Заметки об Иродионе (Herodium)

Введение

Направляясь из Иерусалима на юг в сторону Пещеры Праотцев, подворья Русской Духовной Миссии у Мамврийского дуба в Хевроне или пещеры Харитона Исповедника в Ткоа (Текоа, Фекоа), туристы и паломники проезжают мимо необычной конусообразной вершины, напоминающей вулкан. Ещё удивительнее история появления этого «вулкана», а точнее, рукотворного кургана — возведённая на холме круглая крепость-дворец была засыпана снаружи сотнями тысяч кубометров грунта. На северном склоне кургана, рядом с оказавшимся под землёй театром, был построен мавзолей – возможное место погребения знаменитого царя Иудеи в 37 – 4 годах до н. э.: Ирода I (Herod the Great). Хотя царь находился в политической зависимости от Рима, он имел автономию в вопросах внутренней политики. Ирод построил в Палестине несколько крепостей, включая Иродион (Herodium, Herodion), о котором идёт речь, и который он назвал в честь себя.

Иродион, стоящий на границе Иудейской пустыни, был возведён как центр топархии (административного округа) и объединял упомянутую крепость-дворец и находившийся у подножия холма нижний («гостевой») город с бассейном-водосборником и термами. В крепости-дворце находились личные покои Ирода, другие термы, зал приёмов и декоративный сад.

Из Иродиона, по христианскому преданию, Ирод послал солдат избивать младенцев в Вифлеем и окрестности, и здесь же, согласно историку Иосифу Флавию (Titus Flavius Josephus, 37 – ок. 100), царь был похоронен. Остатки мавзолея были найдены только в 2008 году, хотя специалисты искали его десятки лет.

Herodium043
Панорама Иродиона (http://herodium.org)

Для постройки Иродиона, по словам И. Флавия, естественный холм, высотой 758 м, был увеличен по высоте примерно на треть – на 200 ступеней из белого мрамора1. Вода в бассейн нижнего города поступала из вади (араб. речная долина, ущелье) Артас2, по водоводу, длиной 8.5 км. Кроме этого, на склонах холма были вырублены четыре резервуара (цистерны) для сбора дождевой воды. Не исключено, что в эти же цистерны поднимали на ослах и воду из бассейна нижнего города.

Подобные цистерны на склоне мы видим и в другой расположенной в Иудейской пустыне иродианской крепости: Масаде. Вода в цистерны стекала по вырубленным каналам из искусственного водохранилища, для создания которого в пустыне была сооружена плотина, задерживавшая дождевую воду.

Крепость-дворец имела концентрические двойные стены с промежутком около 3.5 м между ними. В нижней части межстенного пространства находились сводчатые подвалы, а выше – этажи кладовых и жилых помещений для стражи. Внешняя стена, диаметром 63 м, с тремя полукруглыми (полыми) и одной цилиндрической (монолитной до высоты в 12 м), башнями была снаружи (до высоты 15 м) засыпана толстым слоем грунта, с образованием типичной для фортификации пологой насыпи (гласиса), затруднявшей подходы к крепости. Считается, что высота полукруглых башен доходила до 30, а цилиндрической – до 40 м.

И. Флавий пишет об Иродионе так:

«На горе, против Аравии, он (Ирод – И. Ц.) построил крепость, которую назвал по своему собственному имени Иродионом. Тем же именем он назвал сводообразный холм в 60 стадиях (чуть больше 11 км – И. Ц.) от Иерусалима, сделанный руками человеческими и украшенный роскошными зданиями: верхнюю часть этого холма он обвел круглыми башнями, а замкнутую внутри площадь он застроил столь величественными дворцами, что не только внутренность их, но и наружные стены, зубцы и крыши отличались необыкновенно богатыми украшениями. С грандиозными затратами он провел туда из отдаленного места обильные запасы воды. Двести ослепительно белых мраморных ступеней вели вверх к замку, потому что холм был довольно высок и целиком составлял творение человеческих рук. У подошвы его Ирод выстроил другие здания для помещения утвари и для приема друзей. Изобилие во всем придало замку вид города, а занимаемое им пространство – вид царского дворца». (И. В. I, 21: 10).

Herodium036
Реконструкция крепости-дворца (согл. Israel Nature and Parks Authority)

Затем, по приказу Ирода, строительство было остановлено. Вероятно, стареющий и тяжело больной правитель почувствовал приближение кончины. Иродион превратился в погребальный курган, а на его северном, обращённом к Иерусалиму, склоне был возведён 25-метровый мавзолей.

Herodium004
Художественное видение крепости-дворца (согл. Israel Nature and Parks Authority)

История крепости

В 40 году до н. э. Ирод I вместе с семьёй спасался из Иерусалима бегством от своего многолетнего врага, последнего правителя из дома Хасмонеев: Маттитьяху Антигона II3 (Antigonus II Mattathias, ум. 37 до н. э.), внука Александра Янная (Alexander Jannaeus), царя и первосвященника (ок. 103–76 до н. э.), в своё время освободившего от греков приморские территории Палестины от горы Кармель на севере до границы с Египтом на юге и др. Антигона поддерживали парфяне и иудейская элита. Около будущего Иродиона Ирод был настигнут, но сумел одержать верх над преследователями, после чего семья благополучно добралась до крепости Масада, где укрывалась до окончательного утверждения власти Ирода в стране:

«Больше, чем парфяне, тревожили его, впрочем, на пути бегства иудеи, которые […] беспокоили его и на расстоянии 60 стадий (около 11 км – И. Ц.) от города дали ему даже довольно продолжительное сражение. На месте, где Ирод их победил и многих из них уничтожил, он в память этой победы основал впоследствии город, который украсил великолепными дворцами, укрепил сильным замком и назвал его по своему имени, Иродионом. Во время его тогдашнего бегства к нему каждый день стекалось много людей. Когда он прибыл в Орессу, в Идумею, к нему навстречу вышел его брат Иосиф и советовал ему освободиться от большой части спутников, так как Масада не может вместить такое множество людей (их было свыше 9000). Ирод принял совет, отпустил тех, которые были ему больше в тягость, чем в помощь, в Идумею, снабдив их средствами для пути, и с оставленной при себе лучшей частью войска, самой отборной и преданной, благополучно прибыл в крепость. Здесь он для защиты женщин оставил 800 человек со всеми припасами на случай осады (под охраной брата Иосифа – И. Ц.), а сам поспешно отправился в Петру, в Аравию» (И. В. I, 13: 8).

