Храм Посещения в Эйн-Кареме (Church of the Visitation);

Эйн-Карем, западный пригород Иерусалима. По христианской традиции сюда в Нагорную страну после Благовещения приходит из Назарета Мария, чтобы поделиться радостью со своей родственницей Елисаветой (Елизаветой), будущей матерью Иоанна Предтечи, о скором рождении от Неё Спасителя (Лк. 1: 39-45):

«Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между жёнами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (Лук.1:39-45)

В центре селения Эйн-Карем Мария брала воду из родника, который существует по сей день. По христианской традиции источник называется источником Марии (ивр. Мааян Мириам; в правосл.: источник Матери Божией). В XIX веке местные жители-арабы, оставившие деревню 16 июля 1948 года в ходе арабо-израильской войны, построили над источником школу (мадресе) и мечеть. Окна мадресе ныне заложены, но минарет бывшей мечети продолжает указывать гостям Эйн-Карема путь к источнику.


Источник Матери Божией

К юго-западу от источника на склоне горного хребта расположилась территория Горненского женского монастыря РПЦ. Своим возникновением он обязан пятому начальнику Русской Духовной Миссии (РДМ) в Иерусалиме архимандриту Антонину (Капустину; 1869—1894, с 1865 года — временный заведующий). В 1871 году о. Антонин купил здесь два дома и обширную плантацию оливковых деревьев, а затем, расширив участок приобретением смежных земель, построил приют для русских паломников. Впоследствии в этом месте стали селиться русские инокини, и приют стал монастырём.

Однако ещё при третьем начальнике РДМ, епископе Кирилле (Наумове, 1857—1863), Россия начала вкладывать средства в строительство дороги между Иерусалимом и Эйн-Каремом, и оказывать активную помощь палестинскому духовенству и его пастве. На российские средства стал строиться православный храм в арабском селении Бейт-Сахур (традиц. «Поле пастушков») близ Вифлеема. О. Кирилл помогал православным арабам и в Сирии, где устраивал школы и куда направлял духовную литературу и церковную утварь. Благодаря его содействию в лоно Православной церкви вернулись сирийские униаты.

Первый каменный храм Горненской обители был построен в начале 1882 и освящён 30 марта 1883 года в честь Встречи Божией Матери с прав. Елизаветой. О. Антонин исходатайствовал в Священном Синоде установление особого празднества, которое получило название «Целование Мариино» или «Прихождение Божией Матери в Горний Град Иудов» и совершалось в память посещения Пресвятой Девой своей родственницы, прав. Елисаветы. Указом Синода от 5 августа 1883 года праздник отмечался 30 марта (12 апреля н. ст.) – на пятый день после Благовещения – если Благовещение не попадало на Страстные дни. В противном случае праздник переносился на четверг Светлой седмицы или день памяти иконы Божией Матери «Живоносный источник». О. Антонином была составлена служба праздника «Целования», на основании службы Благовещения, и он сам написал к этому празднику особые песнопения.

В день «Целования» икону Благовещения Пресв. Богородицы, русского письма, находящуюся в особом (южном) приделе Троицкого собора РДМ в Иерусалиме, перевозят к источнику Марии, где её ждут сестры обители. После молебна под звон колоколов начинается крестный ход. У входа в храм руками сестер выкладывается цветочный ковёр. Икону торжественно устанавливают в Казанской церкви, ставят рядом игуменский жезл, и Матерь Божия становится игуменьей монастыря на три месяца, в память о трёхмесячном пребывании в гостях у Захарии и Елисаветы. На Рождество Иоанна Предтечи – престольный праздник Горней обители, отмечаемый 24 июня (7 июля н. ст.) – икону возвращают в Троицкий собор.


Храм “Живоносный Источник” в монастыре Балыклы, Стамбул, Турция

В годы Первой мировой войны в монастыре стала почитаться Казанская икона Божией Матери, молитва перед чтимым списком которой спасала сестёр во время эпидемии холеры, унёсшей жизни восьми насельниц (1916). Вскоре после этого храм Встречи, где можно видеть упомянутый список, был переосвящён в честь Казанской иконы и стал Казанским храмом.


Горненский монастырь. Холерное кладбище

Помимо Казанского, на территории Горней есть пещерный храм Иоанна Крестителя, построенный к 1000-летию крещения Руси и освящённый 29 июня 1987 года митрополитом Минским и Слуцким Филаретом. Главный же храм обители – Собор Всех Святых в Земле Российской Просиявших – был освящён 12 ноября 2012 года патриархом Московским Кириллом. Этот храм строился с 1911 по 1914 и – после большого перерыва – с 2003 по 2007 годы. В 2008 году был позолочён иконостас, а написание икон продолжалось ещё несколько лет.

Ниже Горней, на склоне того же хребта, находится францисканская церковь Посещения (англ. Visitation Church, часто именуемая на русском языке, церковью Встречи). Она принадлежит Кустодии Святой Земли (Custodia Terræ Sanctæ)1 и возведена на руинах византийского храма V-VI вв., разрушенного персами в 614 году, и монастыря крестоносцев XII вв. Эта двухэтажная обитель, принадлежавшая, по некоторым сведениям, влиятельному ордену цистерцианцев, после захвата Святой Земли мамлюками в середине XIII века и изгнания христиан из Иерусалима постепенно превратилась в развалины. Местная традиция считает, что на этом месте когда-то находился загородный дом Захарии и Елисаветы.

Двухэтажная церковь Посещения начала строиться в 1938, но была закончена только двадцать лет спустя, в 1958 году, поскольку возведению храма мешали Вторая Мировая война и трудные послевоенные годы; пещерный храм Горнего монастыря вплотную примыкает к залу крестоносцев на территории церкви.

Особенностью церкви является то, что западная часть окружающей её каменной стены украшена изразцовым фризом с Молитвой Пресвятой Богородицы («Магнификат», «Маньификат» или «Величание») на разных языках:

«Величит душа Моя Господа, И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, Что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; Что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; И милость Его в роды родов к боящимся Его; Явил силу мышцы Своей; Рассеял надменных помышлениями <…>; Низложил сильных с престолов, и вознёс смиренных; Алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем; Воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, Как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века» (Лк.1:46-55)

Изначально языков было 42 (1954), а сейчас – около 66 (2016).

