Савонлинна (Nyslott, Savonlinna)


“Савонлинна – это тридцатитысячный курортный город на полуострове среди озёр Сайменской водной системы. По-шведски он называется Нюслотт (Nyslott), отсюда дореволюционное русское Нейшлотт. Когда-то здесь находилось и казино, где испытывала удачу в азартных играх прибывавшая на отдых русская аристократия. Сейчас напротив бывшего центра развлечений, а ныне места проведения конгрессов, располагается SPA отель «Казино». Финское имя города означает «Замок Саво» (по названию исторической области Саво), а шведское – «Новый Замок».

Савонлинна – одно из древнейших поселений в Финляндии. История города тесно связана с крепостью Олавинлинна (Замок св. Олафа, по-шведски Олафсборг), заложенной шведами в 1475 году, как Нюслотт. Тогда же рядом возникло одноимённое поселение. Замок очень красив снаружи, находится на острове и отделён от материка незамерзающей протокой с быстрым течением, поэтому в случае опасности ведущий к замку мост просто «отстёгивали», и его уносило водой. От строительства XV века осталась, главным образом, кладка трёх башен: Церковной, Колокольной и Св. Эрика. В конце XVIII века здесь уже размещался русский гарнизон, и во дворе хорошо заметны характерные казарменные помещения того времени. По приказанию А. В. Суворова были построены несколько новых бастионов, соединённых куртинами, а также проведены другие работы. В частности, был прорыт внутренний сквозной канал, чтобы гарнизон в случае осады мог ловить рыбу. К середине XIX века потерявшая военный смысл и находившаяся внутри Великого княжества Финляндского крепость пришла в совершенный упадок, и даже рассматривался вопрос о проведении через остров железной дороги. Однако в начале XX века была проведена реконструкция. Особенно, «в рыцарском стиле», обновились интерьеры. Целью было создание «героического прошлого» и укрепления духа молодой финской нации. Сейчас неопытному взору трудно определить, что в крепости древнее, а что – абсолютный новодел. По замку проводятся организованные экскурсии на разных языках. Здесь уж как повезёт с гидом, вернее, с его настроением (и нагрузкой).

Ежегодно в течение месяца, в конце лета, в Олавинлинне проводится оперный фестиваль. Первый состоялся в 1912 по инициативе финской оперной певицы (сопрано) Айно Актё (Aino Ackté, 1876–1944), возглавлявшей фестиваль в течение пяти лет. В 1912 году были показаны четыре финских оперы. Единственной иностранной стал «Фауст» Шарля Гуно, с самой Актё в роли Маргариты. Долгие годы зрителям приходилось мокнуть под частыми финскими дождями, но не так давно был построен навес.

В 1534 году Нюслотт/Олавинлинна становится центром провинции Саво, и в крепости проводятся масштабные работы по обновлению укреплений. В 1639 году Савонлинна получила права города. Во время Северной войны, 29 июня 1714 года, Нюслотт был взят русскими войсками, но по условиям Ништадтского мира в 1721 году его вернули Швеции. В ходе русско-шведской войны (1741–1743), 7 августа 1742 года, город был снова занят русскими. В 1743 году был заключен Абоский мир по которому крепость отошла к России вместе с южной частью района Саво. Завоёванные территории были присоединены к Выборгской провинции, ставшей Выборгской губернией. В 1918 году губерния вошла в независимую Финляндию.

В самом замке и на островке Таллисаари (Tallisaari), через который идёт путь в крепость, можно видеть несколько любопытных скульптур. Например, фигуру Св. Олафа (1912), созданную Вилле Вальгреном (Ville Valgren). Скульптор изобразил Олафа как благородного короля, носившего кольчугу и корону. В действительности Олаф (995–1030) был мародерствующий викинг, который вёл войны, чтобы получить власть. Он превратился в святого по политическим причинам, поскольку принял христианство и обратил в новую веру значительную часть раздробленной и ведущей феодальные войны Норвегии. Культ Св. Олафа быстро распространился после его смерти и нашел популярность среди моряков и купцов. Статуя создана из итальянского мыльного камня (стеатита) и весит около 1500 кг.

