Три Горницы (Three Upper Rooms)

Где находилась Горница Тайной Вечери, место зарождения христианской Церкви, избрания первых дьяконов и рукоположения в священники? Христианская традиция указывает на Сионскую гору, на вершине которой, за пределами возведённых XVI веке османских стен Старого города Иерусалима хорошо заметен комплекс бенедиктинского аббатства  Hagia Maria Sion («св. Марии Сионской» или «Сиона Девы Марии») – отсюда и популярное название «Сионская горница». Но где именно она располагалась?

hagia-maria-sion-abbey-001Аббатство Hagia Maria Sion

Напомним вначале основные события, которые Новый Завет связывает с горницей:

1. Тайная Вечеря (Мф. 26:20-30; Мк. 14: 14-25; Лк. 22: 7-38)

2. Господь говорит ученикам о предстоящих страданиях и смерти (Мф. 26: 20-25; Мк. 14: 18; Лк. 22: 20-23):

«…Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; впрочем, Сын Человеческий идёт по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предаётся. И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает» (Лук. 22: 20-23)

3. Установление Таинства Евхаристии (Мф. 26:20-30; Мк. 14: 14-25; Лк. 22: 7-38):

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего» (Матф.26:26-29)

4. Омовение Ног (И. 13: 2-11):

«И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан» (Иоан. 13: 2-5)

5. Господь Первый раз является ученикам после Своего Воскресения (Мк. 16: 14-18; Лк. 24: 33-49; Иоан. 20: 19-24):

«В тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан.20:19-23)

6. Господь Второй раз является ученикам после Своего Воскресения:

«Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Иоан. 20: 24-29)

7. Собрание учеников и последователей после Вознесения Господня:

«И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Пётр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, [брат] Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с [некоторыми] жёнами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян.1:13-14)

8. Избрание Матфия апостолом:

«И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в своё место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам» (Деян.1:23-26)

9. Сошествие Св. Духа на апостолов в День Пятидесятницы:

«И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2: 2-4)

10. Избрание семерых дьяконов и первое рукоположение в священники в Христианской Церкви (Деян. 6: 1-8):

«Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращённого из язычников; их поставили перед Апостолами, и [сии], помолившись, возложили на них руки. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере. А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе» (Деян. 6: 3-8)

Согласно сирийской традиции, сюда же ангел приводит Петра после освобождения из темницы (Деян. 12: 7-12), здесь ученики собирались, учили людей и разделяли Святое Причастие (Деян. 2: 42-47; 4: 23; 12: 12), и др.

Известны три основные версии расположения Сионской горницы. Рассмотрим их с краткими комментариями.

Версия первая («латинская»):

«Латинская» горница (лат. Coenaculum,  англ. Upper Room), куда обычно водят туристов, находится на втором этаже многократно перестроенного комплекса зданий на вершине Сионской горы. Эта версия привязана к «традиционной» могиле царя Давида, расположенной прямо под горницей на первом этаже и словам апостола Петра «при наступлении дня Пятидесятницы»:

«Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребён, и гроб его у нас до сего дня» (Деян.2:29)

Однако с исторической точки достоверность могилы вызывает вопросы. Согласно Ветхому Завету, царь Давид (XI – X вв. до н. э.) был похоронен Городе (граде) Давида (англ. City of David):

«И почил Давид с отцами своими и погребён был в городе Давидовом» (3Цар.2:10)

Град Давида – древнейшее поселение в Иерусалиме – расположен у подножия, а не на вершине Сионской горы, но за прошедшие тысячелетия иудейская, мусульманская и христианская традиция, вполне по-язычески, «перенесла» могилу Давида на макушку этой горы, где, по-видимому, в шестидесятых годах XII века крестоносцы установили большой символический саркофаг (кенотаф, пустую могилу).

