев идущего и словно впав от радости в восторг, […], бросился бежать в ту сторону, куда поспешал представший ему муж».

Когда путник понял, что за ним, следует Зосима, то бросился бежать в глубь пустыни. Зосима же, как бы забыв о своей старости и презрев тяготы пути, решил его настигнуть. Зосима догнал беглеца, уговорил остановиться, и тот признался, что является женщиной, и попросил одежды, чтобы прикрыться. Имя женщины – Мария – старец узнал только после её смерти.

Мария родилась в Египте в середине V в. и в возрасте двенадцати лет покинула родителей, уйдя в Александрию, где стала блудницей. Однажды она увидела группу паломников, направлявшихся в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста, и присоединилась к ним, но не с благочестивыми помыслами, а с целью разврата. В Иерусалиме Мария попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила её удерживала. Осознав своё падение, она стала молится иконе Богородицы, находившейся в притворе храма. Мария почувствовала, что её грехи возбраняют её видеть Животворящее Дерево. Молясь, она пообещала Богородице, что больше не осквернит себя и после приложения к Животворящему Кресту отречётся от мира. Тогда путь в Храм открылся для неё, и грешница поняла, что Господь готов принять любого, кто раскается. Она смогла зайти и поклониться Животворящему Кресту, и выйдя из храма услышала голос Матери Божией:

«Если перейдёшь Иордан, то обретёшь блаженный покой».

Мария приняла причастие и поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах, причём, 17 лет её преследовали страсти и воспоминания о прошлой жизни:

«Когда я принималась за пищу, я мечтала о мясе и вине, какие ела в Египте. Будучи в миру, много пила я вина, а здесь не имела и воды; я изнывала от жажды и страшно мучилась. Иногда у меня являлось желание петь блудные песни, к которым я привыкла. Тогда я проливала слезы, била себя в грудь и вспоминала обеты, данные мною».

После многолетних искушений страсти оставили Марию, одежда истлела от ветхости, но душа и тело преобразились. Единственным человеком, видевшим Марию в пустыне, стал прп. Зосима. Он отдал женщине половину своего гиматия – отреза шерстяной ткани, задрапированного вокруг фигуры (традиционной части облачения святых разного чина святости в византийской иконографии) – чтобы прикрыть её наготу. Он также увидел, как во время молитвы, цитируя чудесным образом узнанные ею тексты Писания, женщина приподнялась на локоть от земли. Исполненный благоговения, авва Зосима попросил Марию рассказать о своей жизни. Тогда, вспоминая слова Матери Божией в притворе Храма Воскресения, Мария поведала:

«Я тотчас уверовала, что этот голос был ради меня, и, плача, воскликнула к Богородице: «Госпоже Владычице, не оставь меня. грешницы скверной, но помоги мне», – и тотчас вышла из церковного притвора и пошла прочь. Один человек дал мне три медные монеты. На них я купила себе три хлеба и у продавца узнала путь на Иордан.

На закате я дошла до церкви св. Иоанна Крестителя5 близ Иордана. Поклонившись прежде всего в церкви, я тотчас спустилась к Иордану и омыла его святою водой лицо и руки. Затем я причастилась в храме святого Иоанна Предтечи Пречистых и Животворящих Тайн Христовых, съела половину от одного из своих хлебов, запила его святой Иорданской водой и проспала ту ночь на земле у храма. Наутро же, найдя невдалеке небольшой челн, я переправилась в нем через реку на другой берег и опять горячо молилась Наставнице моей, чтобы Она направила меня, как Ей Самой будет угодно. Сразу же после того я и пришла в эту пустыню»

Авва Зосима спросил у преподобной:

«Что имеешь или что находишь ты себе в пищу здесь, мать моя?»

И она отвечала:

«Было со мной два с половиной хлеба, когда я перешла Иордан, потихоньку они иссохли и окаменели, и, вкушая понемногу, многие годы я питалась от них»

Поведав историю, Мария попросила Зосиму вернуться через год и причастить её, однако велела не переходить Иордан, а ждать её на другом берегу:

«Когда авва Зосима услышал, что и от Священного Писания говорит на память святая подвижница – от книг Моисея и Иова и от псалмов Давидовых, – тогда спросил преподобную: «Где, мать моя, научилась ты псалмам и иным Книгам?»

Она улыбнулась, выслушав этот вопрос, и отвечала так:

«Поверь мне, человек Божий, ни единого не видела человека, кроме тебя с тех пор, как перешла Иордан. Книгам и раньше никогда не училась, ни пения церковного не слышала, ни Божественного чтения. Разве что Само Слово Божие, живое и всетворческое, учит человека всякому разуму. Впрочем, довольно, уже всю жизнь мою я исповедала тебе, но с чего начинала, тем и кончаю: заклинаю тебя воплощением Бога Слова – молись, святой авва, за меня, великую грешницу.

И еще заклинаю тебя Спасителем, Господом нашим Иисусом Христом – все то, что слышал ты от меня, не сказывай ни единому до тех пор, пока Бог не возьмёт меня от земли. И исполни то, о чем я сейчас скажу тебе. Будущим годом, в Великий пост, не ходи за Иордан, как ваш иноческий обычай повелевает».

Опять удивился Зосима, что и чин их монастырский был известен святой подвижнице.

Весь год старец пребыл в молчании, никому не смея открыть явленное ему Господом, и прилежно молился, чтобы Бог сподобил его еще раз увидеть подвижницу, и через год в Великий четверг отправился к Иордану. Он увидел идущую по другому берегу Марию и подумал, как она переберётся через реку, не имея лодки, но преподобная, крестным знамением перекрестив Иордан, быстро пошла по воде:

«Когда же старец хотел поклониться ей, она запретила ему, крикнув с середины реки: «Что творишь, авва? Ведь ты – иерей, носитель великих Тайн Божиих». Перейдя реку, преподобная сказала авве Зосиме: «Благослови, отче». Он же отвечал ей с трепетом, ужаснувшись о дивном видении: «Воистину неложен Бог, обещавший уподобить Себе всех очищающихся, насколько это возможно смертным. Слава Тебе, Христе Боже наш, показавшему мне через святую рабу Свою, как далеко отстою от меры совершенства».

