Несколько слов о Самарии (Себастии)

В этой заметке мы расскажем об истории древней столицы Израильских царей городе Самария (ивр. Шомрон), восстановленным и перестроеннымо котор Иродом Великим, и получившим новое имя Себастия (Sebaste). В одной из христианских традиций она считается местом заточения и захоронения Иоанна Предтечи1. В Себастии также показывали могилы нескольких ветхозаветных пророков. История византийских храмов и церкви крестоносцев Самарии, безусловно, заслуживает отдельного рассмотрения и здесь мы на этом останавливаться не будем.

Город был основан царем Омри (Амврием) ок. 880 года до н.э. на холме, принадлежавшем человеком по имени Шемер (Семир), откуда согласно Библии и произошло название Шомрон (3Ц. 16:24). Омри купил участок за два таланта серебром и возвел на вершине холма крепостные стены из обработанного камня, образующие прямоугольник 90×180 м. Позднее площадь города была увеличена и огорожена с севера и запада казематной стеной. Эта стена служила не только фортификационным целям, но была также подпорной стеной дворца и прилегающих к нему складских помещений. Нижний город был защищен кольцевой массивной стеной из тёсаного камня.

Ещё при довоенных раскопках верхнего города (акрополя), где находился царский дворец, были обнаружены пластины и фигурки из слоновой кости. Вероятно, их привезли из Финикии для отделки мебели. В Библии упоминается «дом из слоновой кости», построенный царём Ахавом, сыном Омри (ок. 873–852 гг. до н. э.) (3Ц. 22:39). Похожие пластины позже нашли в Рамат-Рахель и Городе Давида (парковка Гивати) в Иерусалиме. В западной части верхнего города размещались склады, где были найдены 102 остракона2, относящихся ко времени царствования Иоров‘ама (Иеровоама) II (ок. 788–747 гг. до н. э.) и содержащих записи о поставках ко двору вина и масла.

В 842 году до н.э. произошёл дворцовый переворот. Выступив из Рамот-Гилада3 в Заиорданье полководец Иеху (синод. Ииуй) направился в Самарию и захватил престол. В Рамоте он был тайно помазан на царство посланцем пророка Елисея (Элиши, IV Ц. 9:1–10), который возглавлял движение, выступавшее против династии Омри и стремившееся положить конец культу Баала/Ваала4 в Израиле, введенному Ахавом. Иеху истребил всех членов дома Омри, включая царя Иехорама (Иорама) и его мать Иезевель (её выбросили из окна), а также всех придворных. Были убиты иудейский царь Ахазия (Охозия) и его братья. Иеху предал казни всех жрецов храма Баала и разрушил сам храм (IV Ц. 9–10). По-видимому, убийство членов иудейского царского дома (мать Ахазии Аталия была из дома Омри) имело целью уничтожение всех омридов, как претендентов на престол. Иеху и его потомки правили Израилем около 100 лет. Археологи не обнаружили в Самарии следов храма Баала, да и провести новые раскопки затруднительно, поскольку город находится на территории Палестинской автономии (Западного берега), вблизи проблемного Шхема/Наблуса.

В 722–721 годах до н. э. Самария была взята ассирийским царем Саргоном II, её жители угнаны, а на их место поселены выходцы из Вавилона, Кута, Хамата и Сфарваима. Археологи выяснили что, ассирийцы не разрушили дворец, а вероятно использовали для нужд новой администрации (город служил резиденцией ассирийского наместника). Переселенцы смешались с остатками местного населения, создав новую этническо-религиозную группу— самаритян, как и иудеи верующих в YHWH, но считающих себя потомками колена Иосифа.


План Себастии (R. Hamilton, 1961, согл. D. Pringle, p. 284, слева). Улица с колоннами идущая от городских ворот (from “PALÄSTINA und das OSTOJORDANLAND” by Julius Hoffmann, Stuttgart, 1925, Wikipedia, справа)

Во дворце Омри и его преемников ассирийцы нашли здание знакомого им типа, украшенное теми же инкрустациями из слоновой кости в привычной им мебели и панелях из кедра, которые мы знаем из предметов, обнаруженных  в Нимруде и в меньшем масштабе в самой Самарии.

