Любила ли Зоила своего Ахилла? (заметки об Аполлонии)

Национальный парк Аполлония на юге граничит с приморскими кварталами Герцлии и расположен в полутора десятках километров от Тель-Авива. Глазам нечасто навещающих его иностранных туристов и коренных израильтян открываются остатки небольшой крепости крестоносцев XIII века. А ведь город-порт существовал с финикийских времён, пережил правление персов, греков, римлян, византийцев и арабов. Где же находится всё это богатство? К счастью, кое-что осталось на местности. Попытаемся восполнить этот пробел заодно напомнив о жизни города в разные исторические периоды.


Схема Национального парка Аполлония [1]

Эта местность была заселена уже в эпоху халколита1, однако первые упорядоченные сведения появляются только середине I тыс. до н.э. Из надгробной надписи сидонского царя Эшмуназора II (конец VI в. до н.э.), известно, что ахеменидский правитель Персии даровал ему Дор, Иоппию (Яффу) и тучные земли в долине Шарон, скорее всего, как награду за помощь в войне с Египтом. В «Перипле» (описании морских путешествий) Псевдо-Скилака (IV в. до н.э.) также отмечается сидонский суверенитет над Яффой и Дором.


Зоны раскопок в 2010 году [2]

Примерно в VI в. до н.э. между этими городами появляется будущая Аполлония, изначальное имя которой неизвестно. Сидоняне дали городу новое название в честь ханаанского бога огня и молнии Решефа2, возможно звучавшее, как Аршоф (на родственном иврите «решеф» означает «вспышка»). При греках порт переименовали в Аполлонию, при византийцах он стал Сузусой, после прихода арабов в VII в. семитское название вернулось, как Арсуф, а при крестоносцах изменилось на Арсур.

Следы сидонского города-колонии VI-IV вв. до н.э., общей площадью менее 2 га, найдены в зонах раскопок H и D. Зона H находится южнее османской печи для обжига известняка, а зона D – уже за забором, на территории так называемого «будущего расширения» Национального парка. Находки не принесли сенсаций. Они включали повседневную керамику, заграничные изделия, фрагменты мужской и женской терракотовых статуэток, а также некоторое количество сидонских монет. На рельефе IV в. до н.э. размером 11 х 15 см из дорогого пентелийского мрамора (от названия горы Пентеликон к северо-востоку от Афин) изображена сцена погребального пира. Стиль, одежды персонажей и мрамор греческие, что указывает на тесную связь города с эллинистической культурой, а сам сюжет намекает на культ героя или героизированного смертного. Не исключено, что проживавшая здесь греческая семья отметила так смерть одного из близких.


Панорама Национального парка Аполлония (вид с севера, 2012)

Важной частью финикийской культуры было изготовление натурального красителя – пурпура. Об этом пишет, к примеру, римский историк Плиний Старший (I в.) в книге «Естественная история». Правда говорит он о жителях конкурировавшего с Сидоном Тира. Пурпур использовался для окраски одежд аристократов и высших чиновников. Вещество для его производства содержалось в железах морских брюхоногих моллюсков иглянок (Murex brandaris). Этот же краситель, называемый на иврите «аргаман», упомянут и в Ветхом Завете – окрашенные в пурпур нити применялись для изготовления покровов и занавесей Скинии собраний. Однако производился ли пурпур в будущей Аполлонии неизвестно (в отличии от находившегося в 50 км севернее Дора3).


Зоны раскопок в 2014 году, [2]

Аполлонией город стал при греках-селевкидах (IV-II вв. до н.э.) – «местный» Решеф отождествлялся с богом солнца Аполлоном. В это же время и другие ханаанские порты Палестины получили греческие названия: Дор превратился в Дору, Акко в Птолемаиду и т.п. Следы Аполлонии по-прежнему видны в зонах раскопок H и D. Находки также напоминают артефакты финикийского периода: керамика, привозные товары, ручки от амфор с печатями. Скупость находок и плохую сохранность культурных слоёв финикийской и греческой эпох можно объяснить разрушениями и интенсивным строительством в последующее время.

В период хасмонейских войн «языческое» побережье страны было захвачено иудейским царём Александром Яннаем (ок.80 г. до н.э.). Город был покинут и возродился уже в римское время.

К римской эпохе (начиная с 63 г. до н.э.) относятся первые упоминания об Аполлонии в литературных источниках. И. Флавий пишет, что

«…около этого же времени иудеи успели овладеть целым рядом сирийских, идумейских и финикийских городов, а именно приморскими городами: Башнею Стратоновою, Аполлониею, Яффою, Ямниею, Азотом, Газою…». [4]

Пишут об Аполлонии и Клавдий Птолемей (II в.) в «Географии», и Плиний Старший в «Естественной истории». Правда последний – только, как о некоторой «точке» между Яффой и Кесарией:

 «…Иоппе, город финикийцев, который существовал, как говорят, до потопа на земле. Он находится на склоне холма, а перед ним лежит камень, на котором показывают остатки цепей, которыми была прикована Андромеда. Здесь поклоняются сказочной богине Ceто. Рядом с этим местом – Аполлония, а затем Стратонова Башня, иначе Кесария, построенная царем Иродом, но теперь колония Прима Флавия, основанная императором Веспасианом: это пограничный город Палестины».

Аполлония присутствует и на знаменитой «Пейтингеровой» карте (Tabula Peutingeriana), пергаментной копии с древнеримского оригинала, созданной в XIII в. неизвестным монахом из Кольмара (Эльзас).

При римлянах город вырос, но в 113-114 (или 127-128) гг. н.э. пострадал от землетрясения, что видно по следам разрушения и восстановления римской виллы с внутренним двориком (зона E). Была также расширена естественная гавань, и Аполлония начала торговлю с метрополией и Северной Африкой.


Римская вилла. Справа — 
реконструкция Управления парков

К числу интересных находок этого периода можно отнести надгробную плиту, хранящуюся в Музее Израиля в Иерусалиме. Она имеет прямоугольную рамку, увенчана фронтоном с растительным орнаментом по углам и розеттой внутри тимпана (треугольного поля фронтона).

«Здесь лежит Зоила, тридцати лет, любившая своего мужа…».Примерная дата надписи – 176 г. н.э.


Надгробная плита Зоилы [2]

При византийцах город именовался Сузусой, был независим и уступал по размерам и торговому обороту лишь столичной Кейсарии. Помимо морской торговли, его жители занимались производством стекла, вина и оливкового масла.

До первой половины VI в. Сузуса была важным самаритянским центром. Однако начиная с 484 г. в стране произошла серия (не меньше пяти) самаритянских бунтов, разгромленных Византией. В 556 и 572 гг. эти восстания поддержали иудеи. Самыми мощными, по-видимому, были выступления 484 и 529 гг., когда бунтовщикам удалось возвести на престол собственных «царей», соответственно, Юстуса и Юлиануса. При подавлении бунтов погибли или были проданы в рабство десятки тысяч людей, что послужило одной из причин упадка самаритянской культуры. Власть запрещала самаритянам служить в армии, лишала их права передавать наследство, поэтому многие вынуждено перешли в христианство. Большой урон религии нанесло и арабское завоевание Святой Земли в VII в. Тысячи людей были изгнаны из прибрежных городов, возможно, в наказание за участие в обороне Кейсарии в 638 году.

