Ноябрь 1941 года, Вторая мировая война, обследование погребальных пещер в Иерусалиме, проводимое археологами Еврейского Университета под руководством профессора Элиэзера Сукеника (Eleazar Lipa Sukenik, 1889–1953), будущего исследователя свитков Мёртвого моря и его помощника Нахмана Авигада (Nahman Avigad, 1905–1992), специалиста по еврейской эпиграфике, на участке Карм аш-Шейх, к югу от Силуана. В ходе осмотра могил в Кидронской долине в одной из гробниц найдены 11 оссуариев (каменный ящичек для хранения костей) I века н. э.1
И среди них – ящичек с именами Александр и Симон, вызвавший особый интерес исследователей, поскольку три из четырёх Евангелий говорят нам о Симоне Кириниянине, которого римляне заставили нести Крест Господень на Голгофу (Матф. 27:32; Мк. 15:21; Лк. 23:26), но лишь от евангелиста Марка мы узнаём, что у Симона был сын Александр:
«И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его…» (Мк. 15:21)
Этот оссуарий, получивший условный #9, как и десять других был найден в неплотно закрытой неразграбленной погребальной пещере – даже замковый камень был на месте, хотя и повреждённый, – и у археологов не возникло сомнения в подлинности костных ящичков и надписей. Однако прошло два десятка лет, прежде, чем описание могилы было опубликовано Н. Авигадом в журнале Israel Exploration Journal, в 1962 году (из этой публикации и взяты план захоронения, и большинство иллюстраций настоящей заметки).2
План захоронения (Nahman Avigad)
На лицевой стороне оссуария – условное понятие, подразумевающее, что сторона была обращена внутрь пещеры – не было найдено вытесанных букв или символов, зато хорошо заметна треугольная выбоина на нижнем ребре, возможно имеющая какое-то практической значение (облегчение перетаскивания и проч.).
Сама пещера, размером 3.1 x 4. 65 м, была единой, высеченной в камне камерой без ниш («кохим»), со скамейками вдоль трёх стен – стиль, характерный для периода Первого Храма (X—нач. VI века до н. э.). Однако найденная керамика, в том числе масляные лампы иродианского типа, однозначно указывает на I век н. э. – период, предшествующий разрушению Иерусалима римлянами в 70-м году. Высота пещеры составила всего 1.15 м, но для удобства в полу было сделано типичное для иерусалимских гробниц прямоугольное углубление, размером 2.1 x 2.9 м и глубиной 1 м, что автоматически привело к появлению вдоль стен (кроме внешней) «полочек» для костей и оссуариев. Углубление имело одну ступеньку (см. 21, 22 на плане захоронения).
Десять из одиннадцати оссуариев стояли вместе у стенки слева от входа в гробницу. Ни один из них не был украшен резьбой, но на девяти, включая крышки, имелись надписи, указывавшие на то, чьи останки находились внутри: 15 надписей, содержащих 12 личных имён. Все надписи были греческими, кроме одной ивритской и одной греко-ивритской («Александр», на крышке интересующего нас оссуария).
Четыре имени звучали по-еврейски: Сара, Сабатис, Яаков и Симон. За исключением имени Симон они мало использовались в Палестине, но были общеупотребительными в диаспоре. Восемь других, звучащих по-гречески, практически не встречались в Палестине, но широко применялись в диаспоре, причём некоторые были особенно присущи Киренаике, что подтверждается публикацией Н. Авигада (1962) и современными исследованиями.3 К примеру, в захоронении найден оссуарий с именем «Талиарх, сын Досифея». Это имя практически неизвестно в Иудее, но распространено в северной Африке; одного из жертвователей на постройку синагоги в Берениках, расположенных неподалеку от Кирен, звали именно так.
Киренаика (англ. Cyrenaica), главным городом которой были Кирены (Κυρήνη, Κυράνᾱ), была римской провинцией с процветающей еврейской общиной, возникшей примерно в 300 году до н. э. — это территория современной восточной Ливии. Кирены были основан греческими колонистами в 630 г. до н. э. В 96 г. до н.э. они превратились в столицу римской провинции, население которой на одну четверть состояло из евреев.4 До разрушения Второго Храма евреи стран рассеяния обычно приходили Иерусалим на три праздника: Песах (Пасху), Шавуот (Пятидесятницу) и Суккот (Кущей), но иногда оставались в городе на долгое время.
