Стамбул-Константинополь: 5-6 дней (ознакомительный тур)

Это примерная программа самостоятельного тура с «православным» уклоном, близкая к тому, что делаем мы. Описание не претендует на эксклюзивность, но даёт возможность ознакомиться с храмами, музеях и иными жемчужинами Второго Рима. Адреса и турецкие названия пригодятся при использовании навигатора и в общении с местными таксистами, не все из которых владеют английским и знают, где находятся христианские объекты. Если такси вызывает портье, то цена поездки может оказаться в 1.5—2 раза выше, чем если бы Вы искали машину самостоятельно. Передвигаться по городу, по нашему опыту, лучше всего пешком, в сочетании c использованием трамвая T1 и, иногда, метро и автобуса (который может застрять в пробках). Не забудьте приобрести местный «подорожник» — Istanbulkart (продаётся в автоматах на остановках). Вы экономите почти 50% от стоимости поездки.

Заметка написана ДО отмены музейного статуса Св. Софии и Храма Христа Спасителя в Хорах. Теперь это вновь мечети, прошу отнестись с пониманием. К слову, Хора закрыта “на ремонт”, также, как и быв. храм Богородицы Паммакаристы. В конце текста есть ссылки на отдельные публикации о Стамбульских святынях. Наби Йушу (“могилу Иисуса Навина”) и крепость Йорос (см. примечания в конце) весьма рекомендую

День первый (четверг)

Прибытие в Стамбул. Трансфер в гостиницу. Размещение. Свободное время или прогулка в район Султанахмет:

  • Место храма Богородицы Халкопратийской («медников»), где хранился Пояс Богородицы, позже перенесённый во Влахерны
  • Цистерна Базилика (тур. Yerebatan Sarayı — «подземный дворец»)
  • Площадь Султанахмет («Мильный» столб, Немецкий фонтан и др.)
  • Ипподром (колонна Феодосия I, Змеиная колонна, обелиск Константина Багрянородного, сфендон)
  • Малая Айя-София — место бывшего храма и монастыря Сергия и Бахуса (где останавливались римские делегации и др.)

Возвращение в гостиницу. Отдых. Ночлег

ОСТАТКИ ХРАМА БОГОРОДИЦЫ ХАЛКОПРАТИЙСКОЙ

Этот храм, где хранился известный из апокрифа «Успение Марии» (лат. Transitus Mariae) пояс Богородицы, стоял в центре квартала ремесленников (халкопрат — «медник», греч.), но позже был перенесён во Влахерны. В 532 году, после разрушения св. Софии в ходе восстания Ника, халкопратийская церковь временно стала кафедральным собором, а в 1484 году была разрушена турками. Сейчас на месте храма находятся мечеть Аджем Ага Месджиди (тур. Acem Ağa Mescidi), гостиница Зейнеп Султан (тур. Zeynep Sultan Hotel), а большая часть территории является парковкой. Кроме «доминирующей» версии о том, что название храму дало занятие местных умельцев, есть и другие, как например — место еврейского рынка медников, и то, что он построен на месте дома еврейского торговца медью.

Адрес: переулок Zeynep Sultan Camii Sk., выходящий на улицу Alemdar Cd. (где ходит трамвай T1) у гостиницы Dongyang Hotel


Место храма Богородицы Халкопратийской (http://www.aftabtravel.com/turkey/istanbul/hotel/zeynep—sultan—hotel
)

ЙЕРЕБАТАН — ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦИСТЕРНА (ЦИСТЕРНА БАЗИЛИКА, YEREBATAN CARNICI)

Цистерна Базилика (528) находится к юго-западу от св. Софии, это одно из первых творений Юстиниана I (Юстиниан Великий, 483—565, византийский император в 527—565). Большое подземное водохранилище с красивыми мраморными колоннами (тур. «йеребатан сараи» означает подземный дворец) — это лишь малая часть огромной столичной водосборной системы. Некогда резервуар вмещал 80 тыс. куб. м воды и был распределительным пунктом, соединённым каналами с другими водосборниками. Сейчас вся вода поступает из местного водоносного слоя. Ещё в IV веке по соседству с цистерной находилась и сама Базилика — окружённая колоннами площадь, где функционировала школа, была библиотека и т. п..

Размеры цистерны — 140 на 70 м.  Спустившись по лестнице из 52 ступенек посетитель видит 336 «разнородных», взятых из прежних построек колонн: 12 рядов по 28 колонн в каждом. Высота колонн 9 м, расстояние между ними — 4.8 м. В цистерне кирпичный пол и водится рыба (сейчас вода почти везде откачана по случаю ремонта). Музеем цистерна стала после очистки в 1987 году. В дальней части цистерны обращают на себя внимание две большие главы Медузы Горгоны, использованные в качестве оснований колонн, причём одна из них перевёрнута.

Горго́на Меду́за (др.-греч. Μέδουσα — «защитница, повелительница») — наиболее известная из трех сестёр горгон, чудовище с женским лицом и змеями вместо волос. Её взгляд обращал человека в камень. Была убита Персеем. Упомянута в «Одиссее» (XI 634). Кстати, слово «горгона» по-гречески означает «русалка»

Скульптуры взяты из храма Аполлона в Дидиме на Эгейском побережье. Обычно рассказывают, что с помощью Горгон архитекторы пытались уберечь сооружения от разрушений, а одна из голов перевёрнута, чтобы взгляд Медузы не парализовал смотрящего. Есть и другая версия: горгона появляется на византийских и древнерусских амулетах, вместе с изображением Богородицы или св. арх. Михаила. Считалось, что такие амулеты помогают от болезней живота. Если учесть, что нечистая вода была источником различных заболеваний, то смысл голов становится понятным.


Цистерна Базилика

Адрес: Alemdar Mahallesi, Yerebatan Cd. 1/3, 34410 Fatih/İstanbul, Turkey.

Время работы: ежедневно, с 09:00 до 17:30 часов (здесь и далее, часы работы зимние, а летом режим работы продлевается на 1-2 часа)

ПЛОЩАДЬ ИППОДРОМ (HYPPODROME, SULTANAHMET MEYDANI)

Ипподром в городе Византий был построен императором Септимием Севером в 203 году. Его ширина составляла 117.5, а длина — приближалась к 400 м. Две беговые дорожи разделялись «спИной» — деревянным бортиком с колоннами и статуями «на островке». Три колонны: Египетский обелиск, Змеиная колонна и обелиск Константина («составной») сохранились до настоящего времени. Кроме самих бегов, по случаю восшествий на престол, военных побед, визитов иностранных делегаций, дней рождений императора, дня основания Константинополя, — с IV по VI век они проводились 66 дней в году, — на ипподроме глумились над политическими и религиозными противниками, казнили осуждённых и др. C партиями (и трибунами) любителей скачек, основными из которых были «синие» (венеты) и «зелёные» (прасины) был связан и крупнейший народный бунт Ника (532), чуть не приведший к свержению Юстиниана I, при котором венеты представляли класс патрициев, военных и землевладельцев, а прасины — плебеев, ремесленников и крестьян (хотя среди и тех и других были сенаторы).

Юстиниан уже рассматривал план побега, но императрица Феодора заявила, что лучше смерть, чем изгнание: «Порфира — лучший саван». Значительный вклад в подавление бунта внёс армянский полководец Нарсес, сумевший подкупить и завербовать на сторону императора большинство сенаторов. Он сумел убедить их в том, что восстание подготовили простолюдины, и после тайной встречи сенаторы начали скандировать: “Justiniane Auguste, tu vincas” (Юстиниан Август, ты побеждаешь). После этого малочисленные правительственные войска, возглавляемые полководцами Велизарием и Мундом, внезапно напали на собравшихся на ипподроме для коронации лидера повстанцев Ипатия бунтовщиков и учинили резню, во время которой на ипподроме и в окрестностях, возможно, погибло около 35 тысяч человек. Пытавшихся бежать уничтожили отряды, возглавляемые Нарсесом

Остатки исчезнувших трибун обнаружились в ходе строительства соседних домов, поскольку уровень ипподрома лежит на 4.5 м ниже современных улиц. И сами здания, как например, Голубая мечеть (Sultanahmet Camii) частично построены из плит ипподрома, а 24 колонны императорской ложи — Кафизмы — украшают вход в мечеть Сулеймана Великолепного (Süleumaniye Camii), стоящую в нескольких километрах к северо-западу от ипподрома на историческом холме Оксия («крутой»).


Ипподром на гравюре Онофрио Панвинио (Onofrio Panvinio, 1580) (http://www.thebyzantinelegacy.com/hippodrome). В книге С. Иванова — опечатка в имени автора гравюры

Змеиная колонна (англ. Serpent Column, тур. Yılanlı Sütun)

Эта бронзовая колонна является сохранившейся частью Дельфийского жертвенного треножника, созданного из десятой части оружия персов, захваченного после битвы при Платеях (479 год до н.э.) в ходе греко-персидских войн. Изначально 8-метровую колонну увенчивали 3 головы змеи. Такие треножники изготовлялись из различных материалов и могли быть культовым предметом, призом в борьбе, священным даром богам. Треножники обычно имели три кольца, служившие ручками, и часто имели центральную вертикальную опору в дополнение к трём ногам. В святилище Аполлона в Дельфах треножник использовался как сидение для прорицательниц (пифий). Он состоял из утерянной золотой чаши (котла), поддерживаемого тремя переплетёнными змеями. На боках змей были начертаны названия греческих государств, принимавших участие в войне. Во время Третьей Священной войны (356—346 до н.э.) золотая чаша была унесена соперниками дельфийцев — фокейцами. В 324 году Константин Великий (272—337, римский император в 306—337) перенёс сохранившийся треножник в Константинополь. В 1700 году колонна была частично разрушена. В ходе столетий головы змей исчезли, однако одну из них, найденную в XIX веке при раскопках, можно видеть в Стамбульском Археологическом музее.