После этого преподобная просила его прочитать «Верую» и «Отче наш». По окончании молитвы она, причастившись животворящих тайн, простёрла руки к небу и со слезами и трепетом произнесла молитву святого Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое».

Затем Мария попросила Зосиму вернуться через год на место их первой встречи, но, когда настало время, старец обнаружил там только тело святой, лежащее на песке.

«Руки ее были сложены по обычаю, а лик обращён к восходу. Подбежав, он омочил слезами ее стопы, к остальному же ее телу не смел прикоснуться. Довольно часов плакав и прочитав приличествующие времени и обстоятельству псалмы, сотворил молитву погребения и сказал себе: “Не знаю, схоронить останки святой или ей это будет неугодно?” Говоря это, он видит в головах ее начертанную на земле надпись, гласящую: “Здесь схорони, авва Зосима, останки смиренной Марии и прах предай праху».


Икона прп. Марии Египетской (XVII век, Россия, Wiki)

Из надписи он узнал имя той, кто так поразила его святостью жизни. Прочитав надпись и помня, что Мария не знала грамоты, Зосима убедился, что Божественное Слово само учит человека, живущего этим словом:

«Но как, несчастный, ты сможешь вырыть могилу, когда нет у тебя в руках ничего? Сказав это, он увидел неподалеку малый обломок дерева, лежащий в пустыне. Подняв его, Зосима начал рыть землю. Но земля была суха и не поддавалась его усилиям, а старец устал и обливался потом. Испустив из глубины души стон и подняв голову, он видит, что могучий лев стоит у останков святой и лижет стопы ее».

Зосима сказал льву:

«Зверь, великая заповедала схоронить ее останки, а я — старец и не имею сил выкопать могилу; вырой ее когтями, чтобы нам предать земле тело святой!»

Тотчас же лев передними своими лапами изрыл яму, и тело прп. Марии Египетской было погребено в песках.

Память Марии Египетской совершается в Православной церкви 14/1 апреля и в пятую неделю (воскресение) Великого поста; в католической церкви – 3 апреля. Святая почитается и Англиканской церковью.

Православное богослужение утрени четверга пятой седмицы Великого поста, с полным чтением Великого покаянного канона свт. Андрея Критского (VII-VIII вв.), длительностью около 4 часов, получило название «Мари́ино или Ма́рьино стояние». Христианское вероучение рассматривает её житие как образец покаяния.

А что касается монастыря, то, пожалуй, только древний колодец перед входом напоминает о временах Марии Египетской (и императора Юстиниана).


Древний колодец перед входом в монастырь, возможно, выкопанный по приказу  Юстиниана I в середине VI века

В 614 году в Палестину вторглись персы под предводительством Фаррухана Шахрвараза, полководца шахиншаха Хосрова II Парвиза (перс. پرویز‎ от пехл. Parvēz — «Победоносный»; 570 — 628). 19 мая был захвачен Иерусалим, сожжены сотни храмов и монастырей (хотя некоторые довольно быстро отстроились или практически не пострадали6), погибли десятки тысяч человек. Скорее всего, монастырь Иоанна Предтечи, как и соседние обители и храмы, был временно покинут.

Сделаем небольшое отступление и напомним о гипотезе израильского учёного Джо Зиаса (Joe Zias, 1986) о том, что опальная императрица Евдокия († 460), последние годы жизни которой прошли в Иерусалиме, организовала лепрозорий в пустынной крепости Иродион (Herodium), расположенной примерно в 60 км от места Крещения. Учёный опирался на фразу из «Церковной истории» византийского историка и поэта XIV века Никифора Каллиста Ксанфопула (N. Callistus, † 1350) о том, что Евдокия построила в Фордисии (Phordisia) больницу для 400 пациентов, страдающих от «святой болезни», как называли в то время проказу. Местонахождение Фордисии не установлено, но Дж. Зиас из лингвистических соображений считает, что это Иродион. Исследователи XIX-XX веков, такие как Эд. Робинсон (Edward Robinson), Вирджилио Корбо (Virgilio Canio Corbo), Ролан де Во (Roland de Vaux) и др., отмечали, что бедуины называли Иродион «Джебель (гора – И. Ц.) Фуредис», где «Фуредис» происходит от персидского «ferdows» – сад. Да и на иврите, «пардес» — это сад. Отсюда, греческое «парадисос» (parádeisos, παράδεισος) – райские сады. «Фордисия» Никифора Каллиста и арабский «фуредис» по звучанию очень близки. Начиная с византийского периода, христианство считало больных проказой избранными Богом страдать в этом мире за награду в мире грядущем – небесном саде, «парадизе». Кстати, и большое количество храмов (три) на малой территории Нижнего Иродиона можно объяснить, тем, что 400 больных надо было окормлять духовно. В VII веке лепрозорий был разрушен, а искажённые в местном произношении «райские сады» превратились в «Фордисию» Н. Каллиста. Понятно, что подтвердить гипотезу может только обнаружение в Иродионе захоронений с характерными признаками проказы (болезни Хансена).

Больные проказой исключались из общества и содержались в уединённых местах, к примеру, в удалённых монастырях. В 614 году большинство иродионских больных погибло – хотя захоронений не обнаружено, – а малая часть укрылась за стенами близлежащих обителей. Костные останки со следами лепры обнаружены в монастырях св. Мартирия, Иоанна Предтечи, Герасима Иорданского и св. Феодосия (об этом монастыре упоминается в источниках, как о месте заботы о прокажённых). Поэтому монастырь Иоанна Предтечи мог служить убежищем (или больницей) для больных лепрой.