Есть и другие версии появление здесь крепости. Например, по одной из легенд, где-то неподалёку перевернулась повозка с матерью Ирода: Кипрос, но женщина не пострадала. Однако, словыа И. Флавия выглядят достаточно правдоподобными, и цитадель Ирод назвал не в честь матери, а в честь себя4.

В Петре, столице набатеев, Ирод обратился за помощью к царю Малхо I (Малхусу), но получил отказ. И. Флавий отмечает, что поводом для обращения послужил денежный долг набатейского правителя отцу Ирода: Антипатру II, отравленному сторонниками Антигона II в 43 г. до н. э., хотя ясно, что связываться с противостоящими Ироду парфянами – второй после Рима военной мощью того времени – арабы не хотели.

Оставив семью в Масаде, Ирод отплыл из Александрии в Рим, где по ходатайству Марка Антония (Marcus Antonius) и Октавиана Августа (Octavianus Augustus), будущего императора (27 до н. э. – 14 н. э.), сенат объявил его царем Иудеи и обещал поддержку. Набрав наемные войска Ирод безуспешно пытался захватить Галилею. Пройдя позже побережьем в Эдом, он отбросил части Антигона II, осаждавшие Масаду.

Herodium042
Двойная стена крепости-дворца

Война длилась два года с переменным успехом, и Ирод, не надеясь своими силами овладеть Иерусалимом, обратился за помощью к Марку Антонию, который ввиду окончания Парфянской войны смог послать в Иудею значительные силы. Весной 37 года до н. э., после пятимесячной осады, объединенная армия римлян и Ирода взяла Иерусалим. Антигон II был захвачен и позже казнен в Антиохии. Так Ирод I остался единственным правителем на Святой Земле. В этом же году он женился на Мириам (Мариамне, Mariamne I, ивр. Мирьям ха-Хашмонаит, ок. 60 (?) – 29 до. н. э.), внучке первосвященника Гиркана II (Hyrcanus II, ок. 103 – 30 до н. э.), старшего сына Александра Янная, надеясь, что родство с домом Хасмонеев изменит отношение к нему, как к ставленнику римлян и сыну эдомитянина, но большинство евреев продолжало его ненавидеть.

В 20-х гг. до н. э. Ирод приступает к постройке Иродиона – одной из крепостей, возведённых им в стратегических точках Палестины – вероятно, отводя Иродиону роль правительственного и административного центра (враждебный царю Иерусалим предполагалось оставить только в качестве религиозного центра). Хотя Иродион и стоял на краю пустыни, к нему был проведён водовод, построены термы и устроены сады.

В 20-х гг. до н. э. Ирод приступает к постройке Иродиона – одной из крепостей, возведённых им в стратегических точках Святой Земли, вероятно, отводя ему роль правительственного и административного центра Иудеи (враждебный Ироду Иерусалим предполагалось оставить в качестве религиозного центра). Хотя Иродион и стоял на краю пустыни, к нему был проведён водовод, построены термы и устроены цветущие сады Однако, как уже отмечалось, за несколько лет до смерти Ирод превращает цитадель в погребальный курган.

В античном мире можно найти аналоги таких курганов. Например, Немрут Даг (тур. Nemrut Dağ) в Таврских горах турецкой Армении. В 62 г. до н. э. царь Коммагены Антиох I Теос из династии Ервандидов построил здесь, на горе Немрут, гробницу, окруженную статуями 8–9 м высотой. Центром гробницы был курган из мелких камней, высотой 49.8 м и шириной у основания 150 м. Под курганом находился гроб самого Антиоха I (69—38 до н. э.)

Для засыпки внешних стен недостроенной крепости, из карьера, расположенного у подножия холма, в районе современной арабской деревни За’атра, было вынуто, просеяно, поднято и уложено около 380 000 куб. м. меловой породы. Одна лишь площадка для сооружения мавзолея, размером около 10 х 10 м, осталась нетронутой.

По всей видимости, такие гигантские работы, вкупе с обнаруженными обломками саркофагов, в том числе, единственного на Святой Земле – сделанного из порфира, Ирод мог организовать только для одного человека – самого себя.

Herodium018
Реконструкция иродионского мавзолея

Однако есть мнение, что в мавзолее похоронены другие люди, поскольку он якобы недостаточно монументален, малозаметен с дороги, несимметричен центру крепости и т. п. (см., напр., Patrich J. and Arubas B., 2015). По одной из гипотез Дж. Патрика и Б. Арубаса, «настоящая» погребальная камера может находиться в толще холма, под крепостью-дворцом, и к ней должен вести горизонтальный тоннель из нижнего города. Как бы то ни было, никаких следов тоннеля пока не обнаружено.


OLYMPUS DIGITAL CAMERAВозможное расположение погребальной камеры под крепостью-дворцом (Patrich J. and Arubas B., 2015)

По архитектуре иродионский мавзолей напоминал увеличенную версию гробницы «Яд Авшалом» (ивр. «Память Авессалома», I в. н. э.), расположенной в Кидронской долине напротив восточной стены Храмовой горы. Стеновые блоки иродионского мавзолея выполнены из привозного известняка, местный мел для этого не годился. Мавзолей имел три уровня, включая конусообразный купол. Первый уровень был квадратным, а второй – круглым, окружённым 18 колоннами. По периметру купола размещались декоративные урны, подчёркивавшие назначение комплекса, часть урн была найдена при раскопках.