В Национальном парке Аполлония к северу от замка крестоносцев сохранились остатки большой самаритянской винодельни (зона О). Яма для брожения этой винодельни имеет диаметр около 3 м, она одна из крупнейших в Палестине.  На мозаичном полу размером 9.8 x 7.5 м читается греческая надпись:

«Бог единый, помоги Кассианосу, его жене, его детям и всем остальным»
Самаритянская винодельня

Винодельня перестала работать в первой половине VI в., по-видимому, после подавления восстания 529 г., а позже была разрушена катастрофическим землетрясением 749 г. Есть мнение, что она могла быть частью комплекса, включавшего пока не найденную синагогу.

О существовании синагог в городе может говорить и греко-арамейская надпись, находившаяся, вероятно, в зале самаритянской синагоги раннего византийского периода, и обнаруженная в 2014 году под средневековыми строениями в другом конце старого города, в зоне раскопок P1, у городского рва эпохи крестоносцев.


Греко-арамейская надпись, возможно находившаяся в самаритянской синагоге, [2]Греческий текст на мозаике гласит:

«Единый бог / кто помогает / Гадиону / и Юлиану / и всем, кто этого заслуживает»,

а арамейский (самаритянским письмом) может быть переведён, как

«(сделанный из его) владения в этом месте».

На территории Национального парка мы не видим остатков храмов византийского периода. Руины одной из церквей V-VI вв., – возможной резиденции епископов Сузусы, – находятся в зоне К за забором, в упомянутом выше районе «будущего расширения». Многоцветный мозаичный пол и несколько оснований колонн этой церкви были обнаружены в 1962 и 1976 гг. От храма сохранилась только часть центрального нефа. Мозаичное мощение украшают геометрические и цветочные узоры, обрамлённые рамками с переплетениями, и расположенные по кругу изображения птиц в медальонах. Наибольшее впечатление производит трёхстрочная греческая надпись в форме Tabula ansata (продолговатая табличка с «хвостиками» по бокам). Это фрагмент стиха, написанного классическим дактилическим гекзаметром, в котором говорится, что церковь, «лучшая чем амброзия и нектар», – пища богов на Олимпе, – была построена неким Марином (Мариносом). В этом тексте намекается на преимущество христианской веры над греческой языческой традицией.

Остальные византийские находки – это, в основном, водосборники, вино- и маслодавильни, стеклоплавильные печи. Две такие печи, обнаруженные в 1950 г. археологом Пенуэлем Кахане, ранее относили к арабскому периоду. Ещё одна, расположенная прямо у входа в Национальный парк найдена в 2002 г. в зоне N, а последняя раскопана в 2006 г. по-соседству с самаритянской винодельней (зона O).


Остатки византийской стеклоплавильной печи

Типичная печь состояла из топки с двумя коническими воздуховодами, направленными в сторону плавильной камеры. Между зоной огня и плавильной камерой была каменная перегородка. После того, как стекло затвердевало, крыша разбиралась, что видно по сохранившимся на остатках стекла вмятинам от ударов молотком, и готовое стекло вынималось. Качественное стекло было прозрачно-голубым или зеленовато-синим с небольшим количеством пузырьков. Считается, что куски недостаточного веса или размера выбраковывались. Зона огня в печах Аполлонии располагалась на западе, и воздуховоды были открыты для морских ветров (в противном случае потребовалось бы использование мехов). Крыша плавильной камеры, вероятно, была сводчатой с несколькими отверстиями (или трубами) для лучшей циркуляции воздуха.

Кстати, некоторые, удалённые от жилья «водосборники» римско-византийского периода, вызывавшие вопросы своими маленькими размерами и странной (прямоугольной) формой, следуя одной из ныне популярных гипотез, были «фабрикой» по производству соуса гарум4.


Возможные «бассейны» для производства соуса гарум

Овраг между зонами E и M служил местом свалки; только в сезоне 2006 г. было найдено около 10 т черепков в зоне Е и ещё 13 т в зоне M. Керамика, стекло, металлические и каменные сосуды и предметы отражали повседневную жизнь обитателей Сузусы. Неподалёку были обнаружены несколько захоронений, некоторые из которых сохранились нетронутыми.

Арабы, пришедшие в Сузусу в 30-х гг. VII в., вернули городу семитское имя, изменив его звучание на Арсуф. Это была береговая крепость между Яффо и Кейсарией, хорошо защищенная с суши и моря. Постепенно она утратила морское и торговое значение, обеднев и уменьшившись по площади и населению.

Городские стены эпохи крестоносцев в основном следуют очертаниям Арсуфа арабского периода, что можно видеть, например, в зонах (над римской виллой) и H. Угловая башня святых рыцарей в зоне L также построена поверх арабских укреплений, а те, в свою очередь, стоят на следах византийских. Первые мусульманские находки датируются правлением пятого омейядского халифа Абд эль-Малика (685-705 гг.), строителя Купола Скалы в Иерусалиме. За забором Национального парка между зонами B и C раскопано около 65 м арабской торговой улицы.


Южная угловая башня  (зона L)

В районе возвышавшейся над морем западной стены (зона S) обнаружен арабский каземат с  частично мощёным каменными блоками полом и вероятным выходом из города в сторону источника на берегу. Здесь была найдена керамика VIII–IX вв. Обнаружены также обломки византийских архитектурных элементов, указывающие на то, что к востоку от участка возможно стояло позже разрушенное общественное здание или богатая ферма, и эти украшения были смыты дождём.

К югу от замка крестоносцев вблизи от крепостного рва находятся остатки большого каменного здания с мозаичным полом и ямой-хранилищем (зона R). На карте, составленной в 1874 г. британским Фондом Исследования Палестины (P.E.F.), это место обозначено как Vault («хранилище»). Это было промышленное византийское сооружение, перестроенное святыми рыцарями. Изначально дом состоял из трех комнат, двух на юге и одной (открытой) на востоке. В южных комнатах была найдена керамическая и стеклянная посуда; пол восточной был мощёным. Здесь же была обнаружена нетронутая глиняная печь («табун»). В верхних слоях земли, накопившейся в аккуратно выложенной каменными блоками яме-хранилище, постепенно превратившейся в свалку для мусора, были найдены обломки посуды эпохи крестоносцев (XII-XIII вв.), а в нижних – арабское стекло и керамика (VIII–XI вв.).


Промышленное сооружение (зона R)

Последним этапом в истории города стал период крестоносцев. «Сердцем» Аполлонии являются развалины внутреннего замка/цитадели XIII в., а большая часть ещё нераскопанного города святых рыцарей, также, как и арабского и византийского, находится за забором, в пока недоступной зоне «будущего расширения». Там, к примеру, расположены и остатки восточных городских ворот (зона J).


