Монастырь на Поле Пастушков (Monastery of the Shepherds)

К востоку от Вифлеема фактически сливаясь с ним лежит деревня Пастушков (англ. Shepherds Field), по-арабски называемая Бейт-Сахур. Это плодородная долина, где люди издавна выращивали урожай и пасли скот. Считается, что здесь же находилось и поле Вооза, где моавитянка Руфь – будущая прабабушка царя Давида – собирала колоски, и её присмотрел хозяин поля, будущий муж:

«Она пошла, и пришла, и подбирала в поле [колосья] позади жнецов. И случилось, что та часть поля принадлежала Воозу, который из племени Елимелехова» (Руф.2:3)

Согласно православной энциклопедии, паломники первых веков христианства именовали эти места «Паствой» (τὸ Ποίμνιον) (Епифаний Монах, нач. IX века; игум. Даниил, нач. XII века), «У Пастырей», «Пастырями» («Ad Pastores», «Pastorum») (Эгерия, ок. 384; Бернард Монах, ок. 870), а позднее – Полем или селением Пастырей (в русской традиции – Полем Пастушков), поскольку христианская традиция соотносит эти места с явлением Ангела пастушкам после Рождества Спасителя:

«Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лук.2:9-14)

Пастыри тотчас поспешили в Вифлеем, где «нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях» (Лук.2:16). Они повсюду рассказывали «что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи» (Лук.2:17-18)

Согласно местному преданию, пастухи, окончив свой жизненный путь, были похоронены в той же пещере, где прятались от посланца Божия, и где сейчас находится подземный греко-православный храм Св. Георгия Победоносца метохии (подворья) Лавры прп. Саввы Освящённого на Поле Пастушков.

Shepherds Field 005
Вход в пещерный храм

Впервые храм в пещере появился уже в IV веке.  По преданию, он был основан св. Еленой в 327 году. Храм имел арочные своды и мозаичный, частично сохранившийся, пол с геометрическим орнаментом. Он был посвящён Матери Божией, Иосифу Обручнику и трём Пастушкам.

Shepherds Field 006
Могила свв. Пастушков

Остатки могилы пастушков – большая часть которой исчезла, войдя в наос храма при расширении пещеры – расположены слева от спуска, напротив иконостаса. О том, что могила стала частью храма повествуют, например, основатель первой Вифлеемской обители, блж. Иероним Стридонский (ок. 340–420) и местная традиция. Над нижним храмом позже возник и верхний, перестроенный в VI веке, и окончательно разрушенный персами в 614 году. Часть черепов убиенных персами монахов можно увидеть в специальном стенде в пещерном храме.

Местные христиане гордятся тем, что пещерный храм сохранил размеры, очертания и часть мозаик церкви IV века. Среди находящихся под стеклом мозаик обращает на себя внимание напоминающее восьмиконечную богородичную звезду изображение у южной стены перед иконостасом. Есть в храме фрагменты и более поздних мозаик, по-видимому, второй половины VI-го или начала VII-го веков.

Отметим, что количество основанных св. Еленой в Палестине храмов, согласно разным источникам, составляет от четырёх (Евсевий Памфил, первая половина IV века) до двадцати восьми (Житие Константина и Елены, не ранее середины VII века):

«Приказавши поспешно создать сии двадцать восемь честных и святых церквей Бога нашего в святых этих местах, прославив верно Бога, в них походившего, простившись со святейшим патриархом Иерусалимской церкви, а также взявши с собою частицу, которую хранила при себе, всечестного креста и честные святые гвозди тела Христова, мудрая и по истине христолюбивая и великодушная мать блаженного Константина блаженная Елена возвратилась в Византию ко всехвальному царю Константину; сыну своему»

В последнем источнике говорится и о вифлеемских храмах:

«Пришедши в Вифлеем, который отстоит от святого града на шесть миль, она построила там великую продолговатую и крестообразную церковь во имя Христа Бога нашего и отделила внутри внизу великого жертвенника ясли и святой вертеп; потом вышла из Вифлеема и отыскала место, на котором были убиты святые младенцы, умерщвлённые Иродом, и, почтив эту пещеру, как было достойно, она построила тут церковь во имя святых младенцев, и за тем посетила Святую Паству: нашедши место, на котором святые ангелы благовествовали пастырям рождение Господа нашего Иисуса Христа и рекли: Слава в вышних Богу и на земле мир, она воздвигла удивительнейший храм в честь Богородицы Марии и Иосифа обручника…»

