Гробница пророка Самуила и прп. Давид Гареджийский

В окрестностях Иерусалима северо-западнее квартала Рамот находится возвышенность с хорошо заметным на вершине зданием с минаретом, который видно, к примеру, с шоссе № 1 при подъезде к столице. Сама вершина, высотой около 885 м, вместе со зданием и примыкающей к нему зоной раскопок, являются частью Национального парка Неби Самуэль (араб.: ан-Наби Самвил, букв. Пророк Самуил), названного так, поскольку в крипте этого здания расположена т. н. «гробница пророка Самуила». В наши дни многократно перестроенное главное здание, где минарет относится уже к периоду британского мандата, формально являющееся и мечетью, и синагогой, в основном используется религиозными евреями. Уже в средние века мемориал служил местом паломничества, особенно 28 ияра (приходится на период с апреля по июнь), когда по преданию скончался пророк Самуил, но в 1730 году турки закрыли евреям доступ к гробнице. После создания государства Израиль и Войны за независимость (1948) территория отошла к Иордании, однако по окончании Шестидневной войны (1967) доступ к могиле был возобновлён, а в 1990 году вся территория на вершине была объявлена Национальным парком. Здесь также находится ешива (еврейское учебное заведение), проводятся молитвы об исцелении от недугов, избавлении от бесплодия и скорбей. Обычные туристы заглядывают сюда нечасто, хотя вход в Национальный парк бесплатный.

Nebi Samuel 001
Неби Самуэль (интернет)

Самуил (ивр. Шмуэль) – последний из судей и пророк в Израиле (XI век до н. э.), сыграл важную роль в освобождении израильтян от ига филистимлян и превращении конфедерации племён (колен) в монархию. Он помазал на царство первого царя Саула (Шауля), но, по-видимому, пытался ограничить его полномочия, отрицая право приносить жертвы Богу Израиля, оставляя это в руках судьи-пророка. Недопустимость совмещения духовной и военно-политической власти стала основной причиной разрыва Самуила и Саула (1Цар. 15). После этого Самуил не пытался отменить царскую власть: он тайно помазал на царство Давида, «на которого ему указал Бог». Согласно традиции, Самуилу приписывается авторство Книги Судей. Его также называют учителем пророков, поскольку по преданию он основал школы для тех, кто был наделён пророческим даром.

Раскопки у гробницы, – а самые ранние постройки относятся к VIII–VII векам до н. э., – иногда считают библейской Рамой (ивр.: высота, вершина) – городом, где родился, жил и правил Самуил. Ещё одна версия – пограничный между Иудеей и Самарией город Массифа (Мицпа), что значит «панорама, наблюдательный пункт», также связанный с жизнью пророка. К примеру, Библия повествует, что Самуил благословил здесь народ на войну с филистимлянами:

«И удалили сыны Израилевы Ваалов и Астарт и стали служить одному Господу. И сказал Самуил: соберите всех Израильтян в Массифу, и я помолюсь о вас Господу. И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе. Когда же услышали Филистимляне, что собрались сыны Израилевы в Массифу, тогда пошли владетели Филистимские на Израиля. Израильтяне, услышав [о том], убоялись Филистимлян. И сказали сыны Израилевы Самуилу: не переставай взывать о нас к Господу Богу нашему, чтоб он спас нас от руки Филистимлян. И взял Самуил одного ягнёнка от сосцов, и принёс его во всесожжение Господу, и воззвал Самуил к Господу о Израиле, и услышал его Господь». (1Цар. 7: 4-8).

В Массифе Самуил назначил евреям первого царя: Саула из рода Вениаминова:

«И созвал Самуил народ к Господу в Массифу и сказал сынам Израилевым: так говорит Господь Бог Израилев: Я вывел Израиля из Египта и избавил вас от руки Египтян и от руки всех царств, угнетавших вас. А вы теперь отвергли Бога вашего, Который спасает вас от всех бедствий ваших и скорбей ваших, и сказали Ему: “царя поставь над нами”. Итак, предстаньте теперь пред Господом по коленам вашим и по племенам вашим. И велел Самуил подходить всем коленам Израилевым, и указано колено Вениаминово…» (1Цар. 10: 17-20 и др.)

