Заметки о Полоцке

Эти заметки рождались трудно – слишком много необычного ожидает человека, впервые попавшего сюда с целью посещения, например, Спасо-Евфросиниевского монастыря. Выйдя из автобуса, я поразился пустому центру с погасшими огнями, в восемь часов вечера, потому что последние магазины, с обязательным обеденным перерывом, закрылись в 19:00, и только в раскинутых шатрах-палатках люди пили пиво, сидя на пластиковых стульях. Или обилие современной литой скульптуры на улицах города. И, если с памятниками Симеону Полоцкому или героям Отечественной войны 1812 года соглашаешься легко, то стоящий на центральной улице монумент свт. Николаю Чудотворцу (2006) не показался мне органичным скромному и чистому древнему городу, прославленному прп. Евфросинией. В результате, было решено рассказать об основных достопримечательностях Полоцка с минимумом личного отношения (не считая восторга по поводу раскрытия монастырских фресок XII века). Пусть читатель судит сам.

85-тысячный Полоцк, расположенный на севере Республики Беларусь, был основан в 862 году. Это один из старейших центров восточных славян, стоящий в устье реки Полоты, впадающей в Западную Двину. Интерактивную карту Полоцка (Polatsk) можно найти в Google Maps.

Первым князем города, о котором упоминают летописные источники, был Рогволод (умер около 978), однако расцвета Полоцк достиг при 57-летнем правлении воинственного Всеслава Брячиславича (1044–1101, с перерывами), прозванного «чародеем» и упомянутого в «Слове о полку Игореве». В возникшее в середине X века Полоцкое княжество входили, например, такие города, как Минск и Витебск.

По рассказу «Повести временных лет», князь Всеслав был рождён «от волхвования», т. е. волшебства; волхвы увидели знак в том, что ребёнок родился «в рубашке», с плацентой, приросшей у него к голове, и по их указанию, жена Брячислава «навязала» плаценту к сыну с тем, чтобы тот носил её до конца жизни. Эти обстоятельства, а также судьба, полная поворотов, принесли ему славу князя-оборотня и чародея. Всеслав-князь «ночью волком рыскал… великому Хорсу (солнцу) путь перебегал» («Слово о полку Игореве», цит. по А. Карпову).

Polotsk_024 Polotsk_025
Памятник Всеславу Брячиславичу (скульпторы А. Прохоров, С. Игнатьев, Л. Минкевич; архитектор Д. Соколов; 2007)

В 1060 году вместе с братьями Изяславом, Святославом и Всеволодом Ярославичами князь принял участие в походе против торков (тюркское племя Причерноморья), закончившемся победой и изгнанием торков из Руси. Однако затем Всеслав начал войну с братьями Ярославичами, ставшую одной из самых кровопролитных междоусобиц XI века. В 1065 году он напал на Псков, а в следующем, 1066-м, захватил и сжёг Новгород. В ответ, Изяслав (Киевский), Святослав (Черниговский) и Всеволод (Переяславский) выступили против князя и захватили Минск, истребив в городе все мужское население. 3 марта 1067 года у реки Немиги произошла битва, в которой Всеслав был разбит. 10 июля у города Орши на Днепре Изяслав с братьями схватили Всеслава во время переговоров, нарушив крестное целование. Князь вместе с двумя сыновьями был приведён в Киев и посажен в «поруб»: маленький бревенчатый сруб без окон. Вызволить пленника из такой темницы можно было лишь «вырубив» его оттуда. В сентябре 1068 года в Киеве, после поражения Ярославичей от половцев на реке Альте, вспыхнуло восстание, и Изяслав бежал. Киевляне освободили Всеслава из заточения и провозгласили его киевским князем (15 сентября). Об этом эпизоде также вспоминает автор «Слова о полку»: Всеслав «скочи к граду Кыеву и дотчеся стружием злата стола киевскаго».

Киевское княжение Всеслава продолжалось семь месяцев, и летописи сведений о нём не содержат. Судя по данным «Слова о полку», Всеслав развил бурную деятельность: «людям судяше, князем грады рядяше».

В 1069 году Изяслав с поляками вернулся на Русь. Всеслав во главе киевского войска выступил против него к Белгороду, однако ночью, тайком от киевлян, бежал в Полоцк. Вскоре Изяслав изгнал его оттуда. Тогда Всеслав вновь напал на Новгород, но новгородцы на этот раз отразили его натиск (23 октября). В 1071 году Всеслав вернул Полоцк и, несмотря на поражение в том же году от сына Изяслава Ярополка, утвердился в своём городе. О дальнейшем участии Всеслава в княжеских усобицах известно немного. В 1077—1078 годах на Полоцк несколько раз ходил войной Владимир Мономах. В свою очередь, Всеслав нападал на принадлежавший Мономаху Смоленск. Все попытки Всеслава добиться лучшей доли за пределами Полоцкого княжества, не привели к успеху: случайные удачи превращались в ничто. Автор «Слова» считает Всеслава одним из виновников междоусобных войн. Он подчёркивает, что Всеслав действует на седьмом веке (в последние времена) Трояни-Руси, способствуя её гибели. Однако автор «Слова» не оправдывает и его противников Ярославичей, действовавших «клюками» — хитростями, обманом. По словам Д. С. Лихачёва, «автор „Слова” как бы размышляет о злосчастной судьбе Всеслава. Всеслав изображён в „Слове” и с осуждением, и с теплотой лирического чувства: неприкаянный князь, мечущийся, как затравленный зверь, хитрый, „вещий”, но несчастный неудачник!..»

В 2007 году в центре Полоцка, на углу улиц Евфросинии Полоцкой и Октябрьской (Кастрычніцкай), был установлен конный памятник князю. Скульптура весом 4.5 тонны была отлита под Минском в компании «Литейный двор». Её автор — минчанин Александр Прохоров (создавший также композицию «Географический центр Европы»). Монумент выглядит достаточно оригинальным: за спиной князя развевается волчья шкура, а слева летит орёл, буквально упирающийся в спину Всеслава – кажется, что он должен был бы давно обогнать всадника.

При Всеславе Брячиславиче был построен стоящий на высоком холме главный храм Полоцка: Софийский Собор. Изначально храм располагался в центре детинца (внутреннего укрепления) на Верхнем замке, в районе впадения в Западную Двину реки Полоты (белор. Палата), давшей городу имя. Величественный семикупольный храм, напоминавший другие Софийские соборы Древней Руси XI века (названные в честь Премудрости Божией) – в Новгороде и Киеве – стал политическим, экономическим и культурным центром города и княжества. Об этом говорит и автор «Слова»: «Тому в Полотске позвониша заутренюю рано у святыя Софеи в колоколы, а он (Всеслав – И. Ц.) в Кыеве звон слыша».