Судя по натёртым до блеска рогам, особый успех у туристов имеет и скульптура «Чёрного Барана» (1964), авторства Антона Равандера-Рауаса (Anton Ravander-Rauas). Баран содержался в крепости, чтобы быть принесённым в жертву и попасть на стол в День Св. Олафа, 29 июля. Это был своего рода мост между старой языческой и новой христианской традицией, которая продолжилась и при протестантизме, когда почитание Св. Олафа стало надеждой обеспечить удачу в новом году. У барана в Олавинлинне была завидная жизнь, что следует из местной пословицы: «Жить как баран в замке». Хроника прихода Сааминки (Sääminki, ныне часть Савонлинны) от 1728 года повествует о судьбе последнего овна крепости: он утонул в реке, и это означало конец традиции. Статуя была подарена к 325-летию города (в 1964 году), и постепенно возник обычай натирания рогов. Сильный пол делает это для укрепления мужской силы, а слабый – чтобы партнёр был трудолюбивым и упорным в своём ремесле.

Юго-западнее статуи барана, по другую сторону от тропинки, ведущей на мост к крепости находится монумент «Религия – Отечество – Дом» (Uskonto – Isänmaa – Koti, 1955) из трёх больших гранитных камней, посвящённый памяти жертв Зимней войны (1939–1940). На памятнике начертаны слова, которые можно перевести примерно так: «Цена свободы Финляндии будет выплачиваться от отца к сыну».

Рядом с героическим монументом стоит скульптура рыцаря в доспехах, созданная скульптором Аймо Тукиайненом (Aimo Tukiainen, 1917–1996) к 500-летию замка (в 1975 году). Это – «Дух Крепости», под которым подразумевается не абстрактный дух или призрак, а основатель Олавинлинны – Эрик Аксельссон Тотт (Erik Axelsson Tott).

Ещё одним символом города является памятник сайменской нерпе (saimaa ringed seal, Аrto Lötjönen, Eeva-Maria Miettinen, 2000). Эта статуя в комплексе озёрного фонтана в проливе Хаапасалми (Haapasalmi), между двумя пешеходными мостами Торисилта (Torisilta) и Питкясилта (Pitkäsilta), напротив рыночной площади была создана скульптором А. Лётьёненом и студенткой Е.-М. Миеттинен в 2000 году.

В годы Зимней (1939–1940) и Второй мировой войн Савонлинна сильно пострадала от бомбардировок. Так в конце Зимней войны, 1 марта 1940 года, в ходе налёта советской авиации был повреждён городской Кафедральный собор (Savonlinnan tuomiokirkko). Решение о строительстве этой лютеранской церкви было принято уездным старейшиной Александром Теслефом (Aleksander Thesleff) в 1850 году, однако экономические проблемы не позволили приступить к работам ранее 1869 года. Проект здания был создан финским архитектором Акселем Дальстрёмом (A. Dahlstrom), строительство велось с 1874 по 1878 годы. В 1879 году церковь была освящена. В 1896 году было принято решение о создании диоцеза (что соответствует структуре, именуемой в Русской православной церкви епархией) Савонлинна, тогда же церковь стала кафедральным собором. Первым епископом был назначен Густав Юханссон (Gustaf Johansson). В 1924 году кафедра была перенесена в Выборг, но церковь продолжала именоваться собором. В 1946–1947 годах под руководством архитектора Бертеля Лилиеквиста (Bertel Karl Liljeqvist) были проведены ремонтные работы, но первоначальный облик храма не был восстановлен. Эту задачу осуществил только Ансу Энстрем (Ansu Ånström) в 1990–1991 годах.

