Святой Источник Балыклы («Живоносный источник»)

Это место сотни лет остаётся христианским, но пользуется популярностью и у мусульман. Весьма вероятно, что в доконстантиновскую эпоху его ценило и языческое население, с трепетом относившееся к водным источникам. Расположен родник вне византийской городской черты, примерно в километре западнее Силиврийских ворот (тур. Silivri Kapisi), известных ранее, как Ворота Пиги (греч. Porta Pege, от Πηγή — источник), а сам он с незапамятных времён назывался Зоодохос Пиги (греч. Ζωοδόχος Πηγή) – «животворящий» или «живоносный» источник. Стоящий над источником и принадлежащий Константинопольскому патриархату монастырь носит имя Богородицы Живоносного Источника (англ. Church of St. Mary of the Spring, греч. Μονὴ τῆς Θεοτòκου τῆς Πηγῆς). Его турецкое название – Balıklı Meryem Ana Rum Manastiri («Рыбный монастырь госпожи Марии»), от слова «балык» – рыба.

Кстати, выходя из Силиврийских ворот по пути к источнику обернитесь и посмотрите на греческую надпись с левой стороны, гласящую:

«Эти защищённые Богом ворота Живоносного Источника были восстановлены благодаря сотрудничеству и за счёт Мануэля Бриенния Леонтари, во времена правления самых набожных правителей Иоанна и Марии Палеологов, в мае месяце, в 6946 году (1438)» 1



Надпись у Силиврийских ворот (Википедия, вверху). Монастырь (вид с севера, 2020, внизу)

Первой женой императора, а тогда ещё наследника, Иоанна VIII Палеолога (годы правления 1425 – 1448) была княжна Анна Васильевна, дочь московского великого князя Василия I, умершая в Царьграде от чумы в 1417 году и похороненная в монастыре Константина Липса, а упомянутая в надписи Мария Трапезундская, дочь Алексея  IV Трапезундского и Феодоры Кантакузины, была его третьей супругой (брак был устроен будущим кардиналом Виссарионом в 1427 году). Мария умерла зимой 1439 года также от чумы. Все браки остались бездетными.



Вход в монастырь (2020, вверху). Паперть храма (фото @Janna Saban, 2020, внизу)

Есть две версии появления слова «балыклы». Одна из них — относительная близость Мраморного моря, рыбного порта и рынка, плюс изобилие рыб в самом источнике, другая — более героическая. Рассказывают, что 29 мая 1453 года рядом с родником сидел монах-старец и жарил рыбу. Прибежавший послушник сообщил ему, что город захвачен турками. На это старец ответил, что «скорее рыбы, которых я жарю, оживут, чем падёт Константинополь». После этого сковородка перевернулась, рыбы упали в источник (или выпрыгнули сами), и одна половина у них осталась нетронутой. Возможно, 500 лет назад это было и так, но сейчас эти водные позвоночные имеют равномерную тёмно-золотистую окраску.



Здание храма (вид с севера, Википедия, вверху). Нартекс и вход в храм (2020, внизу)

Существуют и две легенды о возникновении обители. Первая, изложенная Прокопием Кесарийским (между 490 и 507 — после 565), приписывает строительство Юстиниану I (483 – 565, прав. 527 – 565):

«Второй храм он воздвиг в местечке, называемом «Пеге» (источник). Здесь есть густая роща из кипарисов, луг с мягкой землёй, покрытый яркими цветами, сад, в изобилии приносящий плоды всякого времени года, источник, спокойно бьющий из глубины земли чистой и вкусной водою; все это вполне соответствует святости места» (О Постройках, Кн.1, Гл. 3: 6)

Поздние источники уточняют, что при строительстве были использованы материалы, оставшиеся от возведения собора Св. Софии. Согласно византийскому историку конца XI или начала XII века Георгию Кедрину (греч. Γεώργιος Κεδρηνός), это произошло на 33-м году царствования Юстиниана, т. е. в 559-560 годах.