Связь Эйн-Карема с эпизодом Посещения засвидетельствована с первой половины VI века. Хотя паломник Феодосий (Theodosius, ок. 530) говорит о селе, как о месте жительства Елизаветы, позднейшее предание приурочивает к Эйн-Карему посещение Богоматери, рождение Предтечи, укрытие его от солдат Ирода, воспитание и др.(Tobler Topogr. II, p. 360). Например, Казанский храм Горней обители стоит там, где, согласно традиции, Иоанн произнёс свою первую проповедь.


Фрагмент фриза с текстом молитвы «Величание»

Удивительно, но по латинской традиции, Иоанн родился не там, где стоит храм Посещения, а на противоположном склоне долины Эйн-Карем, на территории францисканского монастыря св. Иоанна в горах (St. John in the Hills, St. John the Baptist). Как считается, здесь находился «городской» дом родителей Иоанна.

Места встречи Марии с Елисаветой и Рождества Предтечи «разошлись», по-видимому, в начале XIV века. В воспоминаниях о посещении Святой Земли (Descriptio Terrae Sanctae), созданных около 1330 и очевидно до 1332 года, когда францисканцы начали приобретать подворья и храмы в Иерусалиме, о чём автор не упоминает, брат Джованни Феданцола из Перуджи (Fra Giovanni di Fedanzola da Perugia) утверждает, что

«Дом Захарии находится в Иудейских горах… На этом месте стоят две церкви… и между этими церквями бьёт родник, очень богатый водой. Говорят, на месте, где стоит первая церковь, Пречистая Дева Мария приветствовала Елизавету. Говорят, также, что там укрывали благословенного Иоанна Крестителя во времена Избиения Младенцев. Там, где стоит вторая церковь, родился блаженный Иоанн Креститель».

Как следует из слов Дж. Феданцолы, помимо евангельского эпизода Встречи, церковь Посещения сохраняет и предание о спасении Иоанна при Избиении Младенцев (Матф. 2: 16). О спасении Иоанна повествует, например, Протоева́нгелие Иакова (II в.), о нём также упоминает русский паломник, игумен Даниил (нач. ХII века):

«Оттуда с полверсты через горное ущелье прибежала к горе Елизавета и сказала: «Гора, прими мать с чадом». И тотчас же расступилась гора и приняла Елизавету. Слуги же царя Ирода, которые гнались следом за Елизаветой, пришли к этому месту, ничего не нашли и возвратились утомлёнными. Место это, обозначенное камнем, сохранилось и до нынешнего дня. Над этим местом ныне устроена небольшая церковь, под ней есть небольшая пещера, и рядом другая церквушка, перед этой пещеркой приделана.

Из этой пещеры вытекает очень вкусная вода, её пила Елизавета с Иоанном, когда жила в этой горе до смерти Ирода, и ангел охранял её. Гора эта очень большая, на ней много леса, и кругом ущелья многие. Находится пещера на запад от Иерусалима. Место это называется Орани2. В эту же гору убегал из Иерусалима пророк Давид от царя Саула» («Житие и хожение Даниила, игумена русской земли»: О горе, куда бежала Елизавета с Предтечей).

Скорее всего, отец игумен ведёт речь о расположенных в 4 км от Эйн-Карема пещере и источнике Эйн эль-Хабис, где находится ещё один францисканский монастырь: св. Иоанна в пустыни (St. John in the Desert). Известно, что уже в VII веке реликвии из «пещеры Елизаветы и Иоанна» хранились в Риме в сокровищнице Латеранской базилики.

План участка (согл. http://ru.custodia.org/default.asp?id=3668)


Условные обозначения:

  1. Современный вход в монастырь
  2. Византийская цистерна (VI-VII вв.).
  3. Колодец и источник (VII-XII вв.).
  4. Верхняя церковь (XX в.)
  5. Зал крестоносцев (XII в.).

Попасть на территорию церкви Посещения можно по широкой тропе, начинающейся напротив источника Марии, вначале ровной, а затем, постепенно поднимающейся в гору вдоль нижних границ обители Сестёр Розария (Rosary Sisters) и Горненского монастыря.

Выполненные из кованого железа изящные входные ворота в церковный двор занимают место проёма стены XII века и увенчаны небольшими фигурами Захарии и Елизаветы.

Если продолжать подниматься по тропинке до развилки и повернуть налево в гору, то можно оказаться на нижней стоянки машин Медицинского центра «Хадасса» (произносится, как «haдасса») и, повернув ещё раз налево, добраться до центральных ворот Горненской обители. Отметим, что медицинский центр занимает часть бывшей территории монастыря, аннексированной Израилем после Войны за независимость (1948) – на причинах этого печального события здесь останавливаться на будем.

Войдя во двор церкви Посещения мы увидим с левой стороны двухэтажный храм с главным входом, выполненным в виде портика, прямо – зал крестоносцев XII века, а справа – стену с упомянутым фризом с Молитвой Пресвятой Богородицы. Перед храмом, слева от ворот, едва заметна византийская цистерна-водосборник VI—VII вв. На горловине цистерны стоит вазон с растущей агавой. Этот вазон, как и фриз, хорошо заметны с крыши Пещерного храма Горненского монастыря.


Византийская цистерна

Крутой склон хребта, скудность обзора, невозможность сноса монастыря, расположенного на верхней границе участка и доминирующая колокольня являются факторами, ответственными за вертикальное развитие ансамбля зданий нижней и верхней церкви, и над вошедшим сюда паломником могла нависнуть «глухая стена». Однако архитектор Антонио Барлуцци (Antonio Barluzzi, 1884—1960) оформил вход в нижний храм в виде портика (крыльца с колоннами) и украсил стену над ним яркой мозаикой с изображением Марии на ослике на пути из Назарета в Эйн-Карем. Мозаика, в которой преобладают синие и золотистые краски, «разбивает» монотонность сложенной из известняковых блоков стены и придаёт фасаду нарядный вид. Автор проекта — итальянский мастер Бьяджо Бьяджетти (Biagio Biagetti, 1877—1948), а сама работа была создана в студии Ватикана.

