Гиппос-Сусита (Hippos-Sussita)

Введение

Сусита – это еврейское и арамейское название древнего города на вершине холма, расположенного к востоку от Галилейского моря (озера Киннерет). Холм вытянут в западно-восточном направлении; его западный склон постепенно спускается к стоящему на побережье кибуцу Эйн-Гев; расстояние до озера – около двух километров. Самая высокая точка – 145 м над у. м. (около 355 м над поверхностью озера) находится в районе восточных городских ворот. Высота холма в западной части – около 70 м над у. м. (280 м над поверхностью озера). Верхний геологический слой холма – базальтовый покров, под которым обнаруживается мягкий известняк («каличе»).

Холм практически отрезан от окружающих высот тремя ущельями (сухими руслами), традиционно называемыми на иврите «потоками» или «ручьями» (нахаль), а на арабском – «вади». С южной стороны расположен поток Сусита (Вади Джамусие), на севере – нахаль Эйн-Гев (Вади Фик), и на востоке рельеф прорезает ручей Ноа. От Галилейского моря по крутому западному склону в город ведёт извилистая тропа, а главная дорога к восточным воротам поднимается от озера по седловине юго-восточного склона.


Вид на Гиппос с Голанских высот в лучах заходящего солнца

Гиппос был единственным полисом в центральной и южной части Голан; этот статус сохранялся и в византийский период, когда город стал резиденцией епископа. Неофициальный титул региональной столицы был утрачен после омейядского завоевания (ок. 636 г. н.э.), когда столицей провинции Джунд аль-Урдун стала расположенная на западном берегу Галилейского моря Табария (Tabariya, Тверия) и больше прав получил расположенный восточнее «над Суситой» Фик (Fiq; ныне, кибуц Афик), а Гиппос превратился в маленький городок, окончательно заброшенный после землетрясения 18 января 749 года, всего за год до того, как омейяды были покорены аббасидами.

Город был основан в середине II века до н. э. династией Селевкидов и назывался Антиохия Гиппос (от греч. ίππος, «конь») – о селевкидских корнях античных городов говорят слова «Антиохия» или «Селевкия» в именах, – а район, куда входили ещё несколько поселений – Гиппене. Другие исторические имена, Гиппус и Гиппум, имеют тот же «лошадиный» корень. Возможно, форма холма напоминала жителям конский круп, поскольку и слово «Сусита» образовано от «сус» (ивр. лошадь), а по-арабски город называется Кал’ат эль-Хусн («крепость лошади»). Так же, впрочем, именовался и замок крестоносцев Крак де Шевалье в Иордании. На городских монетах, как правило, изображался конь, хотя конюшен найдено не было. Не исключено, что лошадей разводили, а затем продавали жители окрестных деревень. Однако по мнению содиректора раскопок д-ра Арлеты Ковалевской (Arleta Kowalewska) название объясняется тем, что город основали кавалеристы. В наши дни в англоязычной литературе город чаще называют Гиппос, а в ивритоязычной – Сусита.


Панорама Гиппоса (A. Segal et al., 2010, слева). Карта Декаполиса (справа)

Гиппос достиг расцвета в византийский период. Его жители были свидетелями четырёх исторических эпох: эллинистической, римской, византийской и ранней мусульманской (омейядов). После землетрясения 749 года город не был восстановлен: каменные элементы стен и зданий были частично вывезены для строительства в других местах, а фигуративные изображения, возможно, уничтожались, как противоречащие ценностям ислама. Часть известняковых блоков развалилась на месте, что-то было сожжено на известь.

Гиппос был присоединён к Иудее хасмонейским правителем Александром Яннаем в 101 году до н. э. После захвата Палестины Помпеем в 63 году до н. э. античные северо-восточные ханаанские города, включая Гиппос, вошли в Декаполис (Десятиградье) – объединение городов во главе с Дамаском, располагавшееся, за исключением стоявшего на западном берегу реки Иордан Скифополиса (Бейт-Шеана), в Южной Сирии, на Голанах и в Северном Заиорданьи. Согласно историку Плинию Старшему (23–79), Десятиградье включало Дамаск, Филадельфию (современный Амман), Рафану, Скифополис, Гадару, Гиппос, Дион, Пеллу, Галасу (Герасу?) и Канафу (Ест. ист. 5: 16). Впоследствии в эту конфедерацию входили и другие города. В это время в Гиппосе существовала и небольшая еврейская община.

Города Декаполиса могли совместно отражать набеги кочевников Аравии. Большинство из них было основано при поддержке селевкидских царей, и поэтому эллинистическое Десятиградье служило противовесом соседней Иудее. Десятиградье входило клином в Изреельскую (Армагеддонскую) долину, контролировало стратегические дороги и служило базой римским войскам в периоды еврейских восстаний. В 30 году до н. э. император Октавиан Август передал Гадару и Гиппос Ироду I (возвращены в состав Сирии после смерти последнего в 4 году до н. э.). Но и при Ироде город сохранял статус полиса – самоуправляемой территории со своими учреждениями, фестивалями и таможнями. В 105–106 годах восточные города Десятиградья были включены Траяном в провинцию Аравия, границы которой приблизительно совпали с предшествующим ей Набатейским царством, конфедерация перестала существовать, и граждане стали подчиняться римскому губернатору в сирийской Босре.

Десятиградье упоминается в Новом Завете в рассказе о «чуде исцеления Бесноватого»:

«И когда Он вошёл в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и [как] помиловал тебя. И пошёл, и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились» (Марк 5:18-20)

По-видимому, со времён А. Янная в городах Декаполиса были еврейские общины, однако и после передачи города Ироду I, Гиппос оставался преимущественно языческим. В ходе антиримской Иудейской войны I (66–74) повстанцы, пришедшие с западного берега Галилейского моря, сожгли и опустошили окрестности Гиппоса, но город взять не смогли. Еврейское население города было арестовано и продано в рабство, а возможно частично вырезано. Также, многие евреи Декаполиса были изгнаны или убиты местными греками, однако их общины продолжали существовать ещё несколько столетий. Правда синагоги в Гиппосе пока так и не найдено.

 
Панорама Гиппоса (вид на северо-запад; Cornucopia, 2019, слева). Бронзовая маска бога Пана, обнаруженная в Гиппосе в 2014 году в развалинах Пропилей (M. Eisenberg, справа)

После разрушения Второго храма (70) в Гиппосе поселились некоторые из еврейских законоучителей, но в Иерусалимском Талмуде и другой галахической литературе Гиппос рассматривается, в основном, как нееврейский город. Несмотря на торговые связи между Гиппосом и иудеями, город был соперником расположенной на другом берегу Галилейского моря еврейской Тверии.

Уже в IV веке Гиппос стал христианским центром, а в 359 году здесь появилась резиденция епископа. Были построены по крайней мере семь христианских храмов, пять из которых частично или полностью раскопаны.

Город, площадью около десяти гектаров, окружали стены, сложенные из обработанных базальтовых блоков. Ворота защищали башни, а в середине южной стены находился так называемый «римский бастион» – башня и казематы с огневыми позициями. На относительно небольшой территории Гиппоса были найдены остатки трёх византийских храмов, кафедрального собора (с двумя храмами), римского общественного здания (базилики), языческого святилища культа императора («калибе»), певческого мини-театра (одеона), нескольких банных комплексов (терм), винодельни, маслодавильни, мастерской по производству театральных масок, мощёной центральной площади (форума), к северу от которой когда-то стоял позже разобранный греческий храм (или храмы), акведука, водосборников, и др. Остатки римского храма на территории т. н. эллинистического комплекса возможно относятся к культу богини Тихе (Фортуны), покровительницы города. Кроме этого, на подходе к восточным воротам с 2014 года раскапываются Пропилеи, мавзолей, бани и театр.

Судя по монетам, в городе был и храм «Зевса гор» (англ. Zeus of the mountains). По мнению директора раскопок М. Айзенберга он располагался в историческом центре, на теменосе (от др.-греч. τέμενος) – особой территории, посвящённой почитаемому божеству. Позже там – с использованием материалов из кладки «греческого» храма (или храмов) –  были построены римская базилика и христианская церковь/монастырь, поэтому от святилища бога небес, молнии и грома ничего не осталось.

А найденная бронзовая маска греческого бога Пана (в римском пантеоне – Фавна, I-II вв. н. э.), высотой около 30 см, говорит о том, что в Гиппосе почитались Пан или близкий ему бог Дионис (Вакхос, лат. Бахус). Наличие культа Пана в районе Гиппоса неудивительно, поскольку неподалёку на Голанах находился посвящённый этому божеству город Паниас (Панион, Кесария Филиппова, араб. Баниас), где рядом с большой пещерой сохранились остатки святилища.