Shepherds Field 007
Фрагменты мозаики IV века в пещерном храме св. Георгия Победоносца

Подчеркнём, что Евсевий – современник св. Елены – был прежде всего епископом столичной Кесарии, духовным лидером византийской Палестины. Он упоминал о важнейших с его точки зрения церквях: в Мамре (явление Ангелов Аврааму и Саре), Вифлееме (храм Рождества), Иерусалиме (храм Воскресения) и на Елеоне («памятник вознесения Его на небо») (Житие Константина, Гл. 41). Евсевий оставил нам подробное описание храма Воскресения, и с восторгом говорил об обнаружении пещеры, куда было положено тело Иисуса Христа:

«… Когда же снимали слой за слоем, вдруг во глубине земли, сверх всякого чаяния, показалось пустое пространство, а потом Честное и Всесвятое Знамение спасительного Воскресения (elpida pasananefaineto). Тогда священнейшая пещера сделалась для нас образом возвратившегося к жизни Спасителя, сокровенная во мраке, она наконец, снова вышла на свет и приходящим видеть её, представляла поразительную историю совершившихся в ней чудес, делами, громче всякого голоса, свидетельствуя о воскресении Спасителя» (там же, Гл. 28)

Таким образом, главным для епископа Кесарийского была победа Спасителя над смертью и дарование нам Жизни вечной:

«на месте спасительного страдания воздвигнут новый Иерусалим, в противоположность <…> древнему, который, после беззаконного господоубийства, для наказания нечестивых его жителей, подвержен крайнему опустошению. В противоположность этому Иерусалиму, василевс <…> построил храм в ознаменование победы Спасителя над смертью, может быть, тот самый храм, который пророческое слово называет новым и юным Иерусалимом, и во славу которого, по внушению Духа Божьего, так много говорится в Писании» (там же, Гл. 33)

Видимо поэтому, он ни разу не упомянул в многочисленных сочинениях Крест и Голгофу: речь шла о том, чтобы «минуя Иисуса-человека, прозреть его божественную сущность» (Армстронг, стр. 229)

Shepherds Field 001
Фрагменты мозаик VI—нач. VII века в пещерном храме св. Георгия Победоносца

Однако так думали далеко не все его современники. Наоборот, они предпочитали (и предпочитают) своими глазами видеть и дотрагиваться до мест, связанных с земным существованием Иисуса Христа. Например, Голгофа упоминается уже в 333 году, в дневнике путника из Бордо (Бурдигальский итинерарий):

«На левой же стороне находится небольшая гора Голгофа, где Господь был распят. Отсюда, как бы на вержение камня, находится пещера, в которой положено было Его тело и на третий день воскресло»

Это отступление мы сделали для того, чтобы подчеркнуть, что неупоминание Евсевием храма на Поле Пастушков вовсе не говорит о том, что св. Елена его не построила. Мозаики свидетельствуют, что в IV веке пещерный храм уже был. Например, рядом с упомянутой восьмиконечной звездой можно увидеть напольное изображение креста, запрещённое в Палестине ещё в 390 году, хотя всеобщий запрет на такие изображения относится к 428 году, к эпохе правления императора Феодосия II (408–450).

В V веке над пещерой появился небольшой подковообразный храм. От него сохранились фрагменты мозаики с растительным орнаментом: две растущие из амфоры тройные лозы, по сторонам которой находятся две цветочные ветви. Найдены также две греческие надписи. Одна сохранилась полностью: «Помяни Господи раба Твоего Лазаря (Lazarus – И. Ц.) и его щедрость. Аминь». В другой, повреждённой, говорится: «Помяни Господи раба Твоего Есихия (Esihius) и узуфрукт этого. Аминь». Отметим, что узуфрукт – это право пользования чужим имуществом, и смысл второй надписи не вполне ясен.

