Град Давида (City of David)

Град Давида (Город Давида, ивр. Ир-Давид) – это старейшая часть Иерусалима. Когда-то здесь, у подножья Храмовой горы, вытянутая между узкими и крутыми долинами Терапион (ныне засыпанной) и Кидрон, стояла маленькая ханаанская крепость Рушалимум (Сион, Шалем), площадью не более 6 га. На её территории есть следы обитания человека начиная с халколитического периода (около 4 тыс. лет до н.э.), но впервые город с таким названием мы встречаем в древнеегипетских Текстах Проклятий (англ. Execration Texts).

В 1925 г. в Луксоре в Верхнем Египте (на месте древних Фив) были куплены глиняные черепки, соединив которые учёные собрали около 80 тарелочек и сосудов, на которых были видны надписи, сделанные иератическим письмом (вид египетской скорописи), направленные против «враждебных» Египту племён, городов и областей. Скорее всего, керамика служила для симпатической магии – разбивалась жрецами с целью навлечь кару на непокорных вассалов, когда по различным причинам военный поход был невозможен. Среди десятков названий, 19 городов относились к стране Ретену (египетское назание Ханаана).

Этот первый список – так называемый Берлинский – был опубликован в 1926 г. немецким египтологом Куртом Зетте (Kurt Heinrich Sethe). Археологи датировали керамику 20 в. до н.э. (конец 11 – начало 12 династии). В 1940 г. он был дополнен вторым – Брюссельским – авторство которого принадлежит французскому учёному Жоржу Познеру (Georges Posener), – состоящим уже не из обломков тарелочек, а из глиняных фигурок пленных «вражеских» правителей со связанными руками, найденных в Саккаре в 30 км к югу от Каира. В этом списке (19 – 18 вв. до н.э.) упоминаются 64 города. Третий список – из Миргиссы (Судан) – опубликован французским исследователем Иваном Кенигом (Yvan Koenig) в 1990 г.

Иерусалим («uru-sammu») появляется в Берлинском и Брюссельском списках. В первом, говорится о двух соправителях с западносемитскими именами – Икараме (Икраме) и Шассане (Шашане), а во втором – об одном правителе, имя которого нечитаемо.

В будущем Граде Давида жили не только семиты, но и, к примеру, хурриты (выходцы из Северной Месопотамии), число которых в Иерусалиме увеличилось после гибели их государства – Митанни – под ударами Ассирии, а также переселенцы из Малой Азии – хетты. Учёные считают, что последние массово перешли в Ханаан после разгрома Хеттской империи «народами моря».

Не исключено, что от амореев (западно-семитские кочевники) произошли иевусеи, давшие городу библейское имя Иевус:

«и скажи: так говорит Господь Бог [дщери] Иерусалима: твой корень и твоя родина в земле Ханаанской; отец твой Аморрей, и мать твоя Хеттеянка» (Иез.16:3)

Другая распространённая версия, которой, в частности, придерживался израильский археолог Игаэль Ядин (Yigael Yadin) (1917 – 1984), говорит о том, что иевусеи имели хеттское происхождение.

Приблизительно в 1000 г. до н.э. Иевус был захвачен дружиной царя Давида и стал столицей Объединённого израильского царства:

«И пошел Давид и весь Израиль к Иерусалиму, то есть к Иевусу. А там были Иевусеи, жители той земли. И сказали жители Иевуса Давиду: не войдешь сюда. Но Давид взял крепость Сион; это город Давидов». (1 Пар.11:4-5)

Возможно на этом месте, за сотни лет до еврейского царя, праотец Авраам получил благословение Малки-Цедека (рус. Мелхиседек, букв. «Царь Справедливости»):

«и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего» (Быт.14:18)

Салим (Шалем), как правило, отождествляют с Иерусалимом, хотя существуют и иные версии, такие как Шхем (Сихем), Тавор (Фавор) и гора Гризим (Гаризим).

Христианская иконография использует образ «Великого Архиерея Иисуса Христа», как «наследника» Мелхиседека:

«по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Евр.7:15-17)

В Граде Давида, согласно Ветхому Завету, был похоронен царь Давид:

«И почил Давид с отцами своими и погребен был в городе Давидовом» (3Цар.2:10)

Однако иудейская, мусульманская и христианская традиция давно перенесла могилу Давида на вершину соседнего холма, возвышающегося к северо-западу от Терапиона. Этот холм иногда называют «новым» Сионом (или просто Сионом), а Град Давида – «старым».  Уже на «новом» Сионе, «при наступлении дня Пятидесятницы», апостол Пётр провозглашает:

«Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня» (Деян.2:29)

И сейчас там на первом этаже бывшей мечети Давида («Неби Дауд») показывают большой саркофаг-кенотаф (пустую могилу) Давида, установленный крестоносцами в шестидесятых годах 12 в. На «новом» Сионе никаких остатков древней крепости нет. А почему?

Ответ прост – вода. На «новом» Сионе её нет, а на восточной границе Града Давида, в долине Кидрон, бьёт Силоамский источник (ивр. Гихон, букв. «пульсирующий») – единственный «серьёзный» источник воды на многие километры, одна из причин строительства крепости в стратегически невыгодном низком месте.