Основные жилые кварталы города располагались в юго-западной части («с видом на озеро») и раскопаны лишь частично. В город вели двое ворот: Западные и Восточные, соединённые мощёной базальтом улицей, Декуманус Максимус (Decumanus Maximus), тянувшейся вдоль вершины. Через Западные ворота люди попадали на поля и далее в гавань, откуда можно было переправиться в Магдалу и Тверию, а через Восточные – отправлялись в сторону Сирии. По разным оценкам в эпоху расцвета в городе проживало от 5 до 20 тыс. человек, и, кроме этого, здесь могли останавливаться торговцы и паломники на пути в Назарет и Иерусалим. Однако, если учесть, какую площадь занимали в Гиппосе общественные здания, то на жилые постройки остаётся примерно 5-6 гектар. И даже если предположить, что плотность населения составляла чуть более 500 человек на гектар (5 чел. на 100 кв. м) – а это очень высокая цифра – то мы близки к оценке в 5 тыс. человек. В работе Гленна Стори (Glenn Storey, стр. 972) о населении Древнего Рима упоминается,  что в Помпеях проживали 11 132 жителей, при плотности 16 615 человек на 1 кв. км, а в Остии – 21 874 жителей, при плотности 31 700 человек на 1 кв. км. Напомним, что площадь Гиппоса составляла около 0.1 га. Так что 3-5 тыс. жителей в разные периоды представляются нам более реальными, чем 10 или 20.

Как уже отмечалось, в 636 году н. э. весь регион был покорён арабами, и значение Гиппоса пошло на убыль. Часть общественных сооружений вышла из строя задолго до гибели города. Например, базилика, пропилеи и певческий театр были разрушены землетрясением 363 года, северо-восточная церковь перестала использоваться раньше северо-западной и т. п. В VII веке, в конце византийского и начале мусульманского периодов, Гиппос переживал упадок, а упомянутое землетрясение 749 года, уничтожившее Курси, Скифополис (Бейт-Шеан) и другие города Иорданской долины, положило конец его 900-летней истории.

В средние века место называлось Сусия, так же именовалась и арабская деревня у подножия холма, покинутая жителями в Войну за независимость (1948). В июне 1948 года развалины Гиппоса были заняты членами кибуца Эйн-Гев, а позже Армией обороны Израиля (ЦАХАЛ). Вплоть до Шестидневной войны (1967) эта территория была частью Израильской демилитаризованной зоны (ДМЗ) на границе с Сирией. До сих пор в окрестностях холма есть минные поля.

Природные катаклизмы, войны, удалённость от крупных центров, заселение восточного побережья Галилейского моря кочевыми племенами способствовали разрушению и расхищению построек Гиппоса. Человеку, впервые зашедшему сюда, открывается картина, не столь впечатляющая, как, к примеру, в относительно близких Бейт-Шеане или иорданской Герасе (Джараше). Однако и в Гиппосе осталось много интересного. Город обнаружил в 1883 году хайфский инженер-темплер Готтлиб Шумахер (Gottlieb Schumacher) (1857–1925), посчитавший его развалинами погибшей в годы Первой Иудейской войны Гамлы. В 1951–1955 годах Гиппос изучала археолог Клер Эпштейн (Claire Epstein) (1911–2000), но только после археологической разведки в 1999 году было решено приступить к крупномасштабным раскопкам, которые начались годом позже и продолжаются до нашего времени.

В 2000–2011 годах этот международный проект осуществлялся под руководством проф. Артура Сегаля (Arthur Segal) и д-ра Михаэля Айзенберга (Michael Eisenberg) из института археологии Хайфского университета им. Ф. Зинмана (Philip Zinman). Начиная с 2012 года исследования возглавляет д-р Михаэль Айзенберг. Проф. Марк Шулер, руководитель команды американского Университета Конкордия (Concordia University, St. Paul, Minnesota), занимался исследованием северного жилого квартала и северо-восточной церкви, и был содиректором в 2002-2016, 2019 годах. В исследованиях принимали и принимают участие специалисты из Польши (Research Centre for Mediterranean Archaeology at the Polish Academy of Sciences in Warsaw, National Museum in Warsaw etc.), Израиля, а также добровольцы из многих стран мира. Раскопки 2020 года возглавил д-р М. Айзенберг; содиректор (c 2016 года) – д-р Арлета Ковалевска.

В 1964 году район горы Сусита был объявлен национальным парком, а начиная с 2004 года остатки города и территория вокруг него стали заповедником. К сожалению, въезд на дорогу (с шоссе 92 «снизу» и с шоссе 98 «сверху») к парковке, расположенной у восточных городских ворот, формально закрыт – приходится въезжать под «кирпич», на свой страх и риск.

В заметке освещаются основные объекты Суситы, за исключением большинства раскопанных в последние годы захоронений перед восточными воротами (2022). Список публикаций находится здесь.

Система водоснабжения

Первоначально, Гиппос снабжался водой по глиняным трубам, проложенным от источника, находящегося в четырёх километрах восточнее города у кибуца Афик. Затем был построен извилистый, приспособленный к рельефу, акведук, длиной около 25 км, бравший начало у верховьев ручья Самак (араб. وادي السمك, ивр. נחל סמך), к северо-востоку от города. В Гиппос водовод заходил со стороны Восточных ворот и далее под улицей Декуманус Максимус шёл к городскому водосборнику в районе центральной площади (форума).

С увеличением потребности в воде акведук был расширен и перестроен, и сейчас учёные говорят о «верхнем» (более раннем) и «нижнем» (более позднем) акведуках. Нижний проходил, в основном, южнее верхнего. В конструкции водовода римляне применяли последние достижения того времени. К примеру, горные седловины преодолевались с помощью гибких сочленений, каменные «позвонки» которых соединялись друг с другом с помощью пазов. Соединения были тщательно оштукатурены, образуя подобие запаянной трубки, приспособленной к рельефу. Секции спускались по склонам ущелья и поднимались по противоположным. Без учёта потерь на трение, вода должна была возвратиться к первоначальному уровню (принцип сифона).


План раскопок Гиппоса-Суситы (согл. Cornucopia, 2019, c. 98)

Обычный сифон – это труба, по которой жидкость течёт вначале вверх (движение должно быть сообщено насосом или другой внешней силой), а затем вниз. Конструкцию, применявшуюся в водоводах, правильнее называть обратным сифоном: вода двигалась по U-образной траектории. Сифоны акведуков имели большую длину, потери на трение были заметными, и поэтому «приёмная» часть строилась ниже «подающей». В водоводе делались отверстия для борьбы с воздушными пробками. Археологи нашли в окрестностях Гиппоса остатки подпорных стенок и других фрагментов верхнего и нижнего водоводов, хотя весь маршрут установить не удалось.

Sussita Water Supply System 004Сохранившиеся «позвонки» нижнего водовода (2013, вверху). Секция водовода в Восточных воротах (2020, внизу)

Христианские храмы и некоторые жилые дома имели независимые источники водоснабжения: дождевая вода с крыш собиралась в подземные водосборники (цистерны).

В начале июля 2020 года при раскопках перед восточными воротами, было найдено каменное звено основного римского многокилометрового акведука в Гиппос-Суситу, а также фрагменты двух керамических водоводов, вероятно, имевших небольшую протяжённость. Один из керамических водоводов, проложенных под землёй и использовавший принцип обратного сифона для подачи воды наверх к восточным воротам, со временем, вышел из строя; причину неполадок обнаружить не удалось, и новые керамические трубы были проложены практически по поверхности земли. Любопытно, что трубы, шедшие под землёй, были залиты бетоном, чтобы выдержать давление в несколько атмосфер, возникающее при работе сифона.


Звено каменного  водовода (июль, 2020)

Был ли подземный глиняный акведук тем самым, первым, протянутым от источника Афик пока неясно – ответ может дать только датировка цемента.

В траншее, где шёл каменный водовод, других звеньев обнаружить не удалось. Есть версия, что ещё в конце VII века, когда акведук уже «не работал», да и город, по сути, не существовал, многие звенья были перенесены в Бейт-Иерах / Sinn en-Nabra (Синнабрис), стоящий на юго-западе Галилейского моря, на строительство Омейядского дворца (от которого тоже сохранились крупицы).

Sussita Water Supply System 001
Основной акведук в Суситу. Неясные участки обозначены, как “approximate route” (согл. Х. Бен Давид, 1989)

Восточные городские ворота (EG)

Восточные ворота располагались на краю скалы, возвышавшейся над седловиной, связывающей Гиппос, с западными склонами Голанских высот. Отсюда можно было направиться на восток в Сирию или на юг, к примеру, в Гадару (сегодняшний иорданский Умм Кайс), ближайший полис Десятиградья, стоявший на левом берегу реки Ярмук. К воротам вела мощёная базальтом и украшенная колоннадой главная городская улица Декуманус Максимус. Они имели ширину 3.20 м, а по их сторонам располагались выступавшие наружу для лучшего обзора квадратная и круглая башни.