Спуск к Живоносному источнику (2020, вверху). Иконостас Архангельской часовни у Источника (2020, внизу)

Согласно второй, записанной Никифором Каллистом (церков. историк и поэт, ум ок. 1350), монастырь основал император Лев I Макелла (Фракиец) (годы правления 457 — 474) в память о чуде, которое случилось с ним в его бытность простым солдатом. Голос Пресв. Богородицы указал на место источника, когда у будущего правителя попросил напиться слепец. Есть версия, что Юстиниан расширил уже существовавшие здесь скромные храм и монастырь. Не исключено, что легенда о Льве I была придумана современниками Прокопия с целью придания обители «большей древности», сам факт существования которой в 536 году ставит под сомнение приоритет Юстиниана. Отметим, что прозвище «макелла» (мясник) Лев получил по двум причинам: из-за того, что в молодости был торговцем мясом, а также благодаря своей жестокости. Византийский монастырь V-VI столетий был разрушен турками в XV веке. Современное здание построено в 1833 и освящено в 1835 году.



Иконостас: Воскресение (вверху), Арх. Михаил (2020, в центре). Триптих на южной стене часовни (2020, внизу)

Монастырь знаменит чудотворной иконой «Живоносный Источник» (греч. Ζωοδόχος Πηγή), представленной новым греческим списком, висящим над водой. Источник расположен в западной части небольшой подземной часовни. Напротив его находится иконостас, а на южной стене размещён небольшой алтарь с триптихом, в центре которого мы видим, опять же, образ Источника.



Живоносный источник (снимки разных лет)

Прообразом иконы, вероятно, является Богоматерь, написанная по типу Никопеи Кириотиссы (вариант извода «Знамение»), восходящая к ещё более древнему изображению Божией Матери, связанному с Влахерной и почитанием влахернского образа Богородицы в виде мраморной статуи, находившейся недалеко от императорской купальни. Из рук статуи текла святая вода — агиазма. Первое время, списки с иконы «Живоносный источник» писались без изображения источника. Чуть позже, в композицию начали включать изображение чаши, а в ещё более поздних списках появляется и изображение фонтана либо водоёма. В русской традиции обычно изображался колодец.


Современные греческие иконы «Живоносный источник» (Википедия)

Празднование обновления храма Живоносного источника и воспоминание произошедших в нём великих чудес совершается не 4 апреля (явление Богоматери Льву Макеллу), а в пятницу Светлой седмицы, в этот же день совершается и празднование одноимённой иконе. В интернет-источниках указывается, что икона также почитается 4 (17) апреля или 15 (28) апреля. Служба обновления храма написана Никифором Каллистом в XIV веке. На церковнославянский язык эта служба переведена и добавлена в Цветную Триодь во второй половине XVII века Евфимием Чудовским.

Поскольку обитель стояла вне городских стен, она неоднократно уничтожалась осаждавшими Константинополь врагами. Сюда ссылались неугодные политики (Георгий Мономах, 1078; философ-неоплатонист Иоанн Итал(ус), 1084). После захвата города османами монастырь был разрушен, но источник продолжал посещаться.


Наос храма (2020)

В XVIII—XIX веках было несколько попыток восстановления храма и монастыря. В 1821 году янычары разрушили стоявшую здесь часовню и отравили источник. Наконец, в 1833 году султан Махмуд II (годы правления 1808 — 1839), распустивший в 1826 году корпус янычаров, издал фирман, даровавший патриарху Константину I (1830—1834) право отстроить обитель.