Ещё один родник – Эйн Рогель (Рогель; араб. Бир Айюб, букв. «колодец Иова») – расположен южнее Града Давида, в месте слияния Кидрона с сухим руслом Гееном (Гай бен Хинном, букв. «Долина сынов Еннома», рус. трад.: «Геенна огненная») на расстоянии примерно 500 м от бывшего Силоамского бассейна, о котором мы расскажем в дальнейшем. В иудейской традиции Эйн Рогель, по-видимому, был связан с церемонией помазания истинных и самозванных царей, как например, одного из сыновей Давида – Адонии:

«И заколол Адония овец и волов и тельцов у камня Зохелет, что у источника Рогель, и пригласил всех братьев своих, сыновей царя, со всеми Иудеянами, служившими у царя» (3Цар.1:9)

Источник имеет важное значение для мусульман, поскольку по преданию своим появлением он обязан прощению праведника Айюба (Иова). Здесь ангел велел больному и покрытому струпьями Айюбу топнуть ногой, после чего забил ключ, и свежая вода очистила раны несчастного:

«Мы вняли ему, и ему было повелено: “Топни ногой о землю, и будет для тебя прохладная вода для омовения и питья, и оставит тебя всякая боль, утомление и страдание» (Коран, 38: 42, Аль-Азхар)

Сейчас Бир Айюб – это закрытый плитами колодец во дворе нижней мечети деревни Силуан (ивр. Шилоах). Служители мечети охотно показывают свою святыню и утверждают, что глубина скважины достигает 40 м. Купол над родником, который, к примеру, запечатлел художник Д. Робертс (1839) уже давно исчез.

Вернёмся к Граду Давида. Водосборник с осколками керамики периода аббасидов (10 в. н.э.) – последний обнаруженный здесь культурный слой. Отстутствие более поздних свидетельств говорит о том, что район был полностью заброшен. В 1867 г. английский офицер, капитан Чарльз Уоррен (Charles Warren), случайно обнаружил остатки древнего города, когда заинтересовался подземным тоннелем, отходящим от Силоамского источника. До последнего времени археологи расчищали нижнюю часть Града Давида от многометровых наслоений скопившегося в Кидроне мусора. Неоднократно проводившиеся в Ир-Давид раскопки дали важные находки, но не привели к однозначному толкованию части из них: город расположен на склоне горы, неоднократно перестраивался, причём обломки разрушенных зданий скатывались вниз в Кидрон, не оставляя упорядоченных археологических слоёв. Сейчас Град Давида – это платный археологический парк на территории Восточного Иерусалима.

City of David 02
План города Давида (согл. рис. Адас Гуфас из брошюры Национального парка Город Давида)

Показанный выше рисунок Града Давида времён Первого храма (до разрушения города вавилонянами в 586 г. до н.э.), приведённый в брошюре выдаваемой в кассе, возможно, нуждается в корректировках. Археологам не удалось обнаружить доказательств того, что Силоамский источник находился за пределами города. Зато ниже, прямо у Кидрона, археологи Р.Райх (R. Reich) и Э. Шукрон (E. Shukron) нашли участок стены, который мог быть частью древних оборонительных укреплений, так что источник и в ханаанское время, и в израильский период вполне мог располагаться внутри городских стен. Кроме этого, участок, где показан дворец Давида, находится на скальной поверхности и перестраивался вплоть до византийского времени. Фрагменты иудейской керамики 10 в. до н.э., как и более ранней – ханаанской – не позволяют однозначно утверждать, что здесь был дворец иудейских или иевусейских правителей.

City of David 01
Вид на «новый» Сион; мусульманская традиция, вслед за иудейской, перенесла могилу Давида из города на вершину соседнего холма

В эпоху Первого храма письма на пергаменте или папирусе сворачивали в свитки, обматывали нитью и скрепляли маленькими глиняными печатями – буллами. В Граде Давида были найдены десятки булл. О пророке Иеремии и гибели Иерусалима напоминают буллы, принадлежавшие «Гемария(ху), сыну Шафана» и «Иехухалю, сыну Шелемияху, сыну Шови». Гемария был писцом времён правления царя Иехоакима (Иоакима) (608 – 597 до н.э.), что следует из библейского отрывка:

«В пятый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, в девятом месяце объявили пост пред лицем Господа всему народу в Иерусалиме и всему народу, пришедшему в Иерусалим из городов Иудейских. И прочитал Варух написанные в свитке слова Иеремии в доме Господнем, в комнате Гемарии, сына Сафанова, писца, на верхнем дворе, у входа в новые ворота дома Господня, вслух всего народа. Михей, сын Гемарии, сына Сафанова, слышал все слова Господни, [написанные] в свитке, и сошел в дом царя, в комнату царского писца, и вот, там сидели все князья: Елисам, царский писец, и Делаия, сын Семаия, и Елнафан, сын Ахбора, и Гемария, сын Сафана, и Седекия, сын Анании, и все князья; и пересказал им Михей все слова, которые он слышал, когда Варух читал свиток вслух народа» (Иер.36:9-13)

