Монастырь Катамон (Симеона Богоприимца)

Греческий монастырь Катамон (от греч. ῾Ιερα Μονὴ Καταμόνας) во имя прав. Симеона Богоприимца принадлежит Иерусалимской Православной Церкви и находится в юго-зап. части Иерусалима, недалеко от Крестового монастыря, на холме над долиной Вади-эль-Паша. Жителям Иерусалима он известен в латинизированном варианте: «Сен-Симон». В переводе, «ката мони» означает «[место], напротив монастыря». Популярна также версия о том, что, поскольку «μόνος» – это «одинокий» (греч.), то название обители дала судьба некоего насельника-анахорета, под которым обычно подразумевается монах Авраамий, восстанавливавший монастырь во второй половине XIX века (см. ниже). Однако местность эль-Катамун упоминается очевидцами по крайней мере с XII века, поэтому брат Авраамий здесь, скорее всего, не причём. До Второй мировой войны монастырь был центром иерусалимского христианского района, т. н. Старого Катамона или Греческой колонии. В ходе боёв апреля 1948 года квартал был захвачен еврейскими бойцами, христиане изгнаны, и некоторые греческие семьи нашли приют в монастырях Старого города Иерусалима (оставшегося на территории Иордании), где их потомки проживают до сегодняшнего дня. Только после полудня 1 мая 1948 года части английской армии под командованием бригадира Джонса остановили наступление и грабежи (У. Мильштейн).

Точное время основания Катамона неизвестно. По преданию, на этом месте находился дом прав. Симеона Богоприимца, в саду которого был устроен родовой склеп, где впоследствии был похоронен и он сам. Ссылаясь на неизвестный источник, исследователи Т. Даулинг и Р. Жанен (нач. XX века) утверждали, что Катамон был основан в 1177 году грузинским царём Вахтангом. Однако в это время в Грузии правил Георгий III (1156–1184). Возможно, речь идёт о Вахтанге, младшем сыне св. Давида IV Строителя (1089—1125).


Монастырь Симеона Богоприимца (2018)

По всей видимости, грузины поселились в Катамоне ранее XII века: пергаменное грузинское Евангелие от Иоанна из синайского монастыря вмц. Екатерины было переплетено на Синае в 983 году по заказу иеромонаха Микаела Катамонели, который прибыл из Палестины (А. Цагарели. 1888. С. 200). Во времена легендарного строителя иерусалимских монастырей, греческого монаха грузинского происхождения, Прохора (Шавтели, ок. 990 – 1066), императрицей Византии была дочка царя Баграта IV Куропалата (1027–1072) Марфа Мария, мать императора Константи́на VII Багряноро́дного (Порфироро́дного, Порфироге́нета; 913, факт. 945 – 959). При ней грузины и построили некоторые монастыри в Иерусалиме.

Есть свидетельство арабского историка Бахауддина ибн Шаддада, кади Иерусалима в 1188—1192 годах, где сказано, что посол грузинского царя прибыл к султану с просьбой вернуть грузинам святые места и деревни, которые принадлежали им во времена крестоносцев и были отняты при Салах ад-Дине. Царица Тамара (1184—1213) предлагала курдскому полководцу 200 тыс. динаров, но тот отказался. Лишь в начале XIII-го века, ещё до кончины Тамары, грузины смогли вернуть свою собственность1.

Сохранился арабский документ 1169 года о приобретении игуменом Крестового монастыря Махаребели виноградника Эль-Катамун (Pahlitzsch. 2003. P. 36-37). Возможно, к XII веку относится башня монастыря, длина фундамента которой составляла 20 м. По палеографическим данным, XII веком датируется сильно повреждённая грузинская надпись, которую в 1883 году А. Цагарели видел в алтаре храма прав. Симеона Богоприимца (А. Цагарели. 1888. С. 124). В наст. время камень с этой надписью хранится в сев.-зап. углу храма. В 2002 году надпись изучал Г. Гагошидзе. В ней упомянут некий Кутатели – Кутаисский епископ, по-видимому, сделавший пожертвование в Катамон.

Акт шариатского суда Иерусалима от февр. 1266 года подтверждал права грузинских монахов на Крестовый мон-рь и его вакфы (пожертвованное имущество) в Эль-Катамун и Дайр-Каакуль (совр. Хирбет Какуль, в восточном Иерусалиме, в районе Писгат Зеев), с его башней, находящиеся во владении грузинских монахов «с давних времён». Упоминается, что монахи имели место для молитвы (скорее всего, речь идёт о церкви). Эль-Катамун назван «хабус руми» или «вакф руми», т. е. вклад, сделанный по визант. праву, до прихода мусульман.

