Маген-Давид («Щит Давида») — Star of David

В основе этой заметки – статья «Маген-Давид» из ЭЕИ (http://www.eleven.co.il)

Маген-Давид («Щит Давида», ивр.) – это шестиконечная звезда (гексаграмма), образованная двумя равносторонними треугольниками с общим центром, ориентированными противоположно друг другу. В других языках гексаграмму часто называют «звездой Давида». Как и многие древние восточные орнаменты, напр., «двойной меандр» (свастика), у разных народов она имела свой смысл и область применения и изначально не являлась иудейским символом, в отличие от семисвечника-меноры, описание которого было дано Господом Моисею на горе Синай (Исх. 25:31-40).

Magdala 006Рис. Алтарный камень с изображением меноры из раскопок синагоги в Магдале на берегу Галилейского моря

Гексаграмма известна начиная с бронзового века (кон. IV – нач. I тыс. до н. э.), когда она использовалась в декоративных и, возможно, магических целях у многих народов, отдалённых друг от друга, как, например, семиты Месопотамии и кельты Британии. Она встречается на различных предметах утвари, в частности на светильниках и печатях древних евреев, однако, по-видимому, ещё не несет особого смысла. В когда-то финикийском, а ныне ливанском Сидоне была найдена печать с гексограммой VII в. до н. э., принадлежавшая некоему Иехошуа бен Асаяху – пожалуй, древнейшее свидетельство связи этого символа с иудаизмом. В эпоху Второго храма гексаграмма, наряду с пентаграммой (пятиконечной звездой), была распространена среди евреев и неевреев.  Нет оснований полагать, что и тогда гексаграмма обладала иным значением, кроме декоративного (так, гексаграмма обнаружена в мозаичном полу дома римлянина в Эйн-Я‘эль вблизи Иерусалима).

После разрушения Второго храма и возобновления иудейской (и появления иудео-христианской) жизни в Галилее и на других окраинах Святой Земли гексаграмма появляется в украшениях синагог, что ранее было бы строго запрешено. Так орнаменты (по-видимому, II–III вв. н. э.) на фризах синагоги в Капернауме включают пентаграммы и гексаграммы, изображения винограда, подсолнухов, гранатов, лилий, а также розетты, свастики и др.

Joe Capurn 01
Рис. Фрагменты изображений на фризах синагоги в Капернауме (фото Dr. Joe Martin [3])

В качестве декоративного элемента гексаграмма получила широкое распространение в средние века в мусульманских и христианских странах. Она встречается в синагогах позднего средневековья, по-видимому, будучи заимствованной из церковной архитектуры и не служа особым еврейским символом. В арабских странах гексаграмма широко использовалась наряду с другими геометрическими орнаментальными элементами и была известна как «печать Соломона» — название, заимствованное многими еврейскими общинами. Это название связывает гексаграмму с раннехристианской, возможно — иудеохристианской магией, как, например, в греческом трактате «Завет Соломона». Неизвестно, когда её начали гравировать вместо традиционного имени Бога на так называемой печати или перстне Соломона, упоминаемом в главе «Разводы» («Гиттин») книги «НашИм» («женщины») Талмуда (Гит. 68а–б) как символ власти над демонами. Достоверно, однако, что уже в VI в. н. э. в христианских кругах циркулировали византийские амулеты с изображением гексаграммы, называемой «печать Соломона». Во многих средневековых еврейских рукописях встречаются гексаграммы, первоисточником чего являются рукописи Библии из стран ислама. Начиная с XIII в. гексаграмма встречается в качестве орнаментального элемента в манускриптах Библии в Германии и Испании. «Печать Соломона» была широко распространена в арабской магии, однако среди евреев такое использование ограничивалось единичными случаями, причем гексаграмма часто заменялась пентаграммойи обе назывались печатью Соломона. В X–XIV вв. в качестве талисмана гексаграмма встречалась на мезузе – прикрепляемом к внешнему косяку двери в еврейском доме маленьком свитке пергамента в футляре, содержащем часть текста молитвы «Шма» («Слушай Израиль»), Втор. 6:4–9 и 11:13–21. В еврейских магических трактатах позднего средневековья гексаграмма рекомендовалась для определенных амулетов, среди которых наибольшей популярностью пользовался амулет против пожара.