План города крестоносцев XIII в. (Управление парков)

Крестоносцы сумели взять Арсуф, который они назвали Арсур, лишь в 1101 г. Это сделал король Балдуин I при помощи генуэзского флота, причём город, в отличие от Кейсарии, капитулировал без боя. В течение 150 лет крепость была местом стычек рыцарей с мусульманами. Арсур окружили прочными стенами шириной свыше 2.2 м и глубоким рвом. После поражения крестоносцев в битве у Карней-Хиттин (Хаттинское сражение) 4 июля 1187 г. городом четыре года правили мусульмане. В результате Арсурской битвы, произошедшей к северо-востоку от города 7 сентября 1191 г., им овладел английский король Ричард Львиное Сердце.

Жан д’Ибелин, синьор Бейрута с начала XIII в., и дважды регент Иерусалимского королевства (в 1205-1210 и 1228-1232 гг.), присоединил Арсур к своим владениям в 1207 г., взяв в жёны Мелисенду из Арсура. Их сын Жан (1211-1258) унаследовал город, который впоследствии перешёл к старшему сыну Жана Балиану (1239-1277). В 1241 году началось возведение новых городских стен, постройка замка и новой гавани.


Основания восточных городских ворот (зона J)

В 1733 г. итальянский ученый С. Паоли рассказал об уникальной находке: печати Балиана, обнаруженной на Мальте. На ней был изображён рыцарь в броне, скачущий на коне, подняв меч.  Надпись на печати гласила:

“Ba(lian) d’Ybel(in) s(eigneur) d’Ars(ur) co(n)establ(e) dou reaume d(e) I(e)r(usa)l(e)m” («Балиан Ибелин, господин Арсура, коннетабль Иерусалимского королевства»).

На другой стороне был изображён замок с двумя угловыми башнями и воротами. За стенами возвышалась внутренняя башня – донжон, –  а текст вокруг изображения гласил:

 ”Ce est le chastiau d(‘)Arsur” («Это замок Арсур»).Эта печать помогла современным исследователям восстановить облик крепости.


Печать Балиана [2]

В 1261 г. Арсур был передан госпитальерам, которые и достроили замок (зона F). Город и крепость были удобно расположены, хорошо укреплены и находились под защитой 2000 воинов, 270 из которых принадлежали к братьям ордена. К сожалению, сложно выяснить, что именно успели построить иоанниты за неполные четыре года владения городом.

Стоящая в парке модель крепости отражает характер военных укреплений того времени: замок окружал глубокий ров; в центре, у морского обрыва, высилась башня-донжон, на крыше которой находилась  наблюдательная площадка. В донжонах защитники укрывались, если враг прорывал внешнюю оборону. Они часто являлись жилищем рыцарской элиты, там располагались важнейшие объекты: оружейные, главный колодец, пищевые склады. Иногда отсюда за стены замка шёл потайной ход. В Арсуре такой необнаруженный пока ход, по-видимому, вёл в гавань.

Крепостной ров имел ширину 30, а глубину – около 14 м. Войти в замок можно было только по мосту, опоры которого видны на дне рва. Мост не следует путать с современной насыпью, по которой экскурсанты заходят в крепость. Пройдя по мосту нужно было повернуть направо, пересечь внешний двор на виду у защитников замка и лишь затем повернуть налево во внутренние ворота. Если мысленно продолжить линию от развалин моста в направлении на юго-восток в сторону забора Национального парка и за его пределы, то можно понять, где, на расстоянии около 200 м, находились восточные городские ворота (зона J


Модель замка (слева). Руины моста в цитадель (справа)

Внутренние ворота замка имели высоту с двухэтажное здание. По обе стороны от них стояли полукруглые башни, из которых лучше сохранилась северная. Размеры двора крепости: 10 х 28 м. Отсюда можно было пройти в помещения второго этажа и спуститься в ещё нераскопанные подвальные залы. По периметру двора располагались различные помещения, а в западной части высился шестиугольный донжон.


Остатки внутренних ворот

В северной башне ворот обнаруживаем большой зал с апсидой, направленной на восток (вероятная церковь). Его, сохранившиеся до высоты 4 м стены, были покрыты белой штукатуркой.


План замка (Управление Парков, слева).  Церковь крестоносцев? (справа)

На северной стороне двора обращает на себя внимание круглый сводчатый склад, служивший для хранения зерна и других припасов, а до этого, по-видимому, бывший частью пекарни. Неподалёку находятся мельничная установка, а также кухня с остатками печей и ёмкостями для воды, которая подавалась по водоводу. Зал трапезной располагался по-соседству, к северу от донжона. В трапезной нашли множество керамических мисок, в том числе глазурованных. Смотровая площадка донжона возвышалась на 10 м. Отсюда открывался вид на порт, а в ясный день можно было разглядеть Яффо на юге и Кейсарию на севере.


Двор замка (слева). Сводчатый склад (справа)

В 1265 г. истёк срок перемирия между крестоносцами и мамлюками, и Султан Бейбарс начал поход на Иерусалимское королевство. К Арсуру мамлюки подошли в марте 1265 г. Формальной причиной штурма было утверждение о том, что крестоносцы нарушили условия перемирия, укрепив стены и замок. Город был подготовлен к обороне. У защитников, число которых доходило до 2000 человек, включая 270 братьев ордена, хватало продовольствия и боеприпасов. Атакующие наполнили ров бревнами, а потом, отстреливаясь из луков и пращей, придвинули к городским укреплениям стенобитные орудия. На площадке из камня и цемента размером 3 x 17 м (зона P), возможно, стояла одна из камнеметательных машин (баллист).


Развалины донжона (слева). Гавань крестоносцев (Управление Парков, справа)

Раскопки показали, что во время осады внутренние стороны городских стен и построенные за ними здания были покрыты тоннами грязи для того, чтобы увеличить способность к сопротивлению. Однако 26 апреля 1265 г. после сорока дней штурма Арсур был взят, а оставшиеся в живых горожане и воины укрылись в замке. В конце июня 2012 года на его территории был обнаружен клад из 108 золотых монет, примерная стоимость которого на наши деньги превышает сто тысяч долларов: 93 динара весом по 4 г и 15 монет в четверть динара, весом по 1 г. Часть монет была отчеканена в Египте за 250 лет до описываемых событий. Общий вес «золотого запаса» – чуть менее 400 г. Возможно, это была некая «касса», которую иоанниты спрятали под угрозой захвата мамлюками в последние дни крепости. Кладов эпохи крестоносцев на Святой Земли практически не найдено – рыцарей было относительно мало, и каждая «копейка» у них была на счету. Можно предположить, что «арабские» монеты перезахоранивали дважды: фатимиды «перед лицом» святых рыцарей и, спустя полторы сотни лет, уже госпитальеры перед сдачей крепости султану Бейбарсу.


Монеты из Арсура (Фото: Павел Шраго (פבל שרגו), Haaretz)

По словам руководителя раскопок проф. Орена Таля из Тель-авивского университета, суммы в два динара хватало в то время для существования семьи в течение года. Автор находки – студент факультета археологии Мати Йохананов (מתי יוחננוף) из совместной экспедиции Тель-авивского университета и Управления природы и парков. Повреждённый керамический кувшин с монетами находился под полом одной из комнат замка. Как считает О. Таль, клад умышленно был спрятан в треснутый кувшин, заполненный песком. Если бы кто-то, вскрыв пол, увидел «такое старьё», то мог бы и не заинтересоваться. Исследования в судебно-медицинской лаборатории не обнаружили остатков ткани, в которую могли быть завёрнуты монеты.

