Двенадцать камней Моисеевых (о Гезере, Хацоре и не только)

Как написано в  Библии,

«в третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую <…> и расположился там Израиль станом против горы» (Исх.19:1,2)

На этой «горе Божией» Моисей получил и пересказал народу

«все слова Господни и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем» (Исх.24:3)

И наконец, как символ этого события, ветхозаветный Пророк установил у подножья горы жертвенник и 12 камней:

«… написал Моисей все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по [числу] двенадцати колен Израилевых» (Исх.24:4)

Любопытно, однако, что подобные «обелиски» (англ. standing stones; ивр. мацева, мн.ч. – мацевот) были известны в Ханаане за сотни лет до Исхода. Их можно и сейчас видеть на руинах древних городов, таких, например, как расположенный неподалёку от аэропорта Бен-Гурион Гезер (синод. Газер):

«Когда Израиль пришёл в силу, тогда сделал он Хананеев данниками, но изгнать не изгнал их. И Ефрем не изгнал Хананеев, живущих в Газере; и жили Хананеи среди их в Газере» (Суд.1:28-29, и др.)

В ходе раскопок, проводившихся в Гезере экспедицией ирландского археолога Р. Макалистера (Robert Alexander Stewart Macalister, 1870–1950) в 1902–1907 годах были обнаружены десять каменных столбов, стоящих в районе святилища, т. н. «Горнего места» (англ. High Place, ивр. Бама). Высота некоторых из них превышает 3 м. К слову, Гезер – единственное место в Израиле, где столбы такие высокие.


Горнее место (“High Place”) Гезера, где стоят десять камней (“standing stones”), высотой от 1.8 до 3.3 м, и находится вытесанный в камне резервуар/бассейн. Гезер впервые раскопан Р. Макалистером в начале 1900-х годов. Позже город изучался и другими экспедициями, в частности, американского Hebrew Union College-JR, с 1964 по 1974 год, в период, к которому относится фотография. В те годы, большую часть сезонов, раскопки возглавлял Уильям Дивер (William G. Dever, род. 1933). Фото: Dennis Cole (Biblical Archaeology Review, January/February 2015, Vol. 41, No. 1)

Рядом со столбами находится массивный каменный открытый резервуар, размером около 1.5 х 1.8 м. До сих пор неясно предназначение таких ёмкостей и углублений. Сообразно основным версиям, в них собиралась вода или кровь жертвенных животных, а в больших резервуарах животных могли мыть, прежде чем вести на заклание (что, впрочем, отрицается иудейской традицией, но как знать?). В Первом Иерусалимском храме, построенном царём Соломоном в X в. до н. э. – типичном образце «сирийской имперской архитектуры» (арх. Д. Уссишкин) – подобный круглый резервуар назывался «Медным морем» и располагался перед притвором храма. Вот, что пишет по этому поводу Библейская энциклопедия Брокгауза:

«Во дворе храма Соломона, близ жертвенника всесожжений, с юго-западной стороны от него, находился сделанный из меди большой резервуар для воды; его называли “медным морем” (III Цар. 7:23-26; II Пар. 4:2-5). Это круглое по форме М. М. имело в диаметре 10 локтей (ок. 5.25 м), толщина его стенок составляла ладонь (ок. 7,5 см), а длина окружности – 30 локтей. Согл. II Пар. 4:5, оно вмещало 3 тыс. батов, а согл. III Цар. 7:26, – 2 тыс. батов <…> Зная диаметр и высоту М. М. (5 локтей – III Цар. 7:23), можно определить его вместимость, считая 22-литровыми вёдрами (таков приблизительный современный эквивалент бата). Если М.М. имело форму полусферы, то оно вмещало около 1730 вёдер (прим. 38 тыс. л); если же оно было цилиндрической формы, то в него могло войти около 2300 вёдер (прим. 50 тыс. л). Упомянутое в тексте III Цар. 7:26 число – 2 тыс. батов – можно считать округлённым; оно указывает лишь на то, что количество воды в М. М. было ближе к 2 тыс., нежели к 1 тыс. вёдер»