Катамон разделил участь Крестового монастыря, который в 1268 или 1269 году в числе имений был захвачен шейхом Хадиром аль-Михрани, духовным наставником Бейбарса, и впоследствии вместе с ними возвращён христианам по настоянию грузинско-византийского (!) посольства к мамлюкскому султану ан-Насиру Мухаммаду в 1305/06 г. (Pahlitzsch. 2003. P. 41-50). Грузинская сторона вовлекла в дело византийского императора, потому что церковные святыни Палестины входили в подчинении Иерусалимского Патриарха, греческое большинство в котором, по-видимому, было против возвращения грузинам их собственности.  К тому же, Константинополь всё ещё пользовался авторитетом сверхдержавы на востоке. В это время там царствовали императоры, имевшие родственные узы с царской семьи Багратиони. Цари Вахтанг III (1289–1308, правил Восточной Грузией) и Давид VIII (1293 – 1311) были сыновьями византийской царевны. Их усилиями Крестовый монастырь и другие грузинские святыни были вновь вызволены из рук мусульман.

В агапах (благотворительных записях) Крестового монастыря (на грузинском), а конкретно: в агапе 112, составленной где-то на рубеже XIV-XV веков, тоже упоминается Катамонский монастырь. В частности, там сказано, что князь Вараз Сурханишвили в Иерусалиме послал монаха Филиппа, который, помимо Крестового, пожертвовал деньги и Катамону, в количестве «2 флура» (Флур – это грузинское название итальянской денежной единицы «Флорентин»). Ясно, что в это время Катамон всё ещё был во владении грузин.

В описаниях паломников дом прав. Симеона Богоприимца упоминается с конца XIV века; о существовавшей здесь церкви сообщает Ансельм Адорно. В дополнении к «Трактату о Святой Земле» Франческо Суриано (1485), сделанном в издании 1524 года, говорится, что церковь прав. Симеона Богоприимца принадлежала грузинскому Крестовому монастырю, но в настоящее время покинута иноками, после того как девятнадцать из них были убиты мусульманами, а обитель разграблена.

Д. Прингл предполагает, что это событие связано с завоеванием османами Палестины (кон. 1516) и Египта (1517) (Pringle. 1998. P. 167). Однако монастыри могли пострадать в кон. XV – нач. XVI в. от нападений бедуинов, участившихся из-за ослабления мамлюкской власти. Тем не менее храм прав. Симеона Богоприимца упоминается паломниками в 1547 и 1553 гг. (там же). В начале XVII века дом и башня были описаны Франческо Кварезми как довольно просторные и вместительные, и, хотя они очень пострадали и разрушены от времени, сохранились примерно 10 комнат, в которых жили грузинские монахи, и цистерна для сбора дождевой воды.


Кувуклия над гробом праведного Симеона


Иконостас главного храма в честь Сретения Господня

Поддельные хатти-шерифы Селима I (1517) и султана Сулеймана I Великолепного (1529), упоминающие Катамон в числе иерусалимских монастырей, свидетельствуют о том, что в 1-й трети XVII века эта обитель представляла интерес для греков Иерусалимского Патриархата. В 1646 году башня уже была отремонтирована, но прилегающие строения были заброшены, на этих руинах время от времени совершали богослужение латинские монахи-минориты (францисканцы). По-видимому, в конце XVII века грузинское население деревни эль-Катамун было вырезано бедуинами, а монастырь разрушен.


Русские колокола конца XIX в. (фабрики Андрея Дмитриевича Самгина) во внутреннем дворике монастыря

В течение нескольких веков Катамон оставался в руинах, от него сохранялась только башня (на гравюре Корнелиса де Брёйна 1681 г. видно, что она была в плане L-образной формы и имела 4 этажа). Книги из Катамона были перенесены в Крестовый монастырь, о чем свидетельствуют владельческие записи, и сохранились в составе его библиотеки.

