Офель

Офель – это местность в Иерусалиме, к северу от Града Давида (Города Давида), непосредственно примыкающая к южной стене Храмовой горы. От Града Давида Офель отделяет дорога, вдоль которой паркуются туристические автобусы. В переводе с иврита, «офель» означает «высокое место куда надо взойти». В Библейском отрывке:

«… они дерзнули подняться на вершину горы; ковчег же завета Господня и Моисей не оставляли стана» (Чис. 14:44), использован глагол с тем же корнем.


Вид на юго-восточную часть Храмовой горы с Масличной горы. Где-то здесь, по средневековой мусульманской традиции, находилась подземная мечеть с “колыбелью пророка Исы”. Слева от стены (на Офеле) мы видим ступени на Храмовую гору, а ближе к нам – возможные руины «Монастыря дев»

Окрестности Храмовой горы за пределами города Давида евреи начали застраивать при царе Соломоне (X в. до н. э.). Библия говорит об этом иносказательно:

«Соломон породнился с фараоном, царем Египетским, и взял за себя дочь фараона и ввел ее в город Давидов, доколе не построил дома своего и дома Господня и стены вокруг Иерусалима» (3Цар. 3:1).

Мы также узнаём, что строительство Храма («дома Господня») заняло семь лет (3Цар.6:38), а дворца («дома своего») – тринадцать (3Цар.7:1). Если первый, очевидно, находился на Храмовой горе, то по поводу стен и дворца мнения разнятся. Понятно, что Офель, соединявший город Давида с «религиозным центром» на Храмовой горе и в дальнейшем активно осваивался. Археологи нашли здесь артефакты, относящиеся к эпохе Первого и Второго Храмов, а также фрагменты укреплений более поздних византийского и раннего арабского периодов, включая остатки нескольких византийских башен, одна из которых располагается ныне под автомобильной дорогой.


Иерусалим в византийское время (штриховкой показана территория Офеля) (Э. Мазар)

Первые научные изыскания проводил здесь в 1867–1870 гг. капитан Чарльз Уоррен (Charles Warren) (1840–1927) под эгидой Фонда Исследования Палестины (P.E.F.). Англичане работали в тайне от Вакфа, запрещавшего копать рядом с мусульманскими святынями. Ч. Уоррен исследовал около 250 м византийской городской стены, начиная от юго-восточного угла Храмовой горы в направлении на юго-запад и обнаружил на этом участке четыре квадратные башни. Примерно через 100 лет профессор Биньямин Мазар (Benjamin Mazar) (1906–1995) нашёл ещё одну, и в настоящее время считается, что на этом отрезке было пять защитных башен, располагавшихся на расстоянии 35-50 м друг от друга.

Византийская стена и башни были частью фортификаций, следовавших в основном по линии стен времён Первого храма (X–VI вв. до н. э.), огибавших, в том числе, город Давида и Сионскую гору. Площадь византийского Иерусалима значительно превышала площадь, окружённую современными турецкими стенами Старого города, возведёнными в середине XVI в.

Англичане также открыли фрагменты двух больших башен периода Первого храма. Любопытно, что одна из византийских башен была построена поверх еврейской. В 1967 г. исследования продолжила британский археолог Кетлин Кеньон (Kathleen Kenyon) (1906–1978), а начиная с 1968 г. раскопки с перерывами вели израильские учёные. Вначале их возглавлял проф. Биньямин Мазар (1968–1978). Затем, в 1986–1987 гг., он продолжил их вместе с внучкой-археологом Эйлат Мазар (Eilat Mazar) (род. 1956), и, наконец, исследования завершила сама Э. Мазар в 2009-20131 годах.