Подметальщики на ипподроме. Османская миниатюра (1582) из дворца Топкапы, Стамбул, treasury 1344, folios 341a (слева); Орест в Дельфах. Кратер вазописца Пифона, ок. 330 до н.э. (Британский Музей, Лондон, справа) (Википедия)


Змеиная колонна

Обелиск Феодосия I (Египетский обелиск, англ. Obelisk of Theodosius,  Obelisk of Thutmose III; тур. Dikilitaş)

Этот обелиск фараона Тутмоса III (18 династия, середина XV в до н.э.) был сооружён в честь победы над государством Митани. Стоял к югу от седьмого пилона великого храма Амона-Ра в Карнаке (на территории древних Фив) — главном государственном святилище Нового царства. Представляет собой четырёхгранный монолит из розового асуанского гранита (сиенский карьер), в основании которого лежит квадрат, а суживающаяся к вершине часть заканчивается правильной четырёхгранной пирамидой. Все грани обелиска покрыты письменами из египетских иероглифов, на верхнем фрагменте проглядывается фигура фараона Тутмоса, держащего за руки египетского бога Амона-Ра (расшифровку надписей можно прочесть в книге С. Иванова). Констанций II (317—361, византийский император в 337—361) перевёз этот и другой обелиск по Нилу в Александрию, в честь 20-летия своего пребывания на троне (357), а затем Феодосий I переправил его в столицу (390). Другой обелиск был установлен на «спине» Большого цирка (лат. Circus Maximus) в Риме, и сегодня известен, как Латеранский.

Первоначально, обелиск Феодосия был высотой 30 м, как и Латеранский. Вероятно во время транспортировки или повторного монтажа нижняя часть была повреждена, и сегодня его высота составляет только 19.59 м (согласно другим данным: 18.6 м и т.п.), или около 26.6 м, с учётом мраморного основания. Между углами обелиска и пьедесталом находятся четыре бронзовых куба, использованных при транспортировке и установке. На мраморном пьедестале обелиска, сооружённом в 390 году, изображены сцены установки монумента, гонки колесниц, зрители, включая императора в ложе и др.

Этот обелиск—лучше всего сохранившийся из привезённых в Константинополь и единственный доставленный непосредственно из Египта. Второй сохранившийся обелиск из египетского порфира, сильно повреждённый, стоит во дворе Стамбульского археологического музея.


Обелиск Феодосия I

Обелиск Константина VII (англ. Walled Obelisk, Constantine Obelisk; тур. Örme Dikilitaş)

Изначально 32-метровый обелиск, возможно, IV или V века, уже стоял на константинопольском ипподроме, когда его восстановил византийский император из Македонской династии Константин VII Багрянородный (Порфироге́нет, 905—959, номинально царствовавший с 913, фактически — с 945 года). Обелиск был обшит позолоченными бронзовыми плитами с изображениями побед деда Константина, Василия I Македонянина (имп. в 867—886 годах) и увенчан шаром. На одной из сторон пьедестала нанесена греческая надпись, с упоминанием воссоздавших колонну Константина и его сын Романа II (что маловероятно, поскольку он в то время был ребёнком), а также производится сравнение обелиска с Колоссом Родосским — скульптурой бога Гелиоса, одним из Чудес Света, имевшим примерно такую же высоту. При разграблении Константинополя крестоносцами (1204) бронзовое убранство было утрачено и отправлено на переплавку. В османское время обелиск пришёл в плачевное состояние, ибо юные янычары, по отзывам очевидцев, взбирались на вершину сооружения для того, чтобы продемонстрировать свою ловкость и бесстрашие. Сейчас высота колонны составляет 21 м. Обелиск изображался на обратной стороне турецких банкнот номиналом в 500 лир в 1953—1976 годах.


Обелиск Константина VII

МАЛАЯ АЙЯ СОФИЯ (БЫВ. ХРАМ СЩМЧЧ. СЕРГИЯ И БАХУСА, KÜÇÜK AYASOFYA)

Храм свв. Сергия и Бахуса (Вакха) был построен в годы правления императора Юстиниана I (527). У этого сооружения имеется и «народное» название — Малая Св. София (тур. Küçük Ayasofya). В несохранившемся монастыре при храме останавливались, например, папские делегации из Рима.

Здание, центральный план которого сознательно повторяет базилику Сан-Витале в Равенне, послужило образцом для знаменитого османского архитектора Мимара Синана (Koca Mi’mâr Sinân Âğâ, 1489—1588) при строительстве мечети Рустем-паша. Оно имеет форму восьмиугольника, вписанного в нерегулярный четырёхугольник. Храм увенчан красивым зонтичным куполом из шестнадцати частей, где чередуются восемь плоских и восемь вогнутых секций, стоящих на восьми многоугольных колоннах.

В 536 году супруга Юстиниана Феодора отдала церковный комплекс под монастырь монофизитов, а в 551 году здесь прятался от гнева толпы папа Вигилий (Vigilius), вызванный императором в Константинополь за несколько лет до этого по вопросу церковных разногласий. Богатое мозаичное убранство церкви было уничтожено в годы иконоборчества.

После падения Константинополя (1453) церковь свв. Сергия и Вакха продолжала действовать как храм до эпохи султана Баязида II (1447—1512, старший сын Мехмеда II, султан в 1481—1512), когда её в 1506—1513 годах превратил в мечеть Хусейн Ага, главный «чёрный» евнух и хранитель «Врат Счастья» (тур. Баб-и-Сааде) в султанской резиденции, дворце Топкапы (см. соответствующий раздел). В то время к церкви были добавлены портик и медресе, а мозаики закрашены.


Малая Айя-София (Источник: Википедия: By user: Bollweevil – Self-photographed, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=13280873

Адрес: Küçük Ayasofya Mahallesi, Küçük Ayasofya Camii Sk. No:20, 34122 Fatih/İstanbul, Turkey. Вход бесплатный.

Если есть время и силы, то можно продолжить путь на северо-запад по улице Kadirga Limani Caddesi мимо парка Kadirga до православного ХРАМА СВ. КИРИАКА (Aya Kiryaki Kilisesi), построенного в XIX веке на месте средневековой церкви (впервые храм упомянут посланником русского царя в 1583 году). Автор проекта — Фотиадес Перикл, архитектор знаменитого греческого лицея Зографион, стоящего в районе Вселенского патриархата

День второй (пятница)

Завтрак. Выход в город по программе:

  • Айя-София — собор Премудрости Божией; опция: посещение мавзолеев (тюрбе) султанов Селима II, Мурада III и др.
  • Храм св. Ирины — Собор Божественного Мира
  • Мечеть Бодрум: быв. монастырь и храм Мирелейон с криптой
  • Поездка в район Зейтынбурну — центр производства и торговли изделиями из текстиля, меха и кожи. Аутлет-центр «Оливиум». 34-й переулок (магазины с мехом и кожей). Возможно посещения магазинов “Leather Elibol” (Kazlıçeşme Mh., Abay Cd., 34020 Zeytinburnu/İstanbul, Turkey), “Best Leather & Fur” (Kazlıçeşme Mh., Kazlıçeşme Mh. No:18, Beşkardeşler 3. Sk., 34020 Zeytinburnu/İstanbul, Turkey) и др.

Возвращение в гостиницу. Отдых. Ночлег.

Что может быть интересно в аутлет-центре и его окрестностях жителю Святой Земли? Навряд ли кожаные куртки, которые, на личном опыте, — не самая удобная здесь одежда. Навскидку — и относится это, прежде всего, к прекрасным дамам — распродажа косметики по «смешным» ценам, а также бельё и трикотаж (зайдите в магазин «Манолия» напротив торогового центра). Пригодится и большой супермаркет, где можно приобрести, например, растворимые каши, если Вы не хотите завтракать в гостинице овощами, плавленым сыром и докторской колбасой.

АЙЯ СОФИЯ (СОБОР СВ. СОФИИ, HAGIA SOPHIA)

Собор св. Софии был освящён в 360 году, а затем дважды разрушался в результате народных бунтов — в 404 году (в связи с изгнанием архиепископа Иоанна Златоуста) и в 532 (в ходе восстания Ника), после чего трижды восстанавливался.

Бунт 404 года, был вызван «сложными» отношениями императрицы Элии Евдоксии, — совсем девочки, по нашим понятиям, — непрерывно беременной с 395 года, когда её, 15-летнюю (возраст примерный), выдали замуж за 18-летнего Флавия Аркадия, — и святителя Иоанна Златоуста (347—407, архиеп. Константинопольский в 397—404). Самого Аркадия (377—408, имп. с 395), современники описывают, как безвольного человека. По словам историка Филосторгия, Аркадий «рост имел малый, тело сухощавое, силы слабые, лицо смуглое. Вялость его души изобличали его речь и свойство глаз, которые у него сонливо и болезненно закрывались», и во дворе доминировала супруга. Когда Евдоксия распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, архиепископ Иоанн встал на их защиту. Он также обличал греховное поведение императрицы. Во дворе св. Софии, рядом с кассами, среди древних колонн сохранился гранитный столп под номером 229, на котором, по свидетельству современников, в VI в. стояла серебряная скульптура императрицы, и у подножия колонны устраивались фривольные танцы. Евдоксия дважды смещала Иоанна с епископской кафедры и даже пыталась осудить его как еретика. В результате, Иоанна Златоуста отправили в ссылку, в которой он скончался, св. Софию сожгли и разрушили, а императрица Евдоксия умерла при родах в октябре 404 года в 24-летнем возрасте. Возможный саркофаг Евдоксии находится на территории комплекса Топкапы в атриуме храма св. Ирины; на его крышке вместо византийского креста нанесён египетский анх: крест с петлёй, «ключ жизни».

