Акко

Акко, расположенный в 18 км севернее Хайфы, за четырёхтысячелетюю историю пережил множество событий. Долгое время он был важнейшим портом Северного побережья, но в середине 19 в. его гавань оказалась мелкой для пароходов, и центр мореплавания и торговли сместился в находящуюся напротив Хайфу. Среди важнейших правителей, считавших город своей столицей и создавших облик его сердца, Старого города, бедуинский шейх Даэр эль-Омар (сер. 18 в.) и, в особенности, бывший боснийский невольник правителя Египта Али-Бея, а позже турецкий генерал, Ахмад эль-Джаззар (кон. 18 в.- нач. 19 в.).

Рис. Панорама Акко (с рекламного проспекта)

Старый Акко выдаётся в море перевёрнутым треугольником. Его северная сторона – сухопутная. Точнее, город слегка «выбирался» на северо-восток, где врага встречала выступающая вперёд северо-восточная башня. От башни отходили более длинная, северная, и более короткая, восточная, стены. Въезжая в квартал через ул. Вайцман (пролом в городских стенах, сделанный в начале 20 в., когда стены стали мешать движению транспорта), уже издали видишь архитектурную доминанту: зелёный купол и минарет мечети эль-Джаззара (Большой мечети) (ок. 1781 г.).  Во дворе этого сооружения похоронен сам правитель, и здесь же находятся подземные водосборники. Для возведения мечети были приглашены специалисты из Греции и Кипра. Гранит для столбов был привезён из Кейсарии морем. Вокруг мечети – двор, окружённый с трех сторон стенами, в которых устроены 45 маленьких комнат. Раньше здесь проживали ученики, изучавшие Коран. Упомянем и солнечные часы из белого мрамора. Надпись гласит,что они построены в 1201 г. Хиджры и подарены эль-Джаззаром. В мечети, как считается, хранятся три волоса из бороды пророка Мохаммеда. Волоски выносятся из мечети в праздник Ид эль-Фитр (окончание поста Рамадан), раньше – для специального шествия, а теперь – только для показа верующим (шествие было запрещено в 20 в. в годы Британского мандата).

Близ мечети находятся реконструируемый «белый рынок» – Сук эль-Абьяд, а также живописный восточный базар. В Акко – четыре старинных постоялых двора, «хана», среди которых выделяется своим закрытым двором, перистилем, Хан эль-Умдан (букв. «постоялый двор столбов», араб.). Верхний этаж предназначался для проживания, а нижний использовался под складские помещения. Вдоль первого этажа расположены арки с 32 гранитными колоннами – отсюда и название. Колонны, скорее всего, имеют римское или византийское происхождение, это их «вторичное» или «третичное» применение. Хан граничит с возведённой в начале 20 в. в честь 25-летия правления султана Абдул-Хамида II часовой башней, выходящей на площадь Венеции. Циферблаты на башне разные, с «настоящими» арабскими и обычными европейскими цифрами. Имя италийского города навеяно, возможно, располагавшимся неподалёку в эпоху святых рыцарей участком гавани, принадлежавшем венецианским купцам.

В город от источников Кабри, находящихся северо-восточнее Акко, вёл водовод, последняя «версия» которого создана  в 1815-16 гг. сменившим эль-Джаззара Сулейманом-пашой. В число источников входили Эйн-Шефа, Эйн-Гиах, Эйн-Суф и Эйн-Ше’ара. Акведук доставлял воду с высоты 71 м на расстояние 13.5 км к подземному резервуару под Большой мечетью и действовал до 1948 г. (сейчас вода в город подаётся, в основном, из артезианских скважин). В высоких местах водовод был открытым, при приближении к уровню земли – закрытым. Остатки секций водовода можно видеть в Старом городе, как украшения. По счёту, этот акведук – третий. Первый, был построен при греках. Второй, с использованием керамических труб, создан в 1775 г. эль-Джаззаром и разрушен по приказу Наполеона во время осады Акко (весна 1799 г.). Развитие сельского хозяйства в 20 в. привело к тому, что от труб эль-Джаззара на местности практически ничего не осталось.