Латинская надпись под мозаикой гласит:

«Exsurgens autem Maria in diebus illis abiit in montana cum festinatione in civitatem Iuda» (Лк. 1:39)

Это цитата из перевода Вульгата (Biblia Sacra Vulgata), восходящего к трудам св. Иеронима Стридонского (342—419 или 420). В синодальном переводе фраза звучит как:

«Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин».

Известно, что в XIV веке территория церкви Посещения была под контролем армянских христиан, которые вскоре покинули её. Францисканцы приобрели участок 22 октября 1679 года и построили поверх развалин византийцев и крестоносцев небольшую часовню из каменных стен без раствора и крыши, поскольку не имели разрешения на возведение полноценного здания. Когда же из грубо отёсанных камней был сооружён алтарь, то у латинян, спустя пятьсот лет, снова появилась возможность служить мессы на месте традиционного дома Захарии и Елизаветы.

Паломник Мари-Жозеф Жерамб (Mary-Joseph de Geramb, 1772—1848), член ордена «цистерцианцев строгого соблюдения»3, посетивший Эйн-Карем в 1832 году, в своих записках отметил алтарь и вазы с увядающими цветами, как выражение искреннего и глубокого благочестия, столь же трогательного в своей бедности, как и лепта вдовицы (Pèlerinage de Jérusalem, et au Mont Sinai, Paris, 1853).


Храм Посещения в Эйн-Кареме

В 1858 году сильный ливень полностью разрушил часовню, и тогда, воспользовавшись некоторым потеплением в отношениях с властями, наступившим после Крымской войны (1853—1856), Кустодия рискнула провести строительные работы. Первое, что было сделано – возведение новой стены, чтобы защитить участок от посягательств греков (маленький греческий храм находится напротив храма Посещения на противоположном слоне долины).

Средств не хватало, и стена была построена самими отцами, которые, не смущаясь сжатыми сроками, сильной жарой и непривычно тяжёлым физическим трудом, уже через два месяца закончили работу.

Новая капелла (небольшая церковь) была возведена всего за год и открылась в 1861 году. Её основой стал древний сводчатый тоннель (англ. barrel vault) со световым окном наверху, причём две стены опирались на остатки старых, а одна – заменила разрушенную временем стену крестоносцев. Внутренняя часть часовни была облицована бело-голубыми изразцами, похожими на изразцы, которые можно видеть в храме св. Иоанна в горах.

К сожалению, защищавшая стены от отсыревания керамика, одновременно скрывала остатки древних построек.  Но были и защитники проекта, считавшие что изразцы придают интерьеру торжественность. В часовне были установлены два мраморных алтаря:  один – в гроте (тоннеле), и второй – в апсиде. Эта часовня в перестроенном виде и является основой современной нижней церкви (иначе, крипты).

Остатки храмов времён византийцев и крестоносцев были обнаружены в 1726 году во время рытья могил на новом кладбище: взорам работников предстали большие стены и разрушенный свод.


Мозаика Б. Бьяджетти (Biagio Biagetti) на фасаде храма Посещения (By Yoavd – Own work, Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5283837)

Отец Эльзеар Горн (Elzear Horn), к слову, автор описания Крестного пути (Via Dolorosa) с 14-ю остановками (1725)4, минимально изменившегося до настоящего времени, спустился вниз и увидел узкую камеру, окружённую оштукатуренными стенами, во внутренней части которой была заваленная мусором дверь (по-видимому, боковая дверь крипты). Открытие было сохранено в тайне от турецких властей, во избежание осквернения.

В 1862 году было получено разрешение на проведение первых раскопок. В 1937-1938 годах их продолжил итальянский археолог и священник, о. Беллармино Багатти (Fr. Bellarmino Bagatti, 1905—1990).

Раскопки велись одновременно со строительством храма. По утверждению францисканцев, остатки квадратного помещения, находящегося внутри современного здания и первой трети сводчатого туннеля относятся к эллинистической или персидской эпохе, и являются частью «технического сооружения» по эксплуатации источника. Возведённые поверх них стены иродианского периода, черепки и монеты указывают на возможное существование жилища во времена Иисуса Христа.

Стены оставшихся двух третей тоннеля и маленькой апсиды над углублением (около 15 см), куда собиралась стекающая с гор дождевая вода – византийские. В мозаичном поле из грубых белых квадратов, находящемся над сводом, можно видеть два отверстия, сообщающиеся с углублением.

Над криптой, практически повторяя её очертания, стояла церковь крестоносцев. Судя по её достаточно заметным остаткам, она имела неф со вписанной апсидой, максимальной длиной 20.3 и шириной 8 м. Вся южная стена, нижняя часть апсиды на востоке и половина северной стены сохранились, а западная – полностью разрушена.

Здания небольшого монастыря и колокольни выросли в 1891 году, колокола были привезены в 1897 году, но в эпоху османского правления разрешение на постройку полноценного храма так и не было получено. Над часовней («криптой») были видны покрытые мхом остатки церкви крестоносцев, лишённые следов былого величия. Наступил 1918 год, на Святую Землю пришли англичане, и строительство храма стало возможным. Однако на преодоление различных. препятствий ушло около двадцати лет, и ещё двадцать – на возведение самой церкви.


Портик (крыльцо) и вход в Нижнюю церковь

Архитектору А. Барлуцци удалось вписать в ансамбль церкви остатки построек византийцев и крестоносцев, предварительно укрепив их. Периметр новой церкви совпадает с историческим. В качестве строительных блоков использовались те же отёсанные блоки из местного известняка, «нари» 5. Новшеством явилась наружная лестница для облегчения доступа к верхней церкви. Теперь, прямо с крыльца, стало возможным не только зайти в нижний храм, но и, обогнув угол здания, подняться с северной стороны по ступеням в верхний.


Дворик к северу от Нижней церкви

Нижняя церковь

Практически квадратный в плане небольшой храм врублен своей алтарной частью в толщу горы. Его сердцем является известный с древних времён сводчатый тоннель (грот) с колодцем. Колодец питается тонкой струёй воды, бьющей из расщелины в камне. Традиция называет этот источник «малым родником» (англ. Small spring). Считается, что из него брали воду праведные  Захария и Елизавета.

