Мечеть Султана Эйюпа (тур. Eyüp Sultan Camii)

Эта заметка не претендует на краеведческую глубину. Это не бывший византийский храм, которым посвящены многочисленные исследования, к тому же мечеть полностью перестроена в 1800 году в эклектичном стиле с элементами барокко, а от исходного здания XV века мало, что осталось. С другой стороны, место остаётся важнейшим для мусульман и к тому же вызывает ностальгические воспоминания. Когда-то во время первого визита в Стамбул, бросив вещи в гостинице, я отправился «на разведку» вдоль набережной Золотого Рога, мимо ещё закрытой Болгарской «железной» церкви и других исторических объектов, и дошёл до Эйюпа, не очень понимая, что это такое, почему такой ажиотаж, и для чего везде продают деревянные сабли.


Вход на территорию мечети (2018, вверху). Фонтан на площади перед комплексом (2018, внизу)

Мечеть Эйюп Султан была возведена в 1458 или 1459 году по распоряжению Мехмеда II «Фатиха» (годы правления 1444 – 1446, 1451 – 1481) на традиционном месте захоронения легендарного арабского воина, верного сахаба (егип. صاحب – друг, сподвижник) и знаменосца пророка Мухаммеда, Абу Айюба аль-Ансари (ок. 576 – 674), имя которого по-турецки звучит, как Эйюп Энсари.

Кстати, имя Айюб – мусульманский аналог имени ветхозаветного Иова, хорошо известного в арабском «народном творчестве». В Иерусалиме, в Кидронской долине, чуть южнее Храмовой горы, когда-то бил ныне исчезнувший источник Бир-Айюб, о котором мы писали в рассказе о монастыре Св. Онуфрия

Вот, как звучала иерусалимская легенда в устах писателя и протестантского священнослужителя Джеймса Ханауэра (James Edward Hanauer, 1850–1938):

«Аюб (Иов), мир ему, был очень богатым человеком, у которого была большая семья. Аллах лишил его всего, что было, чтобы испытать силу его веры, – не только детей и богатства, но и здоровья. На него напала страшная кожная болезнь, отчего тело его издавало такой отвратительный запах, что ни один человек, кроме его жены, не подходил к нему ближе чем на пятьдесят ярдов. Патриарх не прекращал служить Аллаху и воздавал ему хвалы с тем же рвением, как он делал это в дни своего процветания, несмотря на обрушившиеся на него несчастья. И хотя терпение Аюба было огромным, оно не могло сравниться с терпением его жены, дочери Эфраима, сына Иосифа, или Манасса, которая не только преданно ухаживала за мужем, но и помогала ему зарабатывать на хлеб, а когда ей не удавалось найти работу, она, взвалив своего мужа, закутанного в абаю, на спину, ходила от дома к дому и просила милостыню. Так она прожила семь лет, ни разу не пожаловавшись на свою жизнь. Как-то раз женщине пришлось покинуть ненадолго своего мужа. По пути она встретила Иблиса, который пообещал, что вылечит Аюба и вернёт все его состояние, если она поклонится ему. Женщина, поддавшись искушению, отправилась просить у мужа разрешения, однако тот пришел в бешенство, услышав, что его жена осмелилась заговорить с дьяволом, и поклялся, что, если Аллах вернёт ему здоровье, он лично отсчитает ей сто ударов плетьми. С этими словами он обратился к Богу с молитвой: «О Господи, истинно, дьявол искусил меня; но ты Милостивейший из милостивых». Тогда Аллах послал Габриэля, который взял Аюба за руку и поднял его. В ту же секунду источник, несущий воды Бир-Аюб, что лежит в долине ниже Иерусалима, забил у ног патриарха. Тот, по наущению ангела, испил из источника, и черви, пожиравшие его тело, тут же отпали, а когда Аюб омылся в источнике, к нему вернулись утраченные красота и здоровье. Затем Аллах вернул к жизни его детей, а жену его сделал такой молодой и красивой, что она принесла Аюбу еще двадцать шесть сыновей…» (в «Мифы и легенды Святой земли», пер. Александрова А., 2009).

Но вернёмся к Абу Айюбу аль-Ансари.

