Монастырь Гюмюшлер (Gümüşler)

Монастырь Гюмюшлер (тур. Gümüşler, буквально «серебро» во мн.ч.) расположен в городке Niğde – название, которое русскоговорящие обычно произносят, как «нигде». На самом деле, оно звучит примерно, как «нийде» (звук ğ удлиняет предыдущую гласную). Монастырь высечен из большой скалы и является одним из наиболее сохранившихся и крупнейших в Каппадокии. Известен он прежде всего росписями центрального храма, а также любопытными хозяйственными помещениями.


Монастырь Гюмюшлер. Информация о монастыре и вид сверху

В этой части Турции много монастырей, вырубленных в мягком туфе, и некоторые делят их на два типа: с трапезными и с открытыми дворами. Монастырь Гюмюшлер относится ко второй группе. Сразу можно заметить, что когда-то двор/атриум был крытым по крайней мере, частично: в стенах заметны отверстия для балок, но перекрытия давно обвалились. Название монастыря, вероятно, происходит от когда-то существовавшей в окрестностях добычи серебряной руды. Вход на территорию монастыря – с южной стороны через прорубленный проход.


План монастыря (https://kvmgm.ktb.gov.tr/Eklenti/91558,nigde-gumusler-monastery-and-the-underground-citypdf.pdf?0, слева), вход в монастырь (справа)

Самая важная часть монастырского комплекса – церковь к северу от атриума, в которую мы попадаем через нартекс. План храма стандартный, крестово-купольный – доминирующая архитектурная форма византийских церквей среднего и позднего периода, т.е. внутренняя структура храма представляет собой крест, увенчанный куполом. В нашем случае купол вырезан в скале изнутри. В северо-восточной части храма находится ниша с двумя гробницами, доступ туда ограничен. С западной стороны – два входа, перекрытые цилиндрическим сводом.

Большая часть храмов Каппадокии датируется IX-XI векам, но строились они и при сельджукском правлении (XI–XIII вв.). Последняя церковь была расписана незадолго до монгольского нашествия. Разбив войско в битве у Кёсе-дага (1242) войско Конийского султана Кей-Хосрова II (1236/1237—1246) монголы произвели в Малой Азии огромные опустошения, разрушив города, а также истребив либо угнав в плен десятки тысяч жителей. На этом история создания пещерных храмов практически закончилась, за отдельными исключениями, такими, как храм Св. Георгия в долине Ихлара, появившийся в конце XIII века (см. https://www.tsaritsyn-tours.com/?page_id=12092).

В атриуме бросаются в глаза бывшие резервуары для масла и вина, а также «центральная экспозиция» с обломками византийских архитектурных элементов и т.п. Не очень похоже, что этот дорогой мрамор – колонны, капители, фризы – имел отношение к монастырю, хотя, кто знает?

Помимо храма, из атриума можно попасть в высеченные в туфе хозяйственные помещения, жилища, склады, кухню и трапезную. Небольшое круглое отверстие в земле (диаметром чуть более 10 см) представляет собой, оказывается, выход на поверхность вентиляционной шахты, глубиной 9 м, ведущей к двум уровням подземных комнат. Смотрители монастыря в шутку называют эту шахту «телефоном».

Можно спуститься в нижние комнаты или подняться в келии и кухню наверху. Некоторые помещения запирались «закатным» камнем, видно отверстие и жёлоб когда-то существовавшего источника, а повернув со двора направо попадаем в ещё один бывший храм, позже превратившийся в «красильню для тканей». По крайней мере, на это намекают многочисленные углубления-«чаны», вырезанные в полу. А может быть это была прачечная? На потолке одного из складских помещений мы видим отверстия для крючьев. Неужели монахи, которым вроде бы было «положено» быть вегетарианцами, подвешивали здесь туши животных? Или речь идёт просто о мешках или кувшинах?


Атриум монастыря. Вид с юга (слева) и с севера (справа)

На стенах комнаты над нартексом расположена большая, но плохо сохранившаяся фреска со сценами охоты, единственная в своём роде в этой части Турции. Однако стиль и иконография росписей в центральном храме напоминает другие византийские церкви Каппадокии, и эти росписи, скорее всего, относятся к XII-XIII векам.


Бывшая церковь, превратившаяся в хозяйственное помещение

Но вернёмся к главному храму, вернее, к его знаменитым фрескам. Утверждается, что создавали их, по крайней мере, три художника, и мне ближе тот, кто писал образы Богородицы с младенцем и Иоанна Предтечи в северной и южной апсидах храма.

 
Схема росписей центрального храма: I. Благовещение Марии; II.Богоматерь Одигитрия; III. Сре́тение Госпо́дне; IV. Рождество Христово; V. Благовестие пастухам; VI. Поклонение Волхвов; VII. Первое купание Иисуса; VIII. Отцы Церкви и двенадцать апостолов; IX. Деисус; X. Стефан Первомученик; XI и XII. Иоанн Креститель


Нартекс храма: вход в наос; Богоматерь, в окружении ангелов; резервуары (с западной стороны)


Купол и северный придел храма


Сретение Господне и Рождество Христово (слева). Благовещение (в центре и справа)

Зато мастер, изобразивший святых, окружающих Богородицу в центральной апсиде (или «заказчик» росписей), явно был местным патриотом. Большинство святых родом из Каппадокии или соседних с ней регионов. Приведём полный список, слева направо: Св. Георгий, Вла́сий Севасти́йский, Амфилохий – соратник Василия Великого и Григория Богослова, двоюродный брат последнего, Григорий Богослов, Василий Великий, БОГОРОДИЦА, Николай Чудотворец, Епифаний Кипрский, Иасон Тарсийский и Афиноген Севасти́йский или Пидахфойский (по названию города в Малой Армении, находившейся к западу от озера Ван).


Апсида храма

Остатки Назианза, из которого происходил Григорий Богослов, расположены довольно близко: в окрестностях деревни Bekârlar (находящейся вблизи шоссе), а вот образов Григория Нисского я в местных храмах практически не видел, а изображения Иоанна Златоуста не видел совсем. Очевидны последствия местных теологических «разборок». Даже спустя 500 и более лет после жизни каппадокийских учителей церкви Василий Великий «выигрывает» с явным преимуществом.


Христос Пантократор (слева). «Улыбающаяся» Одигитрия (в центре). Иоанн Предтеча (справа)


Хозяйственные помещения. Закатной камень (слева); бывший источник и жернов (в центре) и отверстия для крючьев или верёвок в потолке (справа)


Следы фрески над входом в храм (слева); таинственный знак на камне (в центре); непонятная сидящая фигура в камне мощения на плато над монастырём (справа)


Сцена охоты в комнате над храмом

#христианство #каппадокия #нигде #гюмушлер
Страница в последний раз отредактирована 02 мая 2022 года

Добавить отзыв

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.