После захвата Иудеи вавилонянами и разрушения Иерусалима (нач. VI века до н. э.) в Массифе обосновался назначенный захватчиками «начальником над страною» Годолия сын Ахикама (ивр. Гдалия бен-Ахикам):

«Когда все военачальники, бывшие в поле, они и люди их, услышали, что царь Вавилонский поставил Годолию, сына Ахикама, начальником над страною и поручил ему мужчин и женщин, и детей, и тех из бедных страны, которые не были переселены в Вавилон; тогда пришли к Годолии в Массифу и Исмаил, сын Нафании, и Иоанан и Ионафан, сыновья Карея, и Сераия, сын Фанасмефа, и сыновья Офи из Нетофафы, и Иезония, сын Махафы, они и дружина их. Годолия, сын Ахикама, сына Сафанова, клялся им и людям их, говоря: не бойтесь служить Халдеям, оставайтесь на земле и служите царю Вавилонскому, и будет вам хорошо; а я останусь в Массифе, чтобы предстательствовать пред лицем Халдеев… вы же собирайте вино и летние плоды, и масло и убирайте в сосуды ваши, и живите в городах ваших …» (Иер. 40:7-10)

Здесь же Годолия был убит иудеями как вражеский ставленник:

«И было в седьмой месяц, Исмаил, сын Нафании, сына Елисама из племени царского, и вельможи царя и десять человек с ним пришли к Годолии, сыну Ахикама, в Массифу, и там они ели вместе хлеб в Массифе. И встал Исмаил, сын Нафании, и десять человек, которые были с ним, и поразили Годолию, сына Ахикама, сына Сафанова, мечом и умертвили того, которого царь Вавилонский поставил начальником над страною» (Иер. 41: 1, 2)

После возвращения евреев из Вавилонского изгнания Массифа оставалась центром округа:

«Ворота Источника чинил Шаллум, сын Колхозея, начальник округа Мицфы: он построил их, и покрыл их, и вставил двери их, замки их и засовы их, – [он же чинил] стену у водоёма Селах против царского сада и до ступеней, спускающихся из города Давидова» (Неем. 3: 15)

В Массифе партизанский вождь Иуда (Иехуда) Маккавей в 164-165 годах до н. э. собирал народ на битву с греческим военачальником Горгием перед освобождением Иерусалима и очищением Храма:

«Иерусалим был необитаем, как пустыня; не было ни входящего в него, ни выходящего из него из природных жителей его; святилище было попрано, и сыновья инородных были в крепости его; он стал жилищем язычников; и отнято веселье у Иакова, и неслышно стало свирели и цитры. Итак, они собрались и пошли в Массифу, напротив Иерусалима, ибо место молитвы у Израильтян было прежде в Массифе. И постились в этот день, и возложили на себя вретища и пепел на головы свои, и разодрали одежды свои…» (1Макк. 3: 45-47)

Ещё в 1835 году американский исследователь Эдвард Робинсон (1794–1863), открывший множество Библейских мест, идентифицировал существовавшую в то время на вершине арабскую деревню Неби Самвил с еврейской Мицпой, а в начале 1930-х годов американский археолог Уильям Фоксвелл Олбрайт (1891–1971) согласился с этой гипотезой. Однако многие археологи продолжают утверждать, что раскопок соответствующего периода в Неби Самуэль не найдено, и нам остаётся признать, что точного названия города мы не знаем.


Неби Самуэль (2013)

Всего в полутора километрах от Неби Самуэль, на месте арабской деревни Эль-Джиб, когда-то располагался ветхозаветный Гаваон (ивр. Гив’он), где царь Соломон построил жертвенник Богу Авраама, Ицхака и Иакова, и где явился ему Господь:

«И пошёл царь в Гаваон, чтобы принести там жертву, ибо там был главный жертвенник. Тысячу всесожжений вознёс Соломон на том жертвеннике. В Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе. И сказал Соломон: Ты сделал рабу Твоему Давиду, отцу моему, великую милость; и зато, что он ходил пред Тобою в истине и правде и с искренним сердцем пред Тобою, Ты сохранил ему эту великую милость и даровал ему сына, который сидел бы на престоле его, как это и есть ныне; и ныне, Господи Боже мой, Ты поставил раба Твоего царём вместо Давида, отца моего; но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа; и раб Твой – среди народа Твоего, который избрал Ты, народа столь многочисленного, что по множеству его нельзя ни исчислить его, ни обозреть; даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим?» (3Цар. 4: 3-9)

Средневековое арабское название места: Массафа, вроде бы, подтверждает гипотезу библейской Массифы. О том же, где находилась Рама, место захоронения пророка, согласно 1 Цар. 28: 3-4, учёные продолжают спорить.