Переход от ассирийского правления к вавилонскому, от вавилонского к персидскому и от персидского к эллинистическому в южном Леванте проходил относительно мирно. Массовое восстание самаритян против Александра Великого, ок. 332 года до н.э., подавленное с предельной жестокостью, не привело к разрушению Самарии. Александра Великий изгнал самаритян из города и поселил там македонских ветеранов. Перестройка акрополя не проводилась до Позднего эллинистического периода (ок. 197 – 37 гг. до н.э.), когда к большой подпорной стене на севере были добавлены сплошные круглые башни в качестве платформ для недавно появившихся баллист, а также возведены некоторые вспомогательные постройки.


Остатки дворца Израильских царей (фото слева: Википедия)

В конце эллинистического периода произошли большие изменения. В восточном Средиземноморье доминировали три великих государства: Македония, империя Селевкидов и Птолемеевский Египет. Последние два были завоеванными царствами, в которых правили македонские семьи, для которых государство было «личной собственностью». Это привело к появлению коррумпированных правительств с огромным имущественным неравенством, с правящими династиями, в которых члены семей знати сталкивались друг с другом в конкуренции за контроль над властью и богатством, поддерживаемыми армиями наемников.

На внешней арене эти царства боролись за контроль над Левантом. Один из примеров –  война между селевкидским царем Антиохом IV Эпифаном, который правил регионом Сирии и Палестины в 175-164 гг. до н.э., птолемеевским Египтом, где властвовал Птолемей VI Филометор (181/180—146/145 гг. до н.э.) и Римом. В итоге, Антиох отступил в Сирию, совершив набег на Храм в Иерусалиме и разграбив его сокровищницу. Это, спровоцировало восстание хасмонеев/Маккавеев, которое положило начало независимому еврейскому правлению в Иудее, вплоть до взятия Иерусалима Гнеем Помпеем в 63 году до н.э. Успехи восставших объяснялись и тем, что селевкидские правящие элиты беспощадно уничтожали друг друга (см. A. Berlin, 2023). К началу правления Ирода Великого (де юре 40 г. до н.э.) Самария, как и приморская Кесария, с которой у неё, как ни странно, много общего, была нееврейским городом.


Театр, за которым видна подпорная стена и круглые башни позднего эллинистического периода. Фото справа: Википедия

Вернёмся к украшениям из слоновой кости. Резные пластины и фигурки нашли обожжёнными, причём многие из них были фрагментированы. Это казалось удивительным, поскольку дворец не был сожжён и разрушен. Изучая материалы довоенных раскопок археолог Рон Теппи (Ron E. Tappy) выяснил, что изделия были обнаружены в слоях, относящихся к позднему эллинистическому периоду, причём в месте, находящемся к востоку от дворца. Выглядит это так, что их просто отправили на склад, поскольку они пришли в негодность, вышли из моды и т.п. Когда селевкидский царь Антиох IV Эпифан перестраивал крепость, то, видимо, сжёг древнюю мебель и прочий «мусор», сгребая остатки в яму, которую и обнаружили археологи.

Реконструкция фасада и руины дворца израильских царей на акрополе Самарии (BAR 43.5, 2017)

Впрочем, претендентов «на сжигание» было больше. В 107 г. до н. э. после длительной осады Самария была захвачена и разрушена хасмонейским правителем  Иохананом Гирканом (ок. 134–104 г. до н. э.), который, напомним, уничтожил и храм самаритян на горе Гризим, однако вновь заселена при Александре Яннае (ок. 103–76 гг. до н. э.). Римский полководец Гней Помпей вернул Самарии статус греческого города.

Как и Кесарию Ирод перестроил Самарию (ок. 25 г. до н.э.) после сражения при Акциуме5 , назвав её Себастией (Sebaste) в честь императора Октавиана Августа (греч. Себастос— эквивалент латинскому Аугустус). Иродианский рукотворный порт в Кесарии также назывался Sebaste. На вершине акрополя в Самарии Ирод возвёл храм в итальянском стиле, посвященный Роме и Августу. Подобный же возвышался и над внутренней гаванью Кесарии.

Самарийский храм стоял на открытой платформе, был ориентирован на юг, с северной стороны к нему вела широкая лестница. Платформу поддерживали подземные арки и своды. На северной стороне акрополя на естественном спуске стоял небольшой театр.

Храм посвященный Коре размещался на террасе к северу от театра. Культ Коры (Персефоны), дочери богини Деметры, был связан с плодородием / возрождением земли, с произрастанием посаженных в неё семян. Считалось, что большую часть года богиня проводит в подземном царстве.