Первые сведения об Акко относятся к нач. 2-го тыс. до н.э. В обнаруженных в Египте так называемых «текстах проклятий» (Execration texts, англ.) – названиях городов, племён и др., враждебных Египетскому государству, нанесённых на глиняные или каменные изделия, впоследствии разбитых в ритуальных целях – упоминаются, иногда впервые в истории, Акко, Шхем, Ашкелон, Иерусалим, Тир, Афек, Лаиш, Хацор, Эглон  и Кадеш (где находились последние два – неясно). Название города несемитское, точный перевод неизвестен.  Акко располагался в месте, называемом Тель-эль-Пухъар (Тель-Акко), северо-восточнее современного города, в 700 м от моря. Был завоеван фараонами Тутмосом III (сер.15 в. до н.э.) и Сети I (первая треть 13 в. до н.э.) и стал центром провинции, находившейся под контролем Египта. В Библии впервые упоминается в связи с расселением колена Ашера, в надел которого вошёл Акко, но из которого он не смог изгнать ханаанейцев:

«И Асир не изгнал жителей Акко и жителей Сидона и Ахлава, Ахзива, Хелвы, Афека и Рехова» (Суд.1:31).

В книге Иисуса Навина город называется Ахшаф и Умма. В эпоху израильского царства Акко был под властью финикийцев. В 701 г. до н.э. покорен ассирийским царем Синаххерибом (Санхеривом). Население Акко восстало против его внука Асархаддона (Ашшурбанипала), который овладел Акко приблизительно в 650 г. до н.э. В период персидского владычества Акко стал финикийской военно-морской базой, игравшей важную роль в войне против Египта. После возвращения евреев из вавилонского плена Акко не был завоёван и оставался под властью Тира. Был захвачен Александром Македонским в 333 г. до н.э. и превратился в греческую колонию. В 330 г. до н.э. Акко «перебирается» с Тель-Акко на берег моря. После смерти Александра Великого городом завладели египетские генералы – Птолемеи, которые дали ему название Птолемаида. Под этим названием Акко упоминается в Библии в посланиях апостола Павла: «Мы же, совершив плавание, прибыли из Тира в Птолемаиду, где, приветствовав братьев, пробыли у них один день» (Деян.21:7).

Захваченный Антиохом III Великим в 219 до н.э. Акко вошёл в состав империи Селевкидов и был назван в честь их столицы Антиохией. Находясь под властью греков, Акко неоднократно служил базой для военных действий против Иудеи. После смерти Антиоха VII Сидета (ок. 129 до н.э.) город на короткое время стал фактически независимым.

При римском полководце Помпее в 52-54 до н.э. присоединен к Римской империи. В 48-47 до н.э. в Акко высадился Юлий Цезарь. В 39 до н.э. Ирод Великий использовал Акко как опорный пункт в военных действиях против Антигона II, сына последнего хасмонейского правителя Иудеи Аристо́була II. В 67 г. н.э. Веспасиан предпринял отсюда поход против восставшей Галилеи. Значение Акко уменьшилось после того, как Ирод Великий построил порт в Кейсарии.

До недавнего времени археологам не удавалось обнаружить в Акко остатки сооружений византийского времени. Но недавно специалисты сообщили о том, что примерно в 100 м к западу от Тель-Акко, за пределами Старого города, они нашли развалины большого общественного здания, возможно церкви или собора, игравшего роль резиденции местного епископа (что ещё нужно доказать). О важности сооружения свидетельствуют найденные здесь обломки черепицы, мраморные украшения, керамика и монеты.

В 638 г. Акко был захвачен арабами, в 804-868 гг. восстановлен порт. В 1104 г. во время 1-го крестового похода город завоеван Балдуином I с помощью генуэзского флота, но в 1187 г. Салах ад-Дин отвоевал Акко.