Здесь заключались мирные договоры, объявлялись войны, подписывались торговые грамоты, хранилась княжеская казна, писались летописи и переписывались книги, размещалась библиотека и эталонные весы, которыми проверяли честность купцов. В случае войны за полутораметровыми стенами собора могли укрыться горожане.

Полоцкий собор имел кубическую форму с ребром около 26.4 м, его внутреннее пространство делилось 16 колоннами на 5 нефов, в середине храма, на высоте 7 м размещались хоры, куда вела лестница из пристроенной с северо-запада башни. Снаружи храм был неоштукатуренным (использовалась декоративная кладка «с утопленным рядом»); столбы мощного фундамента сохранились до наших дней. Собор был возведён за пять строительных сезонов (без зим). Возможно, что в создании храма участвовали балканские мастера, имевшие опыт возведения Софийской базилики в Охриде (Македония, X век).

В начале XII века в одной из келий на территории собора подвизалась принявшая монашество в 12 лет в знак отказа от династического брака, внучка Всеслава, преподобная Евфросиния, игуменья Полоцкая, будущая основательница Спасо-Евфросиниевского монастыря, первая женщина в Восточной Европе, причисленная к лику святых, покровительница и небесная заступница земли Белорусской. Занималась она здесь, по-видимому, переводами и переписыванием книг.

Polotsk_041_1
Полоцкий собор Св. Софии XI века (макет)

В 1611 году по заказу Евфросинии мастером Лазарем Богшей был сделан уникальный напрестольный крест (далее, крест Евфросинии Полоцкой), украшенный золотом и содержащий различные святыни, в частности, частицы мощей свв. Стефана и Пантелеимона, капли крови св. Димитрия, частичку Животворящего Креста Господа и др.

Прп. Евфросиния окончила свой земной путь, совершая паломничество в Иерусалим, около 1167 года (а не в общепринятом, 1173, поскольку в противном случае не стыкуются некоторые даты в биографиях её современников), и была похоронена в Иудейской пустыне на территории монастыря Феодосия Великого, неподалеку от лавры Саввы Освященного. Но уже в 1187 году после сдачи Иерусалима Салах ад-Дину мощи святой были вывезены в Киев.

IMG_1239
Место захоронения прп. Евфросинии в монастыре Феодосия Великого

В 1447 году в Софийском храме произошёл пожар, после чего древние окна были заложены кирпичом, а на их месте устроены бойницы. Собор перестроили в храм оборонного типа – были возведены пять мощных оборонительных башен. Именно в таком виде он изображён на известном плане 1579 года «Взятие Полоцка Стефаном Баторием».

С принятием Брестской Унии в 1596 году православная София перешла в руки униатов и оставалась таковой до 1839 года (с перерывами). В 1607 году произошёл очередной пожар, после которого собор стал непригодным для богослужения и использовался под архив Полоцкого воеводства. В 1619–1620 годах униат Иосафат Кунцевич (1580–1623), архиепископ Полоцкий с 1618 года, до своей гибели в ходе Витебского восстания, отстроил Софию, понизив четыре угловые башни и приподняв центральную. Главный алтарь был перенесён на север.

В 1705 году судьба храма резко изменилась. В ходе Северной войны со Швецией (1700–1721) город посетил  Пётр Великий. Благодаря этому визиту в историю вошёл т. н. «Домик Петра I», где император, по легенде, остановился на ночлег (сейчас в здании работает выставка об истории Нижне-Покровской улицы, бывшей ул. Ленина). В ходе посещения Софийского собора между сопровождающими императора и униатскими монахами-базилианами (василианами) произошёл конфликт на почве религиозных разногласий, как утверждают, по поводу находившейся в храме иконы с изображением И. Кунцевича, которого ещё в 1643 г. папа Урбан VIII причислил к числу блаженных —  людей, которых католическая Церковь считает спасёнными и пребывающими на небесах, но в отношении которых не устанавливается общецерковное почитание, и разрешено только местное.

Как пишет Православная энциклопедия:

«Осматривая полоцкий собор Св. Софии …Пётр захотел пройти в алтарь, но монахи не пустили его, обозвав «схизматиком». Разгневанный царь велел приближенным схватить монахов, но на шум в собор сбежались вооружённые послушники, вступившие в схватку с его спутниками. В ходе столкновения несколько приближенных Петра получили ранения, а 4 василианина были смертельно ранены. В порыве гнева царь велел повесить ещё одного монаха, находившиеся на территории Речи Посполитой российские войска разорили несколько василианских монастырей и храмов, главным образом расположенных на территории современной Белоруссии».

После расправы над униатскими монахами храм был опечатан, а в подвалах устроен пороховой склад. Через пять лет, по невыясненным причинам, порох взорвался, и 7 мая 1710 года собор превратился в руины.

Спустя 28 лет архиепископ Полоцка Флориан Гребницкий пригласил из Вильно архитектора Яна Кшыштофа Глаубица для восстановления собора. Для экономии средств и, возможно, из соображений идеологии древний фундамент и остатки стен и апсид были включены в новую композицию храма, строительство которого было завершено в 1750 году. После перестройки София превратилась в стандартную трёхнефную одноапсидную базилику в стиле барокко, ориентированную на север. С южной стороны на высоту 51 м поднялись две симметричные башни с фигурным фронтоном между ними – подобных по конструкции католических соборов в Европе великое множество.

Polotsk_032
Домик Петра I (построен в 1692 году)

Polotsk_036
Панорама Святой Софии (июль 2015)

В интерьере, помимо барочных колонн, появились лепные украшения, фигурные карнизы и др. Алтарная часть была отделена от центрального нефа высокой трёхъярусной преградой, к которой на своде примыкало барельефное изображение Троицы. В храме находилось много икон местной школы, и сегодня по крайней мере семь из них демонстрируются в расположенной неподалёку Художественной Галерее (Мастацкой Галерэи).

В ходе оккупации города французами (июль-октябрь 1812 года) монахи прятали в храме крест Евфросинии Полоцкой, а в 1839 году Русский церковный собор «возвратил униатскую церковь в лоно православной», и София вернулась к православным верующим.

В 1920-х годах собор стал использоваться под склад зерна. В 1969 года в храме начались археологические исследования и процесс реставрации, в результате которых в 1983 году он превратился в концертный зал, причём в 1985 году над главным входом (на южной стороне центрального нефа) чешскими мастерами был установлен орган с 3905 трубами и 48 регистрами, а в 1987 году заработала музейная экспозиция. В Софии проводятся международные фестивали камерной и органной музыки, где люди сидят спиной к алтарю с сохранившимся деревянным распятием, что выглядит сомнительным с нравственной точки зрения.