Подобные конструкции были распространены в античности. В качестве примера, можно привести храм культа правителя из династии Птолемеев в Лимире (Турция, III в. до н. э.). Массивное сплошное квадратное основание храма имело размеры 14.185 х 14.185 м, а его высота достигала 33 м. На фризе изображены гонки колесниц, на метопах между триглифами – битва кентавров с лапифами, а на углах нижнего этажа установлены гигантские мраморные скульптуры львов.

После смерти Ирода в 4 г. до н. э. крепость перешла к Архелаю5 (Herod Archelaus, ок. 23 до н. э. – 18. н. э.) – старшему из оставшихся в живых его сыновей (некоторых он казнил, другие умерли в младенчестве). Архелай, рождённый самаритянкой Мальтаки (Malthace), был родным братом известного из Нового Завета Ирода Антипы (Herod Antipater, Antipas, ок. 20 до н. э. – после 39 н. э.). По словам И. Флавия, Архелая назначили наследником престола всего за пять дней до кончины тирана, после казни прежнего наследника: Антипатра (Herod Antipater, ок. 46 – 4 до н. э.), сына Ирода от первой жены: Дорис (полагают, что у Ирода I было от пяти до десяти жён).

Limyra Ptolemaion 001
Храм правителя из династии Птолемеев (Птолемеон, Ptolemaion) в Лимире (Турция, III в. до н. э.). Автор реконструкции – археолог Martin Seyer (фото: BAR)

Архелай правил Иерусалимом, Иудеей, Идумеей, Самарией, Кесарией и Иоппией – половиной царства своего отца – примерно десятилетие, после чего был снят и сослан в Галлию, а Иерусалим с окрестностями перешёл под прямое правление римских прокураторов, продолжавшееся до начала Иудейской войны I (66 – ок. 74), которая закончилась поражением восставших.

Повстанцы, окружённые в Иродионе, сдались примерно в 71 г., через год после падения Иерусалима и разрушения Храма. За это время они успели уничтожить мавзолей ненавистного Ирода и разбить находившиеся там саркофаги – один из фактов в пользу подлинности мемориала. С другой стороны, они могли принять «чужой» мавзолей за место захоронения Ирода.


Гробница «Яд Авшалом» в Кидронской долине (https://he.wikipedia.org/wiki)

Благодаря таланту И. Флавия мы уверены в мощи и размахе Иудейской войны I, начавшейся с изгнания римлян и «эллинистов» из Иерусалима и взаимных убийств в городах Святой Земли:

«Одновременно с этим в городах со смешанным населением начались кровопролитные столкновения; там, где эллинистическое население преобладало, в частности в Кесарии и Скитополисе (Бет-Шеан), было вырезано все еврейское население; в городах, где численно преобладали евреи, вырезано было эллинистическое население» (см. статью «Иудейская война I» в Еврейской энциклопедии).

Римляне ввели в Палестину войска под командованием Веспасиана (а позже – Тита), осадили и захватили укрепления повстанцев, а затем, после пятимесячной осады, заняли и разрушили Иерусалим. При этом, Веспасиан зачастую выжидал, пока силы окружённых истощатся в междоусобной борьбе, наиболее активной в столице:

«Борьба между ними не прекращалась и была столь ожесточенной, что они, не колеблясь, уничтожали запасы продовольствия в городе, лишь бы повредить друг другу» (там же).

Одним из итогов Иудейской войны I и уничтожения Храма стало изменение иудейского религиозного культа: переход от жертвоприношений на Храмовой горе к молитве, изучению Торы и возможности религиозной практики вне Иерусалима.

По-видимому, по настоящему подготовленным было антиримское восстание под руководством Шим’она Бар-Кохбы, известное как Иудейская война II (132–135). К сожалению, для этого восстания не нашлось талантливого летописца, подобного И. Флавию. О войне мы знаем со слов историка Диона Кассия (Lucius или Claudius Cassius Dio, ок. 155 – 235), автора «Римской истории» в 80 книгах, талмудических источников и археологических находок.

Есть мнение, что центром мятежников был Иродион, доказательством чему служат найденные 850 монет эпохи Иудейской войны II, следы строительных работ и документы, обнаруженные в 1950 – 1960 гг. в Иудейской пустыне: в пещерах Вади Мурабба`ат (Wadi Murabba’at), расположенных в 18 км южнее Кумрана и Нахаль Хевер (Nahal Hever).6

Еврейская энциклопедия отмечает, что о вожде восстания, Ш. Бар-Кохбе, сохранились лишь скудные сведения, часть из которых имеет характер легенд. На самом деле, лидера повстанцев звали Шим‘он бар (бен)7 Косва (или Косева), а прозвище Бар-Кохба (арам. «сын звезды»), полученное во время боевых действий, отражало мессианские чаяния евреев, являясь интерпретацией слов Библии о звезде от Иакова:

«Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Чис.24:17)

Послания, написанные от имени Бар-Кохбы, суровы – в них содержатся угрозы за невыполнение приказов. В письмах №42, 43 и 44 из Вади-Мурабба`ат упоминается вероятный командир повстанцев в Иродионе: Иехошуа бен Галгола (Yeshua ben Galgula).

В 42-м письме руководители поселения Бейт Машко (ивр. בית משכו) сообщают И. Бен Галголе о том, что некий Йохосеф, сын Аристана, законно приобрёл корову.

В 43-м письме Ш. Бар-Кохба напоминает И. Бен Галголе о галилеянах, которых следует защищать, и угрожает кандалами за нарушение приказа.