Иехухаль, сын Шелемияху, также является важной фигурой – официальным лицом царя Седекии (Цедекии, Цидкияху) (597–586 до н.э.). Он дважды упоминается в свитке  Иеремии. В первый раз, когда

«царь Седекия послал Иегухала, сына Селемии, и Софонию, сына Маасеи, священника, к Иеремии пророку сказать: помолись о нас Господу Богу нашему» (Иер.37:3),

а во второй – предстает вместе с другими перед Седекией и призывает убить пророка:

«И услышали Сафатия, сын Матфана, и Годолия, сын Пасхора, и Юхал (Иехухаль – И.Ц.), сын Селемии, и Пасхор, сын Малхии, слова, которые Иеремия произнес ко всему народу, говоря: так говорит Господь: кто останется в этом городе, умрет от меча, голода и моровой язвы; а кто выйдет к Халдеям, будет жив, и душа его будет ему вместо добычи, и он останется жив. Так говорит Господь: непременно предан будет город сей в руки войска царя Вавилонского, и он возьмет его. Тогда князья сказали царю: да будет этот человек предан смерти, потому что он ослабляет руки воинов, которые остаются в этом городе, и руки всего народа, говоря к ним такие слова; ибо этот человек не благоденствия желает народу сему, а бедствия. И сказал царь Седекия: вот, он в ваших руках, потому что царь ничего не может делать вопреки вам. Тогда взяли Иеремию и бросили его в яму Малхии, сына царя, которая была во дворе стражи, и опустили Иеремию на веревках; в яме той не было воды, а только грязь, и погрузился Иеремия в грязь» (Иер.38:1-6)

На буллах, найденных в Городе Давида, обычно упоминается отец её хозяина, а сама надпись состоит из двух строк. Оттиск «Иехухаля, сына Шелемияху, сына Шови» отличается тем, что здесь говорится о трёх поколениях, а надпись – трёхстрочная.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Археолог Эли Шукрон, проработавший в городе Давида около 18 лет

На фото археолог Эли Шукрон демонстрирует увеличенную копию буллы (реальный размер – 1.5 см) с упоминанием города Вифлеем (ивр. Бейт-Лехем). Это первое и пока единственное свидетельство того, что город, где родился Иисус Христос, существовал во времена Первого храма. О находке было объявлено в мае 2012 г. Это булла «ле-мелех» (букв. «для царя»), принадлежавшая к группе административных «финансовых» булл, использовавшихся для опечатывания налоговых поставок в казну Иудейского царства в 7-8 вв. до нашей эры. Такой налог уплачивали серебром или поставками вина, зерна, оливкового масла и т.п.

На булле видны три строчки на палеоиврите:

«Бишват» – еврейская дата, в которой есть число семь («шева»), возможно, седьмой год правления одного из царей: Хизкиягу (Езекии), Менаше (Манассии) или Иошияху (Иосии),
«Бет Лехем» – название города,
«Лемел [ех]» – «для царя».

Не следует путать буллу «ле-мелех» с оттисками (ивр. хотамот) «ле-мелех», с крылышками, на ручках кувшинов последней трети 8 в. до н.э. – таковые известны  только из четырёх городов, к которым Вифлеем не относится.

Теперь совершим небольшой виртуальный тур по Граду Давида.

Уже перед билетными кассами мы встречаемся с первой «загадкой»: выдолбленными в скале продолговатыми ямками, отчётливо видимыми через застеклённое отверстие в деревянном настиле. Их возраст –  около 6 тыс. лет, и относят их к медно-каменному веку (халколиту). Семнадцать подобных углублений расположены на площади около 2.8 х 2.0 м и обращены на юго-восток в соответствии с наклоном скалы. «Лоханки» имеют размер 50 х 30 см и глубину 15-20 см; смысл их – неясен.

Спустившись по лестнице под помост, попадаем в северную часть Града Давида, где теоретически мог находиться дворец иевусейских или иудейских царей. Однако, как уже указывалось, участок расположен на скальной поверхности и неоднократно перестраивался вплоть до византийского времени, так что гарантировать, что та или иная часть развалин относятся к былым царским хоромам, рискованно.

City of David 04
Раскопки под помостом
City of David 05
Эта сводчатая конструкция относится к византийской эпохе

Спустимся ниже к Кидрону в так называемую зону G – классификация проф. Игаля Шило (Yigal Shiloh) (1937 – 1987), работавшего в Граде Давида в семидесятых-восьмидесятых годах прошлого века – и окажемся у основания разрушенного «дома Ахиэля». Это название было дано дому по имени предположительного владельца, начертанного на найденном поблизости остраконе – глиняном черепке для записей, расчётов и коротких писем.