Представление о «щите Давида», обладающем магической силой, первоначально не было связано с гексаграммой. Оно возникло в исламе, где Давиду приписывается изобретение оборонительного оружия, или в еврейской мистике. Древнейший текст, упоминающий легендарный щит царя Давида, – толкование к магическому «алфавиту ангела Метатрона», восходящее к эпохе вавилонских гаонов и получившее широкое распространение среди ашкеназских (восточноевропейских) хасидов – евреев-мистиков, делавших акцент на личном переживании Бога, на личной праведности и роли харизматических лидеров (цадиков). Считалось, что на этом щите выгравировано имя Божие, составленное из 72 имен, и имя МКБИ, которое еврейская магическая традиция связывала с партизанским вождём, победителем  греков Иехудой Маккавеем (ум. 161 г. до н. э.) – Маккавей пишется на иврите как «МКБИ». Кстати, одно из распространённых толкований аббревиатуры МКБИ – фраза «ми ка-эле бейн илим», смысл которой – кто может сравниться с Тобой (Богом Израиля) среди богов (иных). Позднее к 72 именам было добавлено одно из имен ангела Метатрона – Тафтафия – и амулет в форме гексаграммы с этим именем становится одним из наиболее распространенных в средневековых и более поздних еврейских рукописях.

Об ангеле Метатроне (евр. mĕtatrôn, возможно, от греч. Μετάτρον, «стоящий у престола») в Библии врямую не говорится, но этот ангел для евреев очень важен. Он появляется в иудаистической мифологии агадической (не имеющей характера религиозно-юридической регламентации: притчи, легенды, сентенции, проповеди, поэтические гимны и т. п.) и талмудической, как «запрестольный ангел», ближайший к богу, непосредственно от него получающий приказания. Сопутствующие названия – «князь предстояния» и «князь мира». Именуется также «указующим перстом» бога; он, в частности, с вершины горы показал Моисею землю обетованную и шествовал впереди евреев в пустыне; он же истолковывает Аврааму священные слова, которыми бог сотворил мир, и обучает Моисея закону, когда тот сорок дней и ночей находится на горе Синайской:

«Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем. Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу, то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих. Когда пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Евеям и Иевусеям, и истреблю их: то не поклоняйся богам их, и не служи им, и не подражай делам их, но сокруши их и разрушь столбы их (Исх.23:20-24)»

Основываясь, в частности, на фразе апостола Павла:

«Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей (1Кор.10:9)»,

некоторые современные мессианские евреи считают, что это был сам Христос (!) [5]  – здесь не следует забывать, что ангел («малах», ивр.) – это посланник Божий, и его изображение в виде «существа в белых одеждах с крылышками» – всего лишь художественная точка зрения.

Как и архангел Михаил, с которым он часто отождествляется, Метатрон является ангелом милосердия, ходатаем перед Господом за израильский народ и, подобно ему же, выступает в функции божественного писца. В других талмудических источниках он отождествляется с праотцом Енохом, которого бог взял на небо и сделал верховным ангелом, и т. п. Крупнейший средневековый комментатор Талмуда, духовный вождь и общественный деятель еврейства Северной Франции Раши (ум. 1105) утверждал:

«Наши мудрецы говорили, что этот (ангел) Метатрон, ибо его имя подобно Имени его Властелина: его имя имеет то же числовое значение (314), что и Всесильный (שַׁדַּי, Шадай, аббр. от Шомер Длатот Исраэль – «хранитель врат Израиля», одно из имён Бога)»

По-видимому, именно так в средние века и соединились «Щит Давида» и гексаграмма. Наиболее древним из известных употреблений такого рода является каббалистическая «Сефер ха-гвуль» («Книга предела», начало XIV в.), где гексаграмма встречается дважды, оба раза под этим названием.

Вплоть до начала XVIII в. «щит Давида» и «печать Соломона» служили названием гексаграммы, причем первое постепенно распространялось. С 1492 г. Маген-Давид использовался в качестве типографского знака, в особенности на книгах, изданных в Праге в первой половине XVI в., и на книгах, изданных семьей Фоа в Италии и Нидерландах. Семья Фоа включила Маген-Давид в свой герб, и ее примеру последовали несколько еврейских семей Италии между 1670 г. и 1770 г. Однако во всех этих случаях Маген-Давид не выступал как универсальный еврейский символ.