Строителем нынешней св. Софии, освящённой 27 декабря 537 года святителем Миной (ум. 552, конст. патриарх в 536—552), стал Юстиниа́н I, без ложной скромности называвший себя Цезарем Флавием Юстинианом Аламанским, Готским, Франкским, Германским, Антским, Аланским, Вандальским, Африканским. Архитекторами выступили геометр Исидор из Милета и математик Анфимий из Тралла. Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» — такие слова по легенде произнёс император, войдя в обновлённую Софию (имея в виду Первый Иерусалимский храм).


Айя София (слева). Анх («коптский» крест, Википедия, внизу) 

Св. София часто страдала от землетрясений; так, в 557 и 989 годах, обрушился купол, и, в первом случае, его чинил племянник умершего Исидора — Исидор Младший. Последний раз купол обновляли в 1346 году. София — это трёхнефная базилика с двумя нартексами (внешним и внутренним), размером 100 х 69.5 м, высотой около 56 м, и диаметром купола — примерно 31 м (диаметр в направлении с севера на юг больше, чем с запада на восток). Длина центрального нефа — более 80 м. В соборе 104 колонны (40 внизу и 64 наверху).


Айя-София. Трёхфигурный Деисус (остатки византийской мозаики на галерее)

Несмотря на переоборудование в мечеть и после 1453 года в соборе сохранилось большое количество интересных объектов византийского времени: колонн, мозаик, захоронений, граффити и т.п. А сколько всего ещё находится под «османской» штукатуркой! В юго-восточной части храма на одной из колонн на большой высоте показывают «отпечаток» длани покорителя Константинополя (1453) Мехмеда II Завоевателя («Фатиха»). Якобы на такую высоту он взобрался на коне по телам погибших христиан. Но исторические хроники повествуют, что полководец, спешившись, зашёл в храм с большим почтением.


Айя-София. Монограмма Юстиниана I на капители одной из колонн; напротив — «отпечаток длани» Мехмета II Завоевателя (слева). Вмурованная в пол галереи могильная плита венецианского дожа Энрико Дандоло (справа)

Любопытна вмурованная в пол Галереи могильная плита воинственного венецианского дожа Энрико (Хенрикуса) Дандоло — слепого девяностолетнего старика — ненавистника ромеев и главного вдохновителя захвата города латинянами в 1203 и 1204 годах. Этот правитель Венеции «правильно» организовал IV Крестовый поход: вместо Иерусалима были захвачены и сожжены основные торговые конкуренты венецианцев: Задар и Константинополь. Неудивительно, что в 1261 году, когда греки выгнали латинян, кости престарелого дожа были выброшены собакам (подобное произошло и в 1808 году в Иерусалиме, когда из храма Гроба Господнего, после пожара, греки выкинули кости латинских королей времён Иерусалимского королевства I). В 1935 году Айя-София была преобразована в музей.

Адрес: Sultan Ahmet Mahallesi, Ayasofya Meydanı, 34122 Fatih/İstanbul, Turkey.

ХРАМ СВ. ИРИНЫ (HAGIA IRENE)

Св. Ирина расположена в Первом дворе дворца Топкапы (до билетных касс) и является древнейшим храмом на территории города. Её основание относится к правлению Константина I Великого (272—337, император в 306—337 годах). До 360 года св. Ирина (храм Божественного Мира), стоящая неподалёку от св. Софии (храма Премудрости Божией) выполняла роль патриаршего собора и была местом ожесточённых конфликтов с арианами. В 346 году, когда по приказу сторонника ариан Констанция II (317—361, император в 331—361) войска сопровождали арианского епископа Македония, путь им преступила толпа горожан. Солдаты стали прорубать дорогу, и в образовавшейся давке погибло около 3150 человек. В 381 году в храме заседал Второй Вселенский (Первый Константинопольский) собор, на котором арианство было признано ересью. Один из знаменитых отцов церкви, Григорий Богослов (Назианзин, ок. 330—389), в то время епископ константинопольский, пытался умиротворить столкновения 150 иерархов, но, отчаявшись, ушёл в отставку.

«Лишь спустя ряд столетий было <…> признано вселенское достоинство как самого II Константинопольского собора 381 г., так и связываемого с ним ныне Символа веры <…> Символ этот довольно рано (VI в.) приобрёл <…> название Никео-Цареградского. Таким названием внушалась мысль, будто он издан II Вселенским собором, на что собор этот не был уполномочен. Ни самим собором (381 г.) и никем из его участников и современников этот символ веры II собору не приписывался» (А. В. Карташев)


Храм св. Ирины

По одной из легенд, 25 сентября 437 года, в св. Ирине был похоронен отрок, которого подбросило в воздух после землетрясения. Он взлетел на небо и успел услышать ангельский хор, а рухнув обратно сумел передать патриарху услышанную молитву и только потом умер. По другой версии, мальчик мирно опустился на землю. Эта молитва известна, как Трисвятая песнь: «Святы́й Бо́же, Святы́й Крепкий, Святы́й Безсмертный, помилуй нас». Смысл её заключается в том, что земная и Небесная церкви соединяются во время богослужения, и Господь посылает своё благословение молящимся.

Св. Ирина, как и св. София, была сожжена во время восстания Ника (532), но по приказу Юстиниана I отстроена заново (537). Впоследствии, она сильно пострадала во время пожара 564 года и землетрясения 740 года. После падения Константинополя (1453) в здании хранился арсенал янычар, а затем помещение использовалось как вещевой склад. Согласно преданию, именно здесь находился саркофаг с останками императора Константина. Сегодня в храме св. Ирины проводятся культурные мероприятия и выставки. Внутреннего убранства практически не сохранилось, но в конхе над апсидой можно видеть огромный мозаичный «иконоборческий» крест.

В апсиде Св. Ирины можно видеть синтрон — ряды расположенных полукругом скамей. Во время Божественной литургии здесь сидело духовенство. Это единственный синтрон, который сохранился в городе с византийской эпохи. Синтрон Св. Ирины имеет шесть ярусов сидений. С обеих сторон синтрона есть двери, открывающиеся в амбулаторию под четвертым ярусом сидений.

Адрес: Cankurtaran Mh., Topkapı Sarayı 1. Avlu, 34122 Fatih/İstanbul, Turkey.
Время работы: ср.—пнд., с 09:00 до 16:00 часов.

День третий (суббота)

Завтрак. Выход в город по программе.

  • Поездка в храм Балыклы («Живоносный источник»). Божественная Литургия (по желанию и благословению
  • Мечеть Сулеймания. Гробницы Сулеймана Великолепного и Хюррем Хасеки Султан (Роксоланы)
  • Дворцовый комплекс Топкапы — резиденция 22 султанов в течение около 400 лет

Возвращение в гостиницу. Отдых. Ночлег

БАЛЫКЛЫ. МОНАСТЫРЬ «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» (BALİKLİ MERYEM ANA RUM MANASTİRİ)

Храм монастыря Пресв. Богородицы у источника (англ.: St. Mary of the Spring, тур. Balikli Meryem Ana Rum Manastiri), который в народе называют «рыбным» («балык» по-турецки — рыба), известен, прежде всего, чудотворной иконой «Живоносный Источник» (греч. Ζωοδόχος Πηγή). Сейчас над водой висит её новый греческий список. Первая церковь здесь была основана в V веке Юстинианом I «из материалов, оставшихся после строительства Св. Софии», а по другой версии — в IV веке Львом I Фракийцем (401—474, император в 457—474 годах), которому указал место источника голос пресв. Богородицы, когда у будущего правителя — тогда ещё простого солдата — попросил напиться слепец. Возможно, Юстиниан просто расширил уже существовавшие здесь скромные храм и монастырь.


Монастырь Балыклы. «Живоносный источник» (слева) и наос храма (справа)

По поводу названия Балыклы или, в буквальном переводе с турецкого, «Госпожи Марии рыб» существуют по крайней мере две гипотезы. Одна из них — относительная близость Мраморного моря, а также рыбного порта и рынка (существующего и сейчас), а другая — более героическая. Рассказывают, что 29 мая 1453 года рядом с животворящим источником сидел старец и жарил рыбу. Прибежавший послушник сообщил ему о том, что Константинополь пал. На что старец ответил так: «Скорее рыбы, которых я жарю, оживут, чем падёт Константинополь». После этих слов сковородка перевернулась, и рыбы, ожив, упали в источник. Причём одна половина тела у них осталась нетронутой.


Монастырь Балыклы («Живоносный источник»). Камни мощения паперти и могилы митрополитов и патриархов

Обитель находится в нескольких сотнях метров от городских стен снаружи от границ Константинополя, и поэтому неоднократно уничтожалась осаждавшими столицу врагами. Сюда также ссылались неугодные (Георгий Мономах, 1078; философ-неоплатонист Иоанн Итал(ус), 1084). После захвата города турками монастырь был разрушен, но источник продолжал посещаться. В XVIII—XIX веках было несколько попыток восстановления храма и монастыря. В 1821 году янычары разрушили стоявшую здесь часовню и отравили источник. Наконец, в 1833 году Махмуд II (1785—1839, османский султан в 1808—1839), распустивший корпус янычаров, издал фирман, даровавший Вселенскому патриарху Константину I (1830—1834) право восстановить храм и монастырь. Этот храм был освящён в 1835 году, но сожжён в ходе антигреческих погромов 6-7 сентября 1955 года. В ходе этого нападения были осквернены саркофаги Вселенских Патриархов и митрополитов, установленные во дворе храма, а их останки рассеяны. Сейчас храм и монастырь восстановлены. Божественная Литургия служится по субботам в 09:00. Паперть храма мощена могильными плитами c эпитафиями на греческом и славянских языках. Плиты датируются второй половиной XIX—началом XX веков (мы поговорим о версиях появления этих плит на территории храма).