После трех дней боев мамлюки взяли под свой контроль часть укреплений крепости. Потерявшие до 1000 воинов, в том числе 90 рыцарей, госпитальеры согласились на капитуляцию при условии, что выжившим будет дозволено уйти в Акко. Однако Бейбарс нарушил слово, и рыцари были взяты в рабство.

О взятии Арсуфа повествует арабский историк Ибн Абд аз-Захир5, иногда называемый Мухи ад-Дином (Muhyi al-Din), автор «официальной» биографии Султана Бейбарса (Аз-Захира Бейбарса аль-Бундукдари), получившей название «ар-Рауд аз-Захир фи сират аль-Малик аз-Захир» (Цветущие сады жизнеописания аль-Малика аз-Захира). Её полный текст был издан саудовским учёным Абд аль-Азизом Хувайтиром в 1976 году в Эр-Рияде. Предлагаем вам отрывок из этого труда, в переводе арабиста и археолога Михаила Чернина:

«Двадцать девятого числа месяца Джумада аль-Ула (25 марта 1265 года) султан (Бейбарс) вышел из Кайсарии (Кесарии – И.Ц.) и никто не знал, куда он направляется. Он же направился к Арсуфу и разбил свой лагерь у его стен в первый день месяца Джумада аль-Ахира (27 марта 1265 года). Он приказал свозить (к городу) деревянные балки, груды которых возвысились вокруг города подобно могучим горам и крутым холмам. Дабы враги, о которых Господь сказал “… являетесь (вы) растопкой для Геенны, в которую вы войдёте” (Коран, сура 21 (Пророки), айят 98), не смогли наблюдать за действиями его (воинов, султан) соорудил из этих (балок) деревянные перекрытия и приказал рыть два подкопа (под городскими стенами) от городского рва до рва крепости. Потолки этих подкопов он приказал подпереть балками. Когда же прокладка подкопов была закончена (султан) поручил первый из них эмиру Шамс ад-Дину Сонкору ар-Руми и эмиру Бадр ад-Дину Байсары и эмиру Бадр ад-Дину аль-Хазандару аз-Захири и эмиру Шамс ад-Дину ад-Дукузу аль-Караки и прочим эмирам-знаменосцам (аль-умара ас-санджакия) и некоторым другим. Второй же подкоп он поручил эмиру Сайф ад-Дину Калауну аль-Альфи и эмиру Алам ад-Дину аль-Халаби аль-Кабиру и эмиру Сайф ад-Дину Карамуну и некоторым другим эмирам. (Таким образом) он проложил ходы от рва до (стен) крепости. Франки предприняли вылазку с целью поджечь деревянные перекрытия. Навстречу им вышел эмир Сайф ад-Дин Калаун с некоторыми другими эмирами. Он и все эмиры собственноручно таскали воду и смогли потушить пожар. Когда же ремонт деревянных перекрытий был закончен, франки решили подвести (под них) мину из замка. Подведя ее под подкоп (мусульман) и заполнив мину ёмкостями с маслом и жиром они подожгли ее, а затем начали закачивать туда мехами воздух. Войско же (мусульман) не ведало об этой хитрости (врага) пока пламя не охватило (подкоп). Дело же было ночью. Сам султан прибыл на место посреди ночи. Люди же бросились на пожар, дабы потушить его и начали цепочками передавать воду. Однако все оказалось бесполезно: Все деревянные конструкции во рву сгорели и рассыпались в прах и замысел франков увенчался успехом.

Но Аллаху было угодно содействовать победе (мусульманам), и поэтому султан отдал приказ эмиру Шамс ад-Дину Сонкору ар-Руми и тем кто с ним, а именно половине эмиров-знаменосцев, правому крылу эмиров-бахритов, правому крылу отрядов хальки (иррегулярные войска мамлюков – М.Ч.) и правому крылу прочих эмиров, кроме тех из них которые отсутствовали, состоя в гарнизонах аль-Биры (крепость на Евфрате в районе Халеба – М.Ч.) и других (крепостей). Он приказал им рыть окоп вдоль внешней стены городского рва от начала (бывшего) подкопа и до берега Солёного моря. С другой стороны (города) он приказал вырыть подобный окоп эмиру Сайф ад-Дину Калауну аль-Альфи вместе с половиной эмиров-знаменосцев, левым крылом отрядов хальки и левым крылом эмиров-бахритов. С обеих сторон (города) эти окопы было приказано прорыть использую внешнюю стену вражеского рва (контрэскарп) как защиту. В этой стене должны были быть пробиты проходы, а земля из окопов должна была быть высыпаема наружу. Окопы же полагалось копать, пока их глубина не сравняется с глубиной (городского) рва. (Султан) призвал к себе Изз ад-Дина Айбака аль-Фахри – одного из людей атабека – и приставил к нему инженеров (мухандасин) и назначил его наблюдать за этими работами.

И продолжалась работа в этих окопах. Султан, самолично, спускался туда и собственноручно трудился в окопе, и наравне со своими людьми тянул противовесы камнемётов, ссыпал землю и таскал камни. Сказал кади Мухи ад-Дин составитель этого “Жизнеописания”: “Исчез страх, ибо я видел султана, пренебрегавшего своим положением и выполнявшего самую презренную из (осадных) работ: Иногда его можно было увидеть идущим в одиночестве с щитом в руке и появлявшимся то в подкопе, то на входе в окопы, то на берегу моря стреляющим по кораблям франков. Он оттягивал противовесы камнемётов, поднимался над заграждениями, посылая стрелы и видел, напрямую, каждого (в войске), замечая его старательность в деле джихада. Он благодарил тех, кто заслуживал его благодарность, и награждал драгоценными халатами тех, кто совершал нечто достойное. Именно благодаря этому Аллах хранил и оберегал своих людей (во время этой осады)”.

Сказал составитель этого “Жизнеописания” кади Мухи ад-Дин: “Эмир Джамаль ад-Дин бин Нахар рассказывал мне: “В тот день я видел, как султан выпустил из лука триста стрел”. Об этом сказал (Пророк), да пребудет с ним молитва и милость Аллаха: “Нет силы подобной (силе) лучника”. И еще сказал (Пророк), да пребудет с ним молитва и милость Аллаха: “Стреляющий из лука во имя пути Аллаха подобен освобождающему раба”. И еще сказал (Пророк), да пребудет с ним молитва и милость Аллаха: “Когда (враги) приближаются к вам – осыпьте их стрелами и не выхватывайте ваших мечей пока они не подойдут к вам вплотную”.