К северу от Софии обнаружен фундамент ещё одной стоявшей на Верхнем замке церкви, а со схемой расположения полоцких храмов XI века можно ознакомиться в Художественной Галерее.

Polotsk_038
Борисов камень

Рядом со Святой Софией выставлен гигантский валун, приблизительно 8 м в окружности и 26.5 тонн весом, с высеченными на нём шестиконечным крестом и письменами. Его называют «Борисов камень». Валун (полевой шпат ледникового происхождения) нашли в 5 км к западу от Полоцка на дне Западной Двины около деревни Подкостельцы, где он появлялся из воды только в засушливые годы. В 1981 году камень был привезён в Полоцк и установлен около Софийского собора. Шестиконечный крест имеет длину около 1.5 м, а надписи на камне гласят: «ХС NIKA» и «Господи помози рабу своему Борису».

Согласно одной из гипотез, камень – свидетель борьбы христианства с язычеством на Полотчине. Те, кто поддерживает эту гипотезу, считают, что крест и надписи были сделаны по приказу князя Бориса, сына Всеслава, в первой трети XII века в связи с оживлением языческих традиций. К примеру, полочане могли поклоняться камню, поэтому-то Борис и велел высечь на нём крест.  По другой версии, надписи – это обращение к Господу по случаю неурожая 1127-1128 года. Третьи считают камень памятником военных действий князя. Всего найдено четыре «Борисовых» камня. Один из них находится в деревне Друя Браславского района, второй – в музее-заповеднике «Коломенское» в Москве, третий – в деревне Камено Минской области, и четвёртый – в Полоцке.

С 1392 года княжество стало административной единицей в составе Великого княжества Литовского. В 1498 году в городе было введено Магдебургское право (городское самоуправление). В 1504 году княжество преобразовано в Полоцкое воеводство. В 1504—1772 годах, город — столица Полоцкого воеводства (с 1569 года — воеводства Речи Посполитой). Первой неудачной попыткой русских войск по взятию города стала осада 1518 года. После захвата города войсками Ивана IV в 1563 году (в ходе Ливонской войны) Полоцк в 1563—1579 годах пребывал в составе Русского государства. В 1563 году в городе произошло массовое убийство жителей-иудеев, около 300 человек были утоплены в Западной Двине по причине отказа перейти в христианство (после восстановления Польской власти в 1579 году евреям было дозволено вернуться).

Polotsk_040
Polotsk_041
Святая София в июле 2015 года

Со времён русского правления в середине XVI века в Полоцке, в районе Красного моста через Полоту, сохранились 400 м так называемого оборонительного вала Ивана Грозного. Согласно дошедшему до нас плану 1579 года, этот вал с востока и запада прикрывал Нижний замок, по периметру которого стояло 8 башен, а в центре располагался донжон. Известно и ещё одно название Нижнего замка: Стрелецкий. После захвата Полоцка королём польским и великим князем литовским (с 1576) Стефаном Баторием Нижний замок был разрушен, и сейчас далеко не все могут различить вал среди поросшего деревьями и кустарником рельефа.

Polotsk_061
Polotsk_062
Вал Ивана Грозного

В 1581 году в Полоцке появляется первый образовательный центр Белоруссии: иезуитский коллегиум, превращённый русскими царями в кадетский корпус (иезуитов изгнал в 1821 году император Александр I). Сейчас в отреставрированных зданиях коллегиума находятся несколько факультетов Полоцкого Государственного университета и упомянутая Художественная галерея. В галерее и, возможно, в университете сохранилось чугунное покрытие лестничных ступенек, возрастом 250 лет. Расположен коллегиум всего в нескольких сотнях метров к востоку от Святой Софии.

Перед входом в Художественную Галерею установлена небольшая скульптурная композиция, посвящённая кривичам (скульптор Александр Сергеевич Шатерник, 2001). Она представляет собой ладью, несущую на волнах княжну Рогнеду и сына её Изяслава, а также группу дружинников-кривичей, готовых ринуться в бой за независимость Полотчины.

В интернете можно прочесть спорную, но любопытную версию о том, что название «кривичи» происходит от родового имени балто-славянских жрецов Кревов, которые привели племя на берега Двины, и поэтому:

«изначальная сопричастность к тайнам Неба и священный характер племенного имени […] повлияли на то, что ещё с дохристианских времён Полоцк являлся культовым центром обширного региона, а потомки гордых полоцких кривичей (Евфросиния Полоцкая, Симеон Полоцкий, Франциск Скорина) – столпами духовной культуры Беларуси»
(http://novopolock.ru/polotsk/dostoprimechatelnosti/pamyatnik-krivicham.html)

Polotsk_044
Polotsk_043
Бывший Иезуитский коллегиум (XVI – XIX вв.), позже Кадетский корпус (XIX – нач. XX вв.)

После Первого раздела Речи Посполитой правобережная часть Полоцка 25 июля (5 августа) 1772 года вошла в состав России, а левобережная была присоединена после Второго раздела, в 1793 году.

В 1812 году под Полоцком произошли два сражения между русской и французской армиями, и город был оккупирован с июля по октябрь.

Polotsk_045Памятник кривичам (скульптор А. С. Шатерник; 2001)

В ходе Первого сражения, утром 17 (5) августа, командующий русским 1-м пехотным корпусом П. Х. Витгенштейн атаковал позиции французов возле села Спас, заставив их отступить. Командующий 2-м французским армейским корпусом Н. Ш. Удино стянул силы с других направлений и организовал контратаку. К вечеру стороны сохранили свои позиции. Тяжело раненый Удино передал командование генералу Лорану де Гувиону Сен-Сиру. На следующее утро, 18 (6) августа, Сен-Сир предпринял наступление. Он ввёл в заблуждение Витгенштейна насчёт места атаки и обрушился на левый фланг и центр русских позиций. Французы взломали оборону и захватили семь пушек. Когда поражение казалось неизбежным, Витгенштейн предпринял кавалерийскую контратаку, которая заставила французов вернуться назад. Однако затем, наблюдая их превосходящие силы, Витгенштейн отступил.

За успешные действия генерал Сен-Сир получил маршальское звание. Согласно мраморной плите на стене Храма Христа Спасителя, русские потеряли убитыми и ранеными 5500 человек (всего в боях участвовали примерно по 17-18 тыс. человек с каждой стороны). Бои не имели серьёзных последствий: в последующие два месяца стороны не вели активных действий и накапливали силы. Задачей Витгенштейна было не допустить продвижения французов к Петербургу, а Сен-Сир блокировал корпус русских. Основные сражения разворачивались на московском направлении, и Витгенштейна провозгласили «спасителем Петербурга».