Иродион (Herodium) и окружающие его монастыри (Дж. Зиас)

В 617 году персы передают управление Иерусалимом христианам, а в 627–629 годах терпят серию поражений от императора Ираклия I (610 – 641), но уже в 635–641 годах Святую Землю захватывают арабы халифа Омара (Умара).

О том, было ли взятие Иерусалима в 637 (или 638) году действительно мирным история умалчивает, но в особой грамоте, дарованной халифом Патриарху Софронию, Патриарх признавался Этнархом, т. е. главой «императорского народа ромеев», а также «Этнархом и духовным лидером всех христиан Палестины, в том числе и инославных». Этот статус обеспечивал христианам возможность пользоваться земельной собственностью, покровительство властей, личную безопасность и освобождение от налогов со стороны мусульманских владык. Однако впоследствии многие из наследников Омара пытались утяжелить жизнь христиан, вплоть до насильственной исламизации, запретов на проведение богослужения вне храмов и изучение греческого языка.

В 659 году стоявшие близ места Крещения постройки были разрушены землетрясением, но быстро восстановлены, по крайней мере, по утверждениям галльского епископа Аркульфа (Arculf), незадолго до этого (ок. 670) посетившего Святую Землю и другие места христианского Востока. Рассказы Аркульфа легли в основу двух известных книг о Святой Земле, написанных Адомнаном и Дост. Бедой.

В средние века на острове Айона у западных берегов Шотландии, стоял монастырь, основанный ирландским миссионером, св. Колумбой (563). В 679–704 годах аббатством Айона управлял девятый настоятель, Адомнан (Адамнан, Adamnanus), находивший время и на эпистолярный жанр. Его «Житие св. Колумбы» стало одним из первых ирландских агиографических сочинений. Позже он написал книгу «О святых местах» (De locis Sanctis), составленную, преимущественно, из рассказов упомянутого епископа. В частности, Аркульф сообщал, что место Крещения из-за изменения течения реки оказалось в пойме вне русла, на «аравийской стороне», а стоящая на берегу Иордана небольшая квадратная церковь на четырёх каменных сводах, под которой протекала вода, была сооружена не на месте Крещения, а там, где лежали одежды Спасителя. Что же касается большого, окружённого стеной, монастыря с храмом св. Иоанна Предтечи, то он располагался на холме, вероятно, на западном берегу (Wilkinson. 2002. P. 190-191).

Позже книгу Адомнана переработал бенедиктинский монах Бе́да Достопочте́нный (Досточти́мый; лат. Beda Venerabilis, англ. Bede the Venerable; между 672-673 — 735) подвизавшийся в монастыре свв. Петра и Павла в Нортумбрии (совр. Джарроу, Англия). Его прозвище «достопочтенный» (лат. venerabilis) известно из эпитафии IX века, по преданию, продиктованной ангелом. В 702–703 годах в нортумбрийском «двойном» монастыре Монквермут-Джарроу (англ.: Monkwearmouth–Jarrow Abbey) на севере Британии, на территории современного города Джарроу к востоку от Ньюкасла, тридцатилетний Беда написал книгу «О святых местах» (De locis sanctis), не изменив заглавие Адомнана. В стихотворном вступлении инок говорит, что составил её, опираясь на труды предшественников. Вот, что пишет Д. Беда о месте Крещения (гл. XII):

«1. В том месте, где крестился Господь, стоит деревянный крест высотой по шею, который скрывается из виду всякий раз, когда поднимается вода. От того места дальний, то есть восточный, берег находится на расстоянии броска из пращи. На ближайшем берегу, на выступе невысокой горы стоит большой монастырь, знаменитый церковью святого крестителя Иоанна. Обычно от него по мосту, поддерживаемому сводами, сходят к тому кресту и молятся.

Дальше по реке на четырех каменных столбах стоит четырёхугольная церковь, покрытая сверху обожжённой глиной. Там, по преданию, лежали одежды Господа, когда Он крестился. Люди не входят в эту церковь, обычно только волны окружают ее и проникают внутрь. От того места, где Иордан выходит из вод Галилейского моря, до места, где он впадает в Мёртвое море, восемь дней пути» (Wilkinson. 2002. P. 227).

Около 724 года место Крещения посетил св. Виллибальд (Willibald), бенедиктинский монах, позже епископ Айхштеттский (741), один из просветителей Германии. Его биограф Хугебург (Hugeburg) также пишет о храме на столбах, и о том, что русло Иордана сместилось, и место Крещения представляло собой «сухую землю», и поэтому вода к церкви проходила по специально вырытому каналу. В монастыре Иоанна Предтечи, отстоявшем на милю от места Крещения, в это время проживало около 20 иноков (Wilkinson. 2002. P. 240).

В отправленном Карлу Великому отчёте о состоянии Иерусалимских христианских мест, известном как Commemoratorium de Casis Dei vel monasteriis (Памятной записке о домах Божиих и монастырях, ок. 808), отмечалось, что храм на месте Крещения относился к монастырю И. Предтечи, в котором подвизалось 35 чел. (Ibid. 38. P. 255).

Из «Описания Св. града» (кон. VII – нач. VIII века), ранее считавшегося сочинением Епифания Монаха7 (1-я пол. – сер. IX в.), следует, что монастырь Иоанна Предтечи стоял на западном берегу Иордана, был укреплён стенами и имел большую церковь Св. Троицы, тогда как храм на берегу Иордана был освящён во имя св. Иоанна Предтечи. Автор сочинения утверждал, что в апсиде этой церкви находился камень, на котором стоял Предтеча, во время Крещения Иисуса Христа. Кроме этого, говорится, что на восточном берегу реки, на расстоянии мили от места Крещения, есть пещера Иоанна Предтечи, на юг от которой в двух милях можно видеть соляной столб «Жены Лота» (!) (Повесть Епифания. 1886. С. 30, Wilkinson. 2002 P. 215).