Абу Айюб родился в Медине, тогда ещё Ятребе/Ясрибе (يثرب), Хиджаз, как Халид бин Зайд бин Кулайб, в семье Наджара из Бану Хазраджа. После приезда пророка Мухаммеда в Медину многие мединцы считали за честь принять его в своем доме как почётного гостя, но пророк объявил, что остановится в доме, перед которым ляжет его верблюд. Верблюд опустился у дома Халида бин Зайда, и пророк гостил здесь на протяжении семи месяцев. Халид бин Зайд был одним из старейшин Медины, отправившихся в долину Акаба и присягнувших на верность пророку. Мухаммед назвал Халида новым именем: Абу Айюб аль-Ансари (где «абу» — это «отец», а «ансар» — помощник, сторонник). После переселения (хиджры) в Медину (622) Мухаммед объединил мухаджирунов и ансаров в единую общину. Абу Айюб принял участие в битвах при Бадре, Ухуде, Хандаке и в других сражениях. После смерти пророка (632) активно участвовал в укреплении Халифата. В правление халифа Али сражался в его армии против хариджитов. При халифе Муавии уехал в Египет и скончался в преклонном возрасте в ходе осады Константинополя. Его Мавзолей, ставший частью религиозного комплекса мечети Эйюп Султан – одна из самых почитаемых мусульманских святынь Турции, которой зачастую отводят четвёртое место в исламе, после  мечетей аль-Харам (Мекка), Пророка (Медина) и аль-Акса (Иерусалим).

Согласно традиции, Абу Айюб считается потомком Наваиофа, сына Измаила, через аль-Азд, родительское племя Бану Наджар. Имя  Наваиоф/Небайот (иврит: נְבָיוֹת, арабский: نبط) упоминается в Ветхом Завете, по крайней мере, пять раз. Это и имя первенца Измаила (Ишмаэля), и название одного из пустынных племён («овны Неваиофские») (Бытие 25:13, Исайя 60: 7 и др.)

С начала XVI века установилась традиция, согласно которой по восшествии на престол новый султан направлялся в мечеть Эйюп Султан, где, во дворе мечети, шейх-уль-ислам1 торжественно надевал ему на пояс клинок основателя династии Османа Гази (правителя т.н. Османского бейлика в 1299—1324 годах) и провозглашал повелителем мусульман. По сути, это была церемония, эквивалентная коронации. С тех пор расположенный за городскими стенами район Эйюп, носящий имя Абу Айюба, стал важнейшим для стамбульцев, и многие османские чиновники просили похоронить их поблизости.

По преданию, в 52 году по хиджре (672) в сражении за Константинополь престарелый Абу Айюб получил смертельное ранение, и его навестил командующий войском Язид (Язид I ибн Муавия, годы жизни ок. 645 – 683):

— Есть ли у тебя какая-то просьба, о Абу Айюб?

— Передавай привет («салам») мусульманам, – ответил Абу Айюб. – Скажи им, что Абу Айюб завещает вам как можно дальше продвинуться во вражескую землю, забрать моё тело и похоронить под стенами Константинополя.

Сказав это, он ушёл из земной жизни. Аль-Вакиди (ок. 747 – 823) писал, что скончался Абу Айюб в 52 году по хиджре, заупокойную молитву совершил Язид, и похоронен Абу Айюб у стен Константинополя2. Когда через восемь веков Мехмед II осадил город, то он и его советники, как пишет путешественник XVII века Эвлия Челеби3 (ок. 1611—1682), провели семь дней в поисках захоронения.

Могилу обнаружил учитель Мехмеда, шейх-уль-ислам Акшамсеттин (Акшамсетдин, тур. Ak Şemsettin, англ. Akshamsaddin), настоящее имя которого Мехмед Шемседдин (от араб. شمس الدين ‎ — шамсу-д-ди́н, «Солнце веры»), а тюркское «ак» означает «белый».

Акшамсеттин (1389 – 1459) родился в Дамаске, был разносторонним учёным, врачом и основателем суфийского ордена Шемсийе-и Байрамийе. Считается, что за 200 лет до Антони ван Ле́венгука он знал о существовании микробов. В книге Maddat ul-Hayat («Материал жизни») Акшамсеттин писал примерно следующее:

«Неверно предполагать, что болезни у человека появляются одна за другой. Болезнь передаётся от человека к человеку. Заражение происходит через семена, которые слишком малы, чтобы их можно было увидеть невооружённым глазом, но они живые» (Википедия, со ссылкой на Osman Şevki Uludağ: Beş Buçuk Asırlık Türk Tabâbet Tarihi. İstanbul, 1969, s. 35-36, перевод наш)