Второе сражение под Полоцком произошло 18—20 октября (6—8 окт.) 1812 года. В нём участвовали русские войска под управлением П. Х. Витгенштейна и баварский корпус французов под командованием маршала Г. Сен-Сира. Однако на сей раз количество русских (около 49 тыс.) значительно превосходило силы противника (ок. 32 тыс.), поскольку 15 октября к русской армии подошло хорошо вооружённое Петербургское ополчение (12 тыс.), набранное в северных губерниях. Кроме этого, на соединение с Витгенштейном из Финляндии выступил корпус генерал-лейтенанта Штейнгеля (12 тыс.). Армия Витгенштейна приступила к наступательным операциям 18 октября, в дни, когда Наполеон начал отступление из Москвы.

Сражение развернулось на обоих берегах Двины. Витгенштейн, находившийся на правом берегу, пытаясь обезопасить маршрут Штейнгеля, решил сделать ложное нападение на Полоцк. Атака должна была отвлечь противника от мостов, которые Витгенштейн собирался навести для переправы корпуса Штейнгеля.

18 октября авангард генерал-майора Балка в составе 2 егерских полков, нескольких эскадронов и 6 пушек вытеснил французов из села Громы и прогнал их до укреплённых позиций под Полоцком. Артобстрел и контратака противника опрокинули Балка, что вынудило Витгенштейна прислать подкрепление. Основные бои завязались на правом берегу Двины, французы перебрасывали части с левого берега, что устраняло помехи для приближающегося корпуса Штейнгеля. Французы начали выдвигаться для наступления. Дело из отвлекающей диверсии превращалось в большое сражение. Витгенштейн был вынужден втянуть в операцию весь корпус. Последовавший день прошёл в ожесточённых атаках и контратаках укреплений Полоцка. Основные силы Витгенштейна наступали на французов на восточном берегу реки Полоты. Одновременно с этим, на западном берегу Полоты вёл бой авангард генерал-лейтенанта Яшвиля.

Бой шёл без большого успеха для какой-либо из сторон. В силу наступления против оборонительной позиции, потери русских превосходили потери французов. Тем временем, подошедший Штейнгель сообщил, что находится неподалёку и может атаковать позиции противника напротив Полоцка с левого берега Двины.

19 октября в течение дня стороны наблюдали друг за другом. В 16:00 войска Витгенштейна заметили французов, отступающих на другом берегу под напором Штейнгеля, и открыли артиллерийский огонь против укреплений Полоцка. На правом берегу отряды Витгенштейна атаковали город с разных сторон, на левом берегу корпус Штейнгеля был остановлен заслоном французов в 5 верстах от Полоцка. Сен-Сир, видя угрозу окружения, отдал приказ о скрытном ночном отступлении из Полоцка на левый берег Двины. В полночь начался приступ Полоцка и продлился до 2 часов ночи (утра) 20 октября. Баварскому корпусу удалось в 8 утра 20 октября сбить авангард Штейнгеля с позиций и открыть путь к отступлению. Сен-Сир сжёг за собой мосты, а две тысячи не успевших переправиться баварцев попали в плен. Витгенштейн отправил на усиление Штейнгеля 12 тысяч солдат под командованием генерал-лейтенанта Сазонова, сам он ожидал возведения мостов через Двину. После постройки мостов Витгенштейн, переправившись на левый берег, соединил силы с корпусом Штейнгеля и стал преследовать корпус Сен-Сира, который, избежав окружения, вывел большую часть войск. В Полоцке русские захватили 1 пушку и большие запасы фуража. Штейнгель в боях взял до 500 пленных.

Сен-Сир был тяжело ранен в ногу, после чего передал командование 2-м французским корпусом генералу Леграну, а 6-й остался под командой генерала Вреде. Витгенштейн в рапорте царю Александру I оценил потери французов в Полоцке в 6 тысяч убитых и раненых (помимо пленных).

Согласно мраморной плите на стене Храма Христа Спасителя, русские потеряли убитыми и ранеными около 8 тысяч солдат. За взятие Полоцка Витгенштейн был произведён в генералы-от-кавалерии. Занятие Полоцка означало серьёзную угрозу коммуникациям Наполеона и вынудило его отвлечь против Витгенштейна резервный корпус под командованием Клода-Викто́ра Перре́на (более известного, как Викто́р).

Polotsk_058
Polotsk_059
Красный мост – и здесь, несмотря на трагические события, влюблённые вешают замки

В честь победы русских войск у моста через Полоту был установлен памятник, мемориальная плита на котором говорит, что через этот мост русские войска: «под командованием генерала Витгенштейна и отряда Петербургского ополчения после ожесточённых боев 6-8/19-21/октября 1812 г. вошли в город и освободили его от неприятеля, чем положили начало изгнанию наполеоновских войск с белорусской земли. С того времени в память о погибших и пролитой крови этот мост стал называться КРАСНЫМ».

Polotsk_057
Река Полота в районе Красного моста

Согласно Электронной еврейской энциклопедии, к концу XIX века в городе стало преобладать еврейское население (19252 человека в 1910 году), которое соседствовало с кадетским корпусом, несколькими православными монастырями, а также местными католиками и протестантами.  После Октябрьской революции (1917) в результате выезда большого числа евреев в другие районы страны (главным образом, в крупные промышленные центры), а также в США и Палестину, еврейское население сократилось к 1926 г. до 8186 человек (32% всего населения). С захватом Полоцка немецкими войсками (16 июля 1941 года) в городе и его окрестностях начались массовые расстрелы евреев. В декабре 1941 года около восьми тысяч евреев из Полоцка и близлежащих местечек были согнаны на территорию кирпичного завода на окраине города и вскоре уничтожены.

Вернёмся к небесной покровительнице Полоцка – преподобной Евфросинии. Созданный по её указанию Спасо-Евфросиниевский женский монастырь, расположенный на правом берегу Полоти в конце ул. Евфросинии Полоцкой, многие считают жемчужиной Белоруссии.

По дороге в монастырь из центра города — а добраться пешком недалеко и несложно — в районе пересечения улиц Космонавтов и Евфросинии Полоцкой – можно увидеть новый памятник свт. Николаю Чудотворцу (скульптор С. М. Исаков, 2006). Монумент был открыт в 2009 году по случаю визита в Беларусь Патриарха Кирилла. Спонсорами скульптурной композиции стали А. Ю. Быков и М. И. Чепель; они же финансировали возведение памятника царю Давиду на Сионской горе в Иерусалиме (2008).

Polotsk_005
Polotsk_022
Памятник свт. Николаю Чудотворцу, архиепископу Мирликийскому (2006)

На территории Спасо-Евфросиниевского монастыря находятся три храма: Кресто-Воздвиженский (XIX в.), Спасо-Преображенский (XII в.) и Евфросинии Полоцкой (XIX в.).