Монах Бернард (Bernard the Pilgrim, ок. 870) упоминает только монастырь и ничего не пишет о храмах (Wilkinson. 2002 P. 268).

Пострижеником монастыря Иоанна Предтечи был прп. Герман, основатель монастыря Икосифинисса в Македонии. В «Истории страны Агванк» Мовсеса Каланкатуаци (1-я пол. Х в.) о храме монастыря Иоанна Предтечи повествуется так: «Там сооружена церковь с двухскатным перекрытием, построенная крестообразно – в 80 локтей (примерно 40 м.- Авт.) в длину и ширину, там имеется 3 алтаря для богослужения» (Тер-Мкртичян Л. Х. Армянские источники о Палестине V-XVIII вв. М., 1991. С. 106). Другой армянский текст начала XI века сообщает, что собор в монастыре Иоанна Предтечи имел три престола. Эти источники упоминаются в статье Н. Н. Лисового и др. в Православной энциклопедии, там же говорится о том, что в конце XI века в монастыре Иоанна Предтечи находилась резиденция Сотериха, епископа православной Иорданской епархии, подчинённой Скифопольской митрополии (Aubert R. Jourdain // DHGE. T. 28. Col. 346; его печать: Laurent V. Le corpus des sceaux de l’empire Byzantin. P., 1963. T. 5(2). P. 402-403). Известна также печать монастыря Иоанна Предтечи XII века с изображением св. Иоанна Предтечи (Ibid. P. 411-412).

О монастыре Иоанна Предтечи упоминают и многие пилигримы времён Латинского королевства I (1099 – 1187), как например, русский паломник игумен Даниил (ок. 1104 – 1107). Даниил, как и все представители последующей паломнической традиции, пишет, что монастырь Иоанна Предтечи находился на западном берегу («недошедше Иордана»):

«И ту есть, недошедше Иордана, близь на пути, монастырь святаго Иоанна Предтечи; и есть горѣ въздѣлан (т. е. устроен в горе – И.Ц,)» (О Пути Къ Ердану. Здесь и далее: «Хожение» игум. Даниила).

Затем, Даниил рассказывает о «ветхом монастыре Иоаннове», в котором была большая церковь во имя св. Иоанна Предтечи:

«А отъ Ермона до ветхаго манастыря Иоаннова вдалѣе дващи дострѣлити гораздо (т. е. два хороших перестрела). И ту есть была церкви велика создана во имя Предтечи Иоанна». (О Горѣ Ермонѣстѣй)

По мнению Д. Прингла, паломник видел эту церковь разрушенной (Pringle. 1998. Vol. 2. P. 241).

«А от манастыря святаго Иоанна до Гарасимова манастыря есть верста едина, а от Гарасимова манастыря до Каламонии, до манастыря Святыя Богородица, есть верста едина. И на том мѣстѣ святая Богородица съ Исусом Христомъ, и съ Иосифом, и съ Ияковом, егда бѣжаху въ Египетъ, то на том мѣстѣ ношлѣг створиша. Тогда святаа Богородица нарече имя мѣсту тому Каламонии, еже ея протолкует «Доброе обителище». Ту нынѣ сходит Духъ Святый ко иконѣ святыя Богородица. И есть манастыр-етъ на устьи, идеже входить Иорданъ в море Содомское, и есть градом одѣлан весь около монастыр-ет; черноризець же в нем 20» (О Пещерѣ Ильи Пророка).

Расположенные к востоку от монастыря Иоанна Предтечи «олтарец и комара (свод – И. Ц.) мала» ассоциировались Даниилом с местом Крещения, а их удалённость на некоторое расстояние от Иордана («яко можеть доверечи мужь камениемь малым») объяснялась тем, что в момент Крещения река «возвратися вспять»:

«А за олтаремъ тоя церкви близь встоку лиць на пригории есть созданъ яко олтарець и комара мала, и на том мѣстѣ есть крестилъ Предтеча Иоаннъ Господа нашего Исуса Христа. До того бо мѣста изиде Иордан от ложа своего, возвратився, видѣвъ Творца своего, пришедша крестится, и убоявся, възъвратися вспять и прииде до того мѣста. И ту есть море Содомьское близь купѣли тоя было, нынѣ же есть дале от Крещениа, яко 4 версты вдалеѣе отбѣгло» (О Мѣстѣ, Идеже Море Видѣ, Побѣже, И Ердан Взратися Вспять).

Д. Прингл предполагает, что эти развалины относились к церкви Иоанна Предтечи, поставленной в VII веке (Pringle. 1993. Vol. 1. P. 109).

Согласно лат. источнику ‘De Situ’ (до 1114), в монастыре Иоанна Предтечи подвизалось ок. 20 монахов (Wilkinson. 1988. P. 180).

Небольшая часовня на месте Крещения упоминается исландским пилигримом Николаем Бергссоном (Nikulas Bergsson), аббатом Мункатвера (ок. 1140), но по мнению Д. Прингла, эти сведения заимствованы из труда Дост. Беды (Pringle. 1993. Vol. 1. P. 109, Wilkinson. 1988. P. 217).

Теодерих (Теодорих, Theoderic) был немецким (?) монахом, возможно, из Вюрцбурга, посетившим Святую Землю в 1169-1174 годах. Он был знаком с собором Святого Спасителя в городе Экс-ан-Прованс и сообщил о смерти на Святой Земле человека из Кёльна. Если Теодерих – это, то же, что и Дитрих, то он вполне мог быть тем, кому посвящены воспоминания другого немецкого паломника: Иоанна из Вюрцбурга (“Description of the Holy Land by John of Wuerzburg”, A. D. 1160-1170). Теодерих был лучшим наблюдателем и писателем, чем Иоанн, хотя общая линия его воспоминаний не так хороша. В частности, Теодерих пишет, что во время нападения мусульман (должно быть, войска халебского эмира Занги I Имад ад-Дина в 1139) шесть иноков из монастыря Иоанна Предтечи были казнены (Wilkinson. 1988. P. 305). Однако из сочинения Мухаммада аль-Идриси (ок. 1154) следует, что греческие монахи продолжали жить «в церкви Sant Yuhanna», т. е. в монастыре (Wilkinson. 1988. P. 226).