В 1191 г. в ходе 3-го крестового похода Акко захватили французский король Филипп II Август, герцог Австрии Леопольд V и английский король Ричард I Львиное Сердце. Акко стал столицей крестоносцев в Палестине, был окружён мощными оборонительными сооружениями и получил новое название – Сен-Жан д’Акр (в честь Иоанна Крестителя). Леопольд V одним из первых взобрался на стену и водрузил свой флаг. Разгневанный этим Ричард I сорвал флаг и установил на его месте свой. В дальнейшем конфликт между монархами ещё более обострился: Ричард поддерживал разбитого в 1187 г. в Хаттинской битве Ги де Лузиньяна в его претензиях на корону Иерусалимского королевства, тогда как Леопольд V был сторонником Конрада Монферратского, своего двоюродного брата. Убийство Конрада в 1192 г. некоторые приписали английскому королю. Когда в 1192 г. Ричард I на обратном пути из Палестины проезжал через Вену, он был схвачен по приказу Леопольда V и заключен в замок Дюрнштейн. Лишь в 1194 г. герцог освободил короля под давлением папы римского и императора Генриха VI. За выход на свободу король Англии заплатил Леопольду V огромную сумму в 50 тысяч марок, которая в дальнейшем использовалась для организации монетного двора в Вене, возведения новых городских стен и основания Винер-Нойштадта.

Во времена 2-го иерусалимского королевства (1191-1291 гг.) особое значение получила стоящая на подводной скале Мушиная башня, закрывавшая вход в гавань. Основания башни были, возможно, заложены греками, а затем её отстроили в эпоху династии Ахмада ибн Тулуна (конец 9 в.). Говорят, что зодчим был иерусалимец Абу Бакр, дед иерусалимского географа эль-Мукаддаси. После сооружения башни, порт можно было запереть цепью, как порты Тира и Константинополя, преграждая путь вражеским кораблям и хитрым торговцами, норовившим уплыть из гавани, не заплатив. Арабы называли ее «эль Манара» («маяк»), а имя «Мушиная» она получила по ошибке: крестоносцы отождествляли Акко с библейским Экроном, городом филистимлян, в котором по легенде стоял храм Вельзевула (от ивр. Бааль Звув или арам. Бааль Зебуб,  «повелитель мух»), и видели в башне руины святилища. О существовании такого божества говорится и в Ветхом Завете:

«Охозия же упал чрез решетку с горницы своей, что в Самарии, и занемог. И послал послов, и сказал им: пойдите, спросите у Веельзевула, божества Аккаронского: выздоровею ли я от сей болезни?  Тогда Ангел Господень сказал Илии Фесвитянину: встань, пойди навстречу посланным от царя Самарийского и скажи им: разве нет Бога в Израиле, что вы идете вопрошать Вельзевула, божество Аккаронское?» (4Цар.1:2,3)

Правда другие утверждают, что такого божества никогда не было: филистимляне в Экроне адаптировали культ ханаанского бога земли, плодородия и т.п. Бала (Ваала), а «повелителем мух» его презрительно называли монотеисты-иудеи.

Военные рыцарские ордена госпитальеров, тамплиеров, а позднее и Тевтонский орден имели в Акко собственные кварталы. Они строили здесь жилые дома, склады, больницы, церкви и административные здания. В разных концах города выросло более 40 церквей и 23 монастыря. В 1260 г. в Акко переезжает парижская иешива рабби Иехиэля из Парижа вместе с 300 учениками, что сделало город одним из центров еврейской учёности.

Рис. Хан эль-Умдан

Рыцари, а также купцы Генуи, Венеции и Пизы постоянно спорили за сферы влияния. Например, за помощь в захвате Акко генуэзская коммуна затребовала и получила 1/3 территории, полную автономию и освобождение от уплаты налогов. С 1229 по 1269 гг. здесь не было своих королей, а в дальнейшем государством «по совместительству» правили короли Кипра. Их посланники в Акко получали содержание из рук местной аристократии. Монашеские ордена, местная элита, представители итальянских торговых городов были вынуждены договариваться и идти на взаимные уступки, что удавалось не всегда. Можно назвать это хаосом, а можно – попыткой создать средневековую демократию.