Shepherds Field 002
Современный храм на Поле Пастушков

В VI веке верхняя церковь была разрушена, и поверх неё император Юстиниан I (527–565) воздвиг величественную базилику. В 614 году персы разрушили оба храма и монастырь, существовавший, по-видимому, с  IV или V века, и убили его насельников. Руины и часть мозаики базилики сохранились. В её алтарной части заметны изображения крестов – явное нарушение запрета Феодосия II. Возможно так местные строители, сохранявшие традицию, воспользовались удалённостью Поля Пастушков от Константинополя. В сложной международной обстановке тех лет шанс на то, что из столицы приедет комиссия и заставит перекладывать пол представлялся мизерным.

В 632 году иерусалимский патриарх свт. Модест (местоблюститель в 614-628, патриарх в 630-634), отстроивший, к слову, в меру своих сил, Храм Воскресения в Иерусалиме, возвёл на Поле Пастушков новый храм, куда устремились многочисленные паломники.

В арабский период (638–1099) постепенно возродилась и обитель Пастушков (Poimenion, Poimnion, греч.;  Pastorum, лат.), вокруг которой были построены высокие стены. Здесь останавливались путники по дороге из Иерусалима к монастырям свв. Саввы Освящённого и Феодосия в Иудейской пустыне. Монашеское сообщество сохранялось до XI века, но в период Первого Иерусалимского королевства (1099–1187) монастрырь был оставлен, постройки разобраны, и на поле Пастушков остались лишь пещера и руины юстиниановского храма.

Shepherds Field 003
Современный храм на Поле Пастушков

Русский паломник игумен Даниил, посетивший Св. Землю в начале XII века, описывает пещеру и руины базилики св. Иосифа, а также «поле красно вельми и нивы многоплодны, и масличья много»:

«Под горою на поле, на востоке, в версте от места рождения Христа, находится место, где ангелы известили пастухов о рождении Христа. Тут была пещера, над ней была создана добрая церковь во имя святого Иосифа. Здесь же был и монастырь. Ныне же все разрушено иноверцами. Около этого места – красивое поле и многоплодные нивы, растёт много масличных деревьев. А называется это место – Агиапимина, что значит в переводе “Святая паства”. Здесь под горою по направлению к Вифлеему лежит село святого Саввы»

Только с XV века в пещерном храме возобновились богослужения. Православная энциклопедия отмечает, что подземный храм «в Пастве» упоминается в литургических памятниках древнего Иерусалимского богослужения как место, где совершалась торжественная служба (синаксис) в канун праздника Рождества Христова (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 373; Garitte. Le Сalendrier Palestino-Georgien. P. 111-112; Renoux. Le codex Arménien Jérusalem 121. Р. 211).

Shepherds Field 011
Олива, по местной традиции, являющаяся свидетелем явления Ангела пастушкам

К западу от пещеры сохранилось несколько древних оливковых деревьев, по преданию, со времён евангельских событий. Служба в Пещерном храме до 1972 года совершалась на арабском языке еженедельно, а теперь – только в престольный праздник Собора Пресв. Богородицы (26 дек.)

Shepherds Field 012
Голубятня и «памятник» овцам

В 1971 году при патриархе Венедикте (1957–1980), по инициативе игумена Лавры прп. Саввы Освящённого о. Серафима – основателя нового монастыря Пастушков и первого, спустя много столетий, его настоятеля – Иерусалимский патриархат решил построить на Поле Пастушков новую большую церковь. Предшествующие строительству раскопки возглавил израильский археолог греческого происхождения, выпускник Иерусалимского университета, Вассилиос Цаферис (Vassilios Tzaferis) (1936–2016). Сюда он был направлен Иерусалимским патриархатом. В работах приняли участие рабочие из Греции, Палестины и Израиля. Поскольку экспедиция обнаружила древности, о которых говорилось выше, храм было решено возвести вне археологической зоны, в которой в то время под руководством Министерства Культуры Греции проводились работы по консервации.

В 1978 году под руководством о. Серафима началось возведение нового храма св. Троицы. Храм был освящён Иерусалимским патриархом Диодором (1981–2000) 27 июля 1989 года, в праздник св. Пантелеимона. Он представляет собой трёхнефную купольную базилику, расписан фресками в византийском стиле и имеет резной иконостас. Его три придела освящены в честь Собора Пресв. Богородицы (26 дек.), вмч. Пантелеимона (27 июля) и Собора св. Архангелов (8 нояб.).