Остатки лестницы, которая вела в храм, посвящённый Роме и Августу (слева). План дворца израильских царей, согл. G. Reisner, 1921 (BAR 43.5, 2017, справа)

И что мы имеем? До середины IX века до н.э., в Самарии стоял храм Баала/Ваала. В сирийском Угарите, где в 1920-х годах нашли таблички с ханаанской мифологией бронзового века и в частности «Цикл о Баале» это было второе по важности божество после Эля. Баал – бог бури, «наездник облаков» (rkb <rpt)  и «хозяин земли» (b<l arṣ). Голос Баала – гром, Баал шлёт крестьянам долгожданный дождь, возрождающий жизнь после летней засухи. Баал-победитель (aliyn b<l) – центральная фигура многих эпосов. Когда он попадает в подземный плен к богу смерти Моту, на Земле наступают засуха и голод (и женщины оплакивают его потерю). Потом он возвращается с первыми дождями (и его торжественно встречают). Баал – более «мощная» и ранняя фигура, нежели греческая Кора, но судьба и смысл этих божеств во многом похожи. Когда они уходили под землю, земля становилась бесплодной, но затем, после жертв, молитв и возношений, она оживала, появлялись первые всходы, начинался новый цикл жизни. Не следует ли искать остатки храма Баала под святилищем Коры?

Город был окружен стеной периметром 4 км с квадратными и круглыми башнями. Главные (западные) ворота с круглыми башнями вели на улицу с колоннами, которая делила город на северную (с акрополем) и южную части. Стадион или, согласно другой гипотезе, большой перистильный двор, располагался на равнине к северо-востоку от акрополя. Надпись на алтаре, найденном на стадионе (или перистильном дворе) говорит о его посвящении Коре главным жрецом. К востоку от акрополя был форум, на западной стороне которого стояла базилика. Акведук доставлял воду в Себастию от источников к востоку от города.

Во II веке город переживал упадок, однако превращение его Септимием Севером (193 – 211 гг.) в римскую колонию Луция Септимия Севера Себасте (ок. 193–194 гг.) способствовало новому подъему. Римский город занимал площадь ок. 64 га, т. е.  имел условные размеры 800 x 800 м.

Ранние христиане связывали Себастию с Иоанном Крестителем, который, по преданию, был здесь заточён и похоронен. С другой стороны,  согласно историку Иосифу Флавию, Иоанн Креститель был брошен в темницу в крепости Махерон (Machaerus) на северо-востоке Мёртвого моря, где и был казнён по приказу Ирода Антипы (Ios. Antiq. 18. 5. 1-2)6. Безусловно, Махерон, находящийся в горах и пустыне был менее доступен для паломников.

В начале IV в. Самария стала центром епархии; в V в. в городе южнее акрополя были построены церковь и монастырь. В XII веке, сразу за римскими стенами, на бывшем кладбище, на месте другой византийской церкви, стал возводиться латинский собор над предполагаемыми местами захоронения Иоанна Предтечи, а также пророков Елисея (Элиши) и Авдия (Овадьи). В разные века здесь также показывали другие могилы и мощи, к примеру, правв. Захария и Елисаветы (см. также Примечание 1).

Средств не хватало и собор, возможно, так и не был закончен до захвата города племянником Салах ад-Дина Хусамом ад-Дином Мухаммадом в июле 1187 года. Искусствоведы подчёркивают «похожесть» собора в Себастии и Сансского собора св. Стефана во Франции (Cathédrale Saint-Étienne de Sens, строился в 1130-1160 годах). Более того, архиепископ Саннский Виллиам был одним из благотворителей собора в Себастии в 1170-е годы.

Византийские церкви были полностью или частично разрушены ещё до прихода крестоносцев; вероятно, в результате нашествия персов в 614 году, а также сильных землетрясений 551, 632, 749, 756 и других годов.