Говорят, что Акшамсеттин воскликнул: «Есть хорошие новости, мой Господин, о могиле Абу Айюба!», начал молиться, а затем заснул. Некоторые истолковали этот сон как завесу стыда над незнанием могилы, но через некоторое время Акшамсеттин поднял голову, его глаза налились кровью, на лбу выступил пот, и он сказал: «Могила находится на там, где я расстелил коврик для молитвы». После этого, трое слуг, шейх-уль-ислам и сам Мехмед II начали раскапывать землю. На глубине около метра был обнаружен прямоугольный камень из офикальцита4, на котором было написано куфическими буквами: «Это могила Абу Айюба».

Они подняли камень и нашли под ним хорошо сохранившееся тело знаменосца пророка, закутанное в саван жёлтого (шафранового) цвета, с медным шаром для игр в руке. Был сооружён небольшой холмик из выкопанной земли и заложен фундамент мавзолея, который был закончен либо в 1458 году (вместе с мечетью), либо в 1484 году (см. Мечеть Султана Эйюпа в Достопримечательностях Стамбула), но в любом случае затем перестраивался.

Эта история до сих пор актуальна и рассказывается в той или иной форме гидами и путеводителями, однако выглядит маловероятной, так как, похоже, что могилу знали даже византийцы. Различные арабские историки отмечают, что после первой арабской осады гробница была оставлена в качестве условия мира. Неназванный арабский путешественник в годы царствования Мануила I Комнина (годы правления 1143 – 1180) упоминает, что в его время она все ещё существовала, а другой путник, Закария аль-Казвини (Zakariya al-Qazwini, годы жизни ок. 1203 – 1283), сообщает, что «гробница и сейчас почитается среди них (византийцев), и что они открывают её, когда молятся о дожде во время засухи, и что дождь им гарантирован». Если гробница существовала во времена ранних Палеологов, то кажется маловероятным, что она полностью исчезла до турецкого завоевания. Вероятно, Фатих реставрировал её или перестроил в большем масштабе (” Strolling through Istanbul”, 2016).


Старые фотографии и история мечети (2018)

Весь комплекс – кюллие5 –  первоначально включавший тюрбе, мечеть, медресе, хан (постоялый двор), хамам, имарет (бесплатную кухню) и рынок, был построен архитектором Атиком Синаном в 1458 году. От него сохранился только хамам. К концу XVIII века мечеть стояла полуразрушенной, как считается, в результате сильного землетрясения 1766 года, от которого пострадала и мечеть самого Мехмеда Фатиха. В 1798 году, при султане Селиме III (годы правления, 1789 –1807), то, что оставалось от здания, было снесено, и на этом месте возведена нынешняя мечеть (1800). От старого здания остались только минареты Ахмеда III (годы правления 1703 – 1730), подарившего стране «эпоху тюльпанов»6 и умершего в «кафесе» под домашним арестом. В 1822 году восточный минарет был перестроен Махмудом II (годы правления 1808 – 1839), известным уничтожением в 1826 году корпуса янычар, что потребовало сложных действий, включая запрет суфийского ордена Бекташи.


Вход на территорию мечети (Википедия, вверху), где кораническая надпись на арабском  (إِنَّمَا يَعْمُرُ مَسَاجِدَ اللَّهِ مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ) гласит примерно следующее: ««Мечети Всевышнего должны посещаться и содержаться теми, кто верит в Него и в Судный день». Шадырван и старый платан во дворе мечети ( в центре и внизу, 2018)

Подчеркнём, что западнее стен Константинополя, как в этом районе, расположенном у берегов Золотого рога, так и южнее, всегда существовали кладбища, а после 1453 года мусульманские захоронения стали соседствовать с христианскими. Неподалёку от могилы Абу Айюба, но за пределами комплекса, похоронены такие важные фигуры османской истории, как великий визирь Соколлу Мехмет Паша (1506 – 1579), поэт Зия Осман Саба (1910 – 1957) и главнокомандующий, сподвижник Кемаля Ататюрка, Февзи Чакмак (1876 – 1950).