Ещё одно название этой красивой церкви –  «Слава в вышних Богу». В архивах Иерусалимского Патриархата (History of the Jerusalem Church, 1910, p. 316) сохранилось описание празднования Рождества конца V века, которое начиналось на Поле Пастушков, а затем, «после шестого часа», процессия двигалась к Пещере Рождества в Вифлееме, повторяя  Великое славословие («Сла́ва в вы́шних Бо́гу, и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние…»), ангельской песне, пропетой при благовестии пастухам о Рождении Иисуса Христа (Лук.2:14).

Некоторые местные жители, например, смотритель Стив (Стефанос) утверждают, что храм освящён в честь пресв. Богородицы.

И, наконец, на храмовой иконе – второй от царских врат, слева от смотрящего (греческая традиция) – изображён святой Савва, поэтому храм формально может считаться храмом прп. Саввы Освящённого. И получается, что небольшой сельский храм имеет четыре названия.

Участок под церковь был приобретён в середине XIX века о. Иоасафом, игуменом лавры прп. Саввы Освященного. В храме есть ковчежец с частичками мощей разных святых, в числе которых св. Кирилл Александрийский, св. первомученица Фёкла, вмч. Пантелеимон и др.

Древние развалины в церковном дворе, по преданию, считаются остатками башни Гадер:

«И отправился Израиль и раскинул шатёр свой за башнею Гадер» (Быт.35:21 )

Жители Бейт-Сахура называют обитель «Дейр ар-Руат» (букв. Монастырь Пастухов). Столетиями территория была также известна, как «Башня Гадер», «земля Овида», «Иессея» или «Давида» (Руф.4:22), как принадлежащая Иакову и Рахили, или свв. Иоакиму и Анне. Местная традиция называет окрестные поля «полями Матери Божией».

С середины XIX века Россия также пыталась закрепиться на Поле Пастушков. В 1909–1914 годах начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архим. Леонидом (Сенцовым) (1903–1918, с декабре 1914 в изгнании) в Бейт-Сахуре частями был приобретён участок «Пастушки», или «Поле Вооза» (площадь 12 тыс. кв. м), на имя подставных лиц Е. Румман и братьев Николая и Селима Хури (российского консульского агента, члена ИППО). Однако из-за начавшейся Первой мировой войны архим. Леонид не успел оформить его на себя. В настоящее время на этом участке находятся жилые дома (Россия в Св. Земле. Т. 1. С. 705; Т. 2. С. 151)

Католический храм «Gloria in Excelsis Deo» («Слава в вышних Богу») был возведён в 1954 г. архит. А. Барлуцци на участке, принадлежащем францисканцам, в северо-западной части Поля Пастырей, в 1.5 км от православного храма. Храм построен в форме древнего бедуинского шатра, в плане десятигранник, каждая 2-я грань оснащена мощным контрфорсом. Над нижним, основным, сложнофигурным многоугольником возвышается десятерик барабана и над ним купол, разделённый белыми поясами на 10 сегментов. Символика десятеричности, последовательно выдержанная архитектором, должна была напоминать о церковной десятине – приношении Богу десятой доли от каждого стада и каждого урожая. Бронзовый ангел простирает крылья над входом.

В храме три алтаря, направленные на востоку, север и юг, соответственно; над каждым размещены большие «наивные» фрески работы художника У. Нони («Явление Ангелов», «Поклонение Младенцу в Вифлеемской пещере», «Возвращение радостных пастырей к овцам»).

Рядом с храмом находятся руины византийского храма и монастыря конца IV века (расширенного в VI веке). Возможно, именно в нем подвизался Палладий Еленопольский (др.-греч. Παλλάδιος τῆς Ἑλενοπόλεως; 360—420) — христианский епископ и писатель, ученик Иоанна Златоуста, вместе с чудотворцем Посидонием (Палладий, 68). Монастырь был разрушен персами в 614 г. и больше не восстанавливался.