Невысокая квадратная северо-восточная башня, сечением 3.5 х 3.5 м, стояла над седловиной, а доминирующая круглая юго-западная, внешним диаметром – 8, и внутренним – 4.80 м, контролировала подходы к городу. Отсутствие симметрии в конструкции ворот вызвано особенностями рельефа. Из круглой башни просматривалась территория к югу, востоку, а также, частично, к западу от Гиппоса (подъём со стороны Галилейского моря). Небольшая квадратная башня, в свою очередь, «надзирала» за проходом через ворота; её можно рассматривать как простое утолщение крепостной стены. Ворота были перекрыты цилиндрическим сводом.

Sussita East City Gate 004Sussita East City Gate 001
Реконструкция восточных ворот (согл. A. Segal et al., 2007; вверху). Остатки круглой башни (внизу)

Круглая башня построена из отёсанных базальтовых блоков без раствора. За исключением трёх нижних рядов при возведении использовалась чередующаяся кладка из продольных и поперечных блоков. Кладка нижнего ряда лицевая, блоки уложены на выровненное скальное основание. Второй ряд возведён с применением торцевой кладки. Кладка третьего ряда также лицевая, причём наружная сторона блоков имеет оригинальную полукруглую форму со ступенчатым профилем сверху; её верхняя грань – плоская, чтобы на кладку удобно ложились блоки четвёртого ряда

От круглой башни сохранились основание и несколько частично обрушившихся рядов кладки, а квадратная разрушена практически полностью. На левой стороне фасада ворот (со стороны круглой башни) видны три ряда кладки, а на правой – только один. Блоки круглой башни отёсаны без полей, а камни на фасаде имеют по периметру изящную рамку, часто встречаемую на Святой Земле. Позже ворота ремонтировали уже с использованием цемента.

План ворот был предложен в 1952 году археологом Г. Якоби (H. Yacobi). По-видимому, они были построены в I веке, в сроки схожие с возведением ворот Гадары и Тверии (можно сравнить конструкции). Воротам был нанесён серьёзный ущерб при строительстве ЦАХАЛом оборонительных сооружений на границе с Сирией в 1950-е годы.

За воротами справа можно заметить небольшую, мощёную базальтовыми плитами, перевалочную площадку. Напротив, с левой стороны, на возвышенности над развалинами круглой башни, видим две выложенные базальтом и изначально закрытые базальтовыми плитами византийские могилы, в которых были найдены останки не менее 34 человек, уложенных друг на друга головой на восток. Вероятное время захоронения – VI век. После обнаружения, кости несколько лет хранились в одном из тель-авивских подвалов, но позже были возвращены на историческое место – в одну из могил. Возможно, это были жертвы одной из эпидемий, таких, к примеру, как «чума Юстиниана», от которой только в Европе в VI–VIII веках погибли десятки миллионов человек1.

Hippos - Sussita 001Sussita East City Gate 005 rus
Две византийские могилы к юго-западу от Восточных ворот (2013, вверху). План ворот (согл. A. Segal et al., 2004, внизу)

В 50 м к северу от ворот прямо над седловиной, встроенная в городскую стену, возвышалась ещё одна несохранившаяся квадратная башня. Сама же седловина остаётся заминированной с 1948 – 1967 годов.

Западные городские ворота (WG)

Через западные ворота, выходившие вниз к Галилейскому морю, можно было попасть на сельскохозяйственные поля и в гавань, располагавшуюся южнее кибуца Эйн-Гев, а оттуда переправиться на лодках в Магдалу и Тверию. Ворота практически не сохранились, и остаются малоизученными. Остатки входившей в комплекс ворот квадратной башни и сейчас заметны справа от грунтовки, ведущей из Гиппоса в Эйн-Гев.

Hippos - Sussita 008
Остатки Западных городских ворот (2011)

Кафедральный Собор (SEC)

Кафедральный собор – название, данное археологами – находится слева от дороги, ведущей от восточных ворот к Форуму, сразу за перестраиваемой Управлением парков бывшей столовой ЦАХАЛа. Собор состоит из двух трёхнефных храмов с общей продольной стеной, в меньшем из которых – северном, – граничащем с улицей Декуманус Максимус, проводились таинства крещения. В центральной апсиде этого храма была устроена круглая купель, вода в которую подавалась по свинцовой трубе (остатки которой видны), и поэтому храм принято называть баптистерием.

Южнее баптистерия расположен главный храм с двумя рядами упавших гранитных колонн, проделавших долгий путь из Асуана (Египет) на Голанские высоты. Однако возможно, что, как и лежащие по соседству колонны с каннелюрами – это сполии из более древних построек.



Остатки армейской столовой, кафедрального собора и бруствера (A. Segal et al., 2009, вверху). Колонны Южного храма (внизу)

В северном и южном храмах сохранились фрагменты напольных мозаик, а также большое количество архитектурных элементов: капителей, барабанов и т.п. Как видно из снимков, многие колонны лежат параллельно друг другу, в направлении на юго-запад, на одинаковом расстоянии от оснований, что говорит о силе подземного толчка 18 января 749 года.

С 359 года Гиппос стал резиденцией епископа, а кафедральный собор, судя по монетам и схожим мозаикам в других ближневосточных храмах, появился в конце VI века. Похожую картину лежащих параллельно колонн можно видеть и в расположенном в 40 км южнее Гиппоса Скифополисе (Бейт-Шеане), также сметённом природным катаклизмом 749 года. В отличие от Гиппоса, Бейт-Шеан впоследствии был восстановлен, но так и не смог приблизиться к былому величию.


Мозаики и архитектурные элементы собора (2020)

В 1950-е годы, сразу после исследования Гиппоса археологом Клер Эпштейн, проведённых перед строительством армейской столовой, ЦАХАЛ возвёл вдоль южной границы собора сорокаметровый бруствер из смеси земли и архитектурных обломков для защиты от сирийских снайперов. В результате, культурные слои были нарушены, и за истекшие десятки лет размывавшие бруствер зимние дожди покрыли территорию собора толстым слоем наноса. Его начали расчищать только в 2009 году, и первыми открытиями археологов стали предметы израильского военного снаряжения. Обнаружилось также – за что спасибо К. Эпштейн – что с целью сохранения мозаик пол северного нефа баптистерия был укрыт слоем земли, толщиной около 30 см.

30 января 2023 года сайт Bible History Daily опубликовал новые данные о раскопках и реконструкциях собора. В статье напоминается о том, что в Сусите было 7 христианских храмов, но не все они действовали одновременно. В строительстве собора, очевидно, использовались блоки и колонны из языческих городских храмов и сооружений, разрушенных катастрофическим землетрясением 363 года, когда, видимо, и начался период заката Суситы и, строго говоря, город в своём античном великолепии перестал существовать. Но христианская Сусита развивалась, как могла, и продержалась до 749 года, когда ещё одно землетрясение положило конец существованию города. В мусульманском окружении, при разрыве связей с Константинополем и торговых цепочек, у обедневшего христианского населения уже не было возможности отстроить город заново. И главным городом на берегах Галилейского моря окончательно стала расположенная напротив Тверия.

Археологические реконструкции собора предполагают, что он был важен не только своими размерами, но и функцией ключевого места для местных ритуалов крещения. В то время как в других ранних церквях можно было видеть купели для крещения или небольшие часовни, собор мог похвастаться большим фотистерионом (греч. φωτιστήριον, букв. место просвещения Светом Христовым), особым залом, предназначенным для обрядов крещения. Один только этот зал имел размеры почти 12 x 18 м. Здесь, вероятно, крестили взрослых.

В дополнение к фотистериону команда также обнаружила крестильную часовню меньшего размера в южном крыле собора. В этой небольшой часовне была мраморная алтарная преграда и маленькая купель для крещения, которая, скорее всего, использовалась для крещения детей.

Что же касается главного здания, то оно, безусловно, было самым изысканным в городе. Украшенное красно-белым мраморным полом с плитами, уложенными в шахматном порядке, и ярко оштукатуренными стенами, двухэтажное пространство молельного зала (наоса) представляло собой впечатляющее зрелище. Вдоль нефа стояли два ряда гранитных колонн, увенчанных богато украшенными мраморными капителями. Эти колонны, окрашенные в розовый и зеленый цвета, добавляли собору ещё больше красок. Всего археологи насчитали 18 колонн, каждая высотой более 4.5 м и весом почти 4 тонны.

К слову, в строительстве собора видны два этапа, возможно, разделённые десятилетиями или столетиями (ранний слой находится примерно на 60 см ниже более позднего). В этом археологам ещё предстоит разобраться.