Но на вершине Сиона археологи не обнаружили никаких остатков древней крепости («града Давидова»). В чём же причина? Один из ответов – отсутствие воды. На вершине её нет, как нет и цистерн-водосборников, а у подножия, на склоне Кидронского ущелья, находится Силоамский родник (ивр. Гихон, букв. «пульсирующий») – единственный, наряду с соседним Эйн-Рогель, источник воды на многие километры окрестностей – одна из причин строительства ещё ханаанского города в стратегически невыгодном низком месте.

«Латинскую» гробницу надо рассматривать как стремление крестоносцев утвердить себя наследниками царя Давида на оккупированной Святой Земле, поскольку любой «приличный» завоеватель пытается духовно закрепить/связать себя с захваченной территорией, оправдать своё присутствие во враждебном окружении. Подлинную могилу Давида, под многометровыми наслоениями кидронского мусора, спустя 3000 лет, найти, вероятно, никогда не удастся.

city-of-david-21
Остатки микве (под крышей) и «могилы рода Давидова»

Хотя можно отметить забавный исторический эпизод. В Граде Давида есть интересный объект: «могилы рода Давидова». Ими французский археолог еврейского происхождения Раймон Вайль (Raymond Weill) (1874 – 1950), работавший в здесь в 1913-14 и 1923-24 годах, объявил остатки микве (бассейна ритуального омовения иудеев) и вырубленные в скале гроты. И микве и гроты относятся к периоду Второго храма, их возраст примерно на 900 лет моложе «истинной» могилы, если бы она была найдена. Гроты, вероятно, были подземными хранилищами, относившимися к странноприимному дому при местной синагоге. В гротах не было найдено ничего ценного, и есть версия, что появлению «громкого названия» способствовало желание Р. Вайля угодить заказчикам раскопок, мечтавшим об обнаружении «настоящей» гробницы Давида.

«Латинская» горница, перестроенная несколько раз в готическом стиле – отсюда и датировка большей её части XIV-XV веками, в том числе – в XIV веке, с помощью приехавших с Кипра мастеров – это остатки одного из приделов большой базилики XII века носившей название Mater Omnium Ecclesiarum («Мать всех Церквей»). Известно, что в этом храме были приделы «Омовения ног Апостолам» и «Явления Воскресшего Христа», располагавшиеся на первом этаже, и «Горницы Тайной вечери» (англ. Upper Room) – на втором. В северном нефе было отгорожено «место Успения Девы Марии». Был также придел «Сошествия Святого Духа» (на апостолов – И. Ц.)  и др.


The Coenaculum – латинская Горница Тайной вечери (фото: интернет. Attribution: Marco Plassio, Wikimedia Commons)

Базилика была разрушена в XIII веке при невыясненных обстоятельствах. В 1342 году с разрешения мамлюков в Иерусалиме была образована францисканская кустодия (попечительское общество) «Хранителей Святой Земли» (англ. Franciscan Custody of the Holy Land, лат. Custodia Terræ Sanctæ). Францисканцы отстроили на Сионской горе «Горницу Тайной Вечери», открыли монастырь и восстановили приделы «Сошествия Святого Духа» и «Явления Воскресшего Христа»  (последний находился там, где расположена «могила Давида»).

В конце XIV века мусульманские власти и местные иудеи начинают преследование францисканцев, которые постепенно теряют все постройки на вершине. В 1560 году они окончательно покидают Сион и обосновываются в грузинском монастыре Эль Амуд (араб. «столб») в Старом Городе, из которого вырастает современный Латинский Патриархат с патриаршим Храмом Спасителя, более известным под «иностранными» названиями St. Saviour, San Salvador и др. А в бывшей «горнице Тайной Вечери» открылась мечеть Неби Дауд (араб. «пророка Давида»).

После 1948 года вершина вернулась в руки евреев, мечеть была заброшена, бывший придел «Явления Воскресшего Христа» превратился в синагогу, а в помещениях монастыря открылась Иешива.

Сейчас «горница Тайной Вечери» (и бывшая мечеть) является предметом спора между францисканцами и государством Израиль. Мессы служатся здесь только дважды в год: на Вознесение и в Чистый Четверг. Но для туристов она доступна, и вход сюда бесплатный.