City of David 06
Зона G: городские стены, времён Второго храма; «ступенчатая конструкция» и «дом Ахиэля»

Прежде всего, здесь мы видим остатки башни и южной городской стены Иерусалима периода Второго храма (вторая пол. I тыс. до н.э. – 70 г. н.э.). Согласно историку Йосифу Флавию (ок. 38 – после 100), в ходе подавления Иудейского восстания римские силы под командованием Тита подошли к Иерусалиму весной 70 г. Не прекращавшиеся до этого распри и кровавые столкновения между различными еврейскими фракциями были оставлены, и повстанцы объединили свои силы для защиты города. Осада Иерусалима и бои за город продолжались пять месяцев. Только через несколько недель после начала осады Титу удалось завладеть северным пригородом: Бейт-Зейтой, находившейся в северной части Иерусалима (далеко от Града Давида). В августе пала крепость Антония, защищавшая Храмовую гору с севера, и спустя несколько дней римляне ворвались в Храм и предали его огню. Верхний город, расположенный сразу к северу от Града Давида, был взят месяцем позже. Большинство жителей было убито или погибло от голода; уцелевшие были казнены или проданы в рабство; Иерусалим был в основном разрушен. Да, главные сражения разворачивались не здесь, но сам вид стен напоминает о постигнувшей город две тысячи лет назад трагедии.

Контуры стен подтверждают, что в эпоху Второго храма Град Давида, по крайней мере частично, оставался вне Иерусалима. Как мы вскоре убедимся, Силоамский источник был крытым, но потерял «стратегическое» значение, так как во времена Ирода Великого были построены многокилометровые водоводы, по которым Иерусалим снабжался водой от источников Аруб и Бияр к югу от Вифлеема, и, кроме этого, в самом городе было достаточно цистерн и открытых водосборников.

Интересно, что к остаткам городской стены примыкает бросающаяся в глаза ханаанская «ступенчатая конструкция» непонятного предназначения, II тыс. до н.э. Она не может, например, поддерживать стены, поскольку, по сути, сама ни на что не опирается. По этой же причине конструкция вряд ли была частью фундамента царского дворца, даже если предположить, что он действительно располагался выше по склону. О почтенном возрасте «конструкции» говорит тот факт, что поверх неё был построен типичный для Иудеи двухэтажный четырёхкомнатный дом времён Первого храма («дом Ахиэля»). Присмотревшись, можно заметить, что «дом Ахиэля», частично «вписан» в «ступенчатую конструкцию». Несколько колонн этого дома установлены на деревянную платформу и хорошо видны посетителям. О наличии в «доме Ахиэля» второго этажа говорит хорошо заметная с левой стороны от зрителя лестница.О наличии в «доме Ахиэля» второго этажа говорит хорошо заметная с левой стороны от зрителя лестница. Дом был небедным, о чём свидетельствуют, в частности, обнаруженные здесь фрагменты интерьера из «египетской ёлки» – араукарии.

City of David 07
Типичный иудейский четырёхкомнатный дом времён Первого храма (www.he.wikipedia.org)

На плоских крышах подобных домов было удобно принимать ванны, простые и солнечые, но была вероятность, что Вас могли заметить из расположенного выше царского дворца:

«Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина. Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею. Когда же она очистилась от нечистоты своей, возвратилась в дом свой» (2Цар.11:2-4)

Вернёмся от романтической истории к археологическим находкам. Судя по остаткам древнего унитаза, справа к «дому Ахиэля» примыкал туалет. Исследование органических остатков этого древнего санузла выявило грустную картину: перед разрушением города вавилонянами обитатели дома ели сырое мясо. По-видимому, у осаждённых сохранялись продукты, была вода из Гихона, но закончились дрова. У скептиков есть, конечно, версия, что такое мясо употребляли по «собственному желанию», наподобие традиционного эфиопского сырого фарша – кытфо.

Чтобы закончить «туалетную» тему, скажем, что всего в Граде Давида были найдены четыре унитаза.

City of David 08
Остатки туалета «дома Ахиэля»

Ещё ниже по склону экспедиция проф. И. Шило обнаружила летом 1982 г. «коллекцию» из 53 булл. Они лежали среди других артефактов внутри здания, получившего название «дом булл» (упомянутые выше печати Гемарии и Йехухаля были частью этой находки). Учёный предположил, что здание, сожжённое вавилонянами, служило общественным архивом, примыкавшим к административному центру Града Давида, иными словами, находилось неподалеку от дворца, хотя доказать это пока не удалось.

City of David 09
Вид на Кидрон из города Давида

Взглянем на Кидронскую долину: здание в нижней части снимка, частично покрытое черепичной крышей, скрывает Силоамский источник. А выше по склону и ближе к зрителю, рядом с белыми, наполненными песком мешками археологов, видны фрагменты стены, долгое время считавшейся городской стеной ханаанского Иевуса. Так, в частности, думала британский археолог Кетлин Кеньон (Dame Kathleen Mary Kenyon) (1906 – 1978), проводившая раскопки в Граде Давида в 1961-67 гг. Именно эта версия «оставляла» источник вне города. Однако, как уже отмечалось, в свете новых находок появилась гипотеза о том, что ханаанская стена проходила значительно ниже, так что источник оказывался в городских пределах. А «стены Кеньон», возможно, были частью городских террасных сооружений.

City of David 11
«Стена Кеньон»

На противоположной стороне Кидрона, среди домов арабской деревни Силуан хорошо видны древние пещерные захоронения, которые местные жители приспособили под курятники и сараи.