В 1256 г. между венецианцами и генуэзцами вспыхнул вооружённый конфликт, известный как Война святого Саввы, в который позднее были втянуты и рыцари орденов тамплиеров и госпитальеров. Война длилась два года. Формальным поводом для её начала был спор из-за монастыря св.Саввы Освященного, находившегося между венецианским и генуэзским кварталами. Генуэзцы вместе с пизанцами, бывшими первоначально их союзниками, захватили в гавани венецианские корабли и оттеснили врагов внутрь города. В том же году властитель Тира Филипп де Монфор изгнал венецианцев из своего города, треть которого они прежде занимали. В ответ, Венеция заключила союзы с провансальцами (представителями Сен-Жиля, Марселя, Монпелье), тамплиерами и палестинскими феодалами, включая графа Яффы, а самое главное, ей удалось переманить на свою сторону пизанцев. В 1257 г. венецианский флот под командованием Лоренцо Тьеполо нанёс генуэзцам поражение в гавани Акко. Многие дома были разрушены осадными машинами. Сообщается, что в те дни погибло около 20 тыс. человек. Позднее, при содействии папы Александра IV было подписано перемирие. 24 июня 1258 г. прибывший к палестинским берегам генуэзский флот вступил в бой с противником. Результатом стала гибель более половины генуэзских кораблей, уцелевшие суда укрылись в гавани Тира. Вследствие этого поражения, генуэзцы были вынуждены оставить Акко и перебраться в Тир. В столкновении в Акко в 1259 г. ордены тамплиеров и госпитальеров понесли значительные потери. В дальнейшем, к конфликту подключилась Византийская империя (на стороне генуэзцев), и он продолжился за пределы Палестины.

Сейчас на месте бывшего монастыря св. Саввы находится греческая церковь св.Георгия. Её любят посещать туристы и паломники из бывшей Югославии, для которых важна каждая пядь земли, когда-то принадлежавшая сербам и всё, что связано с именем св.Саввы: создателем знаменитой лавры в Иудейской пустыне (5-6 вв.) и основателем сербской автокефальной церкви (12-13 вв.). В храме есть современные сербские иконы.

Был на северо-востоке средневекового Акко и немецкий квартал (German Quarter) с центром в Немецкой башне (Turris Alamanorum) и церковью, от которой не осталось и следа – она была сожжена тамплиерами в ходе волнений 1242 г. В конце 90-х гг. 20 в. за пределами Старого города, восточнее турецких стен 18-19 вв. археологи раскопали остатки жилых строений и большого здания с арками, возможно принадлежавших когда-то немцам. Из-за постоянных конфликтов и перенаселённости города рыцари тевтонского ордена стали покидать Акко в 20-х гг.13 в. В Верхней Галилее они приобрели земли, относившиеся в 12 в. к синьории дворянина, графа Эдессы и родственника многих правителей Иерусалимского королевства, Жослена III де Куртене (Joscelin III, Count of Edessa), после смерти которого синьорией распоряжались две его дочери (и их мужья). На этой территории тевтонцами были построены замки Миилия (лат. Кастеллум Регис) и Монфор (нем. Штаркенберг), куда они и перенесли свою резиденцию (1229).

Ещё большей загадкой является местонахождение зданий, принадлежавших странноприимному ордену св. Лазаря (ордена прокажённых) и ордену св.Фомы Аквинского. От эпохи крестовых походов в Акко сохранились остатки порта, руины волнолома и маяка. Раскопана и превращена в подземный музей часть крепости иоаннитов 12 в., хотя, на наш взгляд, здесь слишком много «новодела»: колонны забетонированы, для удобства посетителей настелены аккуратные деревянные полы. В музее можно осмотреть несколько залов, трапезную и даже средневековый туалет.