В 1160 году монастырь Иоанна Предтечи был полностью разрушен землетрясением и в 1170-х гг. заново отстроен императором Мануилом I Комнином (1143 – 1180) на расстоянии «двух выстрелов из лука от Иордана» (Иоанн Фока, Cказание. 1889. С. 50). Кстати, в годы правления этого императора – тестя латинского короля Иерусалима Амори I (1163 – 1174) – греческими и сирийскими мастерами были созданы росписи и мозаики Храма Рождества Христова в Вифлееме, а также началось восстановление расположенного неподалёку от места Крещения монастыря Герасима Иорданского (1185). Скорее всего, это тот монастырь, который мы видим сегодня.

Греческий пилигрим Иоанн Фока8 (John Phocas, не позднее 1185 года) отмечает, что:

«У Иордана водружены три монастыря, именно: Предтеча, Златоуст (и Каламон)» (И. Фока, 22, Wilkinson. 1988. P. 329).

На полпути от монастыря Иоанна Предтечи к Иордану была воздвигнута новая часовня на месте Крещения Господня, хотя ещё ок. 1175 года упомянутый Теодерих вместо часовни видел только камень, на котором стоял Спаситель (Theodericus. 1976. P. 37, Wilkinson. 1988. P. 305). По мнению Д. Прингла, эта часовня была возведена на месте церкви VII в. (Pringle. 1993. Vol. 1. P. 109).

В 1169-1172 годах тамплиеры для обеспечения безопасного посещения паломниками Иордана построили недалеко от монастыря замок (Theodericus. 1976. P. 37, Wilkinson. 1988. P. 305).

После изгнания латинян из Иерусалима (1187), часовня на месте Крещения была разрушена в 1212 году, но монастырь уцелел и в нем подвизались греческие монахи (Н. Н. Лисовой и др.).

Из описания монастыря Иоанна Предтечи свт. Саввы I архиеп. Сербского,9 посетившего эти места ок. 1230 года, следует, что монастырь находился на восточном (!) берегу Иордана (Путешествия св. Саввы, архиеп. Сербского / Ред.: архим. Леонид (Кавелин) // ППС. 1884. Т. 2. Вып. 2(5). С. 3), что противоречит археологии и традиции.

В мамлюкский период (сер. XIII — нач. XVI вв.) сведения о монастыре становятся более скудными. О жизни обители XIV в. свидетельствуют колофоны присланных туда или переписанных в ней рукописей (Н. Н. Лисовой и др.)

К 1335 г. относится первое упоминание о хранящейся в монастыре Иоанна Предтечи в кипарисовом ковчеге левой руке св. Иоанна Предтечи (Le pèlerinage du moine augustin Jacques de Vérone. 1902. Р. 211). По-видимому, эта реликвия была перенесена туда после 1187 года из кафедрального собора Севастии (в 10 км от Наблуса). Примерно в это же время Стефан Новгородец (1348 или 1349), упоминая при описании святынь Константинополя десницу св. Иоанна Предтечи, говорит, что его левая рука хранилась в монастыре Иоанна Предтечи:

«а Предтечева, иже впреди писахом, у Прекрасной Богородицы близ Студискаго монастыря: ту рука святаго Иоанна правая, а лѣвая на Иерданѣ» (Хождение Стефана Новгородца).

Архим. Агрефений (Агрефенья, ок. 1360 или 1370) считает, что «рука левая по запястие никоего святаго старьца» не сгорела, когда сарацины бросили монахов в печь, потому что за неё старца держал св. Иоанн Предтеча (Хождение архим. Агрефенья, стр. 17). По словам автора, монастырь Иоанна Предтечи стоял на расстоянии полверсты от Иордана, а руины церкви Св. Троицы на месте Крещения – на противоположном берегу (Там же, стр. 16). В 1384 году, по сведениям флорентийских паломников Л. Фрескобальди и Дж. Гуччи, в монастыре оставались всего 1-2 монаха (Visit to the Holy Places. 1948. Р. 78, 134).

Ок. 1421 г. диакон Зосима уже застал монастырь заброшенным:

«Был в монастыре Предтечи неделю, ходил на Иордан, купался много раз в том месте, где Христос крестился. Здесь стоит церковь святой Троицы, раньше был здесь монастырь, ныне же он разорён озлобленными арабами. Взял со дна Иордана горсть земли и пошёл за Иордан потоком Хоривским в пещеру, где жил Предтеча» (Хожение Зосимы в Царьград, Афон и Палестину).

По словам Ф. Фабри, в нач. 1480-х гг. в монастыре жили арабские разбойники (The Book of the Wanderings of Brother Felix Fabri. 1887. Vol. 2. Р. 35). В 1515 г. монастырь находился в запустении, но в 1561 г. в нем снова проживали греч. монахи (Хождения купца Василия Познякова по святым местам Востока, 1558-1561 гг. / Ред.: Х. М. Лопарев // ППС. 1887. Т. 6. Вып. 3(18). С. 61).

В конце XVI в. монастырь был окончательно заброшен и постепенно разрушался.Неясно почему местные арабы стали называть эти развалины Каср-эль-Яхуд, т. е. «зАмок евреев».

К 1859 г. «от развалин монастыря уцелела только… одна из зал нижнего этажа, в которой саввинские иноки совершают иногда службу в день Богоявления; от церкви уцелело едва несколько полуобрушившихся стен; на обломке одной из них видно еще изображение апостола Андрея первозванного». Сохранились куски разбитой мраморной лестницы, ведшей к Иордану, и цветной мозаики (Леонид (Кавелин). 2008. С. 344-345).