Внутри храма, с левой стороны, мы видим две архитектурные ниши, первая из которых обозначает место двери, а вторая – алтарная. Справа, металлическая решётка закрывает «камень убежища» (англ. the stone of hiding) с углублением, в котором согласно местной легенде, Елизавета прятала младенца Иоанна6, о чём говорит латинская надпись на тёмно-синей стеклянной мозаике. Об этом углублении с восторгом писали средневековые паломники.


Тоннель в крипте (By Anton 17 – Own work, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=28501550)

По замыслу художника нижняя церковь несёт в себе идею деревенского дома. Этим и объясняется причина появления напольного мозаичного панно, имитирующего соломенную циновку, и декора свода, с изображением синего неба, с наложенной на него арабеской с растительным орнаментом – виноградные листья и завитушки. Через окна в толстой стене и световое окно над тоннелем в храм проникают солнечные лучи, но их силы недостаточно для того, чтобы полностью осветить помещение.

Нижняя часть стен покрыта декоративными цокольными панелями (дадо) из полированного розового туфа (травертина), а их верхняя часть окрашена в табачный цвет. В арочных проёмах свода –  люнетах 7 – находятся три фрески художника А. Делла-Торре 8 (Angelo Della Torre, 1940), на которых изображены:

— священник Захария в храме;

— встреча Марии и Елисаветы;

— Избиение Младенцев и Укрытие Иоанна.

Цвета фресок – прежде всего, жёлтые и фиолетовые оттенки – хорошо гармонируют с интерьером крипты.

Нижняя церковь: алтарь и свод (тоннель) с колодцем

Верхняя часть алтарной ниши покрыта мозаикой на золотом поле (по проекту Пьетро Д’Акьярди 9), а нижняя – панелями из порфира.

Чёрно-белая мозаика пола напоминает циновку или ковёр; на ней по периметру проходит полоса с листьями лотоса,  окружающая рыб, извивающихся в волнах. Справа от алтаря, в  сводчатом туннеле, идея деревенского дома подчёркивается наличием колодца из розового камня, на котором установлены искусно сделанные металлические опоры для колеса с верёвкой и небольшого медного ведра.

Пол Нижней церкви, имитирующий домашнюю циновку (By Yoavd – Own work, Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5283866)


Своды Нижней церкви (By Yoavd – Own work, Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5283885)


А. Делла-Торре. «Священник Захария в храме»

Сам алтарь, из мрамора цвета слоновой кости, покоится на постаменте, украшенном барельефом, изображающем агнца. Под агнцем можно видеть колючие, переплетённые, «как бы горящие», ветки – намёк на жертвоприношение Исаака. Иисус – агнец Божий – отдавая себя в жертву, искупает грехи мира.

Все детали интерьера нижней церкви выполнены с изяществом: асперсорий (чаша с освящённой водой) из жёлтого сиенского мрамора, бронзовые подсвечники и серебряный крест на алтаре (скульптор А. Мингетти, А. Minghetti), а также образы Веры и Надежды на входной двери.

А. Делла-Торре. «Встреча Марии и Елисаветы»


А. Делла-Торре. «Избиение младенцев и укрытие Иоанна»

Вернёмся к камню с углублением за металлической решёткой на южной стене крипты. Он был найден при раскопках Б. Багатти и символизирует «расступившуюся скалу», в которой Елисавета спрятала Иоанна:

«Тогда Ирод понял, что маги обманули его, и, разгневавшись, послал убийц, говоря им: убейте младенцев от двух лет и младше. И Мария, услышав, что избивают младенцев, испугавшись, взяла ребёнка своего и, запеленав, положила в воловьи ясли. А Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила её. И свет светил им, и ангел Господен был вместе с ними, охраняя их» (Протоева́нгелие от Иакова, XXII)


Алтарь Нижней церкви (By Yoavd – Own work, Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5283870)

Евангелисты не описывают этого эпизода, но рассказывают об Избиении младенцев, как например :

«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2:16)

Над камнем мы видим латинскую надпись:

“In Hac Petra Elisabeth Johannem abscondisse traditur” («в этой скале Елизавета спрятала Иоанна»).


Мозаика в тоннеле (By Yoavd – Own work, Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5283872)


Камень с углублением, где, согласно местной традиции, Елисавета спрятала младенца Иоанна

С правой стороны от входной двери находятся старые ступени, ведущие на второй этаж.

Верхняя церковь

На повороте внешней лестницы, ведущей в Верхнюю церковь, мы видим установленное в 2008 году мозаичное изображение Божией Матери. Это т. н. Мадонна делла Бруна («коричневая»), покровительницей города Матера (Италия), начиная с 1389 года. По инициативе Дамиано Лионетти (Damiano Lionetti, 1928 – 2011), священника кафедрального собора этого города, жители преподнесли копию своей святыни в дар эйн-каремскому храму.

Мадонна делла Бруна – дар города Матера, Италия

Верхняя церковь, также возведённая А. Барлуцци, посвящена Деве Марии, а её стены украшены картинами, иллюстрирующими важнейшие моменты Мариологии (Учения о Божией Матери).

Так, на южной стене находятся пять больших панно работы художника Чезаре Вагарини (Cesare Vagarini, 1905 – ?), на которых, слева направо, начиная от алтарной части храма, изображены:

— «Эфесский собор (431), провозгласивший Марию Богородицей»

— «Покровительница всех верующих (покров Богородицы)»

— «Посредница и Заступница» (свадьба в Кане Галилейской)

— «Патронесса христиан» (папское благословение на морское сражение при Лепанто, 1571)

— «Непорочная Приснодева» (диспут о Непорочном зачатии).

Сюжет последнего не очень знаком русскоязычному читателю. Он рассказывает о том, как шотландский теолог, философ, схоластик и францисканец, блаж. Иоанн Дунс, по прозвищу «Скот» («шотландец», Ioannes Duns Scotus, John Duns Scotus, 1266–1308) защитил в 1305 году в Сорбонне докторскую диссертацию, в которой отстаивал непорочность Девы Марии (Непорочное зачатие, Immaculate Conception): «Potuit, decuit, ergo fecit», против доминиканцев-томистов. Он (Бог) мог это сделать, он считал это справедливым, поэтому он это сделал.