Так называемый «тоннель тамплиеров», длиной 350 м, по одной из версий соединял крепость тамплиеров (остатки которой до сих пор не обнаружены) с их же участком в порту. Над туннелем располагался «домен» короля, на который святые рыцари предпочитали не заходить. Другая версия становится очевидной, когда Вы спускаетесь в тоннель.  Он проходит над ручьём, впадающим в Средиземное море. Возможно, ранее сюда спускались люди за водой. Когда эль-Джаззар создавая «новый» город засыпал землёй развалины крестоносцев, ручей оказался в глубоком овраге. Его стены были выложены камнем, оборудованы спуски, а сверху созданы обычные арочные своды – и никаких следов романской архитектуры. Туннель был забыт и случайно найден в 1994 г. при починке канализации. После расчистки в 1999 г., западный участок тоннеля был открыт для публики.

Рис. В «тоннеле тамплиеров»

Мамлюкское завоевание 1291 г. привело к разрушению Акко, причём некоторые мешавшие обзору руины были разобраны уже в 18-19 вв. в ходе возведения новых стен (турецкий город по площади меньше Акко эпохи святых рыцарей). В отличие от многих других крепостей, Акко не был захвачен султаном Байбарсом, умершим в Дамаске в 1277 г. В 1280 г. на мамлюкский престол был возведен султан Аль-Малик аль-Мансур Калаун, который скончался через 9 лет, осаждая Акко. Сын Калауна,  Аль-Малик Аль-Ашраф Халиль, подчинил Сирию, но в 1293 г. был убит в Дамаске. Он-то и захватил Акко 14 августа 1291 г. Мусульмане вырезали большую часть христианского и еврейского населения, а руководитель обороны – патриарх-доминиканец Никола де-Ханапе (Nicolas de Hannapes), утонул при попытке покинуть город морем.

Акко был восстановлен лишь в середине 14 в., тогда же здесь вновь возникла еврейская община. После присоединения к Османской империи при султане Селиме I (1517), Акко снова стал важным портом. На рубеже 16-17 вв. городом управлял друз Фахр ад–Дин II, властитель Ливана и Галилеи в 1590—1633 гг., начавший отстраивать Акко. В 1635 г. он был казнён в Стамбуле, и в развитии города наступила пауза.

В середине 18 в. правителем Галилеи стал бедуинский шейх Даэр эль-Омар, сделавший Акко своей столицей. В городе началась масштабная реконструкция и возведение новых стен. Даже центральная турецкая власть была вынуждена признать легитимность этого талантливого лидера. В 1768 г. Даэр стал официально называться «шейхом Акко, эмиром Назарета, Тверии, Цфата и шейхом всей Галилеи». Рассказывают, что овладев портами Даэр договорился с мальтийскими пиратами-христианами о свободном проходе его кораблей в южные гавани Европы. Пираты делились с ним добычей с захваченных судов, а Даэр – товарами, собранными с караванов в Дамаск и Мекку.

В отличие от многих восточных правителей Даэр уделял большое внимание развитию экономики. Он не слишком «выкручивал руки» крестьянам, и установил монополию на выращиваемый в Галилее хлопок. Центр экспорта последнего, Акко, переживал экономический бум благодаря связям с Францией. В 1770-1775 гг. Даэр вёл войны с турками, был осаждён в  Акко силами адмирала Хасана-паши, пытался бежать, но был застрелен собственными солдатами, подкупленными турками. Рассказывают, что 86-летний шейх замешкался, ожидая молодую и самую любимую жену.

В 1775 г. настала эпоха 30-летнего правления Ахмада эль-Джаззара (букв. «мясник», араб.), отразившего в 1799 г. осаду Наполеона.  Ахмад формально именовался Сидонским пашой, имел звание визиря и начиная с 1790 г. пять раз «по-совместительству» назначался пашой Дамаска (в то время турки, пытаясь остановить коррупцию на местах, практиковали ежегодную смену губернаторов и судей). Центром своей провинции – вилайета или пашалыка – эль-Джаззар сделал не Сидон, а Акко, который отстроил заново.