«Ливийские» евреи из Киренаики неоднократно упоминаются в Новом Завете, как например, в рассказе о схождении Святого Духа на апостолов:
«В Иерусалиме … находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом… И все изумлялись и дивились, говоря между собой: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты…» (Деян. 2:5, 7-10).
«Деяния» также упоминают киринейцев в эпизоде, предшествующем аресту первомученика Стефана:
«Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном» (Деян. 6:9),
что говорит нам о том, что у выходцев из Северной Африки была в Иерусалиме своя синагога.
В числе других, киринейцы принесли Благую Весть в Антиохию (совр. Антакья, на территории Турции):
«Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса». (Деян.11:19-21)
Среди них упомянут пророк и учитель Луций Киринеянин:
«В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл» (Деян.13:1)
Не только имена, но и стилистические особенности начертания символов на оссуариях (к примеру, L-образный символ для обозначения возраста усопшего) указывают на иудейскую семью с корнями в Киринее. Это заставляет нас вновь обратить внимание на два оссуария с именем Симон.
На одном из этих костных ящиков написано «Сара (дочь) Симона из Птолемаиса» (англ. «Sara (daughter) of Simon, of Ptolemais»). Нам известны три античных города с названием Птолемаис: один в Палестине (Акко), другой в Египте (нет сведений о существовавшей там еврейской общине) и третий в Киренаике, к востоку от Кирен. Имя Сара, как уже отмечалось, редко использовалось в Палестине, но было распространено в Киренаике, поэтому последнее предположение кажется предпочтительным.
Другой — оссуарий #9 — имеет надписи на крышке и боковых сторонах.
Ещё в 1962 году Н. Авигад отмечал, что имя Симон (Шимон), среди начертанных на оссуариях, встречается чаще всего. Специалист по лексикографии, д-р Таль Илан (род. 1956), в своём «Лексиконе еврейских имён в поздней античности» уточняет, что Симон появляется в надписях и исторических документах Иудеи римской эпохи 257 раз, а имя Александр – только 31.5 Поэтому на основании описания гробницы, надписей и собственного статистического анализа д-р Илан считает «весьма вероятным», что мы имеем дело с личностями, упомянутыми в Новом Завете.6
Отметим вначале, что крышка оссуария #9 скользит по вытесанным в боковых стенках направляющим L-образной формы и выдвигается только вправо (если смотреть на лицевую сторону).
Оссуарий #9 (лицевая сторона) (Nahman Avigad)
Оссуарий #9 (обратная сторона) (М. Фрейкман)
Греческая надпись на лицевой стороне гласит: АЛЕКСАНДР / СИМОН.7 Она сделана зелёным мелом или чем-то подобным – ни один символ не высечен в камне. В 1941 году специалисты прочли эти имена без труда, а сейчас они едва различимы невооружённому глазу.
На обратной, смотревшей в сторону стены, стороне оссуария археологи обнаружили три строчки с грубо вытесанными символами. На первой из них начертано: СИМОН АЛЕ. Здесь слово СИМОН центрировано по горизонтали, а образующие его буквы вырезаны отчётливее и глубже, чем остальные. Это имя, по всей видимости, изначально было единственным. Следующие три символа – АЛЕ – считаются «фальстартом» имени АЛЕКСАНДР. Резчику-любителю не хватило места, и он начал работу заново строчкой ниже. Две нижние строки, с неглубоко прорисованными символами, образуют единую надпись:«Александр (сын) Симона».
Прежде, чем продолжить, сделаем краткое вступление в греческую грамматику: нас будут интересовать имена СИМОН и АЛЕКСАНДР в именительном и родительном падежах, поскольку они встречаются на сторонах и крышке оссуария.
В именительном падеже имена звучат как СИМОН и АЛЕКСАНДРОС (в англ. транслитерации, SIMON и ALEXANDROS).
В родительном падеже окончания меняются: СИМОНОС и АЛЕКСАНДРУ (в англ. транслитерации, SIMONOS и ALEXANDROU). Например, АЛЕКСАНДР в надписи на крышке стоит в родительном падеже, указывая, что в оссуарии находятся именно его кости.