Скажем несколько слов и о «гордости вершины» – бенедиктинском монастыре Dormition Abbey («Успенском аббатстве»), переименованном в 1998 году в Hagia Maria Sion, в честь существовавшей здесь византийской базилики.

Аббатство построено столетие назад на чистом месте, после того как этот участок земли, а фактически – голой скалы, был приобретён германским кайзером Вильгельмом II, приехавшим в Иерусалим в январе 1898 года на освящение лютеранского храма Искупителя (англ. The Redeemer), находящегося  рядом с Храмом Воскресения (Гроба Господня) в Старом Городе. Сделка обошлась в 120 000 золотых марок. Купленная правителем земля была предоставлена Германскому обществу (союзу) Святой Земли («Deutscher Verein vom Heiligen Lande»), которое и построило обитель.

В крипте храма аббатства, среди прочих, существуют два придела, сохраняющих традицию бывшей базилики Mater Omnium Ecclesiarum: «Успения Девы Марии» и «Сошествия Святого Духа на Апостолов».

Что же касается упомянутой базилики Hagia Sion, то известно, что она была возведена в V веке, иерусалимским епископом Иоанном II (386—417). В 415 году сюда из пригорода Иерусалима были перенесены мощи первомученика Стефана, а позже – в 460 году – «в церкви архидиакона св. Стефана» (прав. энц.), упокоились останки опальной императрицы Евдокии. Храм был разрушен персами в 614 году. Его предполагаемый фундамент был найден в 1899 году, когда архитектор и строительный менеджер епархии Кельна, Хайнрих Ренар (Heinrich de Renard, 1868—1928) изучал местность под строительство аббатства.

Согласно местной традиции, именно на этом месте, недалеко от места Тайной Вечери, закончился земной путь Божией Матери.

Ренар создал проекты и планы аббатства, а руководство строительством было возложено на темплера из «Общества Храма», протестанта (!), Теодора Занделя (Theodor Sandel, 1845—1902). Первый камень в фундамент был заложен 7 октября 1900 года, строительство было завершено за десять лет, и храм был освящён Латинским Патриархом Иерусалима Филиппо Камассеи (Filippo Camassei, 1907 – 1919) 10 апреля 1910 года. Он представляет собой круглое здание с апсидами (нишами, алтарными выступами), в которых расположены приделы различных стран, земель, орденов и конфессий. Две винтовые лестницы ведут в крипту, а также на хоры и галерею. Две из четырех башен храма доступны для посещения. Аббатство по прежнему принадлежит Германскому обществу Святой Земли, президентом которого является архиепископ города Кёльна.

Упомянем здесь и об армянской традиции, которая не выделяет горницу Тайной вечери в списке армянских мест Святой Земли (см., напр., Гаро Сандруни). Раз в год (на Пятидесятницу) армянское духовенство служит вечернюю службу в «общепринятой» («латинской») горнице, по соседству с которой за высоким забором находится армянский монастырь св. Спасителя.

В храме монастыря  есть маленькая часовня с алтарём из камня (или его части), которым был опечатан гроб Иисуса Христа, а во внутреннем дворе расположены могилы армянских католикосов, патриархов и епископов. То, что «латинские» горница и могила царя Давида практически примыкают к армянским владениям создаёт эффект непрерывности духовного присутствия этого древнего народа на Сионе.

Иногда ошибочно считают, что горница и могила находятся на территории Кафедрального собора св. Иаковов и Армянского Патриархата внутри стен Старого города. Это не так. В наосе этого собора, – центра армянской общины Святой Земли, – согласно традиции, захоронены Иаков брат Господень (первый епископ Иерусалимский), голова Иакова Зеведеева, а также сопровождавший св. Елену епископ Макарий (IV в.).