Приложение. Чудеса Божии на Поле Пастушков

Много удивительного произошло на Поле Пастушков за сотни лет христианской истории. Жителям деревни давно не кажутся странными явления Ангелов, Матери Божией или св. Георгия, дающих им советы или открывающих глаза на прегрешения. Остановимся только на нескольких свидетельствах.

Набожный Халиль аль-Касис (Khalil al-Kasis), житель Бейт-Сахура, регулярно посещал утренние службы в Пещерном храме. Однажды он пришёл очень рано и удивился тому, что дверь открыта, а сама пещера полна незнакомых людей, внимающих звукам Божественной Литургии. Халиль принял участие в службе, и в её конце причастился святых Христовых Тайн. Утром, когда деревенский священник о. Николай, единственный, у кого были ключи, открыл храм, то с удивлением обнаружил Халиля, спящим на скамье. В руке прихожанина был святой хлеб. Так Халиль неосознанно поучаствовал в литургии святых ангелов, которые закрыв храм, оставили его внутри.

Халиль Абуфарха (Khalil Abufarha), православный араб, житель деревни, взял у священника ключи от подземного храма, с тем, чтобы зажечь лампады для утрени. Ему казалось, что уже пять часов, но его обманул свет луны. Фактически, было два часа ночи. Приблизившись к храму, Халиль услышал звуки удивительных по красоте песен. Голоса были ему незнакомы. Преодолев страх и смущение он спустился в пещеру и внезапно обнаружил себя на Божественной Литургии ангелов. Когда Халиль тихо стоял, с удивлением и восхищением внимая звукам божественных гимнов, он заметил перед Царскими вратами прекрасную женщину с нимбом. Пока он думал, кем могла быть эта женщина, он услышал стук копыт и увидел молодого всадника, в спешке вбежавшего в храм. Женщина громко спросила: «Где ты был, св. Георгий? И почему ты, получающий так много Его даров, опаздываешь?» Молодой всадник ответил: «Матерь Божия, Госпожа Богородица, корабль тонул в море, и я должен был спешить туда, чтобы спасти людей, просивших о помощи». Сказав это, он встряхнул плащом, и капли воды упали на лицо и одежду Халиля, в изумлении внимавшего диалогу. Когда Литургия закончилась, он получил святой хлеб из рук самой Матери Божией! Когда пресв. Богородица, св. Георгий и ангелы исчезли, прихожанин, покрытый каплями воды, продолжал сидеть, сжимая хлеб в руке, до тех пор, пока на утреннюю службу не пришли священник и односельчане.

Около 1930 года монастырь Пастушков не имел ни монахов, ни охраны. По свидетельству жителей Бейт-Сахура его охраняла большая жёлтая змея с крестом на голове. Однажды житель деревни Коста Абу Илия Хури (Costa Abu Ilia Khoury), племянник священника, о. Николая, шёл неподалёку со своим отцом. Внезапно они увидели большую жёлтую змею, издававшую странный шум. Отец развернулся и побежал домой за ружьём. Возвратившись, он несколько раз нажал курок, но оружие так и не выстрелило. Тогда он отошёл в сторону, чтобы починить ружьё. Однако за пределами Поля Пастушков оружие вело себя нормально. Он вернулся и снова попытался убить змею, но оружие снова не сработало! Когда он рассказал об этом случае своему брату, священнику, тот пояснил, что змея охраняет монастырь, и поэтому ружьё выстрелить не может.

В конце 1950-х годов в районе Вифлеема была сильная засуха. И только, когда женщины деревни пришли в Пещерную церковь и попросили Матерь Божию о заступничестве, небеса разверзлись, и обильный дождь оросил выжженную землю.

Один мусульманин, житель деревни, взял с территории поля Пастушков несколько камней. Ему несколько раз явилась Матерь Божия и строго указала, что камни, взятые с Её территории следует вернуть или заплатить за них игумену Серафиму, иначе в его семье случится несчастье. Мусульманин проигнорировал слова Богородицы. Его жена не могла родить детей: дважды она беременела, и дважды случался выкидыш. Тогда он покаянно заплатил за камни, и, с помощью Божией, женщина смогла родить семерых детей. Для того, чтобы отблагодарить Богородицу, он, мусульманин, крестил двух старших мальчиков, одного с именем Исса (Иисус), а другого – Муса (Моисей). Об этой истории когда-то поведал сам о. Серафим, игумен Лавры прп. Саввы Освящённого.

