Поездка кайзера Вильгельма II в Иерусалим. Её история и значение

Юрген Крюгер (сокр. перевод с немецкого гида Тани Вишневецкой)

Поездка на восток кайзера Вильгельма II осенью 1898 г. всегда привлекала к себе большое внимание. Поездка эта была частым предметом обсуждения в среде современников. И сегодня, когда речь заходит о политике кайзера, она нередко выступает отправной точкой подобных дискуссий. Экономические цели поездки многие исследователи ставят выше политических, что же касается религиозных аспектов, то в научных кругах к ним не принято относиться слишком серьезно. В этой статье рассматриваются религиозные цели поездки, показывается, насколько они были важны для кайзера. И здесь можно говорить о целях этого путешествия: выступить выразителем церкви, как государственного учреждения и сыграть роль нового императора Константина – стать объединителем всех христианских конфессий Германии.


Кайзер Вильгельм II (слева) и император Николай II, обменявшиеся униформами (1905) (фото: Bundesarchiv Bild 183-R43302, Wikipedia)

Организация поездки

В качестве первого современного путешествующего государя Вильгельм II проложил путь будущим туристам. От Северного мыса до Константинополя, по всей Европе он чувствовал себя как дома. Поездки эти, помимо внешнего впечатления, которое они производили на современников, следовали внутренней логике. Почти всегда это были маршруты по следам исторического прошлого. Как интересующийся историей человек, живший в XIX веке, кайзер хорошо подходил для подобного рода путешествий. Есть карикатура, на которой изображена встреча двух Вильгельмов, плывущих по Северному и Средиземному морям, соответственно. Эта карикатура была не очень далека от действительности.

Кабинет Вильгельма был привычен к поездкам и умел решать сложные вопросы, избегая политических осложнений. Однако в данном случае к организации поездки была подключена английская туристическая компания – агентство Кука. Речь шла об огромном количестве сопровождающих, среди которых были не только члены правительства и служители церкви, но и простые паломники. Нужно было заниматься перевозкой и обустройством большого числа людей, арендовать морской транспорт, предоставить различным группам жилье по приемлемым ценам и, наконец, разработать туристические маршруты – ведь не все могли находиться рядом с кайзером. Новшеством было и то, что по случаю визита в Палестину были выпущены открытки с изображением Его величества или императорской четы на фоне видов тех мест, которые предполагалось посетить. Открытки продавались тем, кто присоединился к паломничеству и предназначались для отправки по почте или для коллекционирования. О каждом этапе поездки сообщалось в газетах. “Illustrierte Zeitung” издавала специальное приложение, посвященное миссии Вильгельма. По окончанию путешествия были выпущены памятные издания.

Ход и программа поездки

На пути Вильгельма II на Святую Землю было много промежуточных остановок. Целью было не быстрейшее достижение определённых мест, а следование заранее намеченному плану. Вначале кайзер и сопровождающие его лица на поездах добрались до Венеции – порта, откуда паломники традиционно отплывали в восточную часть Средиземноморья. Первым пунктом был Константинополь, в прошлом столица Византии, а ныне главный город Османской империи. Здесь кайзер встретился с турецким султаном. Затем поездка продолжилась по путям, связанным с важнейшими историческими событиями, в направлении к главной цели – Иерусалиму. Простое перечисление мест говорит о том, что путешествие было спланировано не только, как повторение маршрута крестоносцев на Святую Землю, но и как возвращение в историческое прошлое. Из Венеции, когда-то завоёванной Константинополем, через Византию назад к истокам, в библейские времена.

Из древнейшего Иерусалима начиналось возвращение в сегодняшний день. Путь пролегал через Дамаск и Баальбек, бывших некогда частью Римской империи, а затем арабского халифата ко двору современного правителя – османского султана.

Иерусалим во многих смыслах был венцом програмы. Место это имело наибольшее историческое и религиозное значение, поэтому пребывание Вильгельма в Иерусалиме было обставлено пышнее, чем в других городах. Программа Вильгельма в Святом городе была очень насыщенной. Она имела туристическую и религиозную направленность. На Храмовой горе Вильгельм осмотрел Купол скалы и мечеть Аль-Аксу. Храм Гроба Господня произвел на кайзера и особенно на его супругу очень сильное впечатление. Для неё было огромным потрясением находиться в месте Страстей Христовых (во всяком случае на территории, традиционно с ними связанной). Программа была расписана по минутам. Все вертелось вокруг двух главных событий: освящения лютеранской Церкви Спасителя (Искупителя; англ. Church of the Redeemer, нем. Erlöserkirche)1 и получения немцами участка на Сионской горе.