Реконструкция собора (https://www.biblicalarchaeology.org/)

Стены, Римский бастион, Южные бани и бани на улице Декуманос Максимус

Как и другие города Декаполиса, Гиппос был окружён стеной, остатки которой сохранились. Стена римского периода сложена по системе “opus quadratum” – двойная стена из блоков с заполненным промежутком. В качестве наполнителя мог использоваться бетон и другая забутовка. Стены строились из тщательно обработанных и подогнанных базальтовых блоков. Лицевая сторона блоков имеет изящную рамку по краям. Подобная отёска была типична для Святой Земли ещё с эпохи эллинизма, однако строительным материалом, как правило, служил относительно мягкий известняк, а не прочный базальт.

Hippos - Sussita NW 001Hippos - Sussita 003
Фрагмент римской кладки из базальтовых блоков (вверху). Остатки каземата с бойницей (внизу)~

В центре южной стены находился так называемый «римский бастион» из почти двухметровых базальтовых блоков, общей протяжённостью 45 м. Бастион состоял из пяти сводчатых помещений с бойницами (казематов) и одной башни. Если смотреть на север, то слева направо мы видим сводчатое помещение (каземат), затем башню, и ещё четыре каземата. Своды когда-то поддерживали верхние несохранившиеся укрепления.

Hippos - Sussita 005

След римского легионера (2014, вверху). Южные бани: в правом верхнем углу видны остатки гиппокауста (2020, внизу)

Неподалёку от бастиона сохранился отпечаток сандалии-калиги римского легионера, наступившего две тысячи лет назад на незастывшее цементное покрытие (сейчас этот след скрыт под слоем песка).

Выше по склону, гранича с северной стеной бастиона, на расстоянии 40 м от форума, находился комплекс южных бань, с раскопанной системой обогрева по принципу гипокауста. Гипокауст представлял собой печь, расположенную за пределами отапливаемого помещения, имевшую систему каналов и труб, проводивших тёплый воздух под пол и в стены здания. Восточнее, были построены ещё одни бани, примыкавшие к улице Декуманус Максимус на участке между Кафедральным собором и форумом. От этих терм сохранились, к примеру, остатки оштукатуренного бассейна “natatio”. Поскольку акведук проходил под улицей Декуманус Максимус доставить воду в бани было несложно. Кроме этого, вода из бань не мешала защитникам бастиона, ведь речь идёт о разных исторических эпохах – к моменту возведения терм бастион уже не использовался по прямому назначению.~

Центральная площадь (Форум, Forum)

Центральная площадь (форум), вымощенная тщательно подогнанными базальтовыми блоками, примерным размером 0.40 x 0.70 м каждый, была главным общественным местом города. Здесь расчищено около 330 кв. м мощения. На блоках хорошо заметны знаки гильдий каменщиков. Обрабатывать базальт было непросто, поэтому такие знаки можно оценивать, как символ мастерства каменотёсов.

Sussita Forum 2009-1
Панорама форума; слева – городской водосборник (цистерна) и остатки языческого храма (Kalybe); справа – эллинистический комплекс (A. Segal et al., 2009, вверху). Спуск к цистерне (2020, внизу)

В юго-восточной части форума был построен городской водосборник (цистерна), к которой подходил акведук. Глубина воды в водосборнике могла достигать 9 м. В цистерну ведёт лестница, имеющая L-образную форму. Её верхняя секция (семь ступеней) направлена на юг, а нижняя – на запад. Секции соединяются площадкой, размером 1 x 2.5 м, достаточно большой, чтобы пришедшие за водой люди могли разойтись. Верхняя секция сохранилась полностью, а от нижней остались нетронутыми шесть нижних ступеней. Водосборник сложен из известняка, вытянут вдоль южной границы форума, имеет размеры 20 х 6 м и неплохо сохранился. Западная граница водосборника практически доходит до восточной стены прямоугольного здания римской эпохи, которое, как считают специалисты, было небольшим языческим храмом культа императора – калибе (kalybe).


Реконструкция возможного входа из Форума на Теменос (Sbeitla, Тунис, ca 139 CE; A. Segal et al, 2007; fig. 39)

Северо-западная часть форума была серьёзно повреждена в результате работ, проведённых ЦАХАЛом в 1950-х годах. Где проходила его северная граница неизвестно, но предполагается, что мощение продолжалось до несохранившейся южной стены эллинистического комплекса (теменоса). Южная граница мощения, по-видимому, доходила до склона холма (естественная граница), на востоке – граничила с банями, а на западе – с калибе

На одной из сохранившихся мраморных колонн можно прочесть адрес «посланнику города», автором которого, как следует из текста, были Элий Кальпурниан (Aelius Calpurnianus) и его жена, Домиция Ульпия (Domitia Ulpia) (238–239 годы). Примерный перевод текста гласит:

«Удачи. Элий Кальпурниан, бывший управляющий (cornicularius – И.Ц.) фискального прокуратора (procurator summarum rationum – И.Ц.) и Домиция Ульпия, женщина высокого положения (matrona stolata – И.Ц.), его супруга, <воздвигли памятник> посланнику родного города. В году 302, <месяце> Диос, <день> 8»

На вершине колонны, по-видимому, стоял памятник или бюст, который не сохранился. Интересно, что адрес не содержит имени посланника города. Скорее всего, оно было упомянуто в другом тексте, пока не найденном.


Знаки римских или византийских каменщиков (или строительные марки) на плитах мощения Форума и главной улицы Декуманос Максимус (фото получено от туристов, 2016)

Римский храм культа императора («калибе») или нимфеон

К западу от форума стояло прямоугольное римское здание, от которого сохранился сплошной фрагмент, сложенный из обработанных базальтовых блоков, без раствора. Высота руин – около 3 м. Здание построено в конце II – начале III веков, что следует из типологического анализа, нумизматических и архитектурных находок, а также сравнения с подобными сооружениями в Сирии (см. А. Segal, the “Kalybe Structures”). По одной из версий – это небольшой храм культа императора – калибе (kalybe), аналогичный обнаруженным в Босре и Филиппополисе (Сирия). По другой – это  городской фонтан – нимфеон (нимфеум), подобный найденным в Герасе, Босре и Бейт-Шеане. Однако несмотря на близость городского водосборника в здании не было обнаружено ничего, что свидетельствовало бы о применении воды

Здание имеет размер 9 х 18 м и вытянуто с севера на юг. В центре обращённой к форуму восточной стены находится полукруглая апсида, крытая полукупольным сводом (конхой). Пол апсиды на метр (два ряда кладки) превышает уровень форума, её максимальная ширина – 6.7 м. Внутри апсиды видна лестница из трёх ступенек, внешний контур которых совпадает с полукруглой формой апсиды, а в центре средней сделана ниша, шириной один метр. На противоположной, западной, стороне здания, на расстоянии 2 м от северо-западного угла, находится вход в храм, шириной 90 см, ведущий к мощёной базальтом площадке, размером 1 х 3.5 м. Отсюда в восточном направлении поднимается лестничный марш из семи ступенек, заканчивающийся мощёной площадкой, от которой, вероятно, начинался ещё один несохранившийся марш, направленный на запад, параллельно нижнему. В апсиде, скорее всего, стояла скульптура императора.

Kalybe 001
Филиппополис (Сирия). Реконструкция Калибе (рис. E. Ben-Dov. согл. А. Segal, The “Kalybe Structures”, p. 99)

Северо-Западная церковь (NWC)

Северо-Западная церковь, изучавшаяся польскими специалистами, представляет собой трёхнефную базилику, площадью около 277 кв. м. Пол храма выложен мозаикой с растительным и геометрическим орнаментом; сохранились также две короткие греческие надписи. Судя по схожим мозаикам других храмов Сирии и Палестины покрытие можно датировать примерно 580 годом. В алтаре были обнаружены два реликвария, что говорит о том, что здесь находился мартирий – место почитания мученика (или мучеников).

Sussita North West Church 001Sussita North West Church 002
План Северо-Западной церкви — обратите внимание на П-образную форму алтарной преграды (A. Segal et al., 2007, вверху). Панорама храма (внизу)

Как и в других храмах Гиппоса алтарь северо-западного храма был отделён от наоса невысоким каменным парапетом (алтарной преградой, англ. chancel screen). Древнейшие алтарные преграды выдвигались в центральный неф в виде буквы «П», что мы здесь и наблюдаем. Первоначально они были металлическими решётками, а затем вместо решёток стали использовать мраморные плиты. Вся конструкция оставалась прозрачной, и верующие в храме, могли наблюдать за происходящим в алтаре. Впоследствии форма алтарной преграды усложнилась, и только после окончания периода иконоборчества2 в оформлении преграды стали использовать иконы, и появился знакомый нам иконостас.