В 1859 году место было куплено монахом Авраамием из Мадита и перешло во владение Иерусалимской Православной Церкви. Он засадил участок оливковыми деревьями и разбил на нем виноградник. Вместе с другими членами Святогробского братства Авраамий начал раскопки Катамона. Под руинами башни были обнаружены отёсанные камни более древнего здания, рядом – подземные гробницы2 и цистерна. Впоследствии к северо-востоку от старой башни были найдены фундаменты построек и фрагменты мозаик, цистерны, мраморные плиты, а к востоку от новой башни – пареклесия (вспомогательная часовня, придел) с напольными мозаиками. К югу от старой башни монах Авраамий возвёл новую, квадратную в плане (17.5×9×9 м), на первом этаже которой устроил поварню и кладовые, а наверху – жилые помещения. Южнее были сооружены трапезная и помещения для паломников. В течение 21 года Авраамий неустанно восстанавливал территорию древней обители.

В 1879 году раскопки и строительство монастырских зданий были продолжены. Старая продолговатая башня была возобновлена, и в ней устроен храм прав. Симеона Богоприимца, освящённый 3 февраля 1881 года Иерусалимским патриархом Иерофеем (1875—1882). Активное участие в финансировании строительства и убранства принимала московская благотворительница В. И. Сапухина (Антонин (Капустин), архим. Дневник: Год 1881 / Изд. подгот.: Н. Н. Лисовой, Р. Б. Бутова; отв. ред.: Я. Н. Щапов. М., 2011. С. 36).

Снаружи церковь представляет собой кубическое здание с куполом на низком цилиндрическом барабане с четырьмя окнами. Внутри пространство делится на два нефа, соединённые общим широким портиком. Купол воздвигнут над восточной частью главного южного нефа, остальная часть нефа покрыта крестовыми сводами. Северный неф сообщается с южным двумя арками. В его восточной части находится гробница прав. Симеона Богоприимца, спуск ведет в пустую могильную яму (мощи были перенесены в Константинополь при имп. Юстине II (565-578), а в начале XIII в. увезены крестоносцами в Задар). Над могилой на четырёх столбах покоится беломраморная плита, над ней – высокий резной деревянный киворий.

На северной стене храма, напротив могилы, есть несколько икон XIX века, и особый интерес вызывает триптих, иллюстрирующий предание о перстне.

Считается, что Симеон был одним из семидесяти двух учёных толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II (285—247 годы до н.э.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык (Септуагинта). Когда св. Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис.7:14), он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку святого и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества Исайи. Согласно другому преданию, Симеон возвращаясь из Египта в Иерусалим, бросил свой перстень в реку со словами: «если найду его, то могу поверить изречению Пророка по букве». На следующий день в одном селении он купил рыбу и когда стал её есть, то обнаружил в ней свой перстень. В этот момент он и получил откровение, аналогичное вышеописанному.

Согласно Протоевангелию от Иакова Симеон стал священником Иерусалимского храма после убийства в нём Захарии, отца Иоанна Крестителя, и в день, когда родители Иисуса пришли в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву за родившегося первенца, как это предписывает иудейский закон. Симеон по вдохновению явился во храм и там, взяв младенца на руки, произнёс благословения, от которых происходит знаменитая песнь «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко» (Лк.2:29-32).

После этого Симеон обратился к Богородице с пророческими словами «и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдёт душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк.2:34-35). Данное пророчество легло основой иконографии образа Богородицы «Умягчение злых сердец» (Семистрельная) или «Симеоново проречение», а само событие — встреча человечества в лице старца Симеона с Богом – стало праздником Сретения Господня.

Христианская традиция считает, что св. Симеон скончался сразу после событий Сретения. Согласно житию прав. Симеона, составленному св. Димитрием Ростовским (165 –1709), он умер в возрасте 360 лет.

Главный правый придел храма в честь Сретения Господня тоже небольших размеров. Деревянный резной иконостас содержит иконы русского письма. На столбе слева висит большая пятичастная икона, изображающая основные эпизоды из Жития прав. Симеона, включая Сретение Господне и погребение старца в Катамоне.

В храме можно видеть редкий для Святой Земли «праворучный» образ Иерусалимской иконы Божией Матери, более типичный, например, для России.