Западные ворота и колокольня Церкви Спасителя (фото: Wikipedia)

Визит в Иерусалим был приурочен к 31 октября – дню, когда протестанты Германии отмечают праздник Реформации. В этот день с утра была торжественно освящена Церковь Спасителя. Постройкой её с большим или меньшим успехом прусский правящий дом занимался порядка тридцати лет, с того момента, когда отец Вильгельма кронпринц Фридрих Вильгельм, впоследствии кайзер Фридрих III, приобрел в 1869 г. участок земли на месте будущей церкви. Когда Вильгельм оказался на троне, он начал активно продвигать это строительство, а затем лично принял участие в церемонии освящения. К тому времени храмы в Иерусалиме имели многие европейские державы. Французам, например, принадлежала Санта Анна, были свои церкви у англичан и у русских. Теперь и у Германской империи появилась своя церковь. По внешнему виду церковь Спасителя напоминала средневековую церковь Санта Мария Латина, когда-то располагавшуюся на территории комплекса странноприимных домов, принадлежавших ордену госпитальеров на Муристане. Это был самый большой рыцарский комплекс Иерусалима.

Во второй половине дня Вильгельм направился на Сионскую гору, чтобы за пределами городских стен принять в дар от султана участок земли. На Сионской горе в средние века находился одноимённый монастырь. Здесь, согласно традиции, была Тайная вечеря (само помещение сегодня можно увидеть сохранившимся со времен средневековья), здесь произошло Успение девы Марии, и здесь же по традиции показывают гробницу царя Давида. Это место огромной религиозной важности для христиан, евреев и мусульман. К моменту визита эта территория была мусульманской религиозной собственностью – «вакфом». Вильгельму удалось приобрести небольшой участок лишь благодаря интенсивным переговорам, увенчавшихся успехом незадолго до поездки. Этот участок, расположенный рядом с Горницей Тайной Вечери, кайзер немедленно передал католикам Германии, чтобы и они построили свой храм на Святой Земле. Сегодня это действующее аббатство Дормицион.

Помимо главных событий, произошедших 31 октября, заслуживают внимания два эпизода, случившихся в другие дни: поездки в Вифлеем и на Масличную гору.

В Вифлееме Вильгельм и Августа Виктория посетили Храм Рождества Христова и лютеранскую церковь Рождества, построенную за несколько лет до этого Людвигом Шнеллером. Начиная с 1890 г. императорская чета заботилась о судьбе этой церкви, способствовала тому, чтобы придать храму его нынешний облик. Украшением церкви стала построенная на пожертвования кайзера и его супруги колокольня, с которой открывался великолепный вид. Во время посещения церкви кайзер произнес программную речь. Он говорил о единстве всех христиан. О том, что ему больно видеть, что в таких местах, как Храм Рождества Христова, различные конфессии выясняют отношения между собой. То, что речь была произнесена именно в Вифлееме, а не в Иерусалиме имело под собой историческую подоплеку. Именно в Вифлееме вспыхнул за 50 лет до этого конфликт, когда установленная на месте Рождества серебряная звезда2 исчезла и присутствующие в храме конфессии – францисканцы, греки и армяне – стали обвинять друг друга в её пропаже. Позже в спор вмешались европейские державы, такие как Англия, Франция и Россия, и пропажа звезды стала поводом для начала первой современной кровопролитной войны3. Таким образом, речь Вильгельма, помимо отражения действительности, имела огромное политическое значение.