Примыкающее к южному нефу крыло храма было разделено на три помещения, в которых находились диаконник (ризница, гр. διακονικών) – комната для хранения церковной утвари, литургических книг и облачений, чаще занимавшее южную апсиду трёхнефных храмов, и продуктовый склад. Крыло оказалось богато находками, начиная от железных сельскохозяйственных инструментов, до сосудов различных эпох, таких как красивый медный кувшин периода Омейядов, что доказывает, что храм продолжал функционировать в VIII веке.


Остатки бемы северо-западного храма в Музее Р. Гехта (Хайфа, 2020). На полу под светильником в виде голубя можно видеть ковчежец-реликварий, разделённный на три части, в средней из которых находится стеклянная бутылочка-мощевик

Справа от входа в храм находятся две базальтовые гробницы. Кроме этого, при раскопках были обнаружены фрагменты скелетов пожилой женщины и ребёнка 5-7 лет. Возможно, их погребло под руинами землетрясение 749 года. Раскопки храма были завершены в 2008 году, но работы по консервации продолжались и позже.


Реконструкция северо-западной церкви (M. Burdajewicz, “Ex Oriente Lux”, стр. 346)

Большой интерес вызвал найденный в 2013 году к югу от упомянутой хозяйственной пристройки (крыла), в районе монастырской винодельни, византийский латунный грузик с крестом, позже залитым тонким слоем железа и олова, скорее всего, новыми мусульманскими властями. То, что подобные помещения продолжали использоваться совместно, говорит об относительно мирном сосуществовании омейядских арабов с остатками христианского населения. Вес грузика: 6 унций (oungiai), что составляет примерно 159.00 гр. На золотистом латунном фоне мы видим цветочный орнамент, а также контуры колонн, капители и арку. Медью поверх латуни выполнены «сердцевина» колонн, середина арки и «Голгофа». Есть также несколько серебряных деталей: крест, буквы Го и S. и др. Примерно половину «замазки» из олова и свинца реставраторы сумели убрать, поэтому мы и видим крест.

Вес имеет почти квадратную форму, со скошенными краями, его высота – 43 мм, ширина –  45 мм, толщина – 10 мм, а масса – 158.85 г. (6 унций, что видно по буквам Го и S; см. IEJ 68, 2018, p. 82). Крест над полукруглым или ступенчатым подиумом в арке (или эдикуле), часто изображаемый на византийских штампах, гирьках, алтарных преградах и др. обычно интерпретируется как Истинный крест над Голгофой в Храме Воскресения Христова (там же, стр. 82). На обратной стороне груза мы видим круглую серебряную вставку, диаметром 6 мм и толщиной 0.6–0.7 мм, расположенную в центре и выступающую на 0.2 мм над поверхностью.

Этот вес является самым изящным из 31 металлических грузиков разных эпох, найденных до сих пор в Гиппосе. Вполне вероятно, что он был «официальным», используемым городской администрацией или начальством северо-западной церкви.


Грузик из северо-западной церкви. Музей Р. Гехта, Хайфа (слева). Груз после очистки (IEJ 68, 2018, pp. 84, 86; в центре и справа)

Уже в VII веке Табария (Тверия) перехватила статус местного центра, и неудивительно, что среди 55 монет, найденных (до 2013 г.) в Гиппосе и относящихся к раннему исламскому периоду (636–750 гг.), преобладающее число (10 монет) отчеканены в Тверии.~

Северо-Восточная церковь (NEC) и соседние жилые кварталы (NIP)

Приблизительно в пятидесяти метрах восточнее северо-западной церкви находятся остатки другого трёхнефного храма, схожего по планировке, но меньшего по размерам: северо-восточной церкви, изучавшейся специалистами университета Конкордия, в главе с проф. Марком Шулером. В исследованиях применялись современные технологии, включая использование 3-D сканера, арендованного у израильской фирмы Mabat 3D Technologies Ltd. (Тират ха-Кармель). Удивительными находками стали обнаруженные в районе бемы два захоронения.

Sussita NEC Compound 001 (2009)
План северо-восточной церкви (2007, вверху). Общий вид храма. В южном нефе заметен саркофаг, а восточнее, в «северном жилом квартале» – горловина водосборника (A. Segal et al., 2009, внизу)

В конце южного нефа был найден закрытый известняковый саркофаг с мощами страдавшей остеопорозом женщины в возрасте около 60-ти лет, по-видимому, местной святой. Археологи считают захоронение первичным, но не знают, кем она была. Такой выставленный на обозрение саркофаг не имеет аналогов на Святой Земле.

Другое захоронение было обнаружено под главной апсидой, недалеко от синфронона (возвышения в апсиде для епископа и пресвитеров), под штучной мозаикой (“opus sectile”) мощения. Это был каменный саркофаг с фрагментами мощей, под которым, по предположению М. Шулера, ранее размещался ещё один, несохранившийся. Не исключено, что последний был сделан из свинца, как и его ливанские аналоги. Всего в этой «каменной могиле» найдены останки не менее 12 мужчин и женщин: 9 и 3, соответственно, включая одного ребёнка в возрасте до года, что видно по строению зубов и таза. Все скелеты расчленены, от некоторых остались лишь фрагменты.

Даже учитывая влажный климат, поверхностное расположение и естественные процессы разложения, очевидно, что такое фрагментирование неслучайно. Археологи полагают, что частички мощей неоднократно извлекались, что говорит об их почитании. Кроме этого, продажа мощей могла финансово поддерживать сообщество в условиях упадка жизни в последние годы существования Гиппоса. Многочисленность костных фрагментов свидетельствует о том, что северо-восточный храм, возможно, входил в комплекс монастыря.


Остатки мозаик северо-восточного храма (2020)

Из других находок отметим хорошо сохранившийся на всём протяжении северного нефа мозаичный пол, ныне скрытый от вандалов под слоем грунта, но иногда обнажающийся под действием дождей. В целом, сходство мозаик северо-восточной и северо-западной церквей, баптистерия Кафедрального собора, храма монастыря в Хирбет Самра (Иордания) и баптистерия в Курси позволяет датировать храм концом VI века. Учёные считают, что северо-восточная церковь, по-видимому, перестала функционировать ещё до землетрясения 749 года, но частички мощей могли использоваться в богослужениях в северо-западном храме.

Юго-западнее северо-восточного храма, в базальтовом мощении маленькой площади («пьяццы»), примыкающей к улице, на которой стоит храм, в 2009 году была найдена плита с памятным адресом римскому консуляру (Юлию) Тарию Тициану (Iulius Tarius Titianus). Очевидно, что это её вторичное использование, уже в византийское время. Ввиду низкого качества надписи – неравномерности букв и малой глубины прорисовки – плиту было решено оставить на месте, и её нетрудно найти. Греческий текст на камне, размером 37 х 55.5 см, гласит:

«Дорогой Фортуне («Агате Тихе» – И.Ц.). Аврелий Гераклит (чествует) Тария Титиана, нашего прославленного консуляра»


Саркофаг в северно-восточной церкви (2020)

Размер плиты до её применения в мощении неизвестен. Консуляр (бывший консул) – это почётное звание в Древнем Риме, особенно, в эпоху Республики. Важнее консуляров были только бывшие цензоры и диктаторы, находившиеся на первых местах в списках Сената и сидевшие впереди них, к примеру, в театре.

Sussita North East Church Compound 006
Sussita North East Church Compound 004Tyche 2010-1
Памятный адрес Тарию Тициану (вверху). Мозаики северного нефа (A. Segal et al., 2009, в середине). Фрагмент фрески богини Тихе (A. Segal et al., 2010, внизу)

Во времена империи, когда не стало магистратур, цензоров и диктаторов, этот титул, ставший самым почётным для подданных императора, мог дароваться и тем, кто не исполнял обязанности консула, то есть не занимал высшую годичную магистратуру. В позднеримский период консуляров посылали губернаторам в провинции, поэтому Тарий Тициан, по-видимому, был губернатором провинции Сирия-Палестина. Датировка надписи является предметом дискуссии, возможны два варианта: середина 190-х годов или, примерно, 212 год (обсуждение этого вопроса см. в A. Segal et al., 2009).

Северо-восточнее храма был раскопан богатый дом (North Insula, NIP), площадью не менее 375 кв. м не считая сада, во дворике которого располагался угловой полукруглый фонтан. Исходя из размеров эту территорию иногда называют северным жилым кварталом.