Несмотря на явные противоречия, для верующих иудеев Неби Самуэль всегда будет могилой пророка. Как мы уже говорили, в крипте здания находится кенотаф, который и считается «настоящей» гробницей. Особенно многолюдно здесь 28 ияра – обычай, основанный на традиции, упомянутой ещё в 1489 году в письме рава Овадьи из Бертиноро (Италия) к брату. Кстати, в этот же день отмечается и «День Иерусалима» день капитуляции Старого Города в ходе Шестидневной войны (1967).

Византийцы построили в Неби Самуэль монастырь, от которого мало, что осталось. К этому же периоду относится и связанная с горой и почитаемая грузинской православной церковью поездка в Иерусалим прп. Давида из Гареджи, о котором мы расскажем чуть позже. В житии святого нет ни малейшего намёка на то, что на вершине в то время показывалась гробница прор. Самуила.

Археолог Ицхак Маген, руководивший раскопками Неби Самуэль в 1992–2003 годах, отмечал, что для создателей монастыря это было просто место, связанное с памятью о пророке.

Один из учителей церкви, монах и церковный писатель Иероним Стридонский (V век), писал, что останки пророка по приказу императора Аркадия (ум. 408) были перенесены в Халкидон – отделённый Босфорским проливом от Константинополя город в Малой Азии, ныне часть Стамбула. Теодор «Лектор» (чтец Собора Св. Софии в Константинополе, VI век) также утверждает, что император Аркадий в 406 г. перенёс мощи пророка в Константинополь и поместил их в специально воздвигнутом храме. Напротив, один из христианских авторов VI века считал Неби Самуэль местом захоронения порока, однако, как уже говорилось, нет доказательств того, что Рама, – город, где был погребён Самуил, – находилась здесь. Так не считали ни Иероним, ни, к слову, выдающийся христианский писатель IV века, епископ Евсевий Памфил (Кесарийский).

В ранний исламский период – при омейядах и аббасидах – в Неби Самуэль было керамическое производство: в хорошо сохранившейся монастырской обжиговой печи эпохи Омейядов исследователи обнаружили множество керамических ручек от кувшинов с буквами на арабском. Одна из надписей гласила: «Дейр Самвил» (араб. «монастырь Самуила»). Неподалёку находился винный пресс, состоявший из давильни с мозаичным полом, соединённой с вырубленным в скале и оштукатуренным резервуаром для брожения сусла.

Автор Хроник Первого Крестового похода (1096–1099) Раймон Ажильский (Raymond D’Aguilers) рассказывает, что когда утром 7 июня 1099 года франки достигли вершины Неби Самуэль и впервые увидели Иерусалим, то упали на землю и заплакали. Крестоносцы практически полностью разрушили византийский монастырь – под их стенами археологи нашли лишь белые мозаичные фрагменты (тессеру) обители.

Хотя район Старого Города, тогдашнего Иерусалима, отсюда не просматривается, но зато на востоке хорошо видна Масличная гора. Святые рыцари назвали Неби Самуэль горой Радости (лат. Mons Gaudi, фр. Mont Joie). Это название также закрепилось за местом, наряду с Неби Самуэль. При латинянах, начиная с 1141 года, появляются аббатство и храм, возведённые монахами ордена «регулярных каноников-премонстрантов». Уже в 1157 году Mons Gaudi упоминается в документах храма Гроба Господня

Есть и ещё одна версия могилы.  Еврейский путешественник Биньямин из Туделы (1173) отмечал, что крестоносцы нашли кости прор. Самуила на еврейском кладбище в Рамле и перезахоронили в Силоме (ивр. Шило) в Самарии:

«Когда эдомитяне отняли Рамлу, древнюю Раму (1 Цар. I, 19.), из рук измаильтян, то нашли гробницу Самуила близ иудейской синагоги; они отрыли гроб и увезли его в Силом (г. Шило в Самарии – И.Ц.), где и выстроили над ним большой храм, который называется храмом Св. Самуила Силомского и поныне»

Стоит отметить просчёт святых рыцарей и еврейского путешественника, перепутавших города Рама и Рамле. Рамле, расположенный на прибрежной равнине неподалёку от аэропорта Бен Гурион, был основан омейядским халифом Сулейманом ибн Абд аль-Маликом, младшим братом предыдущего халифа аль-Валида I (строителя мечети Аль-Акса) и сыном халифа Абд эль-Малика ибн Марвана (строителя Купола Скалы) в 705-715 годах, т. е. более, чем через 1500 лет после жизни Самуила. Этот город стоит на древнем пути, соединяющем старый Каир (Фустат) с Дамаском через Газу, в месте, где к нему примыкает дорога из порта Яффо в Иерусалим. Кроме этого, древний Силом находится в двух десятках километров северо-восточнее Неби Самуэль.