Спасо-Преображенский храм с фресками XII века является единственным дошедшим до нас памятником наследия эпохи расцвета полоцкого княжества. По поводу предназначения и даты строительства этой трёхнефной церкви, размером всего 14.4 х 10 м, где в боковых проходах с трудом может разместиться крупный человек, высказывались различные мнения – читателя можно адресовать, например, к книге реставратора В. Д. Сарабьянова, который, после изучения биографии св. Евфросинии, изображений на фресках, а также по аналогии с храмами в Византии и соседних областях Белоруссии, пришёл к выводу о том, что церковь была задумана как храм-усыпальница для захоронений игумений обители. Под храмом обнаружены два пустых аркосолия (погребальные арочные ниши). Преподобная не просто приготовила себе место захоронения – возможно, что строительство церкви и изготовление Креста Евфросинии Полоцкой явились звеньями единого замысла игумении, и, соответственно, храм и его фрески можно датировать примерно 1161 годом – датой создания креста Л. Богшей. Анализ росписи церкви позволяет говорить о том, что форма креста-реликвария прослеживается как в архитектурных формах, так и в содержании фресок (В. Д. Сарабьянов, стр. 25).

Polotsk_008
Храмы Спасо-Евфросиниевского монастыря: слева направо: Кресто-Воздвиженский (XIX в.), Спасо-Преображенский (XII в.) и храм Евфросинии Полоцкой (XIX в.)

Polotsk_006
Вход в обитель – семья направляется в расположенную перед входом монастырскую чайную со вкусными и дешёвыми чаем и пирожками (посты соблюдаются)

Храм с перестройками дошёл до наших дней. По преданию, строитель — мастер Иоанн, сам пришёл к Евфросинии, наставленный Духом Святым, повелевшим ему принять участие в возведении церкви. В житии св. Евфросинии рассказывается о том, как кирпичи, которых недоставало для постройки храма, чудесно являлись по молитве игуменьи. Просыпавшиеся утром строители видели печь, полную обожжённой, готовой к укладке плинфы, и слышали при этом слова святой девы, молящейся Спасителю: «Ты, даровавший нам большее, даруй нам и меньшее». В храм был пожертвован Крест Евфросинии Полоцкой. Внутри, по сторонам хоров, были устроены две келии, в одной из которых жила прп. Евфросиния. Сквозь небольшое окно в стене открывался вид на древний Полоцк.

В 1833 и 1886 годах росписи храма были поновлены. Церковь была дважды расписана масляными красками, причём образы лишь приблизительно следовали системе древней росписи и в целом до неузнаваемости исказили интерьер. И если лики 1833 года имеют определённую художественную ценность (в фильме о раскрытии древних фресок, который можно посмотреть в Художественной Галерее, минский реставратор Ю. И. Малиновский называет их «барОчными»), то живопись 1886 года – вполне ординарная.

Polotsk_015
Polotsk_013
Фрески XII века в Спасо-Преображенском храме: центральный неф

В начале 1990-х годов началась планомерная работа по реставрации стенописи храма. И если фрески XII века частично обнажаются сами (масляная роспись XIX века плохо держится на штукатурке), то разделение красок 1833 и 1886 года потребовало новаторского подхода.

Московским реставратором В. В. Ракицким был предложен метод отслоения масляных записей, путём их размягчения – из фильма видно, что для этого используются большие шприцы со специальной жидкостью – и переноса на холсты. Позже к работам подключились В. Д. Сарабьянов, Ю. И. Малиновский и другие.

Часть холстов с изображениями XIX века демонстрируется в Художественной Галерее. Двигая холсты по направляющим — один поверх другого — можно сравнить образы XII века (искусно выполненные копии) с поновлениями 1833 и 1886 годов, что производит сильное впечатление.

Polotsk_012
Фрески XII века в Спасо-Преображенском храме: северный неф. Здесь практически нет места для молящихся, что подтверждает гипотезу о храме-усыпальнице

Polotsk_016
Остатки фресок со сценами Страшного суда на выходе из храма

Прп. Евфросиния сочиняла музыку, покровительствовала живописи и была одной из первых белорусских благотворительниц. С именем просветительницы связано появление в Беларуси привезённого из Византии образа Божьей Матери: Одигитрия Полоцкая, возможно, хранящегося в Русском музее Санкт-Петербурга.

В 1910 году состоялся перенос св. мощей Евфросинии из Киева: их доставили на пароходе «Головачёв» в Оршу, а затем, торжественно, на руках, перенесли крестным ходом в Кресто-Воздвиженский собор Спасо-Евфросиниевского монастыря, где они находятся по сегодняшний день. Рака была изготовлена московским фабрикантом Мешковым по проекту и чертежам художника Павла Зыкова. По углам раки находились капители, а на лицевой стороне — точная копия старинного барельефа, который был на могиле прп. Евфросинии в Киево-Печёрской лавре. На гробе лежала икона Евфросинии Полоцкой в полный рост.

Polotsk_021
Лик Аарона — можно сравнить изображение XII века с масляной живописью 1833 и 1886 годов

Polotsk_011
Фрески XII века в Спасо-Преображенском храме, справа от входа

У монастыря есть прекрасный сайт: http://spas-monastery.by/, на котором можно ознакомиться с историей обители, расписанием служб и др.

Памятник героям Отечественной войны 1812 года (с указанием количества военнопленных и трофеев), был установлен в центре Полоцка, на площади Свободы, в 1850 году и носил имя «памятник в воспоминание Отечественной войны 1812 года». Автор монумента – архитектор А. Адамини (в некоторых источниках – А. Антониони), хотя непосредственными работами по его изготовлению заведовал архитектор Фиксен. Всего, по приказу императора Николая Первого, таких памятников было сделано шестнадцать. Размер монумента и его оформление зависели от значимости битвы. Памятники делились на три класса: один был первого класса, десять (включая полоцкий) – второго и пять – третьего.

Polotsk_065
Панорама пл. Свободы: слева направо видны здания Исполкома, Белагропромбанка (в доме, где в XIX веке проживал губернатор города) и памятник героям Отечественной войны 1812 года

Polotsk_048
Здание Белагропромбанка (справа
)

Полоцкий монумент изготавливался на литейном заводе в Луганске почти два года, и был открыт 26 августа 1850 года, в канун годовщины Бородинской битвы. Это был памятник-часовня: восьмигранная усечённая пирамида, увенчанная луковичным куполом с позолоченным крестом. Среднюю часть пирамиды окружали восемь пар колонн с позолоченными двуглавыми орлами. На церемонии открытия присутствовал цесаревич Александр Николаевич, губернаторы, архиепископ, предводители дворянства и другие известные люди. Однако в 1932 году памятник был снесён «как источник металла для нужд Первой пятилетки», хотя на установление статуи В. И. Ленина на том же месте металла хватило.