Портик при входе в мечеть (вверху, 2018). Купол и минбар (в центре и внизу, 2018)

Архитектором нынешнего здания мечети (1798 – 1800), выполненного в эклектично-барочном стиле является Узун Хусейн Эфенди. Мечеть представляет собой восьмиугольник, вписанный в прямоугольник, и напоминает мечеть Азапкапы Соколлу Мехмед-паша (Azap Kapı Camii, 1577) Мимара Синана в районе Бейоглу – не путать со знаменитой мечетью Соколлу Мехмед-паша рядом  с Малой Айя Софией. Однако мечеть Эйюп Султан намного больше мечети Азапкапы и имеет много барочных деталей, которые хочется назвать «архитектурными излишествами», распыляющими внимание верующего. Опять же, если предположение верно, то мечеть Азапкапы кажется сооружением значительно более пропорциональным и элегантным, однако не сравнимым по важности: ведь церемония «посвящения в султаны» происходила всё-таки в мечети Эйюп Султан.

Здание возведено из белого мрамора и увенчано куполом диаметром 17.5 м, вокруг барабана которого разместились ещё восемь небольшой куполов. Молитвенный зал украшает спускающаяся из центра купола большая круглая люстра. Пол в мечети застлан красным ковром (хотя обычно ожидаешь зелёный). Рядом со зданием стоят два гранёных минарета с конусообразными крышами. Внутренний двор с трёх сторон окружает необычно высокая крытая галерея. Во дворе перед входом в мечеть в тени огромных платанов находится фонтан ритуальных омовений – шадырван; именно здесь проходила торжественная церемония опоясывания мечом, вступающего на престол султана.

Мавзолей (тюрбе) Абу Айюба аль-Ансари расположен на северной стороне двора, напротив главного входа в мечеть. Его перекрытое куполом восьмиугольное здание украшено изразцами разных периодов, в цветовой гамме которых преобладает небесно-голубые и зелёные тона. Точного происхождения изразцов мы не знаем, но, в целом, они кажутся нам поздней вариацией «на тему» Изника, поскольку рисунок настоящей изникской плитки XVI века значительно изящнее; в нём всегда различимо белое поле, неповторим «томатный» цвет и др. (см. Приложение).


Внутри мечети (2018)

Крышка саркофага украшена затейливой каллиграфической арабской вязью, а окружающая саркофаг серебряная решётка – дар упомянутого султана Селима III – настоящее произведение искусства. В дни Рамадана и исламских праздников массы правоверных мусульман навещают священное место. По пятницам за полтора часа до полуденной молитвы перед мечетью часто выступает со своей программой любительский оркестр «мехтер».

К комплексу мы подходим через колоритный внешний двор неправильной формы. Двое больших ворот с волнистыми формами в стиле барокко, лестница и галерея – проход на императорскую лоджию, огромные старые платаны, в дуплах которых, как пишут в путеводителях, селятся аисты, а на ветвях весной гнездятся серые цапли (которых мы, правда, не видели), стаи купающихся в фонтане изнеженных голубей – всё это делает внутренний двор мечети одним их самых живописных в Стамбуле. По легенде, растущие во дворе старые платаны омывались источником вечности. Двор вымощен мрамором, блестит, и ходить приходится осторожно.


Мусульманские реликвии у гробницы Абу Айюба аль-Ансари (вверху, 2018). Старые разнородные изразцы, оформляющие «сокровищницу» под стеклом с внутренней стороны, на наш взгляд, напоминают «настоящий» Изник. Гробница (внизу, 2018)

Сторона здания, противоположная мечети, представляет собой глухую стену, большая часть которой покрыта изразцами, не имеющими общего рисунка и относящимися к разным периодам, что не исключает красоту отдельных фрагментов. Вход в стене ведёт в вестибюль тюрбе Абу Айюба, восьмиугольного сооружения, три стороны которого видны из вестибюля. Обращённые в вестибюль стены тюрбе выложены плиткой. Под стеклом выставлены несколько личных вещей пророка Мухаммеда и обрамлённый серебром отпечаток его стопы на мраморе.