300px-Karamanid_Dynasty_flag
Рис. Флаг Караманидской тюркской династии (центр Малой Азии), 1250 – 1487 (фото Интернет)

В последнем качестве он впервые выступает в 1354 г., когда король Чехии, король Немецкий и император «Священной Римской империи» Карл IV (ум. 1378) даровал еврейской общине Праги привилегию иметь собственный флаг. На этом красном флаге, именуемом во всех позднейших документах флагом царя Давида, был изображен Маген-Давид. Такой выбор объясняется, по-видимому, тем, что евреи Праги видели в Маген-Давиде символ древнего величия, когда царь Давид будто бы носил гексаграмму на своем щите. Маген-Давид получил в Праге широкое распространение — в синагогах, на официальной печати пражской общины, на книгах, на религиозной и бытовой утвари. На протяжении XVII– XVIII вв. Маген-Давид в качестве еврейского символа переняли евреи Моравии и Австрии, а затем – Италии и Нидерландов. До конца XVIII в., за исключением одной могилы в Бордо (примерно 1726 г.), не засвидетельствовано изображений Маген-Давида на надгробиях. В конце XVII в. Маген-Давид приобрел новое значение для каббалистов, трактовавших его как щит «сына Давидова», то есть Мессии (Машиах бен Давид). Такое толкование, по-видимому, не получило поддержки в ортодоксальных кругах, однако было воспринято сторонниками лидера крупнейшего мессианского движения XVII в., публично провозгласившего себя Мессией, Саббатая Цви (1626-1676).

Распространение Маген-Давида в XIX в., возможно, объясняется стремлением евреев найти простой символ иудаизма, аналогичный кресту христиан. В этот период Маген-Давид используется для культовых и официальных целей в Центральной и Западной Европе, а затем – в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Он изображается в синагогах, на печатях общин, частных и благотворительных организаций и др. Начиная с 1799 г. Маген-Давид появляется как специфически еврейский символ в антисемитских карикатурах. В 1822 г. семейство Ротшильдов, получив дворянский титул от австрийского императора, включило Маген-Давид в свой фамильный герб.

Rothschild_Wappen
Рис. Герб династии Ротшильдов

С 1840 г. Г. Гейне начал ставить Маген-Давид вместо подписи под своими статьями в «Аугсбургер алгемайне цайтунг». Таким образом, когда Маген-Давид был принят в качестве символа сионистского движения (на первом же выпуске сионистского журнала Т. Герцля «Ди Вельт» был изображен Маген-Давид), он был уже широко распространен и признан в качестве еврейского символа. Ф. Розенцвейг в книге «Звезда спасения» (1921) трактовал Маген-Давид как символическое выражение своих философских идей о смысле иудаизма и отношениях между Богом, человеком и миром. Превращение Маген-Давида в клеймо, сопровождавшее миллионы евреев на их пути к уничтожению, придало этому символу новый смысл – единства страдания и надежды. Государство Израиль, стремясь избрать в качестве герба наиболее древний и аутентичный символ еврейства, остановило свой выбор на меноре, однако поместило Маген-Давид на национальном (ранее сионистском) флаге, который в его современном виде – две голубые полосы на белом фоне, с маген-Давидом в центре – впервые появился в 1885 г. в Ришон-ле-Ционе.

Источники:

1. Маген-Давид. Электронная Еврейская Энциклопедия. – URL: http://www.eleven.co.il/article/12556
2. Stanislao Loffreda, Recovering Capharnaum, Franciscan Printing Press, Jerusalem, Second Edition, 1993, reprinted 2001, 86 pp.
3. Jim Myers, Jesus of Galilee, Biblical HeritageCenter. – http://www.biblicalheritage.org/jesus/capern.htm
4. Zeev Goldmann, The Capernaum Sinagogue, in Magen David Symbol Research fron the 1st to the 11th century C. E., 2008 – http://zeevgoldmann.blogspot.co.il/2008/08/vi-capernaum-synagogue.html
5. Тайна Ангела Метатрона. – http://www.orhaolam.org/2012-11-28-16-16-30/95-2012-12-26-20-48-14/253-2013-01-29-16-12-55