В качестве ещё одного примера «мацевот», можно привести относительно невысокие обелиски из расположенного на севере Израиля Хацора (синод. Асора, Гацора) – важнейшего, наряду с Мегиддо, центра ханаанской цивилизации середины II тыс. до н. э. На фотографии можно видеть такие столбы, установленные перед входом в один из храмов т.н. «верхнего» города, причём и здесь хорошо заметен вытесанный из камня резервуар, в данном случае, круглый.

Tel Hazor 003
«Обелиски» Хацора перед входом в языческий храм верхнего города (фото автора)

Хацор был крупнейшим городом Израиля библейского периода., его раскопки охватывают площадь более 80 га. Население Хацора во II тыс. до н. э. составляло около 20 тыс. человек, а площадь – более, чем в десять раз превышала размеры Иерусалима, времён Давида и Соломона. Хацор можно разделить на большой укреплённый «нижний» город, расположенный севернее, и небольшой «верхний» – акрополь. Согласно сайту Hazor Excavations, впервые Хацор был заселён в третьем тысячелетии до нашей эры (ранняя бронза, верхний город). Нижний город был основан примерно в XVIII веке до нашей эры (средняя бронза) и продолжал заселяться до XIII века (конец поздней бронзы), когда верхний и нижний город были насильственно разрушены (неясно кем). Более позднее израильское поселение, просуществовавшее до прихода ассирийцев в VIII в до н.э., было ограничено рамками верхнего города.

В VII-II вв. до н.э. в Хацоре находились только небольшие укрепления, возведенные в западной оконечности верхнего города. Последнее упоминание о Хацоре можно найти в книге Макавеев (1 Мак. 11:67), где сообщается о том, что Ионафан сражался против Деметрия (147 г. до н. э.) на «равнине Хацор», названной почему-то в русском переводе «равниной Насор».

Размер ханаанского Хацора и его стратегическое расположение на пути, соединявшем Египет и Вавилон делало город бронзового века «главою всех царств сих» (И. Н. 11: 10). Город впервые упоминается в текстах Эблы (Северная Сирия) в III тыс. до н. э. (конец эпохи ранней бронзы), и отмечается как важный политический центр в египетских «Текстах проклятий» (англ. Execration Texts), о которых вкратце напомним.

В 1925 году в Луксоре в Верхнем Египте (на месте древних Фив) были куплены глиняные черепки, соединив которые удалось собрать около 80 тарелочек и сосудов, на которых можно было различить надписи, сделанные иератическим письмом (вид древнеегипетской скорописи). Надписи были направлены против враждебных Египту племён, городов и областей. По-видимому, керамика служила для симпатической магии и разбивалась жрецами в ходе специального ритуала, проводимого с целью навлечь «небесную кару» на непокорных вассалов, когда в силу различных причин военный поход был невозможен. Среди десятков названий, 19 городов относились к стране Ретену – так в Египте называли Ханаан. Археологи датировали керамику XX в. до н. э. (конец XI – начало XII династии). Позже, были найдены обломки глиняных фигурок правителей со связанными за спиной руками и т.п. Интересно, что в числе городов дважды упоминается Иерусалим («Рушалимум»), что подтверждает его существование и значение примерно за девятьсот лет до того, как царь Давид перенёс сюда свою резиденцию, хотя, согласно археологическим данным, город был маленьким (5-6 га) и умещался на территории нынешнего «Города Давида» в Восточном Иерусалиме. Всего в разных районах Египта в т. н. «ямах проклятий» (англ. execration pits), куда сбрасывались обломки керамики, были обнаружены более тысячи подобных черепков, причём, поскольку эти надписанные тарелки, банки, статуэтки, вазы, статуи и пр. разбивались умышленно, то от археологов требовалось умение снова их собрать!