Рассказывают, что из монастыря в Константинополь ведёт подземный ход, по которому в ночь на 25 июля 1261 года прошли воины военачальника Алексея Стратигопула (Милиссина, ум. после 1270) и открыли изнутри ворота Пиги (Силиврийские). Так малочисленное, насчитывавшее около 800 человек, войско Алексея, состоящее в основном из наёмников-монгол, сумело изгнать латинян и освободить столицу почти на двести лет

Адрес: Угол улиц Balikli Seyit Nizam Yolu и  Balikli Cirpici Yolu (напротив армянского кладбища), Zeitynburnu/İstanbul, Turkey. Телефон: +90 212 582 9456. Время работы: с 08:30 до 16:30.

ДВОРЕЦ ТОПКАПЫ (TOPKAPI SARAYI)

Этот огромный комплекс со множеством достопримечательностей был возведён в 1459—1478 годах по приказу Мехмеда II Завоевателя («Фатиха», 1432—1481, султан в 1444—1446 и 1451—1481). Находится на территории бывшего византийского акрополя, и когда-то занимал площадь около 70 Га. Топкапы служил резиденцией 22 султанов около 400 лет: от  Мехмеда II до Абдул-Меджида I (1823—1861, 31-го султана в 1839—1861). Последние четыре правителя империи были сыновьями Абдул-Меджида от разных жён. Лишь в 1854 году Абдул-Меджид переехал в новую «европеизированную» резиденцию на северном берегу Золотого Рога — дворец Долмабахче.

Архитекторами «насыпного сада» (дословный перевод «Долмабахче»), построенного в 1843-1856 годах, выступило армянское семейство Бальян и, прежде всего, Карапет Амира Бальян, и его сын Никогос. На украшение Хрустальной лестницы и прочих интерьеров ушло 14 тонн золота, а общая стоимость строительства превысила пять миллионов золотых фунтов. Среди основных достопримечательностей — подаренная королевой Викторией люстра из богемского стекла, весом почти в пять тонн, и собрание специально написанных картин Ивана Айвазовского

До XVIII века Топкапы носил название Saray-i Cedid-i Amire («Имперский Новый дворец»). Он получил нынешнее имя во времена правления Махмуда I, когда находившийся на его территории Морской дворец» (Topkapusu Sâhil Sarâyı) был уничтожен пожаром, и название перешло на весь комплекс. По-турецки «топ капы» означает «пушечные ворота». 3 апреля 1924 года Топкапы стал первым государственным музеем Республики Турция. Его площадь составляет приблизительно 40 Га. Комплекс отгорожен от города и моря византийскими стенами. В архиве музейного комплекса хранятся около 300 тыс. документов. Среди прочего, на территории дворца можно посетить Археологический музей, храм св. Ирины, гарем, а также очень интересный реликварий, где хранятся «посох Моисея», часть черепа Иоанна Предтечи и др. Топкапы состоит из четырёх соединённых проходами дворов, его окружают сады и открытые площадки.

Главные ворота (англ. Imperial Gate, тур. Bâb-ı Hümâyûn или Saltanat Kapısı), расположенные со стороны св. Софии, ведут в Первый двор, где находились превращённая в арсенал св. Ирина, а также монетный двор, больница и пекарня. Вход в первый двор свободный, здесь находятся билетные кассы.

За «Вратами Приветствия» (тур. Babü’s-selâm‎) — во Втором дворе — размещались, в частности, «диван» (госсовет) и казначейство. Это был административный центр империи. Здесь также находились казармы и пр. За зданием «дивана» высилась Башня правосудия, символизирующая справедливость султана, а сразу за ней находился вход в гарем. С противоположной (южной) стороны двора располагались кухни и поварская мечеть.

Проходом в Третий двор служили «Врата Счастья» (тур. Babü’s-saadet‎), перед которыми проводились различные церемонии (например, коронации) и отмечались праздники. Во дворе находились гарем, библиотека, шимширлик (дворик самшитовых деревьев, где взаперти жили потенциальные наследники престола) и эндерун (внутренние покои). В палатах внутренних покоев размещалась школа Эндерун, — центр подготовки управленческих кадров, — важных чиновников, носивших титул «ага». В северо-западной части двора располагались мечеть, портретная галерея султанов и собрание святых реликвий.


Дворец Топкапы. Врата Приветствия (тур. Babü’s—selâm‎) или Средние ворота (тур. Orta Kapı) (слева). Павильон разговения (тур. İftariye Köşkü) (справа)

В Четвёртом дворе — Императорской Софе (Imperial Sofa, тур. Sofa—ı Hümâyûn) — месте отдыха — находятся красивые павильоны: Реван («Ереванский»), Багдадский, Софа и Меджидие («большой»), башня Башлала (главного врача), мечеть Софа, павильон обрезаний, гардеробная и другие достопримечательности, среди которых выделим изящный «Павильон разговения» (в дни поста Рамадан), тур. İftariye Köşkü.

Адрес: Topkapi Palace Museum, Cankurtaran Mh., 34122 Fatih/İstanbul, Turkey.
Время работы: ср.—пнд., с 09:00 до 17:00 часов. Кассы закрываются на час раньше. Летом: с 09:00 до 19:00 часов. Выходной день: вторник.

ГОЛУБАЯ МЕЧЕТЬ (МЕЧЕТЬ СУЛТАНАХМЕТ, АНГЛ. SULTAN AHMET MOSQUE, ТУР. SULTAN AHMET CAMII)

Построена в 1609—1616 годах на месте восточных трибун константинопольского ипподрома и частично — Большого дворца. Мечеть заложил Ахмед I (1590—1617, султан Османской империи в 1603—1617), а строил архитектор Седефкар Мехмед Ага, являвшийся учеником и главным помощником знаменитого архитектора Мимара Синана. Султан скончался от сыпного тифа в возрасте 27 лет, через год после завершения строительства мечети, и был похоронен в мавзолее по соседству. В этом же году умер и 77-летний архитектор Мехмед Ага.


Голубая мечеть (Султанахмет)

Для строительства мечети использован камень и мрамор. Название «Голубая» она получила благодаря огромному количеству (более 20 тыс.) белых и голубых изникских керамических ручных изразцов, которые славились своим качеством (Изник— район в турецкой провинции Бурса, в древности Никея).  Ахмед I приказал присылать в Стамбул лучшие экземпляры, и запретил вывоз продукции на другие стройки, вследствие чего дела изникской фабрики пришли в упадок. Центральный зал размером 53 х 51 метр накрыт куполом диаметром 23.5 метра и высотой 43 метра. Купол и полукупола украшены надписями — сурами из Корана и изречениями пророка Мухаммеда, искусно выполненными Сейидом Касымом Губари из Диярбакыра. Купол опирается на четыре огромные колонны, диаметром по 5 метров. В узорах мечети преобладают растительные мотивы — традиционные тюльпаны, лилии, гвоздики и розы, а также орнаменты различных цветов на белом фоне. Подсчитано, что для узоров керамических плиток использовано более 50 вариации изображения тюльпанов. Пол мечети выложен коврами. Внутри мечеть хорошо освещена — свет падает из 260 окон. Стёкла, использованные для окон, были привезены из Венеции, но позднее — заменены. Мечеть насчитывает шесть минаретов: четыре, как обычно, по сторонам, а два менее высоких — на внешних углах. Четыре минарета мечети имеют по три балкона, а два минарета по два балкона. Первоначально балконов было 14 в соответствии с количеством османских султанов — предшественников Ахмеда I, включая его самого. Позднее прибавилось ещё два балкона, так как к султанам причислили сыновей Ахмеда I. Рядом с мечетью находится мавзолей, в котором похоронен Ахмед I.

Адрес: Sultan Ahmet Mahallesi, Atmeydanı Cd. No:7, 34122 Fatih/İstanbul, Turkey.
Вход свободный, но перекрывается пять раз в день на 90 минут на молитву.

День четвёртый (воскресенье)

Завтрак. Выход в город по программе.

  • Влахернский храм пресв. Богородицы (англ. Church of St. Mary of Blachernae, тур. Vlaherna Meryem Ana Kilisesi)
  • Набережная Золотого Рога. Храм Иоанна Предтечи. Болгарский храм св. Стефана («Железная церковь»).
  • Вселенский Экуменический Патриархат. Храм св. Георгия. Божественная Литургия (по желанию и благословению)
  • Греческий лицей XV в. (обзорно). Храм св. Марии Монгольской (по-возможности).
  • Храм Христа Спасителя в Хорах (мечеть «Карие Джамие»
  • Переезд в район Таксим. Торгово-пешеходная улица Истикляль. Латинский храм св. Антония Падуанского (1912). Греческий храм св. Троицы («Айя Триада»).
  • Галатская башня

Возвращение в гостиницу. Отдых. Ночлег

ХРАМ БОГОРОДИЦЫ ИЗ ВЛАХЕРНА (АНГЛ. CHURCH OF ST. MARY OF BLACHERNAE, ТУР. VLAHERNA MERYEM ANA KILISESI)

Этот храм, известный всему христианскому миру, стоял в Константинополе у самого императорского дворца в поместье Влахерны. Инициатором его строительства была Элия Пульхерия (399—453, регент Византийской империи с титулом августа в 414—421, при младшем брате Феодосии II, и в 450—453). Неподалеку был выстроен дворец, который стал основной императорской резиденцией. Святыня привлекала паломников. Здесь находились «Влахернская» икона Пресв. Богородицы и Святой Источник. Особую славу храм обрёл после 864 (860) года, когда Приснодева, как считается, потопила в водах Золотого рога корабли славян, осаждавших Константинополь, и по этому поводу был впервые исполнен Акафист Богородице.


