Картина Страшного Суда в Монастыре Святых Апостолов

На берегах Галилейского моря, там, где когда-то располагался библейский Капернаум – неточная передача словосочетания Кфар Нахум (Деревня Наума, ивр.) – стоит греческий православный монастырь Святых Апостолов (Ιερα Μονη Αγιων Αποστολων Εν Καπερναουμ).

Рис. Храм монастыря Святых Апостолов в Капернауме (ru.wikipedia.org)

Начало его строительства относится к концу 19 в., когда Иерусалимский Патриархат приобрёл здесь участок земли. В отличие от типичных для Греции синих, капернаумские купола красные, правда со временем цвет поблёк, и они стали розовыми. В 1925 г. по благословению Патриарха Дамиана (Δαμιανός) была открыта церковь, где службы проводились до начала Войны за независимость (1948), когда в соответствие с конвенцией ООН и новыми границами монастырь оказался на «ничейной» земле и был заброшен вплоть до 1969 г., когда Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) вернула монастырь патриархату, и жизнь в нём стала оживать. Новым толчком к восстановлению монастыря послужило назначение сюда в 1991 г. смотрителем, остающегося до сегодняшнего дня единственным насельником, монаха Иринарха (Εἰρήναρχος) из области Македония в Северной Греции. Несмотря на финансовые трудности, о. Иринарх начал широкомасштабные работы по реставрации церкви. Начиная с 1995 г., в сотрудничестве с греческим иконописцем Константином Дзумакисом ведётся обновление интерьеров храма. С этой целью мастер-живописец и отец-смотритель перелистали десятки книг и альбомов, посетили множество монастырей и церквей на Балканах.

Рис. Капернаум. На переднем плане – братья Дзумакисы (2012)

Вот, что говорил о. Иринарх в 2008 г. в интервью русским журналистам:

«После Шестидневной войны 1967 г., когда граница переместилась на Голанские высоты, Патриархия получила обратно этот храм… По словам очевидцев, в нем стоял слой навоза высотой в 70 см. Икон не осталось, сверху от сырости осыпалась штукатурка, потому что оконные стекла были выбиты и, когда шли дожди, вода затекала внутрь. То, что вы видите сейчас внутри и вокруг храма, сделано после 1969 г., кроме каменного иконостаса, сооруженного… при Патриархе Дамиане в 1931 г. Я в этом монастыре с 1991 г. Девять лет жил без питьевой воды, каждый день приходилось ездить за ней на машине в соседнее селение – семь километров туда и семь обратно. Не было канализации… Когда отмечался Миллениум, а христиане всего мира праздновали 2000-летие Рождества Христова, Израиль получил много ассигнований от ЮНЕСКО на восстановление исторических объектов. Специальные представители тогда объезжали эти объекты, чтобы определить, что можно сделать. Я попросил о проведении канализационной системы, обеспечении питьевой водой, о новой дороге и строительстве забора…» [1]

Внутри храма можно видеть росписи с изображением евангельских сцен, таких как Исцеление бесноватого, Явление Христа ученикам на Тивериадском озере, Воскрешение дочери Иаира, Хождение по водам, Усмирение бури, Чудесное насыщение пятью хлебами и двумя рыбами, Исцеление расслабленного и др. Студенты и преподаватели колледжей и университетов, в которых изучается иконопись и византийская культура, приезжают сюда за опытом. В 2000 г. израильское Министерство связи издало специальную марку с изображением храма. Часть икон – русские, полученные о. Иринархом в дар от гостей обители.

Особое внимание гостей привлекает занимающая всю западную стену картина Страшного Суда, когда Христос в ходе своего Второго пришествия будет судить живых и мертвых, законченная К. Дзумакисом в 2000 г.

Рис. Капернаум. Страшный Суд (взято из интернета)

Во время Первого пришествия Иисус принимает образ уничижённого Сына человеческого:

«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Фил.2:6-9)

Во Втором пришествии Он будет Царем-победителем:

«И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. [Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. [Он был] облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих» (Откр.19:11-16)

Лучше понять сцены Страшного суда в изображении К. Дзумакиса помогут Книга пророка Даниила, Откровение Иоанна Богослова, иконографическая традиция [2,3], беседы теолога и поэта 4 в. Ефрема Сирина (Ο Εφραίμ ο Σύρος) [4], Евангелие от Матфея (Гл. 19, 24 и 25), апокрифические тексты, такие как «Хождение Богородицы по мукам» [5] и т.п.