Кстати, любопытное святилище эпохи Железного века II (1000–586 до н.э.), т.е. уже еврейское, с вероятной «мацевой» было открыто в Иерусалиме ещё в начале XX века экспедицией английского капитана Монтегю Паркера (Montagu Brownlow Parker, 1878–1962) и отца-доминиканца Л.-Х. Венсана (Fr. L.-H. Vincent, 1872–1960) из иерусалимской Библейской школы (École Biblique et Archéologique Française). Находится оно в Городе Давида у «подножья» входа к источнику в районе т.н. «Бейт Шалем», рядом со стеной железного века и домом периода Первого храма.

Взгляните на фотографии святилища. До сих пор учёные не могут понять, для чего в каменном полу вырубались столь непонятные «зигзаги» и отверстия. С осторожностью можно «диагностировать» только «установку» для производства оливкового масла.


Город Давида. Район святилища

Расположенная неподалёку от «Бейт Шалем» и ныне недоступная для туристов (заполненная землёй) т.н. Cave 1 (“Пещера 1”), раскопанная в 1960-х годах (при Иорданской власти) британским археологом Кэтлин Кеньон (Kathleen Mary Kenyon, 1906–1978), также содержит свидетельства культовой деятельности в городе Давида в период Железного века II. Пещера была заполнена ритуальными статуэтками и умышленно запечатана, возможно, как результат реформ царя Иосии (Иошияху, ок. 639/640 — 608/609 до н.э.), известного борьбой с «народными культами» (см. 4Ц. 23: 5-11). Впрочем, синодальный перевод 4Ц содержит массу неточностей, поэтому, с оговорками, можно рекомендовать английские переводы, к примеру, здесь.

В Иудее VIII-VII вв. до н.э. спутница верховного ханаанского божества Эля богиня Ашера, в синодальном переводе Библии часто ошибочно называемая Астартой, представлялалась «менее фигуративно», чем в Ханаане эпохи Бронзового века  (“Transformation”, стр. 142)


Находки из города Давида. Слева от зрителя на переднем плане находится женское божество, подобное приведённым на предыдущем снимке (фото М. Илан, город Давида)

В Cave I были найдены десятки зооморфных и женских фигурок, большинство из которых умышленно (?) сломано. В «пещерную коллекцию» входили более 1200 керамических сосудов, 21 фигурка «конь и всадник», одна «погремушка» (англ. rattle), несколько «кушеток» (англ. couche), два миниатюрных каменных жертвенника для возжигания благовоний и один «столик» (подставка) для возношений (англ. offering stand). В сосудах, найденных у входа в пещеру, археологи обнаружили кости животных. Вырубленная или по крайней мере искусственно увеличенная задняя часть пещеры была обнесена невысокой стеной, создающей приподнятое куполообразное «алтарное пространство». Не было обнаружено ни человеческих костей, ни чего-либо еще, указывающего на использование пещеры как места захоронения. Пещера явно служила культовым целям, а большое количество предметов даёт понять, что она представляла собой нечто большее, чем домашнее святилище.

Процитируем ещё один фрагмент библейского текста:

«и отменил коней, которых ставили цари Иудейские солнцу пред входом в дом Господень близ комнат Нефан-Мелеха евнуха, что в Фаруриме, колесницы же солнца сжег огнем» (4Ц. 23:11, англ. 2 Kings, 23:11)

Отметим, что никакого «Фаррурима» не существовало, а соответствующее ему ивритское слово «парварим» означает «окраины», т. е. место, где жил (или служил) важный чиновник по имени Натан-мелех, оттиск печати которого (“булла”) не так давно был найден в Городе Давида (на бывшей парковке Гивати).