«Commemoratorium de casis Dei» – отчёт о состоянии Иерусалимских христианских домов призрения, отправленный Карлу Великому в 808 году, и частично цитируемый в J. Wilkinson, 2002, утверждает, что

«в Себастии, где погребено тело святого Иоанна, раньше была большая церковь, но теперь она рухнула. Осталось только место Могилы Славного Крестителя, которое не было полностью разрушено, и церковь, где была тюрьма, и <где> он был обезглавлен. Есть епископ Василий и 25 пресвитеров, монахов и духовенства» (перевод наш)

К поездке на Святую Землю Игумена Даниила (1104-06 гг.) крестоносцы, видимо, сумели построить небольшую церковь, предшественницу собора:

«А оттуда в двух верстах к западу от города Самарии есть место, которое называется Севастополи; и выстроено тут укрепление небольшое, это и есть темница святого Иоанна Крестителя Христова: в этой темнице усечен был Иоанн Предтеча Христов Иродом-царем. И там гроб святого Иоанна Предтечи, и создана на том месте хорошая церковь во имя Предтечи Иоанна. И ныне там фряжский монастырь, очень богатый»

При мамлюках и турках Себастия превратилась в маленький посёлок, а восточная часть латинского собора вошла в мечеть. О мечети уже в 1225 году пишет географ Якут аль-Хамави. В 1892 году мечеть, которая до сих пор занимала два западных пролёта южного нефа, была снесена и построена новая на месте двух восточных пролётов церкви, что повлекло за собой снос остатков апсиды. Работы также включали снос оставшихся неустойчивых частей свода, которые можно увидеть на ранних фотографиях, и укрепление того, что осталось.


План Византийской церкви под акрополем (согл. D. Pringle, p.80) и «темница Иоанна Предтечи» у север-восточной апсиды

Могила Иоанна Предтечи и других святых, и пророков часто упоминается у христианских и мусульманских паломников, и путешественников, включая Феодосия (ок. 530), Анонима из Пьяченцы (ок. 570), Виллибальда (ок. 723), игумена Даниила (1104-06), Иоанна Фоки (ок. 1177-1185), Теодориха (1169-72) и многих других7.

В какой-то момент, в конце XII века, паломники перестают говорить о подземной могиле и начинают упоминать два мраморных саркофага наверху. Об этих саркофагах пишет, к примеру, в конце XV века Франческо Суриано (Francesco Suriano), но потом они исчезают.

Приведём цитату из воспоминаний  Иоанна Фоки:

«На один день расстояния отсюда находится город Севастия, который тетрарх Ирод построил в честь Кесаря. В нем и честную главу большего в рожденных женами Иоанна Крестителя малый Ирод усекнул на своем пиру. Посреди этого города находится и темница, в которую Иоанн ввержен был по жалобам Иродиады, где и был усечен во главу. Темница эта находится под землею, — до нее от поверхности земли двадцать ступеней; посреди ее находится алтарь на том самом месте, на котором (Предтеча) был обезглавлен секулатором. Направо от этого алтаря находится рака, в которой спрятано тело Св. Захарии, отца Предтечи; а налево другая рака, в которой лежит тело Св. Елисаветы, матери его. По обеим же сторонам темницы возлежат рядом останки разных святых и учеников Предтечи. Наверху темницы находится храм, в котором лежать две раки, изваянные из белого мрамора, из которых та, что правде, заключает в себе, прах испепеленного (Юлианом Отступником, ИЦ) тела Честного Предтечи, а другая — тело пророка Елисея; сверху же (гробницы) в золотом ковчеге лежит левая рука Предтечи, то же кругом оправленная в золото. В более возвышенной части города, и именно посредине ее есть холм, на котором некогда стоял дворец Ирода, где был пир, и плясала известная гнусная девица и в награду за свою пляску получила священную главу Предтечи. Теперь на этом месте ромейский монастырь. Храм в этом монастыри круглый. В левой части алтаря есть маленькая кельица, посредине которой виден мраморный кружок, лежащий на самом дне глубочайшей ямы, в которой было первое обретете честной главы и самими ангелами почитаемого Предтечи, брошенной в это место Иродиадой8» (Сказание, 12)


Остатки византийской церкви под акрополем. Здесь, в бывшем протезисе (район северной апсиды) показывают «темницу Иоанна Предтечи». Однако Иоанн Фока (кон. XII в.) говорит о ней, как о месте обнаружения Главы Иоанна

Сейчас никаких саркофагов мы не видим, и место захоронения вновь показывают в перестроенной крипте под собором крестоносцев. Боковые стенки византийских саркофагов использованы для облицовки стен на спуске в крипту. Те ли это саркофаги, о которых сообщали паломники, мы не знаем.

В мусульманскую традицию Иоанн Предтеча вошёл, как Яхъя ибн-Зекерия (Захария). О его могиле в Себастии упоминали многие арабские историки, путешественники и географы, к примеру, Ибн аль-Асир (ум. 1233), Абу-ль-Фида (ум. 1331) и др.