Вторая жизнь памятника началась в 2010 году. Для его восстановления из бюджета Союзного государства было выделено около 44 миллионов российских рублей. При работе над проектом специалисты опирались на архивные данные и фотографии, а также на сохранившийся памятник в Смоленске. 21 мая 2010 года монумент был торжественно открыт на том же месте.

Сама площадь Свободы была застроена, в основном, в 1776-1784 годах жилыми и административными зданиями в стиле классицизма по проекту полоцкого губернского архитектора Ивана Зигфридана. Когда-то на площади находился костёл Святого Стефана, здания уголовной и гражданской палат и наместнического правления, земского суда, резиденции губернатора, губернской управы и канцелярии, дома коменданта и вице-губернатора. К примеру, красивое здание исполкома, построенное во второй половине XIX века, раньше было духовным училищем. Некоторые здания в изменённом виде сохранились до наших дней, другие – исчезли.

gorispolcom_small
Площадь Свободы. Бывшее духовное училище, ныне горисполком (http://polotsk.ws/?page_id=4725)

К северу от площади, там, где начинается идущая к монастырю ул. Евфросинии Полоцкой, стоит памятник преподобной Евфросинии (скульптор И. Голубев, 2000). Она изображена в монашеском одеянии с крестом Л. Богши в руках. Монумент символизирует жизненный путь святой от Великого посада до Спасского монастыря.

На восток от пл. Свободы тянется пр. Франциска Скорины, на котором, помимо памятников первопечатнику Ф. Скорине и просветителю Симеону Полоцкому, можно отметить часовню «Память Афгана», где установлены таблички с датами жизни солдат и офицеров, погибших в 1970 – 1980 годы на афганской войне, памятный знак «Географический центр Европы», а также памятник букве «Ў».

Polotsk_046
Памятник героям Отечественной войны 1812 года (1850, восстановлен в 2010)

Polotsk_063
Памятник св. Евфросинии Полоцкой (скульптор. И. Голубев, 2000)

Памятник Ф. Скорине стоит на пересечении просп. Ф. Скорины и ул. Гоголя, рядом с фонтаном. Родившийся в Полоцке Франциск Скорина (ок. 1486 – 1551) был восточнославянским первопечатником, учёным, доктором медицины, философом, писателем и переводчиком. В 1517 году он основал в Праге типографию, где издал «Псалтырь» на кириллице – первую печатную белорусскую книгу. Всего, в 1517—1519 годах, Ф. Скорина перевёл и издал 23 книги Библии.

Polotsk_028
Памятник Ф. Скорине (А. Заспицкий, А. Глебов, И. Глебов; 1974)

Язык, на котором Ф. Скорина печатал книги в Праге и Вильно, был похож на церковнославянский, но включал большое количество белорусских слов и поэтому был более понятен жителям Великого княжества Литовского, нежели россиянам. Долгое время среди лингвистов велись дискуссии о том, на какой язык перевёл книги Скорина: на белорусскую редакцию (извод) церковнославянского языка или на церковный стиль старобелорусского языка. В настоящее время большинство специалистов придерживается первого варианта. Также в текстах Скорины заметно влияние чешского и польского языков.

Polotsk_049
Часовня «Память Афгана»

Библия Скорины нарушала правила, существовавшие при переписывании церковных книг: содержала тексты от издателя и даже гравюры с его изображением (единственный случай за всю историю издания Библий в Восточной Европе). Из-за запрета на самостоятельный перевод Библии католическая и православная церковь так и не признала книги Скорины. Полоцкий монумент Ф. Скорине (первый в мире) был возведён в 1974 году. Создателями памятника выступили А. Заспицкий, А. Глебов, И. Глебов.

Символическая часовня (каплица) «Память Афгана» возведена в память о полочанах, погибших на афганской войне. Часовня находится через дорогу от Храма Покрова Пресвятой Богородицы. Более трёхсот полочан воевали в Афганистане, 28 из них погибли, 32 стали инвалидами. Освящение часовни состоялось 14 октября 2004 года.

Памятный знак «Полоцк – географический центр Европы» был открыт 31 мая 2008 года по случаю Дня города. Авторами знака являются архитектор Иван Боровик и скульптор Александр Прохоров (создатель монумента князю Всеславу). Его авторы – архитектор Иван Боровик и скульптор Александр Прохоров (создатель монумента князю Всеславу). На нижнем уровне скульптурной композиции изображена роза ветров с обозначением сторон света. Уровнем выше нанесена карта Европы. Символические дуги-меридианы украшены гербом Полоцка – трёхмачтовым торговым корабликом (город находился на пути из варяг в греки). На монумент нанесена надпись: «Географический центр Европы» на пяти языках: шведский (с северной стороны), русский (с восточной), греческий (с южной), английский (с западной) и белорусский (по кругу). Кроме этого, на специальных табличках обозначены координаты крайних точек Европы и её географического центра: 55 градусов 30 минут сев. широты и 28 градусов 48 минут вост. долготы.

Polotsk_052
Знак «Географический центр Европы» (арх. Иван Боровик и скульп. Александр Прохоров, 2008)

Полоцкий «центр Европы» был определён белорусскими учёными Алексеем Соломоновым и Валерием Аношко под руководством Бориса Фурмана. Их компьютерная программа принимает Европу за единое целое; Белое и Балтийское моря, Англия и Ирландия включены туда как объекты материковой зоны. В расчётах учтены внутренние воды Европы и Уральские горы (восточная граница Европы). Было установлено, что центр Европы находится в 48 километрах к юго-западу от Полоцка, у озера Шо. Рядом с памятником стоит стенд с кратким объяснением способа вычислений: островные государства учитывались с определёнными весами и др.

Очевидно, что определение Географического центра Европы – субъективное занятие. Положение центра зависит от способа определения границ Старого света, методики расчёта, а также от того, включаются ли удалённые острова в список крайних точек Европы или нет. Известно по крайней мере шесть «претендентов» на этот титул, включая точки в Польше, Литве (общепринятый?), Словакии, две на Украине и озеро Шо.

Polotsk_066
Памятник «краткой букве У» (скульптор Игорь Куржалов, 2003)

Памятник букве «Ў» был открыт 3 сентября 2003 года во время десятого празднования «Дня белорусской письменности» (тогда же, когда и монумент С. Полоцкому). Автор памятника – главный художник города И. Куржалов. Отлит монумент на одном из полоцких предприятий. Рядом с памятником, на бронзовой табличке приведены строки поэта Рыгора (Григория) Бородулина: «Ад Еўфрасінні, ад Скарыны, ад Полацка пачаўся свет». Сложно доказать, что мир возник (пачаўся) именно в Полоцке, кроме этого, звуки, подобные белорусскому «краткому у», есть и в других языках, например, Ł в польском, однако, согласимся, что подобный патриотизм имеет право на существование.

