Монастырь Св. Онуфрия (Акелдама) – St. Onuphrius Convent (Akeldama)

На территории храма Св. Петра в Галликанту есть, расположенная на крыше одного из зданий, обзорная площадка с видом на ущелье, называемое долиной Еннома (И.Н. 15:8, 18:16), долиной сынов Еннома (4Цар. 23:10; 2Пар. 28:3; 33.6; Иер.7:32, 19:2 и др.) или Геенной (название, образованное от евр. Гай Бен Хинном – «долина сынов (или сына) Эннома»). Арабское название местности: Вади Рабаба. С площадки заметен маленький греческий монастырь, стоящий на противоположном склоне среди иудейских пещерных захоронений времён Второго храма. Эту обитель, посвящённую египетскому пустыннику IV века Онуфрию Великому построил монах Кирилл в 1892 году. Другое название монастыря – Акелдама – происходит от арамейского «Хакель Дама» (Поле Крови), поскольку, согласно традиции, обитель стоит на земле, купленной первосвященниками для погребения странников за Тридцать сребреников – платой за предательство, полученной Иудой Искариотом, согласившимся выдать Иисуса Христа:

«и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови» (Деян.1:19)

Новый Завет именует эти места Селом Скудельничем (цсл.), т. е. Землёй Горшечника:

«Совет же сотворше, купиша ими село скудельниче, в погребание странным: темже наречеся село то село крове, до сего дне» (Мф. 27:7, 8)

После рассеяния евреев христиане продолжали использовать Землю Горшечника, как кладбище для странников. Так, паломник Антонин из Плаценции (Antonius Placentinua), посетивший Святую Землю в 570-х годах, отмечает:

«По выходе от Силоама, мы пришли на поле, купленное на цену Господа и называемое Ахелдамак, т. е. поле крови, на котором погребаются все чужестранцы. Между могилами находятся келлии рабов Божиих. Много чудотворцев. Овощи и лозы повсюду, между могилами» (Путник Антонина из Плаценции, XXVI)

Это подтверждает и Игумен Даниил, первый русский паломник, рассказавший о путешествии на Святую землю (около 1104—1106 годов):

«Под Сионской горой находится село Скудельниче, его купили за ту цену, за которую Иуда предал Христа, для погребения странников. Село расположено на юг от Сиона, по одну сторону ущелья, под горой. По этой стороне горы много пещер, вырубленных в камнях и на дне этих пещер дивно и чудно устроены гробы. Здесь и погребают бесплатно странников, так как это место искуплено кровью Христа»

Говорят, что впервые отсюда взяла землю в Рим царица Елена. В средние века земля Акелдамы считалась священной, и её везли кораблями на кладбища Европы, в частности, в Париж и Пизу – на погост Camposanto Monumentale (по другим сведениям, в Пизу привезли землю от Голгофы). Утверждалось также, что тела людей, похороненных в Акелдаме, разлагаются необычайно быстро.

Расскажем вначале об основателе обители.

Монах Кирилл (Ангелидис) родился в Месополисе в Пруссе (в Малой Азии) около 1831 года. Он прибыл в Иерусалим в 1856 году в возрасте двадцати пяти лет и стал послушником в Лавре прп. Саввы Освященного. Позже он ушёл в монастырь Преображения на Горе Фавор, где в 1864 году принял постриг. В 1882 году Кирилл был назначен наместником в христианский пригород Вифлеема – Бейт-Джалу и стал помощником в Комитете по имуществу Святогробского Братства (общества, объединяющего монашествующих Иерусалимской Православной Церкви). Примерно тогда же он возглавил находившийся в руинах монастырь Св. Онуфрия (ранняя история обители неизвестна). Предание гласит, что блж. Кирилл построил большую часть монастыря благодаря сбору и продаже инжира.

Тяжёлый труд о. Кирилла вспоминают ежегодно в день памяти прп. Онуфрия Великого (25/12 июня). После праздничной Божественной Литургии в монастырском храме и панихиды у гроба Кирилла архиерей раздаёт молящимся плоды смокв. Святогробское Братство оказывало помощь о. Кириллу в восстановлении монастыря, поскольку участвовало во всех церковных строительных работах на Святой Земле, но основной вклад внесли православные паломники.

В ходе строительства в большом склепе были обнаружены фрески с христианской тематикой, а в другой пещере – надгробная надпись на греческом языке. Найдены были также металлические кресты и глиняные лампадки, которые перенесли в музей Богословской Школы, находившейся тогда в Крестовом Монастыре). В 1903 году монах Кирилл преставился; его честные останки захоронили в монастыре, им же построенном.