Нижняя строчка этой надписи высечена ивритскими буквами и переводится как «Александрос из Кирен». К сожалению, как утверждает в личной переписке археолог д-р Михаил Фрейкман, крышка разбита на слове КИРЕН.
Важнейшую связь отец-сын можно увидеть на обратной стороне оссуария, где имя СИМОН стоит в родительном падеже, и следовательно АЛЕКСАНДРОС / SIMONOS означает, как уже указывалось, «Александр (сын) Симона». Однако сделанная мелом надпись АЛЕКСАНДР / СИМОН на лицевой стороне оссуария – это просто имена, без родственной связи. Может ли Симон быть вторым именем для Александра? Скорее всего, нет, поскольку на костном ящике нет ничего, намекающего на это, и, как отмечает д-р Илан, «вторые имена были не очень распространены среди палестинских евреев».8
Убедительнее звучит предположение о том, что оссуарий содержит останки двух мужчин, и имя каждого выделено отдельной строкой. Такие множественные погребения хорошо известны в эпоху поздней античности. Эту гипотезу ещё в 1950-х годах выдвигал польский библеист и священник Ю. Милик (Józef Tadeusz Milik).9 На это намекает и надпись на обратной стороне оссуария, где АЛЕКСАНДР, похоже, было добавлено к изначальному СИМОН.
К сожалению, мы не знаем, что случилось с найденными в захоронении костями. Статья Н. Авигада не содержит сведений по этому вопросу, и определить останки скольких людей находились в оссуарии #9 мы не можем. Однако зная расположение находок в гробнице – оссуарий стоял в углу, в то время, как некоторые другие были установлены друг на друга – Т. Пауэрс предположил, что оссуарий #9 «пережил» три этапа.
Вначале, в него были уложены кости Симона, и это имя было тщательно выбито в центре верхней части (ныне) тыльной стороны оссуария. Позже ящик развернули, поскольку положить сюда останки другого человека было невозможно (крышка практически упиралась в заднюю стену пещеры).
Затем, уже в перевёрнутый на 180 градусов оссуарий были добавлены кости сына Симона, Александра, и на строчке с именем СИМОН были начертаны буквы АЛЕ, после чего было решено начать всё сначала, строчкой ниже, и появилась надпись: «Александр (сын) Симона». Возможно тогда же на крышке были вырезаны греческое слово: «Александра» (род. падеж от АЛЕКСАНДР) и ивритская фраза о его происхождении из Кирен.
И, в заключении, на лицевой стороне оссуария зелёным мелом была сделана надпись: «Александр / Симон», говорящая о хранящихся в нём останках двух мужчин.
Проверить это предположение, к сожалению, невозможно. В ноябре 1941 года шла Вторая Мировая война, в Палестине правили англичане, готовившиеся к отражению фашистского нападения сразу на двух фронтах: на севере, с территории Ливана, и на западе, из Египта. О сохранении костей и тем более о том, сколько человек было похоронено в каждом ящике, по-видимому, не задумывались. Скорее всего, кости просто перезахоронили.
Подобное произошло, например, в ходе раскопок иудейского некрополя в Бейт Шеарим, в 1930-х годах. Этот город на севере страны в конце II века н. э. сделал местопребыванием Синедриона тогдашний патриарх (ивр. «наси»), т. е. утверждённый римскими властями духовный лидер еврейской общины Палестины, систематизатор Устного Закона и создатель еврейского «домостроя» (Мишны), Иехуда ха-Наси (ок. 135 — 217 или ок. 220)
В одной из подземных галерей кладбища в Бейт Шеарим, помимо костей, были найдены эпитафии: «рабби Шимон»; «Это место погребения рабби Гамлиэля»; «Анина (Ханина) Малый». Известно, что перед смертью Иехуда ха-Наси назначил сына Шимона (тоже Симона!) одним из судей, Гамлиэля (второго сына) — патриархом, а своего выдающегося ученика Ханину бен Хаму — главой иешивы (Кт. 103б), поэтому можно было предположить, что катакомба была местом погребения его сыновей и ученика.10 Но и эти безусловно важнейшие для иудеев костные останки были вывезены англичанами в неизвестном направлении. Не исключено, что это произошло для того, чтобы избежать изматывающего спора с еврейскими религиозными авторитетами по поводу того, что нужно делать с этими останками, в свете того же Устного Закона, в то время, когда в стране бушевало арабское восстание, в Европе укреплялась власть Гитлера, процветала нелегальная иммиграция и т. п.