City of David 10

Деревня Силуан (ивр. Шилоах)

Теперь спустимся под землю к Силоамскому источнику. Ещё в ханаанское время, примерно в 18 в. до н.э., из верхней части Иевуса через относительно мягкие слои известняка к воде был прорублен тоннель («тоннель I»). Возможно, это был личный тоннель царя и(или) жреческой верхушки. Тоннель проходил через пещеру, где по утверждениям археологов люди жили ещё 5 тыс. лет назад (вход в пещеру не сохранился), и продолжался мимо вертикального карстового провала, известного под названием «колодец Уоррена» (ивр. «Пир Уоррен»). Именно по этому узкому колодцу, преодолев около 13 м, в 1867 г. в пещеру поднялся (и обнаружил остатки древнего города) Чарльз Уоррен, а колодец был позже назван его именем.

Есть версия, что при ханаанеях основание тоннеля было выше, и о провале никто не догадывался. Только в 8 в. до н.э., при углублении тоннеля, обнаружился этот природный колодец, которым, впрочем, для подъёма воды, возможно, никто не пользовался, поскольку стены провала остались необработанными, а опускался он к мелкому месту в стороне от источника, так что зачерпывать воду было неудобно. Ханаанский тоннель в нижней части был заложен, и проход к роднику  был сделан чуть в стороне, там где и сейчас ходят гости Града Давида. Поэтому спускаясь к воде, неплохо знать, что начинаем мы двигаться по тоннелю 18 в. до н.э., а после расширения (пещеры) продолжаем – уже по «израильскому», 8  в. до н.э.

«Для простого народа» вода из источника отводилась по короткому каналу в располагавшийся южнее открытый бассейн. Увидеть его невозможно: в 8 в. до н.э. водосборник перестал использоваться и поверх него был построен дом, в 586 г. до н.э. разрушенный вавилонянами.

City of David 12

Заложенный ханаанский тоннель

City of David 13

«Колодец Уоррена»

Внизу над источником, в том месте, где заканчивается «израильская» часть «тоннеля I», сейчас ведутся строительные работы по укреплению стен и сводов: по-видимому, планируется оборудовать подобие музейного зала. Ведь именно здесь когда-то возвышалась ханаанская башня, и был центр жизни «старого» Сиона.

City of David 14
«Колодец Уоррена» в разрезе (he.wikipedia.org)

Сейчас в этом зале посетители видят остатки спускающейся к Кидрону ханаанской стены и большой щит с рисунком, который мы приводим ниже, снабдив пояснениями.City of David 15

Район Силоамского источника в ханаанскую эпоху

Итак, правая от зрителя башня скрывает Силоамский источник, к которому вёл «тоннель I». Левее шла спускающаяся к Кидрону стена, руины которой посетитель видит в зале, а ещё левее находился открытый бассейн, куда по каналу подавалась вода из источника. Бассейн с трёх  сторон был защищён стенами. Выше (западнее) бассейна располагалось недоступное пока для осмотра языческое капище с типичными для Ханаана вертикальными камнями («мацевами»), символизировавшими местных богов. Расположение городской стены, пересекающей рисунок в верхней части, отражает старую точку зрения. По-видимому, стена шла значительно ниже, так что и источник, и бассейн оказывались в черте города.

Как уже отмечалось, в 8 в. до н.э. поверх бассейна был построен дом. В мусоре, которым жители закидали вышедший из использования водоём археологи нашли много интересного. Например, буллы, а также большое количество рыбных костей, в том числе нильского окуня («принцессы Нила»). Не секрет, что иудеи употребляли в основном мясную пищу. Откуда же бралась в горном Иерусалиме морская и речная рыба?

Вероятно, её специально заказывали для знатных иностранцев родом, к примеру, из приморской Финикии и их отпрысков. Среди подобных персонажей приходит на ум фигура царицы Аталии (Гофолии) (ок. 842 – 836 до н.э.), жены царя Иорама (Иехорама) и дочери израильского царя Ахава и сидонянки Иезевель. Библия не очень жалует Аталию, которая, узнав о смерти своего брата израильского царя Иорама, своего сына Ахазии (Охозии) и о казнях представителей царского рода в Израиле, проводимых военачальником Иегу, стала уничтожать потомков Давида в Иудее, искореняя «все царское племя дома Иудина» (2Пар.22:10). Аталия вполне могла заказывать у дедушки в Финикии рыбные деликатесы, что, в свою очередь, могло раздражать иудейскую элиту.

City of David 16
Силоамский источник (Гихон)

Над Силоамским источником мы видим свод времён Второго храма, который, очевидно, ремонтировался мамлюками, поскольку его восточная часть имеет форму, характерную для периода их правления (13–16 вв.). Повторим, что при ханаанеях и в эпоху Первого храма Гихон, скорее всего, был в городской черте, а во времена Второго храма оставался вне иерусалимских стен. Мамлюки также ремонтировали уже «загородный» источник, поскольку в Граде Давида с 10 в. н.э. никто не жил.