Однажды рано утром, в период сбора олив, воры пробрались в монастырскую рощу, чтобы похитить урожай. Они наполнили оливками большой мешок и пытались погрузить его на осла. Однако они не смогли оторвать мешок от земли. Внезапно им явилась Матерь Божия и строго спросила, в курсе ли они, что делают. Оливы принадлежат монастырю, и ни у кого нет права их брать, а того, кто украдёт что-либо со святых мест, ждёт небесная кара. Услышав это, воры бросили мешок и в страхе убежали. Будучи православными христианами они рассказали об этом на исповеди о. Аврааму, местному священнику, и это стало известным.

Подобных историй произошло такое множество, что у местных жителей вошло в обычай отряхивать пыль с обуви, чтобы случайно не унести крупицы земли с поля Пастушков. Когда игумен Серафим обрезал оливковые деревья и предлагал жителям деревни ветви на растопку, они, как правило, отказывались, не желая навлечь на себя гнев Матери Божией.

Нынешний настоятель подворья, архим. Игнатий, считает, что раньше люди были проще и скромнее. Их сердца и души были девственной землёй, на которой могло произрастать семя Божие, им не нужны были проповеди, молитвы и книги, чтобы почувствовать присутствие ангелов, святых и Матери Божией. Но времена изменились. Мы стали раздражёнными, нам не хватает простоты, мира и Божией любви, зато в избытке присутствуют грех, похоть, распущенность и зло. Как можем мы надеяться увидеть Ангелов и петь вместе с ними?

Пусть Господь утешит нас, помилует и просветит нас к искреннему покаянию, чтобы мы смогли найти потерянный путь к простоте, скромности, чистой вере и спасению. Аминь!

Источники:

1. Армстронг Карен. Иерусалим. Один город, три религии. – М.: Альпина нон-фикшн, 2011. – 566 с. – ISBN 978-5-91671-084-7.
2. Бейт-Сахур. – Православная Энциклопедия (электронная версия). – http://www.pravenc.ru/text/77838.html
3. Бордосский путник. Православный Палестинский сборник. — СПб. 1882. — Т. 1. — Вып. 2. — Кн. 2. – http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/IV/320-340/Bordosskij_putnik/frametext.htm.
4. Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина / Ответств. ред. А.А. Калинин; коммент. А.А. Калинина. – Изд. 2-е. – М.: Издательская группа “Labarum”, 1998. – (Византийская серия). – 352 с. – Электронная версия: http://www.sedmitza.ru/lib/text/432492/.
5. Житие и хожение Даниила, игумена русской земли. Пер. М. А. Веневитинова (http://old-russian.chat.ru/18igumen.htm)
6. Житие Константина и Елены. Из неизданного жития Константина и Елены список церквей, постройка которых приписывается Елене. Пер. В. Г. Васильевского (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/IV/320-340/Vita_constantin_elena/text.htm). – По изданию: Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест. Приложение III // Православный палестинский сборник. Вып. 11. СПб. 1886.
7. Палладия епископа еленопольского Лавсаик или повествование о жизни святых и блаженных отцев. Пер. пер. Е. Орлинского, 1850. – Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь. 1992. – Электронная версия: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/V/420-440/Palladius/text3.htm.
8. Паломничество по Святым местам конца IV века. Изданное, переведённое и объяснённое И. В. Помяловским. // Православный палестинский сборник. Вып. 20. СПб. 1889 – http://krotov.info/acts/04/3/palomn.htm.
9. The History of the Holy Monastery of the Shepherds (leaflet), Greek Orthodox Patriarchate of Jerusalem, Holy Monastery of the Shepherds in Beit Sahour, 2011.
10. Tzaferis V. The Archaeological Excavation at Shepherd’s Field // Liber Annuus Studii Biblici Franciscani. 1975. T. 25. P. 5-52.

Страница в последний раз отредактирована 1 декабря 2016 года

Добавить отзыв

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.