Влахернский храм (слева). На правом снимке:  Влахернская икона (Богоматерь в белых одеждах) — на иконостасе слева, образ Одигитрии, уцелевший в пожаре 15 века — на иконостасе справа,  Святой источник расположен справа от Одигитрии

Однажды местный юродивый Андрей (ум. 936) увидел идущую по небу Богородицу, которая молилась и плакала, а затем сняла с себя лёгкое покрывало и распростёрла его над городом, словно укрывая и защищая его. Этот праздник впоследствии стал отмечаться как Покров Богородицы, а икона в XVII веке была преподнесена в дар русскому царю Алексею Михайловичу и ныне хранится в Третьяковской галерее.

В ходе столетий, произошла некоторая путаница: в России и других странах «Влахернским» считают образ Божией матери с Младенцем (Одигитрии, «путеводительницы»), а в самом храме — стоящей Богородицы с покрывалом. Подробнее, см. нашу заметку о Влахернском храме (ссылка внизу)


Влахернская икона (извиняемся за качество снимка)

В годы латинского владычества в Константинополе храм пришёл в упадок, чудеса прекратились. Никейский император Иоанн III Дука Ватац (1221—1254) выкупил его у латинян ещё до возвращения византийцев в Константинополь (1261), но прежнего блеска храм не достиг. 29 февраля 1434 года церковь загорелась и обрушилась. До середины XIX века окрестности святого источника пустовали. Нынешний храм построен в 1867 году. Вокруг на обширной территории сохранились остатки влахернских стен и дворца.

Слово «влахерна», по утверждению смотрителя храма Иоанниса (Ιωάννης), восходит к греческому названию одного из видов местных рыб: атлантической пеламиды (сарды). С другой стороны, словари утверждают, что пеламида по-гречески будет «παλαμίδα», и этот вопрос требует уточнения.

Адрес: Mustafa Pasha Bostani Sokak, 47, 34087 Fener, Fatih/Fatih/Istanbul, Turkey.
Время работы: ежедневно с 09:00 до 17:00 часов. Вход свободный

БОЛГАРCКИЙ ХРАМ СВ. СТЕФАНА («ЖЕЛЕЗНАЯ» ЦЕРКОВЬ, АНГЛ. ST. STEPHEN CHURCH, ТУР. SVETI STEFAN KILISESI)

«Едва ли найдётся болгарское сердце, которое не дрогнет при мысли о железной церкви Св. Стефана», — так начинается рассказ о храме, который можно прочесть на информационном стенде, установленном справа от входа, напротив церковной лавки. Алтарь этой богато украшенной трёхкупольной базилики, имеющей форму креста, смотрит на Золотой Рог, а над нартексом возвышается сорокаметровая звонница, шесть колоколов которой отлиты в Ярославле.

Храм стоит на южном побережье бухты Золотой Рог, на улице Мюрсель-паша (практически на набережной), и собран из чугунных (сплав железа с углеродом) деталей. В случае необходимости его можно разобрать и перевезти в другое место. Построена церковь была для стамбульского болгарского меньшинства, и сегодня среди прихожан числятся, в основном, болгары. На территории находится небольшое кладбище, где захоронены, в том числе, первые болгарские Патриархи. Основной причиной, по которой в конце XIX века для постройки храма была выбрана сборная конструкция стала дороговизна сооружения «обычного» фундамента на илистом берегу бухты.

Князь и османский чиновник Стефан Богориди (урожд. Стойко Цонков Стойков, 1770—1859), небесным покровителем которого и был св. Стефан, подарил «царьградским болгарам» деревянный дом, который они перестроили в храм. Он был освящён 9 октября 1849 года и стал одним из символов национального возрождения. Здесь 3 апреля 1860 года во время Пасхальной Литургии епископ Вселенского Патриархата Иларион Макариопольский (в миру Стоян Стоянов Михайловский, 1812—1875), словами «… и каждое православное епископство!» взял на себя роль болгарского духовного руководителя, и, не упомянув имени Константинопольского патриарха, де-факто уклонился в церковный раскол.

По свидетельству активиста болгарского Национального Возрождения Тодора Бурмова, акция 3 апреля была согласована руководителями общины с Портой, в частности, с визирем Али—пашой. Руководители болгарской общины были благосклонно приняты турецкими министрами; также обрадованы демонстрацией были «агенты латинской пропаганды», специально пришедшие к пасхальной заутрене. По мнению Бурмова, Порта, отрывая болгар от православия, рассчитывала уменьшить влияние России на христианское население империи. Собравшийся 9 апреля Синод Великой Церкви, выслушав оправдания Илариона, ссылавшегося на требования народа, не был удовлетворён его объяснениями; однако, составленный Патриархом такрир (представление Порте), требовавший гражданского наказания для Илариона, был оставлен правительством без последствий; со стороны Патриархии последовали церковные прещения в отношении епископа Илариона и иных. В феврале 1861 года Иларион был лишён сана и сослан на Афон (1861—1864). Позже, Священный Синод Константинопольского Патриархата, состоявшийся  13-15 мая 1872 года, низложив и лишив сана экзарха Анфима I, отлучил от церкви примкнувших к нему архиереев, а епископа Илариона предал вечной анафеме

В храме св. Стефана, 28 февраля 1870 года, был зачитан фирман о признании болгар отдельным этносом, с правом на самостоятельную церковь, под именем Болгарская Экзархия (или Экзархат), во главе с духовным главой, просуществовавшей более шестидесяти лет, до образования Болгарского Патриархата, 10 мая 1953 года. После того, как деревянный храм сгорел, было решено возвести нынешнюю конструкцию. Автором проекта стал армянский архитектор стамбульского происхождения Овсеп Азнавур (Hovsep Aznavur), а конкурс на изготовление сборной церкви выиграла австрийская фирма Рудольф фон Вагнер (R. Ph. Waagner). Детали общим весом около 500 тонн были отлиты в 1893—1896 годах в Вене, а затем на корабле по Дунаю, Чёрному морю и Босфорскому проливу доставлены в Стамбул. Храм был освящён экзархом Йосифом 8 сентября 1898 года. Изящен и сдержанно величествен иконостас, написанный русскими мастерами. Все части храма соединены между собой болтами, гайками, заклёпками или сваркой. В архитектурном стиле сочетаются необарокко и неоготика.

Согласно размещённой на том же стенде информации на болгарском языке, в мире были лишь две железные церкви, но сохранился лишь храм св. Стефана. Однако соседний текст на английском повествует о том, что британцы, изобретшие рифлёное железо в 1829 году, производили портативные железные храмы и отправляли их в колонии, к примеру, в Австралию. Создатель Эйфелевой башни инженер Гюстав Эйфель также проектировал железные церкви, которые посылались в такие страны, как Филиппины и Перу


«Железная» церковь

Адрес: Balat Mahallesi, Ayvansaray Caddesi, 34200 Fener, Fatih/Fatih/Istanbul, Turkey.
Время работы: ежедневно, с 09:00 до 17:00 часов.

ФАНАР. ВСЕЛЕНСКИЙ ПАТРИАРХАТ И ХРАМ СВ. ГЕОРГИЯ (RUM ORTODOKS PATRİKHANESİ)

Патриарший Собор св. Георгия (англ.: St. George’s Cathedral, тур.: Aya Yorgi Kilisesi)

После четырёх переездов у Вселенского патриархата осталось не так много византийских реликвий. Его кафедральный собор св. Георгия — сравнительно поздний — 1720 года (с позднейшими перестройками).

После падения Константинополя (1453 год), центром православной жизни города в XVI веке стал район Фенер, куда в конце столетия была перенесена резиденция Патриарха. В 1601 году Патриарх Матфей II избрал своей новой резиденцией вместо храма св. Димитрия у Деревянных ворот (ныне Aya Dimitri Rum Ortodoks Kilisesi, Balat Mahallesi, Kırkambar Sokak No. 12, Ayvansaray, Fatih/Fatih/Istanbul, Turkey), расположенного примерно в 2/3 пути от нынешнего патриархата в сторону Влахернского храма, храм Святого Георгия, бывший до того женским монастырём

В северном нефе собора установлены ковчеги с частицам мощей свв. Григория Богослова и Иоанна Златоуста, вывезенные из Константинополя во время Четвёртого крестового похода (1204) и в 2004 году по распоряжению папы Римского Иоанна Павла II возвращённые Вселенскому Патриархату. Эти мощи когда-то находились в константинопольском храме св. Апостолов (на месте которого сейчас стоит мечеть Фатих), где упокоились многие византийские императоры и члены их семейств. Рядом с ними стоит и ковчег с мощами Вас. Великого.