Раскопки дома с фонтаном. Район обнаружения фрески (M. Eisenberg, 2010)

Дождевая вода для фонтана собиралась с крыш зданий. Возможно, что дом принадлежал епископу церкви или игумену монастыря. Примыкающий к фонтану дворик имеет типичное для Гиппоса мозаичное мощение. В ходе расчистки мозаики археологи подвинули одну из колонн и нашли под ней известняковую плиту (24 х 38 х 22 см) с сохранившимся фрагментом фрески с изображением богини Тихе (Фортуны). У богини отсутствуют левая щека, половина левого уха и всё, что находится ниже верхней губы. Где изначально находилась фреска неясно. Сейчас её можно видеть на постоянной выставке, посвящённой раскопкам в Гиппосе-Сусите в хайфском музее Р. Гехта.

Базилика (BSL)

Базилика – большое римское общественное здание с колоннами, стояла к северу от форума между будущими северо-западным и северо-восточным храмам. Она сохранилась очень плохо, но, по-видимому, её внешний вид напоминал аналогичные сооружения в Помпеях и др.

Это был центр городской торговли. Основания и барабаны колонн, коринфские капители, карнизы – всё было сделано из базальта и покрыто декоративной штукатуркой. На барабанах колонн можно видеть объёмный спиралевидный рисунок – имитацию мрамора с помощью стукко. Эта техника широко применялась в эллинистической и римской архитектуре. По найденным монетам и последующей застройке можно проследить за судьбой базилики: она было возведена в I–II веках, разрушена землетрясением 363 года и больше не восстанавливалась. Примерно через 20 лет район был заселён поверх руин, вне связи с этим сооружением.

BSL 2010-3
Sussita - EHC - 2009-2
Базилика в Помпеях (A. Segal et al., 2010, вверху). Городской центр: внизу справа видны руины базилики (A. Segal et al., 2009, внизу)

Часть колонн «для иллюстрации» восстановлены до уровня нескольких метров, хотя их первоначальная высота могла достигать 10 м.

Базилика. Остатки фресок (2020, вверху); вид с востока (2020, внизу)
Подвеска в виде голубя, обнаруженная при раскопках базилики на скелете женщины, возрастом около 30 лет (музей Р. Гехта, Хайфа).

Эллинистический комплекс (Hellenistic Sanctuary, HC)

Одна их старейших частей города – эллинистический комплекс или теменос (др.-греч. τέμενος) – священное место возле языческого храма – находится в самом сердце Гиппоса и располагается к северу от форума. Ещё севернее стоял несохранившийся храм (или храмы), а сейчас можно видеть остатки римской базилики и северо-западной церкви. Археологи датируют начало строительства комплекса II-м веком до н. э. Южная и западная границы теменоса хорошо изучены, а расположение северной и восточной остаётся неясным. Сохранились два сегмента стен из обработанных известняковых блоков: 15 м западной стены и 40 м южной.

Susita EHC 2009-1Gat2_Final[6]
Восстановленная колонна базилики с элементами стукко (A. Segal et al., 2010, слева). Реконструкция винодельни (Michael Eisenberg, личная переписка, справа)

Сложно определить точные размеры и форму комплекса, но фрагменты стен позволяют считать, что это было прямоугольное пространство, вымощенное базальтовыми плитами и окружённое колоннадой. Об этом говорят ограничивающие территорию с юга и запада секции известняковых стилобатов (верхних поверхностей цоколя), основания и барабаны колонн, и другие подобные элементы. По фрагментам капителей, пилястров, карнизов и барабанов можно судить, что в эллинистический период здесь стояло общественное здание (храм?) из известняка, на месте которого в римскую эпоху появилось новое, из базальта. Обнаруженный в центре теменоса ступенчатый подиум, по-видимому, также связан с этим зданием. Базальтовые блоки уже римской постройки были использованы при возведении северо-западного храма, что свидетельствует о духовной важности места. В наши дни, к северу от форума, мы видим остатки винодельни византийского периода с двумя ваннами для брожения. Рядом найдены следы маслодавильни и фрагменты театральных масок эпохи эллинизма.

Одеон (Odeon, BLT)

В конце десятого сезона раскопок (2009) археологи поняли назначение полукруглого общественного здания римского периода, стоявшего к северо-западу от форума. Было установлено, что это одеон (др. греч. Ōideion, букв. «место для пения») – крытый мини-театр, вместимостью около 600 зрителей. В римском мире подобные постройки использовались для музыкальных шоу, певческих конкурсов, чтения стихов, соревнований поэтов и репетиций певцов.

Sussita Odeion 2009 002Sussita Odeion 2009 003
Реконструкция одеона (A. Segal et al., 2010)

Малые размеры певческих театров объясняют качеством звука и тщательным подбором аудитории. Такие мини-театры были широко распространены в Средиземноморье, но одеон Гиппоса, построенный напротив юго-западного жилого квартала стал первым, обнаруженным на Святой Земле.


Одеон (2020)

Изучение керамики и монет, наряду с проведёнными стратиграфическими исследованиями, показали, что одеон был построен в конце I века до н. э., функционировал до середины IV века, после чего был разобран. Причинами могли стать следствия землетрясения 363 года и влияние христианского духовенства, не поощрявшего увлечения «эстрадной» музыкой, причём по времени эти факторы могли совпасть.

Постепенно, вокруг бывшего мини-театра появились захоронения и новые постройки. К примеру, с восточной стороны к зданию примыкают две могилы, а над южным проходом к «оркестре» (“aditus maximus”) и частью сцены, примерно в 600-м году была возведена погребальная часовня, пол которой через 100 лет был украшен мозаикой. После жарких споров, остатки часовни и мозаика были демонтированы в 2010 году с целью лучшего показа одеона. Главным аргументом стало то, что на Святой Земле найдены сотни византийских часовен и храмов, и лишь единицы певческих театров: в Ашкелоне и, возможно, в Бейт-Шеане, Иерусалиме, Кейсарии и Хамат Гадере.

Декуманос Максимус (Decumanus Maximus)

Главная улица Гиппоса соединяет западные городские ворота с восточными. В её мощении использованы положенные под углом (чтобы в стыках не застревали колёса) базальтовые плиты. Длина улицы – более 600 м. Под улицей проходили секции акведука, а на мостовой имелись люки для их очистки.


Ул. Декуманус Максимус (2020, вверху). «Табула ансата» на плитах мощения (2020, внизу)

В римском городском планировании decumanus – это улицы, ориентированные в направлении запад-восток, причём главный «декуман» назывался Декуманус Максимус. В римском военном лагере (каструме) виа декумана или децимана (десятая) отделяла десятую когорту от девятой так же, как виа кинтана пятую когорту от шестой (Вики). В Гиппосе на Декуманус Максимус выходило не менее четырёх перпендикулярных ей улиц Кардо (Cardines), не считая переулка, который шёл к одеону, стоявшему в 25 м севернее этой магистрали. Участок улицы от одеона до западных ворот остаётся малоизученным.


Знак римских или византийских каменщиков (фото от туристов; 2016, вверху). Деталь карниза, найденная на улице Декуманус Максимус, и напоминающая архитектурные фрагменты мавзолея (музей Р. Гехта, 2020; внизу)

Sussita Decumanus Magnus 001
Sussita Forum 2007 001
Мощение улицы Декуманос Максимус (2013, вверху); Форум и улица Декуманос Максимус (вид на восток) (A. Segal et al., 2007; внизу)

Юго-западная церковь (SWC)

Эта самая красивая церковь Гиппоса находится в относительно малодоступном месте, на возвышенности, в удалении от улицы Декуманус Максимус, посреди ещё не раскопанных жилых кварталов. Её удивительные мозаики с посвятительными надписями и рисунками (рыб, корзин с хлебами, этрогами и гранатами) сейчас скрыты от вандалов слоем песка. То, что корзин на мозаике оказалось ровно 12 в своё время вызвало у журналистов ажиотаж:

«…И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей» (Матф.14:19-21),

хотя «настоящее» насыщение происходило, вероятнее всего, на берегу моря, без карабканья на 300 м в гору.


Общий вид храма (вверху); остатки черепицы с крыши в наосе храма (в центре); алтарная часть (внизу). Все снимки – 2020 год

Бема храма была раскопана в 2005 году; тогда же обнаружилась и голова барана от расколотой П-образной мраморной алтарной преграды с изображением (рельефом) этих животных.


Панорама храма (2019, дар М. Айзенберга; слева). Надпись в алтаре: «Дар Симона пресвитера, 2007)



Реставратор Яна Виткалова за работой (2019)

Церковь несколько раз перестраивалась, а в VII веке окончательно сгорела. Власть была мусульманская, «поднимали голову» Табария и Фик, Сусита хирела, и её оставшееся население, по-видимому, группировалось вокруг бывшего форума и северо-западной церкви. Согласно иной версии храм сожгли персы в 614 году.

Другие названия юго-западного храма: «Сгоревшая (англ. burned)  церковь» и «Церковь св. Феодора» или «мученика Феодора». Основная очистка и консервация стен и мозаик были выполнены в 2019 году, но работы продолжились и в последующем.