Среди множества находок, остановимся пока на вероятных постройках эпохи Первого храма, замеченных ещё Ч. Уорреном, и, прежде всего, на так называемых «Большой башне» (Large Tower) (X–IX вв. до н. э.) и пристроенной к ней позже «Дополнительной башне» (Extra Tower). По мнению Э. Мазар, эти башни были частью комплекса южных городских ворот, причём «Дополнительную башню» мог возвести царь Озия (Uzziah) (сер. VIII в. до н. э.):

«И построил Озия башни в Иерусалиме над воротами угОльными и над воротами долины и на углу, и укрепил их (2Пар. 26:9)»

Использованное здесь название «угОльные» – это неточность переводчика. В оригинальном тексте значится слово «микцоа» (מקצוע), которое можно перевести как «ветка» или «линия». И действительно, от этой башни начинается раскопанная на тридцать семь метров стена, которую археологи окрестили «Прямой» (Straight Wall).

На рисунке внизу приведён план сооружений на Офеле времён Первого храма. Чёрным цветом выделены обнаруженные строения, а красным – гипотетические. Обратим внимание на остатки первого этажа большого здания к востоку от ворот. Оно было уничтожено в результате пожара, по-видимому, в ходе захвата города вавилонянами в 586 г. до н. э. Археологи назвали его «Царской постройкой» (Royal Structure). В этом строении были найдены двенадцать больших глиняных кувшинов (пифосов), использовавшихся для хранения масла, вина и т.п. (показаны на плане в виде небольших кругов розового цвета). На одном из кувшинов были замечены слова, первое из которых, לשר , означает – «для министра», а второе, האו – возможное начало слова «хлебопечение» (אפיית לחם, «афият лехем»). Такие пифосы были широко распространены в Иудее эпохи Первого храма.


План построек на Офеле времён Первого храма (согл. Э. Мазар)

Предполагаемое нахождение на Офеле городских ворот вызывает много вопросов. Принимая эту гипотезу, мы вынуждены согласиться с существованием во времена царя Соломона и позднее, как бы, двух Иерусалимов: одного – в районе Храмовой горы и второго – к югу от него, известного нам под именем города Давида. Иначе, зачем были бы нужны ворота между Храмовой горой и городом Давида?

Какие же доводы в пользу этой версии приводит Эйлат Мазар?

Художественное видение возможных городских ворот времён Первого храма (вид с востока). Ближе к зрителю находится «Дополнительная», а за ней – «Большая» башня (согл. Э. Мазар)

Во-первых, Библия использует разные названия города в период Первого храма, хотя слово Иерусалим известно по крайней мере с начала второго тысячелетия до н.э. Он упоминается в египетских «текстах Проклятий» (Execration Texts) – названий городов, правителей и племён, считавшихся враждебными фараону – и наносившихся вначале на керамические миски, а позже – и на глиняные фигурки. Эта керамика затем ритуально разбивалась, чтобы, по-видимому, навлечь на провинившихся «небесную кару». В годы правления Давида название «Иерусалим» применялось наряду с «город Давида». Было у города и «иноземное» имя – «Иевус»:

«И пошел Давид и весь Израиль к Иерусалиму, то есть к Иевусу. А там были Иевусеи, жители той земли» (1Пар. 11:4).

Принято считать, что после разгрома хеттской империи «народами моря» (нач. XII в. до н.э.), в городе сменилась правящая элита: с территории современной Турции пришло «более образованное» индоевропейское, хетто-хурритское население, давшее Иерусалиму новое имя, но уже при Давиде историческое – Иерусалим, – вернулось.

Во-вторых, начиная с эпохи Соломона в Библии говорится об «иерусалимских стенах» и не утверждается, что именно они окружали город Давида, укрепленный за 1000 лет до этого в период Средней Бронзы, о чем свидетельствуют обнаруженные археологами вблизи источника Гихон (Силоамского, Siloam springs) ханаанские стены и башня XIX в. до н. э. Это подтверждает и цитата о поселении в город Давида египетской невесты до окончания возведения иерусалимских стен (3Цар.3:1).

В-третьих, разделение города на две части следует и из рассказа о бунте будущего израильского царя Иеровоама (Иеров’ама) (3Цар.11:27):

«И вот обстоятельство, по которому он поднял руку на царя: Соломон строил Милло, починивал повреждения в городе Давида, отца своего», – то есть проводил «ремонтные работы» в «отцовском» городе.