На участке между ул. Ленина и Свердлова находится памятник Симеону Полоцкому, открытый 7 сентября 2003 года. Его авторы: скульптор Александр Финский, архитекторы Георгий Фёдоров и Наталья Цавик. Просветитель, педагог, учёный, писатель, поэт и богослов XVII века – Симеон Полоцкий оставил большой след в белорусской культуре.

Polotsk_054Памятник Симеону Полоцкому (арх. Г. Фёдоров, Н. Цавик; скульп. А. Финский; 2003)

Симеон Полоцкий (Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович) родился в Полоцке 12 декабря 1629. Учился в Киевско-Могилянской коллегии. В 1656 году вернулся в Полоцк, принял православие и постригся в монахи. Благодаря своему образованию, С. Полоцкий быстро продвигался по церковной иерархии. Его проповеди прославились далеко за пределами Великого Княжества Литовского. Русский царь Алексей Михайлович доверил С. Полоцкому воспитание своих детей, на мировоззрение которых тот оказал большое влияние. Одна из дочерей монарха – княжна Софья – считала С. Полоцкого духовным наставником до конца дней. В Москве просветитель основал латинскую школу для дьяков тайного приказа (согл. http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=12899#ixzz3gp5VKgbx).

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Свято-Покровский) стоит южнее часовни «Память Афгана» между проспектом Ф. Скорины и небольшим правобережным Парком Культуры и Отдыха (ПКиО) – на левом берегу Двины есть более крупный ПКиО. Храм был построен в 1781 году и первоначально служил кладбищенской церковью Богоявленского монастыря. В 1804 году он был объявлена соборным, т. е. игравшим роль кафедрального. После восстановления Полоцкой епархии и переосвящения костёла Святого Стефана в соборную церковь св. Николая Чудотворца в 1833 году, Свято-Покровский храм вновь стал приходским. К этому времени его деревянное здание обветшало. Вскоре он был переведён в разряд приписных и закрыт. Вместо него в здании бывшего костёла францисканского монастыря в 1838 году была устроена новая церковь, получившая название Ново-Покровской. Однако в 1860 году она дала осадку, была снесена, и, стоявшая с 1838 года закрытой, старая Свято-Покровская церковь была отремонтирована и вновь открыта. Во время пожара 1900 года Свято-Покровская церковь сгорела, и полочане начали собирать средства на её восстановление. Ровно через пять лет после пожара, 21 мая 1905 года, был заложен фундамент новой Свято-Покровской церкви, на этот раз, каменной. К началу первой мировой войны кирпичный храм, вероятно, был уже готов. В начале 1930-х годов Свято-Покровская церковь была закрыта советской властью, а служители храма подвергнуты репрессиям. После освобождения Полоцка от нацистов в 1944 году в здании храма была открыта конфетная фабрика, сгоревшая в 1960-е годы. В 1967 году обгоревшие стены храма были полностью разобраны…

В 1991 году был поднят вопрос о восстановлении храма. В августе 1991 года сотрудники белорусской Академии наук провели исследования с целью определения сохранности фундамента. В 1992 году место было освящено, в 1997 году сделан свайно-блочный фундамент, однако работы были возобновлены только в 2003 году. Авторами проекта стали архитектор М. И. Домакуров и главный инженер Н. А. Асиновский. Заказчиком явилось Полоцко-Глубокское епархиальное управление. 7 июля 2004 года был установлен первый купол, покрытие которого состояло из нитрита титана. 14 октября 2004 года состоялось освящение храма, архитектурная композиция которого выполнена в стиле традиционного русского зодчества. Двухъярусная шатровая звонница и зал для молитв создают ощущение простоты и величия (http://polotsk-pokrov.cerkov.ru/o-xrame/main-page/).

Polotsk_030
Polotsk_031
Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Главная святыня храма – находящийся слева от царских врат список чудотворной иконы Божией Матери «Призри на смирение», явленной в 1420 году на Каменном озере, недалеко от Пскова, и перенесённой в псковский кафедральный Троицкий собор. Явилась икона в знак утешения: народ терпел бедствия от голода и войн. Затем Псковская икона пропала, возможно, при одном из стихийных бедствий, однако остались её списки.

Один из списков, размером 110 х 72 см, до революции хранился у отца Бориса Красницкого, иерея Киевского Свято-Введенского женского монастыря. Когда начались гонения на Церковь, он обратился к монахине Феофании с просьбой спрятать икону. Сам о. Борис в 1930-е годы вместе с женой был расстрелян, но остался жив его сын Михаил, а икона в эти годы находилась в келии схимонахини Феодоры (монахиня Феофания приняла схиму с именем Феодора), насельницы Флоровского Вознесенского монастыря в Киеве.

Polotsk_031_A
Список иконы «Призри на Смирение» (http://polotsk-pokrov.cerkov.ru/o-xrame/svyatyni/)

Михаил навещал схимонахиню, а когда она заболела, то позвала его на совет, чтобы решить судьбу образа. Михаил, в память об отце, пожелал, чтобы икона была передана в Свято-Введенский, теперь уже мужской, монастырь. Образ передали в обитель в 1992 году, а в 1993 году настоятель Дамиан обратил внимание на потемневшие краски иконы, находившейся под стеклом. Было принято решение пригласить реставраторов. Когда 1 августа, в день памяти преподобного Серафима Саровского, раму со стеклом сняли, то все увидели, что яркость красок на иконе не изменилась, а на стекле, с обратной стороны, образовалось серебристое отображение, повторяющее силуэты Божией Матери и Младенца. Сейчас это «отображение» иконы находится в кивоте (углублённой раме) в киевском Свято-Введенском монастыре.

Вскоре после освящения полоцкого храма Покрова Пресвятой Богородицы, в январе 2005 года, список чудотворной иконы был привезён из Киева, и поклонение ему вместо запланированных 3-х дней продолжалось неделю. По просьбе настоятеля, клира и прихожан был изготовлен список иконы в дар храму. Множество людей обращается к благодатному образу, получая помощь, утешение и исцеление, о чем свидетельствуют многочисленные пожертвования («благодарения»), которые помогли храму изготовить в 2012 году для иконы драгоценную ризу. Выполнил работу брестский мастер-ювелир Н. П. Кузьмич, восстановивший для Спасо-Евфросиниевского монастыря Крест Евфросинии Полоцкой и её раку. Празднование иконы совершается 29 сентября (16 сентября по старому стилю).