Согласно этому догмату, Дева Мария была зачата от обычных родителей — Иоакима и Анны, но на неё не перешёл первородный грех. По словам И. Дунса Мария была освобождена от первородного греха в предвидении будущего искупления Иисусом Христом.


Верхняя церковь

Ошибочное понимание Непорочного зачатия заключается в том что, из догмата будто бы следует, что Дева Мария, не нуждается в искуплении. Однако в булле Пия IX Ineffabilis Deus, от 8 декабря 1854 года, сказано, что уникальная святость «целиком дана ей Христом», что она «искуплена возвышеннейшим образом в предвидении заслуг Её Сына». Это предвидение выражено Марией в словах Магнификата:

«И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём» (Лук. 1:43)

По легенде, на диспуте произошло чудо (в пользу И. Дунса): мраморная статуя Богородицы одобрительно кивала головою. Исторически достоверно, что парижский факультет признал доводы И. Дунса настолько убедительными, что постановил впредь требовать ото всех ищущих учёной степени, клятвенного исповедания веры в Непорочное зачатие (за пять с половиной веков до провозглашения этого догмата папой Пием IX).

Биография И. Дунса имеет полулегендарный характер. Известно, что он преподавал богословие сначала в Оксфорде, а затем в Париже, где в 1305 году защитил упомянутую диссертацию об изначальной Непорочности Девы Марии. Вызванный в Кёльн по церковным делам он скончался от инсульта, как полагают, в 1308 году.

На южной стене Верхнего храма – три ряда («регистра») изображений, и средний из них – это упомянутые картины Ч. Вагарини, а также строчки с латинским текстом молитвы Магнификат, начертанные между панно на пилястрах стены.

Верхний регистр включает изображения героинь Ветхого Завета, послуживших прообразом Божией Матери, а также четыре символических изображения таких добродетелей, как Умеренность (Temperantia), Справедливость (Iustitia), Сила духа и Благоразумие (Prudentia). Два изображения находятся на северной стене и два – на южной, в углах зала.

В Нижнем регистре, выполненном в готическом стиле над мраморной облицовкой, изображены четырнадцать станций Крестного пути, отцы церкви, прославившиеся в теологических вопросах, посвящённых пресв. Богородице, и начертаны несколько надписей о Матери Божией.

Рассмотрим изображения в верхнем регистре. В левом углу, над картиной «Эфесского собора», мы видим люнет с изображением Богоматери с младенцем в окружении двух святых, слева от которого, над угловым пилястром находится фигура «Справедливость», а справа – Св. Анна.

Далее, над панно «Покровительница всех верующих», можно видеть люнет с изображением Богоматери на троне со стоящим младенцем Христом в окружении двух женщин. Волосы первой из них распущены, а другая одета во власяницу. Скорее всего, это свв. Мария Магдалина и Мария Египетская.10 Правее люнета, над пилястром, изображена Есфирь (Esther).


Ч. Вагарини. «Эфесский собор (431)». В верхнем ряду, слева направо, изображены «Справедливость» (Iustitia), Богоматерь с младенцем в окружении двух святых, и св. Анна, а в нижнем ряду – двое святых и надпись «SANCTA DEI GENITRIX (Пресвятая Богородица)»

На панно «Покровительница всех верующих», среди окружающих Приснодеву людей, можно видеть фигуру архитектора А. Барлуцци в пиджаке и галстуке-бабочке.

Над панно «Свадьба в Кане Галилейской» изображена Матерь Божия в окружении двух ангелов, а правее над пилястром – Юдифь.

Над панно «Патронесса христиан» (папское благословение на битву при Лепанто) мы видим Богородицу в окружении папы Пия V (1566–1572) и Хуана (Иоанна) Австрийского (одного из командующих союзным флотом и будущего штатгальтера Нидерландов, 1576 – 1578), а правее над пилястром – Иаиль (Суд. 4:17). 11

И, наконец, над панно «Непорочная Приснодева» можно видеть Богородицу в окружении двух ангелов («Непорочное зачатие») и над последним пилястром – «Умеренность».


Ч. Вагарини. «Покровительница всех верующих». В верхнем ряду, слева направо, изображены: Св. Анна, Богоматерь на троне со стоящим младенцем Христом, в окружении двух женщин-святых, одна из которых одета в звериные шкуры, Эсфирь, а в нижнем ряду – двое святых и надпись «SALUS IN TE SPERANTUM (Верую в тебя)»

Чезаре Вагарини – в 1930-е годы преподаватель изобразительного искусства в Италии – был приглашён орденом францисканцев на Святую Землю для участия в росписи храмов. После вступления Италии во Вторую мировую войну художник был интернирован союзниками и отправлен вместе с супругой в лагерь Татура (Tatura) в штате Виктория, Австралия. После вмешательства австралийских францисканцев супружеская чета была освобождена и в начале 1945 года прибыла в Уэверли (Waverley), Новый Южный Уэльс, чтобы начать труды по оформлению церкви Mary Immaculate (Непорочной Девы).


Ч. Вагарини. «Свадьба в Кане Галилейской». В верхнем ряду, слева направо, изображены:  Эсфирь, Богоматерь в окружении двух ангелов и Юдифь, а в нижнем (над дверями) – можно видеть надпись: «MEDIATRIX NOSTRA POTENTISSIMA» (Заступница наша Усердная)

Ч. Вагарини. «Патронесса христиан». В верхнем ряду, слева направо, изображены:  Юдифь, Богоматерь в окружении Папы Пия V  и главнокомандующего союзным флотом Дона Хуана Австрийского и Иаиль, а в нижнем — показаны двое святых и нанесена надпись: «AUXILIUM CHRISTIANORUM» (Помощь христианам)

В качестве моделей Чезаре использовал местных жителей. Так, «ангелами» стали девочки из Колледжа св. Клары (St Clare’s College, Waverley), а прототипом Девы Марии послужила Валери Линдсей (Valerie Lindsay), позже миссис Кроули (Mrs. Crowley) – Валери была замечена художником, когда проходила мимо церкви, опаздывая на занятия по балету. В Уэверли Чезаре сумел закончить три картины: «Благовещение» (Annunciation), «Воскресение-Явление воскресшего Христа» (Resurrection-Appearance) и «Успение-Коронацию» (Assumption-Coronation).