В. Г. Васильевский упоминал также четырёхугольные стены из тёсаных камней и цистерну (Повесть Епифания. 1886. С. 240).

Восстановление монастыря Иоанна Предтечи было начато игум. Максимом в 1873 году. В дневнике архим. Антонина (Капустина) под 5 янв. 1881 г. сообщается о ходе строительных работ: «Отъезд в монастырь Св. Предтечи, восстановляемый самым желанным образом. Лития в церкви, осмотр всех частей обители и Максимовой пристройки. Закуска в трапезе с вином и елеем. Отдых деспотов и моё списывание древних надписей, искание мозаики» (Антонин (Капустин), архим. Дневник за 1881 г. // Б-ка ИППО. Инв. номер: ИППО. Б. IV. № 853/23. С. 5).

Из дневников архим. Антонина следует, что строительные работы велись под руководством архитектора и инженера Георгия Франгьи (руководившего строительством Гефсиманского во имя равноапостольной Марии Магдалины монастыря, моста через Иордан и Сергиевского подворья в Иерусалиме) (Он же. Дневник за 1885 г. // ГМИР. Шифр ИППО. Б. IV. № 853/27. С. 77; Он же. Дневник за 1886 г. // Там же. № 853/28. С. 186).

Исследуя местность в 1881 г., английские офицеры К. Кондер (Claude R. Conder) и Г. Китченер (Horatio Kitchener), из Фонда исследований Палестины (PEF), в своём отчёте “The survey of western Palestine” (1883), пришли к выводу, что монастырь был окружён оборонительными стенами и располагался на двух уровнях. Прямоугольная в плане средневековая церковь (17 × 42 м) находилась на первом уровне на месте центрального нефа трёхнефной византийской базилики (42.7 × 27.4 м). В юго-западном углу здания была построена башня. Возможно, существовала и другая башня – в северо-восточном углу. Верхний уровень был практически разрушен, кроме внешней южной стены и части внутренней стены, стоящей на южной стене церкви. В современный храм была включена апсида средневековой церкви. Были найдены фрагменты росписей, окованная железом дверь, 2 византийских и несколько средневековых капителей (Pringle. 1998. Vol. 2. P. 242-243). Рядом с монастырём обнаружена средневековая цистерна глубиной 9 м.

В 1885–1888 годах на средства ризничего Св. Гроба (греч. Σκευοφύλαξ, скевофилакс — «сосудохранитель») архим. Евфимия (которого на Святой Земле зачастую именуют: «Автимий», см. гостиница «Империал» и фонтан в Старом Городе Иерусалима) были возведены и украшены церковь, включившая элементы средневековой постройки, и монастырские здания. Значительную помощь возрождению обители оказал Иерусалимский патриарх Никодим I (Антонин (Капустин), архим. Дневник за 1886 г. // ГМИР. Шифр ИППО. Б. IV. № 853/28. С. 189).

Проф. А. А. Дмитриевский в брошюре «Праздник Богоявления Господня на реке Иордане» отмечал, что

«В 1885 году… председатель Православного Палестинского общества великий князь Сергей Александрович – брат русского Императора Александра III, передал 16 000 рублей серебром на постройку церквей на Святой Земле. 3000 рублей из этих средств были пожертвованы московским жителем А. Н. Ленивовым для монастыря святого Иоанна Предтечи на Иордане. Многие иконы для церкви монастыря были написаны на средства великого князя Сергея Александровича».

Преемник игум. Максима архим. Григорий «на правой стороне устроил комнаты для приёма поклонников» (Дамаскин (Смирнопул), архидиак. Воспоминание о св. местах Иерусалима и всей Палестины. Иерусалим, 1908. С. 174).

Монастырские строения Монастыре Иоанна Предтечи были повреждены во время землетрясения 11 июля 1927 года и восстановлены в 1952–1955 годах греч. Иерусалимским Патриархатом. С 1967 по 1993 годы монастырь пустовал, поскольку находился в заминированной приграничной зоне.


Надпись на пороге монастыря, по-видимому, относится к дате закрытия обители израильской армией в 1967 году

Обычай совершать богослужение на Иордане 5-6 января (18-19 января по новому стилю) возник в византийский период. Согласно грузинским календарям VI-X веков, отражающим традиции древнейшего Иерусалимского Святогробского Типикона, накануне Крещения (5 янв.) совершался «собор на берегу Иордана», а 6 янв. –  «великий собор на Иордане в церкви св. Иоанна Крестителя» (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 379; Esbroeck M., van. L’Hymnaire de Michel Modrekili et son sanctoral (Xe siècle) // Bedi Kartlisa. 1980. T. 38. P. 119). Предположение К. Кекелидзе, что в первом случае речь идёт о монастыре, а во втором – о церкви на месте Крещения (Кекелидзе. Канонарь. С. 170), небесспорно: на берегу была расположена церковь, а не монастырь (Н.Н. Лисовой и др.).

Монастырь Иоанна Предтечи хорошо заметен паломникам, приезжающим в Вифавару (Каср эль-Яхуд) для омовения в Иордане. В 2018 г. он открылся для посещения, хотя восстановительные работы продолжаются. К сожалению, «византийского» здесь осталось мало, и сейчас мы видим, в основном, то, что было восстановлено после землетрясения 1927 г. Исчезли древние капители, которые успели заснять грузинские кинематографисты в 1966 году, когда монастырь стоял на Иорданской территории, и грузинская надпись, зафиксированная в 1881 году в отчёте К. Кондера и Г. Китченера (когда офицеры нанесли повторный визит, эту надпись уже скрывала свежая штукатурка, см. комментарий 2).