Храм, возведённый в 1835 году, был сожжён в ходе антигреческих погромов 6-7 сентября 1955 года. Были осквернены саркофаги Вселенских Патриархов2 и митрополитов, стоящие во внутреннем дворе храма, а их мощи рассеяны. Настоятель монастыря епископ Памфилский Герасим (Bishop Gerasimos of Pamphilos) был жестоко избит и оказался в больнице Балыклы. 7 сентября 2020 года @Maria Kali опубликовала в ФБ фотографию лежащего на больничной койке владыки Герасима. Приведём здесь русский перевод сопутствующего снимку греческого текста без комментариев:

«† 7.09.1955. Блаженный епископ Памфилский Герасим, настоятель монастыря Зоодохос Пиги, прикованный к постели в больнице в Балыклы после избиения во время погрома. В ходе событий сентября 1955 года турки вырыли яму, зажгли костёр и сожгли его заживо, оставив его с мыслью, что он мёртв, один, беспомощный и беззащитный. Только с Божьей помощью ему удалось добраться до греческой больницы в Балыклы, где он оставался на лечении более месяца, но потерял глаз, выколотый турками. Епископ Памфилский Герасим Калокиринос скончался в 1972 году, его могила находится на кладбище Балыклы. Вечная ему память».3

Представители Всемирного совета церквей исследуют осквернённые саркофаги на кладбище Вселенских патриархов в Балыклы, Стамбул, после антигреческого погрома в сентябре 1955 года. Archive of Dimitrios Kaloumenos, Википедия, вверху). Владыка Герасим на больничной койке (внизу)

Божественная Литургия служится по субботам в 09:00 (данные на 2018 год), есть расписание служб от патриархата, и его выдерживают, вне зависимости от наличия прихожан. В Балыклы по графику живут две-три монахини из разных монастырей, но храм действует в качестве нормальной церкви. Как ни странно, христианское кладбище действующее, там до сих пор и отпевают, и хоронят.

И несмотря на то, что обитель, по сути, находится среди погостов разных конфессий, включая армянское и сирийское, вода в источнике остаётся превосходной по качеству, и греческая больница по соседству использует ее в качестве лечебной минеральной.



Камни мощения паперти (внешний двор)

Паперть храма (внешний двор) вымощена могильными плитами. Язык эпитафий, в основном, караманлы; но есть и надписи на славянских языках. Плиты датируются второй половиной XIX—началом XX веков. Караманлы – это тюркский язык с заимствованиями из греческого, использующий греческие буквы. На этом языке говорили выходцы из располагавшегося до 1487 года в юго-восточной части современной Турции бейлика (эмирата) Караман и существовавших позже на его месте различных административно-территориальных единиц Османской империи.

В 1923 году караманские, как и другие, христиане были высланы из страны по плану обмена населением. Их стамбульское кладбище находилось в Балыклы. Не противоречит этой и версия, что плиты на территорию монастыря перенесли, когда часть караманского кладбища ушла под городскую застройку. Некоторые надгробия ещё в 1920-е годы оказались в районе Бейоглу на территории непризнанного Патриархата Турецкой православной церкви (о котором у нас есть публикация ).


Фонтан и скамейки на фоне могильных плит из бывшего караманского кладбища (2020)

Рассказывают, что из монастыря в Константинополь вёл подземный ход, по которому в ночь на 25 июля 1261 года прошли воины полководца Алексея Стратигопула (Милиссена, ум. после 1270) и открыли изнутри Ворота Пиги. Так малочисленное (около 800 человек) войско Алексея, состоящее в основном из наёмников-монгол, сумело ворваться в город, изгнать латинян и освободить столицу почти на двести лет.

После взятия Константинополя Алексей Стратигопул стал известен всей империи. Он был одним из самых доверенных военачальников императора-узурпатора Михаила VIII Палеолога (годы правления 1261 – 1282, как никейский император — с 1259), который в 1262 году послал его на войну с Эпирским царством4, осколком Византии, наряду с Трапезундской империей. Эпирское царство – крупнейшее на Балканах – тянулось вдоль побережья Ионического моря от Мореи до Болгарии, временами расширяясь до Салоник и Эгейского моря. Эпиром правили Комнины, совершенно не желавшие объединяться с Палеологами.