Когда был разрушен монастырский комплекс крестоносцев неясно, но И. Маген отмечает, что в 1187 году, незадолго до завоевания Иерусалима Салах ад-Дином, монастырь Св. Самуила был разграблен мусульманами, и монахи нашли убежище в обители Св. Иоанна в Акко.

В 1192 году несколько часов на горе Радости провёл английский король Ричард Львиное Сердце (англ. Richard the Lionheart, фр. Richard Cœur de Lion, 1157—1199). Он мечтал об освобождении Иерусалима, но подкрепление не подоспело, и король был вынужден отказаться от своих планов.

Nebi Samuel 016Возможный план аббатства и храма времён крестоносцев (Avivit Gera, National Park Nebi Samuel)

По утверждению грузинского историка д-ра Виссариона (Бесика) Хурцилава, в XI-XII веках монастырь, среди прочих, населяли и грузинские монахи. Один из них, некий Иоанн Ухамури (прозвище, поскольку «ухамури» в переводе с др. грузинского означает «босой») переписал для тамошних братьев рукопись сочинений Иоанна Златоуста, в конце которой строго предупредил их не трогать книгу и не выносить за пределы монастыря. По-видимому, грузинские монахи имели там собственную библиотеку. С каких времён грузины находились в монастыре и когда его оставили неизвестно.

Средневековые арабские авторы: аль-Мукаддаси (X век), Якут аль-Хамауи (XIII век) и др., упоминают вершину в связи с монастырём св. Самуила, но не как место его погребения. Только у Муджир а-Дина (XV век) впервые появляется словосочетание Неби Самуэль.

На красочной латинской карте XII века место обозначено, как Masphat, т. е. Мицпа. Вероятно, и тогда сомнений в том, что здесь располагалась библейская Массифа-Мицпа не возникало.

Поскольку аббатство было укреплённым, то даже в оставленном виде  представляло потенциальную угрозу для мусульманских властей. Поэтому в 1219 году айюбидский султан, племянник Салах ад-Дина, аль-Малик аль-Муаззам Иса окончательно разрушил комплекс.

В сентябре 1260 года мамлюкам удалось нанести монголам поражение у источника Эйн-Харод, и Палестина стала частью мамлюкского султаната. Начиная с 1391 года в Иерусалиме стали селиться семьи крещённых испанских евреев (марранов), вернувшихся к иудаизму.

Где-то с XIV века известно о иудео-мусульманских трениях о праве молитвы в Неби Самуэль, о которых повествуют средневековые еврейские путешественники. Здание мечети на остатках центрального нефа храма крестоносцев появляется, возможно, уже в XII веке, а нынешний комплекс относится к XVIII веку, хотя современный минарет, как уже отмечалось, возведён в XX веке. О синагоге впервые упоминается в связи с её закрытием турками в 1730 году. Изначально, погребальная пещера была криптой храма премонстрантов, предназначенной для захоронения священнослужителей. Со временем традиция соединила погребальную пещеру с могилой пророка.

Большинство руин, окружающих здание мечети, относятся к остаткам аббатства крестоносцев. Это явно не было «государственным» строительством – здесь трудно увидеть стандартную отёску камней с аккуратной кромочкой по краям («краевые выемки»), типичную для регулярных крепостей того времени.

Известный исследователь архитектуры средневековых военных орденов Адриан Боаз также не упоминает Неби Самуэль в списке, содержащем 75 (!) крепостей крестоносцев в Восточном Средиземноморье. Для возведения аббатства использовались камни из более древних построек; кроме этого, на юго-западе территории была устроена каменоломня. Камни вырубали, в том числе, в узком канале шириной 70 см и глубиной около 3 м, игравшем роль рва.

За рвом располагался главный (западный) вход в обитель со стороны пролегавшей рядом дороги из Яффо в Иерусалим. Ворота не сохранились, зато хорошо заметен вход в монастырь с южной стороны комплекса. Ров также не окончен — возможно, строительство не успели завершить до прихода войск Салах ад-Дина.

Северо-восточнее аббатства располагались места для паломников, – ночевали они, в основном, в шатрах, – а также конюшни с кормушками и поилками. В разных местах комплекса заметны вырубленные в скальной породе каналы и цистерны для сбора дождевой воды. Два канала выходят за пределы территории Неби Самуэль. Северо-восточный – в сторону наружного бассейна, а юго-западный – на сельскохозяйственные террасы.

В районе каменоломен заметны три подготовленных для извлечения огромных блока, как и два, ещё больших, за южным углом аббатства. Блоки намного превышают в размерах те, что обычно использовали франки. Ясно, что камни было бы легче извлечь в разрезанном виде.