По окончании Второй мировой войны Ч. Вагарини вернулся в Европу (1948) и позже приехал на Святую Землю, чтобы закончить прерванные войной работы, после чего уже в 1950-е годы в Италии дописал четыре картины для храма Непорочной Девы: «Посещение» (Visitation), «Рождество» (Nativity), «Поклонение» (Adoration) и «Обнаружение» (мальчика Иисуса в Храме; Finding, Лк.2 41-52).

Среди работ Ч. Вагарини на Святой Земле можно отметить также проект мозаики в храме св. Лазаря в Вифании (Аль-Азари́и), 1952–1954.

Верхняя церковь – светла и просторна, потоки света льются через большие решётчатые окна в северной стене и отражаются от высоких плит мраморного цоколя. Такой контраст с сумеречной атмосферой крипты – задумка архитектора. Несмотря на сохранённую в апсиде кладку времён крестоносцев, храм имеет современный вид и выражает  любовь и восхищение Матерью Божией.

Полы в нефе и пресвитерии  – пространстве между нефом и алтарём, куда могут заходить только священники12  – покрыты мозаиками.

На полу пресвитерия, на прямоугольной панели, изображены лани и пальмы на травянистом лугу, наполненном цветами. Лани напоминают о ланях над фронтоном Церкви всех наций в Гефсимании:

«Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс. 41:2)

Мозаика нефа разделена на квадраты линиями, образованными оливковыми ветвями. На пересечениях линий можно видеть ромбовидный  орнамент с крестом. Каждый квадрат мозаики содержит изображения животных и (или) растений: агнца и ласточки, морских звёзд и морских коньков, диких лилий и колосьев. Все создания, даже скучные и неуклюжие, как черепахи, или безобразные и нелюбимые, как скорпионы, присоединяются к прославлению Девы Марии – самой совершенной из Творений. Человеческие фигуры и ангелы продолжают эту восхваляющую песнь, которая достигает кульминации в апсиде.


Ч. Вагарини. «Непорочная Приснодева»; в верхнем ряду, слева направо:  Иаиль, Приснодева в окружении двух ангелов («Непорочное зачатие») и фигура «Умеренность»; в нижнем – двое святых и надпись «IMMACULATA CONCEPTIO (Непорочное зачатие)»

Фрески апсиды можно разделить на четыре боковые панели, а также центральную и верхнюю средние секции. Свод над алтарём украшает изображение Девы Марии, в окружении ангелов и святых. Верхняя часть апсиды, включая образ Божией Матери, написана художником Фернандо Манетти (Fernando Manetti, 1899 – 1964). В начале  Второй мировой войны он, так же как Ч. Вагарини, был интернирован союзниками, но позже вернулся на Святую Землю. Ф. Манетти автор витражей на северной стене и образа Матери Божией на западной стене.

В нижней части апсиды, над кладкой времён святых рыцарей, с левой стороны, мы видим спешащую на встречу с Марией Елизавету. Напротив – иллюстрация к библейской притче «если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:5). В среднем ряду – христианский мир, отдающий должное Богородице, а в верхнем – святые и ангелы, образующие божественную свиту Пречистой Девы.


Мозаики нефа верхней церкви (By Yoavd – Own work, Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5283890)

В нижней части апсиды, над кладкой времён святых рыцарей, с левой стороны, мы видим спешащую на встречу с Марией Елизавету. Напротив – иллюстрация к библейской притче «если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:5). В среднем ряду – христианский мир, отдающий должное Богородице, а в верхнем – святые и ангелы, образующие божественную свиту Пречистой Девы.

Центральную часть апсиды занимает изображение Богородицы и приветствующих её францисканцев Святой Земли, среди которых в серой сутане заметен епископ, о. Альберто Гори, O.F.M. (Alberto Gori; 1889–1970).


Мозаики пресвитерия Верхней церкви напоминают о ланях над фронтоном Церкви всех наций в Гефсимании

О. Альберто в 1949—1970 годах был Латинским Патриархом Иерусалима и кроме этого занимал должности Хранителя (Кустоса или Кустода) Святой Земли и стража горы Сион — настоятеля Кустодии Святой Земли Францисканского ордена (1937—1949), а также Великого приора ордена Святого Гроба Господня (1962—1970). В годы его руководства и возводилась церковь Посещения.

Здесь же в коричневой сутане мы видим коленопреклонённого о. Джачинто Фаччио O. F. M.13 (Giacinto M. Faccio), Кустода Святой Земли в 1950—1955 годах, вручающего Богородице возведённый в Её честь храм (Посещения).

Современный алтарь возвышается на месте алтаря крестоносцев, за ним видны несколько рядов кладки времён святых рыцарей. Цоколь алтаря облицован мраморными плитами оливкового и табачного цвета с белыми прожилками. В центре, на небольшом постаменте, установлено распятие с изображением креста, окружённого колосьями пшеницы, птицами и оленями. В верхней части распятие украшает виноградная лоза. Обратная перспектива придаёт композиции изящество. В верхнем ряду алтаря можно видеть четыре панно с символами евангелистов. Дверца табернакля – места хранения евхаристического хлеба гостии (хостии, от лат. hostia — «жертва») – инкрустирована мрамором поверх основы из лазурита (lapis lazuli).

Два боковых алтаря (придела) на северной стене посвящены св. Елизавете и Иоанну Предтече. Святые изображены на постаментах алтарей на керамических плитах. В лике Елизаветы – измождённом лице стареющей женщины – мы не видим ни капли радости материнства. Св. Иоанн изображён загорелым и одетым в шкуры, в соответствии с иконографической традицией. Работы выполнены Мэри (Мари) Биглер (Mary Biegler) по эскизам Лоры Камбелотти Маркуччи (Laura Cambellotti Marcucci).