На надгробном камне можно прочесть греческую надпись:

«Здесь покоится преподобнейший монах Кирилл Ангелидис из Месополиса в Вифинии, который жил благочестиво и богоугодно, воздвиг на развалинах и добре украсил монастырь прп. отца нашего Онуфрия на селе скудельничием и служил его первым настоятелем. В Бозе почил 17 ноября 1903 года в понедельник»
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
St.Onuphrius 003 — копия
St.Onuphrius 011
Панорама монастыря Св. Онуфрия (вверху, фото: интернет); вход в монастырский пещерный храм (в центре); могила монаха Кирилла (внизу)

Архиепископ Тимофей (Фемелис) – патриарх Иерусалимский в 1939–1955 годах – писал, что монастырь прп. Онуфрия построен над пещерой, где Апостолы скрывались после ареста Иисуса и недалеко от места, где повесился Иуда. Это неудивительно, поскольку напротив через долину (на территории храма Св. Петра в Галликанту) показывают место суда над Иисусом Христом – усадьбу первосвященника Каиафы. Неподалёку находился и дом Анны (тестя Каиафы):

«и отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником» (Иоан.18:13)

Хотя в Житии прп. Онуфрия нет упоминания о пребывании его на Святой Земле существует в предание, согласно которому он прожил три года в пещере апостолов на Селе Скудельничем, духовно укреплялся и просвещался в благоговейном поклонении перед Голгофой, Честным и Животворящим Крестом, Святым Гробом Господнем и всеми святыми местами перед тем, как удалиться в фиваидскую пустыню в Египте. Эту пещеру с соответствующей табличкой показывают в храме монастыря Св. Онуфрия. Неясно, где предание берет своё начало. Возможно, оно передавалось устно до возобновления монастыря блж. Кириллом. Должно быть, прп. Онуфрий, прибывший на Святую Землю для поклонения Святым Местам, по своему смирению считал себя недостойным остановиться где-либо ещё и испытывал благоговение перед святостью земли купленной ценой крови Спасителя.

st-onuphrius-016
Келия св. Онуфрия в пещерном храме

Суть молитвенного подвига Св. Онуфрия в Акелдаме источники поясняют по-разному. Одни кратко сообщают что он «отмолил Акелдаму у Бога», другие говорят, что он «вымолил у Бога всех погребённых в Акелдаме». Отсюда берёт начало православная традиция освящения кладбищенских храмов в честь прп. Онуфрия.

Не исключено, что в византийское время на земле горшечника стоял монастырь, разрушенный персами в 614 году, причём некоторые источники – такие как «Житие Константина и Елены», датированное не ранее середины VI века – утверждают, что св. Елена устроила здесь храм ещё в IV веке:

«И другие многие церкви Божие в святых этих местах построила святая и первая христианская царица Елена: при рве Иеремиином, при источнике Силоамском и на поле горшечника для погребения бедных…»

Предполагается, что со времени Константина Великого, римского императора в 306–337 годах, вплоть до прихода крестоносцев, Акелдама населялась монахами, жившими по общежительному уставу. От этого периода сохранились наскальные рисунки, изображающие, например, гроздья винограда.

Согласно другому устному преданию на территории монастыря находится пещера, где был погребён свт. Иувеналий (Ювеналий) († ок. 459), первый Патриарх Иерусалимский (420–458), современник светочей Церкви, преподобных Евфимия Великого († 473), Симеона Столпника († 459), Герасима Иорданского († 475) и многих других (до этого предстоятели Иерусалимской церкви имели сан епископов). Хотя могила не сохранилась, этот факт даёт хороший повод вспомнить о борьбе христианских течений в Византии в V веке, а также Вселенские соборы в Эфесе (431, против несторианства), и Халкидоне (451, против монофизитства).

После халкидонского собора архиеп. Иувеналий стал ревностным защитником православия. Зато сосланная в Иерусалим супруга императора Феодосия II, Евдокия († 460), поддержала самопровозглашённого иерусалимского патриарха Феодосия, сторонника монофизитства. Монофизитство постулирует наличие только одной, единственной Божественной природы (естества) в Иисусе Христе и отвергает Его человечество. Создателю этого течения, константинопольскому архим. Евтихию приписывается мысль, что

«человеческая природа Христа, воспринятая Им от Матери, растворилась в природе Божества как капля меда в океане и потеряла свое бытие».

Скорее всего позиция Евдокии была вызвана политическими соображениями, поскольку проведение Халкидонского Собора и осуждение Александрийского архиеп. Диоскора и архим. Евтихия были связаны с деятельностью давней соперницы Евдокии, фактической правительницы Византии с 414 года, сестры императора Феодосия II († 450) Пульхерии и её тогдашнего супруга, императора Маркиана (450–457). В 451–453 годах Евдокия поддержала антихалкидонское восстание в Палестине, хотя впоследствии, видимо, в связи со смертью Пульхерии в 453 году, примирилась с решениями собора. Известно, что в поисках истины она обратилась к прп. Симеону Столпнику, направившему её к Евфимию Великому. Альфонс Курэ в диссертации «Палестина под властью христианских императоров» (1869) рассказывает об этом так:

«Тогда Евдокия велела выстроить башню на вершине выдающейся горы и стала в ней ожидать Ефимия, в поиски за которым, по её приказанию, люди отправились в глубь пустыни, куда он имел обыкновение на время удаляться. Ефимий прибыл, утешил Евдокию, убедил её в её заблуждениях и возвратил к православию»

Примеру Евдокии, отвергнувшей монофизитство, последовали многие монахи и миряне. Св. Евфимий также предсказал императрице день её смерти. Вероятно, большую заслугу Иувеналия можно видеть в том, что при нём Палестина превратилась в крупнейший центр развития монашества, место активных контактов между аскетами греческого, латинского и семитского происхождения. В ходе антихалкидонского восстания Иувеналий изгонялся из Иерусалима (451) и смог окончательно вернуться только с помощью военной силы (453).

Что касается Пульхерии, то в Константинополе она построила три храма: Влахернскую церковь, монастырь Панагии Одигитрии и святилище Халкопратии, куда поместила различные христианские реликвии. Согласно богослову, историку и поэту Никифору Каллисту († ок. 1350), автору «Церковной истории» в 18 книгах, доведённой до кончины византийского императора Фоки (611), Пульхерия в Халкопратейском храме положила пояс Пресвятой Богородицы, принесённый из Палестины в Константинополь при императоре Аркадии (395–408); в храме Одигитрии (или во Влахернском) поставила икону с портретом Богоматери, а во Влахернский – пожертвовала погребальные пелены Богоматери, присланные из Иерусалима архиеп. Иувеналием (о последнем событии также сообщает Никифор Каллист).

Пожалуй наиболее интересным эпизодом во взаимоотношениях Пульхерии и архиеп. Иувеналия является её требование отправить в Константинополь Св. Гроб и Св. Мощи Богородицы. Как утверждает Православная энциклопедия:

«В сохранившихся фрагментах «Истории Евфимия» (Εὐθυμιακὴ ἱστορία), вероятно созданной в Палестине в VI в., сообщается, что во время Халкидонского Собора императрица Пульхерия обратилась к Иувеналию, чтобы получить мощи Богородицы из Иерусалима и положить их в только что построенном храме Успения во Влахернах […]. Иувеналий ответил, что св. тело Богородицы было вознесено на небо на 3-й день после Её Успения, а Её св. гроб доныне почитается в Иерусалиме. Вскоре Иувеналий отправил св. гроб Богородицы в Константинополь»

Поэтому, если верить источнику, то на территории обители захоронен Патриарх, отправивший в Константинополь, помимо погребальных пелен, и сам Гроб Матери Божией, хотя, как известно, Гроб Богородицы продолжает показываться до сегодняшнего дня в Гефсимании. Остаётся предположить, что желая сохранить для Иерусалима святыню, владыка Иувеналий послал правительнице один из найденных каменных саркофагов, которыми изобилуют окрестности Святого города.

Ещё одна легенда утверждает, что на участке находится могила первосвященника Анны, что достаточно реально, поскольку, как уже указывалось) его усадьба располагалась где-то напротив, через долину.

Святые врата и каменная стена вокруг монастыря были возведены при иерусалимском Патриархе Герасиме I (1891—1897). Об этом свидетельствует памятная доска, установленная у входа в обитель:

«При патриаршестве Герасима I этот монастырь был воздвигнут на развалинах усилиями преподобнейшего монаха Кирилла 10-го июня 1892 г.»

Над входом же в храм видим следующую надпись:

«В славные дни патриаршества Дамиана I <1897 – 1931, И. Ц.> обновлён этот храм во имя прп. Онуфрия на средства преподобнейшего монаха Кирилла из Пруссы 10-го декабря 1901 г.»

В 1907 году Святогробское Братство приобрело новый участок рядом монастырём. Он занимает приблизительно десять стремм (дунам), т. е. 1 гектар, и расположен напротив деревни Бир Айюб (Бир Айуб: «Колодец Иова», араб.). Это арабское средневековое название передаёт местное предание о прав. Иове, очистившемся возле родника от проказы. Еврейское название источника – Эйн Рогель (Ен-Рогель, «источник ноги / валяльщика») возможно связано со стиркой белья (стирали ногами).

Вот как пересказывает, в своей книге Folk-lore of the Holy Land. Moslem, Christian and Jewish (1907) начало арабской легенды об Иове (и колодце) писатель и священнослужитель Джеймс Ханауэр (James Edward Hanauer, 1850–1938):

«Аюб (Иов), мир ему, был очень богатым человеком, у которого была большая семья.