City of David 17
Свод над Силоамским источником

От источника отходят два тоннеля. Один, ханаанского времени, идущий на юг вдоль Кидрона («тоннель II» или «сухой тоннель»), в древности мог подавать воду на расположенные за городом сады и поля. Другой, длиной 533 м, был вырублен в израильский период (8 в. до н.э). По нему вода Гихона отводилась на южную окраину Града Давида в Силоамский бассейн, площадью около 3000 кв.м. Этот тоннель принято называть «тоннелем Хизкиягу» (727–698 до н.э.), хотя проложен он был, по-видимому, ещё до начала эпохи правления этого царя. Хизкиягу известен тем, что остановил в 701 г. до н.э. ассирийскую армию Санхерива (Сеннахирима). Согласно ассирийским архивам, Санхерив овладел в Иудее 46 укрепленными городами и «бессчетным числом малых городов», а также захватил 200 150 пленников. Он окружил Иерусалим, но затем снял осаду и вернулся в Ассирию из-за охватившей стан его войска эпидемии. То, что в городе была вода, безусловно, помогло иудеям выдержать осаду, однако Хизкиягу был вынужден уплатить огромный выкуп: 30 талантов золота и 800 (300, согласно IV Ц. 18:14) талантов серебра.

О причине того, что тоннель, скорее всего, был прорублен ещё до правления Хизкиягу мы уже упоминали: открытый бассейн южнее источника вышел из употребления. Возможно, он оказался слишком маленьким для растущего населения: людям – а не только царской элите – надо было откуда-то брать воду. Срочно требовался новый большой водосборник, свободное место для которого нашлось на южной окраине Града Давида. К этому бассейну, позже названному  Силоамским (ивр. «Брехат ха-Шилоах»), пришлось пробивать тоннель длиной более 500 м, а поверх старого уже в 8 в. до н.э. был построен дом.

Продолжительность перехода по «тоннелю Хизкиягу» – около 40 минут; уровень воды достигает 70 см; необходимо захватить с собой фонари и подходящую обувь; запрещается зажигать свечи. Именно из этого тоннеля Ч. Уоррен в 1867 г. по вертикальному колодцу («пир Уоррен») проник в Град Давида и открыл его для нас и наших потомков.

Если же мы не хотим мочить одежду, то выберем ханаанский «сухой тоннель», через который, вероятно, когда-то вошли в Иевус воины Давида под предводительством Иоава сына Саруи (ивр. Иоав бен Цруя):

«И сказал Давид: кто прежде всех поразит Иевусеев, тот будет главою и военачальником. И взошел прежде всех Иоав, сын Саруи, и сделался главою. Давид жил в той крепости, потому и называли ее городом Давидовым» (1Пар.11:6,7)

При выходе из «сухого тоннеля», видим слева обрывающийся в Кидрон участок древней стены – возможно, городской стены Иевуса (так, например, считает археолог Эли Шукрон).

City of David 18

«Сухой тоннель»

City of David 19
Древняя городская стена и замусоренный Кидрон

Поднимаемся по дорожке наверх по склону мимо раскопок и видим щит с изображением так называемой «Силоамской надписи» (ивр. «Ктовет ха-Шилоах»), авторство которой принадлежит строителям «тоннеля Хизкиягу». Надпись повествует об окончании проходки этого уникального сооружения, о «смычке» двух групп тоннельщиков, и считается одной из древнейших надписей на палеоиврите. В 1880 г. эти строчки обнаружили дети в тоннеле на расстоянии около 6 метров от «современного» Силоамского водоёма. Камень с надписью,  размером 1.32 х 0.21 м, был тайно вырублен из стены в 1891 г., разбит на куски, которые позже удалось собрать благодаря деятельности Британского консула в Иерусалиме, и помещён в Музей Древнего Востока в Стамбуле, где и хранится в настоящее время. Слово «современный» использовано не случайно: водоём, к которому сейчас выходит «тоннель Хизкиягу» – это не исторический Силоамский бассейн, а остатки искусственного пруда бывшей Силоамской церкви середины 5 в., построенной, как считается, сосланной в Иерусалим опальной византийской императрицей Евдокией.

City of David 20
Силоамская надпись

Перевод надписи гласит примерно следующее:

«Прокладка туннеля [закончена], и вот отчёт о прокладке туннеля: когда прокладчики рубили, ударяя киркой, одна (группа) навстречу другой, и ещё предстояло пройти три локтя, был услышан мужской голос, обращённый к своему товарищу (рабочему), ибо  здесь была zidda (трещина?) в скале справа и слево. И в день завершения работ рубильщики пробивались один человек навстречу другому, кирка навстречу кирке, и вода потекла из источника в бассейн, одна тысяча двести локтей, и сто локтей была высота скалы над головами рубильщиков»

Продолжим наш путь и подойдём к ещё одному интересному объекту: вырубленным в скале гротам, известным под названием «могилы рода Давидова». Царь Давид скончался примерно в 965 г. до н. э., и его место захоронения осталось неизвестным. Поэтому ничто не помешало французскому археологу еврейского происхождения Раймону Вайлю (Raymond Weill) (1874 – 1950), работавшему в Граде Давида в 1913-14 и 1923-24 гг., объявить остатки микве (бассейна для ритуального омовения) и упомянутые гроты (всё, времён Второго храма) – иудейскими могилами эпохи царя Давида. Гипотезу микве подтверждает, например, наличие штукатурки на стенах.