От себя добавим, что возможно, что и строки Псалма царя Давида:

«Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския» (Пс.50:20), – следует понимать, как желание построить новые стены, отличные от окружавших город Давида ханаанских.

Итак, во времена Соломона, возможно, существовало два иерусалимских городских центра: город Давида, расположенный ниже Офеля и окружённый ханаанскими стенами, построенными за сотни лет до прихода израильтян и, собственно, Иерусалим, в районе Храмовой горы, опоясанный укреплениями, возведёнными Соломоном.Здесь, в частности, находились Храм («дом Господень») и дворец, включая «царские постройки» (складские помещения), а на Офеле стояли южные иерусалимские ворота, смотревшие в сторону города Давида.

Э. Мазар считает, что конструкция ворот типична для ханаанских и еврейских городов эпохи поздней бронзы и Первого храма (железный век): по два или три «сторожевых» помещения, по обе стороны от прохода, иначе называемые, «четырёхкамерными» (four-chambered) или «шестикамерными» (six-chambered).

На Офеле она видит четырёхкамерные ворота. Такие же ворота найдены, к примеру, в Тель-Шеве, Тель-Дане и Лахише, а в Тель-Хацоре и Гезере, в свою очередь, ворота – шестикамерные, т. е. по сторонам от прохода расположены по три помещения. В Мегиддо обнаружены четырёхкамерные ворота ханаанского периода и шестикамерные – израильского.


Израильские ворота Мегиддо (вверху). Раскопки на Офеле. Правее металлического настила заметна квадратная постройка, напоминающая одно из сторожевых помещений гипотетических городских ворот (2012, внизу)

Э. Мазар полагает, что эти же ворота упомянуты в Библии в перечне «ремонтно-строительных работ», проведённых евреями в Иерусалиме по возвращению из Вавилонского изгнания, под названием «Водяных» или «Водных»:

«Нефинеи же, [которые] жили в Офеле, [починили] напротив Водяных ворот к востоку и до выступающей башни» (Неем. 3:26)

Название «водные» было дано воротам, возможно, потому, что они «смотрят» вниз, на источник Гихон.

На Офеле была сделана ещё одна важная находка: обнаружен древнейший в Иерусалиме письменный документ: фрагмент остракона (глиняной таблички с текстом). Среди искусно написанных слов на аккадском языке – lingua franca дипломатической переписки тех лет – различимы: «Вы были», «позже», «делать» и «они», но смысл текста понять невозможно. Размер обломка невелик: 2.8 Х 2.0 см, он размещён в экспозиции Центра Давидсона (Davidson Center) у Мусорных ворот Старого города. Для изготовления остракона использовалась местная глина.

Как утверждает профессор ассириологии Еврейского Университета в Иерусалиме Уэйн Горовиц (Wayne Horowitz), начертания букв на иерусалимском остраконе такие же, как на  сохранившихся в хранилище эль-Амарны письмах ханаанского правителя Иерусалима середины XIV в. до н. э. Абди-Хеппы (Abdi-Heba) фараону Эхнатону (ок. 1353–1336 до н. э.). Почему же остракон не был отправлен в Египет? По одной из версий, это «архивная» копия.


Иерусалимский остракон XIV в. до н. э.

Что же можно видеть на Офеле сейчас? Нагромождение построек, начиная с эпохи Первого храма и заканчивая ранним арабским периодом. Слева на фотографии внизу видна омейядская стена (VII – VIII вв. н. э.). Правее и ближе к зрителю – две комнаты времён Второго храма (V в. до н. э. – I в. н. э.). В центре – сооружения эпохи Первого храма. Справа от металлического настила – возможное сторожевое помещение комплекса четырёхкамерных городских ворот и начало стены казематного типа. Слева от настила – Царская Постройка, где для туристов «оставлены» несколько пифосов. Справа, под современной дорогой виден участок Византийской стены императрицы Евдокии (V в. н. э.). Лучше разобраться в картине раскопок поможет сравнение схемы и фотографии.