Лютеранская церковь Рождества в Вифлееме (фото: metaltraveller.com)

На следующий день после освящения церкви Спасителя и посещения Сионской горы кайзер отправился на Масличную гору с частной поездкой. Его провезли по новой, специально проложенной дороге. В Гефсиманском саду на месте, где согласно традиции Христос был арестован, Вильгельм сорвал веточку оливкового дерева. Эта веточка позже была заключена в рамку и выставлена в императорском замке. В 1918 г. отправляясь в изгнание в Доорн (Нидерланды) Вильгельм взял эту веточку с собой.4 Ещё в 1869 г. отец Вильгельма, будучи кронпринцем, посетил Гефсиманию, и это место глубоко его тронуло. Многие почти не обращают внимания на тот факт, что кайзер по сути шёл по стопам отца. В том, что касается его проектов на Святой Земле, это утверждение верно вдвойне. Фридрих III, например, завещал похоронить себя в круглом здании, по форме напоминавшем ротонду Храма Гроба Господня. Эта круглая капелла согласно его желанию была возведена на территории Потсдамской кладбищенской церкви.

С территории русского монастыря на Масличной горе Вильгельм наслаждался великолепной панорамой: на востоке можно было разглядеть Мёртвое море и горы Иордании; на западе как на ладони лежал Иерусалим. Этот пейзаж помимо географического нёс в себе огромное историческое и религиозное значение. Это был взгляд в прошлое, когда Моисей смотрел на Землю Обетованную с другого берега реки Иордан, когда евреи сделали Храмовую гору и Иерусалим историческим и религиозным центром, когда развивались евангельские события, завершившиеся Вознесением Христовым с вершины Масличной горы. И мы начинаем лучше понимать следующий шаг Вильгельма.

Немецкая протестантская община Иерусалима гордилась тем, что принимает у себя кайзера. Она вручила ему подарки, среди которых самыми дорогими были сделанная из оливкового дерева подставка для чтения, к которой прилагалась больших размеров Библия в обложке, также вырезанной из оливкового дерева. Оба дара он принял с признательностью и увез вначале на родину, а позже и в изгнание. У общины была просьба. Ей нужны были дополнительные помещения и участок земли. Необходимо было построить дом для епископа общины, нужна была гостиница для огромного количества паломников. Подданные как будто прочитали мысли монарха, и визит можно считать началом нового проекта – создания комплекса Августа Виктория на Масличной горе Но пока кайзер лишь обещал заняться этой просьбой.

Прибыв в Берлин Вильгельм распределил обязанности. Прусскому консулу было поручено подыскать участок, который соответствовал бы потребностям гостиницы для паломников и располагался бы на Масличной горе. Смогла бы осуществиться мечта кайзера: немецкая община получала в свое распоряжение дополнительные помещения, немецкие паломники-протестанты – огромный странноприимный дом, а все вместе – ещё один храм для богослужений. Приобретенный в 1903 г. участок обладал многими преимуществами. Он не был застроен. Оттуда открывался великолепный вид. Колокольня церкви имела все шансы стать самым высоким зданием в Иерусалиме, превышая по высоте колокольню расположенного по соседству Спасо-Вознесенского монастыря. На недостаток  – удалённость места от города и паломнических путей – тогда не обратили внимания. А это даёт о себе знать и сегодня.

Ещё одной просьбой к кайзеру в ходе его визита была поддержка научных исследований. И спустя несколько лет был основан «Немецкий евангелистский институт по изучению древностей Святой Земли». Значимость этого учреждения после Первой и Второй мировых войн уменьшилась, в его работе были перерывы. Но в данном случае важно то, что изучение Святой Земли шло непосредственно в Иерусалиме, а не так, как это было принято ранее: на территории Европы. Институт стал примером для будущих подобных организаций, таких, как английский и американский институты изучения Святой Земли.

Значение поездки

Поездка была одним из главных событий в жизни кайзера. В те времена такого рода путешествия не были обыденным делом, особенно, если речь заходит о политике или монархе. То, что Вильгельм вспоминал о ней всю оставшуюся жизнь, мы уже писали. Однако возникает вопрос, какую роль играла эта поездка в его политике, и здесь следует вспомнить, что она была приурочена ко дню Реформации.

31 октября 1517 г. М. Лютер прибил 95 тезисов на ворота Замковой церкви в Виттенберге. Во времена Вильгельма эта дата не была праздничным днем для всех немцев. В каждой земле был свой собственный праздник Реформации. День, когда тот или иной ландфюрст в XVI веке решил провести реформу церкви. И только в XIX веке возникла тенденция, связанная с введением единого праздника. Первый общегерманский День Реформации отмечался 31 октября 1892 г., уже при Вильгельме. В этот день была завершена реставрация упомянутой церкви, к воротам которой Лютер прибил свои тезисы, в которой он проповедовал, и в стенах которой нашел последний покой.  Этот храм стал главным символом протестантской Германии.