18 марта 1799 г. армия Наполеона Бонапарта, выступившая из Каира в поход в Сирию, подошла к Акко. 62 дня длилась осада. Обороной руководил французский офицер, инженер-монархист Ле Пика де Фелиппо. Английский флот снабжал крепость подкреплением и продовольствием. Благодаря еврейскому советнику Хаиму Фархи, английскому адмиралу Сидни Смиту, прикрывавшему Акко с моря, и Фелиппо, эль-Джаззар смог противостоять осаде города тринадцатитысячной армией Наполеона.

В начале мая к стенам Акко были доставлены тяжёлые французские пушки, которые пришлось выгружать в Тантуре (порт Хайфа простреливался английской артиллерией). В тот же день к Джаззару подошло турецкое подкрепление. Под давлением С.Смита эмир позволил туркам войти в город, хотя сомневался в истинных намерениях Порты. В дни решающих сражений 7-10 мая 1799 г. эль-Джаззар использовал элемент неожиданности – дал возможность французам проникнуть в город в районе северо-восточной башни через сделанный ими пролом. К изумлению «галлов» перед ними выросла возведённая Джаззаром и Фелиппо новая стена, о существовании которой они не подозревали.  Вырвавшись из пролома, французские солдаты оказывались под обстрелом турецких пушек. Потери были велики, и в итоге Наполеон послал на штурм даже штабных офицеров. Эль-Джаззар не пытался заделать эту брешь, хладнокровно расстреливая французов между стенами. 10 мая Наполеон снял осаду и, приказав расстрелять по городу весь боезапас (особенно пострадала мечеть эль-Джаззара), в ночь с 20 на 21 мая 1799 г. отступил от Акко в Египет. Французского полководца волновали охватившая его стан эпидемия чумы и вести о готовящейся англо-турецкой атаке на Египет, которую он, вернувшись в страну фараонов в начале июня, успел отразить 25 июля 1799 г. под Абукиром. И после этого эль-Джаззар продолжал укреплять старые и возводить новые стены. Основные работы закончились в 1801 г. – это, в основном, те стены, которые мы видим сегодня. Было построено 9 новых башен и прорыт глубокий и широкий ров, заполненный водой. На стенах и башнях установлены новые пушки, которые полностью простреливали все подходы к городу со стороны моря и суши. Доступ к стенам был разрешен только по специальным пропускам.

Об эль-Джаззаре ходит множество легенд. Он конфликтовал с французскими торговцами и в 1790 г. выслал их из Акко, буквально уничтожив своими руками «курицу, несущую золотые яйца». При всей изворотливости в общении со стамбульскими властями ему не хватало понимания экономических законов: в отличие от Даэра он предпочитал политику «закручивания гаек». Развитие Галилеи фактически прекратилось, хотя Ахмад был в силах изымать нужные суммы на подкуп турецкой администрации, «официальную» уплату налогов и содержание личной армии и небольшого флота. Своим «солдатам удачи» он платил больше, тренировал и снаряжал их лучше, чем это делалось в регулярной турецкой армии. Неёмники имели боевой опыт, накопленный при подавлении восстаний. Однако в 1789 г. они подняли бунт под руководством своего командира Селима-паши. Дворец эль-Джаззара был разграблен, гарем изнасилован, а сам правитель остался без войска. И здесь Ахмад продемонстрировал недюжинную находчивость: он вооружил горожан и под покровом ночи совершил вылазку в стан наёмников.

Месть эль-Джаззара была страшной. Были казнены не только участники бунта, но и многие женщины гарема (за связь с солдатами Селима-паши). После этого Ахмад уже не стеснялся убивать и калечить тех, кто казался ему подозрительным. Хаиму Фархи, своей «правой руке» и автору искусной дипломатический переписки (а как ещё можно было удержаться у власти 30 лет при принятой ежегодной сменяемости) за неизвестные прегрешения он приказал отрезать ухо, кончик носа и выколоть глаз. После смерти эмира рассказы о его жестокостях продолжали обрастать новыми подробностями…

Эль-Джаззару наследовал бывший правитель («вали») Триполи Сулейман-паша (1805), а затем сын одного из местных сановников Абдалла-паша (1818). Обоих привёл к власти, добившись согласия стамбульских «боссов», Хаим Фархи. В годы правления Сулеймана-паши он фактически выполнял роль главы правительства – самый высокий пост, который занимали иудеи со времён восстания Бар-Кохбы (132-135). Боясь слишком большого влияния Фархи, Абдалла казнил его в 1820 г. Дамасские братья Хаима Рафаэль и Шломо собрали ополчение и пытались штурмовать город, но безуспешно.