Возвращаясь к Кидронской гробнице, заключим, что с высокой вероятностью здесь похоронены члены одной общины или семьи киринеян. И трудно представить, что из находящихся в 1500 км от Иерусалима Кирен в Святой город пришёл другой Симон, который также был отцом Александра. Правда неясно, где тогда находятся останки Руфа, брата Александра. Быть может, он отправился в Рим, и был тем Руфом, которого приветствовал ап. Павел:
«Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою» (Рим.16:13)?
К сожалению, точное расположение гробницы в Кидроне остаётся загадкой, и Н. Авигад указал только порядковый номер в классификации обследованных пещер. Его работа вышла через 21 год после открытия захоронения, и через 9 лет после кончины Элиэзера Сукеника.
P.S. В настоящее время оссуарии хранятся в стенах Института Археологии Еврейского Университета в Иерусалиме (http://archaeology.huji.ac.il/), а некоторые из них отправлены на выставку в США.
Примечания:
- Каменный – иногда резной – ящик по длине большой берцовой кости, используемый для вторичного захоронения, то есть, для повторного погребения костей, собранных после того, как тело разложилось.
- Nahman Avigad, “A Depository of Inscribed Ossuaries in the Kidron Valley,” Israel Exploration Journal 12 (1962), pp. 1–12.
- Т. Пауэрс ссылается на личную переписку с израильским специалистом (или специалисткой) по еврейским именам, д-ром Таль Илан (Tal Ilan): «Имя Сара практически не существует в еврейских материалах из Палестины во время создания оссуариев… и было очень популярным в Киренах. … Я также верю, что имя Талиарх(ус) широко засвидетельствовано в Киренах… Имя Яаков, на практике, значительно шире использовалось в диаспоре, нежели в Палестине».
- см. Кирены. Библейская Энциклопедия Брокгауза: http://logosenc.org/brokgauz/kirineya.html
- Tal Ilan, Lexicon of Jewish Names in Late Antiquity, Part 1: Palestine 330 B.C.E.–200 C.E. (Mohr Siebeck, 2002).
- Личная переписка между д-ром Т. Илан и Т. Пауэрсом
- Прорисовка надписей на стенках оссуария из статьи Андре Лемера «THE OSSUARY AND INSCRIPTION ARE AUTHENTIC»
- Ilan, Lexicon, p. 47.
- Bagatti and J.T. Milik, Gli Scavi del ‘Dominus Flevit’, Jerusalem, 1958 (in Italian), p. 81.
- Бет Шеарим, ЭЕЭ
Источники:
- Бет Шеарим, Электронная еврейская энциклопедия: http://www.eleven.co.il/article/10613
- Иехуда ха-Наси, Электронная еврейская энциклопедия: http://www.eleven.co.il/article/11696
- Юдовин, Рами. «Оссуарий Симона Киринеянина и сына его Александра», «Исрагео», 05/01/2017: http://www.isrageo.com/2017/01/05/cyrene/
- Avigad, N. “A Depository of Inscribed Ossuaries in the Kidron Valley.” Israel Exploration Journal, vol. 12, no. 1, 1962, pp. 1–12. JSTOR, www.jstor.org/stable/27924877. Accessed 4 Aug. 2020
- Powers, Tom. “Treasures in the Storeroom,” «Biblical Archaeology Review» 29.4 (Jul/Aug 2003): 46-51. http://members.bib-arch.org/publication.asp?PubID=BSBA&Volume=29&Issue=4&ArticleID=7 (accessed 1/7/2017)
- Powers, Tom. “A Second Look at the “Alexander Son of Simon” Ossuary: Did It Hold Father and Son?”, September 26, 2006: https://israelpalestineguide.files.wordpress.com/2010/06/alexander-simon-ossuary-a-second-look-from-bar.pdf
Страница в последний раз отредактирована 04 августа 2020 года
[the_ad id=”10389″]