Сейчас считается, что гроты были подземными хранилищами, возможно относившимися к странноприимному дому при синагоге (о которой ниже). В гротах не было найдено ничего ценного, и есть версия, что появлению громкого названия способствовало желание Р. Вайля угодить заказчикам раскопок, мечтавшим об обнаружении «настоящей» могилы Давида.

С левой стороны от «могил» – ближе к Кидрону – стоит тщательно охраняемое здание, получившее название «дом Мейюхас» (ивр. «Бейт-Мейюхас»), в честь еврейского семейства, построившего дом в 1873 г. В 1913 г., когда археолог Р. Вайль обнаружил поблизости «погребальные пещеры», члены семьи Мейюхас, не желавшие оскверняться близостью кладбища, покинули жилище. Евреи возобновили заселение этого – преимущественно арабского – района только в 1991 г., и сегодня в «Бейт-Мейюхас» проживают пять семей.

City of David 21
Остатки микве (под крышей) и «могилы рода Давидова»

По другую сторону Кидронской долины, на территории арабской деревни Силуан, в 1884 г. был основан квартал йеменских евреев, который в период своего расцвета насчитывал около 100 семей. Во время Арабского восстания против англичан 1936-39 гг., сопровождавшегося еврейскими погромами, иудеи покинули Силуан, и только следы от прикрепленных к дверным косякам мезуз свидетельствуют былом еврейском присутствии.

City of David 22

Бейт-Мейюхас

Чуть выше и южнее «могил рода Давидова» (над микве) Р. Вайль сделал в 1913 г. сенсационную находку: камень с греческой надписью о Теодоте (Теодотусе), сыне Веттана (Веттаноса), начальнике синагоги времён Второго Храма:

«Теодот, сын Веттана, священник и глава синагоги, сын главы синагоги, и внук главы синагоги, построил эту синагогу для чтения Торы и для обучения заповедям; и гостевой дом и комнаты и водные системы, для размещения нуждающихся из-за рубежа, которые были основан его отцом, старейшинами и Симонидами»

Это сейчас учёные и краеведы знают, что во времена Второго храма у иудеев были синагоги, игравшие скорее роль «субботних школ» по обучению чтению и толкованию Священного писания, чем «домов молитвы». Подобные синагоги были найдены в Магдале, в крепостях Масада, Иродион и Гамла, а также в Иерихоне, Модиине и Кирьят-Сефере (Хирбет Бад-Иса, неподалёку от Модиина). Однако в начале 20 в. считалось, что синагоги у евреев появились уже после разрушения Второго храма.

City of David 23
«Надпись Теодота»

Теперь нам придётся на время выйти за ворота Национального парка, спуститься по городской улице к остаткам Силоамского бассейна, где прежде заканчивался «тоннель Хизкиягу», и заново пройти через билетный контроль. Начинается вторая часть виртуальной экскурсии: Силоамский бассейн и подъём по Иродианской улице – а большей частью по проходящей под ней дренажной канаве – вдоль западной границы Града Давида к району Храмовой горы и Стены Плача.

Мы уже говорили, что Силоамский бассейн когда-то занимал площадь около 3000 кв.м. Здесь, согласно Евангелию от Иоанна, Иисус Христос исцелил незрячего:

«[…] Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?  Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы…» (Иоан.9:6-16)
City of David 24
Ступеньки Силоамского бассейна

Бывшее водохранилище было случайно открыто в 2004 г. Эли Шукроном, наблюдавшим за расчисткой этой заброшенной территории перед запланированным строительством. Когда ковш бульдозера трижды в одном месте заскрежетал о камень, Эли остановил тяжёлую технику и расчистил первые три ступеньки спуска к водоёму. По словам учёного, он сразу понял важность находки. Заодно выяснилось, что зеленеющие неподалёку фиги и цитрусовые растут прямо в поросшей травой бывшей чаше Силоамского бассейна.

Во времена Второго храма от Силоамского бассейна на север к Храмовой горе вдоль долины Терапеон шла мощёная камнем улица, по-видимому, действительно построенная или реконструированная Иродом Великим. Под улицей была проложена дренажная канава в рост человека с боковыми отводами для сбора дождевой воды,  направлявшейся затем в это водохранилище. Во время римского штурма Иерусалима в 70 г. н.э. в этом тоннеле прятались беженцы, стремившиеся выйти в Кидронскую долину, чтобы попасть к север-западному побережью Мёртвого моря в район Кумранского поселения.

City of David 25
В бывшем Силоамском бассейне растут фиги и цитрусовые

Не исключено, что эти люди уносили с собой наиболее близкую им духовную литературу, которую прятали в пещерах вблизи Кумрана, перед тем, как переправиться на лодках на восточный берег Мёртвого моря или отправиться на юг, в сторону Эйн Геди.

Беженцы надеялись вскоре вернуться, но судьба распорядилась иначе. Уже в 20 в., когда рукописи, получившие название «Свитков Мёртого моря», попали в руки исследователей, появилась легенда об их создании иудейской сектой, будто бы обитавшей в Кумране. В версию кумранского происхождения свитков не верит, например, возглавлявший там раскопки на протяжении более десяти лет археолог Ицхак Маген (Yitzhak Magen). Однако вернёмся к Граду Давида и «иродианской» улице.