Как считают армяне, на территории монастыря св. Спасителя стоял дом первосвященника Кайафы, что частично подтверждается найденными остатками богатых еврейских домов. Некоторые из настенных росписей, с изображением фрагментов зданий, а также декоративных орнаментов – венков, ветвей фиговых деревьев с плодами и т. п.., могли бы составить конкуренцию римским особнякам в Помпеях и др.1 Кстати, эти же изображения зарождают сомнения в том, что иудейская элита была столь нетерпима к фигуративным изображениям, как это сказано в Ветхом Завете:2

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх.20:4)

Богатые еврейские дома (как и весь Иерусалим) были разрушены солдатами Тита в 70 году н. э. Среди других важнейших находок на армянской территории – сабля в кожаных ножнах. Неподалёку расположена часовня периода крестоносцев, которую армяне считают традиционной «темницей Иисуса Христа».

Ещё ниже по южному склону Сионской горы находится Церковь Святого Петра в Галликанту — католический храм, воздвигнутый на месте, где согласно современной католической и, возможно, ещё византийской традиции произошло отречение апостола Петра от Иисуса Христа, а согласно более поздней традиции (православной и католической) на этом месте апостол Пётр оплакивал своё отречение. Здесь показывают ещё один дом первосвященника Каиафы и ещё одно место темницы (латинская версия).

armenian-coenaculum-gv01Армянская служба в Горнице Тайной вечери на Пятидесятницу (фото: Ghevond Vardapet)

Версия вторая («сирийская»):

«Сирийская» горница находится на территории сиро-яковитского Собора св. Марка, стоящего на границе армянского и еврейского кварталов Старого Города, на северном склоне Сионской горы. Согласно сирийской традиции, здесь стоял дом матери евангелиста Марка, куда пришёл освобождённый ангелом из под стражи апостол Пётр:

«…И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. [Ангел], толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. [Пётр] вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Пётр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский. И, осмотревшись, пришёл к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились» (Деян. 12: 7-12)

В I веке н. э. здесь стояли городские дома, но не могло быть кладбища («могилы Давида»). Св. Марк писал Евангелие для христиан из язычников. В Евангелии говорится преимущественно о речах и делах Спасителя. Многие особенности повествования можно объяснить близостью Марка к апостолу Петру: древняя традиция свидетельствует, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Долгое время считалось, что оно было первым среди канонических. Правда сейчас исследователи (напр. Helmut Koester) полагают, что в I-II веках и канонические и апокрифические евангелия изменялись, и, кстати, выяснилось, что первый манускрипт с современным текстом евангелия от Марка является позднейшим из канонических и датируется примерно 250 г. н. э.

Согласно православному календарю, дом матери Марка Марии примыкал к Гефсиманскому саду, однако сирийская  (сиро-яковитская, арамейская) церковь – одна из древних нехалкидонских церквей восточного христианства – полагает, что он располагался там, где находится духовный центр арамейской (сирийской) общины Иерусалима: собор и монастырь Св. Марка.

По мнению арамеев, которых в русской традиции привычнее называть ассирийцами, хотя они этого не любят, поскольку Арам – это вся Месопотамия, а Ассирия – только её часть, в I веке здесь стоял древнейший в мире христианский храм. Опираются они на находку, сделанную в 1940 году: каменную доску с арамейским текстом, датированным V или VI веками (поскольку в VII веке начертание одной из букв алфавита изменилось):

«Это дом Марии, матери Иоанна, называемого Марком. Провозглашённый храмом святыми апостолами под именем Девы Марии, Богоматери, после вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо. Обновлён после разрушения Иерусалима Титом в 73 году нашей эры»

Считается, что в храме расположена подлинная горница Тайной Вечери, и происходили все Евангельские события, связанные с этим местом: от Омовения Ног и дарования Таинства Евхаристии до Схождения Святого Духа на апостолов в Пятидесятницу. К месту «горницы» спускаются по ступенькам, и можно поверить, что внизу нас окружают камни I века, поскольку уровень современной мостовой примерно на 3.5 м превышает уровень тогдашней.