В 44-м письме Ш. Бар-Кохба обязывает И. Бен Галголу гостеприимно встречать людей, приносящих пшеницу (по-видимому, налог) и предоставлять им пристанище до исхода субботы.

Все эти письма подписаны настоящим именем вождя: Шим‘он Бен Кос(е)ва (שמעון בן כוסבה, Simon ben Kosebah).

Смерть Бар-Кохбы, последовавшая около 135 года в осаждённой крепости Бейтар (Бетар, Betar), находившейся к юго-западу от Иерусалима на месте современной арабской деревни Батир, окружена ореолом легенд и преданий. Оставшиеся в живых участники восстания спасались в Иудейской пустыне. Найденные в районе пещер у Нахаль Хевер следы римских военных лагерей свидетельствуют, что легионеры осаждали там последних мятежников, скрывавшихся в пещерах вместе с семьями. Окруженные римлянами, они нашли свою смерть.

В Византийский период (IV – VII вв.), в нижнем Иродионе существовало большое поселение, где стояло три храма, а внутри крепости-дворца находились монастырь и маленькая часовня. В IX в., вследствие общего ослабления позиций христиан в Палестине, сильнейшего землетрясения 18 января 749 года, подземных толчков 808 года, нападений кочевников пустыни и др., Иродион был окончательно оставлен.

Раскопки

Благодаря близости к Иерусалиму и Вифлеему, паломники стали посещать Иродион, известный в средние века, как Джабель (араб. гора) Фуредис – по названию соседней арабской деревни Фуредис (Fureidis) – уже в XV в. Происхождение названия Фуредис неясно – оно могло быть образовано от слов «Ирод» (ивр. Хордус), либо «пардес» (ивр. сад), в память о существовавших в крепости садах. Ниже мы приведём ещё одну версию.

В 1838 году американский исследователь Эдвард Робинсон (Edward Robinson, 1794–1863) идентифицировал местность, как Иродион, а в 1879 г. живший в Иерусалиме немецкий краевед, археолог и архитектор-самоучка Конрад Шик (Conrad Schick, 1822–1901) детально описал крепость и составил её план.

Отец Вирджилио Корбо (Virgilio Corbo, 1918–1991) был первым, кто начал систематические раскопки Иродиона. Он действовал под эгидой института Studium Biblicum Franciscanum («Францисканское библейское исследование») – научного учреждения ордена францисканцев, расположенного в Иерусалиме. Работы проводились в 1962–1967 годах, когда Иродион принадлежал Иордании. Исследования Вирджилио Корбо открыли нам большую часть крепости-дворца, а также следы христианского пребывания в ней.

После Шестидневной войны (1967) Иродион перешёл к Израилю, и первым еврейским учёным, продолжившим раскопки, стал Гидеон Фёрстер (Gideon Foerster, род. 1935) из Еврейского университета в Иерусалиме. А в 1972 г. титанический 35-летний труд по изучению крепости начал другой специалист этого университета: Эхуд Нецер (Нетцер; Ehud Netzer, 1934–2010). Одной из задач, которые он себе поставил, был поиск могилы Ирода.

Согласно еврейской традиции захоронения не могут находиться ближе 50 локтей (ивр. амот) от жилища, в данном случае – крепости-дворца. Поэтому первоначально Э. Нецер раскапывал нижний город. Археолог также обнаружил в склоне холма ходы и тоннели, использовавшиеся мятежниками для внезапных нападений на римлян в ходе восстаний 66–74 и 132–135 гг. Наконец, в апреле 2007 г., на северном склоне ему удалось найти следы мавзолея, а позже – остатки театра.

В мавзолее не были обнаружены корона, скипетр, и драгоценности, которые, согласно И. Флавию, были положены в гроб. Были найдены обломки трёх саркофагов: двух белых – из известняка, и одного красного – из порфира, украшенного царским гербом и розеттами, аналога которому на Святой Земле нет, а также небольшие разрозненные костные фрагменты (в основном, зубные). Минимальное количество человек, которым принадлежали эти фрагменты – четыре: двое взрослых (молодая женщина и мужчина), один ребенок и один младенец.

Ирод многократно женился и, насколько известно сегодня, родил восемь детей. Кого же похоронили рядом? Могли ли останки принадлежать мятежникам и членам их семей, погибшим в ходе восстаний 66–74 и 132–135 гг.? Этого исключать нельзя.

Является ли мавзолей местом захоронения Ирода? Весьма вероятно, однако и иные гипотезы, подобные версии Джозефа Патрика и Бенджамина Арубаса, имеют право на существование.

Если считать порфировый саркофаг принадлежащим Ироду I, то в известняковых могли быть похоронены одна из его жен и/или его дети, которые, возможно, скончались ближе к концу жизни царя.

Herodium002
Реконструкция саркофага, возможно, принадлежавшего Ироду I

Трагедия случилась в понедельник 25 октября 2010 г., когда после беседы с сотрудниками и гостями Иродиона, Э. Нецер присел отдохнуть в царской ложе театра и прислонился к металлическим перилам. Несколько болтов не выдержали давления, и перила рухнули вниз вместе с достаточно грузным профессором. В результате двойного удара об землю 76-летний археолог получил тяжелейшие травмы головы и перелом шейных позвонков. Вечером в четверг 28 октября учёный скончался.

Сыграла ли в падении свою роль злая воля иудейского царя, мы, по-видимому, никогда не узнаем.

Раскопки Иродиона возобновились после Еврейской пасхи 2014 г. и продолжаются в настоящее время под совместным руководством Р. Пората (Roi Porat), Я. Кальмана (Y. Kalman), и Р. Чачи (R. Chachy). В результате работ раскопан вход во дворец, продолжается реставрация театра и фресок. О состоянии раскопок и последних находках можно узнать из официального сайта Иродиона: “The Herodium Expedition” (http://herodium.org).