Аллах лишил его всего, что было, чтобы испытать силу его веры, – не только детей и богатства, но и здоровья. На него напала страшная кожная болезнь, отчего тело его издавало такой отвратительный запах, что ни один человек, кроме его жены, не подходил к нему ближе чем на пятьдесят ярдов. Патриарх не прекращал служить Аллаху и воздавал ему хвалы с тем же рвением, как он делал это в дни своего процветания, несмотря на обрушившиеся на него несчастья. И хотя терпение Аюба было огромным, оно не могло сравниться с терпением его жены, дочери Эфраима, сына Иосифа, или Манасса, которая не только преданно ухаживала за мужем, но и помогала ему зарабатывать на хлеб, а когда ей не удавалось найти работу, она, взвалив своего мужа, закутанного в абаю, на спину, ходила от дома к дому и просила милостыню.

Так она прожила семь лет, ни разу не пожаловавшись на свою жизнь. Как-то раз женщине пришлось покинуть ненадолго своего мужа. По пути она встретила Иблиса, который пообещал, что вылечит Аюба и вернёт все его состояние, если она поклонится ему. Женщина, поддавшись искушению, отправилась просить у мужа разрешения, однако тот пришел в бешенство, услышав, что его жена осмелилась заговорить с дьяволом, и поклялся, что, если Аллах вернёт ему здоровье, он лично отсчитает ей сто ударов плетьми. С этими словами он обратился к Богу с молитвой: «О Господи, истинно, дьявол искусил меня; но ты Милостивейший из милостивых». Тогда Аллах послал Габриэля, который взял Аюба за руку и поднял его. В ту же секунду источник, несущий воды Бир-Аюб, что лежит в долине ниже Иерусалима, забил у ног патриарха. Тот, по наущению ангела, испил из источника, и черви, пожиравшие его тело, тут же отпали, а когда Аюб омылся в источнике, к нему вернулись утраченные красота и здоровье. Затем Аллах вернул к жизни его детей, а жену его сделал такой молодой и красивой, что она принесла Аюбу еще двадцать шесть сыновей…» (в «Мифы и легенды Святой земли», пер. Александрова А., 2009).

Во время беспорядков в Палестине, между 1935 и 1950 годами, монастырь сильно пострадал и был ограблен сначала бродягами, а потом и солдатами. 30 августа 1950 года архимандрит Исидор и вратарник Центрального Монастыря кавас Ибрагим сделали опись оставшейся в монастыре после грабежа Богослужебной утвари, святых икон, мебели и других предметов. Первая наиболее существенная реконструкция монастыря была сделана в конце 1960-х годов по благословению Синода архиепископом Севастийским Германом (Мамаладесом) на его средства.

В монастырском пещерном храме частично сохранилась роспись на скале, изображающая святого Онуфрия и предстоящего Ангела, а также деисусный чин: в середине Христос, справа и слева от Него Божия Матерь, Св. Иоанн Предтеча и Архангелы Гавриил и Михаил. Паломники могут зачерпнуть воду из древнего водосборника (цистерны), через круглое отверстие в полу и приложиться к частицам мощей прп. Онуфрия Великого, прав. Лазаря Четверодневного, прпп. Иоанна и Георгия Хозевитов и свят. Спиридона Тримифунтского. Считается, что Св. Онуфрию молятся об избавлении от скоропостижной смерти. Есть мнение, что обращение к Онуфрию Великому помогает в избавлении от греха наркомании и пьянства.

st-onuphrius-017Пещерный храм («пещера апостолов»). В центре фотографии заметна крышка небольшого колодца

В самом пещерном храме, на территории монастыря и вокруг него имеется множество выдолбленных в камне древних погребальных пещер, в одной из которых сохранились человеческие скелеты. Благодаря заботе и поддержке Иерусалимской Патриархии, святогробцев и паломников из Греции, Кипра и России, а также неустанным трудам сестёр-насельниц под руководством игумении обители матушки Паисии, храм и прочие постройки постоянно ремонируются, монашеская жизнь в обители продолжается. Зайти в монастырь несложно – у входа есть звонок, а насельницы понимают греческий и английский. Приёмные дни – вторник и четверг.

St.Onuphrius Byzantine Icon 001
St.Onuphrius 004
Византийская икона Онуфрия Великого (вверху); внутри Главного храма (внизу)

Стоит отметить, что Онуфрий Великий является небесным покровителем города Анапы, а местный двухкупольный храм Св. Онуфрия – один из старейших на Кубани. На его территории есть трапезная и просфория. История храма такова. После длительной осады русскими войсками и штурма, последовавшего в День Памяти Св. Онуфрия 12 июня 1828 года, турецкий гарнизон крепости Анапа капитулировал. Уже 3 октября 1830 года Николай I издал Указ об устройстве в крепости Греко-Российской церкви с иконостасом и прочим и повелел:

«отпустить из Государственного казначейства 25 тысяч рублей ассигнациями. Церковь наименовать именем того святого, в чей праздник крепость Анапа сдалась нашим войскам»

Сам Николай I посетил Храм одним из первых, в сентябре 1837 года.