Панорама и схема (Э.Мазар) раскопок на Офеле (2012)

Обозначения на схеме: 1 – Проход через ворота; 2 – Царское строение; 3 – Квадратное пространство (возможная часть четырёхкамерных городских ворот) и начало стены казематного типа (двойной, с помещениями между стенами); 4 – участок Византийской стены.

В декабре 2015 года поступило сообщение о находке на Офеле, сделанной ещё в 2009 году, но окончательно расшифрованной в начале 2015 года. Речь идёт об отпечатке (булле) личной печати царя Езекии (Хизкияху, ок. 727 – 698 гг. до н. э.). Отпечаток, размером 9.7 Х 8.6 мм, был нанесён на кусок мягкой глины, толщиной 3 мм и размером 13 Х 12 мм. Такими кусочками глины в древности опечатывали важную переписку: обматывали шнуром свиток папируса или пергамента, сверху наносили слой глины и ставили печать. Вокруг отпечатка можно видеть след от рамки перстня,  на котором и находилась печать.

На булле хорошо различимы надпись:
לחזקיהו [בן] אחז מלך יהדה («принадлежит Хизкияху [сыну] Ахаза, царю Иудеи), двукрылое солнце, с крыльями, обращёнными вниз и два древнеегипетских символа-анха, символизирующих жизнь.

Если вспомнить, что солнце, с расправленными по сторонам крыльями – это символика ассирийских царей, то сочетание крылатого солнца с анхами можно рассматривать, как некое заимствование знаков могущества соседних с Иудеей великих государств того времени. Можно увидеть здесь и признание вассального статуса, и знак Божественной защиты, и даже благодарность Всевышнему за избавление от тяжёлой болезни «шехин» (по-видимому, anthrax, сибирская язва):

«И сказал Исаия: возьмите пласт смокв. И взяли, и приложили к нарыву; и он выздоровел» (4Цар.20:7)

mazarsmall
Печать царя  Хизкияху (Езекии). Фото: Урия Тадмор (Ouria Tadmor)

Булла появилась на свет вместе с обломками керамики и др. в ходе раскопок под руководством Хагая Коэна-Клонимуса (Haggai Cohen-Klonymus), проведённых в 2009 году в т.н. зоне А (Area A). Она была обнаружена на свалке мусора времён царя Езекии или, возможно, чуть более позднего периода.

По-видимому, изначально булла находилась в «Царской постройке»2, которая, вероятно, использовалась как продовольственный склад. Булла была найдена вместе с 33-ми подобными оттисками, причём на некоторых различимы еврейские имена. На обратной стороне отпечатков видны следы грубой ткани и шнуров, что говорит о том, что ими запечатывали  мешки с продуктами.

Как отмечает Э. Мазар,

«хотя оттиски печатей, несущих имя Езекии, известны на рынке древностей начиная с середины 1990-х годов, некоторые – с изображением крылатого жука-скарабея, а другие – с крылатым солнцем, мы в первый раз встречаемся с буллой с именем Израильского или Иудейского царя, найденной в ходе официальных раскопок 3.

Библия (4Цар., Исайя, 2Пар.) и ассирийские источники положительно отзываются о Езекии, как о правителе, централизовавшим власть в Иудее. Он боролся  с языческими обрядами и остановил продвижение ассирийского царя Синаххериба (Санхерив, Sennacherib, ок. 705 – 680 гг. до н. э.), не сумевшего взять Иерусалим:

«На Господа Бога Израилева уповал он; и такого, как он, не бывало между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него» (4Цар. 18:5)

Христианское наследие также присутствует на Офеле. К востоку от знаменитых ступеней на Храмовую гору, возможно, находятся остатки т.н. «Монастыря дев» («монастырь о непорочных»), о котором сообщал ок. 518 года паломник Феодосий. Правда, по нашему мнению, остатки маловаты по площади, и возможно продолжаются под южной стеной Храмовой горы, в «нынешней редакции» (XVI век). Темой этого монастыря, в частности, занимался иерусалимский гид и краевед @Денис Златопольский.