Исходя из находок и текста из 4Ц, американский археолог У. Дивер предположил, что пещера была одной из культовых «высот» (ивр. «бамот»), о которых говорится, к примеру, в следующей фразе:

«И отставил жрецов, которых поставили цари Иудейские, чтобы совершать курения (сожжение благовоний, ИЦ) на высотах в городах Иудейских и окрестностях Иерусалима, – и которые кадили Ваалу, солнцу, и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному» (4Ц. 23:5)

Слово «высота» не всегда следует понимать буквально. В частности, Cave I находится у подножия кидронского склона города Давида.

Можно ли соотнести реформы с фигурками «конь и всадник»? Возможно да, поскольку последние были найдены и в Святилище в Тель-Моце, в Лахише и других местах  Святой Земли.

По одной из гипотез, «всадник» – это популярный бог Баал/Ваал. В ханаанской мифологии Баал/Ваал – «облачный наездник» (англ. “Cloud Rider”) – бог бури, долгожданного дождя и плодородия почвы. Он ежедневно путешествовал по небу, управляя ветром и погодой (об этом мы писали в заметках об Угаритских текстах). Иосия, как утверждает библейский текст, выбросил «коней и колесницы» из Храма. Мы можем предположить, что сломанные фигурки в пещере К. Кеньон подтверждают «очистку» Храма, причём даты (VII в. до н.э.) совпадают. 
Алтарь храма в Тель-Араде (W. Dever, 2005, стр. 174, слева)
1. Фигурка «конь и всадник» из могилы №1002 в Лахише (Иудея, Iron Age IIC, VIIIVI вв. до н.э. из O.Kiel, C. Uehlinger (1998), рис. 333b, стр. 342, в центре). Музыкальная «погремушка» из могилы в Лахише, VII в. до н.э. (W. Dever, 2005, стр. 156, справа)

По другой гипотезе, несмотря на реформы, Cave I продолжала функционировать как местная «высота»/бама, по-видимому, до приходя вавилонян. У. Дивер утверждает, что есть и другие причины полагать, что борьба Иосии с язычеством оказалась не столь эффективной (см. W. Dever, 2005, стр. 157).

Вернёмся к «мацевот» Гезера. Впервые «горнее» место Гезера было раскопано ирландским археологом Робертом Макалистером в период между 1902 и 1907 годами. Затем город изучался и другими экспедициями, к примеру, американским Еврейским союзным колледжем (англ. Hebrew Union College-JR) в 1964–1974 гг. Несколько сезонов раскопки возглавлял американский археолог Уильям Дивер (William G. Dever, род. 1933), работавший здесь в 1966-1971 от имени Школы археологии Нельсона Глюка Еврейского союзного колледжа и Гарвардского университета, а также в 1984 и 1990 годах от имени университета Эндрюса.

По мнению У. Дивера, «обелиски» могли устанавливаться с целью: (1) почтить память умершего; (2) обозначить присутствие божества; (3) отметить событие, часто воспринимавшееся, как «деяние» божества; (4) засвидетельствовать «договорные обязательства», в том числе, по отношению к божеству. Поскольку никаких сведений о том, что «горнее место» Гезера связано с вариантами (1) – (3) у исследователей нет, то У. Дивер предположил, что оно символизирует союз между десятью ханаанскими племенами (или городами). Кроме этого, рядом со столбами Р. Макалистер обнаружил кости жертвенных животных, что, как кажется, говорит о том, что подобный союз подтверждался торжественными, возможно ежегодными, церемониями, включавшими жертвоприношения2.

Кроме этого, Р. Макалистер нашёл в Гезере несколько погребальных кувшинов с детскими косточками. По его оценкам, дети были новорождёнными (в возрасте до 1 недели), причём некоторые из тел были сожжены. Однако, как указывает У. Дивер, нельзя увязывать каменные столбы с ритуальными детскими жертвоприношениями – это находки разных исторических эпох. Горнее место с каменными столбами У. Дивер датирует периодом средней бронзы (англ. Middle Bronze IIC, между 1650 – 1500 гг. до н. э.), за сотни лет до выхода Израиля на историческую сцену, в то время как захоронения младенцев происходили раньше и обнаружены в предыдущем культурном слое.