Размещение картины на западной, противоположной к алтарю, стене храма неслучайно. Выходя из церкви, верующий видит сцену Страшного суда последней. Это напоминание о том, что ждёт мир в Конце дней и намёк на «правила поведения», которых следует придерживаться, чтобы достойно на этом суде выглядеть. В земной жизни мы выбираем свое будущее, где окажемся – одесную Бога или ошуюю:

«Где обрящуся азъ», – начертано на свитке одного из персонажей фрески Страшного суда в храме Михаила Архангела в Пущино (кон. 20 в.) [6].

К. Дзумакис изобразил Иисуса, сидящим сверху в центре в кресле Судии. Внизу, по его правую («хорошую») сторону находится рай, а по левую («плохую») – ад. Справа и слева от Спасителя, соответственно, Богоматерь и Иоанн Креститель в жесте молитвенного заступничества. Это традиционная деисусная (δέησις) композиция. Считается, что Мария молится за души праведников, а Иоанн – за нечаянно согрешивших. Иногда Иоанна изображают более озабоченным, поскольку он молится о душах тех, чьи шансы на положительный приговор невелики. Рядом с Христом сидят Двенадцать апостолов. Ближайшие – Пётр в золотом плаще справа и Павел в голубом слева. За апостолами – множество ангелов. Изображение апостолов в качестве судей следует из Нового Завета:

«Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в паки бытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Матф.19:28)

 В этом же Евангелии о Страшном Суде рассказывается так:

«… и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне…
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня… истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». (Матф.25:32-34, 41,45-46)

Среди апостолов есть Павел и отсутствует, по-видимому, Матфи́й (Ματθίας) – один из учеников Иисуса Христа, по жребию занявший место Иуды Искариота. Под креслом Судии –  напоминание о казни: крест, терновый венец, четыре гвоздя и трость с губкой и уксусом:

«тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить» (Матф.27:48)

Ещё ниже, на столе, похожем на колыбель, лежит книга, возможно Библия или упоминаемая в Откровении «Книга за семью печатями». О присутствии Книги на страшном суде говорится и у пророка Даниила:

«И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда. А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение» (Дан.12:1-4)

Книга Даниила распечатывается в Откровении Иоанна:

«И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?» (Откр.5:1,2)

Ниже Книги – изображение правой («хорошей») руки Господней, держащей весы. В её ладони – души праведников в виде запелёнутых младенцев. Это иконографическая традиция; аналогичную картину можно видеть в Пущино:

«Еще ниже – большая кисть руки, держащая младенцев – «праведные души в руце Божией», и здесь же «мера дел человеческих». Около весов происходит борьба ангелов с бесами за душу человека, которая присутствует в виде фигурки обнаженного юноши».

Семь человек в касках около стола символизируют «все народы», поскольку число семь в восточной традиции означает бесконечность. Не случайно в Евангелии мы встречаем вопрос Петра:

«Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?»

На что Иисус отвечает:

«Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Матф.18:21-23),

что подчёркивает важность милосердия для тех, кто хочет войти в Царство Небесное.

За столом с Книгой стоят херувимы – особые ангелы, оберегавшие Ковчег завета в иудейском Храме:

«Над Ковчегом находились два херувима из оливкового дерева; высота фигур достигала 5 м, а размах крыльев, простиравшихся над Ковчегом, – 10 м» [7]

По обе стороны от весов в молитвенных позах изображены немолодые мужчина и женщина. Это Адам и Ева, совершившие «первородный (прародительский) грех», вина и последствия которого переходят на всех живших или живущих на земле людей. Однако ситуация поправима:

«Господь, – пишет иерей Вячеслав Романов – искупил первородный грех, предоставив нам возможность преодолеть нашу греховность. А преодолевается она, главным образом, в смирении, покаянии, через труды и скорби, уже после которых следует радость пребывания с Богом» [8]

В послании апостола Павла сказано:

«… Как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим.5:19)

На одной чаше весов находятся добрые дела, на другой – прегрешения; и те, и другие в форме свитков. Бес повис на чаше с грехами, но склонить её в сторону ада ему не под силу. Души, отправленные в ад идут налево, а попадающие в рай – направо: ангелы встречают их объятиями.