Основные объекты Иродиона

НИЖНИЙ ГОРОД

От входного павильона Национального парка «Иродион» начинается тропинка, ведущая к крепости-дворцу. С тропинки открывается панорама нижнего города, расположенного у подножия северного склона. Этот город закрыт для посещения, кроме специальных случаев. Его площадь – около 15 гектаров, а основные объекты – дворец, бассейн-водосборник, размером около 60 х 40 м и глубиной 3 м, куда подводилась вода из долины Вади Артас, а также бани и жилые помещения для гостей и чиновников. Здесь же находился и погребальный комплекс Ирода, включавший дорогу для процессии, размером 350 х 30 м, площадь, траурный зал и бассейн для ритуального омовения («микве»).

Сама прощальная церемония, которой руководил сын Ирода Архелай, началась в Иерихоне:

«… раздались громкие, ликующие крики, приветствовавшие Архелая. Солдаты вместе с народом проходили мимо него группами, присягая в верности и испрашивая на него благословение Божие. Затем приступлено было к погребению […] Архелай не остановился ни перед какими затратами; для большего блеска похоронной процессии он выставил перед народом все царские украшения. Парадная кровать была из массивного золота и украшена ценными камнями; покрывало – из чистого пурпура и пестрило узорами; тело, лежавшее на нем, было покрыто алым сукном; голову царя обвивала диадема, а над нею лежала золотая корона; правая рука держала скипетр. Парадную кровать окружали сыновья и многочисленная толпа родственников; непосредственно за ними шли телохранители, отряд фракийцев, затем германцы и галлы все в военных доспехах. Впереди шло остальное войско, предводительствуемое полководцами и командирами, в полном вооружении; за ними следовали пятьсот рабов и вольноотпущенников с благовонными травами в руках. Тело перенесено было на расстояние двухсот стадий (около 37 км – И. Ц.) в Иродион, где оно, согласно завещанию, было предано земле. Таков был конец Ирода» (И. В., Кн. I, Гл. 33: 9)

В термах нижнего города сохранились остатки мозаичных полов с растительным орнаментом. Это нетипично для иудейской традиции, однако в личной резиденции Ирод мог позволить себе подобные «маленькие отступления».

В Византийское время в нижнем городе были построены три храма, все – базилики, c частично сохранившимися мозаиками. Возможно, самой интересной из базилик является, наиболее удалённая от крепости – северная, стоящая на руинах северного иродианского крыла и посвящённая св. Михаилу Архангелу, как видно из трех надписей на мозаичном полу. Молитвенный зал окружён скамейками, необычными в храмах, но типичными для синагог; квадратный портик в районе кафедры также необычен, в отличие от более распространённой полукруглой апсиды (см. http://herodium.org/history-and-archology/the-complexes/lower-herodium/the-byzantine-churches/).

В воспоминаниях паломников византийского и более позднего времени Иродион не упоминается.

Любопытную гипотезу о том, что могло быть с нижним городом в V-VII веках высказал израильский учёный Дж. Зиас (Joe Zias, 1986). Он предположил, что опальная императрица Евдокия († 460), проведшая последние годы жизни в Иерусалиме, где занималась строительством храмов и благотворительностью, организовала в Иродионе лепрозорий.

Действительно, больные проказой (болезнью Хансена) исключались из общества и содержались в уединённых местах, к примеру, в удалённых монастырях. В 614 году, при персидской резне, беззащитные иродионские больные, в большинстве, погибли – хотя захоронений не обнаружено, – а малая их часть укрылась за стенами близлежащих обителей. Костные останки людей со следами лепры обнаружены, к примеру, в монастырях св. Мартирия, Иоанна Предтечи, Герасима Иорданского и св. Феодосия – об этом монастыре упоминается, как о месте заботы о прокажённых (см. источн. в статье Дж. Зиаса).

Исследователь опирался на фразу из «Церковной истории» (в 18 книгах) византийского историка и поэта XIV века Никифора Каллиста Ксанфопула (N. Callistus, † 1350) о том, что Евдокия построила в Фордисии (Phordisia) больницу для 400 пациентов, страдающих от «святой болезни», как называли в то время проказу. Как и в случае многих других объектов, разрушенных персидскими и исламскими завоевателями VII века, местонахождение Фордисии не установлено.

Какие же доказательства приводит учёный? В основном, лингвистические. Мы уже упоминали, что исследователи XIX-XX веков, такие как Эд. Робинсон (Edward Robinson), Вирджилио Корбо (Virgilio Canio Corbo) и др., отмечали, что местные бедуины называли Иродион «Джебель Фуредис», где «Фуредис», практически наверняка, можно вывести из персидского слова сад. Да и на иврите, «пардес» — это сад. Отсюда, греческое «парадисос» (parádeisos, παράδεισος) – райские сады.

«Фордисия» Никифора Каллиста и арабский «фуредис» по звучанию очень близки. Начиная с византийского периода, христианство считало больных проказой избранными Богом страдать в этом мире за награду в мире грядущем – небесном саде, «парадизе». Кстати, и большое количество храмов (три) на столь малой территории можно объяснить, тем, что 400 больных надо было окормлять духовно. В VII веке лепрозорий был разрушен, а искажённые местным семитским произношением «райские сады» превратились в «Фордисию» Н. Каллиста. Понятно, что подтвердить эту гипотезу может только обнаружение в Иродионе захоронений с характерными признаками проказы.