City of David 26
Город Давида и улица, соединявшая район Храмовой горы с Силоамским бассейном (на который указывает палец гида)
City of David 27
«Иродианская улица»
City of David 28
Дренажный коллектор под «иродианской улицей»

Поскольку большая часть улицы заасфальтирована, проходит через жилой район, а затем теряется на территории Иерусалимского археологического парка (центра Дэвидсона) на территории Старого города, то проще и удобнее преодолеть основную часть пути к Стене Плача под землёй, в окружении древних камней. Для многих окажется новостью, что две тысячи лет назад люди уже строили под улицами облицованные камнем дренажные коллекторы-тоннели высотой с человеческий рост, с системой боковых ответвлений и канализационными люками. Перед подъёмом можно задержаться на несколько минут и прослушать аудио-визуальное представление, посвящённое бегству из города по тоннелю защитников Иерусалима после разрушения Второго храма. Среди прочего, археологи нашли в древнем коллекторе кухонную посуду, а некоторые плиты мощения улицы оказались разбитыми – легионеры ломали их в поисках скрывающихся повстанцев.

City of David 29
Так когда-то выглядел Силоамский бассейн

На участке, расположенном ближе к Храмовой горе в тоннеле были обнаружены римская сабля в ножнах, изображение семисвечника – меноры, а также маленький золотой колокольчик (по-видимому, часть одежды первосвященника).

City of David 30
Остатки пролома, сделанного римлянами в поисках скрывавшихся род землёй повстанцев
City of David 31
Канализационный люк эпохи Второго храма

Уже на территории Старого города у подножья Западной Стены в районе арки Робинсона учёные не так давно сделали удивительное открытие: большой оштукатуренный водосборник времён Первого храма (о находке было объявлено в сентябре 2012 г.) Это первое археологическое подтверждение того, что не только Гихон снабжал Иерусалим водой: также и дождевая вода собиралась в подобные резервуары-цистерны. В иродианскую эпоху в ходе перестройки Второго храма и прокладки в Иерусалим водоводов от источников, расположенных в Хевронских горах канал, по которому в водосборник с Храмовой горы стекала дождевая вода был заложен, и резервуар, по-видимому, вышел из употребления.

В конце пути, с правой стороны нам хорошо видны первые подземные ряды кладки Западной Стены. Интересно, что камни тщательно подогнаны, но отёсаны по разному. Зачастую отёска напоминает хасмонейскую (2 – нач. 1 вв. до н.э.), похожую, но чуть менее аккуратную, чем иродианская: если вкратце, то у иродианской, кроме «рамочки» по периметру внешней стороны камня, тщательно выровнена середина. Однако возможно, что каменотёсы просто не слишком усердствовали, зная что основание стены увидят только люди, занимающиеся очисткой коллектора.

Участок Западной Стены в этом месте, как и арка Робинсона, по которой, как считается, на Храмовую гору заходили первосвященники, вопреки общепринятому мнению были возведены не Иродом Великим, скончавшимся в 4 г. до н.э., а спустя примерно 20 лет после его смерти. Об этом говорят найденные при расчистке иудейского ритуального бассейна (микве) – над которым и построен этот участок стены – римские бронзовые монеты, четыре из которых относятся к эпохе правления прокуратора Валерия Грата и датируются 17-18 гг. н.э.

City of David 32
Подземный водосборник времён Первого храма у Западной Стены в районе арки Робинсона
City of David 33
Один из камней основания Западной Стены
Western Wall 001
Первые ряды кладки Западной Стены над ступенями микве эпохи Второго храма  (фото: Israel Antiquities Authority)
City of David 34
Западная Стена у арки Робинсона

Поднявшись из тоннеля наверх у арки Робинсона мы заканчиваем нашу экскурсию. Здесь уже другая музейная территория, относящаяся к Иерусалимскому археологическому парку (центр Дэвидсона). Поэтому, чтобы не платить за выход рекомендуется ещё в Граде Давида приобрести комбинированный билет. Выбраться из коллектора «бесплатно» можно не доходя до Старого города, в районе парковки Гив’ати.

Если же Вы захотите, заодно, осмотреть экспозицию Центра Дэвидсона, то обратите внимание на старейший письменный документ, найденный в Иерусалиме. Это фрагмент остракона – глиняной таблички с клинописным аккадским текстом (аккадский язык был lingua franca дипломатической переписки тех лет). На остраконе можно разобрать слова: «Вы были», «позже», «делать» и «они», – но смысл текста понять невозможно. Размер обломка невелик: 2.8 х 2.0 см. Исследования показали, что использовалась местная глина. Как утверждает профессор ассириологии Еврейского Университета в Иерусалиме Уэйн Горовиц (Wayne Horowitz), начертания букв на иерусалимском остраконе такие же, как на  сохранившихся в архиве эль-Амарны письмах ханаанского правителя Иерусалима середины 14 в. до н.э. Абди-Хепы (Abdi-Heba) фараону Эхнатону (ок. 1353-1336 до н.э.). Почему же остракон не был отправлен в Египет? По одной из версий – это «архивная копия».

Добавить отзыв