Апсида верхней церкви

В очертаниях бронзовых подсвечников, отлитых мастером Морте (Mortet), мраморного задника главного алтаря и оконных ставень повторяется символ пальмы – отголосок цитаты из Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова (The Book of the All-Virtuous Wisdom of Joshua ben Sira, the Wisdom of Sirach, the Book of Ecclesiasticus):

«Я возвысилась, как кедр на Ливане и как кипарис на горах Ермонских (Хермонских – И. Ц.); я возвысилась, как пальма в Енгадди (Эйн-Геди – И. Ц.) и как розовые кусты в Иерихоне» (Сир.25:14,15)

Пальма символизирует Матерь Божию.


Придел прп. Елизаветы

Брусья деревянного потолка украшены геометрическим орнаментом авторства Г. Таллери (G. Talleri). Стеклянные люстры из муранского стекла, выполненные в форме цветов, отражают вкус 1930-х годов и выглядят старомодными. Ящики с органными трубами, которые (трубы) планировалось расположить горизонтально, как их аналог XVIII века в храме св. Иоанна в горах, были уничтожены при бомбардировке, и сейчас в храме установлен небольшой орган обычной формы, вполне достаточный для проведения служб.


Придел Иоанна Предтечи

В верхней церкви три двери. Входная дверь на северной стене, к которой подходит внешняя лестница, отлита из бронзы по эскизу А. Миструцци (A. Mistruzzi). На створках двери мы видим, в верхней части, фланкированные пальмами изображения Матери Божией и св. Елизаветы, а в нижней – два отрывка из Евангелия от Луки, герб Кустодии Святой Земли и стилизованные растения.


Входная дверь (фото из книги Нурит Кнаан-Кедар, נורית כנען-קדר)

Две другие двери, выполненные из дерева, ведут из храма к двум лестницам в южной стене. Пройдя через дверь, расположенную в центре, можно спуститься в зал крестоносцев. Во внутреннем дворике церкви Посещения установлена скульптурная композиция с изображением Марии и Елизаветы.


Ф. Манетти. Фрагмент изображения на западной стене (By Yoavd – Own work, Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5283944)

Антонио Барлуцци (Краткая Биография)

*Барлуцци Антонио (Antonio Barluzzi) (1884-1960) – итальянский архитектор, работавший на Святой земле. С учётом перерывов, вызванных войнами, прожил в Палестине 33 года, где построил и реконструировал 22 здания (и около 10 за её пределами). Родился 26 сентября 1884 г. в Риме в многодетной, обеспеченной семье. Был третьим, и последним, сыном (всего в семье было четырнадцать детей). Со стороны отца мужчины в течение поколений состояли на службе у Ватикана. Семейную традицию продолжил старший сын, Джузеппе. Младшие сыновья, Джулио и Антонио, пошли по стопам родственников со стороны матери и стали зодчими. Проявив способности к рисунку ещё в детстве, Б. учится на архитектора в школе инженеров при римском университете. По её окончании начинает помогать брату Джулио (1878-1953). В 1913 г. Джулио получает заказ от итальянского миссионерского общества на проектирование Итальянского госпиталя в Иерусалиме, и братья переезжают в Палестину. Одновременно с возведением больницы они готовят проект строительства католической церкви на горе Тавор (Фавор). Строительство госпиталя было прервано Первой мировой войной, и Б. вернулся в Италию. Но уже в 1917 г. он возвращается в Палестину в составе итальянского корпуса британской армии. Воспользовавшись возможностью завершить достройку больницы, Б. задерживается в Иерусалиме. К Б. обращаются францисканцы, поднявшие из архивов проект церкви на горе Фавор, подготовленный братьями до войны. Б. принимает их предложение, и надолго остаётся на Святой Земле. Продолжая сотрудничество с итальянским миссионерским обществом, он строит и для армянской и греческой католических церквей. Во второй мировой войне англичане и итальянцы оказываются по разные стороны. В ходе вынужденного возвращения на родину Б. продолжает работать. Он не только строит и реконструирует церкви на юге Италии, но и проектирует перестройку Храма Гроба Господня в Иерусалиме со спиралевидными башнями-минаретами в стиле Гауди, а также начинает работать над проектом базилики Благовещения в Назарете. Последней он посвятил более пятнадцати лет. В 1947 г. Б. возвращается на Ближний Восток. Его карьера достигает расцвета. В 1958 г., когда проект в Назарете был отвергнут Ватиканом в пользу другого итальянского архитектора, Джованни Муццио, у Б. не выдержало сердце. От перенесённого инфаркта он так и не оправился. Б. уезжает в Рим, где и скончался 14 декабря 1960 г. Стиль большинства построек Б. определить сложно. С одной стороны, легко прослеживается, что архитектор не был оторван от мира, привнося в свои работы новые формы и материалы. С другой, Б. определил для себя, почему не хочет строить ни как предшественники, ни как современники. Это было связано с аурой мест, где ему предстояло творить. Подражание старым, в первую очередь классическим, постройкам, по его мнению, могло привести к тому, что паломник не смог бы связать такое строение с событием, которое оно призвано увековечить. Здания в современном стиле, наоборот, могли отвлечь от дум и молитв, в которые, по идее архитектора, должны были погрузиться посетители храма. В результате, почти каждое здание Б. не похоже на предыдущее.