В 1804 г. Сулейман-паша приступил к усилению северной и западной стен (со стороны суши) и строительству наружного рва. Он укрепил стены со стороны моря, используя громадные блоки из построек крестоносцев. В 1840 г. во время взрыва склада оружия пострадала большая часть внутренней и наружной стены со стороны моря. Позже многие стены были разрушены, как мешавшие развитию Акко. В 1910 г. было пробито два больших прохода в северной стене, и началось возведение нового Акко за стенами Старого города.

В 1831 г.  Акко был завоёван египетской армией Ибрагима-паши. 4 ноября 1840 г. после обстрела города британо-франко-австрийской флотилией он был возвращен Турции. Египетское завоевание Эрец-Исраэль в 1831 г. способствовало развитию Хайфы и упадку Акко. С появлением пароходов, вход в порт Хайфы оказался удобнее аккского, и часть жителей Акко перебралась в Хайфу.

В 1868 г. к пожизненному заключению в Акко был приговорён основатель бахайской религии Бахаулла (Мирза Хусейн Али). Через пять лет он был освобождён и поселился в окрестностях города; здесь же в красивом парке находится его усыпальница. Парк расположен в двух километрах к северу от Акко у шоссе №4. Его называют эль-Бахаджия или Бахджи. Это священное место для последователей бахайского вероучения. Домик, в котором Бахаулла жил до 1892 г., построен Амидом Турки в 1870 г. Сегодня это музей, в котором выставлены многочисленные рукописи и книги. В Старом городе есть принадлежащее приверженцам этой религии большое белое здание – Дом Бахаев.

В 1918 г. город сдался английским войскам генерала Э. Алленби и был превращён в административный центр северного округа. В расположенной на северо-западе Старого города османской крепости, служившей дворцом правителей Акко, казармой, оружейным складом и тюрьмой, британцы оборудовали тюрьму, где, в частности, держали еврейских политзаключённых, в том числе, журналиста и политического деятеля Владимира (Зеева) Жаботинского (за попытку организации обороны Еврейского квартала в Иерусалиме в ходе арабских волнений 1920 г.). В 1912 г. сюда, в ещё турецкую крепость, были посажены члены организации ха-Шомер («страж», ивр.) Хаим Штурман и Цви Нисанов по обвинению в попытке отомстить за смерть Ехезкеля Нисанова, убитого неподалеку от деревни Шарона.  Сегодня здесь располагается «Музей еврейского подполья».

Первым казнённым в тюрьме бойцом сопротивления стал член Иргуна (Иргун Цваи Леуми, букв. «национальная военная организация», сокращённо Иргун, букв. «организация», акроним Эцель) Шломо Бен-Йосеф. В 1938 г. Бен-Иосеф, Шалом Зурабин (Журавин) и Авраам Шейн бросили гранату и обстреляли арабский автобус на дороге Рош-Пина – Цфат. Граната не взорвалась, и никто не погиб. Бен-Иосеф и Шейн были приговорены к смертной казни (приговор Шейну затем отменен в связи с несовершеннолетием), а Ш. Зурабин – к  помещению в клинику для душевнобольных.

Постепенно заключённые выяснили, что их камеры расположены над засыпанными эль-Джаззаром залами госпитальеров. Они начали рыть вертикальный тоннель с целью побега через крипту крестоносцев, но, в результате, побег был устроен по-другому: 4 мая 1947 г. в результате нападения был освобождён 41 еврейский подпольщик, а в возникшей суматохе убежали 214 арабов.