В своей политической деятельности кайзер преследовал две цели. Во-первых, он хотел превратить протестантскую церковь в единую политическую силу. Внешним проявлением этой тенденции стало восстановление храмов при средневековых замках. Во-вторых, он старался не допустить конфликта с католиками. Так называемая «культурная борьба»5 была на время прекращена. На горизонте появился новый враг – социализм, против которого церковь должна была выступить единым фронтом. Социальный вопрос стал главной проблемой XIX века. Повсеместный рост городов привел к обнищанию широких масс, к появлению кварталов бедноты, на что правящая верхушка взирала, опустив руки. Возникли новые политические силы. Карл Маркс сформулировал свои тезисы. Была образована социалистическая партия. Монархия поначалу не знала, как ответить на этот вызов времени, и её ответом стало усиление роли церкви. Церковь обещала народным массам облегчение их участи. Но, не имея высочайшей поддержки, она не могла осуществлять свою миссию в полной мере. Вскоре после восшествия четы Вильгельма II и Августы Виктории на престол было основано общество по строительству церквей в Берлине: нужно было обеспечить храмами разросшийся за последние десятилетия город.

Следующей задачей было создание новой церковной символики. Как уже указывалось, после долгих подготовительных работ в течение четырех лет восстанавливается Замковая церковь (нем. Schlosskirche) в городе Виттенберг. Её колокольня, изначально одна из башен замка, стала символом единения церкви. На территории башни была установлена табличка со словами: «Прочная крепость наш Господь». Это одна из известнейших песен Лютера, текст которой восходит к Псалмам. Ни в одном архитектурном сооружении это выражение «прочная крепость» не нашло такого воплощения, как в башне Виттенбергского замка. В нижней части церкви эта идея нашла выражение в виде стасидий6 для курфюрстов. Стасидии, которые как правило располагаются в кафедральной части многих католических церквей, стали местами, которые Вильгельм приготовил для курфюрстов. Так было продемонстрировано единство церкви и власти перед лицом нового врага – социализма.


Башня замковой церкви в Виттенберге (фото: Wikipedia)

Ещё одним этапом на пути к усилению роли церкви стал Иерусалим. «Сначала Виттенберг, затем Иерусалим» – это был девиз протестантов, и строительство храмов стало воплощением этого девиза в жизнь. В Иерусалиме была возведена лютеранская церковь7, но речь шла о большем. Не зря в Вифлееме и при любой возможности кайзер говорил о единстве церкви. Через 12 лет после поездки Вильгельма в Палестину эта идея нашла свое воплощение. В один и тот же день, 10 апреля 1910 г., освящаются аббатство Дормицион и комплекс Августа Виктория на Сионской и Масличной горе, соответственно. Католики и протестанты празднуют эти события одновременно. Вильгельм действительно хотел быть кайзером ВСЕХ немцев.

Аббатство Агиа Мария Сион (быв. Дормицион) (фото: Wikipedia)

Комплекс Августа Виктория


Интерьер храма Вознесения в комплексе Августа Виктория



Церковь Вознесения. Потолок храма (фото внизу: Wikipedia)

Однако в визите кайзера в Иерусалим есть ещё одна деталь: стремление предстать в роли нового императора Константина Великого.

Вильгельм II в роли нового императора Константина

При непосредственном участии императорской четы были построены три протестантские церкви: скромный храм Рождества в Вифлееме8, храм Спасителя в Старом городе Иерусалима и церковь на Масличной горе. В их расположении просматривается близость к храмам, возведённым в IV веке Константином Великим. Два из последних, посвящённые Рождеству и Воскресению, частично сохранились и общеизвестны; третий был обнаружен археологами на Масличной горе. Храмы Вильгельма в какой-то мере дублируют константиновские.