Примечания:
  1. Цель Кустодии Святой Земли – самостоятельного административного округа францисканского ордена – хранение и уход за святынями Римско-Католической Церкви, находящимися в Святой Земле, пастырское попечение над местными католиками и окормление паломников.
  2. Возможно, от ивр. «орен» – сосна.
  3. Иное название – трапписты.
  4. אלי שילר, עמ’ 17
  5. Нари – относительно мягкий тип известняка, используемый в районе Иерусалима. Это беловатая самородная корка («каличе»), которая развивается в результате химических процессов на верхней части отложений мела или мергеля. Цвет и рыхлость нари далеко не однородны, он не является устойчивым строительным материалом, но именно его декоративность издревле привлекала местных каменщиков.
  6. Мы уже отмечали, что согласно православной традиции, место где Елисавета спрятала Иоанна находится на территории монастыря Св. Иоанна в пустыни, однако можно оставить этот вопрос на суд читателей.
  7. Ниши, в форме полукруга или сегмента круга, ограниченные снизу горизонталью.
  8. К сожалению, о художнике А. Делла-Торре мы знаем мало.
  9. Д’Акьярди (Pietro D’Achiardi, 1879–1940), искусствовед, специалист по музеям, художник, профессор в римской Академии изящных искусств, трудился в самых разных точках мира, от Чикаго до Ватикана. Он – автор мозаик на могиле Папы Пия XI, главы католической церкви в 1922-1939 годах. На Святой Земле художник работал в Церкви всех Наций в Гефсиманском саду, где его авторству принадлежит мозаика «Иисус в агонии» в центральной апсиде храма, в Часовне Распятия в храме Гроба Господня (остановки 11 и 12 Крестного пути на Голгофе), а также в Эйн-Кареме, Капернауме и на Горе Блаженств.
  10. Подобное изображение с Богоматерью в центре, Марией Магдалиной слева и Марией Египетской справа, можно видеть и в храме Св. Петра Галликанту в Иерусалиме.
  11. Отметим, что создание Священной антитурецкой лиги, армада которой, состоящая из союзных венецианских и испанских кораблей, разбила при Лепанто флот султана Селима (7 октября 1571 года), стало крупнейшим успехом Папы Пия V. В память битвы при Лепанто в 1572 году был введён католический праздник, который с 1573 года (уже́ при папе Григории XIII) получает название «праздник Девы Марии — Царицы Розария».
  12. Пресвитерий (пресбитерий, пресвитерия; лат. presbyterium— «место для избранных», от др.-греч. πρεσβυτέριον— «собрание священников») — в западноевропейской (прежде всего, латинской) церковной архитектуре пространство между нефом и алтарём  (аналогом которого в восточных церквях является «престол») в восточной части храма. В пресвитерий могут заходить только пресвитеры, то есть священники.
  13. F. M. (Ordo Fratrum Minorum)– «минориты», «меньшие братья», самоназвание членов старейшей (1208) ветви Первого (мужского) францисканского ордена.
Источники:
  1. Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии / Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. Ин-т науч. атеизма; Редкол.: А. Ф. Окулов (пред.) и др. — М.: Мысль, 1989. – 336 c. – http://predanie.ru/bez-avtora/book/68755-apokrify-drevnih-hristian/#toc2.
  2. Горненский женский монастырь в Иерусалиме. Московский Патриархат. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. – http://rusdm.ru/pace/484
  3. Житие и хожение Даниила, игумена русской земли. Пер. М. А. Веневитинова. – http://royallib.com/book/daniil/gitie_i_hogenie_daniila_russkoy_zemli_igumena.html
  4. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. История и современность / Автор-составитель: инокиня Магдалина (Корнилова). – Иерусалим: Издание РДМ, 2015. – 80 стр. с илл.
  5. Феодосий. О местоположении Святой Земли // Православный палестинский сборник. Вып. 28. СПб. 1891. – http://www.krotov.info/acts/06/1/feodos.htm#47
  6. Ain Karem – St. John in the Desert. The Franciscan Custody of the Holy Land. – http://www.custodia.org/default.asp?id=1883
  7. Ain Karem – The Visitation. The Franciscan Custody of the Holy Land. – http://www.custodia.org/default.asp?id=1885
  8. Cesare Vagarini. Mary Immaculate Church at Waverley, NSW, Australia. – http://www.maryimmaculatewaverley.org.au/church/TheArtist
  9. Fra Giovanni di Fedanzola da Perugia. Descriptio Terrae Sanctae. – http://www.bethlehem.custodia.org/default.asp?id=538
  10. Giovanna Franco Repellini. Antonio Barluzzi, an Italian Architect in The Holy Land. – www.cicts.org/detail.asp?c=2&p=0&id=759
  11. Manetti Fernando. One Fine Art. – http://www.onefineart.com/en/artists/manetti_fernando/index.shtml
  12. Maria Teresa Petrozzi. Ain Karim – Shrine of the Visitation (The Church on the Southern Hill). – http://198.62.75.1/www1/ofm/san/TSkarim13.html
  13. Maria Teresa Petrozzi. Ain Karim – Shrine of the Visitation (The Church on the Southern Hill). – http://198.62.75.1/www1/ofm/san/TSkarim14.html
  14. Maria Teresa Petrozzi. Ain Karim – Shrine of the Visitation (The Church on the Southern Hill). – http://198.62.75.1/www1/ofm/san/TSkarim15.html
  15. Maria Teresa Petrozzi. Ain Karim – Shrine of the Visitation (The Church on the Southern Hill). – http://198.62.75.1/www1/ofm/san/TSkarim16.html
  16. Maria Teresa Petrozzi. Ain Karim – St. John in the Desert (The Church in the desert).– http://198.62.75.1/www1/ofm/san/TSkarim17.html
  17. Michele Capolupo. Da Matera a Ain Karem, appunti spirituali di un sogno che diventa realtà: report e fotogallery di SassiLive sull’opuscolo di don Damiano Lionetti, June 27, 2013. – http://www.sassilive.it/extra-live/festa-della-bruna/da-matera-a-ain-karem-appunti-spirituali-di-un-sogno-che-diventa-realta-report-e-fotogallery-di-sassilive-sullopuscolo-di-don-damiano-lionetti/
  18. Titus Toblers (Dr.) zwei Bücher Topographie von Jerusalem und seinen Umgebungen, 1854. – https://archive.org/details/bub_gb_TpoBAAAAQAAJ (https://archive.org/stream/bub_gb_TpoBAAAAQAAJ#page/n367/mode/2up)
  19. Tobler, Titus. McClintock and Strong Biblical Cyclopedia. – http://www.biblicalcyclopedia.com/T/tobler-titus.html
  20. Very Reverend Father Giacinto M. Faccio OFM. – http://www.custodia.org/default.asp?id=852
  21. נורית כנען-קדר, המדונה של שיח הצבר: מסורת וחידוש בציור הנוצרי בארץ במאות ה-19 וה-20, הוצאת יד יצחק בן-צבי, ירושלים, 2009, 158 עמ’
  22. אלי שילר, בהשתתפות: נתן שור, דרך היסורים’ בירושלים – אריאל 9 ,הוצאת אריאל, ירושלים, 1980, 96 עמ’

Добавить отзыв