На территории соседней с местом Крещения обители прп. Герасима Иорданского есть несколько капителей византийского времени, и не исключено, что они привезены из монастыря Иоанна Предтечи.


Византийская капитель из монастыря Герасима Иорданского. Фото любезно предоставлено археологом и искусствоведом С. Тархановой

Примечания:

  1. Русский исследователь Иван Вас. Помяловский (1845 – 1906), филолог-классик, археолог, заслуженный профессор, декан историко-филологического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета, основоположник латинской эпиграфики в России, в предисловии к воспоминаниям Феодосия, указывает, что имя последнего сохранилось в Ватиканской рукописи № 6018 и у Гервазия из Тильбюри, который в труде: “Otia Imperialia” (ок. 1211 г.) приводит географический очерк, при составлении которого он пользовался Феодосием (Theodosius), «то распространяя, то сокращая, то перестанавливая» отдельные места текста, причём Ватиканская рукопись называет Феодосия архидиаконом, а второй источник — диаконом. Дальнейших сведений о Феодосии не сохранилось. То, что он был в Палестине подтверждается, к примеру, точными расстояниями между населёнными пунктами. Герва́сий Тильбери́йский (лат. Gervasius Tilburiensis, англ. Gervase of Tilbury; ок. 1150—1228 или 1235) — англо-латинский писатель XIII века.
  2. Добавим несколько слов об одной из грузинских надписей, обнаруженных английскими исследователями К. Кондером и Г. Китченером в монастыре Иоанна Предтечи в 1881 году, и ошибочно принятой ими за армянскую:

    Она была расшифрована грузинским филологом и историком Александром Антоновичем  Цагарели (1844—1929) в его статье в Правосл. палестинском сборнике. Вып. 10. (1888):

    О том, что надпись армянская ошибочно пишет и Д. Прингл.
  3. С 1981 по 1990 годы И. Хиршфельд исследовал пятьдесят известных пустынных монастырей, в дополнении к двенадцати, которые обнаружил сам. В трех монастырях он провёл интенсивные раскопки.
  4. Иоанн Мосх родился предположительно в Дамаске. Жил в монастыре святого Феодосия (ныне Deir Dosi) около Иерусалима, Иорданской пустыне и, по некоторым данным, в монастыре на юго-востоке Вифлеема. Много путешествовал по разным монастырям вместе со своим учеником Софронием, впоследствии Иерусалимским патриархом. Иоанн Мосх является автором одной из наиболее ранних агиографических работ, составив сборник повестей о благочестивых людях и подвижниках, который обычно носит название «Луга Духовного» (греч. Λειμών). В списках древнего русского перевода он называется «Лимонарь» (греч. Λειμωνάριον), или (чаще) «Синайский патерик.
  5. Здесь есть противоречие. Из жития следует, что храм Иоанна Предтечи стоял на западном берегу реки в то время, как храм постройки императора Анастасия находился на восточном.
  6. Темой персидского захвата Иерусалима в 614 году занимался археолог Управления Древностей, доктор Гидеон Авни. Он утверждает, что оценка археологических находок выявила ряд массовых захоронений вокруг городских стен, которые могут быть отнесены к завоеванию и расправе над христианским населением. В то же время не было обнаружено доказательств разрушения зданий и памятников в городе или его окрестностях. В ряде объектов, которые, как утверждалось, были уничтожены персами, практически не было найдено следов разрушения в 614 году (Gideon Avni, 2010). Среди храмов и монастырей, которые продолжали действовать в первой половине VII века: церковь Неа, храм Рождества Христова, церковь на Овчих прудах (Пробатика, Вифезда), церковь св. Стефана к северу от Дамасских ворот, монастырь Кафизма, Храм Воскресения Христова (Гроб Господень) и др.
  7. Учёный И. Дрезеке опроверг отождествление В. Г. Васильевским Епифания Монаха с автором «Описания Святого Града» (http://www.pravenc.ru/text/190093.html)
  8. Иоанн Фока — византийский паломник конца XII в., по-видимому, армянского происхождения. В молодости был воином, участвовал в походах императора Мануила I Комнина (1143-1180). Затем стал священником на о. Крит, путешествовал по Святым местам. Описал свои впечатления от путешествий в конце 1170-х годов в «Кратком сказании о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, а также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины» (Ekphrasis). На полях оригинального манускрипта, изданного впервые греческим византистом Львом Алляцием († 1669), указано, что «Иоанн, сын Фоки» посетил Святые Места в 1185 году, однако эта датировка может быть приблизительной. Творение И. Фоки отличается логичной композицией, чистотой литературного стиля и точностью в описаниях объектов: крепостей, каналов, гидротехнических сооружений. Это один из лучших византийских итинерариев. Тем не менее, в т. ч. из-за «изящности» стиля, неоднократно поднимался вопрос о реальном авторе воспоминаний. Среди предполагаемых авторов – греческий аристократ Иоанн Дукас Коматерос (John Doukas Kamateros).
  9. В 1230-х годах свт. Савва Сербский посетил место Крещения и окрестные монастыри по пути на Синай (Путешествие св. Саввы, архиеп. Сербского // ППС. 1884. Т. 2. Вып. 2(5). С. 17, 59).