Иерусалимская икона Божией Матери из монастыря

Рассказывают, что мощи св. Симеона латиняне должны были перевезти в Венецию, но шторм на Адриатическом море привёл к отклонению судна от курса и его прибытию к побережью нынешней Хорватии (Задар принадлежал Венеции). В 2007 году во время паломничества на Святую Землю, католический архиеп. Задарский Иван Прендя встретился с Иерусалимским греческим патриархом Феофилом III. В ходе беседы прелат согласился вернуть часть мощей св. Симеона. Архиеп. Прендя вскоре отошёл ко Господу, но его преемник, архиеп. Зелимир Пулич, на торжественной церемонии в Задаре передал ковчежец с частичками мощей представителям Иерусалимского патриархата. 8 октября 2010 года частицы мощей прав. Симеона были помещены в монастыре Катамон. В настоящий момент частица мощей хранится в небольшой серебряной раке в алтаре, а другая, малая часть мощей, помещена в икону святого и выставлена при входе в храм для поклонения (рядом с церковной лавкой).

В монастыре есть симпатичный внутренний дворик, куда посетителей пускают нечасто.


Успение праведного Симеона (слева, 2 пол. XIX века)


Триптих по преданию о перстне (2 пол. XIX века)

При Иерусалимском патриархе Никодиме I (1883–1890) Катамон стал одной из загородных патриарших резиденций. Само здание резиденции было возведено в 1885 году. Первоначально храм был приходским, поскольку вокруг жило много православных греков и арабов, изгнанных во время арабо-израильской войны (1948).

В настоящее время в Катамоне подвизается слепой игумен архим. Феодорит (Каппаис) и несколько сестёр, а в бывшей патриаршей резиденции находится дом престарелых/психиатрическая лечебница. Обитель расположена в парке Курт еврейского района Гонен, но местные жители продолжают называть его (и район) привычным словом Катамон.

В монастыре сохранились повреждённые пулями в 1948 году иконы. С еврейской стороны в боях принимали участие, в частности, будущие генералы Рафаэль Эйтан (Рафуль), Давид Эльазар (Дадо), и ставший впоследствии известным писателем Йорам Каньюк. Битва за Сен-Симон описана в книге Меира Шалева «Голубь и Мальчик». В 1982 году один из участвовавших в разграблении монастыря бойцов, «по велению совести и для успокоения души», возвратил украденные из обители серебряную ложку и подсвечник, которые демонстрируются на отдельном стенде в северо-западной части храма.

Примечания:

  1. После падения Византийской империи (1453) христианская Грузия пришла в упадок, как в экономике, так и в политике, и в 1460-е годы распалась на Картлийское царство, Кахетинское царство, Имерети и Самцхе-Джавахети, и в последующие века входила в сферу влияния Османской империи и сефевидского Ирана. В 1555 году Турция и Иран подписали мирный договор, разграничивающий их сферы влияния в Закавказье. По договору, Имерети отходила к Турции, а Картли и Кахети — к Ирану. К XVII веку Грузия в результате непрекращающихся внешних и внутренних войн, а также экспансии северокавказских племён, настолько обеднела, что деньги были частично заменены прямым обменом товаров, а население городов существенно уменьшилось. Признание формальной вассальной зависимости от Турции или Ирана часто означало необходимость перейти в ислам, что не способствовало поддержанию монастырей на Святой Земле.
    Грузинские монастыри в Иерусалиме часто были не в состоянии платить земельную ренту Османским властям и постепенно перешли в собственность Иерусалимского патриархата. К сожалению, до сих пор предпринимаются попытки заменить грузинскую историю обителей – в особенности, что касается века и личностей основателей – «греческой». Наглядный пример – Крестовый монастырь. Заложенный грузинами в конце IV или начале V веков, он выдаётся греками, как основанный в VI или VII веке, напр., визант. императором Ираклием I (610 –641) (см. нашу заметку о Крестовом монастыре). При крестоносцах и мамлюках у Патриархата не было сил и средств для поддержания сохранности монастырей. Только после прихода османов в XVI веке греки начали господствовать над другими христианскими конфессиями. Предание о греческом основании Крестового монастыря возникло лишь после того, как грузины потеряли его в конце XVII века. У монастырей в Старом городе Иерусалима история не совсем ясная. Некоторыми из них грузины овладели в XIV-м веке во время правления мамлюков, разрушенные – построили заново или отремонтировали. Везде были представлены грузинские строительные надписи, которые греки стёрли в начале XX-го века.
  2. Может показаться, что показываемая в храме могила св. Симеона, имеющая вертикальный доступ — некая поздняя христианская подделка, ведь известно, что зажиточные иудеи времён Второго храма хоронили мертвецов в пещерах, вход в которые был горизонтальным, на высеченных каменных полках, а позже – в саркофагах. Но, дело в том, что в районе монастыря, находились как раз такие захоронения. Со временем, пещеры были частично засыпаны, частично разрушены сверху и сбоку, и современная обитель находится над перестроенной погребальной пещерой I века н. э. (ср. Кувуклии Иисуса Христа и Матери Божией, в которых сложно разглядеть признаки погребальных пещер).