Nebi Samuel 008
Южный вход в монастырский комплекс времён крестоносцев

В юго-восточной части Неби Самуэль, сразу у входа, археологи нашли остатки квартала и центральной улицы эллинистического поселения времён Второго храма. Под улицей проходит канал для сбора дождевой воды.  Дома были двухэтажными, а возможно, и выше. Заметны характерная отёска камней, небольшие полукруглые ниши для языческих статуэток в стенах и т. п. Поселение было основано во II веке до н. э. во времена селевкидских правителей Антиоха III (223–187 до н. э.) или Антиоха IV (175–164 до н. э.), просуществовало, скорее всего, до эпохи хасмонейских войн и было окончательно оставлено в годы правления иудейского царя Александра Янная (103–76 гг. до н. э.).

Не исключено, что, когда в руках хасмонеев оказался Иерусалим, власти прекратили централизованно вкладывать средства в окружающие его небольшие деревни. В дальнейшем, другие народы приспосабливали эти дома для проживания и иных нужд. Например, как уже указывалось, обнаружены керамические печи времён омейядов (VIII век), а звезда (“щит”) Давида, вырезанная в перемычке одного из дверных проёмов в XIII-XVI веках, похоже, относится к иудеям, жившим в Неби Самуэль при мамлюках.

Под эллинистическим поселением найдены остатки деревни времён персидского правления Палестиной (537–332 гг. до н. э.). Об этом говорят обнаруженные на ручках кувшинов оттиски «Яхад» – так тогдашняя власть называла провинцию Иудея. А ещё ниже, находятся культурные слои еврейского поселения времён Первого храма – его начало археологи датируют VIII в. до н.э. Именно к нему относятся процитированные выше строчки из книги пророка Иеремии о «начальнике страны» Годолии и его убийстве.

После разрушения монастыря, в эпоху правления мамлюков, в Неби Самуэль разместилось производство керамики – по крайней мере, две обжиговые печи археологи датируют этой эпохой. Сводчатый проход, под которым при крестоносцах пролегал главный въезд в аббатство, был разделён на мастерские и помещения для проживания.


Архитектурные коллизии. Слева: подъём на крышу и “кресло пророка Элияху” (Ильи-пророка), установленное в бывшей средневековой апсиде церкви. Справа: заложенный вход в монастырь (фото: Д. Златопольский, 2021)

В османский период на Святой Земле значительно увеличилось еврейское население, и в Неби Самуэль заработала синагога. Как уже отмечалось, в 1730 году иерусалимский муфтий, шейх Мухаммад Эль-Халили, отобрал могилу у евреев, заложил проход к гробнице и построил новое здание мечети, в основе которого был центральный неф бывшего храма крестоносцев.

В ходе Первой мировой войны, 21 ноября 1917 года, комплекс был захвачен британцами, мечеть разрушена, но затем снова отстроена. Впервые появился столь заметный ныне минарет. Благодаря своему стратегически выгодному положению Неби Самуэль был в центре боёв Войны за Независимость (1948) – на территории комплекса заметны траншеи и следы от пуль. После 1948 года территория отошла к Иордании. 6 июня 1967 года израильская армия (Цахал) освободила крепость.

Неби Самуэль полон религиозных евреев. Перед началом нового месяца (ивр. Рош ходеш), Национальный парк открыт практически круглосуточно. Верующим неважно, что ветхозаветная Рама находилась в другом месте, «гробница» показывается в перестроенной крипте храма крестоносцев, а сама традиция развилась в мусульманский (мамлюкский) период.

Nebi Samuel 012
Вид с крыши комплекса; внизу заметны остатки круглой печи для обжига керамики, а выше и правее – сводчатого коридора, возможно, главного въезда в аббатство в эпоху крестоносцев

К сожалению, на крышу комплекса, ввиду его общей ветхости, в последние годы практически не пускают, и в здании ведутся ремонтные работы.

К северу от здания, ниже мусульманского кладбища, находится источник Мааян Ханна (источник Анны, ивр.), названный в честь матери пророка Самуила:

«Чрез несколько времени зачала Анна и родила сына и дала ему имя: Самуил, ибо, от Господа я испросила его» (1Цар.1:20) (слово Шмуэль означает `имя Божье`; по другому толкованию — `услышал Бог`)

Чуть восточнее источника заметен огороженный в целях безопасности проволокой, практически вертикальный, спуск-колодец. Это тоже проход к воде.