Случилось так, что в один из дней султан находился в окопе сидя на позиции, посылая стрелы через бойницу. Группа же рыцарей-франков, вооружённых баграми, предприняла вылазку, и никто не заметил их пока они не оказались прямо на входе в окоп. (Султан) вскочил и вступил с ними в рукопашный бой. С ним были эмир Шамс ад-Дин Сонкор ар-Руми и эмир Бадр ад-Дин Байсары аш-Шамси и эмир Бадр ад-Дин аль-Хазандар и прочие. Эмир Шамс ад-Дин Сонкор ар-Руми бросил камень и убил им двух рыцарей. Эмир Хусам ад-Дин ад-Давадар перерубил своим мечом один из багров, но был ранен в руку. Франки отступили, потерпев неудачу. Султан же имел обыкновение бродить в одиночку среди осадных сооружений и никто (из мусульман) не осмеливался поднимать на него взгляд или указывать на него пальцем.

Во время этого благословенного похода, наполнившего всю землю войсками, собравшимися во всех концов земли, (среди войск) присутствовали служители (Аллаха), отшельники, богословы-факихи и суфии-факиры. В (лагере мусульман) не было видно ни вина, ни блудниц. В нем присутствовали лишь праведные женщины, подносившие воду бойцам во время боя и тянувшие противовесы камнемётов. (Султан) назначил содержание для этих праведников: так, например, шейху Али аль-Маджнуну и шейху Илиасу он выделил баранину и прочие продукты, шейху же Али аль-Бака (основателю известной суфийской обители в Хевроне – М.Ч.) он выделил сумму денег. Когда же (султан) услышал, что один из его приближенных не посвящает себя джихаду по причине своего дежурства (по охране шатра султана), он приказал чтобы впредь ни один из эмиров не выставлял своих гулямов для его охраны, дабы все люди в лагере занимались бы только одним делом – (джихадом). Султан имел обыкновение лично обходить дозором камнемёты в любое время (суток). Карамун-ага соорудил удивительную машину выпускающую, одну за другой, по семь стрел. (Султан) приказал доставить камнемёты из Дамаска. На горных перевалах они разбирались по частям и неслись на плечах (людей). Во время осады особо отличился эмир Изз ад-Дин аль-Афрам – да помилует его Аллах. Будучи ответственным за камнемёты, он высказывал необычайное рвение и ночевал возле них.

Когда же камнемёты продвинулись в разрушении стен, а рытье окопов вдоль рва с обеих сторон (города) было закончено, из (окопов в ров) были открыты проходы и Арсуф был подвергнут штурму днём во вторник, восьмого числа месяца Раджаб (2 мая 1265 года), и был взят в тот же день.

Сказал Посланец Аллаха, да пребудет с ним молитва и милость Аллаха: “Око, проливающее слезы от страха перед Аллахом и око, бодрствующее на пути Аллаха – защищено от пламени (ада)”. И (еще) сказал (Посланец Аллаха), да пребудет с ним молитва и милость Аллаха: “Постоянное пребывание на пути Аллаха лучше всего мира и всех его богатств, а один день на пути (служения) Аллаху лучше всей Вселенной и того что в ней”. И (еще) сказал (Посланец Аллаха), да пребудет с ним молитва и милость Аллаха: “Блажен тот раб (Аллаха) который ведет своего скакуна по пути Аллаха. С растрёпанными волосами и покрытыми пылью стопами он, когда надо, идёт в авангарде (войска) а когда надо в (его) арьергарде”.

Султан посетил гробницу праведного шейха Али бин Алима похороненного рядом с Арсуфом (по местному преданию этот праведный шейх или мученик скончался в 1081 году – ­­­­ И. Ц.). Этот же шейх Али бин Алим был одним из праведников, знаменитых своими чудесами и знамениями. Одним из его чудес было то, что хотя он и был похоронен у ворот Арсуфа, ни одна свинья не могла войти в его гробницу. Когда же (свинья) приближалась к гробнице, она разворачивалась и отходила от входа в неё. Однажды, Ибн Балиян (вероятно, Жан д’Ибелин – синьор Арсуфа в 1236-1258 гг. – М.Ч.) – правитель Арсуфа – преисполненный пренебрежения к шейху выпил вина у его гробницы и (в тот же миг) его рука отсохла. Он прожил (после этого) три дня и умер. С того дня франки начали почитать (гробницу шейха).

Рассказывают об этом (шейхе) – да помилует его Аллах – что однажды его слуга вошёл к нему в его келью (хильва) и услышал его произносящего: “О Аллах! Я не согласен!” (Слуга) вышел, и войдя снова опять услышал (шейха) говорящего: “О Аллах! Я не согласен!” После этого (снова войдя к нему) он услышал его говорящего: “Я согласен”. Слуга же остался в недоумении от этих слов. Когда же пришел смертный час шейха, слуга обратился к нему: “Будь милостив и (объясни) мне нечто услышанное от тебя ранее и не дающее мне покоя”. Сказал (ему шейх): “Хорошо. Всевышний – да будет он восхваляем и возвеличен – пообещал мне помиловать тысячу людей из тех, которые посетили меня. Но я не согласился на это. Тогда он пообещал мне помиловать две тысячи из них, но я (снова) не согласился и потребовал, чтобы все посетившие меня люди были избавлены Аллахом от мук адского пламени. И только (когда Он принял это – я согласился”.

(Еще рассказывают), что однажды (мимо гробницы шейха) проплывал корабль, на котором находился (пленник)-мусульманин. И спросил он (корабельщиков) о шейхе, и те сказали ему: “Это гробница праведного человека”. И воззвал (пленник): “О Аллах! Если этот твой раб действительно обладает святостью и является праведником, то освободи меня!” И начал он кричать громким голосом, а франки-(корабельщики) начали его бить. Корабль же встал на месте и простоял три дня пока они не отпустили его. Он же сошёл на берег у гробницы (этого шейха). Этот же шейх – да помилует его Аллах – весьма знаменит и о нем написано в книгах.

(Во время осады) случилось удивительное событие. Как мы уже упоминали ранее, во время этой осады в лагере присутствовал известный чудотворец и праведник шейх Али аль-Маджнун (Безумец). В день взятия Цитадели (Арсуфа), еще до того, как стало известно о ее взятии он, едя на своей лошади, получил Откровение: Выехав на край рва (Цитадели) он, впав в безумие, начал пускать пену изо рта и громко вопить, указывая своей рукой на Цитадель. Люди же прикрыли его (щитами) опасаясь за его жизнь. Он же продолжал вести себя подобным образом пока к султану не прибыл эмир Шуджа ад-Дин аш-Шибли, сообщивший ему о том, что стена барбикана Цитадели (башура) пустила трещины. Когда же шейх повернул своего коня и подъехал к входу в подкоп, стена барбикана рухнула. И (все) люди узрели это чудо…

Когда же Аллах распорядился о падении барбикана в четвертый час дня, в четверг (4 мая 1265 года), мусульмане вскарабкались на него и франки не почувствовали приближения мусульман пока те не хлынули на них со стороны всех ворот (барбикана). Стяги (мусульман) были водружены над барбиканом и развевались над головами бойцов. Все ворота (барбикана) были подожжены. Султан передал свой стяг эмиру Шамс ад-Дину Сонкору ар-Руми и приказал ему посредством этого (стяга) даровать франкам пощаду, если те ее попросят. Когда же франки увидели этот (стяг) они прекратили сражение. Стяг был предан эмиру-привратнику (хаджиб) Алам ад-Дину Санджару аль-Масрури, известному по прозвищу аль-Хаят (Портняжка). (Франки) спустили ему верёвку со (стены) Цитадели Арсуфа. Он же повязал ее вокруг своей груди, держа в руках стяг, и франки подняли его в Цитадель. Он забрал их мечи и на них были наложены путы. Эмиры (мусульман) стояли рядами, сквозь которые пленные (франки) проходили подобно стаду.