Когда 2 января 1878 года Анапа была обстреляна с турецкого корабля, один из снарядов попал в здание храма навылет. Позже это место было отмечено кругом чёрной краски, напоминая грядущему потомству о поранении святыни. Среди прихожан храма было немало выдающихся личностей: генерал Д.В. Пиленко, городской староста И.Д. Толмазов, основатель курорта В.А. Будзинский, поэтесса Е.Ю. Кузьмина-Караваева. В тяжёлые годы революций и Гражданской войны храм оставался духовным оплотом для горожан.

В 1930-е годы церковь была разорена, были сняты колокола, снесены купола, а само здание находилось в заброшенном состоянии до 1936 года, когда в нём был устроен краеведческий музей. В годы Великой Отечественной Войны, в 1942–1943 годах, Анапа была оккупирована вражескими войсками.  По просьбам прихожан оккупанты разрешили проводить богослужения в храме.

Журнал боевых действий осени 1943 года описывает примечательное событие. Когда советские танки оказались на подступах к городу, к одной из боевых машин, в которой находился ст. лейтенант Дмитриев, подошёл убелённый сединой бородатый старик, назвавшийся Онуфрием (фамилию установить не удалось). Он рассказал об огневых позициях, которые подстерегали танки на пути, и с его помощью было уничтожено пять немецких пулемётных точек. Народная молва связала образ старика с образом Онуфрия Великого, и с тех пор анапчане верят, что сам Св. Онуфрий помог в освобождении города.

С 1959 года службы в храме проводил протоиерей Николай Мельников, известный в Анапе священник-поэт. В 1964 году началась новая волна гонений, здание передали под Дом Пионеров, купола и колокольню разрушили, а на месте алтаря соорудили сцену. В 1977 году Обществом охраны памятников впервые был поднят вопрос о признании здания памятником истории и архитектуры, о принятии его под охрану государства и на государственный учёт. Однако только в 1982 году было принято положительное решение. В 1990 году храм был возвращён православной общине Анапы. В 1991 году началось его восстановление, и 1-го декабря храм Св. Онуфрия был освящён архиепископом Екатеринодарским и Кубанским Исидором. Сегодня храм является достопримечательностью курортного города, оплотом духовной жизни православных христиан Анапы и святым местом для православных Черноморского побережья России.

Прп. Онуфрий Великий был одним из тех отшельников, которые при правителях, подобных арианам Констанцию II и Валенту, а также пытавшемся вернуть империю к язычеству Юлиану II (отступнику), удалялись в пустыню. В эти времена сторонники православия в Египте подвергались гонениям. Св. Онуфрий назван Великим, потому что принадлежит к числу великих подвижников Востока. Житие его и других отшельников IV века, подвизавшихся в фиваидской пустыне в Египте, записано со слов современника, монаха фиваидского монастыря, прп. Пафнутия. Сведения о рождении и детстве Св. Онуфрия помещены, например, в «Минее» за месяц июнь, издательства Московской Патриархии, 1986.

St.Onuphrius 014
chram-2
Монастырские постройки над древними погребальными пещерами (вверху). Свято-Онуфриевский храм в Анапе (фото: интернет, внизу)

Житие прп. Онуфрия Великого (в сокращении)

В одном из списков Жития мы встречаем предположение о том, что родина святого — Персия, но об этом не говорится ни в греческом синаксарии, ни в каноне, поемом в день памяти святого. В упомянутом списке говорится, что прп. Онуфрий был царевичем персидским и что он родился около 320 г. в семье персидского царя. Отец его, не имея долгое время потомства, молился всей душой Господу о даровании ему сына, и Бог услышал его. Но ещё до рождения святого Онуфрия к его отцу пришел однажды демон под видом странника и сказал:

«Царь, жена твоя родит сына, но не от тебя, а от одного из твоих слуг. Если тебе угодно будет удостовериться, что я говорю правду, прикажи бросить новорожденного в огонь, а, если я говорю ложь, то Бог сохранит его невредимым»

Отец не уразумел коварства вражия и, поверив мнимому страннику, исполнил лукавый совет, бросив новорожденное дитя в огонь. Совершилось чудо: ребенок протянул руки к небу, как бы моля Создателя о спасении, и пламень, разделившись на две стороны, оставил младенца невредимым. Между тем отцу явился Ангел Божий и, изобличив его в безрассудном доверии к наветам диавольским, приказал крестить сына, назвать Онуфрием и отвести его, куда укажет Бог.

Постепенно заметили, что дитя совсем не принимает материнского молока, и отец, испугавшись, поспешно отправился с ним в путь. В пустыне к ним подбежала белая лань и, накормив малютку своим молоком, побежала вперед, как бы указывая им дорогу. Так они дошли до монастыря близ города Гермополя. Игумен встретил их и согласился взять младенца на воспитание. Простившись с сыном, царь возвратился домой и до своей кончины не переставал посещать монастырь. Лань же кормила Св. Онуфрия до трехлетнего возраста.