Nebi Samuel 013
Мааян Ханна

Неби Самуэль хранит в себе много загадок. К примеру, в северо-восточной части комплекса находятся стойла и кормушки для лошадей и ослов средневековых путешественников, однако в основании постройки заметно отдельно стоящее каменное возвышение-подиум. В брошюре Национального парка это место отмечено как «бама» (религиозное возвышение), с вопросительным знаком. Было ли возвышение частью жертвенника, сказать трудно – следов пепла и костей жертвенных животных не обнаружено, но возможно отсюда произносил речи пророк Самуил:

«И сказал Самуил всему народу: видите ли, кого избрал Господь? подобного ему нет во всем народе. Тогда весь народ воскликнул и сказал: да живёт царь! И изложил Самуил народу права царства, и написал в книгу, и положил пред Господом. И отпустил весь народ, каждого в дом свой. Также и Саул пошёл в дом свой, в Гиву; и пошли с ним храбрые, которых сердца коснулся Бог» (1Цар.10:24-25)

Вернёмся в византийские времена. В четверг по Вознесении Христовом отмечается день памяти прпп. Давида Гареджского и Лукиана (VI). В житии этих отцов рассказывается о посещении прп. Давидом расположенной в Палестине Горы Благодати. По всей видимости, это Неби Самуэль.

Прп. Давид Гареджский был родом из Сирии. Будучи отроком, он стал учеником прп. Иоанна Зедазенского (пом. 7 (20) мая) и вместе с ним отправился в Грузию. Там Св. Давид вместе со своим духовным сыном Лукианом обосновался на горе, расположенной над столицей Картли – Тбилиси. В этот период в Картли господствовали персы-огнепоклонники. Целые дни прп. Давид проводил в молитвах, испрашивая у Господа прощения грехов жителям города, а после молитвы стоял на горе и благословлял город. Впоследствии на этом месте был построен храм, освящённый в честь прп. Давида, а гора называется «Мама-Давити» («Отец Давид»). Раз в неделю прпп. Давид и Лукиан спускались в город для проповеди.

Nebi Samuel 014
Стойла для лошадей, устроенные крестоносцами на месте древнего каменного возвышения

Огнепоклонников тревожили авторитет и популярность прп. Давида, и его, с целью дискредитации, обвинили в прелюбодеянии. Свидетельницей призвали некую беременную блудницу, которая указала на него, как на отца будущего ребёнка. Уповающий на Бога преподобный приложил к животу женщины свой посох и приказал плоду сказать правду. Из материнской утробы младенец обличил свою мать и назвал имя настоящего отца. Возмущённые клеветой горожане закидали женщину камнями. Прп. Давид молил их остановиться, но не мог утихомирить разъярённую толпу. Удручённые случившимся святые отцы покинули Тбилиси и вниз по реке Мтквари (Куре) отправились в пустыню Гареджи.

Святые отцы нашли в пустыне маленькую пещеру и обосновались в ней. Все своё время они проводили в молитвах. Пищей им служили трава и кора деревьев. Вскоре от летней жары трава пересохла, однако Господь не оставил их без пищи и послал им оленей. Подоив их, Лукиан преподнёс молоко св. Давиду. Святой старец осенил крестом молоко, и оно свернулось в сыр. Потрясённый свершившимся чудом, Лукиан сказал:

«Если даже тело моё разложится и растает от голода и жажды, не стану заботиться о бренной жизни»

По средам и пятницам отцы держали строгий пост – не принимали никакой пищи, и олени в эти дни к ним не приходили. Неподалёку, в пещере, обитал страшный зверь, истребляя вокруг всех животных. По велению святого Давида зверь покинул это место.

Однажды, местные охотники, погнавшись за оленями гареджских отцов, увидели, что Лукиан доит оленей, а те стоят смиренно, как овцы. Охотники низко поклонились прп. Давиду, и, возвратившись домой, рассказали обо всем увиденном. Вскоре пустыня Гареджи наполнилась людьми, жаждущих отшельнической жизни. Так был основан монастырь в Гареджи, который на протяжении веков являлся центром и краеугольным камнем веры Грузии.