Южнее Спасо-Покровского храма заканчивается одна из самых интересных городских улиц: Нижне-Покровская (быв. ул. Ленина), судьбе которой посвящена экспозиция в стоящем на этой же улице Домике Петра I. Улица протянулась вдоль Двины от Святой Софии до правобережного ПКиО. Помимо Домика на улице находятся, например, Краеведческий музей (в здании бывшей Лютеранской кирхи), Памятник 23-м гвардейцам, ценой жизни отстоявшим захваченный плацдарм на правом берегу Двины в июле 1944 года, Кафедральный Богоявленский храм (бывший монастырь, возведённый в 1761-1779 годах, т. е. заложенный ещё при польской власти) и Музей белорусского книгопечатания (в здании быв. Братской школы, напротив входа в Богоявленский храм). Здание Братской школы также отмечено важными историческими событиями. Например, ранее здесь преподавал (был дидаскалом) принявший православие просветитель С. Полоцкий. При посещении города царём Алексеем Михайловичем в 1656 году, Симеону удалось лично вручить монарху стихотворное приветствие («Метры»).

Лютеранская церковь Марии, построенная в неоготическом стиле, была открыта 18 декабря 1888 года. Это один из немногих уцелевших памятников архитектуры дореволюционного Полоцка. На месте каменного храма прежде был деревянный, и, поскольку в 1880-х годах в Полоцке насчитывалось 850 лютеран, было решено построить взамен кирпичную кирху. Обряд освящения начался в 10 часов утра. Духовенство и прихожане собрались в бывшем молитвенном доме, где витебский пастор Каролин (своего у полочан не было) прочел прощальную проповедь. Затем в новую церковь перенесли Святые дары и Евангелие, провели богослужение – сначала на немецком языке, а потом на латинском. После службы в 16 часов в помещении женского пансиона госпожи Вильгельмины Рульковиус в честь открытия Евангелическо-Лютеранской церкви Святой Марии прошел праздничный обед (http://local.polotsk.museum.by/node/7813).

Polotsk_035
Краеведческий музей – бывшая кирха Марии

Polotsk_033
Кафедральный Богоявленский собор

В 1924 году кирху закрыли, а в 1930 году сюда из Софийского собора был переведён окружной краеведческий музей. Во время Второй мировой войны, по некоторым сведениям, служба в храме возобновилась. После войны здесь располагался сначала кинотеатр, а затем хранилище для зерна. В 1950 году в здании вновь открылся краеведческий музей, в котором хранится около 2000 экспонатов. Это археологические находки, этнографические материалы, книги о войне с Наполеоном и военное обмундирование, предметы быта, старинные печатные издания и др. К немалому изумлению обнаружилось, что экспозиции о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов здесь нет – на левобережье есть отдельный музей.

На ул. Энгельса, на участке между просп. Франциска Скорины и Нижне-Покровской улицей, есть небольшой музей средневекового рыцарства, состоящий из трёх помещений, где можно видеть оружие, доспехи и комнату пыток, где демонстрируются соответствующие орудия и закованный в кандалы скелет; в этой же комнате находится старинная икона (дар музею от жительницы Полоцка). Рассказывают, что идея открытия музея принадлежит одному из потомков рода Рюриковичей. Во дворе музея стоит памятник Андрею Ольгердовичу (2009; скульптор И. Голубев), последнему полоцкому князю, герою Куликовской битвы. Отметим, что в городе можно приобрести единый билет для посещения примерно десяти музеев – получается солидная экономия.

Polotsk_034Нижне-Покровская улица: магазин сантехники, на ограде которого отражена история Полоцка с иллюстрациями

Polotsk_067Вход в музей Средневекового рыцарства

Кратко перечислим расположенные на левобережье Западной Двины важнейшие католические места.

Костёл св. Андрея Боболи был освящён в 1997 году. Храм украшен изображениями библейских сцен и самого Андрея (Анджея) Боболя – католического мученика, священнослужителя, белорусского и польского святого. Родился Боболя в 1591 году, закончил Виленскую иезуитскую академию, в 1622 году стал священником. Служил в Вильно, Несвиже, Бобруйске, Варшаве, Пинске и других городах. Прославился, как католический миссионер. Рассказывают, что после его проповедей в католическую веру обращались целые православные деревни. За миссионерскую деятельность ещё при жизни его начали называть «Пинским апостолом» и «Апостолом Полесья». Умер он мученической смертью в 1657 году. Казаки Богдана Хмельницкого схватили священнослужителя в полесском Янове (Иваново), заживо содрали с него кожу, вырвали язык и обезглавили. Тело А. Боболи было перевезено в Пинск и похоронено в костёле Святого Станислава. В 1808 году мощи святого были перевезены из Пинска в Полоцк, позже – в Москву, где были выставлены в музее медицины, как образец «мумии». Затем они были отправлены в Рим, а сейчас находятся в Варшаве.

Полоцкий монастырь бернардинцев (1498) был закрыт ещё в 1832 году и впоследствии разрушен; сейчас в одном из сохранившихся на побережье корпусов находится Полоцкая психиатрическая больница.

За рамками этих заметок остались мемориальные места, связанные с событиями Великой Отечественной войны, на которой погибли около 150 тыс. полочан и жителей области. Эти сведения можно получить, например, здесь: http://polotsk.ws/?page_id=4725.

Источники:

1. Карпов А. Ю. Всеслав Полоцкий. – http://www.portal-slovo.ru/history/39562.php
2. Соколова Л. В. Образ Всеслава Полоцкого в «Слове о полку Игореве» // Труды Отдела древнерусской литературы. — Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2003. — Т. LIII. — С. 23—58. – http://odrl.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=wJClEtquF8Q%3D&tabid=2299.
3. Лихачёв Д. С. «Слово о полку Игореве» (Историко-литературный очерк) // «Слово о полку Игореве». М.; Л. 1950. С. 258. – http://feb-web.ru/feb/slovo/texts/a50/a50-229-.htm
4. Полоцк. – Электронная Еврейская Энциклопедия. – http://www.eleven.co.il/article/13270.
5. Слово о полку Игореве. – http://www.vehi.net/oldrussian/opolku.html.
6. Полоцкий Софийский Собор. На белорусском, русском и английском языках/ Ред. Ю. А. Аверченко. – Минск: Беларусь, 2002.
7. Василиане. – Православная Энциклопедия. – http://www.pravenc.ru/text/150475.html.
8. Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенская церковь Евфросиньева монастыря и её фрески: 2-е изд., доп. – М.: Северный паломник, 2009 – 228 с.: илл. ISBN 978-5-94431-302-7.
9. Достопримечательности Беларуси. – http://by.holiday.by/skarb.