Когда отроку исполнилось семь лет, с ним произошло чудо. Ключарь монастыря каждый день давал ему часть хлеба. Св. Онуфрий, посещая храм, подходил к иконе Пресв. Богородицы с Предвечным Богомладенцем на руках и в своей ангельской простоте обращался к Богомладенцу Иисусу со словами:

«Ты такой же Младенец, как и я; но Тебе ключарь не дает хлеба, поэтому возьми мой хлеб и ешь»

Младенец Иисус протягивал Свои руки и брал у Св. Онуфрия хлеб. Однажды ключарь заметил это чудо и сообщил обо всем игумену. Игумен приказал в следующий день не давать Св. Онуфрию хлеба, а послать его к Иисусу. Св. Онуфрий, повинуясь, пошел в храм, стал на колени и, обращаясь к Богомладенцу на иконе, сказал:

«Ключарь не дал мне хлеба, а послал к Тебе за ним; дай мне хоть кусочек, ибо я сильно проголодался»

Господь дал ему чудесный и прекрасный хлеб, и Св. Онуфрий отнес его к игумену. Игумен вместе с братией прославили Бога, дивясь благодати, почившей на Св. Онуфрии.

В Четьей Минее прп. Пафнутий, жизнеописатель многих пустынников, рассказывает, что однажды ему захотелось пойти во внутреннюю пустыню, чтобы самому увидеть подвизавшихся там отцов и услышать от них, как они спасаются. Он вышел из обители и углубился в пустыню. Через много дней запас хлеба и волы кончился, и прп. Пафнутий дважды падал от изнеможения. Его подкреплял Ангел. Водимый Божественным Промыслом, он дошел до горы и сел отдохнуть. Здесь он увидел приближавшегося к нему человека, с головы до ног покрытого белыми волосами, подобно зверю, и препоясанного по бедрам листвой. Вид старца устрашил святого Пафнутия, он вскочил и побежал на гору. Старец сел у подножия горы. Подняв голову, он увидел прп. Пафнутия, и подозвал его к себе, сказав:

«Человек Божий, не бойся меня, ибо я такой же человек, как и ты»

Услышав это, прп. Пафнутий поспешил к нему и пал к ногам его. Великий пустынник прп. Онуфрий сказал ему:

«Поднимись, сын мой! Ведь и ты — раб Божий и друг святых Его; имя же твое — Пафнутий»

По просьбе святого Пафнутия он рассказал о себе. 63 года он прожил в дикой пустыне в полном одиночестве. В молодости он воспитывался в фиваидском общежительном монастыре Эрити в окрестностях Гермополя. В монастыре том братия жили в полном единодушии друг с другом, проводя общую согласную жизнь в любви о Господе Иисусе Христе. У них была общая пища и одежда; они молились, постились, трудились и безмолвствовали. Там прп. Онуфрий как новоначальный был наставляем опытными подвижиниками усердной веры и любви ко Господу и поучался уставам иноческого жития. От наставников своих он узнал о пророке Божием Илие и о том, как тот, укрепляемый Богом, жил, постясь, в пустыне. Слышал он также и о святом Предтече Господнем Иоанне, которому не было равных между людьми, и который постился, носил одежду самую грубую, вёл жизнь отшельника и проповедывал народу крещение покаяния. Узнал Онуфрий от старцев, что в очах Божиих подвизающиеся в пустыне больше монахов, живущих в общежительных монастырях, поскольку в совершенном одиночестве терпят голод, жажду, зной, холод, болезни и искушения, тогда, как монахи в общежитии находят утешение в соборном Богослужении, имеют готовую пищу и питье и друг другу помогают переносить скорби и болезни. Узнал он, что Господь посылает пустынникам помощь Свою через Ангелов. И возгорелся духом прп. Онуфрий подражать подвигам пустынников. Ночью он вышел из обители и увидел пред собой светлый луч. Св. Онуфрий испугался и решил вернуться, но голос Ангела-хранителя подвиг его на дальнейший путь, сказав:

«Не бойся, я — Ангел, ходящий с тобою от рождения твоего; я приставлен от Бога хранить тебя, и было мне поведено вести тебя в пустыню. Будь совершен и смирен сердцем пред Господом, с радостью служи ему, я же не отступлю от тебя до тех пор, пока Создатель не повелит мне взять душу твою»

Затем Ангел пошёл вперёд и прп. Онуфрий последовал за ним. В пустыне прп. Онуфрий нашел отшельника, который назвал его по имени и оставил его у себя учиться пустынному житию и борьбе с диавольскими искушениями. Когда старец убедился, что Св. Онуфрий укрепился в этой страшной борьбе, он довел его до пещеры в самой внутренней пустыни, пробыл с ним тридцать дней и, поручив Богу, оставил одного. Ежегодно старец приходил к нему и через несколько лет, придя к прп. Онуфрию, скончался.