Иродион (Herodium) и окружающие его монастыри

Herodium037
Мозаика с изображением гранатов в термах нижнего города

КРЕПОСТЬ-ДВОРЕЦ

В восточной части крепости-дворца размещался большой двор с колоннадой и декоративным садом. Западная часть включала бани, жилые помещения, двор крестообразной формы и пышный приёмный зал. Вход в крепость-дворец находился в северо-восточной части двора, рядом с восточной башней. Это была арочная галерея, раскопанная, но в настоящее время закрытая для посещения. Теоретически, в неё можно попасть через двустворчатые деревянные ворота к северу от восточной башни. Стены дворца были оштукатурены и украшены фресками, позолотой и лепниной (стукко). Капители и основания колон были резными. Многие архитектурные элементы, обнаруженные на территории дворца, свидетельствуют о его былом величии. Восточная башня, от которой осталось только сплошное основание, поднималась на высоту ок. 40 м, так что располагавшиеся на её вершине царские покои хорошо продувались в жаркие дни. Оттуда открывался впечатляющий вид на безмолвную пустыню.

Можно сказать, что уединённость царских покоев и открывающаяся из них панорама безмятежной, вневременной природы –  пустыни или моря – важная особенность иродианской архитектуры. Достаточно вспомнить Северный дворец в крепости Масада или Дворец на рифе в Кесарии.

В центре расположенных в северо-западной части двора терм был круглый тепидарий (tepidarium) – тёплая сухая комната, предназначенная для разогрева тела. Тепидарий нагревался до 40-45°С по системе гипокауста (hypocaustum) – горячим воздухом из печи, проходящим по каналам в стенах и под полом. Тепидарий был местом, где купальщики отдыхали, готовились париться в кальдарии (caldarium) и куда возвращались, окунувшись в холодные ванны фригидария (frigidarium). Сохранился купольный свод тепидария – единственный, дошедший до нас на Святой Земле, купольный свод того времени. Подобные купольные перекрытия, известные со II-III тыс. до н. э. (Месопотамия, позже Египет), широко распространились в древнеримском мире с изобретением цемента и бетона.

Спустя десятки лет после смерти Ирода, в ходе Иудейской войны I, приёмный зал был переделан занявшими Иродион повстанцами в синагогу, вдоль стен которой были установлены каменные скамьи. Кроме этого, во дворе появились два небольших бассейна для ритуального омовения и скромные жилища.

В подземных этажах археологи обнаружили винодельню, построенную по римской технологии. После раскопок Масады – это неудивительно.

В византийское время в одном из крыльев крестообразного двора была построена маленькая часовня. Археологи обнаружили также остатки монастырских келий. И сейчас на одной из стен рядом с тепидарием можно увидеть остатки византийского креста.

Herodium032
Внутренняя часть крепости-дворца. Слева направо на дальнем плане: остатки терм, вход в крепость (арочная галерея, расположенная за деревянной двустворчатой дверью), вход в систему тоннелей, восточная башня и остатки зала приёмов (позже – синагоги)

ЦИСТЕРНЫ ДЛЯ ВОДЫ И ПОДЗЕМНЫЕ ТУННЕЛИ

На северном склоне холма были сделаны четыре цистерны для сбора и хранения дождевой воды. Как и в крепости Масада, это были оштукатуренные пещеры со ступеньками. Вода в цистерны собиралась со склонов и крыш с помощью водостоков и тоннелей. Не исключено также, что воду поднимали сюда на ослах из бассейна-водосборника в нижнем городе (подобно тому, как в крепости Масада ослы поднимали воду из цистерн наверх в крепость).

Чуть ниже крепости-дворца находилась так называемая «промежуточная» цистерна, а ещё ниже – две большие, «западные», и меньшая по размерам, «восточная», цистерны. Последняя располагалась на месте мавзолея и при его возведении была засыпана. «Западные» цистерны и сейчас доступны для посещения.

В годы Иудейской войны I повстанцы вырыли на северном склоне специальный тоннель, чтобы незаметно для римлян доставлять воду из цистерн внутрь осаждённой крепости.

Herodium003-Rus
Сеть подземных тоннелей Иродиона (Israel Nature and Parks Authority)

В ходе Иудейской войны II мятежники расширили сеть тоннелей, увеличили их ширину и высоту. Во главу угла ставилась задача быстрого перемещения вооружённых отрядов. Вырубленная порода частично утрамбовывалась (естественный пол поднялся на несколько метров), и частично сбрасывалась в цистерны. Иродианская водосборная система вышла из строя, и повстанцам, по-видимому, пришлось довольствоваться скудным количеством воды, которое удавалось собрать во дворе крепости. Очевидно, что римскому полководцу Сексту Юлию Северу (Sextus Julius Severus), вызванному, согласно Диону Кассию, из Британии для усмирения мятежа в 132 (или 133) году, было нетрудно взять крепость измором.

Herodium024
Одна из западных цистерн (на стенах видны отметки бывшего уровня воды)

Herodium014
Восточная цистерна, расположенная под мавзолеем Ирода I

ТЕАТР

Небольшой театр, диаметром 32 м, вмещавший примерно 400 зрителей, был разобран и засыпан при сооружении кургана. По-видимому, он имел стандартную планировку, включая высокий задник сцены (scaenae frons), от которого ничего не осталось. Частью театра была роскошная царская ложа, украшенная иностранными мастерами. При оформлении ложи использовался искусственный мрамор – стукко (stucco), высший сорт штукатурки. В росписи применялась техника фрески (fresco) и менее долговечная – секко (secco), выполняемая, в отличие от фрески, по высохшей, вторично увлажнённой, штукатурке.

Ceasarea 028
Схема римского театра (рис. из Национального парка Кесария)

Некоторые детали интерьера царской ложи были, возможно, добавлены по случаю визита в Иродион Марка Агриппы (Marcus Agrippa, 63—12 до н. э.), второго лица римской империи, после Октавиана Августа. Перед разрушением театра царская ложа, наряду с другими помещениями, служила жильём для рабочих, сооружавших курган.

Herodium041
Развалины иродионского театра (2012 г.)