Вот, что пишет в «Книге указаний относительно знания мест поклонения» (Kitab al-ishara ila ma`rifat al-ziyara, ок. 1191-92) путешественник из Мосула Али аль-Херави (Ali ibn Abi Bakr al-Harawi, ум. 1215) :

«Сибистин (Севастия) находится в округе филастинском. Тут покоятся Яхья (Иоанн), сын Зекерии (Захарии), его мать и пророк Элиса (Елисей). В другом месте уже говорено о могиле пророка Елисея. В Сибистине посещают также гробницу Шеддада-ибн-Ауса (Шаддада ибн Ауса, сподвижника Пророка, ИЦ); там же видны развалины древних построек». Слова в скобках здесь, кроме одного случая – примечания замечательного переводчика Н.А. Медникова.

А вот цитата из знаменитого «Словаря Стран» (Kitāb Mu’jam al-Buldān, араб.: معجم البلدان) упомянутого географа Якута аль-Хамави (ум. 1229):

«Себастия… город в Палестине, на расстоянии двух дней пути от Иерусалима. Здесь находятся могилы Захарии, Яхъи, сына Захарии, и многих пророков и праведников. Эта местность принадлежит к округу Набулуса» (III, 33. Мар. II, 9-10; Н.А. Медников, стр. 1047)

Арабский аристократ, дипломат и воин из города-княжества Шейзар на Оронте в Западной Сирии Усама ибн-Мункыз (ум. 1188) в «Книге о посохе» (Китаб аль-Аса, ок. 1140-43 гг.) пишет о Себастии так:

«Я совершил паломничество к могиле Яхьи ибн Закарии (мир ему) в деревне Себасте в одном из районов Наблуса. Совершив молитву, я вышел на открытое пространство с видом на могилу. Там я увидел частично закрытую дверь; поэтому я открыл ее, вошел и увидел там церковь, в которой было около десяти стариков. Их головы были обнажены и выглядели как хлопок (carded cotton, т.е. были белоснежными, ИЦ). Они были обращены на восток и грудь их опиралась на «штуки» … (англ. staffs/staves, и, по-видимому, речь идёт о стасидах, ИЦ)» (перевод с англ. наш).

Несколько слов об археологических раскопках. Акрополь Самарии содержит остатки одного из наиболее хорошо сохранившихся царских комплексов на юге Леванта. На этом месте до IX в. до н.э. не было городской застройки, и поэтому он дает хорошую хронологическую точку отсчёта для всей последовательности железного века в регионе. Самария была впервые раскопана Гарвардской экспедицией под руководством Готлиба Шумахера в 1908 году, а затем Джорджа Эндрю Рейснера (George Andrew Reisner, 1867–1942) в 1909 и 1910 годах, при содействии архитекторов К. С. Фишера и Д. Г. Лиона. В ходе раскопок Дж. Рейснера и была обнаружена «Самарийская острака», коллекция из 102 остраконов, написанных палеоеврейским письмом.


Остатки латинского собора XII века и купол созданной в его восточной части мечети (слева и в центре). “Beard-puller”, один из типичных сюжетов украшения опор (консолей) нервюрного9 свода в средневековой Европе (в частности, Франции), найденный в руинах латинского собора Самарии (справа) 

Вторая, т.н. Объединённая экспедиция (the Joint Expedition) – консорциум из 5 организаций, которым руководил Джон Уинтер Кроуфут (John Winter Crowfoot, 1873–1959) – работала в Самарии в период с 1931 по 1935 год. Ведущую роль в этих раскопках сыграла выдающийся британский археолог Кэтлин Кеньон (Kathleen Mary Kenyon, 1906–1978). В период с 28 мая по 2 июня 1932 г. команда Кеньон и обнаружила коллекцию резьбы из слоновой кости, относящуюся к железному веку — крупнейшее подобное собрание, когда-либо найденное в Леванте.

Полевые дневники Рейснера и Кеньон изучали гарвардский учёный Лоуренс Стейджер (Lawrence Stager, 1943 – 2017) и Рон Теппи (Ron E. Tappy), ученик Стейджера, позже работавший в Питсбургском университете. Р. Теппи опубликовал два тома о раскопках в Самарии. К сожалению, о результатах работы иорданских археологов под руководством Ф. Зайадина (Fawzi Zayadine) в 1960-х годах нам мало что известно.