Прп. Пафнутий попросил святого рассказать о своих подвигах и трудах, и о том, как Господь утешал его. Прп. Онуфрий поведал, как много раз он отчаивался в жизни своей, считая себя близким к смерти. Он изнемогал от голода и жажды. В начале питался только редкими пустынными растениями, а пил одну росу небесную. Он терпел ледяной холод ночей и безпощадный дневной зной. Видя подвиги святого, Господь приказал Ангелу Своему приносить ему ежедневно немного хлеба и воды. Так его Ангел питал в течение тридцати лет. Когда истлела его одежда. Господь одел его густым покровом волос на голове и теле. Спустя тридцать лет около пещеры, где он жил, выросла финиковая пальма и открылся источник чистой воды. Тень пальмы укрывала его от полуденного зноя. Двенадцать ветвей пальмы поочередно приносили плоды, и прп. подкреплял силы свои финиками и пил воду из источника, благодаря Бога. Но более всего он питался Словом Божиим.

На вопрос прп. Пафнутия о том, как он причащается Пречистых Христовых Тайн в субботу, воскресенье и праздники, прп. Онуфрий ответил, что к нему приходит Ангел со Святыми Тайнами Христовыми и причащает его и других пустынников, наполняя сердца их неизреченным веселием. Если же кто-либо из пустынников захочет видеть человека, то Ангел берет его и поднимает к Небесам, дабы он увидел святых и возвеселился; и просвещается душа такого пустынника, как свет, и радуется духом, сподобившись видеть блага небесные; и забывает тогда пустынник о всех трудах своих.

Отречением от всего земного и безропотным перенесением искушений прп. Онуфрий достиг внутреннего освобождения от мира сего и полного безстрастия. Он был нестяжателен и свою чрезвычайную бедность считал богатством. Он приобрел такое терпение, что легко мог переносить любые скорби и болезни. Несмотря на то, что святой пребывал в постоянном воздержании, он был всегда бодрым и радостным. Прп. Онуфрий пожинал плоды целомудрия, устремлял свою душу к Небесам и полностью соединился с Богом. Он непрестанно славил Бога, пребывая с Создателем в постоянном молитвенном общении. Таким образом, Св. Онуфрий собрал в себе все достоинства, был наполненным светом истины и Божественной благодатью. Однажды прп. Онуфрий услышал благословенный глас, исходящий от Престола Всемогущего, говорящий, что он соделался сосудом Святого Духа. Он всегда старался служить Богу, быть причастным к небесной радости, любви и Божественному Свету. Св. Онуфрий никогда не оскорблял Всевышнего духовной нерадивостью, бездельем, любопытством, лицемерием, тщеславием или многословием. Бог Славы вознаграждал преподобного за его любовь и преданность Ему и помогал ему в духовной и телесной борьбе.

Преподобные беседовали до вечера. Вечером между старцами появился белый хлеб, и они вкусили его с водой. Ночь они провели в молитве. После утреннего пения Пафнутий увидел, что лицо прп. Онуфрия изменилось, и испугался за него. Св. Онуфрий сказал:

«Бог, Милосердный ко всем, послал тебя ко мне, чтобы ты предал погребению мое тело. В сегодняшний день я окончу мою временную жизнь и отойду к жизни бесконечной — в покое вечном ко Христу моему»

Прп. Пафнутий просил благословения остаться в пустыне, но Св. Онуфрий сказал, что на это нет воли Божией, и велел вернуться в обитель:

«Бог избрал тебя для того, чтобы ты, посетив многих пустынников, поведал об их жизни и подвигах инокам и всем христианам ради их спасения. Возвратись к своей братии и поведай, что Господь услышал моления мои; и что всякий, чтущий память мою каким бы то ни было образом, удостоится Божиего благословения. Господь поможет ему благодатью Своею во всех благих начинаниях на земле, а на небе примет в святые селения»

Тогда прп. Пафнутий пал к ногам святого со словами:

«Благослови меня, честнейший отче, и помолись обо мне, дабы я снискал милость пред Богом; помолись обо мне, чтобы Спаситель мой сподобил меня видеть тебя в будущем веке, подобно тому как сподобил видеть тебя в сей жизни»

Прп. Онуфрий, подняв его от земли, сказал:

«Чадо Пафнутий! Да не будет пренебрежено прошение твое Богом, но да исполнит его Бог; да благословит тебя Бог и да утвердит в любви Своей и просветит умные очи твои к Боговидению; да избавит тебя от всякого несчастия и сетей сопро-тивника и да продолжит начатое тобой доброе дело; да сохранят тебя Ангелы Его «на всех путех твоих», да соблюдут они тебя от врагов невидимых, так что сии последние не смогут оклеветать тебя пред Богом в час грозного испытания»

После этого прп. Онуфрий преподал ему последнее целование о Господе; потом, преклонив колена, он начал молиться Господу со слезами и воздыханием сердечным:

«О, Вышний, Невидимый Боже, Твоя власть непостижима. Твоя слава невообразима и непередаваема. Твоя милость вечна и неизмерима. Пою Тебе, благословляю Тебя, поклоняюсь пред Тобою и славословлю Тебя. Ты Тот, Кого я желал от юности моей. Кому я служил. Услышь меня, к Тебе воззвал. Ты призрел на смирение мое и спас душу мою от всякой нужды. Ты не предавал меня в руки врага, но утвердил меня. Молю Тебя, Господи, мокрый меня Твоей Десницей, дабы демоны не расхитили душу мою, когда она расстанется с телом, но пошли за ней святых Ангелов Твоих и всели ее там, где царствует свет Лица Твоего, так как Ты есть Благословенный и Препрославленный во веки. О, Всещедрый и Многомило­стивый, помяни верных людей Твоих. И если кто-либо находится в опасности на море, или перед разгневанным судьей, или в любом другом бедствии и обращается к Тебе, говоря: — О, Всесильный Господи, молитвами раба Твоего Онуфрия помилуй меня, — я умоляю Царство Твое, как Ты обещал мне, услышь его молитву»

Затем прп. Онуфрии возлег на землю, крестообразно сложил руки на груди и изрек свое последнее слово: «В руки Твои, Боже мой, предаю дух мой!» В то время, как он говорил это, его с Неба осиял дивный свет и он, веселясь лицем, испустил дух. Послышался дивный Божественный глас:

«Оставь бренное тело, возлюбленная душа Моя, чтобы Мне взять тебя в место вечного упокоения со всеми избранными Моими»

Пещера наполнилась благоуханием; и тотчас был слышен в воздухе голос Ангелов, певших и благословлявших Бога; ибо они, взявши душу преподобного, возносили её с радостью ко Господу.

Прп. Пафнутий с плачем отодрал от своей одежды подкладку и завернул в нее тело великого пустынника, которое положил в углубление большого камня, наподобие фоба, и засыпал множеством мелких камней. (В другом варианте жития говорится, что два льва вырыли могилу прп. Онуфрию). Затем он стал молиться, чтобы Господь разрешил ему до конца жизни остаться на месте подвигов прп. Онуфрия. Внезапно пещера обвалилась, финиковая пальма, питавшая святого, исторглась из корня своего и засохла, а источник иссяк. Поняв, что Богу не угодно, чтобы он здесь остался, прп. Пафнутий съел хлеб и испил воду, оставшиеся от вчерашнего дня и, помолившись, отправился в путь, скорбя о том, что не сподобился видеть в живых прп. Онуфрия более продолжительное время. Но потом возрадовался душой, поразмыслив, что сподобился насладиться беседой Старца и получить благословение из уст его; и так шёл, славя Бога.

Источники:

  1. Архимандрит Леонид Кавелин. Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника. М.: Индрик, 2008. С.215-216 – http://palomnic.org/xm/history/stari_ierusalim.
  2. Ен-Рогель. Православная энциклопедия. – http://www.pravenc.ru/text/189993.html
  3. Житие и хожение Даниила, игумена русской земли. Пер. М. А. Веневитинова. – http://old-russian.chat.ru/18igumen.htm
  4. Житие Константина и Елены. Из неизданного жития Константина и Елены список церквей, постройка которых приписывается Елене. Пер. В. Г. Васильевского (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/IV/320-340/Vita_constantin_elena/text.htm). – По изданию: Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест. Приложение III // Православный палестинский сборник. Вып. 11. СПб. 1886.
  5. Житие преподобного отца нашего Онуфрия Великого. Память 12 июня / Свт. Дмитрий Ростовский // Жития святых в 12 томах. – Киев: изд. Свято-Успенской Киево-Печерской лавры, 1999. – http://staroe.predanie.ru/lib/book/read/140855/
  6. Иувеналий. Православная энциклопедия. – http://www.pravenc.ru/text/1237733.html.
  7. Курэ А. Н. Палестина под властью христианских императоров (326-636 гг.), Гл. IX. – 2012 г.– 214 с. – ISBN 978-5-8849-9883-4 (http://ricolor.org/arhiv/redkie_knigi/kure/glava9/).
  8. Прп. Онуфрий Великий. Житие, монастырь в Иерусалиме, канон и акафист. Благословение Монастыря прп. Онуфрия Великого. – Иерусалим, 2005.
  9. Путник Антонина из Плаценции (Antonini Placentini Itinerarium) – http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/VI/560-580/Antonin_Placentia/text.htm – Проверено 01.10.2014.
  10. Свято-Онуфриевский храм в Анапе. – http://excursovod-web.ru/svyato-onufrievskiy-hram-v-anape/#ixzz3ENYpSezx.
  11. Ханауэр Джеймс. Мифы и легенды Святой земли / пер. Александрова А. – М: Центрполиграф, 2009. – ISBN: 978-5-9524-4012-8.
  12. Храм Святого Онуфрия. – http://анапа-море.рф/cerkvi6.html.

Добавить отзыв