«Спустя некоторое время св. Давид пожелал поклониться святым местам Иерусалима. Вместо себя в монастыре он оставил Лукиана:

Блаженный Давид, пламенно желая видеть великий и святой град Иерусалим, призвал своего ученика Лукиана и сказал:

“Брат Лукиан! Я намереваюсь отправиться в Иерусалим, чтобы поклониться Животворящему Гробу Господню и прочим святым местам. Ты же оставайся здесь среди братии, чтобы укреплять их в подвигах благочестия и оберегать от злого и лукавого нашего врага. Ибо он каждый день смотрит на наши пяты и многоразличными соблазнами и обольщеньями хочет лишить нас царствия Божия и победных венцов”

Лукиан, огорчённый этими словами, сказал св. Давиду:

“Никогда не оставлю тебя, честный отче, до смерти моей, и, куда ты пойдёшь, туда и я за тобой”

Давид отвечал ему:

“Зачем ты, брат, говоришь это? Если так сделаем и пойдём вместе, то труды наши останутся тщетными, ибо братья наши, приобретённые нами здесь для прославления имени Бога нашего, опять разойдутся по своим странам и селениям. Они, как овцы, не имеющие пастыря, заблудившись, похищены будут волками, а Бог за это изыщет с пас. Посему ты оставайся здесь, брат мой Лукиан, а я отправлюсь туда и, как за себя, так и за тебя, и за всех здесь остающихся буду молиться Богу Не удерживай меня от сего, так как душа моя сильно жаждет поклониться святым местам, где Царь Небесный, Богочеловек, Господь наш Иисус Христос жил с людьми”

Убедив сими словами Лукиана, чтобы он остался среди братии, сам Давид с некоторыми иноками, последовавшими за ним, отправился в святой град»

David of Gareji Monastery 001
Давид Гареджский (интернет)

Когда они дошли до места, называемого вершина (или хребет) Благодати, откуда виден Иерусалим, то, воздев к небу руки, возблагодарили Бога. Прп. Давид пал на колени, считая себя недостойным вступать во врата Святого Града и удовлетворясь лишь взиранием издалека, и со слезами возблагодарил Бога. Затем встал у городских врат и сотворил горячую молитву:

«Господи Иисусе Христе, Боже наш? Ты, Которой пришёл на землю для спасения рода человеческого, благоволил вочеловечиться, родиться без греха от Пресвятой Девы Марии, по Своей воле пострадал за грехи наши в этих местах, которые я ныне вижу, перенёс Крест и смерть, как смертный человек, положился во гробе и Божественною силою воскрес, воскресив Адама со всем родом его! Ты сподобил и меня, недостойного раба Твоего, видеть эти места, где Ты ступал пречистыми Своими ногами. Я не осмеливаюсь продолжать свой путь, дабы землю, освящённую святыми стопами Твоими; не попрать моими нечистыми ногами … И того довольно мне, что я, грешный, удостоился видеть эти святые места»

Все это говорил он, пав ниц на землю и обливаясь тёплыми слезами.

«После сего братья просили продолжать путь, но святой, подобно великому пророку и царю Давиду, кротко говорил им:

“Не могу отсюда идти далее, поскольку считаю себя недостойным приблизиться к святым местам. Посему идите туда вы одни и принесите и за меня, грешного, молитвы у Святого Гроба Господня”

Они, облобызав св. Давида, против своей воли оставили его и ушли со слезами».

Сопровождавшие старца отцы поклонились святыням Иерусалима. На обратном пути св. Давид взял с хребта Благодати три камня. Однако в ту же ночь Иерусалимскому Патриарху Илие I (494–516), – по другой версии, Макарию II (552, 563/4–575), – явился ангел и сообщил, что пришедший издалека раб Божий Давид забрал с собой всю благодать Иерусалима. Теперь он шествует, облачённый в лохмотья, с рваной сумой на плече, в которой несёт три благодатных камня.

Патриарх послал гонцов за странником, чтобы попросить вернуть камни и погостить у него. Гонцы патриарха нагнали преподобного около города Наблус (Шхем, Сихем), в 53 км к северу от Иерусалима. Они забрали два камня, а один оставили св. Давиду, передав ему слова патриарха:

«Одну часть дарую тебе для твоей пустыни, забери этот камень в свою пустынь как благодать, на память и для напоминания о твоей вере»

Этот камень преподобный принёс с собой в обитель, и камень этот стал даровать благодать чудесного исцеления. Это округлый гладкий камень галечного типа размером чуть меньше гусиного яйца, цвета охры с вкраплением небольших темно-красных пятен – тот же известняк, который используют в Иерусалиме при облицовке стен и мощении улиц.

В диаконнике храма гареджского монастыря Удабно сохранилась фреска X века с изображением паломничества прп. Давида в Иерусалим. На ней представлен святой перед вратами города с мешком на плече, на фоне Иерусалима изображены Иерусалимский патриарх и его сопровождающий.