Еврейские участники побега принадлежали к Иргуну и ещё более правой организации Лехи (Лохамей Херут Исраэль, букв. «Борцы за свободу Израиля»). Они были разделены на три группы. Члены Иргуна, осуществлявшие поддержку с внешней стороны были одеты в английскую форму. Под видом починки телефонного провода, двое саперов поднялись на крышу в районе бани Хаммам эль-Баша (действовала до 1950 г., сейчас здесь Музей турецких бань). Один из сапёров вскарабкался наверх по приставной лестнице и подвесил взрывчатку на решетки двух тюремных окон. Услышав взрыв, узники подорвали двое железных ворот в коридоре и тремя группами добрались до места прорыва. Вырвавшись на свободу и пробежав через арабский рынок они сели в ожидавшие их три машины и уехали. Одна из машин временно заглохла, и ёё пришлось толкать. В тюрьме царил хаос, метались люди. Однако англичане успели перекрыть шоссе Хайфа-Акко – было воскресенье и на море отдыхало немало солдат, которые, услышав взрыв, бросились с оружием к дороге. В перестрелке две машины были подбиты, одной удалось скрыться. Погибли или позже скончались от ран три бойца нападавшего отряда и шесть освобожденных. Часть подпольщиков разбежалась, и была позже схвачена. Некоторые члены группы поддержки, прикрывавшие операцию, были арестованы британцами на сторожевых постах за пределами города. Восемь англичан были ранены, из которых пять – в результате взрыва мины, установленной бойцами Иргуна на шоссе. Всего было поймано одиннадцать человек, трое из которых – Авшалом Хавив, Яаков Вайс и Меир Накар – казнены через повешение 29 июля 1947 г. (всего в годы Британского правления в Акко были казнены 9 евреев).

В ходе операции не погиб ни один английский солдат. История о том, что в бане был «женский день», и возникшая суматоха помешала британцам организовать преследование остаётся, по-видимому, красивой легендой. После смерти Хавива, Вайса и Накара, 31 июля 1947 г., Иргун сообщил об ответной казни двух английских сержантов…

По плану раздела Палестины Акко должен был отойти к арабскому государству, но 17 мая 1948 г. в ходе операции Бен-Ами Акко заняла бригада Кармели, и приблизительно 8 из 12 тысяч живших там арабов бежали.

Сейчас Акко развивается за стенами Старого города. В городе немало репатриантов. В середине 1960 г. евреи покинули Старый город, переселились в новый, а Старый город превратился в центр туризма. Акко является административным центром Западной Галилеи, в нём действуют филиалы и отделения министерств, общественных учреждений и суда. Есть здесь и академический колледж, в котором можно получить первую степень (бакалавра) университета Бар-Илан. В городе живут около 50 тыс. человек, в том числе примерно 16 тыс. арабов; в Старом городе – только арабское население (5.5 тыс. человек) (2010).

Рядом со Старым городом, на ул. Каплан, 13, находится красивая двухэтажная тунисская синагога Ор ха-Тора (букв. «Свет Торы»), стены и потолки которой украшены мозаиками, рассказывающими об Израиле и его народе, с древнейших времен и до наших дней. Это современное здание, построенное на пожертвования. На первом этаже расположена библиотека, а на втором – зал для молитвы.

Источники:

1. Акко. Электронная Еврейская Энциклопедия (http://www.eleven.co.il/article/10115)
2. Дов Шперлинг. Взошедшие на эшафот. Авшалом Хавив, Яаков Вайс и Меир Накар (http://gazeta.rjews.net/Lib/eshafot/eshafot5.html)
3. Jan Gitlin, The Conquest of Acre Fortress, Hadar Pub. House, 4th edition, Tel Aviv, 1974, 168 pp.
4. Adrian J. Boas, Archaeology of the military orders: a survey of the urban centres, rural settlement and castles of the Military Orders in the Latin East (c. 1120-1291), Taylor & Francis, 2008, ISBN 978-0415487238 – 318 pp.
5. ‘נתן שור, תולדות ארץ ישראל מן התקופכ הפריהיסטורית עד ימינו, הוצאת דביר, תל אביב, 1998, 355 עמ