Источники:

  1. Катамон. Православная Энциклопедия (http://www.pravenc.ru/text/1681355.html)
  2. Κύριλλος (᾿Αθανασιάδης), ἀρχιμ. Τὸ Καταμόνας: ῎Ητοι σύντομος περιγραφὴ τοπογραφικὴ Μονυδρίου Καταμόνας. ῾Ιεροσόλυμα, 1881 (рус. пер.: Кирилл (Афанасиадис), архим. Краткое топографическое описание обители Святого Симеона Богоприимца, называемой «Катамонас». М., 1882); переизд., изм. загл.: Κύριλλος (᾿Αθανασιάδης), ἀρχιμ. Τὸ προσκυνητάρι τοῦ Καταμόνας / ᾿Επιμ.: ἀρχιμ. Θεοδώρητος (Καππαῆς). ῾Ιεροσόλυμα, 2008; Издание 3-е, дополненное попечением архим. Феодорита Каппаиса, Иерусалим, 201, 112 стр. (рус.)
  3. Протоевангелие от Иакова (История Иакова о рождении Марии (http://apokrif.fullweb.ru/apocryph1/ev-iakov.shtml).
  4. Ури Мильштейн. Глава 32. Катамон (монастырь Сен-Симон). В кн.: Рабин: рождение мифа / Пер. с иврита М. Бронштейн. – Иерусалим: “Сридут”, 1997 (http://gazeta.rjews.net/Lib/Rabin/rabin26.html)

Литература к статье в Православной Энциклопедии:

  1. Гагошидзе Г. Груз. надписи на Святой Земле // Academia. Тбилиси, 2003. T. 5 (A). С. 41-42 (на груз. яз.)
  2. Цагарели А. А. Памятники груз. старины в Святой Земле и на Синае. СПб., 1888. (ППС; Т. 4. Вып. 1(10))
  3. Dowling T. E. The Georgian Church in Jerusalem // РЕFQSt. Vol. 43. N 4. P. 185.
  4. Janin R. Les Géorgiens à Jérusalem // EO. 1913. 16. P. 217-218.
  5. Pahlitzsch J., Müller C. Sultan Baybars I and the Georgians in the Light of New Documents Related to the Monastery of the Holy Cross in Jerusalem // Arabica. Leiden, 2004. T. 51. Fasc. 3. P. 268-269.
  6. Le saint voyage de Jherusalem du seigneur d’Anglure. P., 1878. N 153.
  7. Descriptiones Terrae Sanctae / Hrsg. T. Tobler. Lpz., 1874. S. 246.
  8. Poloner J. Description of the Holy Land (circa 1421 A.D.) / Transl. A. Stewart. L., 1894. P. 18. (Palestine Pilgrims’ Text Society Library; [Vol. 6. Pt. 4].
  9. Itinéraire d’Anselme Adorno en Terre Sainte (1470-1471) / Éd. et trad. J. Heers, G. de Groer. P., 1978. P. 292.
  10. Suriano F. Treatise on the Holy Land / Transl. T. Bellorini, E. Hoade. Jerusalem, 1949. P. 146. (SBF. Coll. Major; 8).
  11. Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb., 1998. Vol. 2. P. 166-167.
  12. Quaresmio F. Historica, Theologica et Moralis Terrae Sanctae Elucidatio / Ed. C. de Tarvisio. Venetia, 1881. T. 2. P. 452; Idem. Elucidatio Terrae Sanctae. Jerusalem, 1989. P. 294. (SBF. Coll. Major; 32).
  13. Прокопий Назианзин Арабоглу. Попираемый Иерусалим // Материалы для истории Иерусалимской Патриархии XVI-XIX вв. СПб., 1904. Т. 2. С. 234, 236. (ППС; Т. 19. Вып. 1(55).
  14. Лисовой Н. Н. Откровение Святой Земли: Путев. М., 2012. С. 168-175., и др.

Страница в последний раз отредактирована 14 октября 2018 года.

Добавить отзыв

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.