О некоторых новых находках (2022) можно прочесть здесь. В частности, уточняется, что, как видно из надписей, мозаики церкви мученика Феодора были созданы около 556 г. н.э. К несчастью для общины, церковь просуществовала недолго, так как находки внутри церкви указывают на то, что она была сожжена во время персидского вторжения Сасанидов (около 614 г. н.э.). Именно слой разрушения от этого события дал храму название «Сожженная церковь». Однако нам по-прежнему кажется, что расположенный в скученном бедном районе «нижнего» Гиппоса храм мог сгореть в конце VI – середине VII века и по «естественным» причинам, хотя в соседнем Курси персы зверствовали вовсю.

Места Захоронений (Tombs)

Внутригородские могилы обнаружены, в основном, в трёх местах: в северо-восточном и северо-западном храмах, а также – коллективное захоронение – на холме к западу от восточных ворот, где в двойной, выложенной базальтом, могиле найдены останки ок. 34-х человек. Несколько могил расположены в районе одеона, в том числе, под участком бывшей сцены, над которой была построена разобранная при раскопках погребальная часовня. Главное же городское кладбище – южный некрополь (Southern Necropolis) – располагалось юго-западнее Гиппоса, ближе к Галилейскому морю. О «львином» мавзолее и комплексе захоронений перед восточными воротами см. ниже.


Остатки базальтовых надгробных памятников из Южного Некрополя (музей Р. Гехта, 2020)

Раскопки перед Восточными воротами

Новые (после 2014 года) раскопки сразу бросаются в глаза по дороге от верхней парковки к восточным воротам. Это, прежде всего, т. н. «львиный» (по найденной скульптуре льва) мавзолей и некрополь, расположенные с правой стороны от тропы вниз по склону. Далее, пересекающие тропу остатки рва и, хорошо заметные с левой стороны, руины внешней городской стены, идущей в сторону римского бастиона и Пропилей (Propylaeum, парадный вход в город), с арочным портиком. К сожалению, Пропилеи были разрушены землетрясением 363 года и окончательно не восстановлены. При раскопках западной башни Пропилей и была найдена упомянутая выше маска Пана.

«Львиный» мавзолей и некрополь

Остатки базальтового мавзолея находятся по пути к восточным воротам, с правой (восточной) стороны, вниз по склону. Обнаруженная при раскопках скульптура льва демонстрируется в музее Р. Гехта при Хайфском университете. На месте раскопок хорошо видны белый (привезённый издалека?) известняковый саркофаг и одна или несколько выложенных базальтом могил, подобных найденным внутри города.


Раскопки мавзолея (2020, вверху). Деталь мавзолея (2020, внизу)


Лев из раскопок мавзолея (музей Р. Гехта, Хайфа, 2020)


Раскопки мавзолея. Саркофаг  (2020, вверху). Византийские (?) могилы (2020, внизу)

Не доходя до мавзолея, с правой стороны, ведутся раскопки давно разграбленных и разрушенных капитальных погребальных строений, размером примерно 5.5 x 5.5 м, сложенных из отёсанных известняковых блоков, с «рамкой» по периметру на лицевой стороне. Найдены также остатки нескольких водоводов (2020).


Архитектурные элементы мавзолея (2020)

Пропилеи (Propylaeum), бани и театр

Остатки Пропилей (Propylaeum) с арочным портиком находятся слева от тропы, ведущей к Восточным воротам, вниз по склону. Севернее, в направлении восточных ворот, можно видеть пока ещё не раскопанные бани и театр.


Зона раскопок перед Восточными воротами (M. Eisenberg, 2019). В 2020 году здесь раскопаны погребальные сооружения, размером ок. 5.5 х 5.5 м

Пропилеи служили парадным входом в Гиппос; они сильно пострадали в результате землетрясения 363 года и восстанавливались лишь частично. При раскопках западной башни Пропилей и была найдена упомянутая выше маска Пана.


Трубы бассейна/фонтана к востоку от Пропилей (2020, вверху). Раскопки бассейна (M. Eisenberg, 2019; внизу)


Пропилеи. Район раскопок (2020, вверху). Место обнаружения маски Пана (M. Eisenberg, 2019; внизу)


Реконструкция Пропилей (M. Eisenberg, 2019)

Монеты (Coins)

Самая древняя из сотен найденных в Гиппосе монет относится к периоду царствования греческого правителя Египта Птолемея I Сотера (Ptolemy I Soter), покорившего Палестину примерно в 318 году до н. э., а одна из самых последних, не считая «современных», османских, – ко временам мамлюкского султана Насера Насреддина Хасана (Nasr Nasir-al-din Hasan) (1348). Среди монет есть, к примеру, относящиеся к эпохе правления хасмонейского этнарха и первосвященника Иоханана (Иоанна) Гиркана I (отца Александра Янная), а также племянника Салах ад-Дина аль-Азиза Усмана (конец XII – первая треть XIII веков), получившего Голаны как феодальный надел («икту») и с 1226 г. называвшего себя «султаном Баниаса».

Была в городе и своя чеканка.  Антиохия-Гиппос начала выпуск монет через несколько лет после того, как Сирия была захвачена римлянами. Как и многие другие города Святой Земли, Сирии и Трансиордании, Гиппос отсчитывал своё существование («эра») со времени начала чеканки, в данном случае, с 64 г. до н. э. Самая ранняя монета Антиохии-Гиппос, найденная до настоящего времени, датирована 38/7 г. до н. Монеты с портретами римских императоров были впервые отчеканены в Гиппосе во времена правления Нерона и датированы 67/8 годом н. э.. Монетный двор продолжал выпускать монеты нерегулярно до эпохи царствования развратного императора Элагабала (218–222 гг.), после чего чеканка прекратилась. Гиппос также выпускал монеты с рисунками, связанными с его религиозной жизнью и изображающими Тихе, Зевса и мифологического коня Пегаса. Монеты, выпущенные в Гиппосе, использовались, в основном, поблизости от города.

Крепость Таль (Tal Fortress)

Крепость Таль (Tal Fortress) – условное название, данное археологами – это малое укрепление (форт) на вершине невысокого холма, примерно в 300 м южнее Гиппоса, чуть южнее гряды, на которой расположено главное городское кладбище (южный некрополь). На западе холм обрывается в сторону Галилейского моря, а к северо-востоку от него проходит небольшое ущелье (вади), по которому враг мог  бы незаметно подобраться к восточным воротам.

Tal Fortress View 2010-1
Tal Fortress Plan 2010-1
Вид из Гиппоса в южном направлении (вверху). План крепости Таль (внизу). Согл. A. Segal et al., 2010

В ходе раскопок найдены остатки двора и стоявшей в его северной части четырёхугольной башни. Не исключено, что подобная башня располагалась и с южной стороны. Двор вытянут с севера на юг и имеет размеры около 24 х 19 м. При возведении форта использовались обработанные (базальтовые) и необработанные (известняковые и базальтовые) каменные блоки – свидетельство разных стадий строительства и долгой истории. Очевидно, что многие блоки были заимствованы из более ранних сооружений. Крепость защищала подступы к Гиппосу с юга и контролировала дорогу вдоль восточного побережья Галилейского моря. Форт был окружён стеной, остатки которой сохранились. В северную башню был вход со двора. В византийский период форт играл роль сельскохозяйственной фермы. Обнаруженная на территории крепости керамика датируется I в. до н. э. – VIII в. н.э. (концом существования Гиппоса), а монеты – II–V вв.

Tal Fortress 2010-2
Крепость Таль – северная башня (A. Segal et al., 2010)

В 2012 году специалисты Хайфского университета сделали здесь любопытную находку: вытесанное на надгробном обелиске из базальта изображение местного жителя, по-видимому, III века. Рельеф обнаружили при расчистке одной из стен крепости – камень лежал поверх отёсанных базальтовых блоков, и был, очевидно, заимствован с соседнего кладбища в качестве строительного материала. Поскольку базальт – очень твёрдый материал, умение горожан делать из него портретные изображения заслуживает глубокого уважения. На камне есть короткая греческая надпись, но имя усопшего расшифровать не удалось.