Изразцы, украшающие вход в гробницу (2018)


Гробница снаружи (Википедия)

Адрес мечети: Merkez Mh, Cami Kebir Sk. No:1, 34050 Eyüpsultan/İstanbul, Turkey. Телефон: +90 212 544 44 16

ПРИЛОЖЕНИЕ: ЕЩЁ НЕМНОГО ОБ ИЗНИКСКОЙ ПЛИТКЕ
(на основе раздела из нашей публикации Никея (Изник)

Изразцовая плитка, производившаяся в Изнике в XV – нач. XVII вв., являет собой вершину османского искусства. Оформленная в виде уникальных панно она украсила более 40 османских мечетей и дворцов, в том числе мечеть Султанахмет (более известную как Голубая мечеть), а также отдельные павильоны и комнаты дворца Топкапы, в котором жили и правили 25 османских султанов. Отдельно выделим мечети Рюстем Паша (англ. Rüstem Pasha), Соколлу Мехмед Паша (англ. Sokollu Mehmet Pasha) и мавзолей Селима II в комплексе Айя София, Стамбул.

Производству керамики в Изнике способствовали наличие белой глины и кварцевого песка, и, кроме этого, относительная близость к главному заказчику – столице империи. Однако начало выпуска по настоящему качественной керамики относится к последней четверти XV века, когда здешние умельцы стали производить т. н. фриттовый фарфор (англ. fritware или stone-paste), добавляя в смесь большое количества кварца и других материалов для понижения температуры обжига. Как правило, керамика окрашивалась кобальтово-синим цветом и покрывалась прозрачной глазурью. В дизайне сочетались османские арабески с китайскими элементами, а мастера, по всей видимости, приглашались из Ирана, давнего центра изготовления фриттового фарфора. Создание изникской керамики происходило под покровительством стамбульского двора, высоко ценившего китайский фарфор и готового платить за недорогие «аналоги».

Позже цветовая гамма расширилась, широко использовалось искусство миниатюры, стал интенсивно применяться чёрный контур изображений (как в технике Cuerda seca), а также яркие мёдно-зелёный, ультрамариново-голубой и томатно-красный цвета. Всего в эти 150-200 лет расцвета, как считают специалисты, вошли три этапа развития изникской керамики, хотя есть и другие мнения (см. W. Denny, 1996).


Мечеть Соколлу Мехмед Паша, украшенная изникскими изразцами (1577-1578) (Wikipedia)

Точный «рецепт» изготовления изникского фрит-фарфора мы не знаем. В 1989 году турецкий специалист по истории искусства Нурхан Атасой (Nurhan Atasoy, род. 1934) вместе с британским искусствоведом, востоковедом и галеристом Джулианом Раби (Julian Raby, род. 1950), а также галеристом и дилером в области византийского и турецкого искусства Янни Петсопулосом (Yanni Petsopoulos, род. 1949) выпустили книгу «Изник, керамика Османской Турции» (“Iznik, the Pottery of Ottoman Turkey”) в которой предположили, что изникская керамика состояла из основы (англ. body ), шликера (покрытия, англ. slip) и глазури, где основа и глазурь были «кварце-фриттовыми». Фритты – специальные порошки и гранулы, в обоих случаях, помимо обычного кремнезёма SiO2, содержали оксид свинца PbO и соду. Оксид свинца помогал снизить коэффициент теплового расширения. Анализ под микроскопом показал, что «фритта» представляла собой гранулы грубого стекла (англ. “interstitial glass”), которое добавляли для соединения частиц кварца при обжиге. Вероятно, в смесь входило и небольшое количество каолина. Цвета наносились на основу как шликер (покрытие). И всё это завершалось кварцевой глазурью, по сути, ещё одним тонким слоем стекла. Не зря турецкие гиды говорят о трёх последовательных слоях кварца в изникских изделиях (“three successive quartz layers”, см. www.tutkutours.com/ART_11_Ceramic_Art_tour.asp).  Но оставим эту тему специалистам.


Изникская плитка мечети Рюстем Паша (Стамбул, фото @Janna Saban, 2020)

К концу XVI века качество производимой в Изнике керамики упало, что было связано с нехваткой мастеров, потерей покровительства со стороны османского двора и установлением фиксированных цен. Учителя, привезённые из Тебриза, были отпущены ещё Сулейманом Великолепным, производства действовали благодаря ученикам, но после постройки Голубой мечети (1616) разорились. Хотя китайский импорт не конкурировал с изникской плиткой, новых красивых дворцов и мечетей строилось мало, и спрос был невелик. Производство заглохло, было возобновлено энтузиастами в Стамбуле в бывшем византийском дворце Текфур (1726), ещё позже перенесено в район Эйюп, но снова зачахло.