В 2019 году израильские археологи С. Тарханова и Х. Школьник провели разведку руин латинского собора. Помимо многочисленных византийских сполий (капителей и др.) к востоку от церкви крестоносцев была обнаружена отдельно стоящая хорошо сохранившаяся апсида с арочным окном и рельефным крестом под ним, которая, по мнению С. Тархановой, может быть датирована ранневизантийским периодом (V–VI вв.).


Крипта под собором крестоносцев (а ранее – под византийской церковью), считающаяся, по одной из версий, местом захоронения Иоанна Предтечи. На правом снимке: мраморные саркофаги, использованные повторно в качестве облицовки. Возможно, крипта когда-то действительно было иудейской/самаритянской погребальной пещерой

Примечания:

  1. По словам Иосифа Флавия («Древности», XVIII. 5. 2 (116-19) казнь Иоанна Крестителя при Ироде Антипе произошла в крепости Махерон (Machaerus, на восточном берегу Мёртвого моря (ср. Матфея 14:1-12; Марка 6:17-29; Луки 3.19-20, 9.7-9). Однако в последующие века сложилась традиция, что его тело, найденное его учениками, было похоронено в Себастии вместе с пророками Елисеем/Элишей и Авдием/Овадьей (последнего часто путали с управляющим царя Ахава (3 Царств 18:3)); некоторые также считали, что Себастия была местом казни Иоанна. В К 361–362 годах, в царствование Юлиана Отступника, тела Иоанна, Елисея и Авдия были вынуты и сожжены. Гробницы, содержащие то, что осталось, посещали, к примеру, в церкви в Себастии паломница Эгерия (384) и соратница Иеронима Стридонского Паула (404). Литературу см. в Д. Прингл, т.2, 225
  2. Остракон (греч. «черепок»; мн. Число — о́страка), осколок глиняного сосуда с нанесенными на него записями. Главным образом это расписки, счета, списки, короткие послания, а иногда и копии писем, оригинал которых был исполнен на более дорогом материале (папирусе или пергаменте). Большинство остраконов написаны чернилами, но на некоторых надпись нацарапана острым инструментом
  3. Местонахождение неясно. Возможно, находился на севере нынешней Иордании
  4. Баал – ханаанский бог дождя, и плодородия земли и скота
  5. Лат. Actiaca Pugna. Последнее великое морское сражение античности между флотами Древнего Рима на заключительном этапе периода гражданских войн. Произошло 2 сентября 31 года до н. э. между флотами Марка Антония и Октавиана Августа. Флотом Октавиана командовал Марк Випсаний Агриппа, союзницей Антония выступала египетская царица Клеопатра. Октавиан одержал решающую победу, достиг безоговорочной власти над Римским государством и в итоге стал первым римским императором с 27 года до н. э. под именем Августа
  6. После смерти Ирода Великого Август утвердил Ирода Антипу правителем Галилеи и населенных евреями областей Заиорданья. При Калигуле в Риме усилилось влияние Агриппы I, врага (и племянника) Ирода Антипы. В 39 г. н. э. Ирод Антипа был сослан, а его владения присоединены к царству Агриппы I
  7. С английским переводом христианских источников можно ознакомиться в трудах Дж. Вилкинсона и др. Более подробный обзор, включая мусульманских авторов, см. у Д. Прингл, 225, p. 283-288.
  8. Ромейский монастырь – это, очевидно, византийская церковь под акрополем. А о «кельице», где Иоанну Фоке показывали место обретения Главы Предтечи, сейчас, обычно, говорят, как о месте его заточения
  9. Нервюра – это каркасное ребро свода

Источники:

  1. Amiran, D.H.K., E. Arieh, and T. Turcotte. “Earthquakes in Israel and Adjacent Areas: Macroseismic Observations since 100 B.C.E.” Israel Exploration Journal 44, no. 3/4 (1994): 260-305. Accessed January 22, 2021. http://www.jstor.org/stable/27926357.
  2. Berlin, Andrea M. “The Rise of the Maccabees,” Biblical Archaeology Review2 (2023): 32–39.
  3. Chapman, Rupert. “Samaria,” Biblical Archaeology Review 43.5 (2017): 24–30, 63.)
  4. Francesco Suriano, Il trattato di Terra Santa e dell’Oriente, Girolamo Golubovich (ed.), Artigianelli, 1900
  5. Gottlieb Schumacher, 1857-1925, The Palestine Exploration Fund (http://www.pef.org.uk/profiles/gottlieb-schumacher)
  6. Magness, Jodi.” Masada: From Jewish Revolt to Modern Myth”, Princeton University Press, 2019, 265 pp.
  7. Pringle, Dennis. (1998). The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: L-Z (excluding Tyre). Vol. II. Cambridge University Press. ISBN 0-521-39037-0.
  8. Reisner, G. A.; C.S. Fisher, and D.G. Lyon (1924). Harvard Excavations at Samaria, 1908–1910. (Vol 1: Text: https://etana.org/sites/default/files/coretexts/17084.pdf, Vol 2: Plans and Plates: https://etana.org/sites/default/files/coretexts/17085.pdf), Cambridge, Mass.: Harvard University Press.
  9. Smith, M.S., and W.T. Pitard. “The Ugaritic Baal Cycle“. Volume II. Introduction with Text, Translation and Commentary of KTU/CAT 1.3-1.4. (Vetus Testa-mentum, Supplements, 114). Brill Academic Publishers, Leiden-Boston, 2009, 859 pp. ISBN 978-90-04-15348-6. ISSN 0083-5989.8.
  10. “Stories from Ancient Canaan”, Coogan Michael D., Smith Mark S., ed., Presbyterian Publishing Corp., 2012, 160 pp. – ISBN: 9781611641622.
  11. Tappy, Ron E. The Archaeology of Israelite Samaria, Volume I, Early Iron Age Through the Ninth Century B.C.E., Harvard Semitic Studies 44 (Atlanta: Scholars Press, 1992)
  12. Tappy, Ron E. The Archaeology of Israelite Samaria, Volume II, The Eighth Century B.C.E., Harvard Semitic Studies 50 (Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 2001)
  13. Tarkhanova, Svetlana V. Early byzantine phase of the Latin cathedral of St. John the Baptist in Samaria (Sebaste): architecture and sculptural decoration. DOI 10.25995/NIITIAG.2020.13.2.004.
  14. The Book of Contemplation: Islam and the Crusades by Usama ibn Munqidh (Author), Paul M. Cobb (Editor, Translator, Introduction), Penguin Classics, 2008 400 pp
  15. Wilkinson John, Jerusalem Pilgrims Before the Crusades (Middle East Studies), Revised Edition, Liverpool Univ. Pr., 2002, 350 pp. – ISBN: 978-0856687464.
  16. Wilkinson, John, Joyce Hill and W. F. Ryan, eds., Jerusalem Pilgrimage, 1099-1185. Hakluyt Society Second Series Volume 167. Hakluyt Society, 1988, 384 p. – ISBN: 0-90418-021-2
  17. Житие и хожение Даниила, игумена русской земли. Подготовка текста, перевод и комментарии Г. М. Прохорова. – http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4934
  18. А.П. Кондрашов. Кто есть кто в классической мифологии: Энциклопедический словарь. — М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002, с. 306.
  19. Н. А. Медников. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам // Православный палестинский сборник. Т. 17. Вып. 2. Прил. II (1). Историки. СПб. 1897. http://history-fiction.ru/books/all/book_326/
  20. Н. А. Медников. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам // Православный палестинский сборник. Т. 17. Вып. 2. Прил. II (2). Географы. СПб. 1897. URL: http://history-fiction.ru/books/all_1/region_105_1/book_327/
  21. Н. А. Медников. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам // Православный палестинский сборник. Т. 17. Вып. 2. Прил. II (3). Добавления, указатели и исправления. СПб. 1897. URL: http://history-fiction.ru/books/all/book_328
  22. Самария. Электронная Еврейская Энциклопедия (https://eleven.co.il/land-of-israel/geography/13667)
  23. Самаритяне. Электронная Еврейская Энциклопедия (http://www.eleven.co.il/article/13668)
  24. Фока, Иоанн. Сказание вкратце о городах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о Святых местах Палестины (1185 г.) (http://palomnic.org/xm/history/foka/). – По изданию: Иоанна Фоки сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины конца XII в // Правосл. палестинский сборник. Вып. 23. СПб., 1889.
  25. Хронология. Электронная Еврейская Энциклопедия (http://www.eleven.co.il/article/14567)

Страница в последний раз отредактирована 14 октября 2023 года

Добавить отзыв

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.