«Рефаим» и «Суккот»

Угаритский текст Рефаим (Rephaim, “rpum”)1,2, записанный на трёх табличках KTU 1.20-1.22 дошёл до нас фрагментарно, но смысл этого повествования весьма любопытен. Здесь снова упоминается богатый аристократ Данель, и есть мнение, что содержание легенды связано с повестью об Акхате.

Древние люди «по-настоящему» верили в духов предков, обожествляли их и приглашали за стол на праздники. Такие духи были известны в Ханаане, как «рефаим». Данель мечтал о наследнике Акхате, глава пантеона богов Эль, откликнувшись на мольбы, даровал его рождение, и одним из поступков «идеального» сына становится возведение стелы для обожествлённого семейного предка (“nṣb skn ilibh”, KTU 1.17 I 26), где стела именуется интересным словом “skn” (ср. с греч. “скини”, ивр. “мишкан”, обозначающими «шатёр/палатку»).

«Рефаим» (вероятно, произносимые на угаритском, как «рапаума») упомянуты также в эпосах Бааль и Кирта. Они неоднократно появляются и в Ветхом Завете, к примеру, у пророка Исайи в осуждении царя Вавилона:

«Ад преисподней («Шеоль» – И.Ц.) пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоём; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их». (Ис.14:9)


Предполагаемая карта Ближнего Востока времён рукописей Эль-Амарны (1-я пол. XIV в. до н.э., Wikipedia)

Возможно, о них говорится и в знаменитом отрывке о встрече царя Саула с колдуньей в Эйн-Доре (Аэндоре), хотя формально, в оригинале, мы читаем о богах во мн.ч. (ивр. אֱלֹהִים, Элоим):

«И сказал ей царь: не бойся; что ты видишь? И отвечала женщина: вижу, как бы бога, выходящего из земли». (1Цар.28:13)

Из эпоса о несчастном царе Кирте становится ясным, что царь «сущий» продолжает священную семейную династию и, вероятно, отвечает перед «рефаим» своими поступками: (KTU 1.15 III 13-15):

“mid rm krt                                                                    «и пусть возвысится Кирта
btk rpi arṣ                                                                     среди рефаим подземного мира,
b pḫr qbṣ dtn”                                                               в собрании людей Дитана»
(семейный род Кирты – ИЦ)

В другом источнике, Угаритская династия вспоминает «своих рефаим», как царей-воинов древности ( М. Куган и М. Смит, стр. 58).

В легенде о «Рефаим», говорящий от первого лица, возможно, Данель, приглашает духов предков на семидневный пир и называет «богами» (ilm). К столу ведутся активные приготовления: богиня охоты Анат охотится на «птиц небесных» (<pt šmm), закалываются волы, овцы, телята, ягнята. Рефаим едят и пьют (tlḥmn w tštyn) шесть дней, а на седьмой – приходит «Баал-победитель» (aliyn b<l), и … текст обрывается.

На наш взгляд, появление бога бури Баала/Ваала означает наступление сезона осенних дождей, но это далеко не всё. Поскольку приглашение следует в летние дни (b ym qẓ), а столы накрыты вином и первыми фруктами (pr< qẓ), причём, упоминаются и яблоки (tpḥ), то, возможно, речь идёт о фестивале сбора урожая, известном в «наших Палестинах», как «Суккот».

А смысл текста состоит в том, что это празднование угаритская элита, заботясь о продолжении рода, а также о плодородии земли и скота, совмещает с церемонией почитания предков, и, конечно же, торжественно привечает бога бури Баала, «облачного наездника» (rkb <rpt) и «хозяина Земли» (b<l arṣ).


Стелы из Тель-Дана (приведены в качестве иллюстрации, и мы вряд ли узнаем, кому они посвящены)

Поэтому, когда в дни праздника «суккот» сегодняшние израильтяне по традиции начинают возводить крытые циновками и пальмовыми листьями символические палатки и тенты для гостей, то нам почему-то кажется, что мы знаем, кем были эти гости в отдалённые времена.

А если вы не согласны, то послушаем, хотя бы, пророка Иезекииля:

«…так говорит Господь Бог [дщери] Иерусалима: твой корень и твоя родина в земле Ханаанской; отец твой Аморрей, и мать твоя Хеттеянка» (Иез.16:3).

Кстати, Амурру — это южные соседи Угарита, постоянно «всплывающие» в  угаритских текстах, включая «Рефаим».

В Ветхом Завете – позднем источнике по сравнению с угаритскими табличками – слово «рефаим» имеет ещё два значения. Первое, это обитатели подземного мира, часто именуемые «тенями»:

«Кому ты говорил эти слова, и чей дух исходил из тебя?
Рефаимы трепещут под водами, и живущие в них.
Преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону» (Иов.26:4-6)

где преисподняя, в оригинале, звучит как «Шеоль», а «Аваддон» (אבדון) означает полное разрушение и гибель.

М. Куган и М. Смит (стр. 59) упоминают также некую надгробную надпись из Сидона, в которой потенциальный взломщик могилы предупреждается о том, что  у него не будет общего «дома с Рефаим; пусть они не будут похоронены в могиле; пусть на их месте не будет сына или потомка» (англ. “no home with the Rephaim; may they not be buried in a grave; may they have no son or descendant in their place”).

В качестве отступления, отметим, что такие поучения, очевидно, действовали не всегда, и в римское, и византийское время на саркофагах выбивались, в т. ч. прямые угрозы крупного денежного штрафа «за вторжение» (с указанием суммы).