За спиной Адама стоят апостолы, среди которых Пётр в золотом плаще и Павел в голубом. За ними – пять облаков, на которых изображены группы людей.

На первом, если смотреть сверху вниз, показаны «отцы церкви», т.е. клирики, заложившие основы богословия: Иоанн Златоуст (ок. 347–407), Василий Великий (ок. 330–379) и Григорий Богослов (329–389), основная часть литературного наследия которого: собрание 45 бесед («слов»).

Ни один из греческих отцов Церкви не оставил столь обширного лит. наследия, как Иоанн Златоуст – почти 900 сочинений. За редкий дар красноречия его нередко называли Златословным (Χρυσορρήμων) и Златоструйным (Χρυσορρόας), с сер. VI в. за ним закрепилось прозвание Златоуст (Χρυσόστομος). Большинство сочинений представляют собой стенографированные и отредактированные устные проповеди (более 700). По тематике они разделяются на группы: догматико-полемические, в том числе 8 Слов (проповедей) «против иудеев», экзегетические, пастырские и катехизические, нравственно-аскетические, праздничные, энкомиастические (хвалебные), автобиографические, на разные случаи. Ему принадлежат трактаты догматического, пастырского и нравственно-аскетического содержания, письма и церковные документы – послания, постановления, указы, составленные во время архиерейского служения.

На картине выделяется Василий Великий с длинной тёмной узкой бородой – ему традиция приписывает составление одноименной литургии и авторство многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот). Св. Василий был поборником киновии (общежительного монашества), епископом Кесарии Каппадокийской, убеждённым аскетом и борцом с арианством. [9] Он – родной брат Григория епископа Нисского (ок. 335–после 394).

На расположенных ниже «облаках» изображены святые старцы,  святые мученицы, святые праведницы,  и, наконец, пророки и патриархи.

В левом нижнем углу мы видим окружённый стеной райский сад, перед закрытыми вратами которого согласно Библии стоит охранник-херувим:

«И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3:23,24)

Слева, чуть в стороне от небесных врат сидит Авраам, прижимающий к груди души праведников. Многие стремятся к нему на колени. Полуобнажённый человек держит крест. Это «добрый разбойник», распятый по правую сторону от Иисуса; евангелист Лука упоминает о его покаянии:

«Один из повешенных злодеев злословил… и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лук.23:39-43)

Св. Иоанн Златоуст писал, что

«никакой царь никогда не решился бы посадить с собою разбойника, или другого кого-нибудь из подобных рабов, и таким образом вступить в город; а человеколюбивый Владыка сделал это. Входя в священное отечество, Он вводит с Собою разбойника, не бесчестя рая ногами разбойника, – да не будет, – но тем еще более оказывая честь раю, потому что честь для рая иметь такого Владыку, столь могущественного и человеколюбивого, что и разбойника Он может сделать достойным райских наслаждений» [10]

В центре райского сада видим сидящую Богородицу, над головой которой буквы ΜΡ ΘΥ – сокращение греческой фразы «Матерь Божия» (Η Μητέρα του Θεού).

К вратам рая подходит процессия праведников, во главе которой апостолы Павел и Пётр, держащий ключи от Царства небесного, полученные им в Кесарии Филипповой (Баниасе):

«Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Матф.16:13-19)

Из-под кресла Иисуса вытекает огненная река, заканчивающаяся в пасти чудовища. Река – одна из иконографических традиций:

«Из огненной пасти адского зверя вверх, к ногам Адама, поднимается длинный извивающийся змей, олицетворяющий грех. Иногда вместо змея изображается огненная река» [11]

О реке говорится, например, в Книге пророка Даниила, в апокрифе Хождение Богородицы по мукам и в древнем псеводоэпиграфе (сборники видений, приписываемых патриархам) Книге Еноха (Эноха), эсхатологическом рассказе о том, что открылось Эноху на небесах, когда «Бог взял его», согласно библейской цитате:

«И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт.5:24)