У. Дивер полемично считал, что «он [Макалистер, ИЦ] принес сайту больше вреда, чем пользы… Нет особых причин углубляться в мучительное обсуждение Макалистером его раскопок «горнего места». Невозможно извлечь какую-то важную информацию из смеси фактов и фантазии» (цит. согл. BAR, 2015, Vol. 41, No. 1, перевод наш).

Гезер был участником многих исторических событий. К примеру, в конце XIII века до н.э. он был разрушен войсками египетского фараона 19-й династии Мернептаха (1213 – 1203 до н.э.). Этот фараон известен, прежде всего, своей стелой («Стелой Мернептаха», ок. 1208 г. до н.э.), на которой перечисляются его военные победы (над ливийцами и др.). Кроме этого стела, обнаруженная сэром Флиндерсом Питри (англ. William Matthew Flinders Petrie; 1853 —1942) в Фивах в 1896 году и ныне хранящаяся в Египетском музее в Каире, впервые в истории упоминает об Израиле как народе:

«…Ханаан разорён во всевозможных бедах: Ашкелон побежден; Гезер взят в плен; Яноам (Иеноам) больше не существует. Израиль опустошен и семени его нет…» (перевод наш)


Стела Мернептаха. By Olaf Tausch – Own work, CC BY 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=85150043

Фраза о том, что Израиль «опустошен и семени его нет», бросается в глаза, однако немалым «призом», полученным фараоном в ходе похода в южный Ханаан, стал и ханаанский Гезер, расположенный в предгорьях Иудеи, примерно в 30 с небольшим километрах к западу от Иерусалима.

И действительно, в надписи, вырезанной на стенах храма Амады в Верхней Нубии, расположенного неподалёку от границы Египта с Суданом и впервые построенного фараоном 18-й династии Тутмосом III, Мернептах хвастает не «завоеванием Израиля», а покорением Гезера.

Гезер был популярной целью фараонов Нового Царства в ходе их походов в Ханаан. Самое раннее упоминание о городе происходит из храма Амона в Карнаке, где на памятном рельефе Гезер указан, как один из городов, завоеванных Тутмосом III (годы правления 1479–1425 до н. э.). На стенах своего погребального храма в Фивах Тутмос IV (годы правления 1400–1390 гг. до н. э.) пишет о захвате хурритских пленников из Гезера. О Гезере несколько раз говорится в Амарнских письмах (XIV в. до н.э.), и по крайней мере восемь писем из этого города достигли египетского «царского двора». Однако, к сожалению, очень немногое из города периода позднего бронзового века было найдено археологами. Несмотря на хвастовство Мернептаха, специалисты нашли мало свидетельств существования Гезера XIII века до н.э. Однако относительно недавние раскопки начали дополнять эту картину. Исследования были возобновлены в июне 2006 года, и их возглавили Стив Ортис (Steve Ortiz) из Юго-Западной баптистской теологической семинарии (SWBTS, США) и Самуил («Сэм») Вольф (Sam Wolff) из Израильского управления древностей (IAA). Работа была завершена в 2017 г.


Мернептах (Лувр, Википедия). Один из сыновей великого Рамсеса II, Мернептах (годы правления 1213–1203 гг. до н. э.) продолжал египетское господство над южным Левантом. Чтобы подавить мятежные элементы в регионе он предпринял поход на Ханаан, закончившийся для Гезера трагически

Гезер стратегически расположен в долине Аялон в предгорьях Иудеи. С этого участка открывается вид на южную прибрежную равнину Израиля, вдоль которой проходила древняя дорога «Виа Марис», главный маршрут с севера на юг, который вел из Египта в Месопотамию. Также, Гезер охранял одну из дорог, ведущих от побережья Средиземного моря к району центральных гор. Его курган прямоугольной формы размером примерно 30 акров (12 га) состоит из западного и восточного холмов, разделенных небольшой впадиной или седловиной.