Вот что писал Феодосий в книге «Топография Святой Земли»:

«Внизу под Пинаклем Храма есть монастырь Дев, и когда одна из них уходит из жизни, ее хоронят внутри монастыря. Всю свою жизнь они не выходят за дверь, в которую они зашли. Дверь открывается только для монахини или кающегося, кто хочет присоединиться к обители, а в другом случае девы всегда взаперти. Еду им спускают со стен, но у них есть своя цистерна для воды» (Перевод Д. Златопольского).

Чтобы установить местоположение Монастыря дев, надо понять, где находится «Пинакль храма», ассоциирующийся со вторым искушением Иисуса Христа («гордыней»):

«Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма» (Мф. 4:5).

По латыни «крыло храма» звучит как pinnaculum templi (см., к примеру, https://www.biblestudytools.com/vul/passage/?q=matthew+4:5;+luke+4:9). Англиканский священник, специалист по истории христианства, переводчик, а также сотрудник и директор (1979 – 1984) Британской школы Археологии в Иерусалиме (British School of Archaeology), ныне переименованной в Институт Кетлин Кеньон (the Kenyon Institute, CBRL), Дж. Вилкинсон помещает Пинакль в юго-восточный угол Храмовой горы. В этой же книге воспоминаний паломников он приводит и отрывок из т.н. “Бревиария” (The Breviarius, ок. 525):

«Оттуда ты попадаешь в Храм, построенный Соломоном, но от него ничего не осталось, кроме одной пещеры. Оттуда ты попадаешь к Пинаклю, на котором сатана поставил Господа» (Бревиарий А, стр. 121, перевод наш).

Д. Златопольский предполагает, что именно крыша храма Пинакля изображена в юго-восточном углу Иерусалима на мозаичной карте Медвы (VI в), но нам кажется, что это вполне может быть и Монастырь дев, поскольку о церкви Пинакля паломники не упоминают. Денис также подчёркивает, что в пользу расположения византийского монастыря в юго-восточной части Храмовой Горы говорит и ранняя исламская традиция почитания в юго-восточном углу сооружений Храмовой горы яслей (а иногда и места рождения, ИЦ) пророка Исы (Иисуса Христа).


Фрагмент карты Медвы (Мадабы) (Д. Златопольский, слева). Отрывок из книги Дж. Вилкинсона с ориентировочным месторасположением Пинакля (справа)

Нам лично, эта традиция не кажется такой уж и ранней. В заметке Место Рождества и “Ясли Иисуса” по мусульманским источникам мы попытались обобщить то, что писали историки, путешественники и географы X-XV веков о месте Рождества Иисуса Христа и его почитаемых в исламе яслях, ответить на вопрос, что эти авторы, к примеру, знали о Вифлееме и Назарете? Как часто традиция помещала место Рождества и ясли на Храмовую гору? Подобные отчёты о посещении Сирии и Палестины сами по себе – чтение захватывающее и интересное, и к читателям-христианам это тоже относится.

Сразу скажем, что ясли появляются в восточной традиции не просто так: оттуда Он ещё младенцем разговаривал с людьми, объяснял свою миссию и т.п. Возможно, для кого-то окажется сюрпризом, но образ Иисуса, глаголющего из колыбели, встречается в серьёзных источниках, таких, к примеру, как апокрифическое, но достаточно известное, «Арабское Евангелие детства» (Syriac Infancy Gospel) – специалисты осторожно относят его возникновение к V-VI вв. н.э.  – и даже Коран (Сура Мариям, 19).