В книге говорится, как Энох, покидая обыденный мир, движется к божественному Престолу, перемещаясь с уровня на уровень. Его проводят в небесный чертог, где, как в Святилище («Хейхале»), много херувимов, а затем в следующий, большего размера, небесный прототип Святая Святых («Двира»). [12] Здесь патриарх увидел

«…возвышенный престол; его вид был как иней, и вокруг него было как бы блистающее солнце и херувимские голоса. И из-под великого престола выходили реки пылающего огня, так что нельзя было смотреть на него. И Тот, Кто велик во славе, сидел на нем; одежда Его была блестящее, чем само солнце, и более чистого снега» (Энох 3:32-34)

Книга Эноха содержит фрагменты будущей иконографии Страшного суда: престол «Великого во славе» и «реки пылающего огня».

В некоторых случаях огненная река увлекает грешников, как например в мозаике Собора Вознесения Богоматери (Cattedrale di Santa Maria Assunta) (12 в.) на острове Торчелло в Венецианской лагуне:

«Начиная с XIII в., а в некоторых случаях и ранее (мозаика Торчелло), персонажи мира грешников, увлекаемые огненным потоком, конкретизируются: это представители различных социальных групп (знать, лица в императорских коронах, варвары, монахи и даже архиереи и др.)» [13]

Можно упомянуть о предании, ассоциирующем огненную реку с потоком Кидрон и долиной Иосафата в Иерусалиме (местом Страшного суда согласно пророку Иоилю):

«Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду» (Иоиль 3:12)

Об этом говорят, например, Евсевий Кесарийский (Eusebius of Caesarea) и Путник из Бордо (Pilgrim of Bordeaux) (333) [14]

Взглянем на правую часть картины. Внизу мы видим две части ада, между которыми нет особого различия – это общепринятая иконография (догмат о чистилище православие не признаёт).

На переправе через огненную реку восседает Сатана, на коленях у которого Иуда Искариот, что соответствует традиции:

«… большое внимание уделяется в сценах Страшного суда образам ада. Ад изображается в виде «геенны огненной», со страшным зверем, на котором сидит сатана – господин ада, с душой Иуды в руках. В огне горят грешники, мучимые диаволами» [15]

Помимо этого высказывается мнение, что Сатана на картине К. Дзумакиса – это Маммона, один из «семи князей тьмы». Маммона, по мнению средневекового учёного-иезуита Петера Бинсфельда (Peter Binsfield) (1589), олицетворяет алчность. [16] Слово «маммона» употребляется евангелистами Матфеем и Лукой:

«Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Лук.16:11-13)

Принято считать, что маммона – это богатство, но цитата из Луки позволяет думать, что слово, возможно, образовано от арамейского корня «амн» («доверять», «поверять»). В таком случае использование слова «маммона» для обозначения падшего ангела, как это делают, например, Мильтон в Потерянном рае (I, 678) и Э.Спенсер в Королеве фей (II, VII, 8), неправомерно» [17]

В самом верху картины справа от истока реки спит пророк Даниил.

Книга Даниила разделяется на две части: историческую (1-6 гл.) и пророческую (7-12 гл.). В 7-й главе предвещается падение Вавилона и последующая смена четырех «жестоких» царств («видение четырех животных») : вавилонского, мидо-персидского, македонского (греческого) и римского, за которыми грядет вечное пятое. Толкование сна сходно с толкованием сна Навуходоносора во 2-й главе с отличием, что здесь появляется мотив суда и возмездия, и указывается, что пятое царство будет царством народа «святых Всевышнего»:

«и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого. Первый – как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему. И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: “встань, ешь мяса много!” Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему. После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него. Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно. Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги… Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан.7:3-10,13,14)

Сказочные звери и птицы, поедающие человеческие мясо и кости – дань православной традиции (Хождение Богородицы по мукам и др.):

«И других (женщин) узрела, в огонь вверженных, и всякие  звери пожирали их. И вопросила Пресвятая архистратига: Кто это, и каково прегрешение их? И сказал он:  Это те, кто не творили воли Божией, алчные, бравшие лихву и нечестивые» [18]

Есть и противоположная точка зрения: звери отдают когда-то поглощённых ими людей:

«В нижней части композиции обычно следуют сцены: «Земля и море отдают мертвецов», «Видение отрока Даниила» и композиции рая и ада… Земля представляется в виде темного круга, обычно неправильной формы. В центре земли изображают полуобнаженную женщину – олицетворение земли; ее окружают поднимающиеся из земли фигуры людей – воскресшие из мертвых. Звери, птицы и пресмыкающиеся, выплевывающие тех, кого они пожрали» [19]

Сочетание огненной реки, животных и царств из пророчеств Даниила, а также картин ада можно видеть на Афоне в трапезной Лавры Св. Афанасия и монастыре Ватопед (нач. 18 в.):

«Ангел, трубящий над землею; аллегорическая Земля, едущая на льве, и лев, изрыгающий детскую фигуру, а рядом хищные звери, птицы, гады, фантастический грифон и прочие возвращают проглоченные ими куски тел. Четыре царя сидят на своих тронах: Навуходоносор, Кир, Александр с обнаженным мечем и Август с копьем; посреди них бьются падающий баран (по надписи – Дарий) и козел – Александр (в Ватопеде этого нет). В обеих росписях представлены четыре апокалипсических зверя. Ниже представлена разверстая пасть адского змия, червя (ср.: Мк. 9:48: где червь их не умирает и огнь не угасает). Адский змий проглатывает огненную реку с жертвами и демоном на двуглавом морском чудище, а в стороне в 10 отделениях изображены адские мучения» [20]

Рядом со спящим Даниилом нарисован летящий ангел, держащий белое полотно с солнцем и луной. Это небеса свернутые в виде свитка:

«И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих» (Откр.6:14)

О подобном повествует и Ефрем Сирин:

«Небо свиется в ужасе; небесные светила спадут, как незрелые смоквы с смоковницы и как листья с дерев. Солнце померкнет от страха, побледнеет луна, содрогаясь, помрачатся светлые звезды в страхе перед Судиею. Море, ужаснувшись, восколеблется, иссохнет, исчезнет, и не станет его. Персть земная объята будет пламенем и вся обратится в дым. Горы растают от страха, как свинец в горниле, и все холмы, как пережигается известь, воскурятся и обрушатся» [21]

Аллегорическую женщину, едущую на льве подобно изображённой в монастыре Ватопед, мы видим и здесь – это богиня Земли Гея (Γαία). Ниже – Даниил с традиционной для иудея коробочкой для молитв (тфилином или филактерием) на голове, а под водой – богиня моря Таласса (Фаласса, θάλασσα). Над Даниилом – ангел, являющий ему видения, а сам пророк изображён без бороды, поскольку в неканонической традиции считается «отроком» («Видение отрока Даниила») [22]

Гея и Таласса нечужды византийскому искусству – в христианство обращались люди хорошо знакомые с греческой мифологией, и языческие образы были для них привычны; на Суд должно предстать всё, что находится на Земле и под водой:

«И небо, и земля, и море, и воздух, и все, что в них, повинуются тому, у кого все сердце исполнено Божия страха» [23]

В музее русской иконы в городе Клинтон (штат Массачусетс, США), о котором мне рассказала читательница Н.Майко, есть похожая икона Страшного суда.

Рис. Икона Страшного Суда из музея в Клинтоне (США). Фото: Н.Майко (резолюция уменьшена по просьбе автора)

Иконы покупал владелец, Гордон Лэнктон (Gordon Lankton). Они, в основном, 16-17 вв., есть немного 18 в., имеются несколько реплик с икон Андрея Рублева.

На американской иконе мы также видим деисусную композицию, вершащего суд Христа в окружении апостолов, молящихся Адама и Еву, руку Господнюю с весами (в центре) и Сатану, держащего на коленях Иуду Искариота с мешком серебрянников (в огнях пламени в правом нижнем углу). На клинтоновской иконе Сатана имеет крылья. Он восседает верхом на сказочном рогатом и крылатом животном, навеянном, возможно, Книгой Даниила. Новым также является выползающий из пламени и направляющийся к центру картины змей («червь») с двадцатью утолщениями на теле. Эти утолщения символизируют «двадцать мытарств», на основе которых Христос будет судить людей. Каждое из них подписано на славянском языке.