В южном нефе покоятся останки Евфимии Халкедонской (Всехвальной, память в Константинопольской церкви — 11 июля и 16 сентября), Соломонии — матери мучеников Маккавейских и святой царицы Феофании (Феофано), первой жене Льва VI (886—912, император в 886—912). К сожалению, отношения супругов не сложились, и она окончила свою жизнь в монастыре рядом с Влахернской церковью. При этом брак со Львом по настоянию её духовника расторгнут не был, и в монастыре она жила, не принимая монашеского пострига. У южной же стены, ближе к алтарю, находится колонна, у которой бичевали Христа, по-видимому, та, которую ранее показывали в храме св. Апостолов. Ещё один фрагмент колонны находится в латинском приделе Храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Центральные ворота в патриархию закрыты приваренным бортиком. В 1821 году в разгар греческого антитурецкого восстания на них турками был повешен Вселенский патриарх Григорий V. В первый день Пасхи 10 (22) апреля 1821 года, он был низложен, а на его место возведён Евгений Писидийский. Когда новоизбранный возвращался из Порты в патриархию с фирманом, тело Григория в полном облачении уже висело на воротах патриархии. Тело провисело на воротах три дня. В связи с репрессиями в Фанаре греки не решались выкупить его у палача. По одной из легенд, на четвёртый день, константинопольские евреи купили тело патриарха за 800 пиастров, издеваясь, протащили по улицам, и, привязав к ногам камни, выбросили в море

16 апреля того же года тело было обретено греческими моряками судна под русским флагом «Святитель Николай» и доставлено в Одессу, где прибывшие по приглашению градоначальника Одессы графа Александра Ланжерона греки опознали в останках покойного патриарха; погребение совершил архиепископ Кишинёвский Димитрий (Сулима). Останки святителя покоились в Троицком греческом храме Одессы до 1871 года, когда они были перенесены в Афины.

Патриарха канонизировали в лике священномученика, а в Греции его называют Этномартирас (Εθνομάρτυρας — «мученик Нации»). Ворота в патриархию больше никогда не открывались, и на территорию проходят сбоку, повернув перед воротами налево.

В храме св. Георгия есть также много редких икон, как, например, мозаичное изображение Марии с младенцем из быв. храма Богородицы Паммакаристы, или установленный в нартексе образ Илии Пророка в меховом облачении — дар местных меховщиков христиан.

 
Колонна бичевания (слева). Икона из монастыря Богородицы Паммакаристы, где раньше находился Патриархат (справа)


В храме св. Георгия

Адрес: Yavuz Sultan Selim Mahallesi, Dr. Sadık Ahmet Cd. No:44, 34083 Fatih/İstanbul, Turkey. Телефон: +90 212 531 96 70.
Время работы: ежедневно с 09:00 до 17:00 часов (лучше уточнить по телефону). Вход свободный. Божественная литургия — в воскресенье, в 09:00

ХРАМ СВ. МАРИИ МОНГОЛЬСКОЙ (АНГЛ.: CHURCH OF SAINT MARY OF THE MONGOLS, ТУР.: MERYEM ANA KANLİ KİLİSE)

Храм называют также церковью Богоматери Панагиотиссы («Всесвятой»). Обиходное турецкое имя: «Kan kilisesi» (Кровавая церковь) — за цвет здания, оштукатуренного и выкрашенного в красный цвет, напоминающий о том, что в 1453 году у стен храма происходили жестокие бои.

Различаются версии о том, чья кровь пролилась, пала здесь тысяча османских солдат или тысяча греческих защитников. Мы не останавливаемся на этой теме.

Возведён храм по инициативе внебрачной дочери Михаила XVIII (1224/1225—1282, византийского императора с 1261, никейского — с 1259 года), основателя династии Палеологов. Мария, или Мария Деспина Монгольская (греч. Μαρία Δέσποινα Παλαιολογίνα‎), была христианской супругой хулагуида Абака-хана (1234—1282), второго ильхана (монгольского правителя) Ближнего и Среднего Востока — напомним, что в 1261 году столицу освобождали, в основном, монгольские наёмники. Но и после замужества Мария не утратила связи с домом и жертвовала средства на строительство. После того как в 1282 году супруг скончался, а возможно, был отравлен своим братом Ахмадом Текудером, Мария вернулась в Константинополь. Даты её жизни неизвестны, предполагается, что она приняла постриг с именем Мелания и умерла в монастыре


Храм Марии Монгольской — видна часть лицея (слева). Красные кирпичи и штукатурка храма (справа) (Википедия)

Храм примечателен тем, что никогда не был мечетью. При его поиске можно ориентироваться на возвышающееся над Фанаром массивное здание греческой школы-лицея из красного кирпича (Özel Fener Rum Lisesi). Об этой старейшей и самой престижной православной школе в Стамбуле (Турция), по иронии судьбы, основанной греческим учёным Матеосом Камариотисом в 1454 году — через год после падения Константинополя! —мы уже упоминали в других разделах заметки. В школе учились многие османские министры, а также валашские и молдавские князья, назначавшиеся османским правительством. Например её окончил Дмитрий Кантемир

Алтарь церкви находится напротив северо-западного крыла школы, вход через дверь в ограде с противоположной стороны (обычно необходимо позвонить в дверь).

Адрес: Firketeci Sokak No. 5 Fener İstanbul. Время работы: ежедневно (кроме понедельника), с 10:00 до 17:00 часов

Не так далеко отсюда расположена и  бывшая византийская церковь Богородицы Паммакаристы («Радующейся») — ныне мечеть Фетхие-джами («Завоевания») — самый значительный памятник искусства, сохранившийся в Стамбуле от правления Палеологов. По площади уцелевших мозаик она уступает лишь св. Софии и церкви в Хорах (в 2018 году была закрыта на реконструкцию). 

ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В ХОРАХ (АНГЛ.: CHORA CHURCH, ТУР.: KARIYE MÜZESI, KARIYE CAMII, KARIYE KILISESI )

Путеводитель из серии QG (Quick Guide) считает музей Карийе (бывший византийский храм Христа Спасителя в Хорах) самой значимой православной церковью в Стамбуле после собора Св. Софии. Только следует учесть, что этот храм маленький и часть его приделов закрыта на реконструкцию. После захвата Константинополя в 1453 году турками-османами, с конца XV века вплоть до 1948 года, здесь находилась мечеть «Kariye Camii», в которой все фрески и мозаики были заштукатурены и неоднократно побелены. В 1948 году Томас Уиттемор (Thomas Whittemore) и Пол А. Андервуд (Paul A. Underwood) из Византийского института Америки (Byzantine Institute of America) и Центра византийских исследований Дамбартон-Оукс (Dumbarton Oaks) спонсировали программу очистки, реставрации и консервации фресок. Работа продолжалась в течение двенадцати лет. Хора вернулась к жизни как островок Византии посреди восточного города в 1958 году, здесь был открыт государственный музей. Однако в 2020 году музей снова стал мечетью, поэтому информация о мозаиках и фресках внизу, к сожалению, носит “исторический” характер. Они закрыты подвесными потолками и щитами. Может быть что-то уже поменялось.

Мировую известность Хора приобрела благодаря настенным мозаикам и фрескам XIV века. К сожалению, не все из них сохранились, но и уцелевшие образцы уникальны.  Мозаики в нартексах и нефе, а также фрески в пареклесии – боковом приделе, часто предназначенном для погребения знатных людей (ср. мон-ри Константина Липса, Пантократора и др.) – изображают сцены из жизни Иисуса Христа, Пресв. Богородицы, передают ветхозаветные сюжеты и т.п. Изображения отличаются предельным реализмом, фигуры – правильными пропорциями, а лики святых – одухотворены. Это уже не сухая иератическая иконопись, а новое направление в искусстве, синхронное итальянскому Возрождению, зачинателем которого считается Джотто (1266 – 1337). Подобные изображения можно встретить и в константинопольском храме Богородицы Паммакаристы (мечеть Фетхийе), однако, музей при этом храме в настоящее время закрыт. К несчастью, период Ренессанса длился в Константинополе очень короткое время – турецкая экспансия XV века положила ему конец.

Нынешнее здание построено стараниями Марии Дукас/Дукины (известная византийская фамилия армянского происхождения), тёщи Алексея I Комнина (1081—1118), примерно в 1077—1081 годах. Уже через полвека часть сводов обрушилась, вероятно, вследствие землетрясения, и младший сын Алексея Исаак Комнин профинансировал восстановительные работы. Мощи Исаака также находились в монастыре Хора, но затем их перенесли в обитель Космосотейра (сев.-вост. часть совр. Греции)

Храм был перестроен после прихода к власти Палеологов, в 1315—1321 годах. Ктитором (жертвователем) выступил великий логофет (премьер-министр и главный государственный казначей) Феодор (Теодор) Метохит. Свои последние годы он провёл в монастыре обычным монахом (сохранился его ктиторский портрет) и был похоронен у входа в храм. Три «изюминки» церкви: мозаики, фрески и поминальная часовня/придел (пареклесий) — относятся к этому периоду, причём пареклесий Феодор построил для себя. Ниши пареклесия изначально предназначались для саркофагов (которых там нет).

Во время осады Константинополя турками в 1453 году в монастырь была принесена икона Небесной Заступницы города — Богоматери Одигитрии.


Нартекс, мозаика над входом в наос. Иисус Христос на престоле с дарителем Феодором Метохитом (фото http://www.churchofchora.com/history-of-chora-church.html). Надпись справа от главы Христа, под монограммой ΧΣ гласит: «Земля живых» (греч.: Η Χώρα των Ζώντων, букв. Страна жизни). За спиной ктитора видна надпись: «Основатель, логофет Геникона (министр финансов – И. Ц.), Феодор Метохит»


Воскресение Христово (фреска)


Успение Богородицы (мозаика)


Мария на пути в Вифлеем (мозаика)

Адрес: Dervişali Mahallesi, Kariye Camii Sk. No:8, 34087 Fatih/İstanbul, Turkey

ХРАМ СВЯТОГО АНТОНИЯ ПАДУАНСКОГО (АНГЛ.: CHURCH OF ST. ANTHONY OF PADUA,ТУР.: ST. ANTUAN KATOLIK KILISESI)

Этот храм находится в районе Бейоглу, на северном берегу Золотого Рога, на пешеходной улице Истикляль, 171. Монахи ордена францисканцев появились в Стамбуле в XIII веке. Первая церковь, посвящённая святому Франциску Ассизскому (Saint Francis of Assisi, урожд. Giovanni di Pietro di Bernardone, 1181/1182—1226), основателю ордена, была построена в районе Галата в 1230 году. Церковь святого Франциска была одним из немногих каменных зданий, уцелевших в огне пожара 1696 года; однако затем по приказу Мустафы II (1664— 1703, султан в 1695—1703 годах) её отобрали и перестроили в мечеть. К 1724 году итальянская община построила новую церковь, посвящённую уже св. Антонию Падуанскому.