Измит / Никомедия в Вифинии (бывшая столица Римской империи). Археологический музей. На саркофаге — надпись, смысл которой: «Сей гроб предназначен для погребения Аристодема, сына Тауреуса, Ликоса, сына Аристодема и наших братьев Самбиона, сына Аристодема и Самбиона, сына Тауреуса. А если кто по недомыслию положит своего покойника, то заплатит 5000 динариев святилищу и 2500 динариев — городу»

Другое значение этого термина — раса великанов, которые жили в частях земли Ханаанской до прибытия израильтян (к примеру, Быт. 15:20; И.Н. 17:15). Второзаконие напоминает о легендарной фигуре царя Ога из Башана/Васана:

«… все города на равнине, весь Галаад и весь Васан до Салхи и Едреи, города царства Ога Васанского;  ибо только Ог, царь Васанский, оставался из Рефаимов. Вот, одр его, одр железный, и теперь в Равве, у сынов Аммоновых (ивр. Рабат-Амон, нынешняя столица Иордании; рус. Амман): длина его девять локтей, а ширина его четыре локтя, локтей мужеских» (Втор.3:10,11)

М. Куган и М. Смит (стр. 59) также пишут, что в одном из угаритских текстов  бог Рапау (см. эпитет Данеля: «человек из Рапау»), упоминается как царь Аштарота и Эдрея, двух городов в северной части Трансиордании, связанных с царём Огом из Библии (см. Втор. 1: 4, а также 2:11; 3:13).

(Согласно, “Stories from Ancient Canaan”, Coogan Michael D., Smith Mark S., ed., Presbyterian Publishing Corp., 2012, 160 p.)

Примечания:

  1. Язык табличек – угаритский, относящийся к северо-западной группе семитских языков. Мы пользуемся KTU – Keilalphabetische Texte aus Ugarit – стандартным источником угаритских клинописных текстов (Keil – нем. клин, Schrift письмо), в котором, к примеру, адрес KTU 1.3 III 38, означает строчку 38 в колонке 3 в табличке 3 в Эпосе о Баале (1). Ссылка на классификацию: M. Dietrich, O. Loretz, and J. Sanmartin. The Cuneiform Alphabetic Texts from Ugarit, Ras Ibn Hani and Other Places. Münster 2013.
  2. Эта табличка даёт представление о произношении угаритских букв в латинской транскрипции (вручную подписаны ивритские и арабские аналоги):

Источники:

  1. Jeremy A. Black, A. R. George, J. N. Postgate, Tina Breckwoldt. “A Concise Dictionary of Akkadian”. Otto Harrassowitz Verlag, 2000 – Foreign Language Study – 450 p.
  2. Cunchillos Jesús-Luis, Vita Juan-Pablo, Zamora José-Ángel / Informatic applications by Raquel Cervigón. “The Texts of the Ugaritic Data Bank”, Gorgias PressLlc, 2003, ISBN: 9781593332709, 2412 pages.
  3. Del Olmo Lete, Gregorio, and Joaquin Sanmartin. A Dictionary of the Ugaritic Language in the Alphabetic Tradition. Translated by Wilfred G. E. Watson. Handbook of Oriental Studies, Section I, The Near and Middle East, 67. Leiden: Brill, 2003.2 parts: xliv,1007 pp.
  4. Dever William G., “Did God Have a Wife? Archaeology and Folk Religion in Ancient Israel”, Wm. B. Eerdmans Publishing Co. ,2008, 360 pp. – ISBN: 978-0-8028-6394-2.
  5. “Dictionary of Deities and Demons in the Bible” (DDD). Revised 2nd edition. Karel van der Toorn, Bob Becking, Pieter W. van der Horst (eds.). Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1999, ISBN: 9780802824912, 960 p.
  6. Keel Othmar, Uehlinger Christof. “Gods, Goddesses, and Images of God in Ancient Israel”, Fortress Press, 1998, 484 pages. – ISBN: 978-0800627898.
  7. Smith Mark S. “‘Athtart in Late Bronze Age Syrian Texts”. David T. Sugimoto (ed.). Transformation of a Goddess: Ishtar – Astarte – Aphrodite. Orbis Biblicus Et Orientalis (Book 263), Fribourg: Academic Press , 2014, pp.33-86. – https://www.academia.edu/12709064/_Athtart_in_Late_Bronze_Age_Syrian_Texts?email_work_card=view-paper.
  8. Smith, M.S., and W.T. Pitard. “The Ugaritic Baal Cycle“. Volume II. Introduction with Text, Translation and Commentary of KTU/CAT 1.3-1.4. (Vetus Testa-mentum, Supplements, 114). Brill Academic Publishers, Leiden-Boston, 2009, 859 pp. ISBN 978-90-04-15348-6. ISSN 0083-5989.8.
  9. “Stories from Ancient Canaan”, Coogan Michael D., Smith Mark S., ed., Presbyterian Publishing Corp., 2012, 160 pp. – ISBN: 9781611641622.
  10. Tel Dan Excavations (official site). – https://www.teldanexcavations.com/the-site-of-tel-dan.
  11. “The Epic of Gilgamesh”, G. Kovacs (translation), Electronic Edition by Wolf Carnahan, 1998. 51 p. – http://www.holybooks.com/the-epic-of-gilgamesh/
  12. Kaniewski D, Van Campo E, Van Lerberghe K, Boiy T, Vansteenhuyse K, et al. “The Sea Peoples, from Cuneiform Tablets to Carbon Dating”. PloS ONE 6(6), 2011: e20232. doi:10.1371/journal.pone.0020232.

Изображение в начале заметки: Тель-Хацор, нижний город, area C, Stelae Temple (Средняя Бронза, реконструкция), согл. И. Ядин, 1975, стр. 43-57; рис. из Keel Othmar, Uehlinger Christof, стр. 52. 

#Семитоведение #Угарит #Ханаан #Суккот #Рефаим
Страница в последний раз отредактирована 14 октября 2022 года

Добавить отзыв

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.