ЛЕСТНИЦА И ВХОД ВО ДВОРЕЦ

К удивлению археологов, выяснилось, что описанные И. Флавием «двести ослепительно белых мраморных ступеней», уложенных под нереально крутым углом, близким к 45°, никуда не ведут. Точнее, они подходят к устроенной в склоне холма арочной галерее из нескольких помещений, поднимавшейся во двор крепости-дворца в районе восточной башни. Однако оказалось, что галерея была засыпана, будучи ещё незаконченной. Об этом говорит, например, то, что её стены и своды, сложенные из непрочных меловых блоков, не были оштукатурены – а ведь речь идёт о «парадном» входе в крепость, расположенном рядом с царской ложей театра. Кроме этого, перед засыпкой галереи через неё был проложен водовод к «промежуточной» цистерне. Есть и другие факты, указывающие на незавершённость работ в галерее.

Herodium020
«Ранняя» лестница в крепость-дворец

Почему же галерея была замурована? Приведём три версии:

 — возможные ошибки в планировании, строительстве и т. п., в результате чего, выяснилось, что галерея стала небезопасной;

— природные катаклизмы, наподобие частых землетрясений, повредившие стены и/или арочный свод, хотя последние сильные толчки в эпоху строительства Иродиона произошли в 31 г. до н. э., т. е. ещё до начала работ;

 — в разгар возведения галереи мог поступить приказ об остановке строительства, поскольку Ирод решил превратить крепость в курган. Однако в этом случае через галерею не стали бы проводить водовод.

Помимо описанной И. Флавием лестницы – известняковой, а не мраморной –  ближе к театру обнаружены остатки «прежней» лестницы, которая, вероятно, вела к ещё нераскопанному «старому» входу в крепость-дворец.

ПОДЛИННОСТЬ МОГИЛЫ

Согласно иудейской традиции, могилы не могут находиться ближе 50 локтей (ивр. амот) от жилья, но иногда мы встречаем кажущиеся нарушения. Например, в Назарете римского периода обнаружена пещерная могила с закатным камнем, располагающаяся рядом с остатками еврейского дома. Однако специалисты утверждают, что эта могила – более позднего времени, и была устроена, когда рядом уже никто не жил.

В Иродионе гробницу Ирода искали в Нижнем городе (Э. Нецер и др.), высказывалась также версия о том, что могила могла размещаться под- или на- вершине восточной башни (сохранившаяся часть башни – сплошная). Возможно, на эту гипотезу её сторонников натолкнули сооружения, подобные мавзолею короля остготов Теодориха Великого (лат. Flavius Theodericus, ок. 493—526) в Равенне. Однако сравнение иудейской гробницы I в. до н. э. с мавзолеем древнегерманского по происхождению короля-арианина, жившего 500 лет спустя, кажется очевидной натяжкой. Кроме этого, на вершине восточной башни были покои Ирода, и строительство здесь гробницы (при живом царе) выглядит странным. Ничего не говорит об этом и Иосиф Флавий.

С другой стороны, если, после смерти царя, Иродион превращался в мемориал, то могила внутри крепости вроде бы уже не противоречит Устному закону. Однако строительство усыпальницы на территории дворца при живом правителе видится чем-то невероятным. О таком нарушении стало бы известно современникам, и этот факт сохранился бы в текстах, легендах и преданиях. Но ничего подобного история не знает.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Мавзолей Теодориха Великого в Равенне (фото: https://en.wikipedia.org)

О гипотезе Джозеф Патрика и Бенджамина Арубаса (2015) – погребальная камера в толще холма под крепостью-дворцом – мы говорили раньше. Но многолетние раскопки нижнего города до сих пор не обнаружили никаких следов горизонтального тоннеля длиной примерно 200 м, который мог бы вести к подобной камере.

Главным же доказательством подлинности, обнаруженной Э. Нецером могилы, нам видятся даже не обломки постройки, напоминающей «Яд Авшалом» — это могла быть действительно гробница близких царя, – а то, что при создании погребального кургана все постройки на склонах были засыпаны, за исключением площадки, на которой был возведён мавзолей. Стоило ли Ироду проводить такую гигантскую подготовительную работу в носящей его имя крепости ради возведения «чужого» мавзолея?

Herodion 006
Остатки иродионского мавзолея (2012)

Herodium007
Модель крепости во входном павильоне Национального парка Иродион (Herodium National Park)

ПЛАН ИРОДИОНА (Israel Nature and Parks Authority):

Herodium001-Rus

Условные обозначения:
  1. Вход в крепость-дворец
  2. Большой двор
  3. Восточная башня
  4. Зал торжественных приёмов, позже – синагога
  5. Термы
  6. Византийская часовня
  7. Вход в сеть подземных переходов (тоннелей)
  8. Поздняя лестница
  9. Ранняя лестница
  10. Царская комната/ложа в театре
  11. Могила Ирода I
  12. Складские и жилые помещения
  13. Выход из тоннелей
  14. Восточная церковь
  15. Ритуальный зал похоронного комплекса
  16. Нижние термы
  17. Византийское поселение
  18. Микве (бассейн для ритуального омовения)
  19. Северная церковь
  20. Особняк
  21. Дорога для похоронной процессии Ирода I
  22. Центральная церковь

Примечания:

  1. По поводу мрамора историк ошибался: ступени были из отполированного известняка, а настоящий мрамор стали завозить в Палестину только в поздний римский период (II-III вв.)
  2. Над одним из источников Вади Артас стоит францисканский монастырь Hortus Conclusus (лат. закрытый сад). Это выражение восходит к цитате из библейской Песни Песней: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключённый колодезь, запечатанный источник» (4:12). Это также символическое имя Матери Божией в средневековой и ренессансной литературе и живописи, начиная примерно с 1400 года.
  3. Парфяне официально провозгласили Антигона II царем и первосвященником в 40 году до н. э., а на следующий год римляне объявили царем Ирода I. Последовала междоусобная воина. Разбив парфян римляне оказали активную помощь Ироду, и после долгой осады Иерусалима Антигон потерпел поражение. Он был казнен в Антиохии по приказу Марка Антония.
  4. И прежде Ирод называл города и крепости в честь друзей и родственников:«И в сыновней любви никто его не превосходил, ибо он отцу своему соорудил памятник. В прекраснейшей долине (Саронской, ивр. ха-Шарон – И. Ц.) в местности, орошаемой водными потоками и покрытой деревьями, он основал новый город и назвал его в память о своем отце Антипатридой (Антипатрис, у истоков реки Яркон – И. Ц.). По имени матери своей он назвал Кипроном новоукрепленную им крепость, чрезвычайно сильную и красивую, возвышавшуюся над Иерихоном (Кипрос, в долине Вади Кельт – И. Ц.). Брату своему, Фазаелю (Фацаэлю, Пцаэлю – И. Ц.), он посвятил Фазаелеву башню в Иерусалиме […] Имя Фазаелиды он дал также и городу, основанному им близ глубокой долины, тянущейся к северу от Иерихона» (И. В., Кн. I, Гл. 21: 9).В районе Яффских ворот Старого города Ирод возвёл три башни, носившие имена брата, Фацаэля, друга, Гиппиуса и второй жены, Мариамны (Мирьям ха-Хашмонаит), соответственно. Фацаэль, тетрарх и правитель Иерусалима, согласно И. Флавию, был убит парфянами или покончил с собой при захвате города в 40 г. до н. э. Только крепость Иродион Ирод назвал в честь себя.
  5. Царского титула Архелаю добиться не удалось, но он стал этнархом Самарии, Иудеи и Идумеи (Эдом) и правил до 6 г. н. э., после чего был снят и сослан в Галлию. Причиной изгнания явились, по-видимому, жалобы иудеев на жестокое обращение, а также протесты по поводу нарушения Устного закона: не брать в жёны разведённую женщину с детьми при живом бывшем супруге. Речь шла о Глафире, принцессе Каппадокийской, которая ради третьего брака с Архелаем развелась с царём Мавритании Юба II (Juba II), хотя дети у неё были только от первого брака с другим сыном Ирода I, Александром. В то же время и Архелай развёлся с Мириам (Мариам) – возможно, со своей двоюродной племянницей, дочерью Аристобула, родного брата Александра, первого мужа Глафиры. Александр и Аристобул были казнены Иродом I в 7 г. до н. э.
  6. Слова «бар» (арам.) и «бен» (ивр.) означают «сын».

Источники:

  1. Иосиф Флавий. Иудейская война. / Пер. с нем. Я. Л.Чертка. СПб., 1900. 560 стр.; переизд.: с прим. К. А. Ревяко, В. А. Федосика. Минск, Беларусь, 1991. – 512 с. – ISBN 5-338-00653-7
  2. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга тринадцатая. Глава 15: 4: http://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/drevnosti/13.html
  3. «Археолог Эхуд Нецер, открывший могилу Ирода, погиб в Иродионе», Newsru.co.il, 29 окт. 2010 г.: http://www.newsru.co.il/israel/29oct2010/nezer301.html
  4. Электронная Еврейская Энциклопедия: http://eleven.co.il
  5. Benelli, Carla, and Saltini, Tommaso (eds.), The Holy Sepulchre: The Pilgrim’s New Guide, Franciscan Printing Press, 2011
  6. Kraft Dina, Archaeologist claims discovery of King Herod’s tomb, NY times, May 8, 2007: http://www.nytimes.com/2007/05/08/news/08iht-herod.4.5623214.html?scp=1&sq=dina%20kraft%20herod&st=cse)
  7. The Herodium Expedition Web Site: http://herodium.org/home/
  8. Israel Seismic Activity Since the Times of Jesus: http://urantia-book.org/archive/graphics/palestine-seismic-events.htm.
  9. Martin Seyer, “Mysterious Jewish Building in Roman Turkey”, Biblical Archaeology Review, January/February 2016, Vol. 42, No. 1, pp. 33–40.
  10. Prof. Ehud Netzer and Roi Porat, Herodium Park, Israel Nature and Parks Authority (leaflet)
  11. Belfer-Cohen A., Arensburg B., Barash A. and Sarig R., 2015. “HUMAN BONES FROM THE AREA OF THE MAUSOLEUM” (Chapter 7) in Porat R., Chachy R. and Kalman Y. (eds.), Herodium Final Reports of the 1972 – 2010 Excavations Directed by Ehud Netzer. Volume I: Herod’s Tomb Precinct, Jerusalem, ISBN 978-965-221-099-9, pp. 362 – 364.
  12. Peleg-Barkat O. (PI) and Chachy R. (C), 2015. “THE ARCHITECTURAL DECORATION OF THE MAUSOLEUM” (Chapter 5) in Porat R., Chachy R. and Kalman Y. (eds.), Herodium Final Reports of the 1972 – 2010 Excavations Directed by Ehud Netzer. Volume I: Herod’s Tomb Precinct, Jerusalem, ISBN 978-965-221-099-9, pp. 314 – 348.
  13. Patrich J. and Arubas B., 2015. “Revisiting the mausoleum at Herodium: is it Herod’s tomb?”, PEQ 147, 4, pp. 299–315: http://herodium.org/wp-content/uploads/2015/others/Patrich_Arubas_PEQ_147_4.pdf
  14. Zias Joseph. “Was Byzantine Herodium a Leprosarium?” The Biblical Archaeologist, Vol. 49, No. 3 (Sep., 1986), pp. 182-186. – https://www.jstor.org/stable/3209999.

Страница в последний раз отредактирована 8 апреля 2019 года

Добавить отзыв

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.