Источники:

  1. Беда Достопочтенный. «О святых местах». Пер. А. Ю. Тоскина. Текст воспроизведён по изданию: Трактат Беды Достопочтенного «О святых местах» // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, № 3:4 (30). 2012. – https://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopochtennyj/o-svjatyh-mestah/#sel=11:1,11:3
  2. А. А. Дмитриевский. Праздник Богоявления Господня на реке Иордане и в Св. Граде Иерусалиме. – СПб.: Имп. Правосл. Палест. о-во, 1907. – 32 с.– https://ros-vos.net/palomnichestvo/prazdniki/3/
  3. Лисовой Н. Н., Э. П. А. Иоанна Предтечи монастырь на Иордане // Православная энциклопедия. – http://www.pravenc.ru/text/577918.html.
  4. Лосева О. В. Герасима Иорданского Монастырь // Православная энциклопедия. – http://www.pravenc.ru/text/164603.html.
  5. Житье и Хождение Данила, Русьскыя земли игумена: 1106-1108 гг. / Ред.: М. А. Веневитинов // ППС. 1883. Т. 1. Вып. 3. – http://royallib.com/book/daniil/gitie_i_hogenie_daniila_russkoy_zemli_igumena.html.
  6. Житие и Хождение Игумена Даниила из Русской Земли / Подготовка текста, перевод и комментарии Г. М. Прохорова // Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. – http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4934.
  7. Житие Марии Египетской, Бывшей блудницы, честно подвизавшейся в иорданской пустыне (vii в.) / Пер. С. Поляковой // Жития византийских святых. СПб. Corvus, 1995. – http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/VII/Vita_Maria_Aegypten/text.htm.
  8. Житие Петра Ивера, подвижника и епископа майюмского V века // Православный палестинский сборник. Вып. 47. СПб. 1896. – http://yakov.works/acts/09/dam/petr_iver_2.htm.
  9. Мосх Блаженный Иоанн. Луг духовный. Лимонарь или «Синайский патерик». – https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mosh/lug-dukhovnyj.
  10. Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем местах, первой половины IX века / Изд., пер., предисл. и коммент. В. Г. Васильевского. // // Правосл. палестинский сборник. Том. 4. Вып. 2, 1886.
  11. Попов И. Н., Кузенков П. В. Ираклий // Православная энциклопедия. – http://www.pravenc.ru/text/673855.html#part_8.
  12. Путник Антонина из Плаценции (Antonini Placentini Itinerarium). Изданное, переведённое и объяснённое И. В. Помяловским // Православный палестинский сборник. Вып. 39. СПб. 1895. – http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/VI/560-580/Antonin_Placentia/text.htm.
  13. Феодосий. О местоположении Святой Земли (Описание Святой Земли, De Situ Terrae Sanctae). Изданное, переведённое и объяснённое И. В. Помяловским // Православный палестинский сборник. Вып. 28. СПб. 1891. Начало 6 в. – http://yakov.works/acts/06/1/feodos.htm.
  14. Фока И. Сказание вкратце о городах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о Святых местах Палестины (1185 г.) – По изданию: Иоанна Фоки сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины конца XII в. // Правосл. палестинский сборник. Вып. 23. СПб., 1889. – http://palomnic.org/xm/history/foka.
  15. Хождение архим. Агрефенья обители Пресвятой Богородицы // ППС. 1896. Т. 16. Вып. 3(48). Репринт (2011). — 20 стр. URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/__Raritetnye_knigi/Leonid_arhimandrit_Hozhdenie_arhimandrita_Agrefenya_1896.pdf.
  16. Хождение Стефана Новгородца / Подготовка текста, перевод и комментарии Л.А.Дмитриева. Электронная версия. URL: https://www.webcitation.org/654o6ncYu?url=http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4970.
  17. Хожение Зосимы в Царьград, Афон и Палестину / Подготовка текста, перевод и комментарии Н. И. Прокофьева. // Книга хожений. Записки русских путешественников XI-XV вв. М. Советская Россия. 1984. – http://vostlit.narod.ru/Texts/rus2/Hozenija/XV/Zosima/text.htm.
  18. Цагарели А. А. Памятники грузинской старины в Святой Земле и на Синае // ППС. 1888. Т. IV. Вып. 1(10). С. IX, 1–142. – https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Файл:Цагарели_А.А._Памятники_грузинской_старины_в_Святой_Земле_и_на_Синае._(ППС,_выпуск_10._1888).pdf
  19. Avni Gideon. The Persian Conquest of Jerusalem (614 c. e.)—An Archaeological Assessment. // Bulletin of the American Schools of Oriental Research (BASOR), No. 357 (February 2010), pp. 35-48 – https://www.academia.edu/7363427/Avni_Persian_Conquest_BASOR_357_1_
  20. John Phokas. In Wilkinson, John, Joyce Hill and W. F. Ryan, eds., Jerusalem Pilgrimage, 1099-1185. Hakluyt Society Second Series. Volume 167. Hakluyt Society, 1988, pp. 315-336. – ISBN: 0-90418-021-2
  21. Murphy-O’Connor J. The Holy Land: An Oxford Archaeological Guide (Oxford Archaeological Guides), Fifth Edition, OUP Oxford, 2008, 544 pp. – ISBN: 978-0199236664.
  22. Pringle Denys. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem. Vol. II. Cambridge University Press; Reissue edition (April 30, 2009), 484 pp. – ISBN: 978-0521109833
  23. The survey of western Palestine: memoirs of the topography, orography, hydrography, and archaeology / Edited by C.R. Conder and H.H. Kitchener. III – PEF, 1883. – https://archive.org/stream/surveyofwesternp03conduoft#page/n5/mode/1up
  24. Wilkinson John, Jerusalem Pilgrims Before the Crusades (Middle East Studies), Revised Edition, Liverpool Univ. Pr., 2002, 350 pp. – ISBN: 978-0856687464. – https://www.scribd.com/document/352275330/John-Wilkinson-Jerusalem-Pilgrims-Before-the-Crusades.
  25. Wilkinson, John, Joyce Hill and W. F. Ryan, eds., Jerusalem Pilgrimage, 1099-1185. Hakluyt Society Second Series Volume 167. Hakluyt Society, 1988, 384 p. – ISBN: 0-90418-021-2.
  26. Zias Joseph. “Was Byzantine Herodium a Leprosarium?” The Biblical Archaeologist, Vol. 49, No. 3 (Sep., 1986), pp. 182-186. – https://www.jstor.org/stable/3209999.

Страница в последний раз отредактирована 04 августа 2020 года

Добавить отзыв

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.