После победы в битве у Мульвийского моста9 Константин провозглашает христианство разрешенной религией. А затем приступает к строительству храмов. Возводятся Латеранская базилика10 и церковь над могилой Петра в Риме. Позже начинается строительство в Иерусалиме. Константин стремится к объединению церкви, которая уже тогда погрязла в раздорах. В 325 г. он созывает Никейский собор, который среди прочего формулирует Символ Веры. После внесения незначительных поправок в Константинополе в 381 г., этот текст принимает форму Никео-Константинопольского Символа Веры, который мы признаём и сейчас. Постройки Константина в Иерусалиме отражают этот Символ Веры. Человеческой природе Христа посвящены храмы, отмечающие места его Рождества, Смерти и Вознесения. Неподалёку от них строятся и храмы кайзера. Завершение работ в двух из этих церквей он курировал лично и даже принял участие в оформлении их внешнего облика. А церковь на Масличной горе начала возводиться по его инициативе. Остается ответить на вопрос: нашло ли это отражение в архитектуре или здесь возобладал средневековый, а не византийский стиль?

Византийское влияние можно увидеть в первую очередь в церкви Спасителя. В её апсиде есть мозаичный медальон, на котором изображён лик Христа (его установка была особым пожеланием кайзера). Благодаря медальону, апсида церкви стала напоминать апсиду Латеранской базилики – первой церкви, построенной Константином для римского епископа (в апсиде этого храма находилось похожее изображение). Здесь Вильгельм как бы обыгрывает мотив своего союза с епископом (точнее, с Папой Римским), союза, который был заключен Константином, и который Вильгельм хотел вернуть к жизни. В Иерусалиме до сих пор сохранились свидетельства этих намерений.


Церковь Спасителя. Медальон с ликом Христа в апсиде храма (фото: Wikipedia)

Заказать экскурсию у гида Татьяны Вишневецкой можно по тел: +972-542-283706.

Примечания (И. Ц.):

1.  Иначе Церкви Христа Искупителя, нем. Erlöserkirche.
2.  Установлена в 1717 г. католиками.
3.  Крымская война 1853-1856.
4. Правительство Веймарской республики позволило экс-императору вывезти в Голландию 23 вагона мебели, а также 27 различных контейнеров с вещами, в том числе автомобиль и лодку из Нового дворца в Потсдаме (http://ru.wikipedia.org).
5. «Культурная борьба» (нем. Kulturkampf) – борьба немецких национал-либералов и канцлера Отто фон Бисмарка против католической партии Центра и притязаний католической церкви при папе Пии IX. Объединение Германии в январе 1871 г. могло произойти либо под эгидой католической Австрии, либо протестантской Пруссии. В итоге, был выбран второй вариант. Католики, культурно и конфессионально связанные с Австрией, например, в Баварии, оказались в объединенной Германии «пятой колонной». В парламенте они были представлены крупной партией Центра, находившейся в оппозиции к Бисмарку. Опасаясь стремлений католического духовенства к обособлению под влиянием решений Ватиканского собора, таких как догмат о безошибочности папы в вопросах веры и морали, правительство перешло к новой системе церковно-государственного права. Первым шагом было изгнание из Германии ордена иезуитов (1872), затем последовали знаменитые «майские законы» (11, 12 и 13 мая 1873 г.), которыми устанавливался строгий контроль государства над школами, назначениями на церковные должности, отношениями между духовенством и паствой. Органами надзора, кроме общих полицейских учреждений, с обер-президентами и министром во главе, стал специальный государственный суд для церковных дел. Были закрыты многие монастыри. Новым законам было подчинено не только католическое, но и евангелическое духовенство; однако, первое, как более пострадавшее, начало движение протеста. Прусское правительство отвечало прекращением всех выдач на католическую церковь из средств казначейства и новыми законами об управлении церковными имуществами и диоцезами (1875-1876). На стороне преследуемых католических епископов выступил папа римский. Партия Центра усилилась и в союзе с другими представляла опасную силу. Для борьбы с социал-демократией и проведения других мер были нужны голоса центра – и правительство пошло на уступки: большая часть майских законов была отменена (согл. Т.Вишневецкой и русской версии 
Wikipedia).
6. Деревянное кресло с откидным сидением, высокой спинкой и подлокотниками.
7. Церковь Спасителя (Искупителя).
8. Строительство церкви началось в 1886 и было закончено в 1893 гг.
9. В октябре 312 г. у ворот Рима.
10. Другое название: Собор Иоанна Крестителя.

Опубликовано 17 июля 2012 года

Добавить отзыв

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.