Храмовая гора. Спуск в мечеть Марвания (быв. «Соломоновы конюшни»), на территории которой когда-то показывали «Колыбель Иисуса» (2018)

Поскольку тема не относится непосредственно к Офелю, то за подробностями мы отсылаем читателя к вышеуказанной заметке. Отметим только, что большинство авторов согласны, что Иисус Христос родился в Вифлееме (Бейт-Лахме), а по поводу легенды о колыбели Иисуса на Храмовой Горе можно сказать, что основное развитие она, похоже, приобретает после X века. В 1370 году и русский архим. Агрефенья пишет, что на Храмовой горе (куда его не пустили) есть «колыбка Христова, да три камени Соломанова зидания».

Как ни странно, «ясли Иисуса» в районе бывших Соломоновых конюшен/Мечети Марвания (к востоку от Аль-Аксы) показывают и сейчас. На рис. из онлайн-лекции д-ра Юваля Баруха (Yuval Baruch) можно видеть «современный» вид колыбели: это обычная для Святой Земли «времён Рождества» каменная поилка для скота. Когда она там появилась неясно. Опоры, поддерживающие «балдахин» над яслями, напоминают омейядскую работу (VII-VIII вв.), но большего мы пока сказать не можем.


Современный вид Михраба Мариам/Колыбели Иисуса (интернет)

Как смотрели на «ясли Иисуса» христиане мы не знаем, но если традиция о «ночлеге» (и т.п.) Святого Семейства перед Сретеньем Господним на Храмовой горе и была, то она практически не встречается в источниках


«Юстиниановский» венок в кладке турецкой стены Офеля. Фото слева: @Anastasia Keshman (2020); справа: @Svetlana Tarkhanova (2010)


Антаблемент коринфского архитектурного ордера (Википедия)

В кладке турецкой стены, условно разделяющей Офель на западную и восточную части, также можно видеть во вторичном использовании остатки византийских построек. К примеру, вероятного архитрава (дверной перемычки) над входом, но куда? Не исключено, что именно в Монастырь дев или в неясные нам пока христианские церкви в районе Храмовой горы, разрушенные персами (614) и/или частыми землетрясениями, восстанавливать которые иерусалимские христиане после арабского завоевания (638) не могли по причинам отсутствия денег и смысла – откуда брать насельниц в когда-то многочисленные женские обители, расположенные ныне на мусульманской территории? На архитраве видны следы довольно редкого четырёхчастного венка, внутри которого находился стёсанный ныне крест, по сторонам от которого располагались буквы «альфа» и «омега». По фасциям перемычки и остаткам «омеги» легко заметить, что камень перевёрнут. Венок можно ориентировочно датировать юстиниановским периодом (VI в.) (С. Тарханова).

 
Примерное место расположения «юстиниановского» венка (@Anastasia Keshman)


Похожий архитрав в Лаодикее, Турция (VI в., @Svetlana Tarkhanova)

Примечания:

  1. Раскопки проводились в Археологическом парке «Офель», который является частью Национального парка «Вокруг стен Иерусалима», под эгидой Управления природы и парков Израиля (The Israel Nature and Parks Authority).
  2. Напомним, что, согласно Э. Мазар, Царское строение с соседними постройками второй половины X века до н. э. образовывали подобие правительственного квартала между Храмовой горой и Городом Давида.
  3. Булла была найдена в ходе мокрого просеивания образцов почвы на установке в парке Эмек-Цурим, расположенном на нижнем склоне Елеонской горы в верховьях долины Кидрон (Кедрон), которыми руководили доктор Габриэль Баркай (Gabriel Barkai) и Цахи Двира (Zachi Dvira), под эгидой Управления природы и парков Израиля и Фонда Города Давида (Ir David Foundation). Буллу обнаружила участник раскопок на Офеле, Эфрат Гринвальд (Efrat Greenwald). Надпись расшифровал специалист Еврейского университета Реут Бен-Арье (Reut Ben-Aryeh). В раскопках принимали участие студенты и выпускники колледжа Герберта У. Армстронга (Herbert W. Armstrong College) из Эдмонда (Edmond), Оклахома, США.