Тель Гезер (Todd Bolen/Bibleplaces.com, из BAR 48.2, 2022.) Из Гезера открывается вид на плодородную долину Аялон в предгорьях Иудеи. Расположенный на главном торговом пути между центральными холмами и побережьем Средиземного моря, город был заселен с доисторических времен до римской эпохи. В эпоху поздней бронзы (1550–1200 гг. до н. э.) Гезер был известным городом-государством и становился мишенью для  египетских фараонов Нового царства, стремившихся установить контроль над Ханааном. Курган города состоит из западного и восточного холмов, разделенных седловиной. Недавние раскопки вдоль южного склона западного холма городища (обведены кружком) обнаружили новые свидетельства разрушений конца XIII века, вероятно, от рук Мернептаха

Возобновленные раскопки Гезера (2006-2017) были сосредоточены на вопросах, связанных с хронологией, историей и планировкой города железного века (который многие связывают со строительной кампанией царя Соломона), упомянутой в 3 Ц 9:15-17:

«Вот распоряжение о подати, которую наложил царь Соломон, чтобы построить храм Господень и дом свой, и Милло, и стену Иерусалимскую, Гацор, и Мегиддо, и Газер. Фараон, царь Египетский, пришел и взял Газер, и сжег его огнем, и Хананеев, живших в городе, побил, и отдал его в приданое дочери своей, жене Соломоновой. И построил Соломон Газер и нижний Бефорон».

Однако неожиданной находкой стало обнаружение большого здания конца  бронзового века (XIII в.), которое было полностью уничтожено пожаром. Под обломками были погребены три человека. Впервые, учёные увидели доказательства опустошения, вызванного кампанией Мернептаха.

Здание расположено на южном склоне западного холма Гезера. Археологи обнажили почти 15 на 20 метров этого комплекса, хотя гораздо большая его часть, по-видимому, была разрушена эрозией (сползанием) вдоль южного склона холма. Здание представляет собой пример «дом патриция» (англ. “patrician house”), хорошо известного типа постройки позднего бронзового века, характеризующегося серией больших центральных “залов”, окруженных меньшими боковыми комнатами. Подобные дома, которые археологи связывают с местными элитами, были раскопаны и в близлежащих Тель-Баташе (библейская Тимна) и Тель-эс-Сафи (Гат). Хотя археологам удалось раскопать только часть здания, его размер, планировка, особенности и находки позволяют предположить, что это была резиденция богатой семьи, возможно, имевшей отношение к Египетской администрации в Ханаане. Хозяйственные помещения могут свидетельствовать о том, что члены семьи занимались переработкой продуктов: производством оливкового масла, муки и т.п.


Останки трех человек в разрушенном доме – свидетельство насильственного конца Гезера конца позднего бронзового века. Найденные под слоями мусора, пепла и упавших камней кости принадлежат взрослому мужчине, погибшему при обрушении комнаты с колоннами, ещё одному взрослому и ребенку, найденными вместе в примыкающем к дому хозяйственном помещении (едва заметные останки ребёнка видны рядом с левой ногой взрослого, чуть ниже северной стрелки на фото (Tel Gezer Excavation Project, S. Wolff, BAR 48.2, 2022)

Обломки, имевшие иногда почти метровую толщину, состояли из обрушившихся каменных стен, обгоревших сырцовых кирпичей, брёвен и осколков разбитых гончарных сосудов. Под обломками, среди пепла, были найдены останки трёх человек: двух взрослых и ребёнка.