Храм является главным в диоцезе Савонлинна. Церковь представляет собой однонефное здание в неоготическом стиле. Основной строительный материал — красный кирпич. Над входом находится архитектурная доминанта местности – колокольня высотой 51 метр. Интерьер выполнен в светлых тонах, однако росписи есть только в алтарной части. Алтарное изображение создано Пааво Лейноненом и изображает Господа Иисуса Христа в Гефсиманском саду. На потолке – фрески летящих ангелов художника Антти Салменлинна. Новый орган в стиле барокко появился в ходе реконструкции старого, в 1990–1991 годах; его автор – Мартин Портан (Martti Porthan). Орган имеет 45 регистров. Витражное стекло над алтарём – работа известного художника и графика, абстракциониста, Лаури Аальгрена (Lauri Ahlgrén). Вместимость собора – 1000 человек.

Рядом с собором в парке Kirkkopuisto («Церковный») стоит гранитный памятник «Солдат» (1921) знаменитого скульптора Вяйнё Аалтонена (Wäinö Aaltonen). Первый вариант монумента предназначался для участия в конкурсе на финскую Статую Свободы, состоявшегося в Тампере в 1919 году. На этот конкурс Аалтонен представил две работы, но приз не получил. Однако «Герой» (первоначальное название «Солдата») обратил на себя внимание. Жюри отклонило работу по политическим причинам, поскольку художник взял за основу свой старый памятник борцу Роберту Окса (Robert Oksa), попавшему в плен в бою с Красной гвардией и после освобождения решившему не возвращаться в раздираемую гражданской войной Финляндию. Позже он сделал блестящую карьеру в качестве тренера по борьбе в шведской олимпийской сборной. В 1921 году Аалтонен изменил лицо стоящего на коленях солдата на лицо своего друга и родственника, поэта Ааро Хеллакоски (Aaro Hellaakoski). Нагота солдата, особенно по соседству с храмом, долго была темой дебатов в Савонлинне. Сомнения вызывала и поза смирения, если не сказать унижения.

Между «Солдатом» и храмом установлены два мемориальных обелиска; на одном из них выбиты имена савонлиннцев – жертв Зимней войны.

В пригороде Савонлинны Керимяки (Kerimäki) находится одна из крупнейших в мире деревянных церквей: её размеры: 45 х 42 х 37 м. Церковь была спроектирована архитектором Андерсом Фредриком Гранстедтом (Anders Fredrik Granstedt) и построена в 1844–1847 годах. Количество сидячих мест этого лютеранского храма – около 3000, но церковь может вместить и 5000 человек. Есть легенда, что размер явился результатом просчёта: архитектор работал в сантиметрах, которые застройщик понял, как дюймы (дюйм в 2.54 раза больше). Но это слухи, поскольку храм бережно хранит чертежи Гранстедта. Строительство велось под руководством местного подрядчика Акселя Магнуса Толпо (Axel Magnus Tolpo). После внезапной смерти Акселя возведение храма продолжил его сын Теодор. Все горожане в возрасте от 15 до 60 участвовали в грандиозной стройке (в соответствии с размером их доходов). В результате, храм поднялся всего за три года. В 1953 году по соседству с главным храмом была построена меньшая зимняя церковь.

Есть в Савонлинне и православный храм Свв. Захарии и Елизаветы, который открывается очень редко. Эта церковь, в обиходе называемая «Pikkukirkko» («маленькая церковь»), была построена в 1846 г. по проекту Л. Висконти. В 1938 году она была продана лютеранскому приходу, поскольку мизерное количество местных православных уже не могло содержать храм. Затем, в 90-х годах XX века, ситуация изменилась, и в 2012 году храм был выкуплен обратно. Стоимость составила 200 тыс. евро. Средства были получены от состоятельных православных меценатов. Однако церковь пока не предназначена для регулярных богослужений — в ней ведутся работы по переоборудованию (установлению иконостаса, алтаря, икон и др.)”

From Савонлинна (Nyslott, Savonlinna). Posted by Igor Tsaritsyn on 8/29/2014 (34 items)

Generated by Facebook Photo Fetcher 2

(Савонлинна (Nyslott, Savonlinna); 34 photos)