Примечание:

  1. Болезнь возникла в 541 году в районе Эфиопии, и к 542 году пришла на Святую Землю. Вскоре чума достигла и Константинополя. По оценкам хронистов каждый день в столице империи болезнь уносила жизни до 10000 человек. По разным оценкам от «Юстиниановой чумы» умерли многие десятки миллионов человек (часть исследователей приводят цифры более 100 миллионов человек), количество ее жертв превысило всем известную эпидемию 14 века. Чума принесла такие опустошения, что целые города оказались полностью вымершими. Поля стояли не засеянными, и по империи прокатились волны голода. В 558 году, во время очередного землетрясения, рухнул купол святой Софии. Для современников все правление Юстиниана слилось в череду войн, бедствий, землетрясений и грандиозного строительства во время чумы. Разгораясь и затухая в разных районах, эпидемия продолжится в течении двух столетий. Одновременно произошли резкие климатические изменения. Для верующего человека все это должно было быть воспринято, как кара небесная. И история знает подобные примеры: землетрясение 365 года при попытке восстановления Иерусалимского храма было воспринято современниками именно как кара небесная, а убийство Юлиана Отступника как благо. Но в случае с Юстинианом Великим этого не произошло. Несмотря на изливаемый яд в «Тайной Истории» Прокопия, многие авторы отзываются об императоре в превосходных степенях (Д. Златопольский).
  2. Иконоборчество – движение в Византии в VIII – первой половине IX веков, отвергавшее почитание икон как идолопоклонство, основываясь на ветхозаветных заповедях («не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, […] не поклоняйся им и не служи им», – Исх., 20, 4-5). Против иконоборчества выступал св. Иоанн Дамаскин. Первоначально осуждено на VII Вселенском соборе (Никея, 787), но затем гонения на иконы возобновились. В период регентства императрицы Феодоры (842–856) патриарх-иконоборец Иоанн VII (837–843) был свергнут и на его место был возведён защитник иконопочитания Мефодий (843–847). Под его председательством в 843 году состоялся церковный собор, утвердивший и одобривший определения VII Вселенского собора и снова подвергший отлучению иконоборцев. Тогда же был установлен и впервые совершён (11 марта 843 года) чин провозглашения вечной памяти ревнителям православия и анафематствования еретикам, совершаемый и до нашего времени в Неделю Православия («Торжество Православия») – празднуется в первое воскресенье Великого поста. Иконоборчество было характерно для радикальных направлений протестантизма (прежде всего кальвинизма) в ряде стран Зап. Европы в эпоху Реформации XVI века (Нидерланды, Германия, Франция); в результате иконоборчества были уничтожены тысячи памятников искусства (мозаики, фрески, статуи святых, расписные алтари, витражи, иконы и др.) (Вики)

Источники:

  1. Гиркан I Иоханан. Электронная Еврейская Энциклопедия – http://www.eleven.co.il/article/11191.
  2. Декаполис. Электронная Еврейская Энциклопедия – http://www.eleven.co.il/article/11391.
  3. Тревор Ходж, A. Сифоны в древнеримских водопроводах. – http://ancientrome.ru/publik/art/hodge/hodge01.htm.
  4. Правительство даёт 375 млн. шекелей на освоение Голанских высот. – http://news.israelinfo.ru/economy/49673 (28 янв. 2014)
  5. Aqueducts in the Holy Land. – http://www.biblewalks.com/info/Aqueducts.html.
  6. Eisenberg, Michael. “Pan of Hippos: Face of Greek God Unearthed,” Biblical Archaeology Review 41.6, Nov/Dec 2015, pp. 40–45.
  7. Burdajewicz, Mariusz. “Some Remarks on the Architectural Decoration of the North-West Church at Hippos (Susita).” Ex Oriente Lux. Studies in Honour of Jolanta Młynarczyk, Edited by Krzysztof Jakubiak and Adam Lajtar, Warsaw, 2020, pp. 345-362.
  8. Eisenberg Michael. “The Propylaeum of the Extra Muros Sanctuary at Hippos”, Cornucopia. Studies in honor of Arthur Segal, Archaeologica 180, GB Editore, 2019, ISBN 978-8876893155, pp. 95-121.
  9. Eisenberg M., Iermolin A. and Shalev S., “Archaeological and XRF Analysis of a Byzantine Weight from Hippos Sheds New Light on the Transition from Christian to the Islamic Rule”, IEJ 68, 2018: pp. 77-90. – http://hippos.haifa.ac.il/images/Publications/06.pdf.
  10. ‘Masked’ Byzantine Weight Found in Hippos Indicates Ginger Relations Between Christians and First Caliphate (Haaretz, 11/07/2018)
  11. Meshel, Z., Tsuk, T., Fahlbusch, H., Peleg, Y. The Water Supply of Susita, Tel-Aviv, 1998.
  12. Miracle of the Multiplication Mosaic Found on ‘Wrong’ Side of Sea of Galilee (Haaretz 21/08/2019)
  13. Ovadiah Asher. “The Images of the Early Christian Church in the Mirror of Patristic Literary Sources”, Cornucopia. Studies in honor of Arthur Segal, Archaeologica 180, GB Editore, 2019, ISBN 978-8876893155, pp. 81-93.
  14. Pliny the Elder, The Natural History, John Bostock, M.D., F.R.S., H.T. Riley, Esq., B.A., Ed., 1855, Book 5, Chap.16 –http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Plin.+Nat.+toc&redirect=true.
  15. Segal, A., Mlynarczyk, J., Burdajewicz, M., Schuler M. and Eisenberg, M., Hippos (Sussita), Forth Season of Excavations (June-July 2003), ISBN 965-90418-2-9, 102 pp., 2003, Haifa, Israel.
  16. Segal, A., Mlynarczyk, J., Burdajewicz, M., Schuler M. and Eisenberg, M., Hippos (Sussita), Fifth Season of Excavations (September – October 2004) and Summary of All Five Seasons (2000 – 2004), ISBN 965-90418-3-7, 286 pp., 2004, Haifa, Israel.
  17. Segal, A., Mlynarczyk, J., Burdajewicz, M., Schuler M. and Eisenberg, M., Hippos (Sussita), Eighth Season of Excavations (July 2007), ISBN 978-965-90418-6-2, 298 pp., 2007, Haifa, Israel.
  18. Segal, A., Mlynarczyk, J., Burdajewicz, M., Schuler M. and Eisenberg, M., Hippos (Sussita), Tenth Season of Excavations (December 2009), ISBN 978-965-90418-9-3, 278 pp., 2009, Haifa, Israel.
  19. Segal, A., Schuler M. and Eisenberg, M., Hippos (Sussita), Eleventh Season of Excavations (July 2010), ISBN 978-965-7547-00-7, 268 pp., 2010, Haifa, Israel.
  20. Segal, A., The “Kalybe Structures” – Temples for the Imperial Cult in Hauran and Trachon: An Historical-Architectural Analysis, Zinman Institute of Archaeology, Haifa University, 118 pp. – URL: http://arts.tau.ac.il/departments/images/stories/journals/arthistory/Assaph6/04arthursegal.pdf.
  21. Schauer Y., “The Mint of Antiochia Hippos (Sussita)”, Michmanim 27 (2017), p. 81-88 (Hebrew with an English abstract).
  22. Sixth-century inscriptions near Galilee may show Christians’ fading Greek literacy (The Times of Israel 25/07/2019)
  23. Steinmeyer N., “Reconstructing an Early Christian Cathedral in the Galilee” in Bible History Daily, January 30th 2023 (https://www.biblicalarchaeology.org/daily/…)
  24. Storey, Glenn. “The population of ancient Rome”. Antiquity. 71, 1997. pp. 966-978. 10.1017/S0003598X00085859.
  25. חיים בן דוד, מפעל המים של סוסיתא, בתוך אמות המים הקדומות בארץ ישראל (דוד עמית, יזהר הירשפלד, יוסף פטריך, עורכים), יד יצחק בן-צבי, ירושלים, 1989, עמ’ 139-133
  26. ד”ר מיכאל איזנברג, “מי מביר את האיש שבקיר?”, בתוך מגזין על הדרך, גיליון 5, שבט תשע”ג, פברואר 2013, עמ’ 11

Страница в последний раз отредактирована 4 февраля 2023 года

4 thoughts on “Гиппос-Сусита (Hippos-Sussita)

  1. Игорь, спасибо, статья отличная! Но так и не нашла у Вас обьяснения двух выцарапаных символов на Декуманосе. Говорят, это решетка для игры, наподобие крестики-нолики. Знаете, о чем речь?

    • Спасибо, давно туда не выбирался, но собираюсь, когда жара чуть спадёт. Там много “автографов” на камнях мощения, что-то мы понимаем, как символы каменотёсов; не исключено, что есть и игры — это типично для римского периода, игральные кубики находятся до сих пор 🙂

    • Большое спасибо! К сожалению, давно туда не выбираюсь. А ведь есть новые открытия: тот же мавзолей или «внешние» ворота перед главными. Несколько лет назад археолог Михаэль Айзенберг (к слову, русскоговорящий) опубликовал в Журнале Библейской Археологии (BAR,англ.) отличный исторический обзор, с учётом результатов последних раскопок. Может, когда-нибудь и у меня дойдут руки пересмотреть и обновить эту заметку

Добавить отзыв

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.