Анто́ний Падуа́нский (1195—1231) Фернандо де Буйон (Буйоеш)— католический святой, проповедник, родившийся в семье знатного лиссабонского рыцаря, но отказавшийся от богатства, выдающийся оратор, один из самых знаменитых францисканцев. Лично встречался с Ф. Ассизским. Похоронен в Падуе, где прошли последние годы его жизни

Этой церкви было суждено простоять 180 лет, но в 1904 году её снесли, как мешающую прокладке трамвайных рельсов. Турецкие власти выделили участок неподалёку, и 23 августа 1906 года был заложен первый камень в основание «второй» церкви святого Антония. Этот храм в венецианском неоготическом стиле по проекту итальянского архитектора, уроженца Стамбула, Джулио Монджери (Giulio Mongeri), построившего в Османской империи на рубеже веков множество красивых зданий, был открыт 15 февраля 1912 года. Одновременно на участке были возведены два пятиэтажных здания, гармонирующих по стилю с церковью, — так, что церковь оказалась внутри обширного двора. Доход от их строительства пополнил средства на постройку нового храма. Для того, чтобы попасть к церкви с улицы Истикляль, нужно пройти между этими домами через элегантную арку со стрельчатыми сводами.


Храм св. Антония Падуанского

В 1932 году папа Пий XI возвёл церковь, ставшую самой большой католической церковью Стамбула, в ранг малой базилики. В этом же году в церкви святого Антония первый раз проповедовал Анджело Джузеппе Ронкалли, будущий римский папа Иоанн XXIII. В должности папского нунция в Турции, он в течение 10 лет отправлял здесь службы. Об этом напоминает статуя Иоанна XXIII, установленная перед фасадом храма. В 1967 году в ходе визита в Турцию свою первую мессу здесь служил папа Павел VI.

Прямоугольное здание размером 20 х 50 метров построено из красного кирпича. На фасаде церкви — небольшие башенки и три крупных окна—розетки с витражами, порталы украшены мозаикой. В интерьере церкви внимание привлекают потолочные фрески со сценами из Священного писания, стены декорированы мозаичной плиткой.


Храм св. Антония Падуанского. Рождественский вертеп с трамваем (слева). Наос храма (справа)

Адрес: Tomtom Mahallesi, Istiklal Cd. No: 171, 34433 Beyoğlu/İstanbul, Turkey.
Время работы: ежедневно с 08:00 до 18:00 часов (иногда — до 19:00).

ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ (АНГЛ.: HOLY TRINITY CHURCH, ТУР.: AYA TRIADA RUM ORTODOKS KILISESI)

Находится в районе Таксим, название на турецком звучит как «Айя Триада». Первоначально задумывалась как церковь для русских прихожан, но позже стала греческой. Храм открыт в 1880 году и считается самым большим функционирующим православным культовым сооружением Стамбула. Участок, на котором стоит храм, до 1875 года был местом греческого кладбища и больницы, а также деревянной церкви св. Георгия, которые были снесены для новой постройки.


Храм св. Троицы

Строительство на основе чертежей греческого архитектора П. Кампанаки началось 13 августа 1876 года и было завершено к сентябрю 1880 года. В архитектуре храма, как и в болгарской церкви св. Стефана, причудливо сочетаются необарокко и неоготика. Фасад, над которым возвышаются две колокольни, построен в неоготическом стиле. Здание явилось первым купольным храмом, построенным в османском Константинополе (возведение куполов было разрешено специальным фирманом только после 1839 года). Живопись и убранство храма — работа художника Сакеллария Мегаклиса, мраморный пол выполнен скульптором Александром Крикелисом. 14 сентября 1880 года храм был освящён Патриархом Иоакимом III.

Здание сильно пострадало в ходе Стамбульских погромов в сентябре 1955 года. Восстановление храма было завершено к марту 2003 года, в значительной мере, на средства греческого промышленника П. Ангелопулоса. Почерневшие стены соседних домов, носящие следы пожара 6-7 сентября 1955 года, умышленно не отмываются, в знак памяти об этой трагедии.

Адрес: Katip Çelebi Mah., Meşelik Sokak, 34433 Beyoğlu/Istanbul, Turkey (в двух шагах от улицы Истикляль).
Время работы: ежедневно с 08:00 до 18:00 часов

ГАЛАТСКАЯ БАШНЯ (АНГЛ.: GALATA TOWER, ТУР.: GALATA KULESİ)

Галатская башня в средние века была доминантой генуэзского квартала-укрепления, стоявшего на северном берегу бухты Золотой Рог. Башня неоднократно перестраивалась, её сегодняшняя высота — около 67 м, диаметр — 9 м, высота над уровнем моря — примерно 140 м. Ещё в V веке на её месте высилась деревянная башня, которую называли по-гречески Megalos Pyrgos (гр. Большая башня). Башня неоднократно страдала от пожаров, а в 1204 году, при захвате Константинополя крестоносцами, была полностью уничтожена. В современном виде она построена в 1348—1349 годах, как центр генуэзской колонии, и носила название Christea Turris (лат. Башня Христа). Покоритель Константинополя султан Мехмед II («Фатих») уменьшил высоту башни на 6.8 м, удалив купол.

В 1632 году башня стала местом одного из первых полётов в истории. Утверждают, что испытатель, по имени Хазарфен Ахмед Челеби (1609—1640), спрыгнул с вершины башни (в то время — 55 м, или 134 м над у.м.) на самодельных крыльях, перелетел через Босфор и приземлился на площади Доганжилар в Ускюдаре, азиатской части Стамбула, пролетев около 3.5 км. Правда источник этой информации единственный — путевые записки (Seyahatname) турецкого путешественника Эвлия Челеби (Evliya Çelebi, 1611—1682).

Якобы, жестокий Мурад IV  (1612—1640, 17-й султан Османской империи c 1623 по 1640 годы), запретивший в империи алкоголь, табак и кофе, наградил Хазарфена кошельком золота, однако, посчитав опасным держать такого человека в столице, сослал в Алжир, где учёный вскоре умер в возрасте 31 года. Этот султан, по рассказам, переодевшись в гражданские одежды обходил по ночам «злачные» места и лично рубил головы нарушителям указов. Он также казнил владыку Кирилла Лукариса (1572—28 июня 1638) — Патриарха Александрийского (1602—1621) и Константинопольского (1612, 1620—1623, 1623—1633, 1633—1634, 1634—1635, 1637—1638) по обвинению в сотрудничестве с Россией и поддержку захвата казаками Азова (1637 – 1642).

Когда-то от башни, в обе стороны, к Золотому Рогу спускалась двойная линия стен, так что генуэзский квартал напоминал по форме треугольник. Сейчас стен нет, но кое-где сохранились их фрагменты.  Обзорная площадка башни находится на последнем, 7 этаже.


Галатская башня (фото: Википедия) и генуэзский квартал (из коллекции Стамбульского Археологического музея)

Адрес: Bereketzade Mahallesi, Galata Kulesi, 34421 Beyoğlu/İstanbul, Turkey.
Время работы: ежедневно с 8 до 20 часов

День пятый (понедельник)

Завтрак. Выход в город по программе.

  • Русский храм св. Пантелеимона (подворье Афонского монастыря)
  • Выход на теплоходе по Мраморному морю на Принцевы Острова. Монастырь св. Георгия Кудунского на острове Бююкада (греч. Прингипос). Свободное время на острове

Возвращение в Стамбул. Отдых. Ночлег

«РУССКИЕ» ХРАМЫ КОНСТАНТИНОПОЛЯ

Есть в Галате и ещё одно интересное явление: русские храмы в мансардах жилых домов. Построенные около 150 лет назад они — св. Андрея, св. Пантелеимона (подворье Афонского монастыря) и Илии Пророка — находятся в районе восточнее Галатского моста. Местные жители их так и называют — «церкви на крыше» (Çatı kiliseleri). Добраться до храмов достаточно просто. Надо пройти от моста по улице Necatibey Cad. буквально пару сотен метров и увидеть справа в просвете через переулок железные крашеные ворота с золотыми православными крестами – храм св. Николая (Aya Nikola) непризнанного Турецкого патриархата. Если смотреть на ворота, то в доме с левой стороны расположен храм св. Пантелеимона (на шестом этаже), а в доме справа — Илии Пророка. Вход – через парадные и хорошо, что возле «пантелеимоновской» на стене висит табличка. Чтобы попасть в храм св. Андрея, надо пройти от парадной храма Св. Пантелеимона вперёд по переулку, повернуть налево и зайти в подъезд с надписью Frigo. Рассказывают, что после революции эти храмы были своеобразными «конкурентами»: в одном собиралась «чистая» эмигрантская публика, а в другом – люди попроще.