Ранняя история монастыря Св. Марка неизвестна – это небольшая обитель, принадлежащая общине, численностью несколько сот человек, в городе, полном больших и знаменитых храмов. После того, как сирийская церковь потеряла другие молитвенные дома в Святом Городе, собор Св. Марка стал местом резиденции архиепископа Иерусалимского. Известно, что первым епископом, поселившимся здесь, был Игнатий III в 1471 году. Как и многие другие храмы и обители монастырь был разрушен в 1009 году египетским султаном эль-Хакимом и несколько раз перестраивался, например, митрополитом Грегорием Шемуном (Gregorius Shem`un) в 1718 году, и Абдель Ахадом Бен Феной из Мардины (`Abdel Ahad Ben Fenah of Mardin) в 1719 году. Последний также занимался реставрацией манускриптов из знаменитой монастырской библиотеки. Алтарь, баптистерий, ковчег с частичками мощей, многие иконы и др. реликвии известны с 1733 года. В XIX веке обитель восстанавливалась по крайней мере пять раз, в последний раз, в 1858 году. С тех пор собор стоит нетронутым. Наверху, в наосе храма, можно видеть древнюю «сирийскую» икону Божией Матери. По местной традиции, которая оспаривается учёными, эта икона была написана Св. Евангелистом Лукой.

St. Mark Syrian Cathedral 001 
Собор Св. Марка (вверху); доска с текстом о «доме Марии» (внизу)

Версия третья:

В книге археолога Ш. Гибсона «Последние дни Иисуса» приводится ещё одна версия расположения Горницы – южная часть т. н. Нижнего города (города Давида), неподалёку от Силоамского бассейна (см. рис. внизу).

Здесь, на юго-восточной окраине «римского» Иерусалима находились по крайней мере одни из городских ворот, дорога от которых поднималась по Терапионовой долине к Храмовой горе, вдоль юго-западной границы Силоамского бассейна. Одни из таких ворот были раскопаны британским археологом Кетлин Кеньон в 1960-х. Именно здесь заходили в город временные и постоянные жители Вифании, в том числе, Иисус Христос, семья Марии и Марфы и многочисленные иудейские паломники приходившие на праздники в Иерусалим и останавливавшиеся в этой деревне. Сейчас здесь находятся частные арабские дома.


Иерусалим эпохи Иисуса Христа и некоторые современные объекты: стена XVI в., версии Горниц Тайной Вечери, Храм Гроба Господня и др. (на основе карты из книги Ш. Гибсона, стр. 48) 

C другой, отсутствие исторической, к примеру, византийской, традиции и каких-либо литературных источников, помимо мнения Ш. Гибсона, ставят эту версию под сомнение. Но, где бы ни находилась «настоящая» Горница, её духовное значение намного важнее географического расположения.

C другой, отсутствие исторической, к примеру, византийской, традиции и каких-либо литературных источников, помимо точки зрения Ш. Гибсона, ставят эту версию под сомнение.. Но, где бы ни находилась настоящая Горница, её духовное значение намного важнее географического расположения.

Примечания:

  1. см. Шимон Гибсон, стр. 85-86.
  2. Так, изображение граната найдено в напольных мозаиках в Нижнем Городе Иродиона

Источники:

  1. Евдокия. Православная энциклопедия. – http://www.pravenc.ru/text/187091.html
  2. Гаро Сандруни. Армяне в Иерусалиме. – Иерусалим, 2010. – 72 с.
  3. Сион. Электронная Еврейская Энциклопедия. – http://eleven.co.il/article/13818.
  4. Land of the Promise, June 2010. – http://www.franciscan–sfo.org/hland/LPJun10.pdf
  5. Gibson, Shimon, The Final Days of Jesus: The Archaeological Evidence, New York: Harper Collins, 2010 (paperback), 254 pp.
  6. Helmut Koester, From Jesus to the Gospels: Interpreting the New Testament in its Context, Minneapolis: Fortress Press, 2007.
  7. The House of Mark, First Church in Christianity, Archbishop Sewerios Malki Murad (ed.). – The Syrian Orthodox (Aramaic) Church, Jerusalem, 2009, 40 pages.

Добавить отзыв