Даже когда двор заказывал плитки, к примеру, для мавзолея Ахмеда I (1620-1623), низкие цены приводили к падению уровня жизни гончаров. В ответ они пытались открывать рынки за пределами фиксированных цен. В частности, плитка украсила каирскую мечеть Аксункур, реконструированную Ибрагимом Ага в 1651–1652 гг. Плитка экспортировалась в Грецию, где в 1678 году монастырь Великой Лавры на горе Афон (Лавра Святого Афанасия,) был украшен полихромной плиткой с греческими буквами. Тем не менее, к середине XVII века в Изнике осталось всего несколько печей.


Изникская панель из Лувра (© Musée du Louvre / E. Revault. Ce document est rattaché à: Panneaux et frises de revêtement OA 3919/ 2-268, OA 3919/ 2-297, OA 3919/ 2-247d, OA 7455, OA 3919/ 2-247b, OA 3919/ 2-287, OA 3919/ 2-277, OA 3919/ 2-247e, OA 3919/ 2-271)

Настоящий Изник хранят и зарубежные коллекции. Согласно Википедии, в Музее Виктории и Альберта в Лондоне есть панель из 24 плиток; панель из 24 плиток можно видеть и в парижском Лувре; есть плиточная панель в коллекции Давида в Копенгагене; в Метрополитен-музее в Нью-Йорке выставлена одна плитка; в музее Галуста Гюльбенкяна в Лиссабоне есть панель из 10 плиток и др. Но сразу заметим, что, к примеру, музей Виктории и Альберта на своём сайте говорит только о «вероятном» Изнике. Зато Лувр описывает панель подробно и красиво:

«Это панно иллюстрирует последний этап стиля Изника, который начинается примерно в 1550-1560 годах и соответствует взрывному росту использования облицовки из керамической плитки в качестве элемента декора интерьера. Палитра этой фазы включает, как и в предыдущие периоды, кобальтовый и бирюзовый синий цвет. К этому добавляется знаменитый красный Изник, оттенки которого варьируются от кораллового до кирпичного, а затем – и изумрудно-зелёного»

Среди прочего, изникскую плитку можно узнать по характерному тону красного цвета (сопоставив с известными образцами) и различимому издалека изящному рисунку.



Сравнение изникской керамики из мечети Соколлу Мехмет-Паша (Стамбул, вверху) и похожих изразцов из мечети Эйюп (внизу). На наш взгляд, во втором случае просматривается некоторая «аляповатость», к тому же местами уменьшено белое поле, позволяющее «прочитать рисунок узора легко с большего расстояния», @Antonina Çelebi

Сейчас мануфактуры Изника работают, переориентировавшись на туризм, в городе открыто много керамических лавочек, но насколько выдерживается уникальный технологический процесс XVI века сказать трудно.




Стамбульская мечеть Соколлу Мехмед Паша, украшенная изникскими изразцами (1577-1578) (вверху и в центре; Википедия). Одна из лавочек на улицах Изника (2020, внизу)

Примечания:

  1. Титул высшего должностного лица по вопросам ислама в ряде исламских государств. Присваивался ведущим богословам, которые досконально знали исламскую правовую традицию и могли применять религиозные нормы к новым, ранее не трактовавшимся случаям. Шейх-уль-ислам был обязан обладать моральным авторитетом в умме. В ряде исламских обществ титул шейх-уль-ислама обозначал должность верховного судьи (верховного кадия).
  2. Видимо, в книге « Китаб аль-Тарих ва аль-Магхази» ( араб . كتاب التاريخ والمغازي, «Книга истории и походов»), которая является единственной полностью сохранившейся частью его корпуса. Он описывает битвы, в которых участвовал Мухаммед , а также жизнь Мухаммеда в городе Медине . Работа опирается на ранее Сира от Ибн Исхака , хотя она включает в себя детали не нашли в тексте Ибн Исхака (Аль-Вакиди – https://ru.qaz.wiki/wiki/Al-Waqidi)
  3. Эвлия́ Челеби (осман. اوليا چلبى‎, тур. Evliya Çelebi, 25 марта (?), 1611—1682 (?)) — османский путешественник, родившийся в Стамбуле и более 40 лет путешествовавший по Османской империи и сопредельным государствам и территориям (странам). Его заметки о путешествиях были собраны в десятитомную книгу Сейяхат-наме (Книга путешествий)
  4. Офикальцит (от др.-греч. ὄφις «змея» и лат. calx «известняк», англ. verd antique) — мелкозернистая метаморфическая горная порода. В её состав входят кальцит и хризотил, которые как правило содержат многочисленные вкрапления и целые змеевидные прожилки благородного серпентина (известного как офит или змеевик). По структуре напоминает известняк или мрамор. Популярный материал для изготовления колонн и скульптур в античном мире
  5. Комплекс общественных зданий при мечети (тур. külliye от араб. ”كل” «куль», всё).
  6. Тур. «лале деври» (lale devri). Именно в это время в стране появилась мода на тюльпаны, которая развилась в настоящую тюльпаноманию. Считается, что в 1720 году маркиз де Боннак, посол Франции в Стамбуле, добился посылки первого турецкого посольства в Париж. Осматривая достопримечательности Парижа, чрезвычайный посол Челеби-заде и его сын Сейида Мехмед были потрясены дворцовыми парками, но самое глубокое впечатление на них произвели тюльпановые поля, которые пестрели яркими красками. По возвращению в Стамбул, посол рассказал об увиденном, визирю, а тот в свою очередь передал султану Ахмеду III. Вскорости новость облетела Топкапы, и вся знать, под бдительным взором султана, стала разбивать цветники и выращивать разные сорта тюльпанов. В то время в Стамбуле культивировали около 800 сортов цветка, и некоторые луковицы стоили целое состояние. Чтобы остановить спекуляцию, правительство выпустило специальный ценник. Всеобщая любовь к тюльпану послужила тому, что цветок стал самым любимым элементом в орнаментах, его культивировали, воспевали, и ему посвящали стихи, и др. (https://ufa-pegas.ru/novosti/epoha_tyulpanov_v_turcii/). Сам Ахмет III в 1730 году был свергнут янычарами, в т.ч. из-за чрезмерной любви к роскоши.

Источники:

  1. Абу Аюб аль-Ансари (2010). URL: https://islamdag.ru/lichnosti/3175
  2. Али-заде, А. А. Абу Аййуб аль-Ансари // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — С. 25. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/ИЭС/Абу_Аййуб_аль-Ансари
  3. Ханауэр Джеймс. Мифы и легенды Святой земли / пер. Александрова А. – М: Центрполиграф, 2009. – ISBN: 978-5-9524-4012-8, с англ. оригинала (1907): https://ia801202.us.archive.org/3/items/FolkLoreOfTheHolyLand/FolkLoreOfTheHolyLand.pdf
  4. Atasoy, Nurhan; Raby, Julian (1989), Iznik: The Pottery of Ottoman Turkey, London: Alexandra Press, ISBN 978-1-85669-054-6.
  5. David Collection Acc. Num. 41/1968
  6. Eyüp Sultan Mosque & Tombs. URL: https://www.istanbulite.com/sights/eyup-sultan-mosque-and-tombs/
  7. Мечеть Султана Эйюпа. Путеводитель по Стамбулу. URL: http://stambul4you.ru/2009/10/around-stambul-eyup-eyup-sultan-camii/
  8. Hilary Sumner-Boyd, Freely, John. Strolling Through Istanbul: The Classic Guide to the City. Revised Ed. // Tauris Parke Paperbacks, 2016. 572 pp. ISBN 978-1138983069
  9. Louvre Museum Acc. Num. OA 3919/2-247e. URL: http://cartelen.louvre.fr/cartelen/visite?srv=car_not_frame&idNotice=22717
  10. Queiroz Ribeiro, Maria (2009). Iznik pottery and tiles in the Calouste Gulbenkian collection. Lisbon: Calouste Gulbenkian Foundation. ISBN 978-972-8848-58-3. URL: https://gulbenkian.pt/museu/en/publication/iznik-pottery-and-tiles-in-the-calouste-gulbenkian-collection/
  11. Tan, Min Yi. “Eyü8p Sultan Mosque – Istanbul”. We Love Istanbul. URL: https://www.weloveist.com/listing/eyup-sultan-mosque. Retrieved 2019-11-20.
  12. Victorian & Albert Museum Acc. Num. 401:1 to 24-1900. URL: https://collections.vam.ac.uk/item/O90733/tile-panel-unknown/

#Турция #Царьград_ИЦ #Стамбул #Ислам #ЭйюпСултан

Страница в последний раз отредактирована 23 декабря 2020 года

Добавить отзыв

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.