Алексей попал в плен и был брошен в тюрьму царём Никифором Дукой (годы правления 1267/1268 – 1297). Эпир в те годы был союзником сицилийского короля Манфреда, врага Византийской империи, и Никифор послал пленённого полководца в качестве подарка Манфреду. В 1263 году Манфред предложил Палеологу вернуть Стратигопула в обмен на освобождение Констанции (у греков Анны, 1230 – 1307), вдовы никейского императора Иоанна III Дуки Ватаца, сестры упомянутого сицилийского короля и дочери знаменитого короля Фридриха II Гогенштауфена (1194 – 1250)5. Сам Фридрих II, всю жизнь ожесточённо конфликтовавший с Ватиканом, известен нам прежде всего тем, что договорился с египетским айюбидским султаном аль-Камилем о передаче под опеку христиан Вифлеема, Назарета и Иерусалима, продержавшейся до 1244 года. Похоже, что взаимной нелюбовью к Риму и питался брак его дочери с «ромейским» императором.

Вот, что пишет о возвращении Констанции историк Никифор Григора:

«Взяв таким образом кесаря (Алексея Стратигопула, ИЦ), Михаил по требованию зятя своего Манфреда (брата Анны, ИЦ), короля сицилийского, немедленно посылает к нему кесаря как выкуп и цену его сестры. Ее взял за себя по смерти первой жены Ирины царь Иоанн Дука, получив ее от отца ее, короля сицилийского, Февдериха. По смерти супруга она не могла возвратиться домой и проживала у римлян, украшая свою жизнь целомудрием и отличаясь редкими качествами доброго сердца. Таким образом великий город опять увидал своего любимца кесаря» (Н. Григора, «История» Кн. 4: 3)

В 1265 году Алексей вернулся в Византию, продолжил службу и умер между 1271 и 1275 годами.



Камни мощения паперти (внешний двор) и могилы митрополитов и патриархов (внутренний двор)

Примерный адрес обители: угол улиц Balikli Seyit Nizam Yolu Caddesi и Balikli Silivrikapi Sokak (напротив армянского кладбища), Zeitynburnu/İstanbul, Turkey. Телефон: +90 212 582 9456 (тур.). Время работы: с 08:30 до 16:00.

Примечания:

  1. В оригинальной английской версии византиста и профессора истории Александра Ван Миллингена (Alexander van Millingen, 1840 – 1915) перевод звучит так: “This God-protected gate of the Life-giving Spring was restored with the co-operation and at the expense of Manuel Bryennius Leontari, in the reign of the most pious sovereigns John and Maria Palaeologi, in the month of May, in the year 6946 (1438)”
  2. После мученической кончины (повешения) Патриарха Григория V на Пасху 1821 года в Балыклы было создано кладбище патриархов. Сегодня на территории монастыря похоронены четырнадцать вселенских патриархов:
    • Анфим V (1841-2)
    • Герман IV (1842-5, 1852-5)
    • Мелетий III (1845)
    • Иоаким II (1860-3, 1873-8)
    • Дионисий V (1887-91)
    • Анфим VII (1895-7)
    • Иоаким III (1878-84, 1901-12)
    • Григорий VII (1923-4)
    • Василий III (1925-9)
    • Фотий II (1929-35)
    • Вениамин (1936-46)
    • Максим V (1946-8)
    • Афинагор (1948-72)
    • Димитрий (1972-91)
  3. Исходный греческий текст:
    Ο μακαριστός Επίσκοπος Παμφίλου Γεράσιμος, ηγούμενος της μονής της Ζωοδόχου Πηγής, κλινήρης σε νοσοκομείο του Βαλουκλή μετά τον ξυλοδαρμό του κατά τη διάρκεια του πογκρόμ. Στα Σεπτεμβριανά γεγονότα το 1955, έσκαψαν λάκκο οι Τούρκοι και άναψαν φωτιά και τον έκαιγαν ζωντανό και νομίζοντας ότι πέθανε τον εγκατέλειψαν, μόνος αβοήθητος και απροστάτευτος παρά μόνο με την βοήθεια του Θεού κατάφερε να φτάσει στο Ελληνικό Νοσοκομείο Βαλουκλή εκεί έμεινε προς θεραπεία πάνω από ένα μήνα αλλά είχε χάσει το μάτι του που του είχαν βγάλει οι Τούρκοι . Ο Επίσκοπος Παμφίλου Γεράσιμος Καλοκαιρινός εκοιμήθη το 1972, ο τάφος του βρίσκεται στο Κοιμητήριο του Βαλουκλή. Αιωνία αυτού η μνήμη
  4. Эпир – географический и исторический регион в юго-восточной Европе, поделён между Грецией и Албанией. Эпир расположен между горной грядой Пинд и Ионическим морем, и протянулся от залива Влёра на севере до залива Амвракикос и развалин римского города Никополь на юге (Вики)
  5. Фридрих II (нем. Friedrich II von Hohenstaufen, итал. Federico Ruggero Costantino di Hohenstaufen; 26 декабря 1194, Ези — 13 декабря 1250, замок Фьорентино близ Лучеры) — король Германии (римский король) с 5 декабря 1212 года, император Священной Римской империи с 22 ноября 1220 года, король Сицилии (под именем Фридрих I, в 1197—1212 годах и с 1217 года). Представитель династии Штауфенов. Сын Генриха VI и Констанции Норманнской, внук Фридриха I Барбароссы и короля Сицилии Рожера II (Вики)