После того, как св. Давид принёс благодатный камень из Иерусалима, число братии в обители удвоилось. Преподобный сердечно заботился о братьях, утешал, ободрял их. Для поддержки посещал старцев-отшельников. По его велению был построен монастырь Иоанна Крестителя в месте, называемом Мравалмта.

Монахи Гареджи многие века сохраняли Камень благодати под спудом возле могилы Давида (ныне хранится в Грузинской Патриархии). По преданию, троекратная молитва возле камня приравнивалась к паломничеству в Иерусалим.

Stone of Grace - i200
Камень Благодати (англ.: Stone of Grace, интернет)

Когда Господь Бог известил прп. Давида о его скором призвании в Обитель Небесную, святой собрал отцов пустыни, в последний раз дал им наставление – не впадать в смятение, быть твёрдыми и неустанно просить Господа о спасении своих душ, причастился и, воздев руки к Господу, отдал ему душу. Мощи святого творили чудеса, так, приложившись к ним, прозрел слепой от рождения. Верующие поныне исцеляются у его могилы от душевных и телесных недугов.

После установления советской власти в Грузии и приостановления монастырской жизни в Гареджи Камень благодати в 1923 году вместе с другими святынями был перевезён в Тифлис и помещён в сокровищницу Гос. музея искусств Грузии. В 1990 году его передали Грузинской Православной Церкви. В настоящее время он хранится в алтаре патриаршего кафедрального собора Самеба (Св. Троицы) в Тбилиси. В 2000 году по благословению католикоса-патриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) в храме Преображения Господня в лавре прп. Давида была отреставрирована могила прп. Давида Гареджского. В могильной плите сделали небольшое отверстие, куда поместили копию святыни.

Источники:

1. Самуил. – Электронная Еврейская Энциклопедия. – http://eleven.co.il/article/13682
2. Могила пророка Шмуэля. – «Девятый канал». – http://9tv.co.il/news/2012/08/22/133320.html (04 дек. 2013)
3. Пророк Самуил. – «Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах». –http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/1171048 (18 дек.  2013)
4. Книга Странствий Раби Вениамина. – http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Veniamin_Tudel/text.phtml
5. Adrian J. Boas, Archaeology of the military orders: a survey of the urban centres, rural settlement and castles of the Military Orders in the Latin East (c. 1120-1291), Taylor & Francis, 2008, ISBN 978-0415487238 – 318 pp.
6. The Blessèd Jerome, AGAINST VIGILANTIUS, Sec. 5, Translated by Wm. Henry Fremantle, 1893. – http://www.voskrese.info/spl/jer-vig005.html (04 дек.2013)
7. Jerome Murphy-O’Connor. The Holy Land: An Oxford Archaeological Guide (Oxford Archaeological Guides), Fifth Edition, OUP Oxford, 2008, 544 pp. – ISBN: 978-0199236664.
8. Nebi Samuel National Park (англ.) –Управление Парков Израиля. – http://old.parks.org.il/BuildaGate5/general2/data_card.php?Cat=~25~~400869811~Card12~&ru=&SiteName=parks&Clt=&Bur=92508767 (04 дек. 2013)
9. Yitzhak Magen, Nebi Samwil, Where Samuel Crowned Israel’s First King.–Biblical Archaeology Review (BAR), May/June2008.http://www.bib-arch.org/archive.asp?.asp?PubID=BSBA&Volume=34&Issue=3&ArticleID=7&ExtraID=15(04дек.2013)
10. Avivit Gera, National Park Nebi Samuel, Nature and Parks Authority (ивр.) – אביבית גרא, אוצרת גן לאומי נבי סמואל, גן לאומי נבי סמואל הוצאת רשות הטבע והגנים
11. Житие преподобного Давида Гареджийского чудотворца, основателя Грузинской Фиваиды. – http://georgia.orthodoxy.ru/index.php?cat=_saints&ii=1&jj=4. Дата обращения: 23 июня 2014 г.
12. Давид и Лукиан Гареджийские. Православная энциклопедия. Электронная версия. – http://www.pravenc.ru/text/168562.html. Дата обращения: 23 июня 2014.
13. Камень Благодати. Православная энциклопедия. Электронная версия. – http://www.pravenc.ru/text/1470105.html. Дата обращения: 23 июня 2014
14. Прп. Давид Гареджийский и Лукиан (VI-VII) (Груз.). Православный календарь. Свято-Троицкая Русская Православная Церковь, приход Московской Патриархии. – http://www.holytrinityorthodox.com/ru/calendar/, 5 июня 2014 г.

#СвятаяЗемля #Иерусалим #НебиСамуэль

Страница в последний раз отредактирована 31 марта 2021 года

Добавить отзыв

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.