Первоначально учёные датировали здание XIV веком, основываясь в первую очередь на находке печати-скарабея фараона 18-й династии Аменхотепа III (ок. 1388—1351 до н. э.).  Однако, при дальнейшем изучении они обнаружили, что найденная в здании керамика (как местные, так и импортные изделия) датируется XIII веком. Также радиоуглеродный анализ материалов из обломков разрушений указал на конец XIII века. Учитывая дату постройки и свидетельства массовых разрушений, учёные предположили, что здание, скорее всего, было разрушено Мернептахом во время его похода в южный Левант.

Почему Мернептах атаковал Гезер? Учёные сходятся во мнении, что город играл центральную роль в деятельности Египта в регионе. Как показывают Амарнские письма и анализ моделей поселений позднего бронзового века, Гезер доминировал над многими городами и деревнями вдоль прибрежной равнины, включая порт Яффо. Из раскопок мы знаем, что в последние дни правления Рамсеса II (1279–1213 до н. э.) поместье египетского правителя в Афеке и административный центр в Яффе были насильственно разрушены. Некоторые ученые приписывают эти разрушения ханаанскому царю Гезера, который, возможно, стремился воспользоваться кажущейся слабостью Египта в последние годы правления этого фараона. Поэтому можно предположить, что сын и наследник Рамсеса, Мернептах, ответил на эти беспорядки разрушительной кампанией против Гезера и его единомышленников, которые представляли угрозу египетскому господству. Но это был ещё не конец «мучений».

В XII в. до н. э. Гезер захватили и заселили «народы моря» – библейские «филистимляне» (см. наш рассказ о Мегиддо). С этими племенами неподалёку от Гезера несколько раз сражался царь Давид (II Ц. 5:25; I Пар. 14:16, 20:4).

В X в. до н. э. Гезер был взят египтянами и отдан Соломону в качестве приданого за дочь фараона. Стратегическое значение Гезера побудило Соломона усилить городские укрепления такими же как в Хацоре и Мегиддо монументальными воротами с казематной стеной.

Оборонительные сооружения сильно пострадали в 918 г. до н. э. при вторжении фараона 22-й ливийской династии Шешонка I (ок. 946/943—922 до н. э.), когда Гезер после раскола в 928 г. до н. э. царства Соломона входил в состав Израильского царства. Восстановленные городские ворота были вновь разрушены примерно в 734 г. до н. э. ассирийским царём Тиглатпаласаром III, a Гезер включён в состав его империи. С упадком империи в конце VII в. до н. э. царь Иудеи Иосия (Иошияху) подчинил своей власти значительную часть израильских земель, включая Гезер. В 586 г. до н. э. Гезер в числе многих городов Иудейского царства был разрушен вавилонянами, а в V–IV вв. до н. э. отстраивался вернувшимися из вавилонского пленения евреями. Во время войн Хасмонеев Гезер стал с 160 г. до н. э. опорным пунктом греческого селевкидского войска, но в 142 г. до н. э. был взят Симеоном (Шимоном) Хасмонеем, который обновил городскую стену и ворота и превратил город в оплот Иудейского государства. К концу II в. до н. э. Гезер по неизвестным причинам был оставлен навсегда.

Уникальная городская водная система (тоннель к источнику), эпохи средней бронзы, открытая ещё Р. Макалистером, и раскапывавшаяся в 2010-х годах специалистами Новоорлеанской Баптистской Теологической Семинарии (New Orleans Baptist Theological Seminary, “NOBTS”), безусловно, заслуживает отдельного рассказа. Отметим только, что строительство подземных проходов к воде, длиной в десятки метров, объясняется просто.

Древние крепости обычно располагались на холмах, намного выше водоносного слоя, поэтому для доступа к воде приходилось пробивать наклонные ходы. Рыть вертикальные было технически сложнее и в этом не было необходимости – ведь по наклонному ходу за водой могли одновременно подниматься и спускаться десятки людей. Иногда источники находились за пределами городских стен, и скрытый от врага подземный проход был единственной возможностью водоснабжения. Такими примерами, помимо Гезера, могут служить водные системы Мегиддо, Хацора, Изреэля, Тель-Шевы (древней Беэр-Шевы) и др.