Источники:

  1. Биография Манфреда Сицилийского (лат.) URL: https://www.ilpalio.org/gabrielli_manfredi.htm
  2. Попов И. Н., Бутырский М. Н., Ткаченко А. А. Влахерны // Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Электронная версия, 2009. URL: http://www.pravenc.ru/text/ВЛАХЕРНЫ.html
  3. Иванов С. Прогулки по Стамбулу в поисках Константинополя. — М.: Издательство АСТ: CORPUS, 2016. — 688 с. — ISBN 978—5—17—094179—7.
  4. История ромеев = Ρωμαϊκή ίστοϱία / Никифор Григора ; [пер. с греч. Р.В. Яшунского]. – Санкт-Петербург : Квадривиум, 2014-2016. (Quadrivium : издательский проект). / Т. 1. : Книги I-X. – 2017. – XXVII, 433 с. : ил.; ISBN 978-5-7164-0711-4. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/rimskaja-istorija-nikifora-grigory-nachinayushajasja-so-vzjatija-konstantinopolja-latinjanami-tom-1/4#sel=9:438,9:512
  5. Казачков Ю. А. «Живоносный Источник» Иконы Божией Матери Монастырь // Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Электронная версия, 2013. URL: http://www.pravenc.ru/text/182279.html
  6. Прокопий Кесарийский. О Постройках / Пер. С. П. Кондратьева. М., 1996. Электронная версия. URL: https://azbyka.ru/otechnik/6/o-postrojkakh/.
  7. Рансимен Стивен. Падение Константинополя. Гибель Византийской империи / Пер.: Шуликова Т. М. – М.: Центрполиграф, 2020. – 254 с.
  8. Шевченко Э. В. «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» // Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Электронная версия, 2009. URL: http://www.pravenc.ru/text/182259.html.
  9. Alexander Van Millingen, Byzantine Constantinople: the walls of the city and adjoining historical sites // London: J. Murray, 1899, 488 pp. — https://ia800906.us.archive.org/2/items/byzantineconstan00vanm/byzantineconstan00vanm.pdf
  10. Church of the Zoodochos Peghe (“Life-giving Spring”). URL: https://www.archons.org/the-ecumenical-patriarchate/greek-orthodox-sites
  11. Citizen’s Association of Constantinople (1997). The Struggle for Justice: 1923-1993. Citizen’s Association of Constantinople, Imvros, Tenedos, Eastern Thrace of Thrace, 51.
  12. Hilary Sumner-Boyd, John Freely, Strolling Through Istanbul: The Classic Guide to the City. Revised Ed. // Tauris Parke Paperbacks, 2016. 572 pp. ISBN 978-1138983069.

#Константинополь #Царьград_ИЦ #Монастыри #Балыклы #ЖивоносныйИсточник
Страница в последний раз отредактирована 07 мая 2021 года

Добавить отзыв

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.