Рис. Описание «двадцати мытарств» из музея в Клинтоне (фото Н.Майко)

«Мытарства» – начиная от головы змея в сторону хвоста – перечислены в следующем порядке:
1.  Ложь
2.  Скупость
3.  Ябедничество
4.  Празднословие (сплетничание)
5.  Гнев
6.  Богохульство
7.  Чревоугодие
8.  Пьянство
9.  Хула (злоба, зависть)
10. Сквернословие
11. Прелюбодение
12. Сластолюбие (досл. Любодеяние)
13. Насильничание
14. Тщеславие
15. Сребролюбие
16. Себялюбие (досл. Самолюбие)
17. Отчаяние
18. Убийство
19. Хвастливость (досл. Сладолюбие)
20. Гордость

В религиозной литературе и интернете есть разнообразные ссылки на тему «двадцати мытарств».  Один из списков приведён, например, в «Исповеди по двадцати мытарствам». [24] Здесь есть «содомский грех», «лихоимство» и некоторые другие проступки в явном виде отсутствующие на «клинтоновской» иконе.

Иконография Страшного суда имеет общие черты и в то же время многообразна. Об этом надо помнить, стоя перед западной стеной православного храма в Капернауме.

Ссылки:

1. Беседа с отцом Иринархом (Митасом), насельником монастыря в честь 12 апостолов в Капернауме. – URL:  http://www.pravoslavie.ru/guest/080512121115.htm
2. Страшный суд. Западная стена храма Михаила Архангела Пущино. – URL: http://armih.ru/exkurs/zapad
3. Протоиерей Николай Погребняк. Иконография Страшного Суда. Православие и мир. –  URL: http://www.pravmir.ru/ikonografiya-strashnogo-suda (первичная)
4. Преп. Ефрем Сирин. Беседы об отношении Церкви к христианам. О страхе Божием и о последнем суде. – URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/06e/efrem/talking1/63.html (первичная)
5. Откровение пресвятой Богородицы (Хождение Богородицы по мукам). О наказаниях. – URL: http://apokrif.fullweb.ru/apocryph1/hozden.shtml
6. Храм Михаила Архангела г. Пущино. Экскурсия по храму. –  URL: http://armih.ru/exkurs.
7. Храм. Еврейская энциклопедия –  URL:  http://www.eleven.co.il/article/14561
8. Священник Вячеслав Романов. Искупление первородного греха –  URL: http://duhovnik.com/node/799
9. Василий Великий. Православная энциклопедия. – URL:  http://www.pravenc.ru/text/150791.html
10. Св. Иоанн Златоуст. Творения, том 2, книга 1. О кресте и разбойнике: беседа вторая, 2 – URL: http://www.ccel.org/contrib/ru/Zlat21/Cross2.htm
11. Протоиерей Николай Погребняк. Иконография Страшного Суда. Православие и мир (повторная)
12. Карен Армстронг. Иерусалим. Один город, три религии. – М.: Альпина нон-фикшн, 2011. – 566 с. – ISBN 978-5-91671-084-7
13. Протоиерей Николай Погребняк. Иконография Страшного Суда. Православие и мир (повторная)
14. Кидрон. Еврейская энциклопедия –  URL: http://www.eleven.co.il/article/12071
15. Протоиерей Николай Погребняк. Иконография Страшного Суда. Православие и мир (повторная)
16. Seven princes of Hell. – URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Seven_princes_of_Hell
17. Маммона. Онлайн Энциклопедия Кругосвет. – URL: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MAMMONA.html.
18. Откровение пресвятой Богородицы (Хождение Богородицы по мукам). О наказаниях. XXI (повторная)
19. Протоиерей Николай Погребняк. Иконография Страшного Суда. Православие и мир (повторная)
20. Там же.
21. Преп. Ефрем Сирин. Беседы об отношении Церкви к христианам (повторная)
22. Протоиерей Николай Погребняк. Иконография Страшного Суда. Православие и мир (повторная)
23. Преп. Ефрем Сирин. Беседы об отношении Церкви к христианам (повторная)
24. Исповедь по двадцати мытарствам. – http://www.tropinka.orthodoxy.ru/tropinka/tainstva/mytarstv.htm.