Кайсария была взята в четверг, и ее Цитадель тоже была взята в четверг, и Арсуф тоже был взят в четверг. Это является доказательством благоволения Аллаха – да будет он восхваляем и возвеличен – к султану (Бейбарсу). Ибо о Пророке, да пребудет с ним молитва и милость Аллаха, рассказывают, что в походы он выходил только по четвергам. Ведь сказали учёные: “Моджахеду пристало выходить в поход только по четвергам, дабы уподобится Посланнику Аллаха, да пребудет с ним молитва и милость Аллаха, который свершал дела во имя Аллаха – да будет он восхваляем и возвеличен – по четвергам”.

Когда же в Арсуфе не осталось ни одного франка, (султан) даровал Цитадель, с зерном, сокровищами и деньгами хранившихся в ней, на разграбление мусульманам. Тех же лошадей и мулов, которых (султан) нашёл в (крепости) он не брал себе не заплатив за них, предварительно, их цену в деньгах. В плену же у франков (в крепости) находились некоторые мусульмане, и все он были освобождены в тот время. В их же цепи были закованы франки, так что вместо мусульман пленниками стали неверные. И возрадовались от этого сердца правоверных.

(Султан) поручил части предводителей (своего войска) конвоировать пленников: Каждый эмир отвечал за группу пленников. Затем (султан) написал кастеляну Яффы, дабы тот уведомил тамошнего правителя (Жака д’Ибелина графа Яффы – М.Ч.) что: “Мы не потерпим никакого насилия (к нашим поданным): если у нас отнимут ферму, то мы отнимем, в ответ, неприступный замок. Если у нас разрушат террасу, то мы разрушим городскую стену. В руке (наших) бойцов – клинки, а поводья (наших) боевых скакунов – в руках наездников. Наша длань перерубает шеи (врагов) и дотягивается до (вражеского) имущества. Да пребудут эти события предупреждением для каждого злоумышляющего (против нас) и знамением для каждого имеющего что-либо против нас”.

Султан разделил башни Арсуфа между (своими) эмирами и те начали разрушать их по его повелению. Для этих работ он приказал пригнать пленных (франков) и стали те подобны тем, о которых сказано (в Коране): “Они разрушают свои дома собственными руками и руками верующих” (Коран, сура 59 (аль-Хашр), айят 2)».


Хронология взятия Арсуфа (М. Чернин)


Мечеть Сидна-Али

Итак, мамлюки заставили крестоносцев собственноручно разрушать стены и с помощью рычагов сбрасывать в море. Трудно поверить, что каменные блоки внизу на мелководье лежат уже около 800 лет. О гибели Арсура, пережившего 18 веков истории, свидетельствуют руины и следы огня в городе и замке, а также сотни наконечников стрел и ядер баллист. Султан велел заковать 180 выживших братьев-иоаннитов в цепи и угнать их в египетский плен, чтобы 29 мая показать на параде в Каире. Заключённых заставили идти по городу строем, держа в руках перевёрнутые стяги, с подвешенными на шее обломками крестов.

Грустной иронией, южнее крепости, в нескольких шагах от развалин византийского хранилища (зона R) виднеются остатки османской печи для обжига известняка. Установки, где из каменных обломков древнего города производилась нужная в быту известь. На месте, где стоял Арсур никто не жил, но километром южнее, в районе мечети Сидна Али, до Войны за Независимость (1948) была деревня Аль-Харам. В марте 2002 г. был открыт Национальный парк Аполлония.

Первые раскопки Израильское управление древностей (IAA) провело в Аполлонии в 1950 г. под руководством И. Бен-Дора, а затем П. Кахане. В зонах AB и C были обнаружены могилы позднего римского периода, византийские масличные прессы, а также византийские стеклоплавильные печи. Позже к исследованиям подключился археолог Яаков Каплан. В 1962 и 1976 гг. работы шли в районе городских ворот византийского и раннего исламского периода (зона K). Систематические исследования начались в 1977 г. До 2009 г. раскопки возглавлял скончавшийся в 2010 г. профессор Тель-авивского университета Исраэль Ролль, а сейчас, как уже указывалось, проф. Орен Таль. Одним из поводов для их активизации стало опасение обрушения скалы, на которой расположены остатки замка. Помимо израильских учёных в раскопках принимали и принимают участие иностранные специалисты, такие как сотрудники Федерального университета Рио Гранде ду Соль (Порту-Алегри, Бразилия) в 1998-2000 гг. и т.п. Специалисты из университета Брауна (США) отвечали в 2009 г. за компьютерное моделирование – «дигитальную археологию». В мае 2012 г. стартовал совместный проект учёных Тель-авивского университета с коллегами из одного из старейших в Германии Тюбингенского университета, основанного в 1477 г. Финансовую поддержку проекта осуществлял исследовательский фонд DFG (Deutsche Forschungsgemeinschaft). Проект был направлен на изучение взаимопроникновения местных и европейских культурных традиций во времена крестоносцев.

К северу и югу от Национального парка мы видим другие «достопримечательности». Первая из них: большое жёлтое пятно на поверхности моря, вблизи от цитадели. Причина его появления банальна, это грубое вмешательство человека в окружающую среду и несоблюдение правил безопасности. Дело в том, что севернее нынешнего Национального парка в 1950-х годах выросли корпуса военного завода «Ноф Ям» (תע”ש נוף ים). В 1992 г. на заводе произошёл взрыв, вызванный нарушениями правил хранения боеприпасов, причинивший значительный ущерб цехам, складам, а также жителям окрестного квартала. Два работника погибли. Рассказывают, что звук взрыва был слышен от Хадеры на севере до Холона на юге. После взрыва под давлением местных жителей в течение нескольких лет завод был закрыт (окончательно – в 1997 г.). В 2000 г. корпуса были снесены для очистки земли перед планировавшимся строительством жилья, однако до сих пор большая часть территории закрыта из-за предположительного загрязнения почвы токсичными материалами. Партия зелёных утверждает, что в годы функционирования завод выбрасывал в море вредные отходы. Так это или нет, но в начале 1990-х гг. в море к юго-западу от завода, в районе будущего Национального парка, появилось жёлтое пятно. Исследования показали, что его основной компонент – кислота со сложным названием 5-Nitroisophthalic acid (5 NIPA). Считается, что само по себе это вещество безопасно. Та же кислота была выявлена в грунтовых водах под территорией завода.