Русские храмы на крышах ( http://www.mimarizm.com/makale/karakoy—kiliseleri_123306)

В храме св. Пантелеимона можно поклониться чудотворной иконе Владимирской Божией матери, «заставившей» вернуть себя в Константинополь в конце XIX века (не забудьте попросить копию относящегося к ней «Сказания», датированного 1891 годом). Есть также образы св. Пантелеимона, Матери Божией Казанской, св. Матроны Московской и др. Правила, как и во многих зарубежных монастырях, очень строгие: не благословляется пользование мобильным телефоном, прикладывание к иконам и хождение по храму после «херувимской» песни, обязательны платки для женщин.

 
Храм св. Пантелеимона
 

Храм был построен в XIX веке в честь св. целителя Пантелеимона. Пережил не один пожар, но каждый раз возрождался вновь. Сам дом был возведён для христиан-паломников, путешествовавших по святым местам. В начале XX века здесь размещались русские эмигранты. Храм действующий, службы совершаются регулярно, начиная с 1999 года. В феврале 2018 года на Афонское подворье решением Собора Старцев Пантелеимонова монастыря был направлен игумен о. Симон (многие «афониты» помнят его настоятелем скита Ксилургу на Афоне).


Храм св. Пантелеимона (Владимирская икона)
 
 


 
Храм Св. Андрея

Адрес: Hoca Tahsin Sk. N:19, Karaköy, İstanbul. Тел.: +90 212 2441206

Не следует путать этот храм с греческим храмом св. Пантелеимона в районе Kuzguncuk на восточном берегу Босфора

ОСТРОВ БЮЮКАДА (ГРЕЧ. ПРИНКИПОС, ПРИНГИПО — «ПРИНЦ») И ПОДЪЁМ К МОН-РЮ СВ. ГЕОРГИЯ КУДУНСКОГО (1833)

Несмотря на малое количество прихожан, Принцевы острова имеют отдельную Принкипони́сскую митропо́лию (епархию Константинопольской церкви). Когда-то сюда, в монастыри, мужской и женский, ссылали опальных родственников византийской знати. Позже то же делали и турки. Древние обители, расположенные внизу у моря, не сохранились, и сейчас основным местом паломничества является стоящий на вершине южного холма Yüce Tepe — самой высокой точки острова (211 м) — монастырь св. Георгия Кудунского, основанный, по легенде, в 963 году, во времена военачальника и будущего императора (963—969) Никифора II Фоки.


Икона св. Георгия Кудунского (слева). Панорама (справа)

В храме монастыря хранится чудотворная икона св. Георгия, которую монахи зарыли на вершине холма, спасая в от осквернения латинскими пиратами венецианского адмирала Джустиниани (1302). Местный пастух нашёл её по звону колокольчиков (греч. «кудуни»). Поэтому благодарения иконе — это колокольчики, а в последнее время, всё больше, — мужские ручные часы. Современный храм достаточно новый. Он постепенно восстанавливался, начиная с 1826 года, был освящён в 1908 году, в 1986 году пострадал при пожаре и снова отремонтирован. Поклонитесь местному чтимому образу матери Божией Прингипидессы. Обращает на себя внимание изображение Досок Завета над иконостасом (с текстом по-гречески), и конечно же икона св. Георгия. Св. Георгий Кудунский (St. George Koudounas), как и образы св. Георгия в других местах, издавна помогал исцелять душевнобольных. Таких «расстроенных» приводили в храм, сажали на цепь перед иконой (в полу были специальные железные кольца), а днём выводили гулять по монастырской территории. Большинство несчастных чувствовали облегчение и после исцеления приносили щедрые дары святому и храму. К сожалению, при реконструкции мраморного пола в 1987 году кольца исчезли, но выражение: «этот — для Кудунского» (he is for Koudounas, англ.), по-видимому, ещё долго сохранится в языке местных христиан

На островах запрещено автомобильное движение (кроме электромобилей). Поэтому к монастырю вначале едут на фаэтоне, а потом поднимаются пешком на вершину холма (длина подъёма — примерно 500 м). Расписание теплоходов от пристани Эминёню можно посмотреть, здесь: http://www.sehirhatlari.istanbul/tr/seferler/eminonu—kadikoy—adalar—3485.html. Есть рейсы и от других причалов.


Монастырь св. Георгия Кудунского

День шестой (вторник, по-возможности)

Завтрак в гостинице. Посещение Археологического музея у дворца Топкапы (отведите на это несколько часов). В особенности, рекомендуем второй этаж, посвящённый византийским храмам. После этого можно зайти в удобно расположенную (практически на набережной) примерно в 500 м восточнее Вселенского Патриархата мечеть Gül Camii («мечеть роз») – бывший византийский храм прмц. Феодо́сии.

Несмотря на непритязательный вид, внутри Вас ждёт культурный шок. К примеру, нанесённый на стены орнамент в виде шестиконечных звёзд, которые многие ошибочно считают древней иудейской символикой (это современная иудейская символика). Одна из местных легенд говорит об имени этого культового сооружения. 29 мая 1453 года, в день падения Константинополя, отмечалась память св. Феодосии; храм был украшен розами — отсюда и название: «мечеть роз». Вторая — повествует о том, что в церкви погребён погибший на стенах города последний Византийский император: Константин XI Палеолог Драгаш (1449–1453). И выясняется, что массивном опорном столбе/колонне, разделяющей центральную апсиду и бывший дьяконник, действительно есть захоронение. Поднявшись по винтовой лестнице, попадаем к оштукатуренному саркофагу, увенчанному тюрбаном. Мусульманская традиция, однако, утверждает, что могила принадлежит не монарху, а местному святому, бродячему дервишу, по имени Гюль-баба, отсюда – «мечеть Гюль». Отметим, что на востоке, слово «бабА» означает отец, старик, «уважаемый» и т. п. И это не всё. В путеводителях упоминается о турецкой надписи над дверью, ведущей к могиле: «Гробница апостола, ученика Христа, мир ему». Возможно, что под слоями штукатурки и масляной краски эта надпись существует и сейчас. Так чьё же это захоронение? Апостола, дервиша или героически погибшего императора, наполовину серба? Судить Вам.


Неизвестное захоронение в колонне

Свободное время. Возвращение в гостиницу. Трансфер в аэропорт. Вылет домой.

Если рейс поздний, то к программе можно добавить военный музей, панораму штурма и Семибашенный замок (Едикуле), к сожалению, в последние годы «перманентно» закрытый. Интересно взглянуть с мусульманского кладбища через ров на знаменитые Золотые ворота (Алтын Капы, тур.).

На азиатской стороне (Кадыкёй, быв. Халкидон) не пропустите церковь св Евфимии Всехвальной (1694) с источником. Она расположена недалеко пристани и станции метро «Кадыкёй». Этот храм – а в будние дни открыт только притвор с источником и некоторыми иконами – неоднократно перестраивался в XVIII-XIX веках. В воскресенье можно сходить на литургию. Знаменитый Халкидонский Собор (451) проходил в одноимённой церкви, но не здесь. В V веке храм св. Евфимии стоял на холме, был разрушен персами в начале VII века, однако мощи святой заблаговременно перенесли в новый храм на Ипподроме, который, по-видимому, был разобран в ходе строительства дворца великого визиря Ибрагима-паши в 1522 году. Ныне мощи св. Евфимии находятся во Вселенском Патриархате, в храме св. Георгия Победоносца. Рассказывают, что, развалины храма Св. Евфимии времён Халкидонского собора нашли во время недавних раскопок на территории вокзала Хайдарпаша, совсем недалеко от пристани.


Храм Св. Евфимии Всехвальной

Панораму Золотых ворот можно объединить с посещением храма «Богородицы у источника» (Балыклы).

Другие публикации:

  1. О Влахернском храме можно прочитать здесь
  2. О быв. храме Свв. Сергия и Вакха (Малой Айя Софии) — здесь
  3. О мечети Календерхане (быв. храме Матери Божией Кириотиссы, связанным с памятью св. Романа Сладкопевца) — здесь
  4. О мечети Гюль-джами (“мечеть роз”, быв. храме прмц. Феодосии) — здесь
  5. О мечети Молла Зайрек (быв. храме Христа Всемогущего, «Пантократора») — здесь
  6. О павильоне Приветствий (тур. Alay Köşkü) — здесь
  7. О монастыре Богородицы Живоносного Источника (Балыклы) — здесь
  8. О мечети Бодрум, бывшем храем монастыря Миреле́йон — здесь
  9. О храме Христа Спасителя в Хорах — здесь
  10. О мечети Сюмбюль Эфенди, бывшем храме св. Андрея в Криси — здесь
  11. О монастыре Константина Липса — здесь

О чудесном месте Неби Юша (или Йуша) — одной из примерно шести могил ученика Моисея Иисуса Навина — см. публикацию в ФБ от 10 июля 2019 года:

а также здесь

Источники:

  1. Иванов С. Прогулки по Стамбулу в поисках Константинополя. — М.: Издательство АСТ: CORPUS, 2016. — 688 с. — ISBN 978—5—17—094179—7.
  2. Турция : путеводитель / В. А. Шанин. — 2—е изд., стереотип. — Москва : Вокруг света, 2006. — 262 с. : ил. — (Вокруг света). — ISBN 5—986—52—062—9.
  3. Hilary Sumner-Boyd, Freely, John. Strolling Through Istanbul: The Classic Guide to the City. Revised Ed. // Tauris Parke Paperbacks, 2016. 572 pp. ISBN 978-1138983069.
  4. The Holy Monastery of St. George Koudounas. Prinkipo. Editing and Production: The Holy Monastery of the Paraclette, Oros, Attica, Hellas. 2014.
  5. Открытые печатные и интернет-источники (проспекты, буклеты, Википедия, сайты http://topkapisarayi.gov.tr, http://www.thebyzantinelegacy.com и др.)

Страница в последний раз отредактирована 14 июля 2022 года

Добавить отзыв

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.