Источники:

  1. Арабское евангелие детства Спасителя. URL: http://apokrif.fullweb.ru/apocryph1/ev-arab.shtml
  2. Армстронг Карен. Иерусалим. Один город, три религии. – М.: Альпина нон-фикшн, 2011. – 566 с. – ISBN 978-5-91671-084-7.
  3. Златопольский Денис. Публикации о Храмовой Горе. URL: https://www.facebook.com/groups/ierusalimgid/permalink/672565346736566/
  4. Иерусалим. Православная энциклопедия. URL: https://www.pravenc.ru/text/293782.html
  5. Н. А. Медников. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам // Православный палестинский сборник. Т. 17. Вып. 2. Прил. II (1). Историки. СПб. 1897. http://history-fiction.ru/books/all/book_326/
  6. Н. А. Медников. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам // Православный палестинский сборник. Т. 17. Вып. 2. Прил. II (2). Географы. СПб. 1897. URL: http://history-fiction.ru/books/all_1/region_105_1/book_327/
  7. Н. А. Медников. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам // Православный палестинский сборник. Т. 17. Вып. 2. Прил. II (3). Добавления, указатели и исправления. СПб. 1897. URL: http://history-fiction.ru/books/all/book_328/
  8. Роган Юджин. Арабы. История. XVI – XVII вв. = The Arabs. A History. By Eugene Rogan. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2019. — 768 p. — ISBN 978-5-91671-990-1.
  9. Священный Коран. URL: https://falaq.ru/quran/transl
  10. Феодосий. О местоположении Святой Земли (Описание Святой Земли, De Situ Terrae Sanctae). Изданное, переведённое и объяснённое И. В. Помяловским // Православный палестинский сборник. Вып. 28. СПб. 1891. Начало 6 в. – http://yakov.works/acts/06/1/feodos.htm.
  11. Чернин Михаэль. «Арабское население Израиля и палестинских территорий: происхождение, клановая и конфессиональная структура». – М.: Мосты Культуры – Иерусалим: Гешарим, 2016. – ISBN 978-5-93273-413-1.
  12. Электронная Еврейская Энциклопедия, http://eleven.co.il
  13. The Arabic Gospel of The Infancy of The Saviour. URL: https://web.archive.org/web/20040927133541/http://wesley.nnu.edu/biblical_studies/noncanon/gospels/infarab.htm
  14. Mazar, Eilat. Discovering the Solomonic Wall in Jerusalem, a Remarkable Archeological Adventure. – Jerusalem, 2011 – 173 p. – ISBN: 978-965-90299-69.
  15. The first temple period Ophel city walls site open, http://www.goisrael.com/tourism_euk/tourist+information/press+releases/the+first+temple+period+ophel+city+walls+site+now+open.htm.
  16. Impression of King Hezekiah’s Royal Seal Discovered in Ophel Excavations South of Temple Mount in Jerusalem, The Hebrew University of Jerusalem, 02/12/2015, http://new.huji.ac.il/en/article/28173/
  17. Breviarius A and B. In Wilkinson, John, Jerusalem Pilgrims Before the Crusades, Aris & Phillips, 2002, pp. 117-121. – ISBN: 978-0-85668-746-4
  18. The Topography of the Holy Land. In Wilkinson, John, Jerusalem Pilgrims Before the Crusades, Aris & Phillips, 2002, pp. 103-116. – ISBN: 978-0-85668-746-4
  19. The Contribution of the Excavations at the «Givati Parking Lot» to the Study of the History of Early Settlement in the City of David // City of David: Studies of Ancient Jerusalem: The 9th Annual Conf. / Ed. E. Meiron. 2008. Vol. 3. P. 97-112 (иврит)
  20. . ‘נתן שור, תולדות ארץ ישראל מן התקופכ הפריהיסטורית עד ימינו, הוצאת דביר, תל אביב, 1998, 355 עמ

#Иерусалим #ХрамоваяГора #Офель #Рождество #Ясли

Страница в последний раз отредактирована 09 января 2021 года

Добавить отзыв

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.