Жёлтое пятно (слева). Бывшее здание британской полиции «Сидна Али» (he.wikipedia.org, справа)

К югу от Аполлонии стоит массивное железобетонное сооружение времён арабского восстания (1936-1939). Здесь находится реабилитационное учреждение для подростков-правонарушителей «Мицпе Ям» (букв., «Вышка для наблюдения за морем»), а ранее, в годы британского правления располагалось отделение полиции «Сидна Али». В конце 1930-х годов англичане построили на Святой Земле десятки таких «бункеров», защищавших стратегические объекты от местных «партизан» и возможного немецкого вторжения. Особый гнев еврейских подпольщиков вызывала башня с прожектором, с помощью которого британцы искали в море корабли с нелегальными иммигрантами. Одно из таких судов – «Берл Кацнельсон» («Димитриос») – отплыло от берегов Греции в ночь с 16 на 17 ноября 1945 года и 22 ноября бросило якорь в районе Шфаим к северу от Аполлонии. На его борту было 211 беженцев. Туда же из Кейсарии, чтобы помочь в перевозке иммигрантов на берег прибыло несколько баркасов Пал-Яма (морского подразделения Пальмаха6). Поблизости были замечены несколько арабских рыбаков, которые были задержаны, однако один ускользнул и обратился в полицию «Сидна Али». На место прибыл британский военный корабль, но «Берл Кацнельсон» находился ближе к берегу, и британцы из-за глубокой осадки не могли к нему приблизиться. Английские моряки начали спускать с палубы моторные лодки, что заняло время, за которое подпольщики успели практически полностью завершить операцию и исчезнуть. Это было первое перехваченное британцами судно с момента окончания Второй мировой войны.

В ответ на действия англичан, евреи решили взорвать прибрежные полицейские станции «Сидна Али» и «Гиват Ольга» (в районе Хадеры). Операция происходила в ночь с 24 на 25 ноября 1945 г. Дежурившие на «Сидна Али» полицейские, большинство из которых составляли местные арабы, заметили приближающихся и открыли огонь. Однако нападавшим удалось проникнуть на территорию и заложить взрывчатку, о чём они и предупредили британцев. Большинство полицейских ретировались, но часть осталась. В результате взрыва пострадало семь человек, прожектор был выведен из строя, но башня устояла, и была довольно быстро восстановлена. В Гиват Ольге операция прошла успешнее, и башня рухнула. В отместку, англичане окружили расположенные неподалёку еврейские поселения – киббуц Шфаим и мошав Ришпон, – где устроили тотальные обыски с использованием металлоискателей. Однако боевики, переодевшись в гражданскую одежду и воспользовавшись рейсовыми автобусами, успели скрыться в центре страны. Прошли годы, а башня бывшей полицейской станции с узкими горизонтальными бойницами-окнами – правда уже без прожектора – продолжает возвышаться над детской колонией, памятником тщетной попытки британцев закрепиться на Святой Земле.

P.S. Угаритский текст “El’s drinking party” («Вечеринка у Эля»), написанный в конце бронзового века, в оригинале называется «марзеах» (“mrzḥ”). Марзеах был широко известен в «наших ханаанах» и представлял собой «общую ритуальную трапезу, в которой символически делили пищу с Богами или предками. Часто это заканчивалось попойкой» (W. Dever, p. 123). Так вот, когда верховный бог Эль дошёл до состояния “k yrdm arṣ” (то есть, сходящих в подземный мир), ему явился некто с рогами и хвостом (“b<l qrnm w ḏnb”) по имени Хабаю (“ḥby”) и стал обмазывать «его святейшество» “b ḫrih w ṯnth” (не буду переводить чем, хотя и так ясно). Оказывается, что из наличия общего признака – хвоста – когда-то родилась гипотеза о том, что доныне неизвестный Хабаю – никто иной, как бог чумы и огня Решеф (“ršp”) (см. Mark Smith), давший имя нашему Арсуфу.

Примечания:

  1. Примерные датировки исторических периодов для Святой Земли:
    -Early Chalcolithic age (Ранний халколит): 5800-5200 BCE.
    -Middle Chalcolithic age (Cредний халколит): 5200-4500 BCE.
    -Late Chalcolithic Age (Поздний халколит): 4500-3800/3700/3600 BCE.
    -Early Bronze Age I (Ранняя Бронза I): 3500-2900 BCE.
    -Early Bronze Age II: 2900-2600 BCE.
    -Early Bronze Age III: 2600-2200 BCE.
    -Early Bronze Age IV/Intermediate Bronze Age (Промежуточная Бронза): 2200-2000 BCE.
    -Middle Bronze Age I (Средняя Бронза I): 2000–1750 BCE.
    -Middle Bronze Age II: 1750–1550 BCE.
    -Late Bronze Age I–II (Поздняя Бронза I-II: 1550–1200 BCE.
    -Iron Age I (Железный век I): 1200–1000 BCE.
    -Iron Age IIA: 1000–925 BCE.
    -Iron Age IIB: 925–700 BCE
    -Iron Age IIC: 700–587/6 BCE
    -Persian period (Персидский период): 539–332 BCE.
    -Early Hellenistic (Ранний эллинистический период): 332–200 BCE.
    -Late Hellenistic (Поздний эллинистический период): 200–63 BCE.
    -Roman Age (Римский период): 63 BCE–324 CE.
  2. Решеф (Reshef, “ršp”) – бог чумы; помимо этого, его имя означает «вспышка», «пламя». См. также Хабаю (“ḥby”) из угаритского эпоса «Вечеринка у Эля» (El’s drinking party). Сам образ бога с рогами и хвостом (“b<l qrnm w ḏnb”) может быть предшественником гораздо более поздних изображений дьявола. Гипотезу М. Смита о тождественности фигур Решефа и Хабаю (ввиду их физического описания) см. напр. в Coogan Michael D., Smith Mark S, 2012; David T. Sugimoto, 2014 etc.
  3. Есть мнение, что окрашенные в солёной воде с добавлением красителя ткани «закрепляли», промывая проточной пресной водой. «Установка» для подачи пресной воды в «бассейны» с морской найдена, к примеру, в Доре. Однако в Аполлонии нет ручьёв и не видно бассейнов для замачивания ткани.
  4. Гарум (лат. garum) — рыбный соус в древнеримской кухне. Согласно поваренной книге Апиция IV века н. э., гарум входил в состав большинства рецептов (Апиций употребляет второе название соуса — liquamen, которое означает «жидкость»). Также встречался в кухне Древней Греции, Карфагена и Византии. Готовился из крови и внутренностей рыбы путём ферментации. Рыбаки сортировали улов, отдельно выставляя различные виды рыбы и её части, чтобы производители соуса сами могли выбирать необходимые ингредиенты. Чаще всего использовались анчоусы (хамса), тунец, скумбрия, иногда моллюски в сочетании с ароматическими травами. Ферментация проводилась в больших каменных ваннах под действием солнца в течение 2—3 месяцев. Соусом являлась прозрачная жидкость, которая образовывалась на поверхности рыбной субстанции. В соус также добавлялись уксус, соль и оливковое масло, перец или вино, и употреблялся он как приправа к различным блюдам. Считался лекарственным средством. Из-за сильного специфического запаха его приготовление в городах было запрещено. (Wiki).
  5. Ибн Абд аз-Захир – перу которого принадлежит подробное описание взятия крепости Арсуф (Арсур) в 1265 году, являлся непосредственным свидетелем этой осады. Его полное имя было Мухи ад-Дин Абу аль-Фадль Абдалла бин Рашид ад-Дин Абд аз-Захир ас-Саади аль-Масри. Он родился в Каире в 1223 году в потомственной семье учёных и богословов, которую египетский писатель аль-Калькашанди (ум. в 1418 г.) назвал «Домом Красноречия и главами Риторики». Отец Ибн Абд аз-Захира исполнял должность одного из городских судей-кади. Проведя почти всю свою жизнь в родном Каире, Ибн Абд аз-Захир получил блестящее, по тем времена, исламское и светское образование. Начало придворной службы Ибн Абд аз-Захира относится к правлению мамлюкского султана Кутуза (1259-1260): Молодой Ибн Абд аз-Захир участвовал в походе султана против монголов в 1260 году и был свидетелем его победы над ними в битве при Айн-Джалуте (3 сентября 1260 года). Именно известному своим красноречием Ибн Абд аз-Захиру, Кутуз поручил составление победных писем правителям исламского мира с известием о своей победе. После убийства Кутуза в 1260 году и восшествия на престол его убийцы — Бейбарса (1260-1277) Ибн Абд аз-Захир быстро приблизился к новому правителю и вскоре стал одним из главных людей в его администрации, возглавив султанскую канцелярию (диван аль-иншаа). Фактически в тот период Ибн Абд аз-Захир возглавлял МИД Мамлюкского султаната. В значительной степени благодаря его стараниям, Бейбарс в 1262-1263 гг. смог добиться одной из своих крупнейших дипломатических побед, заключив союз с правителем Золотой Орды Берке-ханом, направленный против родственника Берке – Хулагу-хана, правившего землями к северу от Евфрата. Еще при жизни Бейбарса Ибн Абд аз-Захир принялся за главный труд всей своей жизни: Историей или, вернее, Жизнеописанием (Сира, по-арабски) его патрона – султана Бейбарса, получившей название «ар-Рауд аз-Захир фи сират аль-Малик аз-Захир» (Цветущие сады жизнеописания аль-Малика аз-Захира). Сочинение Ибн Абд аз-Захира фактически являлось официальной летописью правления этого султана, при работе над которой историк использовал доступные ему, в силу должности, официальные документы, письма, собственные воспоминания и записи воспоминаний непосредственных участников ряда изложенных в Жизнеописании событий. Султан Бейбарс лично следил за работой Ибн Абд аз-Захира и редактировал ее. Абд аз-Захир был талантливым поэтом. После смерти Бейбарса составил жизнеописания ещё нескольких султанов. Умер в 1292 году. Однако, как отмечал проф. Реувен Амитай (Еврейский Университет), Ибн Абд аз-Захир был гражданским лицом. Именно поэтому, некоторые из описанных им деталей боевых действий или сапёрных работ во время осады Арсуфа не совсем понятны читателю [4]. И наконец, следует отметить, что рассказ Ибд Абд аз-Захира является древнейшим свидетельством почитания гробницы святого шейха Али (Сидна Али) в Герцлии. (М. Чернин).
  6. Пальма́х (акроним словосочетания פְּלוּגּוֹת-מַחַץ, плугот махац — ударные роты), особые отряды еврейской военной подпольной организация в Палестине (Хаганы). Создан по согласованию с властями британского мандата в Палестине. Существовал с 15 мая 1941 года по 7 ноября 1948 года, после чего слился с Армией Обороны Израиля (Цахал) (Wiki).

Источники:

  1. Cunchillos Jesús-Luis, Vita Juan-Pablo, Zamora José-Ángel / Informatic applications by Raquel Cervigón. “The Texts of the Ugaritic Data Bank”, Gorgias PressLlc, 2003, ISBN: 9781593332709, 2412 pages. – https://www.academia.edu/500096/The_texts_of_the_Ugaritic_data_bank_Ugaritic
    _Data_Bank._The_Text_with_english_commentaries_all_english_versions_
  2. Dever William G., “Did God Have a Wife? Archaeology and Folk Religion in Ancient Israel”, Wm. B. Eerdmans Publishing Co. ,2008, 360 pp. – ISBN: 978-0-8028-6394-2.
  3. Pliny the Elder, The Natural History, John Bostock, M.D., F.R.S., H.T. Riley, Esq., B.A., Ed., 1855, Book 5, Chap.15, 17 –http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Plin.+Nat.+toc&redirect=true.
  4. Reuven Amitai, The Conquest of Arsuf by Baybars: Political and Military Aspects, Mamluk Studies Review, V. 9, 2004. — http://mamluk.uchicago.edu/MSR_IX-1_2005-Amitai.pdf.
  5. Smith Mark S. “‘Athtart in Late Bronze Age Syrian Texts”. David T. Sugimoto (ed.). Transformationof a Goddess: Ishtar – Astarte – Aphrodite. Orbis Biblicus Et Orientalis (Book 263), Fribourg: Academic Press , 2014, pp.33-86. – https://www.academia.edu/12709064/_Athtart_in_Late_Bronze_Age_Syrian_Texts?email_work_card=view-paper.
  6. “Stories from Ancient Canaan”, Coogan Michael D., Smith Mark S., ed., Presbyterian Publishing Corp., 2012, 160 pp. – ISBN: 9781611641622.
  7. Tal Oren. Apollonia-Arsuf Excavation Project. – https://archaeology.tau.ac.il/apollonia-excavations.
  8. Акунов Вольфганг. Грозный султан мамелюков Бейбарс. В кн.: Божии дворяне (очерки орденской традиции в христианстве). Санкт-Петербург, 2006 г. – http://www.proza.ru/2010/03/07/563.
  9. Самаритяне. Электронная Еврейская Энциклопедия – http://www.eleven.co.il/article/13668
  10. Флавий Йосиф. Иудейские древности. Книга тринадцатая. Глава 15: 4 – http://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/drevnosti/13.html.
  11. אביבית גרא ויעקוב שקולניק, גן לאומי אפולוניה, הוצאת רשות הטבע והגנים
  12. נתן שור, תולדות ארץ ישראל מן התקופכ הפריהיסטורית עד ימינו, הוצאת דביר, תל אביב, 1998, 355 עמ’
  13. ניר חסון, אוצר זהב, מהגדולים שנמצאו אי פעם בישראל, התגלה במבצר אפולוניה – http://www.haaretz.co.il/news/science/1.1750449, 07.2012
  14. http://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-3032477,00.htmlמפעל תעש הוא שגרם לזיהום הים בחוף הרצליה –
  15. http://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-2637518,00.htmתעלומת הכתם הצהוב באפולוניה —
  16. http: //www.inature.info/wiki/ חוף סידנא עלי ובוסתני נוף-ים — חוף_סידנא_עלי_ובוסתני_נוף-ים

Автор благодарит учёного-арабиста и археолога Михаила Чернина за рассказ о взятии Арсуфа (из уст мусульманского историка XIII в. Ибн Абд аз-Захира)

Страница в последний раз отредактирована 05 мая 2020 года.

Добавить отзыв

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.