P.S. В июле 2022 года Гезер сильно пострадал от пожара: горела сухая трава. Будем надеяться, что у государства и спонсоров найдутся средства, чтобы привести в порядок этот важнейший исторический объект.

Примечания:

  1. Современные «борцы с язычеством» ныне спрятали малую стелу за большую, и её не сразу видно (2020)
  2. Есть также гипотеза о том, что «высокие» столбы символизируют союзы и договорённости, а «низкие» – это изображения «богов». Строго доказать это утверждение, по-видимому, невозможно

Источники:

  1. Гезер. Электронная Еврейская Энциклопедия.URL: http://eleven.co.il/article/11096.
  2. Ф. Ринекер, Г. Майер. Библейская энциклопедия Брокгауза. – М.: Российское Библейское Общество, 1999. — 1120 с. — ISBN: 978-158-7122-35-4. – Электронный ресурс: http://www.twirpx.com/file/1152819/
  3. Эль-Амарнские письма. Электронная Еврейская Энциклопедия. URL: http://www.eleven.co.il/article/15076
  4. Dever William G., “Did God Have a Wife? Archaeology and Folk Religion in Ancient Israel”, Wm. B. Eerdmans Publishing Co. ,2008, 360 pp. – ISBN: 978-0-8028-6394-2.
  5. Dever, William G, “The Middle Bronze Age “High Place” at Gezer”, Bulletin of the American Schools of Oriental Research, vol. 371, pp. 17-57, May 2014. URL: https://www.jstor.org/stable/10.5615/bullamerschoorie.371.0017.
  6. Hazor Excavations. URL: http://www.hazor-excavations.org/the-history-of-hazor/
  7. Keel Othmar, Uehlinger Christof. “Gods, Goddesses, and Images of God in Ancient Israel,” Fortress Press, 1998, 484 pages. – ISBN: 978-0800627898.
  8. OnSite: Tel Gezer. Canaanite power, Egyptian fury, and Solomonic walls., Bible History Daily, July 29, 2022. URL: https://www.biblicalarchaeology.org/daily/bas-onsite/onsite_tel_gezer/?mqsc=E4145885&dk=ZE2270ZF0&utm_source=WhatCountsEmail&utm_medium=BHDA%20Daily%20Newsletter&utm_campaign=7_29_22_OnSite_Tel_Gezer
  9. Ortiz, Steven, and Samuel Wolff. “Pharaoh’s Fury: Merneptah’s Destruction of Gezer,” Biblical Archaeology Review 48.2 (2022), pp. 48–54.
  10. Shanks, Hershel. “Commemorating a Covenant,” Biblical Archaeology Review, January/February 2015, Vol. 41, No. 1, pp. 63–65.
  11. Shanks, Hershel. “The Sad Case of Tell Gezer,” Biblical Archaeology Review 9.4 (1983): pp. 30–35, 38–42.
  12. Shanks, Hershel. “Will King Hezekiah Be Dislodged from His Tunnel?” Biblical Archaeology Review 39, no. 5 (2013): 52–61.
  13. Smith Mark S. “‘Athtart in Late Bronze Age Syrian Texts.” David T. Sugimoto (ed.). Transformation of a Goddess: Ishtar – Astarte – Aphrodite. Orbis Biblicus Et Orientalis (Book 263), Fribourg: Academic Press, 2014, pp.33-86.
  14. The Megiddo Expedition. – Электронный ресурс: https://sites.google.com/site/megiddoexpedition
  15. נתן שור, תולדות ארץ ישראל מן התקופכ הפריהיסטורית עד ימינו, הוצאת דביר, תל אביב, 1998

Страница в последний раз отредактирована 23 сентября 2022 года

Добавить отзыв

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.